КОЛОКОЛА ГОРОДА ОСТРОВА

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОЛОКОЛА ГОРОДА ОСТРОВА

Албарова Д.Ф. 1
1МБОУ "Средняя школа №1" МО "Островский район"
Михайлова Н.А. 1
1МБОУ "Средня школа №1" МО "Островский район"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы «КОЛОКОЛА ГОРОДА ОСТРОВА» - всесторонне изучить колокола города Острова.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы задачи исследования.

Для данного исследования применяли различные методы: выборка материала из литературы по истории и краеведению, метод систематизации; сравнительно-сопоставительный метод; статистический; описательный с приёмами наблюдения.

Исследование имеет практическое значение – изучение колоколов и колокольного звона стало предметом выступления на конференциях, была опубликована статья в районной газете «Островские вести».

Перспективность этой работы заключается в том, что она способствует освоению нового материала при изучении истории родного края. Также это полезный жизненный опыт и знания, которые помогают саморазвиваться и быть патриотом.

Работа может быть интересна обучающимся на уроках истории и во внеклассной работе.

Албарова Дария делает вывод: колокола и звоны являются большой ценностью культуры русского народа, поэтому важно знать историю и современное состояние колоколов

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………… 4

2.Основная часть:

2.1. Колокола и их размещение в прошлом………………………………..5

2.2. Возрождение храмов и колокольного звона…………………………..7

2.3. Колокола Троицкого собора……………………………………………7

3.Заключение…………………………………………………………………9

4.Литература…………………………………………………………………10

5.Приложение………………………………………………………………..11

Введение

Город Остров и Островский район славились православными храмами и колокольным звоном. На протяжении столетий колокола сопровождали своим звоном жизнь народа: колокола звонили при встрече высокого гостя, извещали о пожаре, сообщали о приближении неприятеля

Леонид Зуров в повести «Древний путь» описывает колокольные звоны островских храмов в 19 веке: «На улице раздался хриплый звук пожарного рожка. … Ударили в соборный колокол, раз, другой, чаще, и в сухом безветрии поплыл тяжёлый и густой набат. … Уже мелко и остро били в тюремной церкви, медленно отвечали у Покрова, монастырский звон был тонкий и серебристый, а кладбищенский то замирал, то принимался бить очень часто. И уже глухо и страшно ударили на островке у Святого Николы: с реки плыл надтреснутый тяжёлый набат».[ 1 ]

Цель: всесторонне изучить колокола города Острова. ( 1)

Для достижения поставленной цели обратились к истории города Острова и района, поставили следующие задачи:

изучить литературу по теме исследования, проанализировать исторические сведения, содержащиеся в различных источниках;

изучить строение колокола;

дать описание колоколов (местоположение, внешний вид, способ подвески, датировка, размеры и вес, особенности декора, надписи на колоколах);

сделать аудиозаписи колокольного звона.

Методы исследования:

описательный с приёмами наблюдения;

систематизация и классификация материала;

сравнительно-сопоставительный метод;

статистический.

Объект исследования:  колокола храмов города Острова.

Актуальность избранной темы заключается в том, что в литературе не было освещено современное состояние колоколов города Острова.

Изучением колоколов занимались историки, краеведы, музыковеды, написаны книги и статьи. Колокола не раз попадали в поле зрения историков. Наибольший интерес представляет книга Никанорова А.Б. «Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря». [ 3 ] В ней даётся всесторонняя характеристика колоколов: от строения и изготовления до звучания, особо выделяется необычный способ подвески колоколов в монастыре. В книге краеведа В.В.Орлова «Храмы Псковской земли» не только перечисляются храмы, находящиеся в том или ином районе Псковской области, но и даются справки о колокольнях и колоколах, которые были до 20 века. [ 4 ] В своей работе основывались на книге Панова Н.А., протоиерея Троицкого собора города Острова. [ 5 ] Была сделана выборка, посвящённая теме исследования.

Практическая ценность работы состоит в том, что исследование поможет воспитанию патриотических чувств, развитию эстетического вкуса школьников и их родителей, а также расширит границы знаний по православию.

Основная часть

2.1. Колокола и их размещение в прошлом.

Сначала рассмотрим устройство типичного  колокола, части которого соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой. (2)

Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

Большинство храмов и монастырей России в 1920-1930-х годах лишилось старых наборных колоколов и утратило традиционные звоны. В храмах города Острова не сохранились колокола старинной работы (революции, войны, кроме того, колокола и в предыдущие века трескались, иногда разбивались, что приводило к их утрате, они не раз подвергались переплавке), об этом узнаем из краеведческой литературы.

Пригород Остров, имея своего посадника, имел своё вече (народное собрание, совещание мирское, место сходки), собиравшееся по призыву и под руководством посадника и зависящее от Пскова. Вече собиралось по звону вечевого колокола. Ухо горожанина отличало звук вечевого колокола от звука церковных колоколов. Где собиралось вече и где висел вечевой колокол, неизвестно. С потерей Автономии Псковской республики (1510 г) вечевой колокол, по-видимому, был лишён языка

В русской  церковной  традиции первоначально был распространён 

архитектурный приём, когда специальную  башню - колокольню - строили отдельно. В более позднее время появилась тенденция пристраивать 

колокольню к  уже имеющемуся зданию церкви.

В Острове церковные колокола размещали как на звоннице, так и на колокольне.

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом 

размещения церковных колоколов является примитивная звонница.

Например, Валуевский храм в селе Жеребцове – домовая церковь во имя Богоявления Господня, освященная в 1767 году,имела три колокола весом 25, 14 и 11 фунтов. ((На последнем по краям вырезана надпись: «сделаны на данные Шлисельбургскаго пехотного полка Штаб и обер офицерами и прочими чинами деньги в 1744 году 22 дня). Колокольни при храме не было. Первое время колокола повешены при входе в храм под бывшим балконом дома, близ крыльца на деревянной балке. Потом - на двух деревянных столбах в саду. Впоследствии колокола находились над домом среди колонн, украшающих дом. (3)

В Храме Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба, построенном и освящённом в 2003-2005 г.г., есть звонница. Нами сделаны аудиозаписи колокольных звонов этого храма.

Церковь Николая Чудотворца относится к 16 веку(1543 год). В 1802 году построена каменная колокольня (до этого колокольня ветхая в стороне от храма). (4)

Жизнь колоколов часто трагична. В 1876 год поднимали на колокольню при церкви Николая Чудотворца колокол весом 173 пуда 24 фунта, отводный канат лопнул, колокол, ударившись о стену, разбился. (За колокола уплачено Островскою купеческою вдовою Мариею Николаевною Даниловою 2700 рублей и доброхотными подаяниями 650 рублей.) Разбитый колокол перелит на новый весом 213 пудов 36 фунтов. 1902 год 5 июля большой колокол во время благовеста к Литургии дал трещину.

В статье Плешановой И.И. «Колокола псковских литейщиков 16 начала 17 веков» дана версия, что керамиды, украшающие Никольский храм, и колокола выполнены одним мастером: Тимохой – печником, плотником сей ображец резал Давыд» . [ 2 ]

В крепости Острова в средние века были Спасские ворота с колокольнею соборной Николаевской церкви.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1793 году. В 1800 году отдельно от храма на расстоянии 10 сажен построена четырехъярусная колокольня. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука.  (Первый колокол 67 пудов обменен с разрешения Его Преосвещенства с приплатою 415 рублей серебром, собранными Приходским Попечительством, на бывший соборный колокол на коем следующая надпись: 1797 гянваря 25 Островского Троицкого собора весу 86 пудов. На другом колоколе неразборчивая надпись: Весом 6 пудов. Вылит сей колокол в црко Покрова Б-цы в Остр.при строите 1725 марта в 17 день лето цркви Псковского архиерпик дому дьяке Федоре Тиханове сыне Вохине).

Колокольня Мироносицкого храма каменная, двухэтажная,

Во втором этаже было три колокола. 1852 год церковный староста купец Михаил Павлов Судоплатов пожертвовал колокол весом 25 пудов 37 фунтов.

В 1880 году разбитые колокола перелиты на новые: один 44 пуда 20 фунтов и второй 21 пуд 18 фунтов. В 1888 году резолюцией Преосвещенного Гермогена от 13 апреля разрешено разбитыйколокол в 44 пуда 18 фунтов перелить на новый колокол весом 66 пудов 24 фунта с приплатою 694 рубля из собственных средств церковного старосты купца Ивана Павлова Судоплатова.

2.2. Возрождение храмов и колокольного звона.

В конце 20 - начале 21 века происходит возрождение храмов, а значит, и колокольного звона

13 октября 2003 года по благословлению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия началось возрождение женского монастыря, который был официально зарегистрировано во главе с монахиней Маркеллой (Павловой) 14 июня 2005 года. В 2004-2005 г.г. на территории монастыря построена деревянная церковь в честь Святого праведника Иоанна Кронштадского.

2 февраля 2014 года в восстановленном Спасо-Казанском женском монастыре г. Острова открыли большую звонницу из 8 колоколов, отлитых в Воронеже. Колокола изготовлены из специальной бронзы, вес самого большого 700 килограммов, самого малого - 10. На каждом имеются лики святых: Иоанна Милостивого, Сергия Радонежского, Маркела Апамейского, апостола Павла, Евсевия Еплаодикийского, апостола Андрея Первозванного и мученицы княгини Людмилы. (5)

2.3.Колокола Троицкого собора.

13 июня 2021 года освящены и подняты колокола на колокольню
Троицкого собора. (6)

Из Летописи Троицкого собора Протоиерея Николая Панова узнаем, что колокольня 1802 года Троицкого собора (1790 г.) – каменная, трёхъярусная, в связи с храмом, выложена из кирпича. Во втором ярусе было 7 колоколов:

1ый - 85 пудов с надписью: 1793 год января 25 дня Островского Троицкого собора; 2ой - 45 пудов 26 фунтов, 3-ий – 15 пудов, 4ый -7 пудов, 5-ый – 2 пуда, 6-ой и 7-ой по 20 фунтов.

В 1870 г все колокола были перелиты на заводе и имели вес: 1-ый 155 пудов 25 фунтов и надпись: «при Императоре Александре 2, при Епископе Павле, при Протоирее Флоринском и Священнике Иоанне Харлове, заказан ктитором Иоанном Васильевым Новиковом». Всего было 8 колоколов, самый маленький – 29 фунтов. Уплачено за колокола 2488 рублей 75 копеек, в том числе пожертвованные в 1857 году 18 декабря на сей предмет Островским мещанином Иваном Ларионовым Мамоновым.

Колокола подвешивали на колокольне в пролётах, колокол крепился к балке, неподвижно вделанной в столбы колокольни.

Благодаря отцу Роману поднялись на колокольню, узнали, что

современные колокола были изготовлены на заводе Литекс (город Москва). Эти фестивальные колокола с чернением сделаны на заказ, принадлежали Медведеву Сергею Константиновичу, руководителю школы звонарей в городе Воскресенске, художественному руководителю проекта Выездная звонница по всей России и проекта Колокола ТВ. По словам Сергея Медведева, из нескольких наборов колоколов он выбрал самого красивого звучания. Потом эти колокола путешествовали с ним по всей России. В 2021 году колокола были приобретены для Троицкого собора.

В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные 

группы: большие (благовестники), средние и малые колокола. (7) Благовестники несут сигнальную функцию и в основном предназначены для 

созыва верующих на Богослужение. Благовест  - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах.

Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Благовестники – баритоны имеют вес от 450 кг до 1260, диаметр от 912 до 1260 мм. Основной тон - Первая октава. "Унтертон - Малая октава".
Благовестники - басы имеют вес от 1700 кг до 2200, диаметр от 1440 до 3300 мм. Основной тон - Малая октава. "Унтертон - Большая октава". (По данным завода «Литекс»)

Благовест на колокольне Троицкого собора - самый большой колокол. Его особенностью является то, что в него звонят как отдельно, так и вместе с другими колоколами. На Благовесте Троицкой колокольни надпись: «Русь Святая храни веру православную». Надпись на колоколе обычно выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания. По центру колокола изображено Распятие. Колокол украшен узорами, растительным орнаментом.

Кроме Благовеста, есть два колокола меньшего размера. Они называются подзвонные. Данные колокола воспроизводят звук среднего диапазона.

Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

К малым колоколам относятся не только подзвонные, но и зазвонные. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. 

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небо-

льшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются 

между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не 

менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, х или 4х колоколов.

Зазвонные колокола, самые маленькие, отвечают за звуки высокого диапазона.

На колокольне Троицкого собора 4 зазвона. На одном из колоколов изображён апостол – евангелист Лука; (8) на другом изображена икона Святой Троицы. Все колокола украшены в древнерусском стиле.

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, 

который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение 

определённых частей или моментов Богослужения. 

Начиная с 16 века появляются башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами, которые размеряют время.

3 мая 1883 года на колокольне Троицкого собора были установлены главные городские часы с боем петербургской фирмы Винтер, на что было потрачено 1260 рублей. Сейчас колокол часовой отсутствует, его заменили подручными средствами. Часы на колокольне в центре города. Думается, все хотят красивого звучания часового настоящего колокола.

Заключение 

Тема, выбранная нами для изучения, обширна. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что колокола во все времена выполняли разные функции:

а) колокола призывали на службу, будучи одной из необходимых принадлежностей православного храма;

б) звон определённой церкви давал сигнал звона другим;

в) колокольный звон в старину заменял часы, радио, газеты;

г) колокольный звон, который разливался по округе с устремившейся вверх колокольни (гудение большого колокола, весёлый перезвон малых, кроме того, каждый имел свою тональность) яркостью звуков доставлял радость человеку.

Колокола и звоны являются большой ценностью культуры русского народа, поэтому важно знать историю и современное состояние колоколов. Звучание колоколов индивидуально, определяется их природой (весом, формой, материалом, временем изготовления).

Работа по теме: «Колокола города Острова» была представлена на

XII Псковских региональных краеведческих чтениях, которые проходили в городе Острове 7 -9 октября 2022 года.

В районной газете «Островские вести» опубликована статья «Колокола и колокольчики» (2 ноября 2022 года / №44 (113560). (9)

ЛИТЕРАТУРА

1.Зуров Леонид Древний путь, Посев, 1-е изд. Париж: изд-во «Современные записки», 1934; 2-е изд., исправл. и дополн. автором в 1955 г., 1985 г.

2.Колокола. История и современность. Ответственный редактор академик Б.В.Раушенбах «Наука», М.1985

3.Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Санкт-Петербург, 2000

4.В.В.Орлов. Храмы Псковской земли. Издание второе, дополненное.

Издательство Сергея Маркелова, Великие Луки, 2011

5.Панов Н.А., протоиерей. Летопись Троицкого собора г. Острова Псковской губернии. Летопись г. Острова и его уезда Псковской губернии: - репринтное изд. Псков: Псковская областная типография, 2004

Приложение I

Приложение II

Приложение III

Валуевский храм в селе Жеребцове – домовая церковь во имя Богоявления Господня, освященная в 1767 году

Приложение IV

Церковь Николая Чудотворца относится к 16 веку (1543 год). В 1802 году построена каменная колокольня (до этого колокольня ветхая в стороне от храма).

Приложение V

2 февраля 2014 года в восстановленном Спасо-Казанском женском монастыре г. Острова открыли большую звонницу из 8 колоколов, отлитых в Воронеже. Колокола изготовлены из специальной бронзы, вес самого большого 700 килограммов, самого малого - 10. На каждом имеются лики святых: Иоанна Милостивого, Сергия Радонежского, Маркела Апамейского, апостола Павла, Евсевия Еплаодикийского, апостола Андрея Первозванного и мученицы княгини Людмилы.

Приложение VI

13 июня 2021 года освящены и подняты колокола на колокольню
Троицкого собора.

Приложение VII

Благодаря отцу Роману поднялись на колокольню Троицкого собора

Приложение VIII

Благовест  - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения.

Приложение IX

На колокольне Троицкого собора 4 зазвона. На одном из колоколов изображён апостол – евангелист Лука

Приложение Х

Просмотров работы: 28