Введение
Проблема экологического воспитания и образования детей и молодежи существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Для того, чтобы поведение человека было экологически грамотным и осмысленным, ему необходимо ещё в детстве овладеть определенным набором знаний и навыков поведения в природе. Очень плодотворным для закладывания основ экологической культуры является младший школьный возраст.
Если вложить экологическое образование в игровую оболочку, то можно решить одну из главных проблем – проблему экологического воспитания. Игра помогает руководителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, ребята приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Предмет исследования: процесс экологического воспитания обучающихся; объект исследования: формирование экологической культуры у обучающихся посредством настольных игр.
Методы исследования:
1. Изучение научной и методической литературы по теме исследования;
2. Разработка настольной игры;
3. Анкетирование и статическая обработка результатов участников эксперимента;
Цель исследования: изучить влияние настольных игр на процесс формирования экологической культуры обучающихся.
Исходя из цели, поставили следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;
Разработать настольную игру «По следам Красной книги Якутии. Животные»;
Провести диагностику экологической культуры обучающихся посредством настольной игры;
Гипотеза: благодаря экологическим настольным играм учащиеся поймут важность соблюдения экологической этики и культуры поведения.
Практическая значимость: результаты исследования и настольная игра может быть использована в практике учителями биологии и учителями начальных классов
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Красная книга Республики Саха (Якутии)
Красная книга определяет основную цель ее создания — сохранение биологического разнообразия путем определения наиболее уязвимых биологических объектов. Достижение цели обеспечивается особым правовым статусом красной книги. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» впервые установлено понятие «объекты, находящиеся под особой охраной государства». К ним относятся не только редкие виды, включенные в Красную книгу России, но и занесенные в региональные красные книги.
Главные принципы обращения с этими видами — изъятие из хозяйственного оборота, а также запрет деятельности, ведущей к сокращению их численности и ухудшению среды обитания. Изъятие из природы видов, включенных в региональные красные книги, а также их частей или продуктов может производиться только в исключительных случаях для разведения, пополнения зоопарков и питомников, для проведения научных исследований. Природопользователи и землепользователи, на территориях которых обитают редкие виды, обязаны принимать меры по их охране.
За уничтожение или изъятие из среды обитания «краснокнижных» видов, уничтожение их местообитаний предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Красная книга Республики Саха (Якутия) утверждена Указом президента РС № 2942 от 2 октября 2006 года и является официальным документом со сводом сведений об исчезнувших, исчезающих, уязвимых, редких и малочисленных видах, подвидах и популяциях животных, растений и грибов Якутии, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлении.
Самая первая Красная книга Якутии была выпущена в далёком 1984 году, а в 1987-м вышел двухтомник первого издания. Второе издание было подготовлено в 2000-м, с уже расширенным перечнем редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и грибов, обитающих на территории Республики Саха. Во втором томе второго издания, вышедшем в 2003 году, содержится список животных из ста двенадцати видов: шестнадцать — насекомые, шесть — рыбы, три — земноводные, два — пресмыкающиеся, шестьдесят восемь — птицы, семнадцать — млекопитающие.
В 2017т году вышло третье издание Красной книги Республики Саха (Якутия) — первый том «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов», а в 2019-м второй том — «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных». В третье издание вошли уже не сто двенадцать, а сто тридцать четыре вида животных: сорок — насекомые, четыре — рыбы, два — земноводные, два — рептилии, шестьдесят шесть — птицы, двадцать — млекопитающие. Значительно расширены сведения о распространении ареала, экологии, биологии, роста или падения численности, о лимитирующих факторах и необходимых мерах охраны.
Из них 49 видов внесены впервые, в т.ч. насекомых – 28, птиц – 16, млекопитающих – 5. Например, сюда вошли недавний вселенец из Канады лесной бизон, из насекомых – некоторые реликтовые степные виды с изолированными ареалами в Центральной Якутии, эндемики гор Северо-Востока, а также виды, находящиеся на северной периферии ареала, обитание которых на территории Якутии было установлено в последние 10–15 лет (сибирская ночница, обыкновенная бурозубка, мандаринка, длиннопалый песочник и др.).
Существование этих видов оказалось под угрозой при ухудшении условий обитания в районах промышленного освоения полезных ископаемых, в густонаселенных районах в результате хозяйственной деятельности местного населения, браконьерства и т.д.
Категории статуса редкости видов (подвидов, популяций) животных, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), определяются по следующей шкале:
0 – вероятно исчезнувшие. Практически исчезнувшие таксоны, известные ранее на территории Якутии, сведения о единичных встречах которых имеют 25–50-летнюю давность, но возможность их сохранения нельзя исключить.
1 – находящиеся под угрозой исчезновения.
2 – сокращающиеся в численности. Таксоны с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию «находящихся под угрозой исчезновения».
3 – редкие. Таксоны с естественной низкой численностью, встречающиеся на ограниченной территории (или акватории) или спорадически распространенные на значительных территориях (или акваториях), для выживания которых необходимо принятие специальных мер охраны:
4 – неопределенные по статусу. Таксоны, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.
5 – восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Таксоны, численность и область распространения которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в специальных мерах по сохранению и восстановлению.
6 – редкие с нерегулярным пребыванием. Таксоны, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, особи которых обнаруживаются на территории Якутии при нерегулярных миграциях, кочевках или залетах (заходах).
1.2. Виды и классификации настольных игр
Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках, играющих. Такие игры могут вестись в небольшом закрытом помещении, в поезде или другом транспортном средстве, и, вообще, в любом месте, где имеется стол. Они не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры рассчитаны на несколько человек, хотя есть и исключения.
Классические настольные игры - это всем известные еще с детства шашки, шахматы и нарды, домино, а также такие классические восточные игры, как Го и Маджонг. Все игры этой категории отличаются многовековой историей. Кроме того, правила этих игр – особенно это касается шашек и шахмат - знают миллионы игроков во всем мире, они передаются из поколения в поколение как классические семейные развлечения.
Интеллектуальные (развивающие) настольные игры - это группа игр, с помощью которых можно повысить свой уровень образования и интеллектуальные способности. Игры в этой категории отличаются большим разнообразием – это и тематические викторины, и игры с буквами и словами, математические игры и даже игры, развивающие воображение и творческое мышление.
Логические игры – это дуэли, как шашки или шахматы. Обычно в них используются деревянные фигуры и поле, на котором разворачивается противостояние двоих соперников. Благодаря современному подходу, в этих играх можно встретить большое разнообразие механик, отличающихся от принятых в классических играх норм.
Головоломки - это одна из самых популярных категорий игр, некоторые представители которой тоже имеют за плечами многовековую историю. Головоломки, как и игры из предыдущей группы, отлично развивают логическое мышление, а также тренируют сообразительность.
Развивающие игры для детей – это одна из самых популярных категорий, в которую можно объединить разнообразные игры с одним общим свойством – они помогают малышам учиться новому, развивать многочисленные навыки и расширятьсвою картину мира.
Экономические настольные игры – это игры,в которых участникам предлагается проверить свои навыки финансовой грамотности и умело распоряжаться капиталами, приумножая их и обходя в этом деле своих соперников.
Стратегические игры - это игры, в которых надо планировать ходы и анализировать общую ситуация на поле, следить за действиями оппонентов и порой менятьпланы на ходу.
Настольные игры – бродилки - эта категория игр тоже была известна еще в средневековье, хотя с тех пор, конечно, претерпела множество изменений. Эти игры отличают простые правила и несложный игровой процесс – в основном, вы кидаете кубик, двигаете фишку на выпавшее значение и применяете свойство поля/клетки, на котором остановились. В первую очередь бродилки – это семейные игры, в которые все члены семьи (и маленькие дети, и бабушки с дедушками) могут сесть и поиграть, не вникая в большие объемы правил.
Карточные игры - это большая условная категория, в которую можно отнести настольные игры разных жанров, но все их объединяет одно – основой для таких игр являются не поле и фишки, а колода карт. Картами может стать и игровое поле, хотя в большинстве случаев в таких играх вообще нет поля – вы просто выкладываете карты на стол и выполняете игровые условия.
Квесты и детективные игры – этонастольные игры, в которых вам нужно преодолеть определенные препятствия или распутать преступления.
Актуальность использования дидактических настольных игр в образовательном процесс
Технологическая сфера жизни человека развивается день ото дня, каждый год совершается какое-либо новое открытие, что привносит существенные изменения в сознание ребенка как индивидуума. Развитие настольных игр во многом связано с социализацией детей разного возраста, с взаимовыгодным взаимодействием детей одной возрастной группы, с воспитанием в растущих поколениях лучших моральных качеств. Современные дети не хотят быть отдаленными от любых новшеств и технологических решений окружающего их мира. На сегодняшний день дети владеют информацией едва ли не лучше взрослых, что несомненно, должно показывать разносторонний уровень развития человечества. Однако, в то же время, нельзя упускать из виду тот факт, что по-прежнему, одним из самых прогрессивных способов введения ребенка в область информационных потоков, погружения в процессы обучения и познания жизни, является игра. На сегодняшний день, однако, настольные игры стали скорее одним из приятных и полезных способов свободного времяпрепровождения. В эти годы популярность настольных игр росла, их количество и качество поднялись на совершенно невероятные уровни, появились различные издательства, специализирующиеся на какой-либо тематике настольных игр, зарубежные страны начали активную реализационную деятельность в нашей стране, связанную с ознакомлением русского человека с заграничными настольными играми. Отсюда — резкое повышение спроса на настольные игры, их разнообразие, разделение на тематики, распределение игр по таким критериям, как: возрастные группы, сфера применения, содержание игры, игровой процесс, и другие.
Классификации настольных игр, способствующих благоприятному развитию эмоциональной среды подростков. Выявлены следующие разновидности настольных игр по тематике: игры могут быть деловыми, позиционными, инновационными, организационно-обучающими, обучающими, организационно-мыслительными, организационно-деятельностными и другими.
«Настольные игры как инструмент многостороннего развития личности» направлены на развитие коммуникативной сферы, а также на развитие внимания, памяти и логического мышления. Педагогическая целесообразность проведения занятий в форме данных игр состоит, с одной стороны, в организации тесного общения между учащимися, с другой стороны, за внешней игровой деятельностью скрыт комплекс заданий (упражнений) на внимание, память, мышление и речь. Настольные игры стимулируют к поисковой активности, формируют проблемное и стратегического мышление.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование
Перед изготовлением игры мы провели анкетирование для того, чтобы определить сколько детей играют в настольные игры, также проверить насколько они осведомлены о животных, которые занесены в Красную книгу Якутии. Результаты анкетирования мы поместили в диаграмму (приложение №1). В анкете приняли участие ученики со 2 - 5 класс МБОУ «Покровской средней общеобразовательной школы №1 с УИОП им. И.М. Яковлева».
Анкетирование состояла из следующих вопросов:
В каком классе ты учишься?
Как вы думаете, для чего нужны настольные игры?
Знаете ли вы, что такое Красная книга?
Как вы понимаете, о чем эта книга?
Какие животные занесены в Красную книгу Якутии?
Почему эти животные занесены в Красную книгу?
Хотите ли вы узнать о редких и исчезающих видах животных Якутии?
Хотели бы вы играть в настольную игру «По следам Красной книги Якутии. Животные?»
По итогам анкеты выявили следующие результаты:
На вопрос «Как вы думаете, для чего нужны настольные игры?». Многие ответили развлечение, потратить время, развитие.
На вопрос «Знаете ли вы, что такое Красная книга?»: большинство ответило «да».
На вопрос «Как вы понимаете, о чем эта книга?»: много кто сказал, что эта книга о редких животных, но немало и таких, которые не знают, о чем эта книга.
На вопрос «Какие животные занесены в Красную книгу Якутии?»: большинство ответило, что белые медведи, также получили ответы, как овцебык, не знаю.
На вопрос «Почему эти животные занесены в Красную книгу?»: многие ответили, что эти животные находятся на вымирании, но немало и таких, которые не знают.
На вопрос «Хотите ли вы узнать о редких и исчезающих видах животных Якутии?»: практически все сказали да.
На вопрос «Если была бы настольная игра о животных занесенных в Красную книгу Якутии вы бы играли?»: большинство сказал, что хотел бы поиграть в такую игру.
Также при обзоре литературы мы узнали, что в данное время в Красную Книгу Якутии занесены 134 видов животных, из них насекомых – 40 (29.9 % всего разнообразия), видов и подвидов рыб – 4 (3%), земноводных – 2 (1.4%), рептилий – 2 (1.4%), птиц – 66 (49.3%) и млекопитающих – 20 видов (15%).
2.2. Разработка настольной игры «По следам Красной книги Якутии. Животные»
1 этап. Разработка концепции игры
На этом этапе мы изучили виды игр, также определили механику и правилу нашей игры.
Цель игры: набрать наибольшее количество карточек в течение 10 минут.
В набор игры входит: карточки - 50 шт., песочные часы, игральные кости.
Каждому ученику раздаются карточки, учитель переворачивает песочные часы и в течение 10 секунд ученики внимательно изучают картинку на карточке
После истечения времени ученики переворачивают карточку и по очереди кидают игральные кости (например, если выпала цифра два, дети отвечают на второй вопрос). Учитель проверяет правильность ответа.
Если ответ верен, то ученик забирает карточку себе. Если нет, то возвращает учителю.
Побеждает тот игрок, у которого через 10 минут соберется наибольшее количество карточек.
2 этап. Поиск информации для создания игры.
При обзоре литературы мы узнали, что в данное время в Красную Книгу Якутии занесены 134 видов животных: 40 – насекомых, 4 – рыб, 2 – земноводных, 2 – пресмыкающихся, 66 – птиц и 20 – млекопитающих.
Всего включили из них в свою игру 50 видов животных, которые представлены в виде таблицы.
Названия животных |
Якутские названия |
Насекомые |
|
Красотка блестящая |
|
Большое коромысло |
|
Жужелица решетчатая, или медная |
|
Жужелица сибирская |
|
Навозник - землерой |
|
Шелкопряд березовый |
|
Павлиноглазка Артемис |
|
Медведица тундровая |
|
Медведица Менетрие |
|
Медведица Ольшванга |
|
Аполлон арктический |
|
Аполлон обыкновенный |
Таҥара лыаҕа |
Голубянка якутская |
|
Рыбы |
|
Сибирский осетр |
Хатыыс |
Ленский пескарь |
Дьойгуо |
Земноводные |
|
Дальневосточная лягушка |
Баҕа |
Пресмыкающиеся |
|
Живородящая ящерица |
|
Обыкновенная гадюка |
Эриэн үөн |
Птицы |
|
Тихоокеанская черная казарка |
Хардырҕас |
Серая цапля |
Эһир, кутан |
Белый гусь |
Маҥан хаас |
Лебедь кликун |
Куба |
Серая утка |
Дьаҕыл уйус |
Беркут |
Хотой |
Стерх |
Кыталык |
Серый журавль |
Туруйа |
Белая чайка |
Yрүҥ хопто |
Филин |
Модьу атах |
Воробьиный сыч |
Лэкээрик мэкчииргэ |
Дикуша |
Хараакы |
Орлан белохвост |
Боруллуо |
Сапсан |
Мохсоҕол |
Млекопитающие |
|
Сибирский крот |
|
Обыкновенная кутора |
|
Обыкновенная бузорубка |
|
Ночница сибирская, ранее ночница Брандта |
|
Сибирский ушан, ранее бурый ушан |
|
Черношапочный сурок |
Таарбаҕан |
Белый медведь |
Үрүҥ эһэ |
Речная выдра |
Өрүс быыдарата |
Морской заяц, лахтак |
Муора куобаҕа, түлүөн |
Морж |
|
Сивуч |
|
Лесной бизон |
|
Овцебык |
|
Снежный баран |
Чубуку |
Белуха |
Бөлүүгэ |
Нарвал |
|
Серый кит |
|
Гренландский кит |
В данное время у нас есть готовая настольная игра «По следам Красной книги Якутии. Животные» и в дальнейшем хотим разработать новую настольную игру «По следам Красной книги Якутии. Растения».
2.3. Апробация настольной игры «По следам Красной книги Якутии. Животные» в 2 «б» и 5 «б» классе МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им. И.МС. Яковлева
С помощью нашего учителя биологии Протопоповой Ульяны Юрьевны мы провели игру среди 2 и 5 «б» классе. Всего принимало участие 31 учащихся, (16 учащихся 2 «б» и 15 учеников 4 «б» класса).
Образовательные задачи игры: сформировывает у учеников экологическую культуру, учатся делать умозаключения и выводы.
Развивающие задачи игры: развивает интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, наблюдательность, внимание, зрительную память, мышление.
Воспитательные задачи игры: воспитывает любовь к природе, животным.
По завершении игры мы провели рефлексию, результаты поместили в диаграмму (приложение №2). Она состояла из таких вопросов:
Понравилась ли вам игра?
Чем понравилась вам эта игра?
Что нового вы узнали из этой игры?
На вопрос «Понравилось ли вам игра?» 30 учащихся ответили «да», «нет» - 1 ученик.
На вопрос «Чем понравилась вам эта игра?» 20 учащихся ответили то что узнали новое, 6 – интересными и познавательными, 3 – весело, 2 – не знаю.
И на последний вопрос, «Что новое вы узнали из этой игры?» 15 учащихся ответили то что узнали о том, что много животных внесен в Красную книгу Якутии, 10 – узнали новые факты про животных, 20 – про новых животных.
Таким образом, наша настольная игра вызвала большой интерес учеников начальных классов и получила положительные отзывы. Апробация данной настольной игры показала, что у учащихся расширяется кругозор про животных внесенных в Красную книгу Якутии, воспитывает любовь к природе и животным, сформировывает у учеников экологическую культуру.
Заключение
Таким образом, проведя исследование, пришли к таким результатам:
Красная книга - список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов;
Настольные игры направлены на развитие коммуникативной сферы, а также на развитие внимания, памяти и логического мышления;
Процесс создания настольной игры сложный, но интересный, так как сами узнали много нового и полезного о краснокнижных животных Якутии;
Настольная игра «По следам Красной книги Якутии. Животные» помогла учащимся узнать о животных внесенных в Красную книгу Якутии, также факты про них.
На данный момент удалось провести два раунда игр, в игре в общем приняло участие 31 учащихся. Первые игровые сессии показали эффективность разработанной игры в повышении экологической культуры участников, но требуется проведение большего числа игровых раундов.
Таким образом, подтвердили гипотезу, что благодаря экологическим настольным играм ученики поймут важность соблюдения экологической этики и культуры поведения.
Список использованной литературы
1. Красная книга Республики Саха (Якутия). Т. 2: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / Отв ред. Н.Н. Винокуров. –М.: Наука, 2019. – 270 с.
2. Каймук Е.Л., Винокуров Н.Н., Бурнашева А.П. Насекомые Якутии. Бабочки. – Якутск: Бичик, 2005.-88 с.
3. Находкин Н.Н., Гергоменова Н.И., Сидоров Б.И. Птицы Якутии: полевой справочник. – Якутск: Октаэдр, 2008.-384 с.
4. Сидоров Б.И., Тяптиргянов М.М. Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии: справочник-определитель. – Якутск: Бичик, 2004.-64 с.
5. Скалдина О.В. Красная книга России. – 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Эксмо, 2014.-272 с.
6.https://travel-ykt.ru/flora-i-fauna/zhivotnye/krasnaya-kniga-respubliki-sakha-yakutiya-zhivotnye.html
7. https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-respubliki-saxa-yakutiya/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2