Посол Российской империи по прозвищу Амремзей - мой знаменитый прапрадед

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Посол Российской империи по прозвищу Амремзей - мой знаменитый прапрадед

Иванова Р.В. 1
1МОБУ СОШ с. Темясово
Мусина Т.А. 1Галиева Н.Г. 1
1МОБУ СОШ с. Темясово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность.

Кем были мои предки? Где они жили? Чем занимались и какую роль сыграли в истории нашей многонациональной страны? Этими вопросами я задаюсь вновь и вновь, когда готовлю уроки по истории Отечества или читаю исторические произведения, смотрю исторические фильмы. Эти вопросы я не раз задавала и своему дедушке Тахаутдинову Хайдару Мустафовичу (отцу моей матери). И вот однажды он показал мне свои записи. Это было шэжере их рода. Слово шэжэрэ переводится с арабского языка как «родословное дерево». Оно считается у башкир ценным документом. Своим шэжэрэ люди всегда дорожили. Так же дедушка рассказал легенду, которая передавалась из поколения в поколение, о моем прапрадеде Максюте Юнусове, который был якобы послом при Петре I. Возможно, легенда имела под собой какую-то основу? Я решила проверить и продолжила искать информацию у наших родственников из интернет ресурсов. Каково же было мое удивление, когда я прочитала книгу «Максют Юнусов и его потомки», которую дал мне дядя – имам-хатиб деревни Кугидель Манапов Гали Гильмитдинович (двоюродный брат моего дедушки). А книгу эту написал доктор физико-математических наук Ахтар Магазович Гайсин. Он известен мировому научному сообществу как выдающийся математик, лауреат премии имени А.Ф. Леонтьева. Ахтар Магазович- прямой потомок Максюта Юнусова в десятом колени и наш дальний родственник. Он воссоздал полную картину участия нашего предка в делах российской дипломатии в Центральной Азии в 20-е годы XVIII века и написал несколько книг о нем. А ведь это интереснейший факт из истории нашего края. Кроме того, подробное изучение генеалогии будет способствовать пополнению сведений о семье. Это обусловило актуальность исследования.

Цель исследования - изучение страниц жизни моей семьи.

В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:

-собрать информацию о жизни своих предков, по которой можно увидеть историю семьи;

-работа с семейным архивом;

-провести интервьюирование родственников по интересующим вопросам ;

-на основе исследований углубить знания по родословной семьи Тахаутдиновых.

Предмет исследования – история рода Тахаутдиновых, Манаповых

Объект исследования – архивные документы XVIII – XX вв.

Гипотеза исследования: если каждый из нас будет хранить в памяти и передаст другому поколению историю своей родословной, значит мы будем бессмертны, ведь история семьи - это частица истории нашего государства

В работе использовались методы: поисковый, хронологический, метод интервью, метод обобщения.

Литературный обзор. Значительный вклад в изучение вопроса о роли мусульман в юго-восточной политике России внесли И. М. Васильев и А. М. Гайсин. Их совместная работа «Торговля и дипломатия: документы о российско-среднеазиатских отношениях, 1723-1725 гг.», посвящена изучению дипломатической деятельности башкира Максюта Юнусова. Авторы публикуют тексты архивных документов, которые связаны с поездками М. Юнусова в казахские степи, к каракалпакам и в Бухарское ханство в 1722-1725 гг. В книге «Максют Юнусов и его потомки» А. М. Гайсин исследует происхождение и биографию Максюта Юнусова. Генеалогические схемы тангауров деревни Кирдас. В издании публикуются исследовательские материалы, связанные с торговой и дипломатической деятельность Максюта муллы Юнусова - родоначальника башкир-первопоселенцев д.Кырдас (1834 г.) Тангаурской волости Верхнеуральского уезда, родословные схемы его потомков и комментарии к ним. Работа включает ключевые цитаты из обширного списка документов Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), а также новые генеалогические сведения, выявленные автором в 2009 - 2011 гг. Гайсин А.М. Посол белого падишаха: Наследие Юнуса-ахуна и документы АВПРИ о дипломатических поездках Максюта-муллы
Публикуются исследовательские материалы, связанные с торговой и дипломатической деятельностью Максюта-муллы Юнусова .Представленные в работе архивные исследования позволяют восстановить полную картину участия купца и дипломатического курьера Максюта-муллы Юнусова прозвищем Амремзей» – в делах российской дипломатии в среднеазиатском регионе в 20-е годы XVIII в.

Следует отметить, что мы никогда не получили бы полного представления об этих событиях, если бы не архивное исследование, проведенное доктором физико-математических наук Ахтаром Магазовичем Гайсиным. Он воссоздал полную картину участия нашего предка в делах российской дипломатии в Центральной Азии в 20-е годы XVIII века в своих книгах.

В ходе исследования я изучила материалы архивов Абзелиловского и Баймакского районов Республики Башкортостан. В первую очередь, работала с метрическими книгами .

Весомый вклад в изучение этого вопроса внесли семейные архивные записи моего дедушки Тахаутдинова Хайдара Мустафаевича и моего дяди Манапова Галея Гильмитдиновича. Были использованы фотографии и документы из личных архивов семей Тахаутдиновых и Манаповых-потомков Максюта муллы Юнусова. Также я посетила Темясовский историко-краеведческий музей и встретилась с его директором Абсалямовой Р.Р., побывала в мечете деревень Кугидель Баймакского района и Кирдас Абзелиловского района.

Результаты исследования:

В ходе исследования восстановлено генеалогическое древо семей Тахаутдиновых и Манаповых до 20 колена. Проделанная работа обогатила мои знания о моем прапрадеде Максюте Юнусове, который действительно сыграл немаловажную роль в истории нашей многонaциональной страны- был дипломатическим курьером в российско-каракалпакских, российско-казахстанских переговорах. Я накопила определённый опыт в изучении истории моих предков. Работая над данным исследованием, мне удалось достичь поставленной цели.

I. Кем были мои предки?

Родословная Тахаутдиновых,Манаповых.

Начинает наш род - Абузар, его сын-Масгут, сын Масгута-Габдулла, его сын-Габдулманнан, Габдулманнана сын-Габдуррахим, сын Габдуррахима- Габдулкадир, его сын-Шахнесеб, сын Шахнесеба-Габдулхалик(Урасай)-1543года рождения, его сын-Габдулла (Иванай)-1589 года рождения, сын Габдуллы -Юнус ахун-годы жизни -1636-1720, его сын-Максют мулла 1685 года рождения. Они все были уроженцами деревни Ур Казанского уезда. Жизнь Юнуса ахуна тесно связана с распространением и развитием ислама. Он был первым имам-хатибом (после разгрома Казанского ханства по разрешению царя Ивана Грозного). История духовенства и ислама села Кирдасово Абзелиловского района имеет глубокие корни, уходящие в Средневековье: коренные жители деревни Кирдасово являются потомками Юнуса бин Иванай (по другим версиям-Габдулла) известного по трудам Шихабетдина Марджани и Ризаитдина Фахретдинова как «Юнус ахун», «Юнус афанде». Переехал он сюда из Заказанья, странствуя, занимаясь миссионерской деятельностью и заботясь о распространении ислама. Как отмечает Ш.Марджани, это был первый человек, который после падения Казанского ханства совершил путешествие в Махренаваннар, где и получил образование. По преданиям умер во время своего второго хаджа. Юнус ахун был очень образованным человеком: основал медресе, где написал свой основной труд-тюркоязычный комментарий кучебнику грамматики арабского языка «Бидан», далподробные и ясные комментарии на фарси к работе «Фараизе сираджиа» - «Шарх-и Фараиз сираджия», который посвящен мусульманскому наследственному праву. Он также написал учебное пособие по математике, основанное на дедуктивном методе-алгебраических принципах. Его научное наследие занимает видное место среди персоязычных рукописей Российской империи и потому является предметом особого внимания ученых-исламоведов.Согласно Ш.Марджани, одного из сыновей Юнуса ахуна звали «мулла Максуд».Максют мулла, сын Юнуса ахуна, в русских документах XVIII века проходит как башкир Тангаурской волости и известен как торговый человек, дипломатический курьер Коллегии иностранных дел и посланника Петра I в Бухарское ханство Флорио Беневини в 1718-1725г.г. «Посол Российской империи по прозвищу Амрезей» -Максют мулла сыграл важную роль в российско-каракалпакских, российско-казахстанских переговорах по обмену пленными. Он был инициатором первого обращения казакского хана Абулхаира к «Белому

падишаху» с просьбой о помощи против джунгар и о принятии казахов под покровительство России.

И так, в конце XVIII века потомки Максют муллы основали деревню Кирдас Тангаурской волости Верхнеуральского уезда (ныне с.Кирдасово Абзелиловского района).

Сын Максюта-Рахматулла-1741 года рождения, его сын Сырдак-1775 года рождения, его сын-Абдулгазиз-1809 года рождения, его сын-Габдулманаф-1837 года рождения, его сын-Тахаутдин-1878 года рождения, сыновья Тахаутдина – Низаметдин (1901 года рождения) [ фото], Мортаза (1905 года рождения), Мустафа (1908 года рождения) [2фото], Сафиулла (1917 года рождения), Хасан(1920 года рождения) родились в деревне Кирдасово Абзелиловского района . Мой прадед Мустафа до революции батрачил у богатых. После революции с братом Низаметдином первыми организовали колхоз «Урняк», Низаметдин был первым председателем колхоза. Прадед Мустафа участвовал в ВОВ, воевал на Сталинградском фронте и в Прибалтике. Был дважды ранен, награжден многими медалями, орденом Красной звезды. После разгрома Власовцев в Прибалтике демобилизовался осенью 1946г. Был инвалидом 2 группы и умер летом 1979 года. Его сын-Хайдар-1953 года рождения (наш дедушка), его сын Айдар 1983 года рождения и дочери-Сулпан-1975 года рождения, Миляуша -1977 года рождения, Минзаля-1980 года рождения (моя мама), ее дети Артем-2004 года рождения, Руфина-2007 года рождения, Денис -2018 года рождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Посол Российской империи по прозвищу Амремзей

Далее речь пойдет о нашем знаменитом прапрадеде Максюте Юнусове. Кем же он был на самом деле? Какую роль он сыграл в истории нашей страны, что его личность изучают историки-востоковеды и посвящают ему свои труды, пишут о нем книги? И что означает его прозвище –Амремзей?

В ходе исследования я наткнулась на труды Булата Ахмеровича Азнабаева-доктора исторических наук, профессора, директора научно-образовательного центра истории башкирского народа « Башкирское общество в XVII – первой трети XVIII в.» Для полного описания событий происходящих в истории нашей страны в 1724-1726 г.г., касаемых юго-восточной политики Петра I,я приведу примеры из его статьи о Максюте мулле Юнусове.

В конце января 1724 года из Уфы выехал небольшой санный обоз в Бухару. Его возглавлял башкир Ногайской дороги Тангаурской волости мулла Максют Юнусов. Посланника сопровождали лишь один толмач - уфимский служилый иноземец Филипп Лутохин и четверо нанятых людей. 
Коллегия иностранных дел потребовала от уфимского воеводы князя Ивана Григорьевича Шеховского, чтобы Юнусова сопровождал конвой из 10 башкир. Однако те категорически отказались участвовать в посольской миссии. Они заявили воеводе: «Нас в пути всех перебьют». В 20-е годы XVIII века отряд из десяти человек выжить в казахских степях не имел никаких шансов. В лучшем случае все они бы попали в рабство. В эти годы на юго-восточной границе России шла непрекращающаяся война между казахами, джунгарами, калмыками, каракалпаками и ногайцами. К тому же башкиры знали, что все дипломатические курьеры, следовавшие в Бухару и из Бухары, были убиты в дороге. Тем не менее Максют Юнусов по прозвищу Амремзей отважился на рискованное предприятие, решив для себя: «Если умрем, то на службе падишаха». Это посольство имело важные для Российской империи и народов Казахстана последствия. Впрочем, и предыстория этой миссии заслуживает не меньшего внимания.
Цели юго-восточной политики Петра I были намного более прагматичными, нежели его внешнеполитические устремления на Западе. Центральная Азия влекла царя-реформатора, прежде всего как источник безграничных запасов золота и сверхприбыльной торговли. До открытия приисков на Урале свое золото в России не добывалось. Империя только завершила тяжелейшую войну со Швецией и готовилась к реваншу. Война же, по словам одного из маршалов Людовика XII, всегда нуждается только в трех вещах – деньгах, деньгах и еще раз деньгах. До Хивинской экспедиции Александра Бековича -Черкасского Петр I не видел серьезных препятствий на пути овладения ресурсами Центральной Азии. 
В окружении императора пользовалась популярностью странная географическая история о том, что совсем еще недавно река Амударья впадала в Каспийское море, однако хивинцы построили плотину для того, чтобы отвести реку в Аральское. Тем самым правители надежно обезопасили себя от вторжения с северо-запада. Кроме того, река намывала много золотого песка, который не должен был попасть в руки неверных. Именно для отыскания прежнего русла Амударьи и принуждения хана Бухары к российскому подданству был послан в Азию шеститысячный корпус Бековича -Черкасского. 
Предполагалось, что отряд отыщет первоначальное русло реки, уничтожит плотину на Амударье и восстановит прежнее её течение. Таким образом выйдя из российской Астрахани в Каспийское море, можно будет по Амударье и ее притокам добраться до Индии. Однако весь корпус Бековича-Черкасского был вырезан в Хивинском ханстве. Его голову в знак признательности хан преподнес эмиру Бухары. Тем не менее даже после полного разрыва торговых отношений с Хивой Петр I не утратил надежду на приобретение золотых месторождений Амударьи. Для того чтобы выяснить причины гибели экспедиции, а также для разведывания влияния Турции и Ирана на политику хивинского хана, в 1718 году в Бухару был послан Флорио Беневени. Этот итальянец из Дубровника оказался на русской службе еще в 1708 году, когда его заметил первый российский посланник в Османской империи Петр Андреевич Толстой. Взяв в качестве толмача турецкого и персидского языков, Толстой поднял его статус до секретаря посольства. Свою лояльность России Беневени доказал во время длительного тюремного заключения в Стамбульской Семибашенной крепости, в которой российская миссия ожидала смертного приговора. 
В 1717 году Толстой и Беневени оказали царю важную услугу. Они были посланы в Неаполь, где в то время скрывался царевич Алексей со своей любовницей Евфросиньей. Толстой при содействии последней ловко обошел царевича и путем угроз и ложных обещаний склонил его к возвращению в Россию. Впоследствии эту историю Беневени поведал Максюту Юнусову. В результате она стала семейным преданием, в которой сам Максют превратился в одного из участников миссии по поиску пропавшего царевича. 
Именно Толстой рекомендовал иностранной коллегии Флорио Беневени в качестве посланника к бухарскому хану. Тому пришлось проделать длительный путь в обход Хивы через Иран, где российского посланника задержали почти на год. Впрочем, посол времени напрасно не терял. Подробнейшие отчеты о военном, политическом и торговом положении Ирана, Азербайджана и Средней Азии направлялись в Санкт-Петербург регулярно. Лишь в 1721 году Беневени прибыл в Бухару. Ему довольно быстро удалось выяснить истинные причины гибели экспедиции Бековича-Черкасского. Он убедился в том, что золотой песок попадает в Амударью из горных притоков, берущих начало в горах Бадахшана. По-видимому, непомерная любознательность русского посла насторожила хивинцев. В конце концов, его прямо обвинили в шпионаже, но поскольку его защищал дипломатический статус, то ограничились угрозами и наотрез отказались отпускать его в Россию. Беневени лишили связей с Санкт-Петербургом. Все курьеры, которых посылал он сам и которые следовали к нему, были убиты. Как писал он сам: «на степи и птица не пролетит». В отчаянии решил прибегнуть к оказии, обратившись к башкирским купцам, которые в это время находились в Бухаре. По его наблюдению наибольшее доверие вызывал Юнусов по прозвищу Амремзей. Именно в послании, переданном через Максюта, мы узнаем о том, что он носил прозвище, которое переводится с арабского как «целитель» или «избавитель». Второе значение прозвища наиболее точно отражало ситуацию, в которой оказался российский посланник. Беневени в своем послании отметил, что Максют «показался, что яко верный вашего величества подданный желает заслужится и увидеть царские очи ваши». Именно Юнусову удалось доставить сведения о русском после, которого уже считали пропавшим. Вместе с письмами с Максютом был передан фунт самородного золота из Амударьи. 

Следует отметить, что Максют Юнусов не был просто купцом. В Бухаре он оказался и по делам, которые отчасти можно назвать дипломатическими. В 1723 году приехал в Бухару по поручению дворян Сибирской губернии, которые просили его разыскать и по возможности выкупить или обменять находившихся в плену дворян Павла Ушакова и Ивана Шарыгина. На обратном пути караван Максюта Юнусова был ограблен казахами. В результате он лишился всего товара – 2000 бухарских мерлушек, 300 лисиц, 100 концов кумача. У него отняли двух верблюдов, лошадей, трех слуг и сына Рахматуллу. Однако послание в Петербург Юнусов доставил, за что получил 100 рублей жалованья и приказ возвращаться в Бухару для передачи новых инструкций русскому послу. Указ был подписан лично Петром Андреевичем Толстым. После того, как башкиры отказались сопровождать Максюта Юнусова, он тем не менее приобрел надежного спутника. Им оказался «изменник» Сеит, который бежал в каракалпакские степи в 1719 году. Сеита разыскивали российские власти за то, что он «приводил» в 1718 году в Казанский уезд казахов и каракалпаков. В 1723 году Сеит приехал с берегов Аральского моря навестить своих друзей в Юрматинской волости. Здесь с ним и встретился Амремзей. Однако посланника надолго задержали каракалпаки. Здесь ему удалось выпросить из неволи трех русских пленников, которые были отправлены в Россию с башкиром Сафаром Рысхозяевым, который передал в Санкт-Петербург и депеши Максюта, составленные цифровым кодом. Максют Юнусов написал отчет о положении дел в Центральной Азии. Он указал на то, что нужного решения от местных предводителей можно добиться с помощью недорогих подарков сукном ценой 50 или 100 рублей, «ибо такой дар самый подходящий». Но более всего, писал Максют, кочевники уважают посланников, обладающих ораторскими способностями. Амремзей предложил прислать из Уфы толмача Петра Куклина, «который со всяким и обо всем говорить умеет, речами своими трезвого человека пьяным сделает». Впрочем, и сам Максют произвел на каракалпаков и казахов настолько сильное впечатление, что они поддались его уговорам и согласились направить в Петербург посольство с просьбой о принятии их в российское подданство. Миссия Койбагара Кобякова прибыла на берега Невы зимой 1726 года. Его лично сопровождал Юнусов. Казахи просили в качестве условий принятия российского подданства разрешить им кочевать между башкирами по реке Урал. Они также добивались гарантии безопасности от нападений башкир и уральских казаков, а также настаивали на размене пленных в Уфе. Однако коллегия иностранных дел сочла подданство казахов невыгодным инесвоевременным. 
Казахам угрожало Джугарское ханство, с которым Россия имела протяженную границу в Сибири. Российских войск за Уралом не хватало даже для охраны населенных пунктов, поэтому вопрос был отложен почти на 8 лет. Тем не менее первое посольство казахов с целью принятия российского подданства было организовано в результате деятельности башкира Тангаурской волости Максюта Юнусова, оставившего заметный след в истории российской дипломатии на Востоке. [Гайсин А. М. «Посол белого падишаха»: Наследие Юнуса ахуна и документы АВПРИ о дипломатических поездках Максют муллы. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2019]

Заключение

И так, родословное древо Тахаутдиновых выросло передо мной, и оказалось, что оно глубоко вошло корнями в башкирскую землю.

В ходе исследования достигнуты следующие результаты:

- подтверждено происхождение предков Тахаутдиновых,Манаповых,

- построено генеалогическое древо до 20 колена;

- собраны биографические данные наиболее известных представителей рода,

- найдены прямые потомки Максюта Юнусова,которые в конце XVIII века основали деревню Кирдас Тангаурской волости Верхнеуральского уезда (ныне с.Кирдасово Абзелиловского района).

-доказано, что Максют Юнусов, оставил заметный след в истории российской дипломатии на Востоке, из архивных исследований, проведенных доктором физико-математических наук Ахтаром Магазовичем Гайсиным. Он воссоздал полную картину участия нашего предка в делах российской дипломатии в Центральной Азии в 20-е годы XVIII века в своих книгах.

-при посещении историко -краеведческого музея , директор Абсалямова Р.Р. отметила, что нет экспозиции посвященной личности Максюта муллы Юнусова. В связи с этим наше исследование особенно актуально и интересно для музея. Копии найденных материалов я передам в музей, так как мое исследование имеет не маловажное значение и для краеведения.

Таким образом, мне удалось достичь поставленной цели. Проделанная работа обогатила мои знания о моем прапрадеде Максюте Юнусове, торгового человека и дипломатического курьера посланника России в Бухарское ханство в 1718-1725 годах ,по прозвищу Амремзей, которое переводится с арабского как «целитель» или «избавитель». Весомый вклад в изучение этого вопроса внесли семейные архивные записи моего дедушки Тахаутдинова Хайдара Мустафаевича и моего дяди Манапова Галея Гильмитдиновича. От них многое узнала о своих корнях, многое для меня было ново и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода, так как накопила определённый опыт в изучении истории моих предков. Эту работу обязательно продолжу и надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут. [1фото] Я горжусь своими предками!

Список источников и литературы:

1.Гайсин А. М. «Максют Юнусов и его потомки» Генеалогические схемы тангауров деревни Кирдас. – Уфа: Гилем, 2012.

2.Гайсин А. М. «Посол белого падишаха»: Наследие Юнуса ахуна и документы АВПРИ о дипломатических поездках Максют муллы.Уфа: Башкирская энциклопедия, 2019

3. Гайсин А. М. Посол Российской империи: Тангаурский след в восточной дипломатии Петра I. 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2019.

4.И. М. Васильев и А. М. Гайсин. «Торговля и дипломатия: Документы о российско-среднеазиатских отношениях, 1723-1725 гг.»

5. Азнабаев Б.А.« Башкирское общество в XVII – первой трети XVIII в.» Уфа, 2016г.

6.Архивные документы деревни Кирдас Абзелиловского района Республики Башкортостан.

7.Архивные документы деревни Кугидель Баймакского района Республики Башкортостан.

8.Документы историко-краеведческого музея села Темясово Баймакского района Республики Башкортостан

9. Архивные документы семьи Тахаутдиновых, Манаповых.

Интернет ресурсы:

1. https://cyberleninka.ru/article/n/diplomaticheskaya-deyatelnost-maksyuta-yunusova-i-mendiyara-bekchurina-v-yugo-vostochnoy-politike-rossii-v-xviii-v

2. https://ufaved.info/articles/istprogulki/posol-rossiyskoy-imperii-po-prozvischu-amremzey/

Приложение

Дедушка с бабушкой(по матери)-Тахаутдиновы Хайдар и Райля

Шэжэре из архива Тахаутдинова Х.М

Дядя-Манапов Галей Гильмитдинович

Шэжэре из архива Манапова Г.Г.

Манапов Низаметдин Тахаутдинович(1901 года рождения)

Манапов Мустафа Тахаутдинович(1908 года рождения)

Доктор физико-математических наук Гайсин Ахтар Магазович

Потомки Максюта муллы Юнысова

Просмотров работы: 30