Владикавказ - город мечты

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Владикавказ - город мечты

Дудиева М.К. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №45 г.Владикавказ имени Жоржа Дюмезиля
Гурциева А.А. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №45 г.Владикавказ имени Жоржа Дюмезиля
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы. Туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее прогрессивно развивающихся отраслей экономики. Социальный аспект туризма заключается в том, что помимо экономического эффекта туризм обеспечивает восстановление жизненных сил человека и рациональное использование его свободного времени.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании ВВП, политических отношениях, обеспечении занятости населения и создании дополнительных рабочих мест, оказывает положительное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, культура, искусство, производство товаров народного потребления и другие.

Цель проекта:

Рассмотреть формирование на территории Владикавказа современной туристической отрасли в качестве одной из ведущих отраслей специализации.

Задачи:

Сбор информации о достопримечательностях Владикавказа.

Разработка экскурсионной программы по Проспекту Мира.

Содействие распространению сведений об исторических и культурных памятниках Владикавказа, способных стать центрами духовного притяжения для людей, о храмах-памятниках, которые помимо религиозных функций выполняют задачу прославления истории Российского государства.

Объект исследования: является формирование у учащихся представлений о Владикавказе.

Предмет исследования: туризм.

Методы исследования:

изучение и обобщение теоретического материала– работа с литературой;

наблюдение, анализ полученной информации и её сравнение;

работа в сети Интернет.

Глава 1. Туризм во Владикавказе

1.1. Понятие и характеристика детско-юношеского туризма

Детский и юношеский туризм — средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.

Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества.

Развитие детско-юношеского спортивного туризма как вида спорта и отдыха, как важнейшего социально-значимого движения, развитие его в молодёжной и юношеской среде как элемента физического, духовного и патриотического воспитания участники туристского движения считают возможным противовесом антиобщественным явлениям в обществе — наркомании, алкоголизму, детской и молодёжной преступности.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции. Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью туристского освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться краеведческие, медико-биологические, физиологические, геологические и другие исследования по заданию государственной или общественной организации (учреждения).

Туристская экспедиция в зависимости от объема работы (задания) может состоять из одного или нескольких самостоятельных или разнесенных по времени однодневных или многодневных посещений объекта (полигона, раскопок, карьера, участков маршрута, населенного пункта и т.д.). При организации базового лагеря экспедиции необходимо согласовать расположение этого лагеря с местными властями и владельцами (пользователями) земельного участка (лесничество, с/х предприятие, частное лицо), а использование источников питьевой воды — с местными органам санэпиднадзора.

Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 17 лет с различными целями.

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия подразделяются на:

плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)

самодеятельные.

По продолжительности походов и путешествий различают:

- одно-двухдневные

- многодневные.

По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:

- некатегорийные

- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

- межсезонный.

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

1. Внутренний туризм:

экскурсии для школьников

спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

самодеятельные школьные обмены

познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе

оздоровление и отдых в детских лагерях

2. Выездной туризм:

организация международных безвалютных обменов

образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе

выезды в международные детские центры (лагеря)

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая сфера представлена:

государственными и муниципальными органами управления,

государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования

общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.

Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.

Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.

После небольшого социологического опроса среди различных возрастных групп от 10 лет и старше, стало ясно, что большое количество школьников не знают даже о своем родном крае. Подводя итоги соц. исследования хочу предложить вас свой туристический маршрут для детей-школьников.

1.2. Особенности Владикавказа

Владикавказ — пример города на юге России, который может стать самоцелью для путешествия, а не только как база для исследования Кавказских гор. Столица Северной Осетии сохранила большое количество архитектуры, тут открываются современные культурные пространства и работают десятки кафе и ресторанов с местной кухней. Здесь спокойно можно провести два-три дня, и скучно не будет.  

Владикавказ — один из самых красивых городов Северного Кавказа и его культурный центр. Для многих туристов столицы кавказских регионов — лишь транзитная точка на пути к трекингу в горы или роудтрипу по окрестностям. На города выделяют максимум день на спешную обзорную прогулку, шопинг на центральном рынке и посещение краеведческого музея. Для некоторых городов такой подход, может быть, и справедлив. Но только не для Владикавказа, в котором пару дней можно провести, лишь прогуливаясь по историческим кварталам города.

Большой исторический центр с дореволюционной малоэтажной застройкой почти полностью сохранился, хоть и нуждается в реставрации. Здания занимают культурные институции, рестораны, кафе, отели и квартиры. Чувствуется, что люди в центре живут, а не просто приезжают гулять вечерами и в выходные.

Изначально Владикавказ возник при Екатерине II в качестве российской крепости. Его единственная функция на тот момент состояла в поддержке безопасности торгового пути между Россией и странами Закавказья. Но следующие 100 лет форпост постепенно разрастался и перерос из сети оборонительных сооружений в промышленный и экономический центр.

В один момент городу сильно повезло: через Владикавказ прошла железная дорога до Ростова-на-Дону. На Кавказ активно потянулись крупные предприниматели, ремесленники, промышленники и креативный класс. Именно они и построили все эти модерновые особняки и небольшие доходные дома. До этого во Владикавказе были преимущественно частные малоэтажные дома.

Сегодня у Владикавказа нет таких экономических успехов, какие были 100 лет назад. Это негативно сказывается и на современной архитектуре. За последние годы здесь не построили ни одного здания, которое стало бы новым украшением города и демонстрировало культурные особенности региона.

С другой стороны — в центре почти нет современных высоток, которые испортили бы историческую среду и перекрыли прекрасные виды на горы. Самый яркий пример — главная пешеходная улица на проспекте Мира с перспективным видом на гору Столовую. Своей малоэтажной застройкой улица буквально переносит в 19 век.

Владикавказ отличается от других южных городов не только своим обликом и историческим наследием. Местные культурные особенности тоже выглядят несколько иначе. Во-первых, Северная Осетия — одна из двух национальных республик Северного Кавказа с преобладанием христианской религии, а не ислама. Во-вторых, обычаи и правила тут немного мягче. У женщин нет строгого дресс-кода, а в ресторанах и магазинах свободно продают алкоголь. В результате Владикавказ является еще и центром притяжения для жителей других республик Кавказа, которые приезжают отдыхать с шашлыком, пирогами и коньяком на выходные. Осетинские пироги, наравне с грузинскими хинкали и хачапури — знаменитое на всю Россию блюдо, которое тут готовят особенно вкусно. Можно потратить на Владикавказ один день. Хотя мы почти уверены, что к вечеру вы будете жалеть, что запланировали на город так мало времени. Но что точно не стоит делать — проезжать Владикавказ транзитом. Богатое дореволюционное наследие и южный колорит делают его уникальным городом Северного Кавказа. Антон Прохорушкин любит путешествовать по России и ездит не только в Сочи, Казань или Санкт-Петербург. В этот раз он рассказывает про Владикавказ — не самый туристический город, который его приятно удивил.

Глава 2. Достопримечательности Проспекта Мира

Одна из главных улиц города старой застройки. Широкий проспект с пешеходной аллеей посередине, красивые малоэтажные дома дореволюционной постройки заставляют часто останавливаться в восхищении. Улица довольно длинная, гулять по ней легко и приятно. Здания все аккуратные, отремонтированные. Улица радует глаз горожанина чистотой и опрятностью. Каждое здание несет в себе какую-то неразгаданную тайну.

Встреча экскурсантов

Встреча с экскурсантами состоится на Площади Штыба. Площадь образовалась в середине 19 в. Первоначальное название Краснорядская площадь. В 1926 году Краснорядская получила наименование Площадь Штабы-в честь революционера и чекиста Семена Митрофановича Штаба. В начале 1980-х годов была произведена кардинальная реконструкция площади Штыба. В северной части площади разбит сквер, а в южной части построено здание Горисполкома.

В октябре 2007 года решением топонимической комиссии АМС г. Владикавказа площади Штыба было возвращено историческое название Краснорядская площадь. Однако данное решение не вступило в силу. Бюст С.М. Штыба установлен в 1987 г. в восточной части площади, в начале улицы Штыба.(Приложение 2).

1-ая остановка. Парк им. К.Л. Хетагурова

Рассматривая достопримечательности Проспекта нельзя не сказать о Центральном парке им. К.Л.Хетагурова. (Приложение 3)

Старейший парк с богатой культурной историей. В 30-х годах XIX столетия возле комендатуры Владикавказской крепости был разбит сад, который стал называться Комендантским. С 60-х годах XIX столетия сад стал называться как Городской парк. Этот парк занимал площадь верхней террасы современного парка. В 70-х годах XIX века территория, примыкающая к Тереку, была благоустроена по инициативе начальника 21-й пехотной дивизии полковника Михаила Родионовича Ерофеева.

В начале 90-х годах XIX века в парке строится велодром, который был торжественно открыт 1-го апреля 1893 года. С этого времени парк стал именоваться «Трек». В последующие годы в парке была создана система прудов с островами, лодочная станция, купальни. Парк постепенно стал называться «Монплезир» (Моё удовольствие).

В начале XX века в парке был сооружён зоопарк, в зимнее время пруды использовались как катки. После Октябрьской революции парк стал называться «Пролетарский парк».
22 сентября 1939 года Пролетарский парк в связи с празднованием 80-летия осетинского поэта Коста Хетагурова решением Президиума Городского Совета города Орджоникидзе был переименован в парк имени Коста Хетагурова.

Вход в парк был платным. Содержался парк на средства, поступающие от членских взносов, доходов от купальни, лодочной станции, зоопарка, продажи цветов. Большое внимание уделялось малым архитектурным формам. Архитектурные сооружения являлись композиционными центрами отдельных живописных уголков парка.

2-ая остановка. Национальный музей РСО-Алания

Гордость Проспекта- Национальный музей Республики Северная Осетия — Алания.(Приложение 4)

Музей основан в 1893 году по инициативе Терского статистического комитета, бывшего в ту пору средоточением оживленной археологической деятельности в связи с обнаружением знаменитого кобанского могильника с уникальными бронзовыми предметами, которые составили основу музейной коллекции. Позже коллекция стала принадлежать Краеведческому музею. Музей был открыт в помещении областного статистического комитета, на пожертвования, собранные по подписке. В 1907 году для музея было построено специальное здание, но оно не сохранилось. В 1911 году музей передан в ведение Терского казачьего войска. За время существования музея он неоднократно менял адрес, и в настоящее время расположен в приспособленном под музей двухэтажном особняке, крупного предпринимателя Ходякова, построенном в начале XX века. С 1991 года в связи с аварией отопительной системы здания, постоянная экспозиция прекратилась. В 1990 году весь Краеведческий (главный национальный) музей Республики Южная Осетия эвакуировали, и хранился в здании. К концу 2013 года, открылась новая, пополненная, экспозиция. В 2015-2018 годы ведутся крупно масштабные ремонты.

Фонды музея насчитывают свыше 4000 единиц хранения, из них около 1500 предметов основного фонда.

3-ая остановка. Музей им. М.С. Туганова

К слову о музеях, Северо-Осетинский государственный художественный музей имени М. С. Туганова славится не только в нашей республике, но и за её пределами. Это государственная галерея русского и осетинского изобразительного искусства. (Приложение 5).

Музей открыт для посетителей 7 апреля 1939 года.Основу коллекции составили произведения, полученные в 1939-1940 гг. из Государственного музейного фонда СССР. В первые послевоенные годы в собрание музея почти полностью вошла коллекция художника-реставратора В.В. Сафронова (русская живопись, графика XIX - начала ХХ веков). В 1981 году фонды музея пополнились картинами и рисунками русских художников XIX века, переданными в дар московским коллекционером Г.М. Голковским. Собрание музея располагает также большим отделом уникального самобытного национального искусства, позволяющим проследить всю историю его становления и развития В 1971 году музею присвоено имя крупного осетинского живописца и графика, ученика Ильи Репина, народного художника Махарбека Сафаровича Туганова.

В 1981 году фонды музея пополнились картинами и рисунками русских художников XIX века, переданными в дар московским коллекционером Г. М. Голковским.

Здание-особняк купца Б.Г. Оганова (глава торговой фирмы "Киракозов-Оганов") построено в 1903 г. по проекту архитектора И.В. Рябикина. Двухэтажное кирпичное здание с жилыми комнатами на 2-м этаже и просторными торговыми залами на 1-м - яркий образец стиля модерн с некоторым налетом эклектики. Фасад украшен скульптурой, лепниной, позолотой. Внутреннее пространство (вестибюль, парадная лестница, кабинет, залы и т. д.) декорировано в стилях разных исторических эпох - от египетского и римского, барокко и рококо до собственно модерна. Галерея - зимний сад - с небольшим фонтаном из речного камня, друз хрусталя и белых кораллов выполнена в мавританском стиле. В росписи интерьеров принимал участие владикавказский художник Генрих Клузачек.

4-ая остановка.РГЮБ им. Гайто Газданова

Не можем с Вами обойти стороной и Юношескую библиотеку им.Гайто Газданова ,ведь как говорил Марсель Пруст :«Чтение - это беседа с людьми, гораздо более мудрыми и интересными,чем те, с которыми сводит нас случай»
Республиканская юношеская библиотека им.Г. Газданова была открыта решением Министерства культуры Северо-Осетинской АССР от 2 октября 1977 г. в г.Орджоникидзе (Владикавказ) в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 22 ноября 1977 г.. Методическим центром для всех юношеских библиотек Советского Союза,затем Российской Федерации является Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ),открыатая в Москве в 1996 г.

Сложно предположить, насколько чтение книг является интересным и захватывающим досугом для каждого из вас, здесь всё индивидуально, и в большей степени зависит от того, что вы читаете, и как вы это читаете. В любом случае, оно никогда не проходит даром, и оставляет свой отпечаток в вашем уме, главное - научиться выбирать для чтения хорошие книги, какие именно – решите сами, а эта выставка вам в этом обязательно поможет.

Изначально библиотека размещалась в малоприспособленном под библиотеку подвальном помещении жилого дома площадью 180 кв. м. по ул.Бородинской. В 1981 г. согласно распоряжению Орджоникидзевского Совета народных депутатов юношеской библиотеке передали помещение на Проспекте Мира,34,где ранее размещалась Республиканская научная библиотека им.С.М.Кирова.

Здание,построенное в 1883 г. является памятником истории и культуры. История здания связана с именем Коста Хетагурова. Зимой 1887 г. впервые во Владикавказе состоялась выставка картины Хетагурова "Святая равноапостольная Нина ", которую посетили 846 человек. В 1895 г. видной общественной деятельницей, дргом Коста, Варварой Григорьевной Шредерс, при активном участии передовой городской молодежи был открыта публичная городская библиотека ,впоследствии ставшая важным общественно-культурным центром.

Приоритетными направлениями работы библиотеки являются : краеведческое образование молодежи, духовно-нравственное и патриатическое воспитание, популяризация лучших образцов художественных литературы.

Газданов Гайто( Георгий ) Иванович (Приложение 6)— писатель-эмигрант, долгое время не был известен у себя на Родине. Для российского читателя газдановское наследие было открыто в 1990-х годах. В Москве в 1998 году было создано «Общество друзей Гайто Газданова», в задачи которого входит изучение творчества писателя и популяризация его произведений в России и за рубежом. Председатель Общества — Юрий Нечипоренко.

В 2001 году при содействии дирижёра Валерия Гергиева на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа был открыт памятник на могиле Гайто Газданова, автором которого является Академик РАХ Владимир Соскиев.

5-ая остановка. Кинотеатр "Комсомолец"

Владикавказцы хорошо знают кинотеатр "Комсомолец" на Проспеке Мира (Приложение 7). Но не все знают, что это один из старейших кинотеатров России. Первое упоминание о кинотеатре появилось в 1907 году. Тогда пришла весть о том, что французская кинокомпания "Братья Пате" собирается открыть свой синематограф. В 1911 году к дому Александры Аксеновой пристроили помещение, специально приспособленное для показов.Здание уникальное, хотя бы тем, что все остальные дореволюционные кинотеатры в стране не сохранились. Кроме того, сам факт старейшего кинотеатра страны можно было использовать, ведь это еще один немалый повод гордиться своим городом.
Одному из старейших кинотеатров в России более ста лет. Он сменил много имен: "Гос.кинотеатр № 2", "Советское кино № 2", "Горец", а в 1935 году прошлого столетия появилась привычная для современно зрителя вывеска "Комсомолец". Около кинотеатра назначали свидания. Родители приводили детей посмотреть мультфильмы.

6-ая остановка. Кинотеатр "Гигант"

Во Владикавказе рано появляется синематограф, который первоначально был ручным, а со временем стал электрическим. Это самый крупный по тем временам кинотеатр. (Приложение 8)

О кинотеатре «Гигант» впервые было заявлено 5 февраля 1913 года, когда владикавказская городская управа выдала удостоверение Е.И. Первиль и А.Е. Медведевой на постройку здания для синематографа на их собственных участках по Александровскому проспекту, 57 с выходом на ул. Гимназическую (ныне Миллера).

Разместился кинотеатр во дворе уже существующих строений, а над созданием его трудились инженеры-архитекторы Ф. Ф. Гут, П. П. Шмидт и А.А. Навроцкий.

Вход в кинотеатр был запланирован с улицы Московской (Кирова). Здание кинотеатра отражает в себе все черты архитектурного стиля модерн. Особенно интересны и привлекают внимание навершия на крыше здания.

В фойе нового кинотеатра постоянно играл духовой оркестр Терского казачьего войска, а стены на всю высоту были расписаны лучшими художниками города. На втором этаже разместились квартира владельца и фотоателье.

Сейчас на этом месте располагается ресторан "Ambassador club"

7-ая остановка. Академический русский театр им. Е.Вахтангова

В конце 1913 года группа молодых московских студентов организовала Студенческую драматическую студию. Во всех высших учебных заведениях Москвы появилось объявление, приглашающее студентов и курсисток записываться в члены новой организации. В объявлении было указано, что «занятиями Студии будут руководить артисты Московского Художественного Театра», и что от каждого поступающего в Студию требуется: «а) серьезное идейное отношение к делу и б) полное подчинение дисциплине Студии».

Руководить Студией согласился Евгений Богратионович Вахтангов, тридцатилетний актер и режиссер Художественного театра, уже составивший себе репутацию лучшего педагога по «системе» Станиславского.

Поступавшие не подвергались пока никакому театральному испытанию. Они экзаменовались лишь со стороны своих «личных качеств». «Любительщине» была объявлена решительная война.

Вахтангов мечтал о своем театре, маленьком и уютном, где «Милые лица. Добрые глаза. Трепетные чувства. Все друг другу друзья. Нежно, осторожно подходим к душе каждого. Честные и любящие. Чувствующие святость. Ничего грубого. Ничего резкого».

Так создалась группа студенческой молодежи, если и не блещущая артистическими дарованиями, то, по крайней мере, состоящая из серьезных молодых людей, безусловно, культурных, любящих большое настоящее искусство.

Вахтангов любил самый процесс творческой работы, а не ее результат... Этому же он учил и своих учеников: «практический результат придет сам собой», — говорил Вахтангов, и его ученики целиком отдавались творческим радостям сегодняшней репетиции, сегодняшнего урока, сегодняшних исканий.

13 сентября 1920 года Студия Е.Б. Вахтангова была принята в семью Художественного театра под именем его Третьей студии. А 13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля «Чудо святого Антония» Метерлинка, поставленного Е.Б. Вахтанговым - этот день стал Днем рождения театра.(Приложение 9)

Уже в начале 1922 г. Москва бурно рукоплескала успеху спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци, выдающегося явления театрального искусства ХХ столетия. Веселый, солнечный, праздничный спектакль, поставленный смертельно больным Вахтанговым в холодном и голодном 1922 году, утверждал жизнь, любовь, добро. К.С. Станиславский высоко ценил творчество своего ученика. В обращении к составу «Принцессы Турандот» после окончания премьерного спектакля он сказал: «За двадцать три года существования Художественного театра таких побед было немного. Вы нашли то, что так долго искали многие театры». Спектакль «Принцесса Турандот» стал в известной степени школой актерского мастерства для всех поколений вахтанговских актеров.

«Нет праздника – нет спектакля», - говорил Вахтангов. Девиз, вынесенный в заголовок его знаменитой статьи «С художника спросится!», стал определяющим для всей творческой жизни Театра имени Евгения Вахтангова.

Евгений Вахтангов не создал системы, подобно К.С. Станиславскому, он и не мог ее создать, ибо система – это итог, завершение. Вахтангов, опираясь на систему Станиславского преподал начало, которое не имеет и не может иметь завершения, ибо суть вахтанговского начала – это познание через человека-актера гармонии, где самое яркое явление – живой человек – творец.

Когда мы говорим о «вахтанговском» в искусстве, мы соприкасаемся с тайной, которую Вахтангов унес с собой, лишь чуть приоткрыв ее. Эту тайну будут бесконечно разгадывать, и поэтому Вахтангов всегда будет современен.

Зрительный зал Большой сцены театра вмещает 1055 мест.

8-ая остановка. Площадь В.И. Ленина.

Площадь образовалась во второй половине XIX века и получила название Театральная, по расположенному на ней зданию Драматического театра.

20 февраля 1924 года постановлением Владикавказского Городского Исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся было принято решение: «Театральную площадь переименовать в площадь имени Ленина, просить Госцик оформить переименование»[1]. Однако данное решение не вступило в силу.

В 1950-х годах наметилась кардинальная реконструкция Театральной площади. За счет сноса кинотеатра «Пионер» будет расширена Театральная площадь, в центре которой будет поставлен монументальный памятник гениальному вождю трудящихся В. И. Ленину.

31 октября 1957 года решением Исполкома Орджоникидзевского Городского Совета депутатов трудящихся реконструированная площадь получила имя Ленина: «В связи с введением в эксплуатацию площади после реконструкции и открытия нового памятника В. И. Ленину новую площадь именовать площадью В. И. Ленина»

Памятники В.И. Ленину

29 января 1924 года в связи с кончиной В.И. Ленина,на Театральной площади состоялась закладка будущего памятника Ленину.Временно,до возведения памятника, Горкоммунхозом воздвигнут изящный обелиск с портретом В.И.Ленина.

8 августа 1926 года на Театральной площади торжественно открыт памятник Ленину, выполненный по проекту скульптора В.В.Козлова и архитектора Е.Дескубес. Высота скульптуры состовляла 2 метра.

6 ноября 1957 года на реконструированной площади торжественно открыт новый памятник Ленину работы скульптора,академика З.И.Азгура и архитектора Г.А.Захарова. Высота памятника 12 метров (с постаментом).Предыдущий памятник был демонтирован и перевезен в Алагир и установлен перед кинотеатром "Комсомолец".

5 декабря 1993 года памятник Ленину был взорван. В результате теракта фигура Ленина упала с постамента и раскололась.Позже памятник восстановлен.(Приложение 10)

Памятник городовому

Горожане уже полюбили скульптурную композицию «Нордисты» и «Ослик с собакой», автором которой является местный скульптор, молодой и очень перспективный художник Ибрагим Хаев. И вот очередная скульптура ,но уже на Проспекте Мира. Это – памятник городовому. Место для него было выбрано не случайное. До революции на крыше одного из домов проспекта, который назывался Александровский, стояли стражники, которые наблюдали за порядком на улице. Но горожане считают, что памятник городовому во Владикавказе очень удачно вписалась в современный пейзаж. Работа над скульптурой длилась больше года, но стражник получился именно такой, каким хотелось бы его видеть горожанам: строгий, добрый и боевой – с шашкой на боку. Открытие памятника городовому приурочили к Дню сотрудников внутренних дел, как дань уважения к тем, кто в разные годы оберегал покой и порядок граждан.(Приложение 11)

Фонтан "Танцующий Сослан на чаше Уацамонга"

Образ Уацамонги в осетинском нартском эпосе персонифицирован: она является действующим персонажем эпоса, наделённым даром определять достоинства нартовских героев. К устам того героя, кто совершил славные подвиги и правдиво об этом рассказал, чаша поднималась сама. Она наполнялась целительным напитком и сама поднималась к губам очередного героя, рассказывающего правдивую историю о своих подвигах и поила его неиссякаемым чудесным напитком. В случае, если рассказчик говорил неправду, чаша наполнялась зловонным варевом с ящерицами и прочими пресмыкающимися, прогоняя лжеца прочь.

Уацамонга хранится в доме одного из нартских родов Алагата, представители которого славились рассудительностью и умом. В доме рода Алагата проходили знаменитые нартские пиршества, во время которых нарты рассказывали о своих подвигах.(Приложение 12).

Ещё один факт,который Вас непременно заинтересует.
22 октября 1881 года во Владикавказе состоялось открытие памятника Архипу Осипову и Николаю Лико.Он был выполнен в виде обелиска – каменного столба, суживающегося кверху, с пирамидально заостренной верхушкой. По бокам памятника были высечены имена героев, а с тыльной стороны на медной доске помещался текст приказа военного министра № 79 от 8 ноября 1840 года об увековечении памяти героев.Текст приказа сообщал, что памятник возведен штабс-капитану Черноморского линейного № 5 батальона Николаю Лико и рядовому 77-го пехотного Тенгинского полка Архипу Осипову. В нише памятника был помещен образ Спасителя в золотом окладе. Обелиск из белого мрамора, установленный на сером постаменте, увенчивался вызолоченным орлом. Орел держал в клюве венок Славы, а в лапе – ядро.
Располагался памятник в конце Нестеровского бульвара, перед зданием штаба 20-й (позднее 21-й) пехотной дивизии. Информация, помещенная в «Терском календаре на 1898 год», сообщала о том, что памятник Архипу Осипову во Владикавказе выстроен в 1881 году по проекту, утвержденному бывшим Наместником Кавказа. Исполнитель проекта – военный инженер Лилеев. После 1917 года памятник был расценен как памятник самодержавию и взорван.(Приложение 13).

Заключение

Вот и закончился разноплеменный, разноликий Александровский проспект. Несмотря на «шедевры» 70-х годов (Дом моды, Дом быта, Дом искусств) проспект сохранил свою индивидуальность, очарование. Давно ушли в небытие бывшие сильные мира сего Киракозовы, Огановы, Алиевы, Яраловы, Ладыженские, Зипаловы, Залиев, Марандовы, Ходяковы.... А их творения в камне до сих пор служат людям, до сих пор их зданиями восхищаются. Никто про их дома не скажет, что они уродуют город. Будем надеяться, что и нынешние «нувориши» не испортят его вид, более того внесут свою положительную лепту в его неповторимый облик. Ведь даже в годы советской власти, когда не считались ни с какими традициями, смогли на Проспекте построить здания, которое в целом, гармонично вписались в его облик. В первую очередь это бывший Дом дружбы (угол Проспекта и площади Ленина), жилой дом на углу Проспекта и улицы Горького и еще пара жилых домов.

Нынешний Проспект Мира-исторический и культурный центр города.

Как бы не разросся Владикавказ, Проспект Мира всегда будет его главной улицей. Поэтому беречь нужно не только старую, но и современную архитектуру. Тот же бывший Дом дружбы, Институт внутренних войск, Детский мир... Это ведь все уникально. Это все есть только у нас.

Список литературы

1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело.-М.Ростов н/Дону,Март,2006-304с.

2.Емельянов Б.В. Экскурсоведение,-М.:Советский спорт,2007-216с.

3.Кусов Г.И. "Встречи со старым Владикавказом" 1999

Электронные ресурсы

1.https://web.archive.org/web/20130522060009/http://mkrso-a.ru/podrazd/detail.php?ID=1

2.http://www.museum.ru/M1465

3.http://www.vakhtangov.ru/news/2052

4.http://vladikavkaz-osetia.ru/news/index.php?news=1569&sphrase_id=26759

Просмотров работы: 65