Пояс и его назначение в традиционной русской и современной культуре

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пояс и его назначение в традиционной русской и современной культуре

Горчакова А.К. 1
1БОУ г. Омска гимназия 19
Бабикова Н.В. 1Бабикова Н.В. 1
1БОУ г. Омска гимназия 19
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В прошлом году я написала исследовательскую работу по теме «Печные изразцы». Тема жизни предков меня очень заинтересовала, для этого я решила изучить русский фольклор (сказки, пословицы, загадки), посетить музеи, выставки, пообщаться с мастерами народных промыслов.

В Омском государственном историко-краеведческом музее, в одной из витрин с предметами одежды русского народа на экспозиции «Этническая панорама Сибири», я увидела пояс. Этот пояс разноцветный и очень длинный, чем не похож на современные ремни и пояса. На нем сделана надпись: «Боже, спаси сохрани меня». Концы украшены кисточками. Меня заинтересовал вопрос, какое значение придавалось поясу раньше в культуре русского народа, отличается ли оно от его современной роли. Я решила провести научное исследование и найти ответы.

Мое исследование актуально, так как пояс и сегодня является частью женского и мужского костюма.

Гипотеза: предположим, надписи, узоры на поясе указывают, что этот предмет раньше использовался не только для стягивания одежды, но и выполнял другие функции. Сегодня же пояс – это больше сопутствующий модный аксессуар и одновременно практически значимая деталь в гардеробе.

Объект исследования: пояс.

Предмет исследования: роль пояса в традиционной русской культуре и современности.

Цель исследования: определить, какие роли выполнял пояс в традиционной русской культуре и какое значение ему придается сегодня.

Задачи:

- охарактеризовать виды поясов и их функции в традиционной культуре русского народа;

- выявить особенности изготовления поясов в традиционной русской культуре;

- охарактеризовать современные способы изготовления традиционных поясов по материалам интервью с мастерицей Ириной Гуцько,

- проанализировать результаты анкетирования и выяснить назначение пояса в современной культуре по мнению моих сверстников, а также людей более старшего возраста (40-76 лет).

Методы исследования:

- анализ;

- синтез;

- описание;

- анкетирование;

- сравнение.

Источниками для написания исследования послужили экспонаты Омского государственного историко-краеведческого музея (далее – ОГИК музея), экспонаты Сибирского культурного центра (отдел русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области), Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (Врубелевский корпус), материалы анкетирования учащихся БОУ г. Омска «Гимназия № 19» 3-х классов, взрослых 40-76 лет, а также данные интервью с Ириной Владимировной Гуцько, ведущим методистом, специалистом по жанрам творчества, куратором этнографического фонда Отдела русской традиционной культуры, мастеру по ткачеству.

Территориальные рамки ограничены Омской областью.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы можно использовать для проведений уроков истории, ИЗО, классных часов по теме культуры русского народа.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.

Глава 1. Пояс в традиционной культуре русского народа: виды, способы изготовления, назначение.

Виды поясов и их функции в традиционной культуре русского народа.

Пояс – один из древнейших предметов культуры. Так, на найденных археологами каменных изваяниях, которые изображали умерших тюркских воинов, выгравированы пояса с подвешенными к ним ножами (Приложение 1, фото 1). Кожаные пояса охотников народов Севера Сибири, хранящиеся в Омском государственном историко-краеведческом музее (далее – ОГИК музей), тоже имеют крепления (Приложение 2, фото 2, 2а). Как рассказал экскурсовод, на них прицепляли курительные трубки, ножны, пороховницы. То есть одно из древних значений пояса – утилитарное или практическое.

Однако в музее я встретила и другие пояса. Например, те, которые относятся к культуре русского народа, сотканы, сплетены, украшены узорами, надписями, часто они многоцветные (Приложение 2, фото 3, 3а, 4). Я обратилась к научной литературе и изучила особенности русских поясов разных видов, а также их функции.

Самыми первыми по времени появления считаются тканые и вязаные узкие пояса. Славянские женщины подпоясывали ими нижнюю сорочку. Они не выставлялись на показ. Кроме нижней рубахи, узким поясом могли повязывать сарафан, юбку-поневу, штаны.

Мужчины носили пояса ременного типа из кожи. Первые такие пояса, как утверждают историки, были шириной полтора – два сантиметра, имели пряжку и наконечник, украшались металлическими бляшками [1].

Существовали и другие виды пояса. Верхнюю мужскую одежду (кафтан) поддерживал широкий матерчатый кушак, его несколько раз оборачивали вокруг талии. Тельник шириной 1-3 см носился на голом теле до достижения совершеннолетия. Наживотник предназначался для нижней рубахи. Покрома – узкий длинный плетеный пояс – служил для подпоясывания юбки. Опоясок – широкая тканая тесьма (от 5 до 20 см в ширину, от 1 до 3-х, 5-ти м (у женщин) в длину) – использовался для опоясывания верхней одежды. Носили и столбунец – широкий тканый пояс с поперечными полосками, и черес – кожаный пояс для крепления мешочков для денег [8].

Интересно, что ношение того или иного вида пояса зависело от возраста. Так, для детей 3-4-х лет плели витые пояса, с 3-х до 12 лет могли носить узкие опояски. После 12 лет юноши и девушки использовали тканые покромки.

Пояса для повседневной носки не отличались многоцветием и большим количеством узоров. Иными по колориту и орнаментике были праздничные. Например, свадебные пояса для молодожен часто делались яркого красного цвета, богато украшались знаками и символами.

Какие же роли играл пояс в традиционной русской культуре? При отсутствии на одежде карманов их заменял пояс. К нему крепились игольники, кошельки, ножи, ключи, гребни и пр. За поясом хранили оружие. Пояс обеспечивал общее поддержание одежды, ее украшение, помогал сохранять тепло.

Однако, кроме практического и эстетического назначения, он наделялся защитными свойствами. Так, первый пояс надевали младенцу при рождении или крещении. Его могли носить на голое тело под одеждой, не снимая, всю жизнь – он являлся мощным талисманом. Данная роль была связана с представлением, что любой замкнутый круг делает человека недосягаемым для злых сил [2].

Еще пояс, как предмет, использовали в разных обрядах. Во время свадебного обряда невесту и жениха связывали одним поясом. В новый дом первым входил хозяин и далее втягивал держащихся за пояс остальных членов семьи [6, С. 112]. Пояс был одним из атрибутов гаданий, совершения заговоров. Например, если кто-то из родных заболел, нужно было пойти в лес с поясом болящего, привязать его к осине и сказать: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». Также выделялись ритуальные пояса. Они изготавливались каждым человеком самостоятельно в зависимости от целей с чтением определенных заговоров-молитв [3].

Без пояса появляться на людях считалось позорным, а также грешным. По этой детали делали вывод о человеке и его нравственных качествах. «Распоясаться» означало стать распущенным, утратить сдержанность. Быть без пояса разрешалось только женщине во время родов, чтобы она могла слиться с природой и попросить у нее силы [4].

По узору, цвету пояса можно было узнать, из какой местности человек, какого он рода, холост или женат, какого он был сословия. То есть пояс служил еще и источником информации о человеке.

Рассмотрев в данном параграфе виды пояса и их назначение, я пришла к следующим выводам. Пояс – это древний предмет культуры. Изначально у разных народов он выполнял практические функции – на пояс охотники крепили ножи, трубки, пороховницы. В русской культуре существовало множество видов поясов. Их можно разделить на мужские, женские и детские, повседневные, обрядовые, ритуальные, пояса, удерживавшие верхнюю одежду и легкую. Нательные пояса, данные при крещении, носили всю жизнь. Пояс играл эстетическую роль, то есть был украшением, сообщал информацию о социальном положении, статусе, роде, являлся оберегом, его задействовали в гаданиях, с ним связывали приметы. Следовательно, в русской традиционной культуре этот предмет был одновременно и символом, и оберегом, и практичной вещью – элементом одежды.

Особенности изготовления поясов в традиционной русской культуре.

Традиционная технология изготовления пояса отличалась от создания других предметов из ткани, так как не требовала раскройки, сшивания деталей. Пояс считался готовым, как только был закончен. Изучив научную литературу, я выяснила, что существовали разные способы изготовления пояса, которые зависели от его вида, наносимого узора. Одни пояса плели, другие – вязали, третьи – ткали, четвертые – шили. Стоит отметить, что вплоть до ХIХ в. пояса изготавливали в основном для пользования семьи, по заказу соседей, односельчан, а не на продажу.

Наиболее простой древний способ – плетение витого пояса косицей. Таким образом мать изготавливала пояс-тельник для своего ребенка, который он носил под одеждой до достижения им совершеннолетия. Витыми поясами подпоясывали повседневную одежду и дети, и взрослые. Они могли быть многоцветными, однотонными. Обычно их украшали одной кистью. Для плетения короткого пояса в этой технике дополнительные приспособления не требовались [7, C.12].

Еще один несложный способ – плетение на «крюке» («на стене»). В нем нити для удобства и необходимого натяжения закрепляли за середину или за один конец на крюке, вбитом в стену дома.

Тонкие пояса плели на «вилке» – деревянном березовом сучке. Нити закреплялись на нем посередине, пояс плелся сначала с одной, потом с другой стороны.

Плетеные пояса изготавливали и «на вице» – гладкой ветке. Плетение происходило за счет завязывания узлов вокруг основы – «вицы». Завершался пояс красивой кистью. Полученный таким способом круглый пояс носили мужчины [8].

Для изготовления тканых поясов также использовали разные дополнительные приспособления – дочечки, бердыши, станок и др. Дощечки позволяли ткать выкладные узоры, а также пояса с цветовыми переходами. Дочечки (или «кружки», «топки», «табки») представляли собой закругленные деревянные кусочки размером 5 на 5 см с четырьмя отверстиями. Использовали от 10 до 30 дощечек в зависимости от ширины и сложности узора пояса. Нити заправляли в дощечки и переплетали по определенным схемам [7, C. 14].

Изготовление пояса на ткацком станке предполагало попеременное переплетение нитей двух видов – основы и утка. Нити основы шли вдоль ткани, нити утка переплетались с ними в шахматном порядке и шли параллельно.

Один из самых последних по времени возникновения видов пояса – шитый. Такие пояса шились из ткани и украшались поверх вышивкой, бисером, жемчугом, самоцветами.

Пояса декорировали орнаментом, кистями. Количество кистей на мужских (7, 9 и более) и женских поясах (8 – по числу покровительниц женской судьбы, 13 – число богини Макоши, покровительницы семейного счастья) отличалось. Простые праздничные пояса имели по три кисти в знак триединства мира. Праздничные кушаки украшались узором с родовыми знаками, множеством кистей, металлических подвесок, драгоценными камнями. Такие пояса передавали по наследству, особенно их хранили, если владелец прожил благополучную жизнь [5, C.12].

На пояса наносили и разный орнамент – повторяющиеся узоры. Эти узоры были не просто рисунками, а символами, то есть несли в себе какое-то значение, информацию. А также оберегали от всего дурного. Например, крест считался символом солнца, означал свет, движение и жизнь; схематичное изображение оленя – символ красоты, света, приносящий счастье; конь – символ тепла и жизни; урожай и плодородие означали фигуры, изображенные руками вниз. Кроме того, защитными считались слова молитвы на поясе.

Выбор нитей и их цвета зависел от назначения пояса. Использовали лен, коноплю, шерсть, иногда шерсть красили. Так, красный и его оттенки считались цветом жизни, мироздания, солнца; белый – добра, черный – зла, голубой, синий – цвет воды и неба, зеленый – природы, жизни, бессмертия [4].

Таким образом, в традиционной русской культуре существовали разные способы изготовления поясов – плетение, вязание, ткачество, шитье. Мастерицы использовали сопутствующие предметы – крюки, дощечки, вилку, ткацкий станок и др. Выбор способа зависел от вида пояса, материала, орнамента. Пояса украшали кистями, узорами. И узоры, и цвет наделялись символическим значением, могли выполнять оберегающие функции

Глава 2. Назначение пояса современной русской культуре и технология изготовления традиционных поясов сегодня.

2.1 Современные способы изготовления традиционных поясов.

Для изучения современных способов изготовления традиционных поясов я взяла интервью у Ирины Владимировны Гуцько, ведущего методиста, специалиста по жанрам творчества, куратора этнографического фонда Отдела русской традиционной культуры, мастера по ткачеству (см. приложение QR-код).

Ирина Владимировна продолжает традиции мастериц прошлого и умеет изготавливать пояса по разным технологиям: методом плетения, плетения шнурами «на игле» или «на спице», плетения «на дощечках», «на бердышке», «на сволочке», «на ткацком станке». Все они относятся к традиционным, то есть подобным образом изготавливали пояса и русские умелицы прошлого.

Я побывала на мастер-классе у Ирины Владимировны и вместе с ней изготовила пояс в технике «на дощечках». Этот способ сочетает в себе элементы витья, так как дощечки в процессе поворачиваются, образуя из нитей жгутики, а также ткачества – жгутики фиксируются уточной нитью. Каждый поворот образовывает на поясе рисунок. Говоря об этапах изготовления, отмечу, что сначала я составила заправочную схему расположения нитей. Далее нарезала нити длиной по 2 м и заправила ими 19 карточек (Приложение 2, фото 1, 2). После чего расчесала нити. Привязала один конец нитей к неподвижному основанию, другой надела на себя и далее работала по схеме (Приложение 2, фото 3-5).

Сегодня подобные пояса, отметила мастерица, выполняют скорее эстетическую и практическую функции – ими подвязывают платья, верхнюю одежду, они придают индивидуальную особенность, изюминку облику человека. Традиционные пояса приобретают специалисты, работающие в сфере культуры – артисты, занимающиеся вокальным фольклорным творчеством, актеры, а также обычные люди, предпочитающие этностиль в одежде.

Такие пояса мастер изготавливает из натуральных материалов – шерсти, льна, хлопка, шелка. Цвета нитей используются чаще традиционные. Если создается историческая реконструкция, то есть точная копия какого-либо старинного пояса, берутся конкретные цвета. При создании поясов и сегодня учитывается символическое значение оттенков. Так, красный цвет – это цвет крови, рода, связи с предками, цвет здоровья и процветания. Узорочье на поясах составляют традиционные знаки – от простых полосок до сложных орнаментов. В основном это геометрические фигуры: ромбы, волны, солярные символы и др.

При этом мастерица учитывает, если она делает пояс с пожеланиями здоровья, благополучия, то обязательно украшает его солярными символами. Если работает над свадебным поясом, то наносит на него ромбы с отростками, которые символизируют детей.

Процесс изготовления пояса остается по-прежнему весьма трудоемким. В среднем на изготовление одного пояса у Ирины Владимировны уходит три дня: один день – на закладку основы, второй и третий посвящен самому ткачеству. Время работы в день – 8 часов.

Изучив особенности современного изготовления традиционных русских поясов, я пришла к следующим выводам. Сегодня мастера для этого используют традиционные техники плетения и ткачества: плетение шнурами «на игле» или «на спице», плетение «на дощечках», «на бердышке», «на сволочке», «на ткацком станке». Кроме того, сохраняются традиционные подходы к выбору цветовой гаммы нитей, украшению поясов орнаментами и символами. Вместе с тем, стоит отметить, что сегодня такие пояса приобретаются для дополнения сценических костюмов актеров, исполнителей фольклорного жанра, любителями этностиля.

2.2. Назначение пояса в современной культуре.

Для того, чтобы узнать, какое назначение у пояса в современной культуре, я провела анкетный опрос среди своих сверстников, а также взрослых людей 40-76 лет.

В первой возрастной категории анкеты заполнили 29 мальчиков и 34 девочки, всего – 63 человека. Пояс как элемент одежды, согласно полученным ответам, есть у 95 % орошенных.

Следующий вопрос был призван выяснить, какие виды поясов носят ребята. Ответы были даны самые разные: кожаный ремень есть у 34 человек, плетеный пояс – у 10, текстильный предпочитают носить 12 моих сверстников, пояс-цепочку – 7, эластичный пояс-резинку – 5 человек. Соответственно, и сегодня мы видим, что видов поясов существует много.

Меня также заинтересовало, с какой одеждой ребята предпочитают носить пояс. В основном его используют для брюк, этот вариант ответа указали 55 опрошенных. 14 девочек предпочитают надевать пояс с платьем, 8 – с юбкой. Верхнюю одежду подпоясывают 13 опрошенных.

Следующий вопрос был о том, как ребята для себя определяют пояс, какие роли он выполняет. Большинство опрошенных, а именно, 65 % (41 человек), указало, что пояс необходим им только для стягивания, поддержания одежды. Для 19 % (12 человек) пояс – элемент, украшающий одежду. По 8 % опрошенных считают пояс модной деталью и деталью, подчеркивающей достоинства фигуры. Так ответили девочки. Роль пояса как защитного оберега не указал никто из опрошенных. Думаю, что это связано с утратой этой роли в современном мире.

На вопрос о количестве поясов в гардеробе ребята давали разные ответы. Но в целом у многих от 1 до 3 поясов.

Цветовая гамма поясов различна. Самый популярный цвет – черный. Пояса такого цвета есть у 42 ребят. Также у опрошенных имеются пояса белого (у 17 человек), коричневого (у 21 человека), розового (у 6 человек), серого (у 3 человек), синего (у 3 человек), красного (у 3 человек), золотого (у 1 человека). Думаю, что выбор цвета пояса зависит от вкусов и предпочтений опрошенных. В то же время есть универсальные цвета – черный, белый, коричневый. Именно потому они присутствуют в гардеробе многих сверстников.

На вопрос «Какие пояса вы предпочитаете носить?», большинство ответили – однотонные. 11 человек любят цветные, а 15 – пояса с узорами, надписями. Преимущественно пояс носят только тогда, когда в этом есть практическая необходимость (49 человек), и только 11 человек носят пояс каждый день.

В традиционной культуре русских пояс мог быть подарком. Дареные пояса не носили только маленькие дети. Сегодня большинство ребят считает, что пояс дарить не стоит, ведь его ношение – это дело личного вкуса (54%), в то же время 56% не видят ничего плохого в поясе как подарке и полагают, что дарить пояс можно (46%).

Анализируя ответы опрошенных старшей возрастной категории (40-76 лет), я выяснила, что пояс – это часть гардероба у 93% опрошенных (27 человек), нет пояса только у 2 человек.

Как и у моих сверстников, у взрослых есть разные пояса, отсутствует только пояс-цепочка, все же он характерен больше для молодежи. Преобладают кожаные (есть у 24 человек), тканевые (у 19 человек), у 10 человек есть плетеные, а у 6 – пояса-резинки.

Выбор одежды, с которой предпочитают носить пояс взрослые опрошенные, оказался схожим с выбором моих сверстников. На первом месте – брюки (выбрали 23 человека), на втором и третьем – юбка (12 человек) и платье (11 человек), 8 человек подпоясывают верхнюю одежду.

Ведущая роль пояса для большинства взрослых – это стягивание, поддержание одежды (68%). В этом мы видим сходство с ролью, которую определяет для себя большинство моих сверстников. Для 18 % пояс – элемент украшения одежды, для 14 % – модная деталь гардероба. Никто из опрошенных не указал на эстетическую функцию пояса (подчеркивает фигуру) и защитную (пояс – оберег). Последняя функция для взрослого населения также является культурно утраченной.

Цветовые предпочтения поясов разные и обусловлены в целом вкусами опрошенных, однако три цвета – черный, белый и коричневый являются наиболее предпочтительными. В то же время у немногих опрошенных есть пояса синего (2 человека), розового (2 человека), оранжевого (1 человек), красного (1 человек) цвета.

На вопрос «Какие пояса вы предпочитаете носить?» 27 человек ответило «однотонные», 5 любят цветные, 6 человек предпочитают с узорами и надписями.

Ежедневно пояс носят 7 человек, по необходимости – 20. По количеству поясов в гардеробе, опрошенные отмечали наличие от 3 до 11. Большая часть опрошенных склонилась к тому, что пояс может быть подарком (76%),

Проанализировав результаты двух опросов, я пришла к следующим выводам. Как и раньше, пояс – это важный элемент повседневной жизни как моих сверстников, так и людей старшего возраста. Опрошенные предпочитают носить разные виды поясов, большой популярностью пользуются кожаные пояса и ремни. Пояс носят преимущественно с брюками, платьями и юбками. Верхнюю одежду обе категории опрошенных подпоясывают в меньшей степени. Самыми популярными цветами являются черный, белый и коричневые. В целом они универсальны и подходят под разную одежду. По количеству поясов у детей их от 1 до 3, у взрослых – от 3 до 11. Обе категории чаще носят пояс только тогда, как это необходимо, но не повседневно. Тогда как раньше нательный пояс никогда не снимали. Что касается роли пояса, то у обеих возрастных категорий на первом месте практическое назначение пояса, а именно, его способность стягивать, поддерживать одежду. Для моих сверстников пояс – это еще и модная деталь, и аксессуар, помогающий подчеркнуть красоту фигуры, и элемент украшения. А для взрослых – украшение и модная деталь. Никто из опрошенных не ответил, что пояс может быть оберегом.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. В традиционной культуре орнамент, надписи на поясе были не случайным украшением, они были оберегами. Но вот сегодня пояс больше не выполняет эту функцию. Этот аксессуар, прежде всего, практически значим как делать, поддерживающая, стягивающая одежду, но также пояс носят для украшения, как модный элемент, для подчеркивания красоты фигуры.

Заключение

В данной работе я исследовала роль пояса в традиционной русской культуре и в современности. В ходе исследования выяснила, что раньше пояс был обязательным атрибутом одежды каждого человека. Ходить без пояса считалось неприличным, это осуждалось. Существовали разные виды поясов: мужские, женские, детские; повседневные, обрядовые, ритуальные; для поддержания легкой одежды (плетеные, опоясок, наживотник, покрома) и верхней (кушаки). Также носили тельники, их надевали на голое тело. Первоначально пояс выполнял практические функции: на пояс крепили разные предметы – ключи, кошельки и прочее. Однако со временем пояс стал восприниматься и как украшение, и как оберег. По узору и цвету пояса можно было узнать о социальном положении человека, откуда он родом. В русской традиционной культуре этот предмет был одновременно и символом, и оберегом, и практичной вещью.

Для изготовления пояса русские мастерицы использовали разные технологии – плетение, вязание, ткачество, шитье. Самый древний способ – плетение. Самый поздний – шитье. В процессе работы использовали разные приспособления – «вилку», «вицу», «дочечки» и др. Пояс всегда украшали кистями, орнаментом, надписями. Все они, как и цвет нитей, имели определенное значение в зависимости от того, с какой целью и для кого создавался пояс.

Во второй главе я выяснила, что современные мастерицы изготавливают русские пояса по традиционным технологиям. Я повторила одну из них – «на дощечках» - и изготовила такой пояс своими руками. Отмечу, что это очень непростой и трудоемкий процесс. Далее провела анкетирование среди моих сверстников и людей старшего возраста. Оно было призвано выяснить, какие культурные роли выполняет пояс сегодня. Я установила, что как и прежде, сегодня также есть разные виды поясов, в основном они различаются между собой материалом и моделями. Большинство опрошенных носят кожаные ремни. Обеими категориями опрошенных, пояс воспринимается, главным образом, как практичный предмет, служащий для подпоясывания разной одежды – брюк, юбок, платьев и др. Вместе с тем некоторые ответы указывали на эстетическую роль пояса – этот аксессуар нужен, чтобы подчеркнуть фигуру, придать выделяющую особенность образу человека.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась. Действительно, узоры и надписи, встреченные мной на русских поясах в ОГИК музее, не случайны. Одна из традиционных функций пояса – оберегающая. Именно поэтому его украшали определенными знаками, символами, словами молитвы. То есть пояс выполнял не только практически значимую роль. Тогда как сегодня пояс больше не воспринимается как оберег, его ключевое назначение, по мнению и моих сверстников и более старших взрослых – поддержание одежды, придание законченности общему образу. Также пояс воспринимается ими как модный аксессуар.

Приложение

Приложение 1. Фотографии экспонатов ОГИК музея

Фото 1. Каменное изваяние тюркского воина. ОГИК музей.

Фото 2. Пояс охотника. Конец ХIХ в. ОГИК музей.

Фото 2а. Пояс со снаряжением охотника. Конец XIX века

Фото 3. Пояс из собраний ОГИК музея. Народ – русские.

Фото 3а. Пояса из собраний ОГИК музея. Народ – русские.

Фото 4. Пояс из собраний ОГИК музея. Народ – русские.

Фото 5. Пояс из собраний ОГИК музея. Народ – русские.

Фото 6. Пояс из собраний ОГИК музея. Народ – русские.

Приложение 2. Фотографии мастер-класса по изготовлению пояса в технике «на дощечках».

Фото 1, 2. Заправка карточек.

Фото 3, 4. Изготовление пояса.

Фото 5. Пояс, выполненный в технике ткачество на дощечках.

Автор: Горчакова А.К., 2022г., г.Омск.

QR-код. Интервью с Ириной Владимировной Гуцько, ведущим методистом, специалистом по жанрам творчества, куратором этнографического фонда Отдела русской традиционной культуры, мастером по ткачеству.

Приложение 2. Вопросы анкетирования.

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия. Я провожу научное исследование на тему «Пояс и его назначение в традиционной и современной культуре русского народа». Прошу ответить вас на вопросы анкеты.

Укажите свой пол

А) Мужской Б) женский

Есть ли в вашей одежде элемент пояс/ремень?

А) да Б) нет

Какие виды поясов вы носите? Можно выбрать несколько вариантов ответа.

А) кожаный ремень Б) плетеный пояс В) текстильный (тканевый) пояс Г) пояс-цепочка или с цепочкой Д) эластичный пояс/ пояс-резинка Е) другой (укажите)________________________________________________________

С какой одеждой вы носите пояс/ремень? Можно выбрать несколько вариантов ответа.

А) брюки/джинсы/шорты Б) платье) В) юбка Г) верхняя одежда (пальто, куртка, плащ, шуба)

5. Для вас пояс – это… Выберите один вариант ответа.

А) элемент украшения одежды Б) модная деталь в одежде В) элемент для поддержки, стягивания одежды Г) деталь, подчеркивающая красивую фигуру Д) защитный оберег

6. Сколько поясов/ремней есть в вашем гардеробе? Укажите количество

_________

7. Какого цвета есть пояса/ремни в вашем гардеробе? Можно выбрать несколько вариантов ответа.

А) черные Б) белые В) коричневые Г) свой вариант_____________________________________________________

8. Какие пояса/ремни вы предпочитаете носить? Можно выбрать несколько вариантов ответа.

А) однотонные Б) цветные В) с узорами, надписями

9. Как часто вы носите пояс/ремень?

А) ежедневно Б) только, когда это требуется

10. Как вы считаете, в современное время пояс/ремень может быть подарком? Выберите один вариант ответа.

А) да, пояс можно дарить Б) пояс дарить не следует, у каждого человека свои вкусовые предпочтения

Спасибо за участие!

Список литературы

Васильченко Л. П. Природа славян. – Томск, 2002. – 235 с. // Электронный ресурс https://ido.tsu.ru/other_res/school/natureslav/418.html#top (дата обращения 15.10.2022)

Ковынева М. Обережная одежда русского крестьянина // Электронный ресурс Сайт «Культура.рф» https://www.culture.ru/materials/254355/oberegi-v-tradicionnom-russkom-kostyume (дата обращения 17.10.2022)

Кошубарова Н. С. Ткань в русской традиционной культуре: знак и функция // Электронный ресурс «Сайт кафедры этнографии и музееведения ОмГУ им. Ф. М. Достоевского» http://ethnography.omsu.ru/page.php?id=698 (дата обращения 15.10.2022)

Печняк В. Русский пояс // Электронный ресурс https://ruvera.ru/russkij_pojas (дата обращения 17.10.2022)

Пояс в русских бытовых обычаях и обрядах // Электронный ресурс https://zoroastrian.ru/node/1315 (дата обращения 17.10.2022)

Пояс-оберег // Статья в «Энциклопедии русского быта» авторства Коротковой М. В. – М., 2008. – 319 с.

Осипова Е. И. Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы: учеб. пособие по предмету «Народные ремесла». – Новгород, 1996. – 41 с.

Усова Т. В. Русский народный пояс // Электронный ресурс http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=182419 (дата обращения 17.10.2022)

Этническая панорама Сибири: альбом-путеводитель по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск: ОГИК музей; Санкт-Петербург: Любавич. – 144 с.

Просмотров работы: 404