Схимитрополит Ювеналий (Тарасов) как пример для подражания в истории Отечества и жизни людей

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Схимитрополит Ювеналий (Тарасов) как пример для подражания в истории Отечества и жизни людей

Морозова О.О. 1
1МКОУ "Черницынская средняя общеобразовательная школа"
Морозова Н.Ю. 1
1МКОУ "Черницынская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Город Курск. Красная площадь. Знаменский собор - одно из самых узнаваемых зданий столицы соловьиного края. Тем, кто приезжает сюда, обязательно предложат посетить Коренную пустынь, что бы увидеть удивительную красоту этого места, испить воды из живого источника и прикоснуться к курской святыне.

Сегодня каждый курянин, не зависимо от того, верующий он человек, или далекий от православной церкви человек, знает о Курской Коренной иконе «Знамение». Однако так было не всегда. Вернуть из забвения знаменитый крестный ход, возобновить Знаменский Кафедральный Собор и возродить одну из главных пяти святынь России, что бы чудотворная икона, хотя бы ненадолго вернулась на Курскую землю, все это стало возможным благодаря труду и вере многих и многих людей. Но только тогда, когда этим делом стало дело одного человека.

Куряне всегда будут помнить духовное подвижничество Владыки Ювеналия (Тарасова). За 20 лет своего архипастырского служения на Курской кафедре он возродил более 300 храмов, 8 монастырей, среди которых известные в нашей стране и за ее пределами мужские монастыри – Коренная пустынь и Рыльский.

В 1996 году он стал инициатором и разработчиком региональной программы изучения православной культуры в Курской области. Создал полноценную систему духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

А.П.Чехов говорил: «Подвижники нужны как солнце. Составляя самый жизнерадостный и жизнеутверждающий элемент общества, они утешают, облагораживают. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что есть люди подвига, веры и ясно осознанной цели».

Была выдвинута гипотеза: если в человеке есть сильная вера и огромная любовь к Богу и людям, то никакие трудности и лишения в этой жизни не способны ожесточить сердцем.

Цель работы: изучить жизненный и духовный путь схимитрополита Ювеналия (Тарасова), на основе исследованного материала.

Задачи:

Собрать и систематизировать материал о жизни схимитрополита Ювеналия (Тарасова);

Исследовать деятельность схимитрополита Ювеналия (Тарасова) как светского человека;

Определить схимитрополита Ювеналия (Тарасова) как богомудрого учителя веры и благочестия;

создание информационной презентации.

Объектом исследования является жизненный путь схимитрополита Ювеналия (Тарасова), отражённый в его биографиях, житии и автобиографии.

Предметом исследования является вклад схимитрополита Ювеналия (Тарасова) в общественно-политическую, научную и духовную мысль общества 20 века.

Данная работа может быть использована как на уроках отечественной истории, так и в рамках изучения предметов Основы православной веры и биология, а также на внеклассных мероприятиях духовно-нравственного и патриотического направлений, на занятиях воскресных школ.

Метод исследования: последовательно-текстуального изучения источников.

Глава 1. Детство

Тарасов Спиридон Алексеевич, родился 29 апреля 1929 года на хуторе Большемечетном Семикаракорского района Ростовской области в крестьянской казачьей семье. Когда у его родителей, Алексея и Ульяны, родились близнецы Спиридон и Вениамин, в семье уже подрастали трое сыновей - Николай, Михаил и Андрей. Вскоре семья Тарасовых переехала в город Шахты Ростовской области, но лето дети неизменно проводили на хуторе, у бабушки, помогая ей по хозяйству и работая в колхозе на прополке, сенокосе, уборке хлеба.

Семья Тарасовых, в центре сидят: Спиридон, рядом брат Вениамин. Фото 1933г.

Беда пришла в дом Тарасовых в октябре 1937 года: был арестован, а через несколько дней расстрелян глава семьи Алексей Спиридонович – проходчик угольной шахты. Многие десятилетия спустя, владыка получил возможность ознакомиться с «Делом о контрреволюционной деятельности» своего отца, вина Алексея Спиридоновича состояла лишь в том, что он, якобы, говорил о недопустимо низкой зарплате рабочих. Этого оказалось достаточным, чтобы 1 ноября 1937 года приговор был проведен в исполнение. В 1959 году А.С. Тарасов был реабилитирован.

Поздней осенью 37-го года семья шахтера-стахановика, в одночасье ставшего «врагом народа», оказалась на улице: жилье было отобрано, а Спиридон с братьями исключен из школы. Приближалась зима, и осиротевшая семья поехала к бабушке Татьяне Андреевне. В хуторе еще действовал храм, в котором бабушка пела на клиросе. К ней и обратился настоятель Иоанн Чайка с просьбой привести в храм внука – помочь в алтаре. В канун празднования памяти святителя Николая восьмилетний Спиридон начал пономарить в сельском храме.

«Арестовали и расстреляли моего отца, — вспоминал впоследствии владыка. — Мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было жить и пришлось переехать в Шахты. Я помню, как учителя на уроках толковали об атеизме, а потом просили, чтобы я отвел их ночью к священнику причаститься. Я помню войну, как отступали наши войска. Помню наших солдат, в каком тяжелом состоянии они были, как жалобно просили хлеба. И помню, как возвращались наши солдаты-освободители. Это было грозное воинство. Они говорили: мы теперь победим, потому что открыли наши церкви, и Господь помогает нам».

Воспитанник Саратовской Духовной семинарии Спиридон Тарасов. Фото 1953 г.

Семья Тарасовых оказалась в эпицентре военных событий с первых дней. Старшие братья воевали в Красной Армии, а вдова Ульяна Пахомовна с младшими сыновьями выживала в условиях и прифронтовой зоны, и оккупации. В 1943 г. в боях под Курском был убит старший ее сын Михаил, весной 1945 в шахте погиб 16-летний Вениамин, а в мае того же 45-го, за несколько дней до Победы, - Андрей, он был лейтенантом и сложил свою голову при взятии Берлина. С апреля 1944 г. 15-летний Спиридон стал работать на шахте им. М.В.Фрунзе. Самыми отрадными часами для него было время, проводимое в храме. Рядом с Владыкой, на протяжении всей жизни, находились люди удивительные, оставившие заметный след в новейшей истории Русской Церкви. Так, на протяжении 5 лет, работая в забое, был келейником у настоятеля храма во имя св. Александра Невского г. Шахты архимандрита Порфирия (Давиденко), которого рукополагал сам святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. В дальнейшем, благодаря рекомендациям архимандрита, епископ Ростовский и Таганрогский Сергий (Ларин) благословил Спиридона на поступление в Саратовскую Духовную семинарию. В 1949 г. Спиридон стал воспитанником Саратовской Духовной семинарии, которую возглавлял протоиерей Иоанн Сокаль. Это назначение последовало сразу же по возвращении о.Иоанна из эмиграции, где он провел больше тридцати лет в Югославии. Многие годы спустя Владыка Ювеналий узнал, что с вой пастырский путь о.Иоанн начинал на Курской земле, где в далеком 1914 г. был рукоположен во иерея, а за несколько лет до этого нес послушание помощника инспектора в Курской Духовной семинарии. Овдовев, о.Иоанн принял монашество с именем Иннокентий, был возведен в сан епископа и скончался, управляя Смоленской епархией. В 1952 г. инспектором семинарии был назначен иеромонах Антоний (Мельников), будущий митрополит Ленинградский и Новгородский. С отцом-инспектором у Спиридона Тарасова сложились доверительные отношения.

С особой теплотой Владыка вспоминал об архиепископе Филлипе (Ставицком). Преосвященный Филипп проходил пастырское и архипастырское служение в России и Америке.

Глава 2. Годы становления

В 1953 году Спиридон Тарасов вернулся в родные Шахты. В том же году 29 июля женился. Через неделю после свадьбы, состоялось рукоположение, и молодой священник вместе с молодой женой, отправляются в назначенный отцу Спиридону Михаило-Архангельский молитвенный дом г. Шахты. За два года служения, отцу Спиридону, удалось сделать иконостас и полностью преобразить молитвенный дом.

 

Отец Спиридон. Фото 1954 г.

В 60-е годы, после массовых репрессий, стали годами тяжелыми для священнослужителей. Из библиотек исчезли религиозные книги, был запрещен колокольный звон, власть пыталась не пустить верующих в святые места. В стране наступило время агрессивного атеизма. Хрущевская «оттепель» застала отца Спиридона в Вознесенском храме города Шахты. За время правления Хрущева только в Ростовской области было закрыто более 300 церквей. Т акая участь постигла и церковь Александра Невского. Отец Спиридон не мог спасти свою первую в жизни обитель, но он сделал, то что ему было по силам. В 1960 г. При разрушении храма отец Спиридон спас иконы и деревянный иконостас.

Сильные гонения священников, коснулись и отца Спиридона. Все началось с письма, написанного якобы уголовниками, которые требовали от священника, угрожая убийством, оставить приход. Владыку постоянно вызывали в различные высокие кабинеты, заставляли отречься от сана. После психологической обработки, которая не имела должного успеха, последовало первое серьезное предупреждение. Неожиданно загорелись усадебные постройки во дворе батюшки. Но и на этот раз не дрогнул отец Спиридон. Вскоре, в Пасхальную ночь, трое неизвестных ворвались в дом, запугивая детей и женщин, находившихся в доме, требовали признаться, где сейчас находиться батюшка.

Вскоре после этого происшествия последовало снятие Владыки из Артемовского храма и шесть месяцев домашнего ареста. Только по пришествию этого времени отце Спиридону возобновили регистрацию, дали приход в селе Киреевка.

Испытаний не выдержала супруга отца Спиридона. Оставив на попечение мужа – священника двух малолетних детей. Владыка не боялся домашней работы: стирал, гладил, убирал и готовил еду сам.

Но самым страшным испытанием стал февраль 1968 г. Умерла мама, Ульяна Пахомовна. Отец Спиридон неотступно находился рядом с ней.

26 июня 1968 года в Троице-Сергиевой Лавре наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского. В 1969 году, закончил заочный сектор Московской Духовной академии со степенью кандидат богословия. В январе 1970 г. Получает предложение ехать в г. Пензу, где должен быть настоятелем Успенского кафедрального собора. С детства привыкший не сидеть без дела игумен Ювеналий с новыми силами взялся за реставрацию храма. По – мимо этого он организовал трапезные при храмах, для священников и работников церквей.

 

Епископ Воронежский и Липецкий Ювеналий в день архиерейской хиротонии. Фото 1975 г.

В 1975 году архимандрита Ювеналия возводят в сан епископа В оронежского и Липецкого. Ему много удалось сделать для возрождения православия в этом славном городе. Владыка отреставрировал Покровский кафедральный собор, другие храмы епархии, совершил множество архипастырских поездок по епархии, торжественно отметил 300-летие Воронежской епархии. Воронежцы запомнили его яркие и глубокие проповеди, духовные беседы. Двери архиерейского кабинета и даже дома были постоянно открыты не только для верующих, но и для всех, кто нуждался в помощи и совете.

В 1982 году епископ Ювеналий возглавил Иркутскую епархию. Границы его епархии тогда были просто необъятны — Якутия, Дальний Восток, Находка, Бурятия, Камчатка, Владивосток. Самым подходящим транспортом для поездок по приходам и благочиниям был самолет, иногда поезд. Однажды в городе Свободный Амурской области владыка увидел такое проявление любви и уважения: на вокзал ночью в сильный мороз его пришли встречать несколько сотен человек. Люди встречали своего архипастыря.

 

Настоятель Иркутской епархии отец Ювеналий

Д ва с половиной года возглавлял Владыка Ювеналий Иркутскую епархию. В один из дней, когда Владыка в очередной раз совершал поездку по приходам, произошла страшная авария. Множество переломов и ушибов, сильно раздробленная правая рука, которую хотели ампутировать. Что может быть страшнее для архиерея? Но и в такой ситуации Владыка Ювеналий не потерял жизненного духа. От ампутации он отказался, хотя всю жизнь больная рука давала о себе знать. Но было принято, по состоянию здоровья, перевести Владыку в Курск.

Глава 3. Служение в Курской области

Обладая острым духовным зрением и здравомыслием. Пройдя через многие испытания и лишения, митрополит Ювеналий все годы своего пастырского служения посвятил восстановлению православных святынь, заботами о родной земле. Приехал на курскую землю, Владыка обратился к руководителю Горисполкома, для того, что бы ему передали одно из заброшенных зданий. Благодаря усилиям церкви и ее прихожан, здание осталось не разрушенным, а восстановленным. Сегодня это Епархиальное управление, по улице Ленина.

 

Владыка Ювеналий и Вячеслав Михайлович Клыков

26 декабря 1984 года был назначен архиепископом Курским и Белгородским. Объезжая Белгородские храмы, он не раз бывал в Прохоровке, видел как зарастают сорняками, жесточайшие места боев, теряется людская п амять. Владыка предложил построить храм. В ознаменование пятидесятилетия величайшей танковой битвы Второй мировой войны, на Прохоровском поле был воздвигнут мемориальный комплекс – монумент-звонница, ставшая живым образом третьего ратного поля России, после Куликова и Бородина. Автором монумента – звонницы стал народный художник, известный русский скульптор и общественный деятель, Вячеслав Михайлович Клыков.

Когда Владыка Ювеналий прибыл в Курск, он ни чего не знал об удивительном месте Коренной Пустыне. Руководством города, было решено восстановить Пустынь. На тот момент был закрыт монастырь, более 60 лет. Власти обратились к новому митрополиту, с требованием навести порядок.

1 5 июля 1989 года московская комиссия, по поручению президента Советского союза приехала в Курск. Осмотрев территорию Коренной Пустыни, передали территорию в руководство Епархии.

 

Служба Владыки в Знаменском монастыре

Одновременно, с восстановлением Курской Коренной Пустыни, Владыка занимался возвращением Знаменского собора, который в военные годы был превращен в большой кинотеатр. Влыдыка мог объединить простых людей. Собирая информацию, старые фотографии, митрополит приглашал архитекторов. Совместно с ними, решали все вопросы по восстановлению первоначального облика Знаменского собора и Коренной Пустыни.

По – мимо восстановления монастыря, участники попечительского совета, поставили перед собой еще одну задачу. Это возрождение Коренной ярмарки. Владыка дал свое благословление, так как понимал, что только при совместной работе светской власти православной церкви можно возродить Коренную Пустынь. С восстановлением Пустыни, преображалось не только местечко Свобода, но и весь Золотухинский район.

 

Владыка Ювеналий

Б лагодаря неустанным трудам архипастыря был воскрешён знаменитый крестный ход с иконой «Знамение» Курской – Коренной к месту ее чудесного явления в Коренной Пустыни; возвращен к жизни величественный Ильинский храм, где крестили святого Серафима Саровского; украшением Сеймского округа Курска стал храмовый комплекс, с Преображенской церковью на проспекте Кулакова.

Особую заботу проявлял митрополит о монастырях. Его трудами возрождено и восстановлено семь монашеских обителей: Знаменский – в Курске, Свято-Николаевский – в Рыльске, комплекс Белогорского Николаевского монастыря в селе Горналь Суджанского района и Рождества Пресвятой Богородицы – Коренная Пустынь, монастырь во имя преподобного Алексия, Человека Божьего – в Золотухине, в честь Казанской иконы Божьей Матери – в селе Большегнеушеве Рыльского района, Свято-Троицкий – в Курске.

В 1991 году была открыта Духовная семинария для подготовки священнослужителей. В 1994 г. – православная гимназия, затем был создан факультет теологии и религиоведение в Курском педагогическом университете. В программе курских школьников, впервые появился предмет «Основы православной культуры».

Под заботливой опекой митрополита находились также детские дома, больницы, колония для несовершеннолетних. По призыву архипастыря верующие люди ежегодно собирали для них много подарков.

 

ВладыкаЮвеналий

П остановлением губернатора Курской области от 31 мая 2004 года № 251 ему присвоено звание почётного гражданина Курской области. По достижении 75-летия подал прошение о почислении на покой в соответствии с уставом Русской православной церкви. 75 лет митрополиту Ювеналию исполнилось 29 апреля 2004 года, но близились торжества в честь 250-летия преподобного Серафима Саровского. 17 августа 2004 года, после того, когда праздники остались позади, прошение архиепископа Курского и Рыльского было рассмотрено и удовлетворено с выражением благодарности за понесённые долголетние архипастырские труды по возрождению Курской епархии, её приходской и монашеской жизни, и с освобождением от должности ректора Курской духовной семинарии. В том же году тайно принял великую схиму с именем Иувеналий в честь священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского, о чём сообщил 30 августа, на официальном прощании с паствой своей бывшей епархии.

 

Могила Владыки Ювеналия

В ладыка Ювеналий принял активное участие в организации и проведении летом 2004 года торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Это был самый масштабный праздник за всю тысячелетнюю историю Курска. Меньше чем через месяц, 13 января 2013 года после тяжёлой продолжительной болезни, Владыка Ювеналий ушел на покой. Похоронен в ограде Знаменского кафедрального мужского монастыря.

Заключение

Схимитрополит Ювеналий — почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель множества церковных и правительственных наград. Монашеское имя владыки переводится как «юный», а рукоположен в сан диакона он был в день памяти пророка Божия Илии, которого называют огненным. В его духовной жизни соединились эти два качества: юное, чистое горение в вере — таков он, наш народный архиерей.

Жизнь Владыки Ювеналия представляла собой неугасаемое горение духа. Любовь к Богу вдохновляла и укрепляла его на трудном жизненном пути. Он мужественно переносил невзгоды. Со смирением преодоленные трудности не ожесточили пастыря, напротив, сделали его человеком широкой души, с горячим, любящим сердцем.

Список использованной литературы

Елена Выборнова Курская правда Редакция "Правмира" 13 января, 2013 г.

Иеродиакон Софроний (Макрицкий) Старец Курской – Коренной Пустыни Иеросхимонах Иоанн (Бузов). – 1-е изд. – Москва, 2009 Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления). К.: Изд — во КГПУ, 1999. — 139 с.

Проблемы современного православного воспитания : доклады, выступления, размышления. — 2-е изд., расш. и доп. — Королёв (Моск. обл.) : Славяне, 2006 (Курск : Катран+). — 350 с.

Проблемы современного православного воспитания : доклады, выступления, размышления. — 3-е изд., доп. — Курск : Курский государственный университет, 2008. — 359 с. — (Стяжание Святаго духа). — 3000 экз. — ISBN 5-88313-608-4

Личная переписка схимитрополита Ювеналия (Тарасова), Воронеж (1975—1982 гг.). — Курск : Катран, 2009. — 351 с. : ил., портр., факс.; 22 см; ISBN 978-5-88313-609-1

АНО «Православие и Мир», [Электронный ресурс] 2003—2022 URL :https://www.pravmir.ru/sximitropolit-yuvenalij-prizvan-k-sluzheniyu-cerkvi/

Википедия Свободная библиотека [Электронный ресурс] URL :https://ru.wikipedia.org/wiki/Ювеналий_(Тарасов)

Древо открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс] URL :https://drevo-info.ru/articles/4360.html

Сайт ВКонтакте [Электронный ресурс] «Знаменского Мужского монастыря» URL :https://vk.com/album-122394746_249692598

Приложение

Награды

Церковные

орден прп. Сергия Радонежского 3-й степени (20 ноября 1979)

орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (19 ноября 1985 в связи с 10-летием служения в архиерейском сане)

орден прп. Серафима Саровского 1-й степени (24 сентября 2009)

Светские

орден “За заслуги перед Отечеством” IV степени (29 апреля 1999)

почётный гражданин Курска и Курской области

Труды

"Речь при наречении во епископа Воронежского и Липецкого 15 ноября 1975 г.", ЖМП, 1976, № 2, 6-7.

Просмотров работы: 33