Детское счастье в Кузбассе100 лет назад. Сохраняем традиции

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детское счастье в Кузбассе100 лет назад. Сохраняем традиции

Измайлова М.Г. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа 14" г.Кемерово
Седова Е.В. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №14", г.Кемерово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Каждый год 1 июня отмечается День защиты детей.

Дети счастливы тогда, когда они защищены: нет страха, рядом семья, когда они всем обеспечены, здоровы, у них есть возможность общаться и учиться.

От детей, когда они повзрослеют, будет зависеть будущее их семьи, города, страны, мира и счастье детей.

Сегодня созданы все условия, позволяющие нам, детям, чувствовать себя защищенными: есть органы власти, отвечающие за образование, воспитание, обеспечение; дети ходят в садики; получают обязательное бесплатное школьное образование; в начальной школе бесплатное питание; можно получить дополнительное образование (по танцам, музыке, рисованию, актерскому мастерству); ходить в музеи по Пушкинской карте, участвовать в научных, творческих мероприятиях, пользоваться разными интернет-ресурсами. У детей появились безграничные возможности для получения знаний и общения.

Все это стало возможно потому, что вопрос заботы о детях всегда был одним из главных в нашей стране.

По распоряжению губернатора Кузбасса Сергея Цивилева 2023 год в Кузбассе объявлен Годом детей. 

Гипотеза: в нашей стране, пережившей много тяжелых событий, накоплен свой уникальный опыт. Возможно, есть он и у нас в Кузбассе.

Цель – изучить опыт защиты детства в Кузбассе, понять, какой уникальный опыт есть в нашем регионе, и что сегодня может оказаться полезным.

Задачи исследования.

Определить, в какое время дети нуждались в защите и помощи. Понять, как взрослые помогали детям в самый тяжелый момент.

2. Выяснить, как защищали детей у нас в Кузбассе.

3. Проанализировать выявленные сведения.

Методы подтверждения гипотезы:

- определиться, где и как искать сведения;

- изучение архивных документов и литературы;

- анализ полученной информации.

В работе использовались некоторые документы, которые хранятся в Государственном архиве Кузбасса и Государственном архиве Томской области. Использовались также различные электронные ресурсы, на которых можно найти архивные документы и литературу.

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОШЛОГО. ПЕРВЫЕ ВЫВОДЫ.

Изучение информации в электронных энциклопедиях помогло понять, в каком периоде истории нужно искать интересующие сведения.

В интернете в поисковой строке задавая вопрос: «В какой период истории прошлого века детям было особенно тяжело жить?», получила однозначный ответ.

В начале прошлого века, сразу после Первой мировой войны, произошла революция, гражданская война, эпидемия тифа и голод. [2]

Фрагмент доклада. 1928 г. Государственный архив Томской области. Фонд Р-212 «Уездная детская комиссия», оп.1, д.108.

В 20-30 е годы XX века, как отмечают ученые, около 7 миллионов детей были беспризорниками, эту статистику удалось найти на Главном историческом портале РФ. [5] В архивных документах Томского государственного архива за те годы значится 1 миллион детей-сирот. [8]

Поэтому первые три десятилетия прошлого века являются самыми интересными для изучения.

Детская беспризорность — это ситуация, когда ребенок полностью отстранен от семьи, связанная с утратой места жительства и занятий. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе. (такое определение дается в Википедии), а в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), говорится о том, что беспризорный – это тот же безнадзорный. Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. [1,6]

Также узнала, что именно в начале прошлого века, в 20-30-е годы появляется система органов власти, отвечающая за детей, появляются детские дома, детские приюты, формируется система образования, ликвидируется безграмотность и беспризорность, работают специальные комиссии по борьбе с безграмотностью, по борьбе с беспризорностью. [5]

Особенно интересна информация о том, что государству активно помогало все общество. Существовало сразу несколько организаций: «Лига защиты детей», «Совет защиты детей».

Об обществе «Друзья Детей» информации мало, и оно меня сильно заинтересовало.

Изучая документы в Электронной библиотеке исторических документов Российского исторического общества, удалось выяснить, что в 17 губерниях действовали общества «Друзья Детей». Писатель Твардовский Александр Трифонович даже опубликовал об этом обществе статью. Она называется «Развернуть работу ОДД на новостройках» и напечатали ее в журнале Друг детей в 1932. [3]

Журнал этот был бесплатный. Сейчас отдельные номера за разные годы продаются на электронных аукционах в интернете.

На Главном историческом портале РФ нашли информацию - «Созданные общества «Друзья Детей» организовывали ночлежки, приюты, рабочие мастерские, летние лагеря отдыха и детские площадки для беспризорников. Сил у молодого государства не хватало, но с каждым годом росло количество учреждений, которые занимались реабилитацией детей. В 1925 году имелось 280 детских домов, 420 трудовых коммун и 880 детских городков…». [5,7]

О том, что из себя представляла Детская площадка (Детский городок) информации в интернете вообще найти не удалось.

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА КУЗБАССА.

До 1925 года территория нашей области входила в состав Томской губернии. С 1925 по 1937 территория делилась округа Кузнецкий, Томский и Ачинский. С 1937 до 26 января 1943 год Кузбасс относился к Западно-Сибирскому краю и Новосибирской области. Поэтому книги и документы по истории нашей области хранятся не только в Государственном архиве Кузбасса и областной библиотеке, но и в Государственном архиве Томском области. В Кемеровской государственной библиотеке для детей и юношества хранятся книги, которые читали дети 100 лет назад.

Познакомилась с документами, оформив вместе со взрослыми запрос в архив, и посмотрели документы на удаленном доступе в электронных читальных залах. [15,16]

В Государственных архивах Кузбасса и Томской области сохранились документы исполнительных органов власти, отделов образования и детских комиссий, работавших в тот период истории. В списке литературы перечислены названия организаций и номера фондов, в документах которых удалось найти сведения по нашей теме. В государственном архиве Кузбасса хранятся фотографии тех лет, а еще они подписаны, и на них есть сведения о помощи детям.[9-13]

Из архивных документов удалось узнать, что не только на территории Томской губернии действовало общество «Друг Детей», но и в городах Щегловске (г. Кемерово), Мариинске, Кузнецке (г. Новокузнецк), на Анжеро-Судженских копях (г. Анжеро-Судженск). Было в Кузбассе Кузнецкое окружное правление общества «Друг Детей». [14]

Руководили обществом: В.П. Малыгин – председатель сельхозбанка, Шершов – зав. окружным отделом здравоохранения, Юккер – директор педтехникума (на фото – нижний ряд слева направо). Курочкина – «Бабушка», Рубинштейн – главный врач окружной больницы, Волкова (на фото – верхний ряд справа налево). [14]

Друзья Детей собирали одежду, еду, деньги для детей. Организовывали их быт, участвовали в организации детских домов, приютов. Собирали детей на улицах и на железнодорожных станциях.

Комсомольцы и коммунисты из общества «Друг Детей» собирают беспризорников. Анжеро-Судженск, конец 20-годов XX века. Фотофонд. Госархив Кузбасса. Черно-белый позитив. Подлинник.

Общество «Друг Детей» разработало своё Положение и инструкции. Членом общества мог стать любой.

Государственный архив Томской области. Фонд Р-212 «Уездная детская комиссия», оп.1, д.108.

Его члены платили взносы.

Фрагменты документов из фонда Р – 202, оп.1, д.108. Государственный архив Томской области.

Ежемесячный взнос был 5 копеек, вступительный 10 копеек, красноармейцы и студенты платили всего 10 копеек в год. Даже целая организация могла вступить в общество, она считалась коллективным членом и платила взнос 10 руб. в год.[8]

Друзья Детей работали со всеми детскими комиссиями, распределяли детей в семьи, детские дома, отправляли учиться в школы, на курсы, строили мастерские.[9]

Дети г. Мариинска. Фотофонд. Госархив Кузбасса. Черно-белый позитив. Подлинник.
Конец 20-х годов XX века. Черно-белый позитив. Подлинник.

У нас в Кузбассе и предприятия и общественность даже дети участвовали в работе по помощи детям и по борьбе с беспризорностью.

УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ КУЗБАССА.

«ДЕТСКИЕ ГОРОДКИ– место для реабилитации детской души».

В Кузбассе был свой уникальный опыт – это детские площадки (детские городки). В архивных документах их называют местом реабилитации детской души. Об этом месте узнали из документов государственных архивов Томской области и Кузбасса. Список источников представлен в конце работы

Детские городки (детские площадки) организовывало и строило Кузнецкое окружное общество «Друг Детей» [9].

Как удалось узнать, история детской игровой площадки насчитывает уже сто лет. В начале 20-х годов XX века появляются первые детские площадки (в документах встречается ещё одно название – детский городок). И в те годы это было очень важное место, в котором спасали беспризорных детей.

Строились в основном весной: выбирался участок земли, расчищался, затем устраивался навес и заготовлялся инвентарь для труда и игры (грабли, тачки, лопатки). Строились городки, качели, лесенки, песочницы. К площадкам пристраивали мастерские, и даже небольшие открытые бассейны. [14]

Площадка создавалась силами и на средства различных организаций и людей. За ее работу и организацию отвечало общество «Друг Детей». [12]

У каждой площадки были свои шефы, которые оказывали практическую и финансовую помощь - промышленные предприятия, школы и родители, пионеры и комсомольцы приходили к детям, чтобы помогать воспитателям.

Беспризорные дети или сами приходили поиграть на площадку, или их туда приводили Друзья Детей, собирая на станциях и улицах. [13]

На детской площадке ребенок мог не только поиграть, но и покушать, и даже если был раздет, получить одежду, детей ставили на учет. «…Пошивка одежды производилась силами женотделов, и силами комсомольцев, организация сбора натурой в пользу площадки, выдача по удешевленной цене или по себестоимости продуктов питания и мануфактуры для одежды – силами кооперативов и профсоюзов». [9]

Фотофонд. Госархив Кузбасса. Детская площадка. Судженские копи. Вторая половина
20-х – нач. 30-х гг. XX века.

На детской площадке (городке) обязательно работал педагог (воспитатель), и совсем не обязательно с педагогическим образованием. Это могла быть «домохозяйка, прослушавшая небольшой курс лекций». Оплачивался её труд через отделы народного образования. [13]

Фотофонд. Госархив Кузбасса. Первые курсы работников-руководителей детплощадок. Анжерка.1930 г.

Очень большое количество ребят приходило на площадки. Часто дети нуждались в медицинской помощи. В детские городки жители передавали лошадей, коров, правда уже старых. И дети сами за ними ухаживали, доили.

В осеннее время количество ребят, не имевших родителей, на площадке увеличивалось. Дети сильно болели и их даже нельзя было направить в приют или детский дом. Поэтому на зиму детские площадки переносили в помещения.

Фотофонд. Госархив Кузбасса. Судженские копи. Вторая пол. 20-х – нач. 30-х гг. XX века.

И даже был такой интересный опыт: 1 июня 1928 года (в День защиты детей) на заседании президиума Кузнецкого окружного исполнительного комитета было вынесено постановление: «Отмечая большое количество больных и калек в Кузнецком окружном городке, что является большим тормозом для налаживания нормальной работы, возбудить ходатайство перед краевым исполнительным комитетом о помещении этих ребят в специальные детские дома, и предложить отделу образования изыскать необходимые средства на посылку больных детей на курорты и в дома отдыха». [9]

Фотофонд. Госархив Кузбасса. Оздоровительная детская площадка. нач. 30-х гг. XX века.

Количество детей, находившихся на каждой детской площадке, доходило до 268 человек детей разного возраста. Случались и эпидемии.

К концу ноября 1926 г. на Щегловскую детскую площадку пришло 260 детей, разутых и раздетых, голодных, и жители города собирали для них одежду и еду, организовывали субботники и воскресники по пошивке одежды.

Тогда же на детских площадках появилось два новшества: детям стали ставить прививки от скарлатины, и смертельных случаев не было, а также на детских площадках стали создавать мастерские: столярные, пошивочные, сапожные, жестяные. Там было абсолютное самообслуживание.

В Кузбассе есть опыт, когда в одном из детских городков, в связи со скарлатиной, был объявлен карантин. Дети вместе с пионерами – шефами, остались на три месяца изолированными. Внутри детского городка образовалась пионерская коммуна из 70 человек с полным самообслуживанием. «Хозяйство развивалось вширь. Дети отказались от технических служащих, сами обслуживали конный двор, сами ухаживали за скотом, выбирали своих кладовщиков, как продуктовых, так и в инвентарных складах; сами на себя стирали, организовали под руководством местного агронома показательные кормления скота и, таким образом, под конец карантина, в детском городке, из служащих остался только повар, хлебопек, одна прачка и водовая». [13] Остальные работы, и помощь воспитателям, присмотр за младшими детьми, проводились целиком самими ребятами. Самоуправление пионерской коммуны так окрепло, что они и дальше хотели расширять эту деятельность, и даже в конце февраля был организован свой орган управления - детский исполком в составе 35 человек. Дети составили свое положение о самоуправлении в Кузнецком детском городке. Дети данного городка, в дальнейшем, были включены в работу бюро трех комсомольских ячеек города Кузнецка.

Фотофонд. Госархив Кузбасса. Дети с пионерами. 30-е годы XXв.

Таких организованных детских площадок сначала было около 10. По сведениям Кемеровской инспекции народно-хозяйственного учета, на 1 января 1936 года только в городе Кемерово насчитывалось 27 детских площадок. [10]

Фотофонд. Госархив Кузбасса. Педальные машинки детям подарил начальник треста «Кемеровоуголь». нач. 30-х гг. XX века

В 1937 году детских площадок было 57. Их количество постоянно росло, но менялось качество работы.

Уже к 1959 году всего в трёх городах области остались организованные площадки. И много, почти в каждом дворе – детских площадок в современном виде, где можно просто поиграть. [13]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В Кузбассе накоплен свой интересный опыт работы по защите детей. Мы узнали удивительную историю появления детских городков (площадок) в нашем крае. Поняли, что площадки играли самую важную роль в борьбе с беспризорностью, что это было место где ребятишкам возвращали детство.

Этими знаниями я поделюсь с ребятами и расскажу им откуда появились детские игровые площадки, что это было очень важное для детей место.

Мы уверены, что опыт прошлого может быть очень актуален и полезен. Например, если место для забав станет местом заботы о детях. На больших площадках снова появятся взрослые, которые будут присматривать за детьми. Можно создать круглосуточные штабы помощи детям или клубы «Друзья Детей», рядом с площадкой. Помогать можно по разным вопросам: если ребенок боится идти один домой, если ему одиноко, нужен совет, если не может сделать уроки или у него потерялся любимый питомец, если у него что-то украли или он голодный, замерз. Главное, чтобы в трудный момент ребенок сразу мог найти помощь и не бояться её попросить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Электронные ресурсы

1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». — Гарант.Ру. Информационно-правовой портал (https://base.garant.ru/12116087/).

2. Детская беспризорность (предупреждение и борьба с ней). М., 1923. — Молодежь России. Электронная библиотека. (https://molod.rgub.ru/search/book.php?id=RGUB%5CBIBL%5C0000756644&type=retro&s_tag=BC&page=1&search=60.56&db=68).

3. Твардовский А. Развернуть работу ОДД на новостройках // Друг детей. 1932. № 3. С. 9–10. — Электронная библиотека исторических документов (http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/89555#mode/inspect/page/3/zoom/4).

4. Детская беспризорность // Советская энциклопедия. М., 1972. Т. 8.

5. Борьба с беспризорностью.  — История.РФ. Главный исторический портал страны (https://histrf.ru/read/articles/borba-s-biesprizornostiu).

6. Беспризорные дети, дети-сироты и дети репрессированных в СССР. — Википедия (wikipedia.org).

7. Документы советской эпохи. Ресурс Федерального архивного агентства (https://sovdoc.rusarchives.ru/sections/government/).

Архивные документы

8. Государственный архив Томской области. Фонд Р‑212 «Уездная детская комиссия». Оп. 1. Д. 108. Л. 1–119.

9. Государственный архив Кузбасса (ГАК). Фонд Р‑22 «Кузнецкий окружной исполнительный комитет». Оп. 1. Д. 51. Л. 51; Д. 124. Л. 39; Д. 214. Л. 97.

10. ГАК. Фонд Р‑14 «Щегловская городская инспекция народно-хозяйственного учета». Оп. 1. Д. 139. Л. 103.

11. ГАК. Фонд Р‑18 «Кемеровский городской исполнительный комитет». Оп. 1. Д. 28. Л. 19.

12. ГАК. Фонд Р‑46 «Комиссия по борьбе с беспризорностью». Оп. 1. Д. 15. Л. 6–9.

13. ГАК. Фонд Р‑161 «Отдел народного образования Кузнецкого окружного исполнительного комитета». Оп. 1. Д. 22. Л. 24.

14. ГАК. Фотофонд. Оп. 8д. Д. 526, 530, 551, 935, 944, 953, 937, 523.

Электронные ресурсы государственных архивов

15. Государственный архив Кузбасса (https://arhfond.arhiv42.ru/).

16. Электронный каталог Государственного архива Томской области (https://archtomsk.tomica.ru/).

Просмотров работы: 92