Родники и святые источники Семёновского района Нижегородской области

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Родники и святые источники Семёновского района Нижегородской области

Молодцов М.А. 1
1ЧОУРО СПГ
Молодцова С.В. 1
1ЧОУРО СПГ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Родники – удивительное творение природы. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.

На территории нашей необъятной Родины располагается огромное количество родников и источников. Вода из источников обладает целебными свойствами. В старину существовало поверье, что, напившись родниковой воды, человек способен почерпнуть силу самой земли. Вода из родника доходит к нам в своей первозданной природной форме, она живая!

К родникам всегда было особое отношение – их считали глазом Божьим. В православной христианской культуре вода тоже считается особым веществом. Ведь сам Иисус Христос принял Крещение в Иорданских водах. В Праздник Богоявления все воды на планете приобретают особое качество, и оказывают лечебные действия. Вода может дарить жизнь, радость и здоровье.

Родники не только дарят человеку целебную воду, но и воспитывают в нём высокую нравственность. Они как бы излучают необыкновенную силу, которая разумно используется православной церковью. Многие родники освящаются и им придаётся статус святых источников.

В нашем Семёновском районе есть такие родники. Я захотел побольше узнать об этих уникальных явлениях природы.

Тема моей исследовательской работы: «Родники и святые источники Семёновского района Нижегородской области».

Цель работы: изучение святых источников (родников) Семёновского района, их истории возникновения.

Задачи работы:

изучения научной, научно-популярной, художественной литературы, периодической печати и сайтов Интернета по теме исследования;

собрать полный и достоверный материал по теме, сравнить и проанализировать результаты поиска информации;

определить отношение старожил к святым источникам, провести опрос по истории возникновения родников;

сохранить в памяти духовные силы святой родниковой воды, нравственные традиции и народную культуру;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, географическое исследование, обобщение информации, полученной в ходе опроса местных жителей.

Объект исследования: родники и святые источники.

Предмет исследования: история возникновения и преобразования святых источников.

Актуальность: малая изученность святых источников родного края.

Родники и святые источники Семёновского района

Нижегородской области

Родник - ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Исток, источник, начало чего-нибудь (энциклопедия).

Родник по В. Далю — ключ, бьющая из земли водяная жила, кpиница, водничек, место pождения ключа. Ключ же — это источник, отпиpающий недpа земли. (Даль, 1955).

А что же такое родник с научной точки зрения? Как скажет любой гидролог, родник – это источник воды, самостоятельно изливающийся на поверхность. Его существование говорит нам о том, что где-то в земных глубинах есть водоупорный пласт (глина, изверженная горная порода и т. д.), подпирающий пласты водоносные, насыщенный влагой. И скапливается там чистейшая вода, находящаяся под сильным давлением. Она пробирается по трещинам в горных породах на поверхность и изливается там. На свет появляется чистая, полезная, вкусная родниковая вода!

Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающей их жизни. Некоторые российские реки и водоёмы порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв (свыше 10–20 м), куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают. По гидрохимическим особенностям воды родников можно судить о состоянии подземных вод в данном регионе. Родниковая вода берется в том самом месте, откуда она поступает из-под земли.

Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае мы говорим о родниках и ключах, а во втором — об источнике минеральных вод.

Термин “природная родниковая вода” означает, что состав минералов в этой воде не подвергался никаким физико-химическим изменениям. При этом она может быть профильтрованной или обработанной каким-либо иным способом.

Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Добираясь из недр до поверхности Земли и проходя через песок и гравий, она подвергается естественной и практически идеальной очистке.

Употребление родниковой воды - наилучший выход в современных условиях. От природы чистая, сбалансированная по физико-химическому составу, природная родниковая вода, дарит энергию тем, кто ее пьет.

Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.

Святые источники

Почему же все-таки, одни источники называют святыми, а другие — просто родниками? Почему источник можно назвать святым и где брать начало этой традиции? Здесь мы попробуем объяснить, в чем разница между святым источником и просто родниками. Как известно из истории, вода с давних пор символизировала для человека большую силу, а образ чистой воды означал данные Богом благоденствие и благополучие. 2000 лет назад, погрузившись в иорданские воды, Спаситель Своим Божеством очистил их. Отныне всякий человек, идущий за Христом в купель Крещения, выходит из нее очищенным от грехов. Соответственно вода для христианина приобрела особое, таинственное значение.

Происхождение святых источников различно:

одни появились сверхъестественным путем на месте чудесного явления Божией Матери, Божиих угодников или их икон;

другие вытекают из-под алтаря и почитаются как освященная святыня храма;

над третьими ставят кресты или часовни, где помещают икону святого, которому посвящают источник и уже своим расположением в святом месте они привлекают к себе паломников;

у четвертых замечают целебные свойства помогать при различных заболеваниях.

Естественно, слава о таких родниках распространяется в народе, и к ним начинается паломничество. Здесь ищут прощения и отпущения грехов, выздоровления от болезней духовного спокойствия. Вода из таких родников является чудодейственной помощью святых угодников Божиих, она почитается как особая милость Бога к нам. И такие источники считаются святыми.

Так в нашем районе насчитывается несколько родников и святых источников.

1. Святой колодчик "Осинковский" (д. Осинки)

Возле деревни Осинки Семеновского района (Нижегородская область) располагается особое место, именуемое святым колодчиком «Осиновский», к которому круглый год устремляются паломники православной веры. Когда-то здесь насчитывалось до сотни скитов (лесных монастырей), одним из  самым известных из них был скит «Софонтиева толку», от которого остались только могилы старцев, которые сегодня являются святыми местами, почитаемыми верующими.
Во второй трети ХVІІІ века скит «Софонтиева толку» был разрушен по приказу архиепископа Питирима, а следы известковых келий еще долго хранились в местной реке Кувычиха. По свидетельствам старожилов, Святой колодчик возник в эпоху окончательного разорения скита (времена Петра І), когда для спасения святынь, хранившихся в монастыре, иноки опустили их в колодец. После скит был сожжен вместе с людьми.

В настоящее время Источник признан святым, а его воды считаются целебными. Примечательно, что вода в Святом колодчике «Осиновский» никогда не замерзает. Известны неоднократные попытки погубить источник – в колодец лили мазут, деготь, но вода в колодце сохранялась кристально чистой, в чем верующие еще раз находят подтверждение святости места и чудодейственной лечебной силы воды колодчика.

Тропа к «Осинковскому» колодчику начинается от кладбища д. Осинки и перейдя через мостик через реку Кувычиха через некоторое расстояние подходит к часовне установленной на этим источником.

Рядом с часовней сохранились староверческие могилы староверческого скита «Софонтиева толку».

2. Источник "Святая Маргарита" (бывший староверческий Одинцовский скит)

Среди старообрядческих скитов, возникших на Керженце в ХVIII в., известен Одинцовский скит беглопоповского согласия, основанный в 26 верстах к югу от г. Семенова, недалеко от Корельского скита. 

Тесные связи он имел с Городецкой часовней. Крестьяне со всего Семеновского уезда ездили в Одинцовский скит для совершения треб, в основном, погребения умерших.

В 1826 г. в Одинцовском скиту было 9 обителей.

После пожара в 1840 г. большая часть скитников перешла в Гордеевский скит, а часть основалась в новых обителях в д. Одинцах и п. Корельское. 

На месте скита поселения не осталось, сохранились старые кладбища, куда приходили на поклонение. 

Жители местных деревень сходились на поклонение к могиле святой Маргариты, инокини Одинцовских келий, и ее колодчику со святой водой. Согласно легенде, матушка Маргарита вознеслась на том месте, где образовался колодец.  

Вода в этом источнике почитаема староверами как целебная. 

История Святой Маргариты: 

Скромная, строгая, правдивая, выполняющая Божьи заповеди, усердно молящаяся, она заслужила того, что вскоре стала игуменьей скита с девятью обителями, как упоминается в романе М. Печерского «В лесах». 

Маргарита была в почете у главной игуменьи керженских скитов матушки Манефы. Согласно легенде, на третий день после смерти матушки Маргариты обитатели скита обнаружили бьющий из-под земли источник именно в том месте, где она умерла. Предположив, что это знак, что душа ее вознеслась, было решено в память о ней дать роднику имя матушки, которое сохранилось до сих пор.

В начале тропы к источнику есть указатель, а сам источник расположен на левом берегу реки Алсма немного севернее моста по дороге на Карельский скит.

На источнике есть колодец, столик, крест. 

3. Источник "Святая Параскева" у Пятницкого.

Существует легенда: 

Более ста лет тому назад в деревне жило немного народу, но все были верующие и просили у Бога урожая, потому что в засуху все посеянное выгорало. И вот в один из летних дней разразилась великая гроза. Молнии сверкали повсюду, как будто соперничая друг с другом. Небеса играли разными красками. Селяне молились, чтобы разгневанная стихия не наделала большой беды. Затем все стихло, но сверху как из ведра хлынул обильный ливень. За струями не видно было домов. По улицам текла целая река, все кругом клокотало и бурлило. Ливень не унимался, шел всю ночь.

В конце села был (есть и сейчас) глубокий и длинный овраг. Вода его заполнила и шла поверх. Но наутро все увидели улицы просохшими, зазеленевшими, пахло необыкновенной свежестью. И обнаружилась в овраге икона с ликом Святой Параскевы. Имени того, кто первым ее увидел, предание не сохранило. А на том месте забил родник. Народ назвал его «Святая Параскева».

  На источнике есть колодец с родниковой водой и купели-часовня.

4. Родник в Алешино.

Родник находится в деревне Алешино, в западной ее части. Вода в нем до сих пор очень вкусная. Возможно, песчаные Семеновские почвы этому способствуют. До сих пор поток людей с флягами и ведрами к нему не иссякает. 

5. Источник "Золотой ключ" в селе Покровское

Этот замечательный, полноводный и достопримечательный источник находится на самом берегу реки Керженец в селе Покровское.

Вода в нем очень чистая и вкусная, но купели на источнике нет.

6. Родник "Монастырский"

В п. Осинки (Ивановский с.с.), недалеко от руин бывшего здесь когда-то Крестовоздвиженского женского монастыря усилиями одного из попечителей обустроен замечательный источник.

К часовне над источником идет тропка от мостика через местную речушку, которую и питает этот родник.

Родник обустроен колодцем, имеется купель.

7. Родник Федосеевский

На северном берегу ручья Белая Санохта и у южного въезда в деревню Федосеево силами местных жителей был восстановлен некогда заброшенный источник.

Сейчас "Федосеевский" родник обустроен родниковым колодчиком и убран под крышу.

8. Родник «Васильевский» г. Семёнов

Родник обустроен за домовладеньем № 61 по ул. Северная в г. Семенов, на берегу небольшого ручья, впадающего вскоре в речку Ломовка. К нему ведут мостки, а над родниковым колодцем построена часовня. 

Источник известен с незапамятных времен и получил свое название по находящейся здесь ранее деревни Малое Васильево.

Особенно удивляют бьющие на дне колодца два сильных родниковых «вулкана» поднимающих чистый песок. Вода в роднике очень вкусная, мягкая и без всяких примесей.

9. Прудик в Комаровском скиту

Одним из самых больших Семеновских староверческих скитов был и Комаровский скит, который находился когда-то в полутора километрах к западу от современного села Елфимово. От Камаровского скита сейчас практически ничего не осталось, кроме забываемых старообрядческих могил, креста, да каких-то остатков домовых мест.

Возможно в этом скиту был и родник, но следы его утеряны. Единственное что сохранилось от водных источников этого скита так это маленький и зарастающий Камаровский пруд.

В статье "Семеновского вестника" -  "Легенды о родниках" говорится о том, что в Семеновском районе выявленно  около 100 родников и дается описание некоторых из них в т. ч. и святых родников "Осинковский  колодец", "Святая Маргарита" и "Святая Параскева”.

Кроме того, в этой статье сообщается о наличии даже целой обустроенной родниковой тропы в Ивановском территориальном отделе  Семеновского района:

...Родниковую тропу открыла и впервые зарегистрировала почти два десятка лет тому назад бывший учитель географии Л. А. Невельская. Каждый родник имеет свою историю возникновения и название, придуманное народом. Их одиннадцать, и расположены они на берегах речки Бортной и ручейка Ивановский. Какие поэтические названия носят они! «Серебряное копытце», «Синичкин колодец», «Солнечный зайчик», «Светлячок», «Студеный», «У ивушки», «Усталый путник», «Малиновый», «Щедрый», «Надежный». Многие находятся в огородах деревенских жителей...

Упоминаются в этой статье еще два родника под потронажем  Поломской школы и четыре родника в самом городе Семенов:

«Хрустальный» на улице Морозова, 

«Капля жизни» на улице Осипенко, 

«Золотой ключик» на улице Северной, 

«Лесная прохлада» в Родниковом переулке.

Заключение

Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. В былые времена на нашей земле было известно множество месторождений подземных вод. Жители знали эти места, ухаживали за ними, благоустраивали по возможности, передавали потомкам историю, давали наказы. Но время делает свои повороты не только в судьбах людей, но и судьбах источников, родников. Из ныне существующих родников полностью или частично используется чуть более половины, остальные забыты, заброшены, утеряны. Освоение второй половины запасов требует значительных затрат, и моральных, и духовных, и материальных. Это возможно, но в будущем. Мы должны сохранить те природные источники, которыми люди пользуются многие годы, очистить эти ключики, продлить им жизнь. Испокон веков люди относились к родникам с любовью и уважением. Давайте чтить эту святую традицию. Родниковая вода – живая вода. Выходя из недр земли, где она набирается её силы и чистоты, вода дарит людям здоровье, бодрость.

Без внимания со стороны человека родники могут погибнуть. Как важно не дать иссякнуть родникам, находящимся рядом, продлить их жизнь для того, чтобы своей целебной силой они поддержали в нас желание сохранить свои истоки.

В ходе данной исследовательской работы мною были изучены географическое местоположение родников, предания о происхождении святых источников в Семёновском районе Нижегородской области. А также был проанализирован внешний вид этих святых источников. Я надеюсь, что данная работа станет еще одним источником познания родного края, побудительным мотивом бережного отношения к его культуре и заповедным местам.     

Список литературы:

 

Ахманов М. Н. Вода.- М.: Эксмо, 2006.

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана.- М. Просвещение 1995г.

Карпов Г.В. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, - М., Педагогика, 1981.

Окороков В.А., Бойко С. М., Пешкова Н. В., Двуреченский В. Н. Родник – источник жизни: Каталог родников. Воронеж, 2007.

Плотников Н. И. Подземные воды – наше богатство.  М. «Недра». 2010.

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org.

http://semvestnik.ru/

http://turizmvnn.ru

nnov.kp.ru

semenov.nnov.ru

Просмотров работы: 187