Образ Алёнушки глазами ребёнка по страницам «Алёнушкиных сказок» Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ Алёнушки глазами ребёнка по страницам «Алёнушкиных сказок» Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка

Бессонова В.И. 1
1МАОУ "ЦО №7" им. Героя РФ Ю.С. Игитова
Бессонова А.П. 1
1МАОУ "ЦО №7" им. Героя РФ Ю.С. Игитова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

«Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь,

и поэтому она переживет все остальное»

Д. Н. Мамин–Сибиряк

В Свердловской области 2022 год объявлен годом Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. В октябре исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося уральского писателя. Для многих поколений детей Мамин-Сибиряк известен, прежде всего, как замечательный сказочник, всего им написано около 150 детских произведений.

Дмитрий Наркисович не раз говорил, что «ребенок - самый лучший читатель» [1]. Наиболее известными являются «Алёнушкины сказки» – книга из золотого фонда детской литературы. В этом году сборник-юбиляр отмечает 125 лет, в 1897 году «Алёнушкины сказки» вышли отдельным изданием и после этого не однократно переиздавались и переводились на многие языки. В сборник вошли сказки, которые писатель сочинял и рассказывал своей маленькой тяжело больной дочке Алёнушке. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни [1].

У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка [3]. Сказки Дмитрия Наркисовича развивают в детях сочувствие, милосердие, учат делать выбор между «правильно» и «неправильно», привить любовь к родному краю. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: «Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет просыпаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян». [4]

Актуальность работы «Образ Алёнушки глазами ребенка по страницам «Алёнушкиных сказок» Д.Н. Мамина-Сибиряка» определяется тем, что темы, которые писатель затрагивает в своих сказках актуальны и в наше время, образ ребёнка остается всегда чистым, добрым и искренним. Люди также продолжают ценить то место, где родились, где растут и живут.Проблема исследования заключается в рассмотрении писателем разных жизненных ситуаций, через действия главных героев, также Дмитрий Наркисович показывает дочке, что всегда нужно верить в чудеса и дает надежду на жизнь.

Объектом изучения – сборник сказок «Алёнушкины сказки».

Предметом исследования являются образ Алёнушки глазами ребёнка.

Цель работы: воспроизвести образ Алёнушки, через прочтение сборника «Алёнушкины сказки».

 Задачи:

познакомиться с содержанием книги «Алёнушкины сказки»;

на примере сказок из цикла «Алёнушкины сказки» определить черты характера главных героев;

посетить литературно-мемориальный музей в поселке Висим, узнать о детстве писателя;

нарисовать портрет Аленушки в технике скетчинг.

Гипотеза:  предположим, что главные герои «Алёнушкиных сказок» наделены основными качествами характера людей.

Методы исследования: работа с разными источниками информации, наблюдение, беседа, интервьюирование, сравнение, анализ.

Теоретическая значимость моего исследования заключается в рассмотрении характеристики главных героев сборника «Алёнушки сказки»

Практическая значимость данную работу можно использовать на уроках литературного чтения, литературы и родной литературы при изучении творчества Д. Н. Мамина – Сибиряка.

Основные источники информации: книги, детская энциклопедия, интернет, учебные мультфильмы, виртуальные и очная экскурсия в музей, беседы с учителем и родителями.

Глава 1. Сборник сказок «Алёнушкины сказки»

История создания сборника

Родился Дмитрий Мамин 6 ноября 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке, в сорока километрах от Нижнего Тагила, в семье священника заводской церкви. Семья была культурная. Книга была в ней не прихотью и не забавой, а предметом первой необходимости. В семье все любили природу Урала. [1,2]

Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Младшие ребята хорошо знают «Алёнушкины сказки. В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например, Комар Комарович – длинный нос, Мохнаты Миша – короткий хвост и другие. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, дети учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия.

«Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное» [4]. Так Дмитрий Наркисович отзывался о своей книге «Алёнушкины сказки», которую написал для своей маленькой дочери. По собственному признанию писателя, исключительную роль в его обращении к детям сыграло рождение дочери. Елена-Алёнушка родилась больным ребенком. Врачи говорили «не жилец». У ребенка было редкое и страшное заболевание, известное как «пляска Святого Витта» (в некоторых источниках указывается детский церебральный паралич). Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – «тетя Оля» вытащили Алёнушку с «того света». Пока дочка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли «отецкой дочерью» [6]. Мама Алёны – актриса Мария Морицовна Абрамова умерла при родах. Писатель позже напишет о проведенном времени с любимой, что это были «самые счастливые 15 месяцев его жизни» [11] (Приложение 1).

Днями и ночами он сидел около ее кроватки, рассказывая своей Алёнушке сказки и успокаивая ее нервные судороги. Девочка не могла заснуть, пока папа не расскажет сказку. Он создает несколько повестей и рассказов, где птицы и звери, наделенные человеческим характером, таили в себе Алёнушкины слабость и хрупкость, и боролись за жизнь, преодолевая немощь. Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 г. и первоначально не предназначались для опубликования. В последствии кому- то из друзей пришла в голову мысль издать их. Так появился цикл «Алёнушкины сказки».

Мамин-Сибиряк как-то сказал: «Эта крошка привела с собой всю мою детскую литературу». Дмитрий Наркисович горячо, почти болезннно, любил свою дочь и хотел создать для нее произведения, способные ввести девочку в поэтическую жизнь природы, в мир народа и его труда [12].

Елена росла болезненным ребенком, отставала в развитии от сверстниц, страдала нервными расстройствами, не могла сосредоточиться, а позднее была вынуждена учиться дома.

Дмитрий Наркисович очень много внимания уделял развитию девочки, маленькой сам делал игрушки, подросла – возил ее в музеи, учил рисовать. Он ведь и сам был хорошим художником. Много ей читал. Алёнушка рисовала, писала стихи, брала уроки музыки. Шли годы. У девушки обнаружились художественные способности. Она неплохо рисовала, писала стихи. Некоторые из них печатались в журналах.

Елена Дмитриевна умерла от воспаления легких 5 сентября 1914 года двадцати двух лет от роду, лишь на два года пережив отца.

Сказки печатались в журналах «Детское чтение», «Всходы» в 1894-1896 г.. Отдельным изданием «Аленушкины сказки» вышли в 1897 г. и после этого не однократно переиздавались (Приложение 2.1.).В сборник вошли произведения: «Присказка», «Сказка про храброго Зайца…», «Сказочка про Козявочку», «Сказка про Комара Комаровича…», «Ванькины именины», «Сказка про Воробья Воробеича…», «Сказка о том, как жила-была последняя Муха», «Сказочка про Воронушку…», «Умнее всех», «Сказка – притча о Молочке…», «Пора спать».

Отличительной чертой «Алёнушкиных сказок» является их лиричность, задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей слушательницы и читательницы – маленькой Алёнушки. Многие писатели считали, что эти сказки лучший образец творчества для маленьких, по многим сказкам сняты мультфильмы.

Вывод: «Алёнушкины сказки» обладают живительной силой, силой детства, родительской заботы и ласки, любви. Они были написаны отцом специально для своей любимой дочери. В этих сказках нет никакого злого умысла. Сказки красочные и интересные. Каждая сказка – это своеобразный урок, который показывает черты характера героев, пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Главные качества человека, показанные автором в сборнике «Алёнушкины сказки». Особенности сказок

Главные герои «Алёнушкиных сказок» - животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. В основе каждой сказки лежит реальная жизнь и герои. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Все они близки и знакомы детям – заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привлекательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Алёнушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, ванька-встанька, куклы). Прозвища главных героев умиляют взрослых и веселят детей: Комар Комарович - длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц - длинные уши и другие. Но сказки не были бы настоящими детскими, если бы эти обыкновенные герои не совершали необыкновенных поступков, если бы с ними не происходили занимательные происшествия. Все сказки поучительны, просты и доступны детям, они сочетают действительность и вымысел. Сказки этого цикла учат любить природу, учат наблюдательности, учат восхищаться красотой живого. Учат тому, что у каждого есть свой характер. Что глупость, жадность и хвастовство – плохие качества. А смелость, доброта, мужество, трудолюбие – хорошие. Они учит тому, что веселому человеку и живется весело, а жизнь нам дана на добрые дела. Героям этих сказок дети радуются, потому что с ними никогда не соскучишься.

Качества, которые развивают сказки Мамина - Сибиряка (по его собственному мнению): скромность, трудолюбие, чувство юмора, ответственность за общее дело, бескорыстная крепкая дружба [6]. Качества героев сказки подробно рассмотрены в Приложении 2.2.

Вывод: Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, Мамин – Сибиряк умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, правду и вымысел. Слушая эти сказки, дети учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия, ответственности за общее дело. Сказки написаны просто, а между тем производят сильное впечатление. Эти сказки стоят ближе к сказкам о животных и бытовым, нежели к волшебным. В них нет волшебных героев и приключений, а есть предметы самые простые: обыкновенные птицы, цветы, животные, насекомые, куклы и т.д.

Глава 2. Алёнушка глазами ребёнка

2.1. Образ Алёнушки через сказки

Когда мы с мамой читали «Алёнушкины сказки», я представляла, как выглядят герои. Если герои сказок животные менялись на протяжении истории, то образ Аленушки сразу же встал передо мной. Мне захотелось составить её портрет, по фразам, обращениям к ней писателя. Для этого мы выбрали фрагменты сказок и попытались их разобрать.

«Присказка» Присказка – короткое вступление перед сказкой. В ней автор, как правило, обращается к читателям или слушателям, привлекая их внимание и настраивая к прочтению книги [5]. В произведении Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки» присказка идет в начале сказок, обращена она к дочери Алёнушке, писателя. Я думаю, что писатель называет свою девочку Алёнушкой не только потому, что её сильно любит, но и потому что сам очень сильно любил и уважал своих родителей и его всегда в семье называли не Дмитрий/Дима, а только Митя.Имя Алёнушка или Алёна – русское имя, которое ассоциируется с алым или красным цветом, символизирующим молодость и красоту. Очень часто в сказках имя Алёна заменяется словосочетанием – «красна девица»,Алёнушкагероиня многих русских сказок. Алёнушка олицетворение терпеливости, доброты и скромности. Ее изобретательный ум помогает в решении проблем, возникающих на пути, а внутренняя красота отражается во внешности. Она охотно помогает окружающим и те, в свою очередь, отвечают ей добром.

«Ванькины именины». Один из главных героев Алёнушкин Башмачек – скромный, трусливый и справедливый. (Приложение 5)

В этой сказке писатель дает понять, что у главного героя есть болезнь, но он стойко и храбро справляется с ней (ложечка с лекарством). Я думаю, что автор не просто дал имя башмачку, а назвал его именно Алёнушкин Башмачок, так как он умеет любить, может помочь беззащитным. При этом мы знаем, что многие хорошие люди справедливы, умны, и очень часто их считают трусливыми, потому что они хорошо воспитаны и скромны. Возможно, Дмитрий Наркисович видел в Алёнушке человека с большим и добрым сердцем, который одновременно беззащитен перед болезнью и может любить и дарить эту любовь.

«Пора спать». Главная героиняАлёнушка – милая девочка, желающая стать царицей.Дмитрий Наркисович обращается к своей дочери - «Моя красавица». Я думаю, что последняя сказка посвящена Алёнушке не просто так, писатель в своих сказках показывает разные черты характера, направляет и дает оценку поступкам героев, видя в своей дочери только положительные черты: доброта, отзывчивость, верность, храбрость, трудолюбие, ответственность, вежливость. Через сказки у нее формируется отношение к окружающему миру и людям, которое направлено на позитивное и доброе. Детство – время сказок. В сказке все оживает, происходят чудеса, и что немаловажно – у истории, как правило, должен быть счастливый конец, именно поэтому сказка «Пора спать» заканчивает цикл «Алёнушкины сказки».

2.2. Детство Д.Н. Мамина – Сибиряка (посещение литературно-мемориального музея Д.Н.Мамина-Сибиряка в поселке Висим)

В зимние каникулы я с родителями посетила музея Д.Н.Мамина-Сибиряка в поселке Висим. Поселок находится у самой границы Европы и Азии. Дмитрий Наркисович в своих воспоминаниях писал, что из окон дома одновременно видно и Европу и Азию [17]. Именно здесь в 1852 году родился писатель. Его отец Наркис Мамин был потомственным священником. Детство будущего писателя было хоть и бедным, но счастливым. В семье его называли Митей. Мама писателя очень любила своего сына, именно родители научили мальчика любить книгу.

В поселке Висим до наших дней сохранился дом, построенный в 40-е гг. XIX века, в котором прошли детские и юношеские годы писателя. Деревянный дом на каменном фундаменте, под железной крышей. Свою работу музей начал в 1959 году с небольшой комнаты в библиотеке и была названа «Народным музеем» (были представлены книги писателя, фотографии и несколько картин). В 1979 году открылся литературно-мемориальный музей, а с 2002 г. после капитального ремонта открылась новая экспозиция. Мемориальная часть музея включает кухню, кабинет отца писателя, просторную гостиную и детскую комнату, которые занимали Дмитрий и его старший брат. Экскурсоводы обратили внимание, что все воссоздано по воспоминаниям Дмитрия Наркисовича. В доме показана обстановка, на стенах висят портреты родителей писателя Анны Семеновны и Наркиса Матвеевича, очень много различных документов, страниц личных дневников, письма, фотографии членов семьи и друзей. В каждой комнате сохранена обстановка и вещи того времени, больше всего мне запомнилась детская комната (сундук, детские сапожки, на столе книга по арифметике, на стенах как и в гостиной висят различные документы писателя). В отдельном небольшом помещении, через двор, работает экспозиция «Церковно-приходская школа» второй половины XIX века, это была поселковая начальная школа для детей рабочих. Здесь нам многое рассказали про обучение детей, правила поведения, как проходили уроки, перемены, в какие игры играли дети, чем обедали в школе. Также можно посмотреть учебники и книги того времени. В этой школе Мамин учился с 1860 по 1864 г. у него было много друзей «однокашников». Когда мальчику исполнилось 12 лет отец отвез его и старшего брата Николая в Екатеринбург и отдал в духовное училище. «С большой радостью вернулся Митя домой и в течение двух лет чувствовал себя совершенно счастливым: чтение чередовалось со скитаниями по горам, ночевкам в лесу и домах приисковых рабочих» (записано со слов экскурсовода) [17]

2.3. Образ Алёнушки, выполненный в технике скетчинг

Мне очень нравятся народные сказки, особенно про девушек. Алёнушка - героиня многих русских народных сказок. «Алёнушкины сказки» это авторская сказка. Алёнушка везде является примером доброты, терпеливости и скромности. Её ум помогает в решении проблем в русских народных сказках, а в авторской помогает фантазировать, представлять саму сказку. Она охотно помогает окружающим и те, в свою очередь, отвечают ей добром. Алёнушка - русская красавица, главная героиня сказки. У неё идеальная внешность: длинная коса, красивое лицо. Одета она в сарафан до пят – так выглядит героиня народной сказки. Я представляю Алёнушку из сказки Дмитрия Наркисовича с большими глазами, в которых отражается доброта. Она весела, понимает, что больна, но не дает болезни мешать жить, она подбадривает своего отца.

Творческую часть работы решила выполнить в технике скетчинг – это быстрый рисунок от руки. Обычно скетчами называют простые рисунки и наброски, которые создаются при помощи карандашей и легких отрывистых касаний бумаги [16]. Скетчинг – это не просто способ создать изображение на бумаге, это процесс, в котором многие иллюстраторы находят отдушину и расслабляются, а кто-то наоборот концентрируется, передают через набросок самое главное, особенно выделяют определенную деталь. В моем рисунке этой деталью стали глаза, именно они отражаютнастроение человека, черты его характера.

Заключение

Сборник «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка – одни из самых любимых детьми произведений автора, эти историй созданы для дочки. Они полюбились многим ребятам. «Алёнушкины сказки» рассказывают о жизни зверей, насекомых, игрушек. Присутствуют в этих сказках и люди. Герои разговаривают, шалят, празднуют, мечтают, ссорятся и мирятся, как и в обычной жизни. Произведения учат открытости, храбрости, смекалке, доброте, любви ко всему живому.

Сказки Мамина - Сибиряка читать интересно и познавательно, они воспитывают в детях справедливость и честность. Искренняя книга творит чудеса, - так часто говорил писатель. Мудрые слова, брошенные на благодатную почву, дадут всходы, ведь дети – наше с вами будущее [11].

Мне очень понравились эти интересные и веселые истории про разных животных. В этих сказках все они ведут себя как люди, у них есть свои недостатки, но много и достоинств, писатель точно подметил основные черты поведения разных животных. В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидели природу: леса, горы, моря, пустыни. Здесь сочетается правда и вымысел.

Для меня Алёнушка Д.Н.Мамина–Сибиряка скромная, добрая, улыбчивая и очень искренняя девочка, которая мечтает и верит только в хорошее. Для нее сказки это часть жизни, через которую она узнаёт мир. Цель работы достигнута, гипотеза подтвердилась.

Мне понравилась экскурсия и сама поездка в поселок Висим. Природа отличается: много хвойных деревьев и горы. В литературно-мемориальной комнате очень доброжелательные сотрудники, все показали, рассказали. Музей передает с точностью до мельчайших деталей образ жизни семьи писателя и его детство. В музеи нам рассказали о родителях Дмитрия. Его отец был священником и открыл рядом со своим домом церковно-приходскую школу, где сам был преподавателем. Здесь же учился маленький Митя. Было необычно побывать на уроке в старой школе. Посидеть за длинным столом на скамьях, на которых когда то сидели дети Висимо-шайтанского завода. В экспозиции музея представлена и история самого поселка Висим, его знаменитых «Трех отцов» - Хохлацкого, Туляцкого и Каржацкого. Так же есть литературная комната, где собраны многие произведения Дмитрия Наркисовича.

В будущем мы планируем посетить музей в городе Екатеринбург и нашем городе Нижняя Салда, город Ирбит, где также провел часть своей жизни писатель. Составить карту нашего путешествия, сравнить природу этих мест и нарисовать серию рисунков «Природа жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка».

Список используемых источников и литературы

Агарева Е. Ведь это счастье писать для детей // Дошкольное воспитание-2000-№1.

Гайворонская Т.А. Сказки вечерних сумерек// Читаем, учимся,играем.-2002-Вып.3

Дергачев И. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Личность. Тваорчество. – Свердловск, Средне-Уральское книжное издание, 1981, 336 стр. с иллюстрациями

Мамин- Сибиряк Д.Н.. Книжка с картинками - М.: Правда, 1958 г. с.2

Мамин- Сибиряк Д.Н..В воспоминаниях современников. – Свердловск, 1962

Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки.- М.:Детская литература, 2014.ст.2 (272 ст.)

Мамин-Сибиряк Д.Н. Рассказы и сказки. - М.: Детская литература, 1985.

Петрова В. Жизненные роли писателя //Пригородная газета-№45(5958)-6 ноября 2015.

Русская детская литература / Под ред. Ф.И. Сетина. - М.: Просвещение, 1972.

Русская детская литература / Под ред. Ф.И. Сетина. - М.: Просвещение, 1972.

Три века висимской истории.- Екатеринбург: Сократ, 2015.

Халяева О. Мамин-Сибиряк глазами современников//№206 - 6 ноября 2014.

Интернет-ресурсы

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ekaterinburg/museum/14665

https://museum-nt.ru/content/visit/museum/museum.php?ELEMENT_ID=156

hhttp://mamsib.ru/osnsved.html

ttps://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/sketching-15-sovetov/

Музей

Литературно-мемориальный Д.Н. Мамина-Сибиряка, Свердловская область, п. Висим, ул. Мамина-Сибиряка,9

Художественное изображение

Образ Алёнушки глазами ребёнка в технике скетчинг

Приложение

Приложение 1.

Фотографии Алёнушки в разном возрасте, фотографии с отцом

Мария Морицовна Абрамова, Д.Н. Мамин-Сибиряк с дочкой

мама Алёнушки Алёнушкой в младенчестве

Приложение 2.

Приложение 2.1.

Иллюстрации обложки для сборника «Алёнушкины сказки» разного времени издания

1941 год 1951 год

1956 год 1972 год

1975 год 1980 год

1989 год 1998 год

Приложение 2.2.

Каждый из персонажей сказок имеет своё лицо, свой характер.

Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Главные герои: Заяц хвастунишка. Заяц трусливый с детства. Он захотел изменить свою жизнь, и у него получилось.

Главная мысль: при любых начинаниях нужна вера в себя, но чтобы поверили окружающие - нужны поступки.

Сказка про козявочку

Главные герои: Козявочка - жизнерадостная, веселая мошка, которая верила, что мир создан для нее и несмотря на неприятности, любила жизнь.

Главная мысль: нужно радоваться жизни, несмотря ни на что. Будут встречаться на пути препятствия, опасности, но главное видеть хорошее в окружении.

Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост

Главные герои: 1) Комар Комарович - храбрый и настойчивый комар, достигающий своих целей, лидер 2) Мохнатый Миша, короткий хвост -большой и неуклюжий медведь, который не считается с мнением тех, кто меньше его. Но ему пришлось отступить, хотя было стыдно уступить комарам.

Главная мысль: даже с большим противником можно справится сообща.

Ванькины именины

Главный герои: 1) Именинник Ванька – сильный и красивый, 2) Башмачек – скромный, трусливый и справедливый, 3) Куклы Аня и Катя – любят спорить, хвастать и обсуждать других.

Главная мысль: обсуждения, чьих-то недостатков плохо, обидно и может привести в трагедии. Свое мнение, касаемо внешности и ума, нужно держать при себе. Правду никто не хочет услышать, проще обвинить самых слабых.

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Главные герои: 1) Ворей Воробьевич – ловкий и быстрый, обманщик и хитрец

2) Ерш Ершович – дружелюбный, любитель подшучивать 3) Трубочист Яша – рассудительный, добрый. Не разозлился, когда его оставили без обеда.

Главная мысль: сказка о дружбе, то, что любая мелочь, любой спор дружбу может расстроить, не стоит это того. И про справедливость, ведь поделись они пополам, и спора бы не было.

Сказка о том, как жила-была последняя муха

Главные герои: Муха – жизнерадостная вначале, и недовольная всем в конце.

Главная мысль: муха думала, все что ни делается – только для нее, но постепенно поняла, что это не так, да и самой ей поднадоели наглые соседки. Пожелала остаться одной мухой, а когда осталась – поняла, что это очень плохо. Сказка учит, что эгоизм невыход. Но также она учит, что никто не меняется, ведь только настало лето и мухи возьмутся за свое.

Сказочка про Воронушку - чёрную головушку

Главные герои: 1) Воронушка – сильная, храбрая, обиженная на всех птица,

2) Синичка – наивная и глупая домашняя птичка, сбежавшая на волю.

Главная мысль: свобода – главное, что есть в жизни, как бы не было холодно и голодно синичке на воле, она не хотела возвращаться в неволю. Ворона не понимала как можно любить людей, потому что о ней никто никогда не заботился.

Умнее всех. Сказка

Главные герои: 1) Индюк – гордый, самовлюбленный, и глуповатый. 2) Индюшкая – глупая, но поддерживающая во всем мужа. 3) Петух – глупый задира и храбрец. 4) Еж – хитрый и умный.

Главная мысль: не важно считаешь ли ты себя умным – ведь другие видят, если ты глупый. Но несмотря на то, что Индюка умным не считали, но заступились за него перед Ежом. Конфликты нужно решать мирным путем, даже путем самоиронии.

Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке

Главные герои: 1) Молоко – вспыльчивое, обидчивое, любит поспорить.

2) Каша - ворчливая, сердитая, как бабка. К тому же любит спорить.

3) Котишка Мурка – вечно голодный, ленивый и хитрый кот.

Главная мысль: бессмысленно спорить из-за пустяков. Лучше жить в мире и согласии, ну и котов кормить надо вовремя.

Пора спать

Главные герои: Алёнушка – милая девочка, желающая стать царицей.

Главная мысль: все хотят быть кем-то или где-то, где лучше. Но нет ничего лучше родного дома. И чтобы стать царицей нужно просто это представить, ведь каждая женщина красавица.

Приложение 5 и 6 относится к анализу сказок, для создания образа Алёнушки.

Приложение 4.

На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать… Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой.

Но один глазок у Алёнушки уже спит… Спи, Алёнушка, спи, красавица.

Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег…

Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера – отец и дочка.

Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Баю-баю-баю…

Один глазок у Алёнушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое — слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились жёлтыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки.

Один глазок у Алёнушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое — слушает.

Баю-баю-баю…

Приложение 5.

«Ванькины именины». В сказке показано, как мальчик Ваня устроил торжество в честь собственных именин со всеми своими игрушками. Весёлая игра и поздравления продолжались недолго. Один из главных героев Алёнушкин Башмачек – скромный, трусливый и справедливый. Последними пришли Аленушкин Башмачок и Аленушкина Метелочка. Посмотрели они – все места заняты, а Метелочка сказала:

– Ничего, я и в уголке постою…

А Башмачок ничего не сказал и молча залез под диван. Это был очень почтенный Башмачок, хотя и стоптанный. Его немного смущала только дырочка, которая была на самом носике. Ну, да ничего, под диваном никто не заметит.

– Я здесь… – прозвенела тонким голоском серебряная Ложечка, которой Аленушка ела свою кашку.

Она лежала до сих пор спокойно на столе, а когда доктор заговорил об языке, не утерпела и соскочила. Ведь доктор всегда при ее помощи осматривает у Аленушки язычок…

Ложечка звенела… Даже Аленушкин Башмачок не утерпел, вылез из-под дивана и шепнул Метелочке:

– Я вас очень люблю, Метелочка…

Метелочка сладко закрыла глазки и только вздохнула. Она любила, чтобы ее любили.

Позвольте, как всё это случилось? Очень трудно рассказать всё по порядку, потому что из участников происшествия помнил всё дело только один Аленушкин Башмачок. Он был благоразумен и вовремя успел спрятаться под диван.

От свалки ушел один Башмачок, вовремя успевший спрятаться под диван. Он со страху даже глаза закрыл, а в это время за него спрятался Зайчик, тоже искавший спасения в бегстве.

3. «Пора спать». Аленушка не могла уснуть, сказала, что хочет быть Царицей. Цветы начали спорить, и говорить кто из них царица. В кого хочет превратиться Аленушка. Каждый цветок рассказал о своей родине, да так, что Аленушка захотела увидеть это все. Божья коровка посадила ее на спинку и вместе они облетели весь мир. Но Алена захотела домой и вернулась. Встретил ее старик, делавший елку с кормом для птиц. Старик сказал Аленушке, узнав что она хочет быть царицей, что любая царица женщина и любая женщина царица, и отправил ее домой.

Приложение 6.

Интересные факты из биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка

Родился в семье священника, причём отец желал, чтобы сын последовал его примеру и посвятил свою жизнь религии, но этому не суждено было сбыться.

Настоящая фамилия Мамина-Сибиряка – просто Мамин.

Начальное образование Мамин-Сибиряк получил дома, а затем учился в духовной гимназии и семинарии.

Обучение в университете он так и не смог закончить из-за финансовых трудностей и проблем со здоровьем. Учился он на врача. Также он успел поучиться на факультетах естествознания и юриспруденции.

Своё обучение в духовной семинарии позднее Мамин-Сибиряк называл самым бесполезным периодом своей жизни. Однако, именно тогда он написал свои первые рассказы.

Будучи студентом в университете Санкт-Петербурга, после учёбы Мамин-Сибиряк занимался репетиторством, чтобы заработать немного денег.

Литературным трудом он начал зарабатывать рано, так как отец его скончался, и на его плечи легло содержание всей семьи.

Одним из самых знаменитых произведений Мамина-Сибиряка является «От Урала до Москвы» В основу книги легли его впечатления от путешествия по Уральским горам и их.

Первым его псевдонимом было просто «Сибиряк».

Больше всего времени своей жизни Мамин-Сибиряк посвятил роману «Приваловские миллионы». Он работал над ним на протяжении почти десятка лет.

Писатель был женат дважды.

Одним из необычных его увлечений было коллекционирование забавных и необычных фамилий.

Сборник «Алёнушкины сказки» состоит из, собственно, сказок, которые Мамин-Сибиряк придумывал и рассказывал своей дочери Алёне.

О творчестве Мамина-Сибиряка высоко отзывался А. П. Чехов, который был с ним весьма дружен.

Будучи уроженцем Урала, после второй своей свадьбы Мамин-Сибиряк навсегда перебрался в Петербург.

Причиной смерти Мамина-Сибиряка послужила та же болезнь, что некогда прервала его обучение в университете туберкулёз. Тогда его ещё не умели лечить так, как это делают сейчас.

С 2002 году существует литературная премия имени Мамина-Сибиряка, которая вручается авторам за художественные произведения об Урале.

Приложение 7.

Поездка в поселок Висим, посещение литературно-мемориального музея

Д.Н. Мамина-Сибиряка

(фото экскурсия «С первого до последнего кадра. Все самое интересное»)

Просмотров работы: 150