Пионерская организация и роль вожатого в ней

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пионерская организация и роль вожатого в ней

Калимулина К.А. 1
1МБОУ "Подвязновская СШ"
Шилова С.А. 1
1МБОУ "Подвязновская СШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Одна у них радость, одно у них детство;

К мечте своей, взявшись за руки, идут! 
  Александр Некрасов 

19 мая 2022 года исполнилось 100 лет со дня основания Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Когда в школе нам рассказывали про работу пионерской организации, школьную жизнь пионеров, их внеклассную деятельность, я заинтересовалась этой темой. Поговорив с учителями, я выяснила, что многие из них были пионерами, а некоторые работали пионервожатыми. Так была выбрана тема исследовательской работы, в которой мне хотелось бы выяснить, какова была роль пионервожатого в пионерской организации.

Пионерская организация – очень важная и значимая часть российской истории, через нее прошли многие поколения советских детей. Пионерия объединяла детей, прививала им основные ценности, дисциплинировала. Каждый ребенок стремился стать пионером и надеть красный галстук, пусть для этого порой и требовалось прыгнуть выше головы и стать «дисциплинированным» и «успевающим». Пионеры всегда были в первых рядах школьных дел, учебе, общественной деятельности. Работа пионерской организации строилась на основе самодеятельности детей и их инициативе, была направлена на развитие у них стремления к знаниям и умения активно использовать их в жизни.

Конечно, работа любой организации невозможна без руководителя, а если мы говорим про детей – без воспитателя, наставника. Вожатый — педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской общественной организации в СССР появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда — пионервожатый, «вожатый пионеров». Вместе с учителями, комсомольским активом, общественностью пионерский вожатый воспитывал у пионеров любовь и преданность Советской Родине, Коммунистической партии и народу, формировал у детей высокие моральные качества, постоянно развивал у них интерес к знаниям, воспитывал любовь к труду. Пионерский вожатый помогал юным ленинцам делать жизнь пионерских коллективов яркой и содержательной, вовлекал каждого пионера в работу звена, отряда, дружины. Пионерский вожатый - страстный, увлеченный своим делом человек, своей идейной убежденностью и личным примером он воспитывал у пионеров сознательную дисциплину, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности.

Вожатый – человек, ведущий детей по тропам жизни, старший друг, тот самый «значимый взрослый», который стоит у истоков детской самостоятельности, открывающий им в простых делах необъятность мира, дающий плоть словам: Родина, Долг, Достоинство, Честь, Верность, Дружба.

Непростое это дело - быть вожатым, организовать ребят, стать для них непререкаемым авторитетом.

Цель работы: изучить историю зарождения и становления пионерской организации, проследить роль пионервожатого в воспитании юных пионеров, оценить вклад пионервожатого в становление личности пионеров.

Задачи:

познакомиться с историей возникновения пионерской организации;

изучить архивные материалы школьного музея, связанные с историей пионерской организации;

узнать законы и традиции, существующие в детских объединениях;

записать воспоминания старших пионервожатых, которые работают в нашей школе.

Глава 1. Из истории пионерской организации.

Предпосылкой создания пионерской организации стала социальная ситуация в стране, вызванная последствиями Гражданской войны, которая длилась 5 лет (1917-1922г.г.). В результате боевых действий, а также из-за голода более 2-х миллионов детей остались без родителей, сиротами. Их нужно было не только взять под крыло, но и воспитать в общей идеологии, необходимой для того времени. Так появляется идея создания детской коммунистической организации, которую предложила Надежда Крупская.

За основу пионерской организации были взяты принципы скаутского движения, которое существовало в царской России. Скауты воспитывались в духе патриотизма, помощи ближнему и ответственности. После Гражданской войны скаутское движение было расформировано, и на смену ему пришла пионерия.

19 мая 1922 года решением II Всероссийской конференции комсомола для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет была основана пионерская организация. Это решение положило начало созданию пионерских отрядов во всех уголках нашей страны. На V съезде РКСМ (Революционный коммунистический союз молодёжи) утверждены важнейшие документы, закрепляющие создание в нашей стране детской коммунистической организации, - тезисы «Детское движение», Законы и Торжественное обещание юных пионеров.

Первоначально движение носило имя Спартака, а после смерти Ленина в 1924-м было названо в честь него. Работа пионерской организации проходила под руководством Центрального комитета комсомола.

Законы юных пионеров:

Пионер верен рабочему классу и коммунизму.

Пионер друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.

Пионер честен и правдив. Его слово - как гранит.

Пионер дисциплинирован.

Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.

Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.

Пионер чист в мыслях, словах и на деле.

Железный закон юных пионеров: «Буду стремиться всегда, везде, где это возможно, получать знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящихся.»

Торжественное обещание пионера Советского Союза:

«Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»

Символика пионерской организации.

Самыми значимыми символами, используемыми в деятельности Всесоюзной пионерии, являлись символы государственного суверенитета – Государственный флаг, Герб Советского Союза, Гимн СССР.

Пионерское знамя – символ чести и сплоченности пионеров, их верности делу революции, Коммунистической партии, социалистической Родине. (Приложение 1)

Отрядный флаг – частица дружинного знамени, символ чести и сплоченности пионеров отряда, знак принадлежности пионеров к конкретному пионерскому отряду. (Приложение 2)

Пионерский галстук – частица революционного Красного знамени, знак принадлежности к пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. (Приложение 3)

Пионерский значок с изображением барельефа В. И. Ленина, надписью «Всегда готов!» на фоне красной пятиконечной звезды и тремя языками пламени над звездой символизирует нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров, верность заветам В. И. Ленина и готовность пионера бороться за дето КПСС. Пионеры носили значок на левой стороне груди. (Приложение 4)

Пионерский салют - приветствие и символ верности пионеров идеям коммунизма и пролетарского интернационализма. Салютуя, пионер поднимает над головой правую руку с плотно сжатыми пальцами. Этот символический жест означает, что интересы Родины, Коммунистической партии Советского Союза, единство детей трудящихся пяти континентов, а также интересы пионерского коллектива юный ленинец ставит выше своих интересов. (Приложение 5)

Пионерские атрибуты.

Основными пионерскими атрибутами являлись горн (труба, фанфара) и барабан. (Приложение 6)

Являясь сигнальными музыкальными инструментами, горн и барабан предназначались для исполнения пионерских сигналов и сопровождения походов, шествий, парадов и других пионерских церемоний.

Горн и барабан хранились в пионерской комнате рядом с дружинным знаменем и пионерскими флажками.

Ответственность за сохранность горнов и барабанов несли назначенные советами отрядов горнисты и барабанщики, прошедшие специальную подготовку в кружках или индивидуально.

Пионерская форма.

В обычные дни она дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т. п.) надевалась парадная форма.

Парадная форма одежды для пионеров состояла из белой блузы и белой сорочки установленного образца (из блузы и сорочки голубого цвета для старших пионеров), серо-голубых шорт или брюк (для мальчиков), серо-голубых юбок (для девочек), пилоток такого же цвета, желтого пояса с металлической пряжкой и белых гольфов.

На левый рукав блузы и сорочки пионерской формы пришивался шеврон с изображением пионерского значка.

На сантиметр выше шеврона прикреплялись красные звездочки - знаки различия пионерского актива.

Прием в пионерскую организацию.

После обсуждения и открытого голосования на сборе пионерского отряда о приеме октябренка в пионерскую организацию получивший большинство голосов становился пионером и готовился к участию в ритуале торжественного повязывания красного галстука.

Этот ритуал проводился на торжественной линейке в школе, у памятников В. И. Ленину, героям революции, воинам Советской Армии, в музеях, Дворце пионеров и других памятных местах.

На линейке выступали гости, вручались подарки: книги о Ленине, комсомоле, пионерской организации, о юных героях.

Глава 2. Пионерская организация Ивановского края.

Детские объединения на территории Ивановского края существовали еще до 1917 г., основными из них были Майские союзы, объединения «потешных» и скаутов, их опыт был впоследствии частично использован в пионерской организации. С 1918 г. в губернии возникли многочисленные юк-скаутские отряды, которые в отдельных городах пользовались поддержкой всевобуча и комсомола, в то же время сохранились и некоторые бойскаутские объединения. Юк-скауты в Ивановском крае существовали вплоть до 1922-1923 гг.

По официальной советской версии первый пионерский отряд на территории Иваново-Вознесенской губернии был создан в августе 1922 г. на Нижней Уводской мануфактуре, в сентябре - октябре был организован пионерский отряд в Тейкове, в ноябре - 2 отряда в Наволоках и еще один в Иваново-Вознесенске (при Петрищевской фабрике), в марте 1923-го - два отряда в Шуе, летом 1923 г. - в Кохме. в октябре - в Родниках, Юже и Кинешме.

14 июня 1922 г. бюро Иваново-Вознесенского губернского комитета РКСМ постановило провести в губернии «Детскую неделю» и создать комиссии по работе среди детей. 4 августа 1922 г. губком РКСМ создал губернское бюро пионерского движения, председателем которого стал Г.В. Шувалов. Первый пионерский отряд в городе Иваново-Вознесенске был создан при Нижне-Уводской мануфактуре - отряд имени Спартака. (Приложение 7)

Осенью 1922 г. в разных уездах губернии возникают пионерские отряды. В сентябре в пионеров по своей инициативе переименовался скаутский отряд в Тейкове. Кинешемский уездный комитет РКСМ стал учитывать бойскаутов в Наволоках как пионеров. В 1923 г. увеличилось число пионерских отрядов, действует уже 10 отрядов (Шуя, Тейково, Наволоки, Иваново-Вознесенск). В апреле 1923 г. пионеров – 500 человек.

В пионерской организации упорядочивается система воспитания пионеров, укрепляются кадры вожатых, создается пионерская печать. В 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины.

Дела пионеров.

В 1920-30-е гг. юных пионеров вовлекали в социалистическое строительство. Сбор утильсырья, разведка естественных богатств, постройка радиоприемников для деревни, привитие технических навыков, огородничество, кролиководство, птицеводство и т.д. (Приложение 8)

Книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда, написанная в 1940 году, перед Великой Отечественной войной, дала большой импульс движению юных «тимуровцев». Много добрых, полезных дел совершили тимуровские команды. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Ивановской области было более 700 команд юных патриотов. Ребята вели переписку с бойцами. Готовили подарки на фронт – кисеты, носовые платки. Давали концерты в госпитале. Тимуровцы собрали тонну металлолома, 628 бутылок под зажигательную смесь. Работали на очистке трамвайных путей. Помогали семьям фронтовиков: кололи дрова, подвозили дрова для склада, мыли полы, помогали по хозяйству. Оказывали помощь детским садам и яслям.

В послевоенное время пионерские организации нашли применение своим способностям. Дети собирали металлолом и макулатуру, занимались посадкой зеленых насаждений. На сельские пионерские отряды легла сложная задача – они выращивали домашних птиц и кроликов, помогали убирать урожай.

Традиция собирать металлолом и вырученные средства отправлять на нужды страны появилась во время войны: фронт требовал металла для вооружения, а пионеры были горды, оказывая посильную помощь. После войны для поддержания энтузиазма детей между школами устраивались соцсоревнования по сбору металла. Вырученные средства шли на «пионерские» экскаваторы, троллейбусы и другую технику.

Сбор макулатуры входил в обязательную программу общественно полезного труда школьников. Пионеры ходили по домам, звонили в квартиры и спрашивали у хозяев старые журналы и газеты. Для каждой школы была установлена годовая норма сбора.

Глава 3. Вожатый в пионерской организации.

Вожатый- руководитель, воспитатель и организатор пионеров, их идейный наставник.

У пионервожатых была огромная ответственность и множество обязанностей. В первую очередь они несли персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Они же обеспечивали соблюдение детьми санитарно-гигиенических норм, следили за опрятностью внешнего вида, поддерживали соблюдение детьми дисциплины и установленного распорядка дня. Вожатые занимались воспитательной, педагогической и организационной деятельностью. На их плечах среди прочего лежала организация дежурств, уборки, занятий, кружков и секций, а также общественных мероприятий. План работы пионервожатых согласовывался со старшим вожатым и начальником лагеря.

Старшим пионерским вожатым дружины мог быть комсомолец или коммунист не моложе 18 лет, имеющий среднее, среднее специальное или высшее образование и специальную подготовку по пионерской работе. Подбирали и утверждали старших пионерских вожатых районные, городские комитеты комсомола совместно с советами пионерской организации и органами народного образования.

Старший пионерский вожатый являлся членом педагогического совета школы, работал в тесном контакте с организаторами внешкольной и внеклассной работы и учителями.

Из Приложения к Постановлению ЦК ВЛКСМ от 13 дек. 1957 г.: «Старший пионерский вожатый является воспитателем и организатором юных пионеров, представителем комсомола в пионерской дружине. Старший пионерский вожатый работает под руководством районного, гор. совета пионер. орг-ции имени В.И. Ленина… На работу старшим пионерским вожатым дружины направляются комсомольцы и коммунисты в возрасте не моложе 18 лет, имеющие необходимое образование и призвание к работе с детьми, соответствующие организаторские навыки, полит. и культурный уровень. Подбор, утверждение и освобождение старших пионерских вожатых осуществляет районный, гор. совет пионер. орг-ции по согласованию с райкомом, горкомом комсомола и районным (городским) отделом нар. образования»

Какими качествами должен был обладать вожатый?

Практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

Общительность (коммуникативность) - открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

Инициативность - творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

Настойчивость - умение доводить дело до конца;

Самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

Работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;

Наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали. Для вожатого-воспитателя характерно внимательное отношение к возрастным и индивидуальным особенностям детей, умение соотнести задачи организации в целом с возможностями каждой возрастной группы;

Организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность;

Одно из главных качеств вожатого-педагога – глубокое уважение к личности ребенка, подростка. Без этого невозможно было научить пионеров быть полноправными хозяевами своей детской организации, воплотить в жизнь принцип самодеятельности в сочетании с педагогическим руководством. Ребята быстро чувствуют малейшую фальшь, легко отличают истинное доверие от «игры в доверие». Руководить, но оставаться незаметным – в этом одна из самых своеобразных сторон деятельности вожатого.

Профессия вожатого - творческая, поэтому особенно важно было подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Для творческого подхода к деятельности, ориентированного на получение высоких результатов, важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется.

Деятельность старшего пионерского вожатого:

- совместно с комитетами комсомола школы, предприятий, колхозов, совхозов, учебных заведений, воинских частей подбирал из числа лучших комсомольцев отрядных пионерских вожатых, руководителей кружков, секций, различных объединений по интересам, постоянно учил их и контролировал;

- проводил систематическую учебу пионерского актива, направлял работу отрядов через актив и совет пионерской дружины;

- вместе с советом пионерской дружины подбирал и учил вожатых октябрятских групп и звездочек, помогал им готовить октябрят к вступлению в ряды юных ленинцев;

- совместно с комитетом комсомола школы готовил пионеров старшего возраста к вступлению в ВЛКСМ;

- постоянно изучал лучший опыт своих товарищей, учителей, знакомился с новыми формами, методами работы, творчески использовал их в своем пионерском коллективе.

Методы работы.

Вожатый в своей работе с пионерами использовал общие методы коммунистического воспитания подрастающего поколения.

К числу ведущих методов воспитательной работы относятся: убеждение словом и положительным примером, пионерское поручение, соревнование, игра, поощрение и наказание.

Убеждение. Это целенаправленное воздействие на сознание и чувства словом и положительным примером. Метод убеждения в первую очередь формирует идейно-нравственные понятия, взгляды, оценки ребят, тем самым влияя и на их поведение.

Пионерское поручение. Поручение могло быть адресовано пионерскому коллективу, отдельному пионеру. Поручение должно было соответствовать особенностям возраста, быть посильным и в то же время предоставлять возможность преодолевать трудности, проявлять волю, настойчивость, упорство, инициативу.

Игра. Вопрос об игре - один из самых сложных педагогических вопросов. Можно смотреть на игру лишь как на детскую забаву, порой шалость. А можно увидеть в игре воспитательную силу, которая создает в коллективе активный боевой настрой, развивает прекрасные черты характера ум, настойчивость, смелость, коллективизм. Для вожатого игра - самый удобный, самый приятный, хотя одновременно и нелегкий, метод воздействия на пионеров.

Поощрение и наказание. Применение поощрений и наказаний определялось Положением о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, Программой Всесоюзного марша юных ленинцев. Поддержка коллектива, похвала были нужны ребятам. Их успехи, пусть самые крошечные, должны были быть замечены.

Глава 4. Пионерия в Подвязновской средней школе

В ходе написания работы я провела мини-исследование в своей школе.

Я решила просмотреть школьные архивы, чтобы найти что-нибудь интересное по моей теме и нашла старые фотографии наших пионеров, узнала, что многие учителя были пионерами и пионервожатыми. По моим подсчетам вышло, что в период с 1988 по 1991 года в нашей школе училось около 1430 человек (1988-1989 – 459; 1989-1990 – 472; 1990-1991 – 499), и из них 702 пионера. (сведения взяты из отчета дневной общеобразовательной школы за эти годы, Приложение 10)

В качестве исследования я провела социологический опрос среди учащихся 5–7 классов МБОУ «Подвязновская СШ» и взрослых. Мной было опрошено 65 учеников (25 учеников пятого класса; 20 – шестого класса и 25 – седьмого класса) и 76 родителей. Вопросы для детей были следующими: 1. Знаете ли Вы, кто такие пионеры? 2. Хотели бы Вы, чтобы сейчас существовала пионерия? 3. Хотели бы Вы быть членом какой-либо другой организации типа пионерской? Вопросы для родителей: 1. Нравилось ли Вам быть пионером? 2. Какие чувства Вы испытывали, вступая в ряды пионеров, первый раз надев красный галстук? 3. Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети, внуки были пионерами?

Результаты опроса среди учеников показали следующее: 64 человека из 65 знают, кто такие пионеры; 52 хотели бы, чтобы сейчас существовала пионерия; 41 хотели бы быть членом какой-либо другой организации типа пионерской. То есть, в основном, дети хотели бы, чтобы в наше время существовали детские организации. Радует, что эта часть истории нашей страны не забывается и практически все знают, кто такие пионеры, что такое пионерская организация и интересуются данным вопросом.

Результаты опроса среди родителей были очевидны: на 1 и 3 вопросы все ответили положительно, и ответ на 2 вопрос практически у всех был одинаковый: «Когда мы впервые надевали пионерский галстук, чувства переполняли, очень гордились этим, чувствовали себя частью одного целого…»

Глава 5. Вожатые нашей школы советского периода

Проведя опрос среди учителей нашей школы, я выяснила, что 3 учителя нашей школы работали пионервожатыми. Мне стало интересно поподробнее узнать об этой должности, и я попросила их поделиться воспоминаниями.

Шуванова Ольга Вадимовна, директор Подвязновской средней школы. «Это было лучшее время, интересное время!»

«Я начала работать пионервожатой в 1982 году.

В обязанности вожатых входила подготовка и проведение всех пионерских мероприятий, работа с советом дружины. В нашей школе в то время традиционно проводились пионерские мероприятия.

Контакт с ребятами установился быстро. Я старалась вникнуть в их желания и интересы, внести что-то новое, свежее в работу пионерских отрядов, дружины в целом. Я в равной мере совмещала доброту и внимательность со строгостью и требовательностью. Уже сейчас, по прошествии десятков лет, я могу с уверенностью сказать, что они меня и любили, и уважали! И я их всех любила… Наверное, именно поэтому работа приносила удовольствие. Мы часто устраивали задушевные беседы и делали это не по плану, а когда нам хотелось. Я хранила секреты многих ребят, они мне доверяли. В свой мир чувств дети и подростки пускают немногих, и это огромная честь, когда они доверяют тебе! Мы, вожатые, разделяли их эмоции, впечатления и переживания. Я старалась заменить им друга, помочь, подсказать, направить.

В пионерском отряде, дружине, каждый пионер имел поручение, определённую нагрузку, и он должен отчитываться перед товарищами за выполнение поручения. Поручения давались по интересам пионеров. Всё было продумано до мелочей. Вот потому пионерская жизнь была не скучной, а интересной. Не только подобрать, но и заинтересовать их этой работой, многому научить: как подготовить и провести пионерские сборы, всё знать о пионерской символике, пионерских ритуалах и как их выполнять. Для этого регулярно проводились практические занятия с отрядными вожатыми.

Да, работа вожатой – это сложно и интересно! Положительных впечатлений много.»

Мифтахова Марина Алексеевна, учитель русского языка и литературы.

«Сбор металлолома – это отдельная история. Горинская школа, школа №10 находилась на краю г.Иваново, в частном секторе, где металлолом – это очень ценная вещь, просто так его было не найти, но ребята находили (они приносили такие вещи, что мы очень удивлялись, откуда они их взяли. Приносили даже рельсы.). Это было такое интересное соревнование между классами! Пионерские костры проводились в любое время года. И одно дело, когда это весна, лето, осень, но зимой… День рождения школы был 5 декабря, и пионерский костер – символизирующее мероприятие. Из каркаса металлического мы делали костер, тонкий-тонкий шелк прикреплялся к этому каркасу, а внизу вставлялась лампа и вентилятор, получался костер, и в темноте это было очень красиво. Мы пели песни, было очень здорово!

В те времена было интересно, жизнь была наполнена огромным разнообразием событий и в школе, и за ее пределами. Пионерские отряды строили свою работу по плану, который принимался коллективно на совете дружины. Много было дел у пионерских отрядов. Проводились пионерские сборы. Ребята занимались в кружках художественной самодеятельности, а потом выступали перед гостями школы.

Наиболее значимой для меня была работа с советом дружины – активом школы. Они были движущей силой, участвовали абсолютно во всех работах, были передовым отрядом. Важно было работать на сплочение группы. Мы ходили в походы, вместе проводили праздники, делали альбомы по проведённым мероприятиям, по истории школы и пионерской организации, устраивали чаепития, играли, учились взаимодействовать, просто общались.

Ежегодно проводились соревнования между отрядами по лыжам, легкой атлетике. Разве забудется тимуровская работа? Ведь, как можно сказать, в моде в то время были честность, справедливость, порядочность, доброта, желание помочь друг другу, а не наоборот. Это было лейтмотивом во всей воспитательной работе, и, конечно, в работе с пионерами.»

Шилова Светлана Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

«После школы с 1973 года я работала старшей пионерской вожатой в школе №10 г. Иваново. Сама еще молодая, а надо наставлять других, было волнительно, но очень интересно, чувствовала ответственность за то, что делаю. Конечно, разница в возрасте с старшими пионерами была невелика, можно сказать незаметна, поэтому для них я была почти подружкой. Вместе с ними проводили заседания совета дружины, организовывали пионерские сборы, праздники, посвященные красным датам календаря, ходили на экскурсии, выпускали газеты. На сборы мы приглашали известных людей города, района, поселка. На сбор дружины 24 апреля 1974 года «С Вашим товарищем сердцем и именем думаем, дышим, боремся и живем» к нам приходил Ноготович Иван Григорьевич, который встречался с В.И.Лениным. (Приложение 13). Традицией в школе было проведение туристического слета, на котором проходили соревнования по спортивному ориентированию, преодолению полосы препятствий. Но самым интересным было соревнование поваров. Каждый отряд заранее планировал меню, делали заготовки дома, устраивали бивуак, а затем дружно все съедали. Мы собирали металлолом, макулатуру, помогали ветеранам войны, проводили политинформации, ходили в походы. Пионерская комната была расположена на втором этаже в углу. Там всегда было холодно. Однажды я решила перекрасить ее в оранжевый цвет, но теплее от этого не стало. Мне нравилось работать с детьми, нравилось видеть задорных, веселых, находчивых ребят, которые стремились к добру, к заботе, к честности.

Да, это были интересные годы жизни, дети были заняты полезной по тем временам работой. Пионерская организация воспитывала любовь к Родине, гордость за страну, коллективизм, высокие нравственные качества.»

Значение должности вожатого

Вожатый – очень нелегкая профессия, но вместе с тем достаточно интересная. Быть примером для детей, способствовать развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогать в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учётом инициативы, интересов и потребностей обучающихся – вот основные задачи работы вожатого.

В жизни каждого ребенка, ученика должен быть такой взрослый, который поможет, подскажет, даст нужный и правильный совет. Детям нужно брать с кого-то пример, равняться на кого-то. И именно такими взрослыми были пионервожатые. Они создавали благоприятные условия, позволяющие детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время.

Заключение

«Вожатый – зовущее слово, Пусть галстуки ярче горят! Трудиться готовых, Сражаться готовых, Ведёт за собой он ребят!» (Гимн вожатых)

Эти строки прекрасно отражают роль пионервожатого в воспитании юных пионеров. Вести за собой ребят, помогать им, быть наставником и в тоже время товарищем и другом – для этого нужно было обладать мастерством, талантом.

Работа по данной теме дала мне интересный материал для размышления. В те годы, о которых я писала, пионерская организация сплачивала школьников. Много полезных дел на счету у пионерии: тимуровская работа, помощь колхозу в уборке урожая, интернациональная дружба, спортивные соревнования, пионерские слёты и многое другое. Наверное, поэтому наивысший патриотизм молодёжи относится к советскому периоду времени.

Пионерская организация – часть нашей истории, которую необходимо помнить и знать. Ведь без знания истории своей страны, своей Родины нельзя стать достойным гражданином.

Список источников и литературы

Александрова Н. А. Пионерская организация. // Энциклопедия «Всемирная история».

Гордин, И. Г. Этапы пионерского пути: монография / И. Г. Гордин. - Москва: Просвещение, 1982.

Деркач, А. Л. Книга вожатого: учеб. пособие / А. Л. Деркач. - Москва: Молодая Гвардия, 1985.

Дузин С.А., Симонова Л.С. Юным тимуровцам. М., - 1975 г.

Иващенко, Г. М. Пионерская дружина: учеб. пособие / Г. М. Иващенко. - Москва: Педагогика, 1982.

Киров, С. М. О молодежи: монография / С. М. Киров. - Москва: Молодая Гвардия, 1969.

Кожаринов М., Тишин С. История молодежного движения в России и динамика его развития.

Д.Ю. Листопадов. Предшественники и возникновение Ивановской пионерской организации: мифы и реальность. Альманах «Ивановский архив», №4, 2021.

Документ (оригинал). Воспоминания Шиловой Светланы Александровны.

Написаны в 2022 г. Фонд школьного музея.

Документ (оригинал). Воспоминания Мифтаховой Марины Алексеевны.

Написаны в 2022 г. Фонд школьного музея.

Видео (оригинал). Воспоминания Шувановой Ольги Вадимовны.

Записано в 2022 г. Фонд школьного музея.

Приложения

 

1. Пионерское знамя.

 

2. Отрядный флаг.

 

3. Пионерский галстук.

 

4. Пионерский значок.

 

5. Пионерский салют.

 

6. Горн и барабан.

 

7. Протокол бюро Иваново-Вознесенского губкома РКСМ № 27 от 14 июня 1922 г.

 

8. Программа семинаров руководителей отрядов. 1924 г.

 

9. Справка о сдаче утильсырья (1000 кг) 15-м отрядом юных пионеров. 18 февраля 1930 г.

 

10. Отчет Подвязновской школы за 1989/90 учебный год.

 

11. 1 сентября 1973 г. в средней школе № 10 г. Иваново

 

12. Рапорт принят!

 

13. Сбор дружины 24 апреля 1974 года «С Вашим товарищем сердцем и именем думаем, дышим, боремся и живем»

 

14. Пионерский сбор 20 сентября 1980 год

Просмотров работы: 778