Остаток деревеньки

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Остаток деревеньки

Смирнова А.А. 1
1МАОУ "Уренская СОШ №1"
Евдокимова Н.Г. 1Половинкина Е.Н. 1
1МАОУ "Уренская СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Остаток деревеньки, что уже
Заброшена, как многие в округе,
Какие чувства породит в душе, -
Среди полей, не помнящих о плуге?

С огромным интересом слушая рассказы учителя истории Соколовой В.С. на уроках «Нижегородского краеведения», а также читая художественные произведения о народных умельцах, их творениях, о давних временах, я узнавала много удивительных фактов о жизни и быте людей, живших намного раньше меня. Я не раз бывала в краеведческом музее школы и с любопытством рассматривала старинные экспонаты. Меня привлекает их применение в жизни людей. Об этом мне рассказывает и моя бабушка Смирнова Екатерина Александровна (1951 г.р.), которая живет в деревне Скрябино. (Приложение 1)

Расположена деревня Скрябино (старое название Кокурята) на северо-востоке Уренского района Нижегородской области на реке Горячёвка. Находится деревня в 27 км от райцентра и в 3 км от Красногорской сельской администрации. Эта старинная русская деревня основана в 1814 году переселенцами из Новоуспенской волости Ветлужского уезда во главе с Петром Кокурой (отсюда старинное название). Первые жители приехали из деревни Адуевское Ветлужского уезда (Кульпины) и Соколовы из деревни Аладьиха в 1834 году. Название Скрябино связано с земельным конфликтом между жителями Плаксова и деревни Кокурята, в результате которого кокурята «поскрябали» соседей-плаксовян, когда делили раскорчеванные от леса земельные участки. [8] Эту информацию я нашла в «Энциклопедии Урень-края» и решила познакомиться поближе, так как это земля родных мне людей.

Тема исследовательской работы «Остаток деревеньки» выбрана неслучайно, когда-то в Скрябине было 40 дворов, а сейчас осталось только два жилых дома!

Актуальность выбранной темы: изучая жизнь наших бабушек и дедушек, быт поколений, живших до нас, их предметы домашнего обихода, мы учимся лучше понимать настоящее.

Цель работы: изучение культуры русского народа через знакомство с укладом жизни и миром быта жителей деревни моей бабушки. 

 Задачи:

1) изучить источники по   развитию деревни с момента основания, систематизировать сведения об основных событиях, происходивших в деревне;

2) узнать о предметах домашней утвари, их применении;
3) посетить Уренский краеведческий музей;

4) провести небольшой опрос среди учащихся класса, выявить знакомы ли они с предметами домашней утвари;
5) провести квест – игру с одноклассниками по данной теме;

6) пополнить фонд школьного краеведческого музея.
Методы исследования: поиск информации в книгах, в интернете, сбор свидетельств очевидцев, анализ собранных материалов, их сравнение и сопоставление.

Гипотеза:знакомствосрусской народной культурой через изучение истоков, обрядов, традиций и забытые предметы домашней утвари жителей исчезающей деревни.

Предмет исследования: исчезающая деревня Скрябино и ее связь с историей моей семьи. 
          Объект исследования: существование деревни Скрябино на разных исторических этапах и домашняя утварь жителей деревни.

Практическая значимость: данная работа помогает сформировать у меня и у моих друзей представление о том, как жили в старину на моей малой родине.  Исследования могут использоваться на классных часах, для проведения викторины, познавательных мероприятий в школьном краеведческом музее.

Глава 1. В каждой деревне свои порядки

1.1 Жизнь деревни Скрябино с момента ее основания

Сейчас к нам возвращается интерес к жизни наших бабушек и дедушек, к быту поколений, живших до нас. Представленная работа – попытка представить бытовую сторону нашего народа в деревне моей бабушки.

Как сказано выше, деревня Скрябино основана в 1814 году. Население занималось земледелием, но земли были сырые, глинистые, урожаи были небогатые, так как почва была плохо удобрена. В огородах сажали капусту, лук, редьку, огурцы и картошку.  Сеяли рожь, овес, лен, гречиху, горох, пшеницу, держали овец. свиней, лошадей. Возле каждого дома был колодец со вкусной холодной водой. У каждого дома стояла житница и баня. В деревне была своя масляная - для приготовления льняного масла, которое продавали. На реке стояла мельница.

Народ ремесленничал: мочили мочало, плели лапти, кули, рогожи, делали кадушки, сани и ящики к телегам. Бондарное ремесло издавна ценилось на Руси. У скрябинских мастеров были свои секреты и свои особые инструменты для изделий. Бочка без обруча невозможна, она рассыплется на множество дощечек. Вот от слова обруч и бытовало второе название мастера-бондаря. Бондаря называли "обручник", что подчеркивало важность такой детали этой емкости, как обруч, а еще его называли словом "кадаш", которое происходит от названия емкости, которую он изготавливал - кадушка. Зимой, когда не было полевых работ, скрябинцы плели лапти. Обувь эта считалась незаменимой в деревне. Удобная, легкая, дешевая. Плели лапти из липового лыка. Для одной пары лаптей нужно было ободрать три, четыре молодых деревца. Лыко вымачивали в воде, затем выпрямляли. С него снимали верхний слой, а луб нарезали узкими, длинными полосками. Их крестьянин и пускал в дело, приладя к деревянной колодке (по размеру ноги) и, помогая себе кочедыком (инструмент, вроде кривого шила). Из рук настоящего мастера выходили также лапти, в которых можно было по болоту ходить – не промокнут. Неслучайно торговцы этой обувью, зазывая покупателей, кричали: «Моими лаптями хоть щи хлебай!». Под лапоть одевали кусок ткани – онуч и завязывали веревками (оборы или оборки).

Со слов моей бабушки Смирновой Екатерины Александровны я узнала, что ее отец коренной житель д. Скрябино, родился он в 1905 году. Из его рассказов она помнит, как образовалась деревня: "Народ селился возле речки, нужна была вода для стирки, для питья. Жили сначала единолично. Держали своё хозяйство: лошадей, коров, овец, свиней, кур. Больше внимания уделяли лошадям, так как лошадь считалась тяговой скотинкой. Пахали землю, если надо было что – нибудь привезти, тоже везли на лошади. Овец держали на мясо и шерсть. Обрабатывали землю, сеяли лён, горох, зерно. Из льна ткали одежду, из гороха делали муку, зерно молотили и пекли хлеб. Ходили в лаптях. летом на голую ногу, а зимой, сначала, наматывали онучи (портянки), а потом обували лапти. Лапти умели плести не все. Вот мой тятенька (так называли отца), пошёл в школу, но ему не понравилось учиться, пришёл домой и сказал, что не будет учиться, лучше будет лапти плести. В деревне он был лучший лапотник. У нас до сей поры на заднем мосту весит лапоть, сделанный моим тятенькой. (Приложение 2) Деревня была большая около 40 домов. Самые распространенные фамилии: Кульпины, Соколовы, Смирновы, Зиновьевы, Вихаревы. В 30 –е годы д. Скрябино стала колхозом «1мая». Были в деревне и зажиточные люди. Семья Исаковых жили в двухэтажном доме, их раскулачили, дом отдали под школу. Это была первая начальная школа, где дети учились 4 года.(Приложение 3) До этого учились по домам. Но не всех отпускали в школу учиться, надо было помогать по хозяйству и водиться с младшими. Семьи были большие доходило до 15 человек. А если надо было учиться дальше, то отпускали учиться в Горево. Скрябино тогда относилось к Ветлужскому району, продавать или покупать ездили на лошадях в Ветлугу».

В годы Великой Отечественной войны погибло 16 скрябинцев.  Запись имеется в Книге Памяти. В 1956 в деревне было 94 жителя. Тогда появилась дом - лавка (торговали с дому). Здесь родился и вырос Иван Андреевич Кульпин, очень уважаемый человек, почтовый работник, за многолетнюю и безупречную работу в должности начальника отделения связи в с. Красногор награжден орденом Ленина. Кстати, почта тоже была на дому. Свету не было, сидели с лучинами, а потом с керосиновыми лампами. Свет появился в 1961году (от генератора).

Вновь обратимся к воспоминаниям моей бабушки: «Хочу рассказать немножко о моих родителях. Как я уже сказала, мой тятенька - коренной житель д. Скрябино. Женился он в 1925 году, взял в жёны он из деревни Баженово Смирнову Евдокию Алексеевну. Жили они вместе с родителями. Жили очень дружно, Евдокию Алексеевну в этой семье полюбили. Она была работящая, бралась за любую работу по хозяйству.(Приложение 4) Тятенька работал в колхозе. Потом его призвали на войну. Дважды был ранен. Мама ездила в Горький в госпиталь его навещать. Везла ему хлеба и картошки, но по дороге у неё рюкзак разрезали и всё вытащили. К нему приехала пустая. Тятенька не расстроился, сказал: обо мне не переживай, главное, чтобы семья была сытая. После войны тятенька закончил курсы МТС в Арье и работал в колхозе на тракторе. Трактор у него был без крыши, колеса железные. Старался побольше заработать, работая в 2 смены. Семья была большая, из 9 детей выжило только 6 (1 мальчик и 5 девочек). Надо было отделяться от родителей, строить свой дом. В 1960 году дом был построен, а вместе с ним и колодец, глубиною 15 метров. Помогал ему во всём его отец Кульпин Алексей Андреевич 1876 г.р. В этом доме мы и проживаем по сей день».

(Приложение 5)

1.2 Досуг и праздники

Основу крестьянской жизни определял труд, но умели люди и отдыхать. Особое значение уделялось беседкам: они совмещали и труд, и отдых, и общение. Они ежегодно начинались с праздника Госпожинки (народное название дня памяти Рождества Пресвятой Богородицы) осенью до середины весны. Девушки договаривались по очереди, в каком доме собираться. В этот дом приносили керосин, дрова. Чаще собирались у Смирновых или Кульпиных. После окончания беседок сообща делали уборку в избе. На беседки девушки просто так для препровождения времени не приходили, они обязательно сидели с какой-нибудь работой: пряли лен, шерсть, вязали кружева, варежки. На такие посиделки приходили парни, приглядывали себе невест. В это же время пели песни под гармошку, плясали. Ребята ходили по кругу, то есть гармонист шел впереди по избе. А за ним два парня и пели частушки: "Я не доктор из больницы, Я не писарь волостной, Я из Скрябина деревни Борька-лапотник простой". (частушка записана со слов Вихарева Бориса Петровича)

Беседки продолжались до позднего вечера. Здесь играли, плясали, молодые приглядывали женихов и невест.

Из воспоминаний моей бабушки: «В деревне был свой праздник-сходка, она принимала гостей 29 июня на Тихонов день. Собирались люди со всей округи. Фирменные блюда: пиво с хмелем, пестовник (хвощ с молоком и яицами), капустник. вяленая свекла, гнедники.

Красивый обычай был праздновать летние праздники, начиная с Николина дня (Николы). Этот праздник бывает ежегодно 22 мая и празднуется 4 дня. Церковью были определены постоянные деревни. Первый день гуляли в д. Солодениха, второй - д. Вшивок, третий – д. Локтево, четвертый – в Красногоре, потом в Скрябине и так далее. В эти деревни и сходилась молодежь со всей округи за 10-15 км. Девушки образовывали круг в центре деревни, медленно двигались по 3-4 и больше в ряд. В центре находились ребята с гармошками, звучали гармони на разные голоса».

Глава 2. Порядок в доме есть - хозяевам честь

2.1. Анкетирование учащихся «Что же было необходимо нашим предкам в их домашнем хозяйстве?»

Чтобы узнать знакомы ли ребята с предметами домашней утвари,¹ а также доказать или опровергнуть гипотезу о том, что старинные предметы домашнего обихода забыты, я провела опрос в 6 А классе на тему: «Забытые предметы домашней утвари». В опросе приняли участие 24 человека. 

Каждому респонденту предлагалась анкета, в которой требовалось соотнести название предметов домашней утвари с их значением. Всего было предложено 8 предметов. Каждый выполнял задание лично, используя только свои знания. Все результаты анкетирования обработаны, и по ним выстроена диаграмма (Приложение 12)

Из диаграммы видно, что моим одноклассникам оказались наиболее знакомы предметы: печь - 24, сундук – 22, коромысло – 21, лапти – 20.

Такие предметы как: мутовка – назвали только 2 человека, амбар знают 3, с ухватом знакомы – 4 одноклассника.

В «Зале ремесел и быта» школьного краеведческого музея для учащихся нашего класса прошла квест-игра «Забытые предметы». Директор музея Смирнова Н.А. предлагала творческие задания на протяжении всего маршрута. Я провела один из этапов игры «Предметы старины далекой». Одноклассникам предложила загадки. Отгадки - предметы находили среди экспонатов музея. Пройдя все этапы игры, я вновь провела анкетирование на знание предметов крестьянского быта.

Вывод: Наше исследование нужно и действительно значимо, так как после повторного проведения анкетирования учащихся, их знания улучшились.

________________________________________________

¹ Утварь - собир. Совокупность предметов, необходимых в обиходе, в какой-либо области жизни.

2.2. В доме моей бабушки

Трудно представить внутреннее убранство жилища без многочисленной домашней утвари, накапливавшейся десятилетиями, которой наши предки пользовались как для работы, так и для отдыха.

Я вас «приглашаю» в дом моей бабушки. Поднимаемся по ступенькам крыльца, проходим через сени и оказываемся в жилом помещении. Каждая вещь на своем месте!  Красный угол.² Красный – красивый, торжественный, праздничный, находится на самом видном месте по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, - так, чтобы иконы были первыми, что видел входящий. (Приложение 6)

Бабушка рассказывает: «Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу и только затем здоровался с хозяевами.

У нас в Скрябине церкви не было, она была в селе Красногор. В этой церкви служил мой прадедушка Кульпин Андрей Иванович, он был старостой в церкви. (Приложение 7) Часто в церковь приезжал иконописец. Ему прадедушка заказал всем сыновьям иконы на благословление с изображением Спасителя. Икона есть в нашем доме, она передаётся из поколения в поколение. В нашей семье все были набожные, каждую субботу после бани ходили на вечернюю службу, соблюдали все праздники и посты».

Проходим мимо русской печки. Здесь все по-старому: чугуны, ухваты, глиняные горшки, кринки, на полках вместе с современной деревянная посуда: ложки и плошки. «Большая часть глиняной посуды приобреталась на ярмарках у климовских горшечников. Металлическая утварь была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости. В нашем хозяйстве было много предметов, помогающих в приготовлении пищи, в основном они были принадлежностью «бабьего кута3», поясняет бабушка».

_____________________________________________

² Красный угол, в избе, передний, старший, где иконы и стол. ³ Ба́бий кут- пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы.

А это крынка! Характерной особенностью ее является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово.

Я помню, когда была маленькая, бабушка наливала мне из крынки парное козье молоко. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. (Приложение 8)

Книзу узок, верх широк, не кастрюля …

Был на базаре, очутился на пожаре.

Огня не боится, в нём каша томится. 

Много загадок придумано о такой необходимой вещи как чугун.4 Моя бабушка с помощью ухвата 5 ставит чугунок в русскую печь для приготовления пищи. (Приложение 9)Кроме этого, она научилась от своей мамы варить домашнее пиво в корчаге. (Приложение 10)

За печкою – невидимый сверчок,

И мне сверчка уже привычно пенье.

А рядом с печкой бабин сундучок,

В том сундучке все бабино именье:

Хранится там цветастый сарафан

И для косы нехитрые уборы…

Сундук в прошлом – это часть любого крестьянского хозяйства. Дети малые на нем спали. Если соседи зайдут, разговором потешиться, тоже на нем уместятся. На самом деле главная тайна сундука внутри. В нем хранились вещи, которые были дороги хозяевам: девичье приданое, одежда к празднику. Сундуки для приданого были известны давно. Делали их деревянными, украшали удивительными цветами или солярными изображениями.

____________________________________________________

Чугун (чугунок)- крупный сосуд из чугуна (отсюда и название посуды) для тушения и варки в русской печи.

Ухват - длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны.

Большая часть сохранившейся одежды от ее матери – из холста. Пряли холст из льна. Хоть и грубовата ткань, но очень прочна. Сил и трудов вкладывалось в лен порой не меньше, чем в хлеб. После прядения ткали холсты. В избу приносили ткацкий стан. Стан до сих пор используется моей бабушкой. Она сама ткала половички, которые есть и у нас дома! (Приложение 11)

Заключение

За многие века был создан огромный мир вещей, которые мы сегодня не используем. У каждой из этих привычных вещей своя история. Одна длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна. И лучше бы нам их знать. В работе меня вдохновлял личный интерес и желание восстановить местную историю. 

 Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу о том, что старинные предметы домашнего обихода забыты, большинство из нас не знают многих старинных предметов. С уверенностью могу сказать, что цель исследовательской работы мною достигнута: я ближе познакомилась с русской народной культурой через изучение истоков, обрядов, традиций и забытые предметы домашней утвари жителей деревни. Проделав большую, интересную работу, пополнила словарный запас и обогатилась бесценными знаниями по русскому языку, истории и литературе. Я поняла, что всем нам надо бережнее относиться к старинным вещам, традициям, нашему фольклору – всему тому русскому, родному, что является милой малой родиной. Изучая предметы быта и уклад жизни предков я поняла, что мне ещё много предстоит узнать и изучить по данной теме, ведь устройство крестьянской избы связано с традициями наших предков, а традиции у нас богатые и интересные.  Обо всём, что я узнала, проводя своё исследование, расскажу сверстникам. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще   А.С. Пушкин заметил, что «уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости».

Свою работу я хотела бы закончить словами выдающегося русского этнографа XIX века А.В.Терещенко: «Кто хочет исследовать быт народа, тот должен восходить от его юности и постепенно снисходить по ступеням изменений его возрастов. Тогда мир наших предков не будет для нас безжизненным, мертвым: он представится сильнее нашему воображению, со своими его причудами и понятиями, тогда увидим все стороны картины: суровой и гордой, воинственной и мирной, несчастной и торжествующей, печальной и добродетельной; на ней увидим предков, увенчанных славою, и сердце наше забьется крепче».

Список использованной литературы

1.  Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка: ок. 7000 единиц. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2008. – 432 с.: ил.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия

3. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.:  Олма-Пресс, 2000–608 с.

4.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., Оникс, Мир и образование 2001. – 944 с.

5.  Пословицы, поговорки, загадки. /Сост.,         авт.    А.Н.      Мартынова, В.В. Митрофанова. – М: Современник, 1986. – 512с.

6. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др. - СПр.: Издательство «Искусство-СПБ», 2001. - 376 с.: ил.

7. Старинные русские пословицы и поговорки. – М.: Дет. лит., 1984.

8. Энциклопедия Урень-края Автор: ред. Киселев В.М. Издательство: Урень,

2015.

Интернет - ресурсы:

9. http://рустрана.рф/article.php?nid=24701. Предметы обихода, кухонная утварь 

10.http://school76muzeum.ucoz.ru/publ/slovar_utvari_i_predmetov_starogo_obi11.khoda_utvari/1-1-0-29. Словарь утвари и предметов старого обихода

12.  http://rus-izba.narod.ru/utvar.htm. Русскаяизба.

13. https://vk.com/wall-189886469_7Istoria_sela_Krasnogor001.pdf

14. potomy.ruworld/2788.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Бабушка в молодости (2 ряд 1 слева)

Бабушка на практике (2 ряд 2 слева)

Бабушка в родной деревне, лето 2022 г.

Бабушка и я (Смирнова Анна), 2023 г.

Храм ПРИЛОЖЕНИЕ 2

х
ИсточникХХх: https://uren-vesti.ru/articles/media/2021/2/1/krasnogor-zhivi-dolgo/
Источник: http://uren-vesti.ru/

Лапоть от прадедушки

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ученики школы в д. Скрябино

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Родители моей бабушки

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Дом, в котором живет бабушка, построен в 1960 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Красный угол

Красный угол

Красный угол

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Храм в с. Красногор, 1928 г. г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8, 9

Домашняя утварь в доме моей бабушки

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

РЕЦЕПТ

«Домашнее пиво»

Мама домашнее пиво варила так:

в корчагу (большой глиняной чугун) на дно надо положить жгут из ржаной соломы, потом солод и залить водой, поставить в вольную печь на сутки. Вытащить из печи, слить в отдельный сосуд, затем ещё раз залить водой и снова поставить в печь на сутки, после чего опять слить и соединить с первым сливом. Потом это сусло «навеселить» хмелинами, оно сутки бродит, после чего пиво готово.

Записано со слов бабушки

Смирновой Е.А., которая тоже варит «Домашнее пиво»

 

Корчага

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Ткацкий станок

 

Домотканые половики в доме бабушки

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Соотнеси название предмета домашней утвари с его значением

Амбар

Лыковая обувь русских крестьян на онучах 

Печь

Приспособление для переноса ведер

Сундук

Приспособление для размешивания жидкой пищи, замешивания опары, теста, сбивания масла

Крынка

Хозяйственное строение для хранения зерна, муки, имущества

Ухват

Предмет обстановки – неподвижная скамья, толстая, длинная доска для сидения

Мутовка

Приспособление для отопления жилья и приготовления пищи

Лапти

Глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол

Лавка

 Большой ящик с навесной на петлях крышкой, использовавшийся для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода

Коромысло

Приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти. 

Квест-игра «Забытые предметы»

Этап № 4 «Предметы старины далекой»

Участники игры отгадывают загадки. Отгадки – предметы находят среди экспонатов музея.

Загадки:

1.   Ни свет, ни заря –

Пошел, согнувшись со двора. (Коромысло)

2.   Им разглаживают холсты. (Рубель)

3.   Рогат – да не бык,

Хватает – да не ест,

Людям отдает,

Сам на отдых идет. (Ухват)

4.   Новая посудина вся в дырах. (Решето)

5. К лесу иду - пустым пусто,

Из лесу иду - густым- густо. (Лукошко)

6. В земле родился, на кружале вертелся, на огне пёкся. На базаре был, людей кормил, как упал, так пропал, никто не прибрал (Горшок из глины - крынка)

7.  Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (Чугунок)

8. Прячет бабушка там вещи

сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут ... (Сундук)

Результаты анкетирования учащихся до ознакомления с предметами крестьянского быта (декабрь 2022 года)

Результаты анкетирования учащихся после ознакомления с предметами крестьянского быта в школьном краеведческом музее в «Зале ремесел и быта» (январь 2023 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Учащиеся 6 А класса

в школьном краеведческом музее

Просмотров работы: 26