ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ. “УРАЛЬСКИЕ УЗОРЫ”

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ. “УРАЛЬСКИЕ УЗОРЫ”

Голдобина С.Е. 1Субботин М.С. 2
1МАОУ "Гимназия №1"
2МАОУ «Гимназия #1»
Кунгурова Э.В. 1Старкова О.С. 2
1МАОУ "Гимназия №1"
2МАОУ «Гимназия #1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я сердцем все это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала —

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл. ..

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Татьяничева Л. К.

Декоративная роспись Урала - это одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.

К сожалению, история нашего края известна не многим, очень жаль, что пермские школьники мало знают о живописи Пермского края. Чтобы познакомить детей с уральскими узорами, нам необходимо было изучить основные особенности урало-­сибирской и обвинской росписей, освоить технику их выполнения, создать презентации для ознакомления с уральской росписью.

Объект исследования - уральские узоры Прикамья.

Предметом нашей работы является изучение элементов уральской росписи и техники их нанесения.

Цель нашей работы заключается в возрождении интереса детей к культуре Пермского края, к произведениям народных художников - к уральской росписи.

Гипотеза. Если мы выявим отличительные особенности уральской росписи, освоим приемы работы в этой технике, ознакомим как можно больше учащихся с урало-сибирской и обвинской росписями то, возможно, возрастет интерес и уважение к культурному наследию наших предков.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

- изучить историю происхождения уральской росписи

- посетить мастер класс по урало-сибирской и обвинской росписям

- освоить технику урало-сибирской и обвинской росписей

- научить освоенной технике учащихся нашей гимназии

- сделать пособия, которые поспособствуют возрождению интереса детей к уральской росписи.

Основная часть

В последнее время новую жизнь приобретает народное искусство: исследуются устные и письменные источники традиционных ремёсел, открываются центры возрождения народного творчества, работают артели по восстановлению деревянных изб, проводятся реставрационные работы крестьянской утвари, начинают цениться уникальные изделия, выполненные руками мастера. Это связано с тем, что народной культуре долгое время, в связи с забвением крестьянства, отводилось место лишь как прикладному самодеятельному творчеству, а значению культуры, истории, семантике уделялось недостаточно внимания.

Удивительное самобытное народное искусство прикамья - уральская роспись. Долгое время уральской росписи отказывали в самобытности, поскольку край является промышленным, горнозаводским. Именно поэтому народное уральское искусство было в стороне. К сожалению, отношение к декоративно-прикладному искусству, как к чему-то второстепенному, сложилось еще в советское время, когда художники, живописцы, архитекторы, скульпторы относились к высшей категории творцов, а мастера прикладного искусства считались неспособными на высокохудожественные творения. Заниженное культурное значение декоративно-прикладного искусства ошибочно, потому как любое направление высокого искусства происходит именно из народной среды.

Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память, а также составляют неотъемлемую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек. Широко распространённый способ художественной обработки дерева – это роспись. Роспись – искусство богатое и своеобразное. Именно на основе изучения разных видов росписи по дереву, в результате смешения орнаментальных единиц и техник, народному мастеру удалось выработать свой индивидуальный стиль росписи. В процессе нашего исследования были изучены самобытные и уникальные уральские росписи: урало-сибирская и обвинская.

У русского народа существовали давние традиции по украшению домов росписью. Мастеров мужчин называли красильщиками , а женщин - писарихами. Домовая роспись выполнялась масляными красками. За скромным внешним обликом избы таилось богатое красочное убранство. Войдя в такой дом, словно попадаешь в сказочный мир с невиданными цветами и животными. Уральская роспись охватывала весь мир вещей крестьянина.

Была распространена роспись не только домашней утвари, но и роспись домовая: когда расписывались все стены, вся мебель: все это придавало крестьянскому дому обличие райского сада. Роспись несла глубокий смысл, не была легкомысленной - в православном и в житейском смысле - это пожелание процветания роду, семье. Поскольку жизнь крестьян никогда не была легкой - работа слыла тяжелой, а порой изнурительной - то такой интерьер наполнял простого работягу теплотой и уютом, придавал яркости и красочности в тяжелые серые трудовые дни. Эти росписи несут в себе жизнеутверждающую силу.

Становление уральской школы росписи связано с освоением новых мест на Урале. Среди поселенцев было немало красильщиков, маляров. Работая на виду, расписывая деревянную церковь, живописец привлекал внимание крестьянина, а тот, в свою очередь, мог попросить расписать свой дом. Если заглянуть внутрь - мы увидим яркий красочный орнамент, который придавал интерьеру праздничность, создавал атмосферу тепла и уюта, напоминал о красоте и радости цветения природы.

Основные элементы и техника нанесения урало-сибирской росписи

Урало-сибирская роспись в крестьянской избе расписывалась ярусами:

Верхний ярус – потолок – являлся небесно-солнечным ярусом, образом грядущей жизни и украшался, как правило, орнаментом, состоящим из кругов, розеток. Мотивы, украшавшие потолок, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянской семьи.

Средний ярус, расположенный от палатей до лавок, воплощал в себе нечто промежуточное между небом и подземной жизнью, настоящее, проживаемое на земле. Он означал семью, реальную жизнь и желаемое этому роду благополучие. Именно в среднем ярусе располагались композиции, рассказывающие о главных составляющих семьи. Самый распространённый сюжет – это букет в вазоне, окружённый птицами.

Вазон с букетом символизировал семейное древо. Цветы на дереве означали взрослое поколение, а бутоны – детей. Вазон означал единство рода, общий корень его происхождения. Над букетом часто изображались симметрично расположенные птицы – символ семейного счастья.

Нижний ярус – связь с матушкой-землёй, связь с предками. Когда-то умерших предков люди хоронили у очага, и дом, таким образом, становился физическим связующим прошлого и настоящего. Весь нижний ярус, начиная от лавок, включая основание печи часто расписывался «царскими кудрями». «Царские кудри» – красный растительный орнамент на синем фоне – означал корни мирового древа, питающегося живительной влагой.

Главными мотивами росписи являлись: дерево, куст, пышные бутоны цветов, иногда животные и птица. Каждый цвет росписи имел свое значение: изумрудно-зеленый тон - надежда и плодородие, солнечно-желтые цвета славили гостеприимство, темно-пурпуровый цвет был символом тяжелой жизни крестьян, зеленый цвет - цвет надежды, подвига, белый цвет- цвет чистоты, бессмертия, светло-желтый или золотистый - цвет славы и царственности. Эти тайны цветовой символики пришли из древне-русской живописи - иконописи. Входную дверь, по традиции, украшали композицией с древом жизни. Дерево символизировало древние и молодые поколения, а птицы - символ счастливой супружеской пары. Это не просто роспись, а изобразительный оберег пожелания счастья. Орнаментом расписывались предметы интерьера: обрядовые прялки, шкафы, комоды. Рассматриваешь роспись и удивляешься, как мастера так лаконично махово могли создать образ праздника, домашнего уюта, красоты?

Поскольку красильщики - это творческие люди, они не применяли трафарет: их живопись пластична, работая на глаз, они создавали очень свежую, непосредственную и живую картину. Благодаря двухцветному мазку урало-сибирская роспись получалась объемной, с плавными переходами. Как мастера к этому пришли? Даже не верится, что все дело в особой технике кистевой росписи. В композиции и колорите росписи художники находили удивительную гармонию. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешения красок происходило в процессе работы над изделием. На правую и левую часть кисти мастер наносил два разных цвета. При выполнении узоров эти цвета смешивались непосредственно в ходе выполнения элемента росписи. Используя этот своеобразный прием «двойного мазка», автору удалось обогатить роспись композициями из букетов цветов и плавными цветовыми переходами.

Основные элементы и техника нанесения обвинской росписи

Еще одной из самых ярких разновидностей уральской росписи считается обвинская. Ею украшали домашнюю утварь: деревянные прялки, бондарную посуду. Возникла она в долине реки Обвы, протекающей к Северу от Перми. Для этой росписи характерен контраст яркого цветного фона с живописным орнаментом. Небольшой цветок, получивший название обвинская роза, располагается в центре композиции, а длинные стебли травы с ягодами заполняли свободное пространство. Предметы, расписанные обвинской росписью, бережно хранятся в музеях Пермского края .

Обвинская роспись выделяется своим стилевым единством и живописной манерой письма. Обвинскую роспись можно узнать по ее основным мотивам: обвинская роза - цветок с круто закрученной спиралью и веером мелких лепестков и листьев; растущее дерево без распространенного мотива вазона; цветы с симметрично расположенными восемью лепестками.

Построение композиций основывается на системе модулей. Основной мотив располагали обычно на оси симметрии или центре композиции, а изображениями травы, стеблей и ягод заполняли свободное пространство.

Техника обвинской росписи состояла из нескольких этапов: сначала делали подмалевок основных пятен последовательно от крупных к мелким. Затем производили их моделировку, и тогда крупные пятна превращались в цветы, а мелкие - в бутоны и листья. Один край кисти обмакивали в краску подмалевка, а другой в белила. Кистью проводили так, чтобы белила шли по внешнему контуру, благодаря чему чистые, не всегда сбалансированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. Завершали роспись припиской веточек, ягод и травки, которые повышали уровень орнаментальности мотивов и связывали их с фоном.

Цветовое оформление обвинской росписи отличалось ярким колоритом, смягченной живописной манерой письма. Непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая постепенные переходы от цвета к цвету. Основные цвета фона: желто-оранжевый, оранжево-красный, синий. В росписях преобладали оранжево-красные, светло-синие, зеленые, голубовато-белые тона. Обязательными были белый и черные цвета - белый для моделировки форм, черный для разработок контуров

В созданных произведениях декоративной росписи по дереву воплотились представления народа о красоте, добре и благополучии, о сказочно-радостном мире народной мечты.

Благодаря росписи, каждая вещь, каждый дом становился и становится индивидуальным, а душе становилось ярче, теплее: создавалось ощущение чуда, сказочного, вечно цветущего сада и праздника фантазии. Можно смело сказать, что это проявление желания создать частицу рая на земле. Поэтому приклоняешься перед вековым опытом уральских художников домовой росписи. Это явно все оттачивалось десятилетиями и секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Духовное наследие предков - неотъемлемая часть нашей современной культуры. И мы, современные жители, должны спасти от гибели и забвения народное крестьянское искусство,в наших силах уберечь эту хрупкую нить связующую поколения и открыть уральскую роспись миру.

Практическая часть

Мы побывали на мастер классе искусствоведа, специализирующегося на изучении урало-сибирской и обвинской техник (Приложение №1 “Мастер класс с искусствоведом”). Из рассказа искусствоведа мы узнали, что росписи выполнялись как снаружи, так и внутри дома. Нам рассказали, что главными мотивами узоров являлись: дерево, кусты, цветы, птицы. Каждый цвет имел свое значение:

зеленый – надежда и плодородие

желтый – гостеприимство

белый – чистота и бессмертие

Кроме того, мы узнали основные приемы урало-сибирской росписи:

подмалевок - цветной кружок по оси симметрии

разбел – набор на кисть сразу 2-х цветов, один из которых белый, причём белила идут по внешнему контуру

приписки – разные по величине травки, выполняются чёрным цветом и другим

Отличительный прием в обвинской росписи - смешение непросохших красок на расписываемой поверхности. Такой прием способствовал созданию мягких переходов от цвета к цвету. Поверх подмалевков накладывались пробелы (разработка белилами), придающие им формы листьев, цветов и ягод, мотивы приобретали некоторую объемность.

Отличительная особенность урало-сибирской и обвинской росписей заключается в технике. Если в обвинской технике используется, так называемый, каплевидный мазок, то в урало-сибирской техника нанесения росписи была такова: плоской кистью набирали с одной стороны основной цвет, а с другой - контрастный. Далее кисть прикладывали вертикально к поверхности и вращали вокруг своей оси. Таким незамысловатым и легким движением вырисовывались лепестки цветов, которые впоследствии образовывали пышные бутоны.

На мастер классе мы научились рисовать основные элементы уральской росписи – урало-сибирский цветок и обвинскую розу. Нам очень понравилось и мы были рады, что нам удалось освоить эти техники.

После мастер класса нам захотелось заинтересовать уральскими росписями одноклассников. Для этого нами была подготовлена презентация с краткой историей, образцами, приемами росписи. Чтобы у ребят получилось освоить техники урало-сибирской и обвинской росписей, родители помогли нам записать обучающий видеоролик, в котором мы рассказываем, как правильно и в какой очередности нужно наносить узоры. Благодаря нашим стараниям, каждый может попробовать себя в роли мастера по уральской росписи. Вместе с мамами мы создали макет русской печи, чтобы ребята на уроке смогли погрузиться в историю и разукрасить ее своими работами (Приложение № 2 “Макет русской печи”).

Полученными на мастер классе знаниями и навыками мы поделились с учащимися МАОУ “Гимназия №1” (Приложение № 3 “Урок ИЗО в 2Б, 2В”):

Во 2б классе ребят познакомили с техникой двойного мазка – разбел: на плоскую кисть набирали два цвета краски и круговым движением выводили лепесток цветка. После освоенной техники у ребят получилось нарисовать пышные бутоны цветов.

С учениками из 2В, освоив навыки урало-сибирской техники, нарисовали еще один из главных элементов - изящную пташку.

А в 1Б ребята попробовали расписать обвинскими узорами один из предметов домашней утвари – деревянную разделочную досочку (Приложение № 4 “Урок ИЗО в 1Б”). Какие дивные восьмилепестковые цветки получились у ребят. Ребятам мы поведади, что эти цветки именуют обвинскими розами. На уроке, кроме освоения техники обвинской росписи, ребята узнали, что эта роспись зародилась на Севере нашего края и прославляет реку Обву.

Мы решили, что маленьким пермякам будет тоже интересно узнать о ремеслах. Поэтому для детишек мы подготовили интересные игровые методики: пазлы (Приложение № 5 “Д/с № 1”). Дети из детского сада МАОУ “Гимназия №1” с дошкольным отделением разделились на группы и с увлечением собирали картинки с урало-сибирской и обвинской росписями. Помимо того, что пазлы представляют собой увлекательную игру, этот процесс отлично развивает мелкую моторику, с которой напрямую связано развитие мышления и памяти. Собирание пазлов детьми - верный способ развития мышления ребенка, а в нашем случае еще и познавательный. Также воспитанники средней группы попробовали свое творчество, расписывая предмет домашней утвари в технике урало-сибирской росписи. Малыши нарисовали орнамент, украсивший импровизированную тарелочку.

А ребята постарше из детского сада “Созвездие-Уникус” приняли участие в интеллектуальной игре, которую мы провели после занятия, где мы рассказали об истории возникновения уральских узоров, а также познакомили ребят с предметами домашней утвари. В результате новых полученных знаний воспитанники детского сада с увлечением разгадывали загадки и наперегонки собирали пазлы (Приложение № 6 “Д/с “Созвездие-Уникус”). После интеллектуальных игр ребята нарисовали узор обвинской росписи на досочках.

Наше творчество на этом не закончилось. Для возрождения интереса детей к уральской росписи, для проведения уроков по изо, кроме пазлов и раскрасок, мы подготовили самоучитель, благодаря которому шаг за шагом можно освоить технику росписи основных элементов (Приложение № 7 “Методические материалы”). Цель самоучителя - ознакомиться с техникой нанесения, цветовой гаммой, порядком нанесения основных элементов росписи. Благодаря написанной подробной инструкции расписать любой предмет не составит труда, а сам процесс рисования несомненно увлечет и затянет. Все методические материалы будут храниться в МАОУ “Гимназия №1”.

В целом уральская роспись является ярким и самобытным явлением в народном искусстве Урала. Наиболее крупные коллекции памятников с обвинской и урало-сибирской росписью имеются в фондах Соликамского, Ильинского и Пермского краевого краеведческого музеев, Пермской государственной художественной галереи.

Заключение

Проделанная нами работа увлекательна и интересна. Мы окунулись в историю Пермского края, познакомились с мастерами уральской росписи, узнали, что на нашей земле жили и живут великие мастера живописи (Приложение № 8 “Наши труды”).

В результате нашего исследования, цель исследования достигнута: интерес детей к уральской росписи возник.

Гипотеза нашла свое подтверждение: выступая на научно-практической конференции “Пермский период” в МАОУ “Гимназия №1” , в которой принимали участие учащиеся с 1-11 классы, мы смогли заинтересовать нашей темой не только учеников, но и учителей. Во время выступления мы видели в глазах слушателей восторг и восхищение. А исходя из содержания заданных нам вопросов, был виден неподдельный интерес к теме и ее актуальность.

Задачи, которые мы поставили перед собой, решены в полном объеме:

Нам очень хочется, чтобы уральская роспись была такой же узнаваемой, популярной, как хохломская и гжельская. Ведь урало-сибирская и обвинская росписи столь неповторимы, красивы и уникальны. Каждый житель Пермского края должен знать и гордиться уральской росписью. Ведь народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры.

Список литературы:

1. Барадулин В.А. - Народные росписи Урала и Приуралья (Крестьянский росписной

дом) – 1988г.

2. Наговицына Т.Е. – Урало-сибирская роспись на Алтае (Самоучитель) – 2016г.

3. Григорьева К.М. – Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву

4. Разина Т.М. – Русское народное творчество – 1970

5. https://znanio.ru/media/tvorcheskij_proekt_uralo_sibirskaya_rospis-109306

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/03/26/pedagogicheskiy-proekt-krasota-

uralo-sibirskoy-rospisi

7. https://otevalm.livejournal.com/5837054.html

8. Князева Н.А. - Маленький пермяк: Учебное пособие по краеведению для 4-го класса. - Пермь, 2000г.

9. Вилисов М.И. - Моя крестьянская усадьба. - М., 1992г.

10. Фенько А.В. - Единство человека, природы и космоса в семантике урало-сибирской росписи. - 2017г.

11. Молотова В.Н. - Декоративно-прикладное искусство. – М.: Форум, 2010.

12. Зубцова Л.Ю. - Традиции русских народных росписей по дереву в создании индивидуального авторского стиля художника. - 2019г.

13. Соколова М.С. - Взаимодействие современного и традиционного восприятия народных росписей Урала и Сибири. - 2017г.

Приложение

Приложение № 1 “Мастер класс с искусствоведом”

Приложение № 2 “Макет русской печи”

Приложение № 3 “Урок ИЗО в 2Б, 2В”

Приложение № 4 “Урок ИЗО в 1Б”

Приложение № 5 “Д/с № 1”

Приложение № 6 “Д/с “Созвездие-Уникус”

Приложение № 7 “Методические материалы”

   

Приложение № 8 “Наши труды”

Просмотров работы: 112