"Не геройствовала, а жила..." Военные страницы жизни моей прабабушки Евдокии Ивановны Шленовой

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Не геройствовала, а жила..." Военные страницы жизни моей прабабушки Евдокии Ивановны Шленовой

Стальмак В.С. 1
1ГБОУ "СПБ ГДТЮ", ГБОУ СОШ №53 Приморского района Санкт-Петербурга
Стальмак Е.П. 1Гусева Т.Ю. 2
1Государственное бюджетное нетиповой образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», клуб «Петрополь»
2Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53 Приморского района Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Однажды мы с классом побывали на экскурсии в особняке Румянцева (Музей истории Санкт-Петербурга). Тема Великой Отечественной войны и героической блокады Ленинграда очень меня заинтересовала. А как члены моей семьи пережили трудные дни блокады? В поисках ответа на этот вопрос я обратился к бабушке Галине Константиновне Стальмак (Шлёновой). Я узнал, что моя прабабушка Евдокия Ивановна Шлёнова прожила всю блокаду в осажденном Ленинграде. Чем она занималась? Какой вклад внесла в оборону Ленинграда? Отвечая на эти вопросы, я читал книги и статьи, разбирал наш семейный архив. В работе мне помогала мама, она приносила мне копии архивных документов, которые мы вместе изучали. Также она помогала мне с оформлением работы.

Гипотеза моей работы в том, что каждый рядовой житель Ленинграда внес большой вклад в дело обороны родного города и история каждого представляет ценность для исторической науки и заслуживает памяти потомков.

Проблема исследования заключается в том, что отсутствуют исследования, посвященные судьбе Е.И. Шлёновой, Трамвайному парку №5 им. М.И. Калинина и МПВО Выборгского района в годы Великой Отечественной войны, а это – темы важные для изучения, ведь это – повседневная история Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и блокады.

Актуальность исследования в том, что в 2024 году наш город будет отмечать 80-летие полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады. Сохранение памяти о героях, всю блокаду проработавших в осажденном городе – это вклад в изучение истории Великой Отечественной войны. Работа также актуальна тем, что судьбы наших предков, переживших войну и блокаду, могут стать для нас примером мужества, верности, ответственности и любви к Родине, что в наше непростое время очень важно.

Новизна исследованияв том, что япривлек к работе архивные документы и источники личного происхождения, которые также могут оказаться полезными и другим исследователям.

Цель работы - анализ военных страниц жизни моей прабабушки Евдокии Ивановны Шлёновой.

Задачи работы:

Установить места работы Евдокии Ивановны в годы войны 1941 – 1945 и рассказать о подробностях ее жизни в осажденном городе.

Установить ленинградские адреса моей прабабушки.

Создать нисходящее родословное древо нашей семьи.

Работу над темой я начал с того, что собрал и проанализировал документы семейного архива Стальмак. Так в моем распоряжении оказались свидетельства о рождении, браке и смерти прабабушки, ее наградные документы, трудовая книжка и удостоверения к медалям, архивные справки, которые она заказывала при жизни. Благодаря этим документам я составил общее представление об основных этапах жизни моей прабабушки. 

Затем я обратился в библиотеку Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Там я познакомился с книгами об истории ленинградского трамвая в годы войны. Чтобы узнать подробности о службе моей прабабушки в рядах МПВО Выборгского района я читал книги и статьи по истории ленинградской МПВО.

Однако книги не дали мне ответа на все вопросы, возникшие в ходе исследования. И тогда мы с мамой обратились к документам, которые она копировала для меня в архивах Санкт-Петербурга. Восстановить подробности о работе Трамвайного парка им. Калинина и МПВО Выборгского района я смог на основе документов Центрального Государственного архива Санкт-Петербурга. Об истории Выборгского Дворца культуры в годы войны (где стоял батальон МПВО, в котором служила моя прабабушка) я узнал по документам из Центрального государственного архива литературы и искусства. Большой ценностью для меня оказались документы о вступлении прабабушки в партию, которые хранятся в Центральном Государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга.

В ходе работы я много путешествовал. В августе 2022 мы с мамой посетили село Романово и деревню Никулино Старицкого района Тверской области, где прошли детские и юношеские годы моей прабабушки. Мы нашли и сфотографировали ее ленинградские адреса - общежитие трамвайного парка им. Калинина и Выборгский Дворец культуры. Мы посетили Музей Городского электрического транспорта, познакомились с тем, на каких трамваях работала прабабушка и с рабочим местом кондуктора и вагоновожатого. Мы посетили Музей обороны и блокады Ленинграда, а также экспозицию, посвященную блокаде Ленинграда в особняке Румянцева (Музей истории Санкт-Петербурга). 

Моя работа состоит из введения, заключения и трех глав. В первой я кратко рассказываю о довоенном периоде жизни моей прабабушки. Вторая посвящена ее работе в Трамвайном парке им. М.И. Калинина. В третьей я говорю о ее службе в МПВО Выборгского района Ленинграда. В заключении я кратко рассказываю о том, как сложилась жизнь моей прабабушки после войны.

Глава 1. Довоенный период

Моя прабабушка Евдокия Ивановна Шленова родилась 19 февраля 1917 года в селе Никулино Зубцовского уезда Тверской губернии. Эта дата указана в Свидетельстве о рождении (см. Приложение 7) [24]. Рассматривая документы, я обратил внимание на то, что дата ее рождения в разных документах указана по-разному. Так, в “Свидетельстве о перемене фамилии, имени и отчества” (см. Приложение 8) указано 2 февраля 1917 года [21]. Где же правильно? Дело в том, что в 1917 году рождение ребенка отмечалось в метрической книге церкви. Мою прабабушку крестили в храме Рождества Святого Иоанна Предтечи села Романова. В ее Свидетельстве о рождении написано, что запись о ее появлении на свет встречается в книге регистрации актов о рождении - запись №3 от 20 февраля 1917 [24]. Мы с мамой искали метрические книги храма Рождества Иоанна Предтечи в Государственном архиве Тверской области, однако пока найти их не удалось, поэтому однозначного ответа пока нет.

При рождении моя прабабушка носила фамилию Жукова [21]. Но ее отец, Иван Федорович Жуков, вернувшись домой с Первой мировой войны, решил поменять фамилию на Шленов, так как служил на юго-западе Польши, в области Шленск. Соответственно, его жена и дети также поменяли фамилию.

Отцом моей прабабушки был Иван Федорович Шленов [24]. Он был крестьянином-середняком и хорошим каменщиком, поэтому часто уезжал на заработки в Петроград. Мать моей прабабушки - Елена Михайловна Шленова (в девичестве Груздева) была крестьянкой (см. Приложение 1). У Шленовых было 6 детей, из которых только четверо дожили до сознательного возраста: Михаил (1912 г.р.) [22], Евдокия (1917 г.р.), Надежда (1923 г.р.) [25], Вера (1924 г.р.) [20], два мальчика, которых звали Александрами, умерли во младенчестве (См. Приложение 2).

Летом 2022 года мы с семьей отправились в село Романово и деревню Никулино. Храм, где крестили Е.И. Шленову, по-прежнему стоит, но не действует (См. Приложение 15). Деревня Никулино в настоящий момент является заброшенной (См. Приложение 12).

После окончания школы Евдокия Ивановна сначала осталась работать в колхозе «Сельмаш» в родной деревне [44, л.1]. А в 1937 году она приняла решение переехать в Ленинград. 22 апреля 1937 года она устроилась в Трамвайный парк им. М.И. Калинина Трамвайно-Троллейбусного управления Ленсовета на должность кондуктора [36] (См. Приложение 9). 

В конце 1930-х годов трамвай был основным видом городского транспорта и трамвайное движение активно развивалось: в 1939 году в Ленинграде насчитывалось 42 трамвайных маршрута, 4 троллейбусных и 29 автобусных [18, с. 176]. Трамвайный парк №5, где работала моя прабабушка, в 1930-е годы переживал подъем. В красном уголке парка работал клуб “Профинтерн”, шли спектакли. Выпускалась многотиражная газета “Красный трамвайщик” [35, с.268]. Располагался парк, как и сейчас, по адресу Сердобольская улица, дом 2Г [4, с.483]. 

По словам моей бабушки, Галины Константиновны Стальмак, прабабушка в детстве часто показывала ей дом, где до войны располагалось общежитие Трамвайного парка №5 им. Калинина , рассказывала, что по утрам ее будили трамвайные звонки, ведь выезд трамваев из парка располагался прямо под окнами. Но точно ли там жила моя прабабушка? И в какой квартире? Мы нашли документ, подтверждающий ее адрес - “Список квартиросъёмщиков, имеющих задолженность на 1-ое января 1939 года» [12, л.92]. По адресу Сердобольская, 2Г в этом списке значится Е.И. Шленова. Она проживала в комнате 3-3 (См. Приложение 13). Итак, к началу Великой Отечественной войны моя прабабушка жила в общежитии Трамвайного парка №5 имени Калинина и работала кондуктором. Но привычную жизнь изменила война.

Глава 2. Работа Е.И. Шленовой в Трамвайном парке №5: 1941 – 1942

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие сотрудники трамвайного парка ушли на фронт. Выборгский район Ленинграда летом 1941 года постепенно превращался в район города-фронта: жители района строили бомбоубежища и газоубежища, рыли земляные щели-укрытия.

Летом 1941 года моя прабабушка была отправлена на месяц на работы по строительству Лужского оборонительного рубежа. Мне стало интересно, что такое Лужский рубеж, и я прочел статью М.И. Фролова. Из нее я узнал, что с 27 июня 1941 г. Ленгорисполком решил привлекать жителей города к трудовой повинности, чтобы построить несколько линий укреплений на подступах к Ленинграду. Работы велись в июле-августе 1941 г., и в них участвовало около 500 тыс. человек. Работы шли днем и ночью: ленинградцы рыли глубокие рвы, окопы, строили землянки, устраивали лесные завалы, строили долговременные огневые точки, устанавливали противотанковые надолбы и проволочные заграждения. Лужский оборонительный рубеж протянулся на расстояние 250 километров от Нарвского залива до озера Ильмень и надолго задержал фашистские войска. На Лужском рубеже руками ленинградцев было построено 517 противотанковых препятствий и 826 огневых сооружений [42].

Евдокия Ивановна вспоминала, что во время строительных работ частыми были налеты фашистской авиации, и тогда те, кто строили рубеж, сами прятались в только что отрытых окопах. Самолеты спускались настолько низко, что можно было разглядеть лицо фашистского летчика. Вспоминала прабабушка и то, что иногда фашисты сбрасывали с самолетов листовки, агитировавшие бросать лопаты и сдаваться. Когда закончились работы, прабабушка с товарищами возвращалась в Ленинград пешком, никакой транспорт в город уже не ходил.

Враг неустанно приближался к городу, и с 9 сентября 1941 года начались обстрелы. В годы войны все трамвайные парки подвергались массированным артобстрелам и бомбардировкам с воздуха. Однако обстрелы в Лесном, где находился (и сейчас находится) трамвайный парк им. М.И. Калинина, были значительно меньше. Об этом вспоминал В.О. Кобак: “В довоенные годы считалось, что район Лесного ограничивался с юга парком Лесотехнической академии. До 1-го Муринского был Лесной, а после него - город. В период блокады это деление укрепилось. Город подвергался артиллерийским обстрелам, Лесной нет. Лесной иногда бомбили, но обстрелов, слава богу, у нас не было. Граница проходила где-то в районе Литовской улицы. Мы полагали, что снаряды до Лесного просто не долетали, поскольку немецкие пушки стреляли по городу с юга.” [6, с. 76].

Евдокия Ивановна Шленова, вернувшись в город, продолжила работать кондуктором трамвая. Побывав на экскурсии Музее Городского электрического транспорта, я узнал, что в обязанности кондуктора входило объявлять остановки, следить за порядком, за безопасностью входа-выхода пассажиров. Кондуктор давал сигнал вагоновожатому, что можно трогаться, в случае аварии мог сорвать стоп-кран и остановить трамвай самостоятельно. Но главной обязанностью кондуктора было принимать оплату за проезд. Трамвай был самым доступным видом транспорта, ведь проезд в нем стоил всего 15 копеек. Работа общественного транспорта в городе начиналась в 5-6 часов утра и заканчивалась в час-два ночи [18, с. 176]. Место кондуктора в салоне трамвая было фиксированным (См. Приложение 14). В трамвае-американке (ЛМ - ЛП-33), который работал в Ленинграде в блокаду, оно размещалось в центре салона. Вагоны имели большую вместимость: 129 человек в моторном и 154 в прицепном, в каждом вагоне – три ширмовые двери и сзади площадка для пассажиров с багажом [5, с.65]. В годы войны в городе также ходили трамваи с вагонами типа МС – ПС вместимостью 101 пассажир (МС) и 118 пассажиров (ПС). Кабину такого трамвая я увидел в экспозиции Музея обороны и блокады Ленинграда (СМ. Приложение 19). Входя в трамвай, пассажиры должны были подойти к кондуктору и купить билет. Стоимость билетов различалась в зависимости от дальности проезда (город делился на зоны). Интересно также, что билеты имели разные цвета. Как нам известно из отчетов Трамвайного парка имени Калинина, у кондукторов был план выполнения выручки, и обычно кондукторы парка его перевыполняли.

Работа кондуктора была очень тяжелой. Зимой в трамваях не было отопления, поэтому кондукторы вынуждены были греться “языками” - так называли металлические детали, которые предварительно нагревали на печке и брали с собой из трамвайного парка, складывая под сидение.

Еще в довоенном Отчете о работе парка мы нашли такую информацию: “Территориальное расположение парка далеко от центра города представляет собой значительный тормоз к набору рабочей силы при отсутствии достаточного количества общежитий… не менее важную роль в укомплектовании бригад играет снабжение спецодеждой” [12, л.21]. Мне стало интересно, какую спецодежду носили кондукторы в пред- и военное время? В ЦГА СПБ мы нашли Журнал выдачи спецодежды. Одежда кондукторов и вагоновожатых записана в единый список, поэтому не всегда понятно, что носил представитель каждой из профессий: фуражка форменная, шапка-кубанка, пальто-шинель на вате форменное, куртка суконная форменная, брюки суконные форменные, валенки, калоши к валенкам, ватные брюки, рукавицы кожаные, варежки шерстяные, перчатки теплые [12, л.119]. К сожалению, мне не удалось найти фотографию ленинградского кондуктора 1939-1941 годов, но по послевоенным снимкам, а также фотографиям из других городов, можно предположить, что кондукторы носили осенью фуражку и куртку, зимой - пальто-шинель, валенки с калошами и перчатки. У кондуктора был жетон.

По данным Трудовой книжки Е.И. Шленовой, она работала кондуктором до 22 ноября 1941 года [36]. Но в анкете, которую моя прабабушка заполняла при вступлении в партию в 1945 году, она пишет, что стала работать вагоновожатой уже с августа 1941 [44, л.1]. Как решить, какая из дат правильная? Для того, чтобы стать вагоновожатым, нужно учиться. Возможно, с августа по ноябрь моя прабабушка проходила обучение, а с ноября 1941 года стала водить трамваи уже самостоятельно.

Работа трамвая самой страшной поздней блокадной осенью была опасной. С разными трудностями сталкивались ленинградские кондукторы и вагоновожатые: трамваи часто попадали под обстрел, потому что фашистские летчики старались прицельно обстреливать остановки, ведь там собиралось много людей; приходилось эвакуировать пассажиров, если в пути заставал сигнал воздушной тревоги, иногда - ждать пока устранят последствия авиационных налетов, и трамвай снова сможет пойти по улицам.

Однако работать вагоновожатой моей прабабушке пришлось недолго. Из-за нехватки электроэнергии в городе с 8 декабря 1941 года трамваи встали [18, с.176]. М.Х. Сорока описал это так: «Вожатые оставляли свои вагоны… Наверное, это было похоже на то, как бойцы, заплатившие ценой гибели своих товарищей за рубеж, который не уступали врагу, вынуждены были отступить, чтобы, собравшись с силами, снова ринуться в атаку и вернуть его». [28, с. 40].

Чем же занимались сотрудники трамвайных парков первой блокадной зимой? Восстанавливали подвижной состав. Много трамвайных вагонов было повреждено или разрушено, но благодаря самоотверженной работе трамвайщиков они были отремонтированы прямо в депо трамвайных парков. На ремонтных работал трудились все сотрудники парка, вне зависимости от их специализации. Всего за годы блокады в Ленинграде было уничтожено 153 вагона, 1065 повреждено, было разрушено 13% трамвайных путей [15, с.621. Также сотрудники парков следили за состоянием рельсов, восстанавливали повреждения контактной линии, чистили стрелки ото льда, ремонтировали трамвайные подстанции. Во многих парках были созданы команды МПВО (местной противовоздушной обороны). Трамвайщики Ленинграда жили жизнью города: так же, как все, голодали (рабочий паёк был всего 250 граммов хлеба в день), переживали лютый холод и хоронили своих товарищей.

26 февраля 1942 года Городской Совет депутатов трудящихся принял решение открыть круглосуточное движение 50 грузовых трамваев для очистки города от снега и нечистот [28, с. 48]. Это было делом государственной важности, ведь из-за большого количества незахороненных людей, мусора, отходов в городе могла начаться эпидемия! Для того, чтобы первый трамвай пошел, нужно было очистить много километров трамвайных путей. В то же время монтеры подвешивали контактную сеть, путейцы укладывали рельсы. 8 марта 1942 года по Загородному проспекту пошел первый грузовой трамвай. Трамвайщики города вновь приступили к доставке военных грузов, продовольствия, вывозу снега и мусора.

23 марта 1942 года Евдокия Ивановна Шленова уходит из Трамвайного парка №5 [36], так как ее призвали в ряды Местной противовоздушной обороны.

Глава 3. Е.И. Шленова в рядах МПВО: 1942 – 1945.

Посещая музеи наши города, читая документы Е.И. Шленовой, я часто встречал слово МПВО. Что же оно обозначает? «Местная противовоздушная оборона (МПВО), - пишет «Советский Энциклопедический словарь», - система мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздушного нападения» [27, с.794]. Какова была основная цель МПВО? Ответ на этот вопрос дал начальник МПВО военных лет генерал-майор Е.С. Лагуткин: «Наши обязанности – ликвидация последствий воздушных налетов и артобстрелов; первая помощь населению, обезвреживание неразорвавшихся бомб, обеспечение нормальной жизнедеятельности города» [3, с.10]

В каждом районе Ленинграда были свои подразделения МПВО. Нам удалось познакомиться с отчетами о работе МПВО Выборгского района, где служила Е.И. Шлёнова. Из-за больших потерь личного состава зимой 1941 – 1942 годов, связанных с постоянными обстрелами города и смертью от голода, весной был объявлен призыв, и 23 марта 1942 года Е.И. Шленова стала бойцом медсанроты МПВО [36]. Бойцы медсанслужбы МПВО работали в пунктах медпомощи при больницах, поликлиниках, заводах, на обмывочных пунктах в банях, доставляли пострадавших в стационары. Главной же задачей медсанслужбы МПВО было оказание помощи пострадавшим от фугасно-авиационных бомб и при артобстрелах, госпитализация тяжело раненых, а также оказание помощи дистрофикам на улицах города. О трудной работе бойцов медсанроты МПВО вспоминала ефрейтор М. Алексеенко (она тоже служила в Выборгском районе): «По команде «На выезд!» мы спешили к еще дымящимся разбомбленным домам и заводам – «Красному выборжцу», им. Я.М. Свердлова, ГОМЗу, чтобы после бомбежки разбирать завалы. Разбирали нагромождения взорванных стен, перекрученных железных балок, вдребезги разбитого паркета, окон, сантехнической арматуры и мебели – оттуда слышались стоны раненых, гибнущих, крики заживо замурованных людей. Когда с Ленинградского фронта прибывали раненые, мы – бойцы медсанчасти – разгружали их из эшелонов» [2, с.60]. Эти воспоминания очень похожи на воспоминания моей прабабушки. Она рассказывала дочери, как однажды во время разгрузки раненых, она уронила носилки с безногим солдатом, села рядом и заплакала, а он стал ее утешать. Самое страшное, по воспоминаниям моей прабабушки, было бежать по сигналу воздушной тревоги в очаг поражения. Люди бежали от опасности, прятались в бомбоубежищах, а бойцы МПВО, наоборот, бежали прямо в пекло, ведь надо было спасать людей.

Отдельная тяжелая страница работы медсанрот МПВО – захоронение умерших ленинградцев. Заледенелые трупы собирали на улицах и в домах, на лестницах, чердаках и подвалах жилых домов. Их складывали в кузов грузовика и отвозили на Пискаревское и другие кладбища города.

Где же жила моя прабабушка во время службы в МПВО? Она часто рассказывала свой дочери, что ее батальон размещался на последнем этаже Выборгского Дворца культуры (См. Приложение 15). Для того, чтобы подтвердить эти воспоминания мы с мамой обратились к документам Выборгского ДК и узнали, что 10 сентября 1942 года директор Выборгского ДК Ананий Абрамович Шахматов обратился к секретарю Выборгского райкома: «Для обеспечения необходимой рабочей ремонтной силой, всесторонней охраны объекта, для более целесообразного расходования топлива мы предоставляем 20-му батальону МПВО 4 и 5 этажи Дома культуры и деревянный флигель в саду для столовой, также предоставляем им банно-прачечный флигель» [17]. На других этажах дома культуры работали библиотека, агитационный пункт, кинотеатр и театральный зал.

Быт бойцов был налажен хорошо. Питание было организовано в столовой, еду готовил Районный трест столовых [16, л.26]. Мыться бойцов водили в Сампсониевские бани. Все бойцы МПВО получали заработную плату: “Для рядового и младшего нач. состава, включая мед. сестер, начальников штабов кварталов и их помощников устанавливается штатно-должностной оклад 250 руб. в месяц и дотация на питание до 5 руб. в сутки на каждого” [8, д.4, л.28].

Утро в 20 батальоне начиналось с наведения идеального порядка, ведь в МПВО проходили постоянные смотры. Затем шла политинформация и читка газет. Помимо основных обязанностей, о которых я уже упоминал, бойцы постоянные учились: «в батальонах проводились… практические занятия на местности по управлению подразделением в очагах поражения», использованию техники и оснащения [10, л.7]. Была и большая просветительская работа. Бойцы рисовали ротные стенгазеты. Мы узнали, что Е.И. Шленова была «членом редколлегии ротной стенгазеты» [44, л.1об.]. За 1943 год бойцы МПВО Выборгского района создали 135 номеров стенгазет и 2000 боевых листков! [10, л.32]

В МПВО Выборгского района активно работала самодеятельность – были кружки хорового пения, струнный оркестр, свои танцоры, рассказчики и декламаторы. Прабабушка рассказывала, что в годы войны они часто посещали спектакли и музыкальные выступления, ведь в Выборгском ДК гастролировали лучшие театры Ленинграда и Москвы, выступали оркестры, например, знаменитый коллектив Леонида Утесова, постоянными были и киносеансы.

Евдокия Ивановна часто рассказывала в семье историю о том, как однажды она тайком, в нарушение дисциплины, отправилась на танцы на нижние этажи Выборгского ДК. Ее подруги-сослуживцы, желая подшутить над ней, положили ей в кровать скелет, который нашли там же, в ДК, в просветительском кабинете. И вот поздно вечером Евдокия, вернувшись с танцев, собиралась лечь спать, как вдруг нащупала в своей кровати что-то холодное. Оглянулась и увидела скелет. Она кричала так, что по тревоге подняли весь батальон. И, конечно, получила наряд вне очереди.

Сохранились в памяти нашей семьи и другие, невеселые истории. Евдокия Ивановна вспоминала, как однажды на проспект Энгельса прямо на трамвайные пути упал сбитый фашистский самолет. С горечью рассказывала, как однажды фашистские самолеты обстреляли пассажирский трамвай. Когда бойцы медсанроты приехали в очаг поражения, они были поражены: все пассажиры трамвая сидели на своих местах и выглядели, как живые, но были насквозь прошиты пулеметной очередью.

2 июля 1943 года решением Военного Совета Ленинградского фронта все формирования частей МПВО Ленинграда, в том числе и Выборгского района, были переданы в ряды Красной Армии войск НКВД. 20 батальон МПВО Выборгского района, где служила моя прабабушка, был переведен в РККА 15 июля 1943 года [46] и стал именоваться 356 отдельным городским батальоном МПВО.

Тогда же, в 1943 году, моя прабабушка была награждена своей первой медалью «За оборону Ленинграда», ей награждали лиц, принимавших непосредственное участие в защите города. Евдокия Ивановна Шленова была награждена медалью «За оборону Ленинграда» 6 декабря 1943 года [30]. Эту медаль мы видим на фотографии 1944 года (См. Приложение 5).

В 1944 году перед батальонами МПВО встали новые задачи: Ленинград необходимо было возрождать. Бойцы МПВО разбирали разрушенные дома, восстанавливали дороги, мосты, жилые и общественные здания. Активное участие в этих работах принимала и моя прабабушка. В нашем семейном архиве хранится Удостоверение №189 ветерана Краснознаменной МПВО Ленинграда, в котором есть такие строки «и за участие в восстановлении коммунального хозяйства города» [37].

Каким же командиром была Евдокия Ивановна? Какие человеческие качества ее отличали? Чтобы ответить на эти вопросы – обратимся к характеристикам, которые ей дали сослуживцы при ее вступлении в партию ВКП(б) в мае 1945 года. Так, парторг 356 отдельного городского батальона МПВО Н.И. Сидорова пишет о ней так: «Лично знаю товарища Шленову Евдокию Ивановну по совместной службе в частях МПВО с мая 1942 года по настоящее время как отличника боевой подготовки, лучшего сержанта батальона, пользующегося авторитетом среди командного и рядового состава. И как лучший сержант, за хорошую подготовку своего подразделения тов. Шленова имела ряд благодарностей и денежных премий от командования» [44, л.4]. Если имела благодарности – значит, приказы о них можно найти! И нам это удалось. В ЦГА СПБ хранится Приказ №25 Штаба МПВО Выборгского района от 7 марта 1945: «За успехи в боевой и политической подготовке и выполнение заданий командования объявляю благодарность и премирую билетами на культпоход в театр… сержанта Шлёнову Е.И., командира отделения медсанроты» [19, л.20 – 20 об.].

Об отличных профессиональных и личных качествах прабабушки пишет и командир батальона А.П. Чернигин: «Товарищ Шленова одна из лучших командиров отделения, образец воинской дисциплины, отлично знает свое специальное дело и активно принимает участие в партийно-массовой работе» [44, л.5].

В послевоенное время прабабушка также пользовалась большим авторитетом на производстве, всегда ответственно подходила к выполнению любой работы, а ее доброжелательность привлекала к ней друзей: со многими однополчанами она общалась долгие годы, они собирались в юбилейные даты, выезжали на экскурсии по местам обороны Ленинграда (см. Приложение 6). Евдокия Ивановна Шленова была принята в члены ВКП (б) в мае 1945 года вскоре после Дня Великой Победы.

Моя прабабушка имеет много наград. Кроме медали «За оборону Ленинграда, это знак «Ветерану Краснознаменной МПВО Ленинграда», знак «Фронтовик 1941 – 1945», медали, посвященные юбилеям Победы и Вооруженных Сил СССР, медаль Жукова. Но самой высокой ее наградой стал Орден Отечественной войны II степени «за храбрость, стойкость и мужество, проявленные с борьбе с немецко-фашистскими захватчиками»[7], который был вручен Евдокии Ивановне 6 апреля 1985 года [45].

Заключение. Выводы.

После окончания Великой Отечественной войны с 3 октября 1945 года и до 28 июля 1989 (44 года) Евдокия Ивановна Шленова работала на заводе «Светлана» [36]. В 1955 году у нее родилась дочка Галя – Галина Константиновна Стальмак (Шленова) - моя бабушка [23]. В 1979 году родилась внучка Лена – моя мама Елена Павловна Стальмак, в 1983 – внучка Аня. А в 2013 году родился я – Стальмак Владислав. О моей прабабушке, ее боевых и трудовых подвигах писала газета завода «Светлана». В экспозиции Музея истории Выборгской стороны висел портрет моей прабабушки как ветерана МПВО Выборгского района. Но, к сожалению, эта экспозиция не сохранилась.

Моя прабабушка до последних лет жизни старалась приносить пользу людям. Работая на заводе, она была ударником труда, за что ее наградили медалью «ветеран труда» [38].

Умерла моя прабабушка 27 июня 2004 года, прожив 87 лет [26]. Моя мама и бабушка вспоминают о ней как о добром, бескорыстном, преданном своей семье, своему городу, своей Родине человеке. Я горжусь своей прабабушкой и хотел бы вырасти похожим на нее. Я часто бываю на могиле Евдокии Ивановны на Лахтинском кладбище и постараюсь сохранить добрую память о ней.

Я изучил страницы жизни Евдокии Ивановны Шленовой в годы Великой Отечественной войны и пришел к следующим выводам:

1. В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 моя прабабушка сначала работала кондуктором в Трамвайном парке №5 имени М.И. Калинина, затем трудилась на строительстве Лужского рубежа. С августа 1941 года она училась водить трамвай и в ноябре 1941 года стала работать вагоновожатой в Трамвайном парке №5. В марте 1942 года она вступила в ряды МПВО Выборгского района и до конца войны служила в медико-санитарной роте сначала рядовым, затем - сержантом.

2. Найдены ленинградские адреса моей прабабушки: в 1941-42 годах это общежитие Трамвайного парка №5 им. Калинина по адресу Сердобольская улица, 2Г, комната 3-3, с марта 1941 года и до конца войны - Выборгский Дворец культуры, пятый этаж.

3. Мы составили нисходящее родословное древо рода Жуковых - Шленовых – Стальмак, в котором представлено 6 поколений моей семьи (См. Приложение 16).

Изучение истории моей семьи оказалось делом очень увлекательным. Особенно мне понравилось искать материалы и анализировать исторические документы, в которых, оказывается, могут встречаться ошибки. Я планирую продолжить мое исследование, ведь остались вопросы, ответы на которые пока не найдены. Например, хочется узнать подробности о жизни моей прабабушки в первую блокадную зиму, выяснить, что случилось с ее отцом И.Ф. Шленовым, изучить военные страницы биографии моего прадеда К. В. Мокина.

Моя гипотеза подтвердилась: моя прабабушка – рядовой житель Ленинграда, но она внесла большой вклад в оборону города: строила Лужский оборонительный рубеж, который спас множество жизней, водила трамваи, которые подвозили рабочих и красноармейцев, спасала раненых и хоронила погибших. Она была очень скромным человеком и никогда не считала себя героем. Биография моей прабабушки - всего одна страница истории нашего города, но из таких страниц складывается великая история России в целом.

Список литературы и источников

Акт о нанесении ущерба дому культуры немецко-фашистскими захватчиками. ЦГАЛИ СПБ. Ф. 297. Оп. 10. Д.65

Алексеенко М. Боевое крещение. Ефрейтор медицины // Мы вышли из блокадных дней. – СПб.: Издательство Гос НИОРХ, 1993. С.58-62.

Бойцы города-фронта. Воспоминания ветеранов войск МПВО Приморского района города Ленинграда 1942 – 1945 гг. – СПб., 2007.

Весь Ленинград. - Л., 1935. 

Война и блокада Ленинграда в коллекциях музеев и библиотек. – СПб.: «Борей Арт», 2007.

Кобак В.О. Воспоминания о родственниках и друзьях, о нашей жизни в Лесном// Глезеров С.Е., Кравченко Г.В. Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья. - М.: Издательство Центрполиграф, 2011. 429 с.

Орденская книжка Шленовой Евдокии Ивановны З №566556, награжденной Орденом Отечественной войны. Семейный архив Стальмак

Отчет о деятельности МПВО Выборгского района с 22.06.1941 года по 01.04.1944 года. ЦГА СПБ. Ф. 4886. Оп. 15. Д.14.

Отчет о работе ДК за 1943 г. и его учетная карточка. ЦГАЛИ СПБ. Ф.297. Оп. 10. Д.68.

Отчет о работе МПВО Выборгского района с 01.01.1943 года по 31.12.1943 года. ЦГА СПБ. Ф. 4886. ОП. 15. Д.13.

Отчет трамвайного парка Калинина за 1940 год. ЦГА СПБ. Ф.899. Оп.4. Д.710.

Отчет об основной деятельности трамвайного парка Калинина за 1938 год. ЦГА СПБ. Ф.899. Оп.4. Д.631.

Партийный билет Шленовой Евдокии Ивановны №00209017.  Семейный архив Стальмак

Пенсионное удостоверение Шленовой Евдокии Ивановны №034235. Семейный архив Стальмак

Петербургский трамвай. История и современность. - СПб.: Лики России, 2007. - 304 с.

Письмо дирекции Выборгского ДК. Ноябрь 1942. ЦГАЛИ СПБ. Ф. 297. Оп.10. Д. 56. Л.26-27.

Письмо секретарю Выборгского Райкома ВКП(б) от 10.09.1942. ЦГАЛИ СПБ. Ф. 297. Оп.10. Д. 56. Л.8.

Повседневные документы ленинградцев в годы войны и блокады 1941 - 1945 гг. Альбом. - ЦГА СПб., “Издательство “Арт-Экспресс””, 2020. - 236 с.

Приказ №25 Штаба МПВО Выборгского района от 7.03.1945. ЦГА СПБ. Ф. 4886. Оп.2. Д.4. Л.20-20об.

Свидетельство о браке Новикова Александра Афанасьевича и Шленовой Веры Ивановны ЮБ №211908. Семейный архив Стальмак.

Свидетельство о перемене фамилии, имени, отчества Жуковой Евдокии Ивановне I-АК №274348. Семейный архив Стальмак.

Свидетельство о рождении Шленова Михаила Ивановича РЯ №259699

Свидетельство о рождении Шленовой Галины Константиновны VI-AK №268929. Семейный архив Стальмак

Свидетельство о рождении Шленовой Евдокии Ивановны III ОН №257158. Семейный архив Стальмак.

Свидетельство о рождении Шленовой Надежды Ивановны №210013. Семейный архив Стальмак

Свидетельство о смерти Шленовой Евдокии Ивановны Семейный архив Стальмак.

Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1988.

Сорока М.Х. Фронтовой трамвай. – СПб.: «Сударыня», 2005.

Список квартиросъемщиков, имеющих задолженность на 1-ое января 1939. ЦГА СПБ. Ф.

Справка Главного Управления Внутренних дел МВД СССР №21/12-Ш-57 от 21.05.1975 о награждении Шленовой Е.И. медалью “За оборону Ленинграда”. Семейный архив Стальмак.

Справка Главного Управления Внутренних дел МВД СССР №21/12-Ш-40 от 23.10.1984 о награждении Шленовой Е.И.медалью за Победу над Германией. Семейный архив Стальмак.

Справка Главного Управления Внутренних дел МВД СССР №21/12-Ш-70 от 5.12.1988 о прохождении Шленовой Е.И. службы в МПВО Ленинграда. Семейный архив Стальмак.

Справка ЖСК №177/271 от 15.05.2002 о регистрации. Семейный архив Стальмак.

Справка Центрального Государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда №Ш-47172 от 11.11.1990 о награждении медалью “За оборону Ленинграда”. Семейный архив Стальмак.

Трамвай в Санкт-Петербурге. - СПб.: Лики России, 2007. - 416 с.

Трудовая книжка Шленовой Евдокии Ивановны. Семейный архив Стальмак.

Удостоверение ветерана обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Шленовой Евдокии Ивановны №189. Семейный архив Стальмак.

Удостоверение ветерана труда Шленовой Евдокии Ивановны С №000999. Семейный архив Стальмак.

Удостоверение о захоронении Шленовой Евдокии Ивановны №0064500. Семейный архив Стальмак.

Удостоверение ударника труда от 1964. Семейный архив Стальмак.

Удостоверение участника войны Шленовой Евдокии Ивановны Д№129405. Семейный архив Стальмак.

Фролов М.И. Лужский рубеж. Июнь – август 1941 // Архивное управление Ленинградской области [сайт]. URL: https://archive.lenobl.ru/ru/dokumenty/80-letiyu-nachala-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945-gg-posvyashae/luzhskij-rubezh-iyul-avgust-1941-g-statya-frolova-mi/

Шленова Евдокия Ивановна. Алфавитная карточка участника войны// Память народа [сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/rvk-chelovek_voenkomat31212091/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3D%D0%A8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%26first_name%3D%D0%95%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%8F%26middle_name%3D%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%26date_birth_from%3D%26static_hash%3D018a78d1bf8d23481c1b997528f1e369v1%26data_vibitiya_period%3Don%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apdv_kart_in%3Apdv_kart_in_inostranec%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_ran%3Akld_bolezn%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Apotery_rvk_extra%3Apotery_isp_extra%3Asame_doroga%26page%3D1%26grouppersons%3D1& Дата обращения 3.02.2023.

Шленова Евдокия Ивановна. Личные дела членов и кандидатов в члены ВКП(б) Выборгского Райкома ВКП(б). ЦГАИПД СПБ. Ф. Р-2. Оп.9. Д. 62-29.

Шленова Евдокия Ивановна. Орден Отечественной войны II степени// Память народа [сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka1524742053/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3D%D0%A8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%26first_name%3D%D0%95%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%8F%26middle_name%3D%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%26date_birth_from%3D%26static_hash%3D018a78d1bf8d23481c1b997528f1e369v1%26data_vibitiya_period%3Don%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apdv_kart_in%3Apdv_kart_in_inostranec%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_ran%3Akld_bolezn%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Apotery_rvk_extra%3Apotery_isp_extra%3Asame_doroga%26page%3D1%26grouppersons%3D1& Дата обращения: 04.20.2023.

Шленова Евдокия Ивановна. Списки призыва // Память народа [сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/rvk-chelovek_voenkomat11113282/?static_hash=018a78d1bf8d23481c1b997528f1e369v1 Дата обращения: 04.20.2023.

Шленова Евдокия Ивановна. Список демобилизованных// Память народа [сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/rvk-chelovek_voenkomat196505/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3D%D0%A8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%26first_name%3D%D0%95%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%8F%26middle_name%3D%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%26date_birth_from%3D%26static_hash%3D018a78d1bf8d23481c1b997528f1e369v1%26data_vibitiya_period%3Don%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apdv_kart_in%3Apdv_kart_in_inostranec%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_ran%3Akld_bolezn%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Apotery_rvk_extra%3Apotery_isp_extra%3Asame_doroga%26page%3D1%26grouppersons%3D1& Дата обращения: 04.20.2023.

Приложение

Фото семьи Шленовых. Семейный архив Стальмак. Слева направо: Елена Михайловна Шленова (мать Евдокии Ивановны), Иван Федорович Шленов (отец Евдокии Ивановны), Анна Шленова (?) (жена брата Ивана Федоровича Петра)

Фото детей Шленовых. Семейный архив Стальмак. Слева направо. Первый ряд: Вера Ивановна Шленова, Елена Михайловна Шленова, Надежда Ивановна Шленова, Евдокия Ивановна Шленова. Второй ряд: Михаил Иванович Шленов, неизвестная. Предположительно 1929-1930 год (?)

Фото Евдокии Ивановны Шленовой с подругой. 8 августа 1943 год. Семейный архив Стальмак

Фото сержанта Е.И. Шленовой. 1944 (надпись на обороте). Семейный архив Стальмак

Фото сержанта Е.И. Шленовой и бойцов медсанроты 356 отдельного городского батальона МПВО Ленинграда. Июнь 1944 (надпись на обороте) Семейный архив Стальмак

Фото ветеранов МПВО Ленинграда на мемориале «Пулковский рубеж». Е.И. Шленова – четвертая справа в основной группе. Семейный архив Стальмак

Свидетельство о рождении Шленовой Е.И. Семейный архив Стальмак

Свидетельство о перемене фамилии Шленовой Е.И. Семейный архив Стальмак

Трудовая книжка Е.И. Шленовой. Семейный архив Стальмак Е.П.

Е.И. Шленова в Списках призыва [46].

Руины деревни Никулино Старицкого района Тверской области, где родилась и жила Е.И. Шленова. Фото автора.

Храм Святого Иоанна Предтечи в селе Романово, где крестили Е.И. Шленову. Фото автора.

Общежитие Трамвайного парка №5 им. М.И. Калинина. Фото автора.

Рабочее место кондуктора в вагоне ЛМ-33. Музей Городского электрического транспорта. Фото автора.

Выборгский Дворец культуры. Фото автора.

Родословное древо Жуковых - Шленовых - Стальмак

Просмотров работы: 49