Педагогического образования в Тальменском района Алтайского края. Прошлое, настоящее

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Педагогического образования в Тальменском района Алтайского края. Прошлое, настоящее

Тарасова А.В. 1
1МБОУ «Тальменская СОШ №5»
Смирнова Л.А. 1
1МБОУ «Тальменская СОШ №5»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: Изучить изменения в системе образования на различных исторических этапах развития нашей страны.

Задачи: 1.Изучить историческое прошлое и настоящее педагогического образования в Тальменском районе;

2. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся через включение в содержание уроков истории и обществознания краеведческий материал.

3.Привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта.

Введение.

Время основания первой школы на Алтае окончательно не выяснено. Часто высказывается мнение, что ею была комбинированная словесная и арифметическая школа с горнозаводской специализацией по типу уральских школ, открытая в Барнауле в 1753 г. Видный исследователь Алтая Степан Иванович Гуляев называет другую дату – 1747 г. Ее следует считать наиболее достоверной. «Казенные» школы на Алтае не могли возникнуть раньше передачи демидовских предприятий в управление царского Кабинета (1747–1751). Официальное утверждение фактически действующих школ относится, очевидно, к 1753 г. Заметно выросло число учебных заведений на Алтае лишь к концу XIX в. Этот всплеск внимания к образованию объясняется рядом причин: отменой крепостного права, интенсивной миграцией в Сибирь, в частности на Алтай, развитием капиталистических отношений, торговлей, возникновением многочисленных мелких предприятий, резко возросшей потребностью в грамотных специалистах. Во второй половине XIX в. правительство начало ссылать на Алтай своих политических противников, которые, несмотря на строгий надзор, вели широкую просветительскую деятельность. В числе ссыльных оказался либеральный народник Василий Константинович Штильке. Подъём школьного дела на Алтае начинается в конце 1890 годов при императоре Николае II. Он был вызван двумя факторами. Во-первых, массовым переселением на Алтай из Европейской России. Во-вторых, подготовкой в 1897 году торжественных мероприятий по случаю празднования 150-летия Алтайского горного округа и взятия демидовских заводов в казну в 1747 году.

Документальные свидетельства становления педагогического образование на территории Тальменского района.

В 1861 году Министерство Внутренних Дел рекомендовало единственно допустимый тип школ для деревни – школу при приходском духовенстве. В 1865 году об открытии школы ходатайствуют крестьяне с. Анисимово Боровлянской волости (ныне Тальменского района) (Памятная книжка Томской губ. 1885 стр . 41-42.). По её организации и открытию автором был найден богатый материал в Архиве Алтайского края. (ЦХАФ АК Ф.32; Оп.1; Дело 668; листы 16-18). Приговором Боровлянского волостного схода 2 марта 1865 (в то время Анисимово было волостным центром Боровлянской волости) было вынесено следующее решение: «открыть училище в здании (особой комнате при волостном правлении), … преподавать чтение, письмо, Закон Божий и первые правила арифметики….Училище могут посещать все желающие крестьянские дети обоего пола всех возрастов. Таким образом, школа в селе Анисимово является документально подтверждённой старейшей школой в пределах территории современного Тальменского района. В 1867 году Анисимовская школа определена как Волостная. Приложение 1.

Первое документальное свидетельство о школе в Волостном центре Тальменке относится к 1870 году. К концу 1909 года в Барнаульском уезде таких заведений было всего 8. (Памятная Книжка Томской губернии 1910. Приложение с. 451/135.). Вплоть до революции 1917 года это учебное заведение единственное в районе имело статус двухклассного. Два класса включали 5-6 лет обучения. Выпускники, успешно выдержавшие испытания и получившие аттестат, имели право свободно преподавать в одноклассных сельских училищах (Списки населённых мест Томской губернии. 1893. С.88-91.). После революции 1905—1907 гг., в Думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. Хотя всеобщее образование начальной школы не было введено, перевод школ в ведение Министерства Народного Просвещения продолжалось до 1917 года. А в 1899 году, на ряду с указанными выше сёлами, школы существовали в Озёрках, Ново-Еловке, Казанцево, Ярково, Ново-Воскресенском, Лушниково, Речкуново, Усовой, Шишкиной, Дрянной, Зайцевой. Эти школы указаны как Школы Грамоты. А в селе Язовском – Приходская школа. (Списки населённых мест Томской губернии. 1899. С.320-325). В 1904 году впервые упоминается школа Грамоты в Кашкарагаихе. И в этом же году школа в Анисимово указана как «Министерское Училище» Министерства Народного Просвещения. (Памятные книжки Томской губернии за 1904 год. с.302-309.

Приложение 2.

К 1911 году относятся первые, документально подтверждённые, сведения о школе в деревне Луговой. По статусу это было Одноклассное училище Министерства Народного просвещения. Такой же статус по статистическим данным 1911 года определён по школам в деревнях Дрянной, Ново-Еловке и селе Анисимово. Бывшая Школа Грамоты в Казанцево отмечена теперь как церковно-приходская. (Списки населённых мест Томской губернии. 1911.с.246-2510). Приложение 3.

В первые годы Советской власти началась работа по коренной перестройке школы. 9 ноября 1917 г. декретом ВЦИК и СНК была организована Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалось общее руководство народным образованием. 30 ноября 1917 г. было опубликовано постановление Народного комиссариата просвещения "О реформе средней школы", с помощью которого предполагалось "...немедленно провести в жизнь мероприятия, направленные на широкую демократизацию школы". За 1917- 1937 гг. было опубликовано более 150 документов в области народного образования. Важное значение для перестройки школы имели два исторических документа, опубликованные осенью 1918 г., - "Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" и "Основные принципы единой трудовой школы" - Декларация о единой трудовой школе. При Алтайском губернском исполнительном комитете в марте 1918 г. был учрежден отдел народного образования. Алтай был экономически и культурно отсталым регионом России. Неграмотность населения Алтайской губернии по Всероссийской переписи 1917 г. составляла 81,99 % . Алтай в 20-е-30-е гг. XX в. занимал значительную часть территории Западной Сибири.17 апреля 1917 г. из Томской губернии была выделена Алтайская губерния, которая в 1925 г. вошла в состав Сибирского края. В 1930 г. бывшая Алтайская губерния стала частью Западно-Сибирского края и на ее территории были образованы 55 районов, которые 28 сентября 1937 г. (согласно Постановлению ЦИК СССР) отошли к Алтайскому краю. В 30-е годы XX века в школьном образовании происходят крупные изменения. Коммунистическая партия и Советское правительство принимают ряд постановлений о школе, которые определили ход ее дальнейшего развития. В 1930 году постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек).И, действительно, судя по книгам приказов Тальменского РайОНО, за 1933 г. на территории района существует множество школ – школы I и II ступени, два детских дома. В 1931 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О начальной и средней школе». В постановлении указывалось, что школа далеко не отвечает требованиям, какие предъявляет к ней новый этап развернутого социалистического строительства. В период с 1931 по 1936 гг., все прежние типы школы (девятилетка, ШКМ, ФЗС и т.п.) отменялись. Были установлены единые типы общеобразовательной школы: начальная (с 1 по 4 классы), неполная средняя (с 1 по 7 классы ), средняя (с 1 по 10 классы ).

Эти преобразования коснулись и нашего района, так в записях за 1935 г. мы уже не увидим «школы I и II ступени».В постановлении ЦК ВКП(б) 1932 г. было выдвинуто требование на предметное распределение учебного материала с указанием часов на их изучение в каждом классе. ЦК ВКП(б) определил, что основной организационной формой учебной работы является урок с твердым составом учащихся и определенным расписанием. Учитель был обязан в конце каждой четверти составлять характеристику успеваемости каждого ученика по данному предмету. Сложные схемы и формы учета и отчетности — запрещались. В конце года вводились проверочные испытания для всех учащихся. Серьёзные требования предъявлялись к учащимся. За нарушение дисциплины, ученика отчисляли из школы. Подчеркивается возрастающая роль учителя в деле обучения детей основам наук, воспитания в них сознательной дисциплины и коммунистического отношения к учебе и труду. ЦК ВКП(б) обязывал наркомпросы Союзных республик, советские и партийные органы всемерно обеспечить учителя в его работе необходимыми условиями для успешного выполнения им ответственных обязанностей по обучению и воспитанию молодого поколения. Учителя приравнивают по снабжению продуктами промтоварами к промышленному рабочему, осуществляется своевременная выплата заработной платы, забота о квартире, семье и отдыхе учителя, чуткое отношение к его повседневным нуждам. Местным органам власти запрещается отрывать учителя для общественной работы во время занятий в школе и подготовки к ним. Совнаркому СССР предусмотреть при всех вновь строящихся и расширяющихся предприятиях постройку специальных жилых домов под квартиры учителей. С 1933 г. несколько зданий на южном берегу Крыма и Кавказа и преобразованы в дома отдыха и санатории для учителей. Эти меры способствовали повышению социального статуса учителя. Постановлением ЦИК СССР N 53, СНК СССР N 686 от 10.04.1936 года устанавливались персональные звания для учителей начальных и средних школ: учитель начальной школы, учитель средней школы, заслуженный учитель школы. Персональные звания учителей, присвоенные в установленном законом порядке, являлись пожизненными. В 1936 году вышло совместное постановление ЦК ВКП(б) СНК СССР "О работе по обучению неграмотных и малограмотных", которым предписывалось за год обучить грамоте два миллиона человек.

В книгах приказов по Тальменскому РайОНО за 1936 год можно увидеть очень частые записи о создании школ для взрослых при сельсоветах. В приказе № 179 от 30.11 1936 г. речь идёт о том, что школы района обязаны предоставить свои помещения в вечернее время для занятий школы взрослых, а учителей обязали заниматься ликвидацией безграмотности.

Приложение 4.

С целью ликвидации безграмотности и идеологическим воспитанием в сёлах района появляются библиотеки, часто можно увидеть записи о назначении в село избачей избы читальной, ликвидаторов. Есть отдельные записи: «Назначить избачём избы читальной и ликвидатором платным». За сентябрь 1933г. в книгах приказов есть записи по школам Курочинская, Язовская, Шишкинская, в которых идет речь о детях колхозников и единоличников в период школьных занятий работающих в поле, за что директорам объявляется строгий выговор. Исходя из записей в книге приказов по Тальменскому РайОНО, можно сделать вывод о том, что учителя часто меняют место работы по решению РайОНО, они переводятся из одной школы в другую, зачастую по нескольку раз в год. Видимо это было обычной практикой не только в нашем районе, но и в стране в целом, в связи с чем принимается Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 10.04.1936, в котором речь идёт о совершенно недопустимой практики частых, необоснованных переводов и "перебросок" учителей из района в район, из школы в школу, часто среди учебного года, что приводит к обезличке, безответственности в учебной работе и к текучести учительских кадров. Данным постановлением воспрещается районным исполнительным комитетам и районным партийным комитетам производить перемещения учителей. В 1936 г. в соответствии с приказом районо «Проверка школ, детсадов, клубов, изб - читален осуществляется не менее 1 раза в 3 месяца». Видимо с принятием следующего постановления ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» проверки осуществляются реже и записи в книгах приказов по результатам проверок почти не встречаются. Приложение 5.

Массовая волна репрессий прокатилась в 1936-37годах. В эти годы были сфабрикованы многие дела, одно из них – это дело о контрреволюционной эссеровскоповстанческой организации учителей Тальменского района.

Приложение 6.

В 1938г. уже не встретишь записи о врагах народа. Репрессии продолжались, но изменилась формулировка. Массово встречаются записи, что директора школ, клубов, учителя не исполняют свои служебные обязанности.

В книге приказов по РайОНО за 1939 г. можно встретить следующую запись:

«Учительницу Луговской НСШ Галкину М. И. за несвоевременную явку из декретного отпуска и прогул с 24 мая по 2 июня – уволить».

Оказывается в 1939 г. продолжительность декретного отпуска бала сокращена до 63 дней по сравнению с ранее установленными 16 неделями. Пролистав книги приказов по РАЙОНО за 1930-е годы, я не встретила ни одной записи объявляющей благодарность. Прослеживается факт, что в школах работало очень много мужчин (они преподавали математику, физику, химию, биологию, историю и даже были учителями начальных классов), что в настоящее время вообще является большой редкостью.

А посчитав количество школ, упоминаемых в книге приказов за 1938г, видим, что их было более 46 и это только на территории нашего Тальменского района. В настоящее время у нас 24 школы. В книгах приказов за 1930-е годы не упоминаются пионервожатые, хотя пионерская организация уже существовала и проводились районные слёты пионеров. Книги приказов за 40-е годы выглядят немного иначе - это школьные журналы, читая которые уже за 40-е годы чувствуется общее напряжение предвоенного времени. В школах района вводится начальная военная подготовка. Встречаются следующие записи:«Для учебных целей выдать малоколлиберные винтовки».

В 1940г. большое внимание уделяется профессиональной подготовке учительского состава. В июне 1940-1941 учебного года подписывается приказ № 163 РайОНО, в соответствии с которым все работники школ, не имеющие специального образования и не занимающиеся повышением квалификации, принято считать временно допущенными. Учителя 1-4 классов должны иметь образование -педагогические училища, а с 5 по 7 и 8-10 должны закончить педагогический институт. С целью укрепления оборонной мощи Советской Родины вступал в силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940 г. о 8 часовой рабочий день и 7 дневной рабочей недели и применялись более строгие меры к нарушителям трудовой дисциплины. Опоздание свыше 20 минут приравнивались к прогулу, что являлось уголовным преступлением, дело нарушителя передалось в суд. Закон запрещал самовольный уход рабочих и служащих из предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое. Уход с предприятия может разрешить только директор предприятия, учреждения в случае инвалидности и тяжёлой болезни по решению врачебно-трудовой комиссии, старости, декретным отпуском. В других случаях уволиться было не возможно. В книгах приказов по Тальменскому РайОНО за 1940-е г. есть записи об увольнении учителей по причине болезни и возвращения в родные, освобождённые от фашистской оккупации места. Есть интересная запись в книге приказов по Тальменскому РайОНО: приказ № 175 от 30. 07. 41 КрайОНО« Тов. Иконникову Р. П. от работы освободить по семейным обстоятельствам (вышла замуж).

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940 г закон устанавливал директорам предприятий и начальникам учреждений виновных в прогулах без уважительных причин, - привлекать к судебной ответственности.

Практически во всех записях в книгах приказов по Тальменскому РайОНО с1941 по 1945 годы очень остро ощущается положение военного времени. Уже в приказе № 169 от 15 июня 1941г: « в соответствии с постановлением Совнаркома идет речь об отзыве из очередного отпуска всех директоров школ, а начиная с 24 июня 1945г появляются записи о призыве учителей мужчин в РККА. Многие учителя и выпускники школ ушли в Красную Армию.

В период Великой Отечественной войны перед школой были поставлены особые задачи - воспитания молодого гражданина - мужественного защитника своей Родины. Деятельность отечественной школы в годы войны была направлена на защиту детства и обеспечение всеобуча. В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением. Приложение 7.

Даже в годы войны большое внимание уделялось совершенствованию всех составляющих образовательного процесса в школе. Поэтому контролирующие органы очень внимательно отслеживали своевременное прохождение курсов повышения квалификации работниками образования, за отказ следовало увольнение. Серьёзно контролировался и уровень успеваемости учащихся в школах района. Исходя из записей в книге приказов Тальменского Районо, можно сделать вывод, что закон военного времени по отношению к нарушителям трудовой дисциплины становится еще более суров. За низкие показатели в работе директоров школ отдают под суд. В годы Великой Отечественной войны Наркомпрос РСФСР составил особую сетку недельных часов, фактически это был временный учебный план. Из программы исключались второстепенные предметы: рисование и пение во всех классах, черчение в 6 и 7 классах, основы дарвинизма - в 9 классе. Вместе с тем увеличилось число недельных учебных часов на русский язык, литературу и математику. В практических рекомендациях Наркомпроса РСФСР в начальной школе основной упор делался на преподавание русского языка и арифметики. Преподавание истории, географии, естествознания как самостоятельных предметов перенесли в 4 класс. Программы предметов гуманитарного цикла средней школы ориентировали на воспитательную работу со школьниками в духе национальной гордости за Россию и русский народ. В программе по биологии указывалось, что изучение ботаники должно содействовать привитию у учащихся сельскохозяйственных знаний и навыков. Сочинения писались как на литературные, так и на общественно-политические темы, например: "Кем я хочу быть", "Чем я помог фронту" и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, отражающий подвиги бойцов на фронте.

Особое значение в годы войны придавалось преподаванию истории, где рекомендовано учителю знакомить школьников с успехами русского военного оружия, талантливыми полководцами России, битвами, определявшими судьбу страны на долгие годы. С 1942-1943 учебного года вводится изучение военного дела и должность преподавателя военного дела из военных, среднего и младшего командного состава запаса, из учителей, получивших подготовку для занятий со школьниками.

Важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов. В книгах приказов за 1943 г. по Районо можно увидеть запись о создании школы ФЗО на базе уже существующей школы комбайнеров и готовила будущих трактористов, комбайнеров, механиков МТС, столяров. Может показаться странным, но в районе прошла мобилизации учащихся 5 классов в школу ФЗО. В условиях военного времени школы работали в особом режиме. Записи об отпусках в книгах приказов по Тальменскому Районо за данный период встречаются только за лето 1942г., которые предоставляются работникам исключительно по состоянию здоровья или по болезни ребёнка. В летний период учителя и ученики школ работают в колхозах (в военный период для детей 12 летнего возраста законом устанавливался обязательный минимум трудодней), директора школ и учителя отвечают за заготовку дров для отопления школ в зимний период, закупку учебников, своевременный ремонт школ. Удивительно, но в книге приказов по РАЙОНО за 1943г. встретилась следующая запись: «Обследованием Курочкинской НШ установлено, что санитарное состояние школы плохое. В течение двух лет школа не ремонтировалась» и это в условиях военного времени! « Успеваемость по школе низкая – 77%», «Исходя из вышеизложенного:снять с работы зав. Курочконской НШ тов. Николаеву К. Е., оставить учительницей 4кл.»

Увольняли только по причине веских обстоятельств (преступление, тяжёлая болезнь, выезд эвакуированных учителей с семьёй на родину и т.д.), санкционировать увольнение должно было исключительно Крайоно. На школах района в эти годы лежала ответственность за организацию массово-оборонной и политико-просветительской работы среди населения.

С весны 1942г. появляются записи об эвакуированных школах и учителях. Так в 1942г. на территории Тальменского района размещается Ясно-Поляновская школа, эвакуированная из Ленинграда.

Война привела к значительному сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе. Доля женщин в составе педагогического персонала возросла до 70%. Многие учителя не имели квалификации. Необходимо было принять меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе. В школах проводится профориентационная работа с выпускниками на предмет дальнейшего поступления в педагогическое училище и институт. Многие выпускники школ становятся учителями. Так например, Тимонина А. А. в 1942г. окончила Тальменскую среднюю школу, и уже летом 1943г. была принята на работу в данную школу в качестве учителя математики.

В августе 1943 г. вопросы, связанные с улучшением работы школ и обеспечением их учительскими кадрами, были рассмотрены на Всероссийском совещании по народному образованию. Для поощрения лучших работников школы был учрежден знак «Отличник народного просвещения». До принятия решения в школах района за высокие показатели в деле образования и воспитания подрастающего поколения присваивалось звание отличник и ударник труда.

В приказе № 31 от 12. 06. 1943 г. по Тальменскому РайОНО можно встретить запись о присвоении звания отличник и ударник труда. Ну а первый слёт учителей отличников и ударников школ Тальменского района ( судя по книгам приказов) прошёл ещё в мае 1940г.

Важное место в развитии учебного процесса имел содержательный контроль за работой советской школы в годы Великой Отечественной войны 1941–1945гг со стороны органов народного образования во всех его звеньях. На его совершенствование был направлен приказ Наркомпроса РСФСР «Об улучшении контроля за работой школ и учителей и постановки учета знаний учащихся» от 16 октября 1943 г. Приказ предписывал обеспечить на местах регулярное посещение школ и уроков инспекторами отделов народного образования и руководством школ; рекомендовал обращать особое внимание на качество работы учителя и проверку знаний учащихся, проводя выборочный опрос, проверять подготовку учителя к уроку и т.д. При этом инспектора освобождались от проверки организационно-хозяйственной работы в школах.

В эти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНK РСФСР были утверждены «Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавливались правила культурного поведения учащихся как в школе, так и вне ее. За нарушение правил поведения в школе учащегося могли отчислить из школы по решению педагогического совета. Из книг приказов за 1944г известно, что в районе была вспышка сыпного тифа, в связи с чем проводились ежедневные осмотры санитарного состояния учащихся на предмет «завшивости» и проводилось исследование крови учащихся на обнаружение малярии.

В период Великой Отечественной войны наш район принял эвакуированных и департированных граждан,некоторые учреждения – это госпитали и образовательные учреждения. В 1942г. на территории Тальменского района кроме Ясно-Поляновской школы, эвакуированной из Ленинграда, в марте 1944 года «открыт филиал при Новоперуновской нсш на 13-ом разъезде для обучения польских детей 2-го и 3-его классов с 15 января 1943г». С 1 апреля 1944 года в Тальменке была открыта школа для детей польских патриотов в здании начальной школы им. Луначарского (здание нарсуда, ул. Советская ).

Мало кому известно, что в1943 г. в р. п. Тальменка был размещён детский сад семейного типа, эвакуированный из Польши. А в апреле 1944г. по решению Крайоно в Тальменку было отправлено еще 67 польских детей дошкольного возраста. Детей разместили в помещении детсада №3,который находился на территории современного Тальменского технологического техникума.Тимониной А.А., инспектору районо, было поручено принимать и размещать в Тальменке эвакуированную школу детей польских патриотов. Ее дочь Тимонина А.А. прислала воспоминания о матери и одноклассниках из Кемерово. Осенью 1946 года польские дети с родственниками выехали на родину в Польшу.

Начиная с весны 1944г в книге приказов появляются записи об увольнении учителей школ Тальменского района в связи с возвращением в родные, освобожденные от фашисткой оккупации населенные пункты.

Даже в глубоком тылу, на Алтае, дети войны взрослели слишком рано. Подростки 12-13 лет после уроков работали наравне со взрослыми. Но как учились! Учителя того времени говорят, что именно послевоенные выпуски были самыми сильными, самыми жадными до знаний. Эти дети понимали, что восстанавливать страну придется им и работали, не жалея себя. И в таких трудных условиях они не теряли интереса к учению, с жадностью слушали учителя, чтобы знать как можно больше. Ученики военной поры не хныкали, не раскисали от трудностей, не жаловались. У этих детей стоит поучиться мужеству, упорству, стойкости, человечности и доброте. В те годы везде было трудно. Но все понимали, что после войны очень нужны будут грамотные люди, чтобы восстанавливать страну.

В качестве приоритетной цели в области образования вплоть до 50-х годов XX века выдвигалось получение всеобщего начального и семилетнего образования. Итогом стал переход всех школ России к 50-м годам на всеобщее семилетнее обучение. В ходе реализации реформы по «Закону об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» семилетние школы трансформировались в восьмилетние. Данная реформа была реализована только к 1970 году, когда стало осуществляться обязательное восьмилетнее обучение. Дальнейшие реформы планировали введение всеобщего десятилетнего обучения. После окончания войны была полностью восстановлена система всеобщего начального образования, введено всеобщее семилетнее образование, создана новая система вечерних и заочных школ для работающей молодёжи. За первые послевоенные годы были восстановлены почти все разрушенные в период войны школьные здания и построено более 18,5 тысяч новых школ. В послевоенные годы происходят изменения в образовательной системе в России: идеологизация, введение централизованного управления школой, введение единообразия ее типов и учебных программ, контроль над школой партийных органов существенно усилился, полная средняя школа стала десятилетней, дети принимались в нее с семи лет.

Значительное увеличение производства в 1950-е гг. привело к ощутимой нехватке рабочей силы. Это отразилось на общей системе школьного образования :в стране было введено обязательное восьмилетнее образование, срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет, была введена обязательная производственная подготовка.

Положение системы образования во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов XX века можно назвать уникальным и отличным от предыдущего и последующего положений. Ученые выделили 3 этапа в развитии школы в рамках изучаемого исторического периода с присущими им тенденциями:

1-й этап охватывает вторую половину 60-х годов, когда прослеживались демократические тенденции в советской школе как отголоски «оттепели» (активность советской школы, проявление инициативы учеников и т.д.);

2-й этап включает 70-е годы - время стабильности советской школы, проявившейся в консервации ее развития и замкнутости. На первый план выходят формализм и стандарт, исчезает инициатива школьников;

3-й этап (к. 70-х – н. 80-х г) - проявление предкризисных тенденций в советской общеобразовательной школе: сокращение финансирования, неэффективность реформы 1984 г,:перегрузка школьных программ, слабая материально-техническая база и др.

Школьники 90-ых, – последнее поколение, которое застало образовательные стандарты советского времени, заслуженно считавшиеся лучшими в мире. Школа перешла на дифференцированное обучение учащихся по пяти направлениям: развивающее обучение, углубленное изучение предметов естественно-математического и гуманитарного циклов, традиционное обучение, профильное обучение, коррекционно-развивающее - для учащихся, имеющих проблемы в обучении.Издаются авторские программы и пособия, публикуются методические материалы, разработанные педагогами школы. Осуществляется целенаправленная работа с одарёнными детьми. Школа переходит в режим развития и становится победителем различного рода конкурсов, обладателем грантов регионального и Всероссийского уровней. В 2000-е годы разрабатываются и реализуются Программы развития школы и информатизации учебного процесса.

Общая характеристика сети образовательных организаций Тальменского района на современном этапе

На начало 2022-2023 учебного года в общеобразовательных учреждениях района количество учащихся составило 5200 человек. Реализацию общедоступного бесплатного дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, а также дополнительного образования детей в районе осуществляют 18 образовательных учреждений с сетью филиалов. Школ - 28, из них юридических лиц – 13, филиалов – 15, опорных школ (с филиалами) –11, школ с детскими садами – 10. Группы кратковременного пребывания созданы на базе 7 школ. Средних школ – 17, основных – 8, начальных – 3. Малокомплектных школ –17 (60,7%), из них 15 –являются филиалами. В сфере общего образования для 92% школьников обеспечены равные условия обучения,96% старшеклассников – условия для получения профильного обучения, 35 школьникам из 3-х сельских школ созданы условия для обучения в дистанционной форме. В рамках реализации программы «Доступная среда» обеспечены равные условия обучения в 13 школах (46% школ) для 72% школьников. Четыре школы района являются инновационными площадками (1-я, 3-я, 5-я и 6-я), 4 школы (1-я, 6-я, Луговская) – краевыми пилотными площадками: Ларичихинская, Кашкарагаихинская, Озерская) - участниками краевых и муниципальных инновационных проектов. Только в 2021 году 14 школ реализововали 1 – международный и 14 краевых инновационных проектов. За последние 5 лет 12 молодых учителей стали получателями федеральной и краевой грантовой поддержки (250 и 150 тыс. руб.). И восемь - участниками целевых программ «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае», «Ипотека для молодых учителей». В рамках Национального проекта «Образование» «Цифровая образовательная среда».Показатель информационной открытости официальных сайтов школ составил не менее 80%. Журнал, дневник в электронном виде ведут 100% школ района Внедрена электронная очередь в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Учет образовательных организаций производится в АИС «Сетевой регион. Образование». Ежегодно растет число персональных компьютеров, используемых в учебных целях. В 2021 году оно достигло показателя 9,1 на 100 обучающихся, в том числе подключенных к сети Интернет – 7,3. Школьные перевозки учащихся осуществляются 13-ю школьными автобусами в 16-ти общеобразовательных организациях. В 2021 году район получил от Администрации Алтайского края 4 новых автобуса для перевозки школьников.

В 2020 году завершены работы в Тальменской СОШ №1 - по ремонту кровли, фасада, в Озерской СОШ – по устройству шатровой крыши, фасада, замена окон и внутренней отделки спортивного зала, в Новоперуновской СОШ – замене всех окон в школе, устройству шатровой крыши над спортивным залом и столовой, ремонт несущей стены, отмостки и фасада спортзала, а также капитальному ремонту внутренней отделки спортзала. Произведена замена замена оконных блоков, частично дверных проемов, приобретено учебное оборудование в Новоозерской, Новотроицкой, Выползовской школах. В 2020 году поступило 9,5 млн.руб из краевого бюджета на ремонт Луговского ,Новоперуновского, Новотроицкого, Тальменского детского сада №7 а строительство Ларичихинской школы поступило 562 млн. рублей из федерального бюджета. Построен в Тальменке детский сад №3.В 2021 году на завершение строительных работ по детскому саду №3 поступило из краевого бюджета 23,7 млн. рублей. На капитальный ремонт Тальменской школы 32 млн.рублей (33млн. 691 тыс.руб.). Из краевого бюджета на ремонт Среднесибирской школы выделено 37 млн. 810 тыс.руб. На ремонт Новоозерской школы истрачено 4млн. 623 тыс.рублей. В программу финансирования вошел ремонт детсадов сел Кашкарагаиха, Анисимово. Все образовательные организации имеют кнопку экстренного вызова полиции. Обеспечивается круглосуточная охрана объектов сотрудниками учреждений образования и пропускной режим. Во всех организациях имеются паспорта безопасности. В Тальменском районе 2 учреждения дополнительного образования: ЦВР и ДЮСШ с охватом детей 1167 человек по направлениям: художественно-эстетическое посещают 377 человек; научно-техническое – 75; социально-педагогическое – 36; туристско-краеведческое – 84; спортивное – 525.

Система образования Тальменского района является одной их самых крупных в Алтайском крае. В районе функционируют 51 муниципальное образовательное учреждение и 4 краевых учреждения. При этом одной из приоритетной задач является укрепление и создание необходимых условий для повышения качества образования, обеспечение безопасности и комфортных условий учебно-воспитательного процесса.

Основные тенденции развития дошкольного образования

Основные тенденции в развитии дошкольного воспитания и подготовке педагогических кадров для него в Западной Сибири в 1917-1940гг. определялись специфическими социально-экономическими особенностями региона и выражались в замедленных по сравнению с европейской частью РСФСР темпах формирования образовательной системы; низким культурным уровнем населения; неблагополучном состоянии материально-технической базы, кадрового и методического обеспечения. Первое упоминание о детских садах в Тальменском районе встречается в приказах 1936 года по отделу народного образования. Приложение 8 .

Прослеживая развитие системы дошкольного образования, видно увеличение количества детских садов по району. 50 детсадов функционировало в период Великой Отечественной войны, когда мужчины ушли на фронт, а женщины заменили их в сельском хозяйстве и на производстве. В настоящее время общее количество детей, проживающих на территории, в возрасте от 0 до 7 лет – 4240. Детских садов – 21, из них юридических лиц – 3, филиалов - 1, в школах – 17. Площадь помещений, используемых непосредственно для нужд дошкольных образовательных организаций составляет 8,9 кв.м. на одного воспитанника, в школах – уменьшилась в связи с увеличением количества обучающихся до 9,3 кв.м. Дошкольные учреждения работают в режиме пятидневной рабочей недели. Всего создано 80 групп детей дошкольного возраста, из них в режиме 10,5 часового пребывания –51 групп, 12-часового – 29 человек, от 0 до 1,5 лет – 772. За период 2013 – 2022 г. в детских садах района введено 530 новых мест. Указ Президента РФ по ликвидации очереди для детей лет 3-х до 7-и лет выполнен. Улучшилась материально-техническая база к предметно-современным требованиям в Тальменских №9, №2, №5, №6, №7, №8, Новоозерском, Озерском, Новоперуновском, Среднесибирском детских садах. Остальные дошкольные учреждения продолжают работу по приведению в соответствие пространственной среды требованиям ФГОС ДО На базе МКДОУ «Тальменский д/с №9» функционирует консультационный пункт с психолого-педагогическими консультацию для педагогов дошкольных учреждений, родителей, детей с особенностями здоровья. МКДОУ «Тальменский детский сад №9» является участником Национального Реестра и признан ведущим образовательным учреждением России. В остальных дошкольных образовательных учреждениях созданы пункты для оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

Особую актуальность педагогическое наследие приобретает сегодня, когда в России происходит переосмысление современных педагогических реалий в свете гуманизации и демократизации воспитания и образования в целом. Поэтому без опоры на наше классическое наследие, без осознания глубинных связей педагогических явлений в их целостности и взаимодействии с мировым общекультурным процессом мы не сможем решить главную задачу для современного российского образования и педагогики – правильного определения путей их развития. Так же общество нуждается в подготовки широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире ребёнок развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивно, так и негативного характера на только формирующуюся сферу нравственности.

Литература

Алтай. Историкостатистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского Горного округа, 1890. с. 250.Памятная Книжка Томской губернии 1910. Приложение с. 451/135.Списки населённых мест Томской губернии. 1893. С.88-91.

ЦХАФ АК Ф.32; Оп.1; Дело 668; листы 16-18

Постановление ЦК ВКП(б) от 25.VIII.1932 г.

Веретельникова Г.Г. «Контрреволюционно-диверсионно-повстанческая организация белых офицеров в Тальменском районе», Нижнее Причумышье,2001,с.296.

Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры. Тальменка, 1997, стр. 78

Половнева А.В. «История развития школьного образования на территории

Тальменского района 30-40-х гг. XX в.»,Тальменка,2018г.

Архив отдела образования Оп.2, с. 1933г

Приказ Наркомпроса РСФСР «Об улучшении контроля за работой школ и учителей и постановки учета знаний учащихся» от 16 октября 1943 г.

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. " Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)Просвещение", Москва, 1982г.

Приложение 1.

В 1886-1887 учебном году в Анисимовской школе учились 24 мальчика и 4 девочки. Из них окончили курс только 2 мальчиков. В 1888-1889 обучались 23 мальчика и 9 девочек. Окончили курс обучения 7 мальчиков. (Алтай. Историкостатистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского Горного округа, 1890. с. 250.)

Приложение 2

В статье В.И. Казанцева «Тальменка – волостной центр». (Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры. Тальменка, 1997, стр. 78.) указываются даты возникновения Церковно-приходской школы в Ново-Перуново (1910), одноклассного сельского училища в Луговом (1910), а школы в Зайцево, Кашкарагаихе и Ново-Еловке по статусу определены как одноклассные училища. Общим тенденциям развития школы и датам по другим источникам это не противоречит. Поэтому достоверность этих сведений вряд ли имеет смысл подвергать сомнениям.

Приложение 3

Приложение 4

1937г. среди многих других интересных записей есть следующая:

«Приказ о назначении заведующего школой МТС Яковлева отменить как ошибочный на основании приказа КРАЙОНО запрещающего работать в русских школах людей не русской национальности (чуваш)»

Приложение 6.

Веретельникова Галина Геннадьевна, учитель Луговкой школы, работая с архивными документами, изучала многие дела репрессированных односельчан её статья «Конрреволюционная эсеровско-повстанческая организация учителей» вошла в сборник «Нижнееее Причумышье» 2001. стр.291-300. Начиная с сентября 1937г. года появляются записи о классово-чуждых элементах, затем массово о врагах народа, увольнение жен врагов народа. Очень часто в книге приказов за 1939 г. встречаются записи следующего характера:

«Опоздал на 12 минут», «…. 15 минут», « … 17 минут», «… 25 минут»- но при этом применяются разные меры взыскания. Опоздание до 20 минут - выговор, свыше 20- увольнение.

Выписка из приказа №1 по Тальменской средней школе от 21 декабря 1937 года:

«Преподаватель школы Захаров Григорий Григорьевич имел прямую связь с разоблаченным врагом народа, проводя с ним время в совместных связях. Работая преподавателем математики, имел низкую успеваемость по своему предмету (67%). В 1935 – 1936 гг. перевел с недоработкой материалы учащихся по математике. Г.Г.Захаров снят с работы как враг народа» Директор.

Из статьи Веретельниковой Г.Г. «Контрреволюционно-диверсионно-повстанческая организация белых офицеров в Тальменском районе», Нижнее Причумышье,2001,с.296.Протокол допроса 21декабря 1937 года Бас Петра Павловича, санинспектора Тальменского района райздрава Алтайского края:

Вопрос: Что вам известно о руководстве контрреволюционно организации?

Ответ: Руководителем конрреволюционно-повстанческой диверсионной организации является Г.Г. Захаров, бывший белый офицер, который работает в Тальменской школе учителем математики.

Вопрос: Кого из участников контрреволюционной организации назвал вам Захаров?

Ответ: Захаров мне сообщил, что участниками конрреволюционной организации являются:1).Хрипунов Константин Николаевич, директор НСШ в с. Зайцево, бывший белый офицер.2).Попов Николай Андреевич, заведующий Тальменской школой первой ступени, в прошлом дьякон.3).Раубо Андрей Болелавович, заведующий дорожным отделом, бывший белый офицер.4).Каширин Константин Иванович, учитель средней школы в Тальменке, бывший белый офицер.

Вопрос: Кто является руководителем контрреволюционных сборищ?

Ответ: Захаров, Каширин, Раубо.

Допросил начальник НКВД,По делу Г.Г. Захаров, П.П. Бас, К.И. Каширин, А.Б. Раубо, К.Н. Хрипунов осуждены тройкой НКВД 12 декабря 1937г. по статье 58-2-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Реабилитированы Алтайским краевым судом 19 августа 1955г.

Приложение 6.

Приказ №8 «Шелепову А.И. с марта 1936 г. зачислить зав. детским садом при лесозаводе с месячным окладом…руб.» (сумма не указана).

Приказ №10 в §5 от 1 февраля 1936г. «Тов. Клепикову А.Х. с 25 апреля 1936г. (сумма не указана).назначить воспитательницей в детсад колхоза «Крепость революции» с месячным окладом …..руб.» (сумма не указана).

Приказ №10 в § 7:«Трошеву А.В. зачислить с 5 мая 1936 г. воспитателем в базовый детсад с. Тальменка с окладом 110руб. в месяц».

Приложение 7

Есть так же запись в приказе № 76 от 24.11.1936 г. о том, что за отказ заниматься с малограмотными и безграмотными в Колхозе «Верный путь» учителю объявили выговор и административное предупреждение. В случае повтора – снять с работы. То есть можно сделать вывод о том, что учителей особо никто не спрашивал: хотят они заниматься ликвидацией безграмотности у взрослых или нет.

Приложение 8

«Как бы мы ни были поглощены войной, — писала газета «Правда», — забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».

Просмотров работы: 33