Все ремёсла хороши, выбирай на вкус

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Все ремёсла хороши, выбирай на вкус

Марченко И.А. 1
1МБОУ СОШ №3 г. Лебедяни
Турсунова О.А. 1
1МБОУ СОШ №3 г. Лебедяни
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире технического прогресса, цифровых технологий и виртуальной реальности у человека всё меньше необходимости создавать что-либо своими руками. К сожалению, у большинства людей к этому нет и желания. Практический любой предмет бытового обихода, еду или услугу можно заказать через интернет. Трудно даже представить, как жили наши предки без всех благ цивилизации, которые имеем мы. Человеку нельзя было ничего не уметь, у него обязательно должно было быть ремесло.

А как же обстоит дело с ремёслами в настоящее время? Понятно, что создавать все необходимые предметы для жизни вручную сейчас не представляется возможным ни для какого человека. Ремесло можно рассматривать, как народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Но имеет ли оно место в нашей жизни? В моей исследовательской работе я хочу на примере родного города узнать о людях, для которых ремесло играет важную роль в жизни. И не только узнать больше об их работах, но и попробовать себя в их деле.

Объектами исследования являются виды ремесел, а предметом исследования – мои земляки, мастера народного творчества.

Цель моей исследовательской работы: изучить теоретический материал о разнообразии ремесел, узнать истории реальных людей, для которых народное ремесло стало главным делом в жизни.

Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи:

Изучить виды и особенности ремёсел.

Провести опрос среди одноклассников об их знаниях о ремёслах и мастерах нашего города.

3. Познакомиться с мастерами народного творчества моего города, их работами.

4. Получить практические умения на мастер-классах.

5. Разработать для одноклассников буклет-памятку о мастерах нашего города.

В процессе исследования я хочу подтвердить гипотезу о том, что народные ремёсла не утратили своей значимости, присутствуют в нашей современной жизни и остаются доступными для любого желающего.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении моих знаний и моих одноклассников о народных ремеслах, о вкладе моих земляков в культуру нашей родины.

Практическая значимость работы заключается в том, что я смог попробовать себя в различных видах народного творчества, создал мотивационный буклет-памятку для одноклассников о мастерах народного ремесла нашего города.

В своей работе я использовал различные источники информации: энциклопедии, материалы Интернет-сайтов.

ГЛАВА 1

1.1 Многообразие ремёсел

Что же такое ремесло? Ремесло́ – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Историки считают ровесниками Homo sapiens (с лат. – «Человек разумный») и ремесло. Как только человек начал сознательно осваивать окружающий мир, он стал на путь создания ремёсел. Началось всё с камня, и примерно на протяжении миллиона лет этим же и ограничивалось. Человек находил камни и разными способами раскалывал их, чтобы иметь возможность использовать их в быту. И только через миллион лет к раскалыванию камней присоединилась примитивная деревообработка. Она заключалась в отламывании и обработке палок, привязывании их лозой к камням. Именно так появились первые умельцы, изготавливающие копья и топоры.

Веками и тысячелетиями различные сообщества людей накапливали знания и опыт, передавая и сохраняя их в виде рисунков, знаков, звуков, выстраивая свою неповторимую культурную систему внутри сообщества. С появлением и развитием земледелия и скотоводства появилось разделение труда и возникновение ремёсел. Первые ремесленники занимались выделкой шкур и кожи различных животных. В первобытнообщинном строе господствовало домашнее ремесло в условиях натурального хозяйства: люди изготавливали изделия из камня, дерева, кости; освоили технику прядения и ткачества для изготовления одежды. Постепенно охотничье оружие, луки, ловушки, домашняя утварь благодаря новым приёмам обработки материала становятся более совершенными. Первые материалы для работы люди находили вблизи своих жилищ – глина, камень, небольшие куски мягкого металла, дерево.

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу (примерно в VIII в.) у древних славян ремесло носило домашний характер – каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. В IX веке ремесленники стали заниматься только определенным промыслом – готовили продукты своего труда для всей общины, в то время как остальные её члены обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверьём.

К XII веку насчитывалось около 60 видов ремёсел. Самыми распространёнными, дошедшими до нашего времени в практически неизменном виде, были такие виды ремёсел: кузнечное, гончарное, плотницкое, столярное, скорняжное, ювелирное, портняжное, ткацкое, прядильное, шорное, пекарное, сапожное, печное, кожевенное, стеклодельное и многие другие.

Постепенно помещики в своих имениях начали создавать художественные мастерские, и вещи, которые изготавливали в этих мастерских крепостные, использовались для продажи. Позднее этим ремеслом стали заниматься целыми деревнями и декоративно-прикладное искусство вошло в рыночную систему.

Определенные виды народных ремёсел появлялись в зависимости от того, какими материалами для изготовления и природными особенностями богата та или иная местность.

Так, например, в районах, где большую часть территории составляют леса, зарождалась художественная обработка дерева. Жители горных районов занимались обработкой камня. У народов, живших в районах залежей глины, традиционным ремеслом было гончарное производство, а производство металлических изделий возникало там, где находились месторождения руд черных и цветных металлов. Независимо от районов были развиты такие виды декоративно-прикладного искусства, как вышивка и узорное ткачество.

1.2 Резьба по дереву

Человек издревле использует дерево в повседневном обиходе. Из него сооружали суда, строили дома и храмы, делали мебель, посуду и игрушки. Особой теплотой и уютом отличалась художественная резьба по дереву. Работы мастеров в этой сфере и сейчас завораживают красотой.

Наши предки очень тесно были связаны с природой и считали дерево проводником между солнцем и людьми, а деревянные изделия являлись символом здоровья, благополучия и долголетия. Им были известны и ценные качества дерева, такие как водонепроницаемость, теплоизоляция, разнообразие текстур и рисунков древесины, удобство обработки и заготовки.

Резьба по дереву бывает различных видов. Названия говорят сами за себя: плосковыемчатая, которая в свою очередь может быть геометрической или контурной, и плоскорельефная; рельефная разделяется на барельефную и горельефную; резьба "татьянка" имеет вид плетеного кружева; прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы; выделяют «домовую» и скульптурную резьбу.

При выборе материала для работы важна твердость дерева. Мягкие породы: ель, каштан, пихта, сосна и ива, липа, тополь и ольха. Мягкие породы дерева для резьбы – максимально комфортны в обработке. Твердые породы (лиственные варианты) - бук, береза обыкновенная, осина, ясень, вяз. Сверхтвердые породы - это граб, самшит, кизил, белая акация и дуб.

Важную роль для резьбы по дереву играют инструменты. В первую очередь ножи. Эти инструменты могут иметь классический внешний вид или же необычную форму. Плоские стамески для резьбы по дереву являются одними из самых простых инструментов. Стамески полукруглой формы и V-образные стамески используются в зависимости от породы древесины и сложности работы. Среди них выделяют такие инструменты, как клюкорезы или клюкарзы, ложкорезы, а также долото.

Дополнительно для резьбы по дереву используются киянки, тёсла, чеканы (пуансоны).

1.3 Ткачество

Прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество освоило разного рода плетение. Известны и нам – косичка и плетение способом «дерганья» на пальцах. Техника дерганье была широко распространена по всему миру.

Настоящее тканьё – технически сложный процесс, подразумевающий разделение нитей на основу и уток. Уток – нить, пропускаемая под прямым углом к нитям основы. Нити основы разделены на две или более группы (на четные и нечётные), которые можно разводить под углом друг к другу. Этот угол называется «зев» и служит для продёргивания утка.

Одним из распространенных видов тканья было тканьё на дощечках. В отверстия по углам продевались нити основы, а зев был равен длине стороны дощечки. Чтобы поменять местами верхние и нижние нити, достаточно повернуть дощечку на 90 % в любую сторону. При другом способе тканья - на бёрдечке (бёрдышко, бёрдо) использовалось нечто вроде гребня, закрытого с обеих сторон. Каждый зубец имел отверстие: половина нитей основы проходит в эти отверстия, половина – между зубцами. Качая бёрдышко вверх-вниз, меняют ткацкий зев и пропускают уток.

Первый ткацкий стан был вертикальным. Он представлял собой П-образную раму (кросна) – два вертикальных бруса с развилками на верхних концах, соединенные наверху перекладиной, способной вращаться. К этой перекладине прикрепляются нити основы, потом на неё наматывают готовую ткань. В современной терминологии её называют «товарным валом». В нижней части вертикальных брусьев расположен «нитеразделительный пруток»: нити основы через одну над ним или под ним. Свободные концы нитей подматываются, скрепляются в пухлые связки и к ним подвешиваются гирьки. Каждая из этих задних нитей подвязывалась петелькой к ещё одной палочке («ремизке»), по-древнерусски «нит».

Следующим важным шагом технического прогресса является горизонтальный ткацкий стан. Ткачиха на нем работает сидя, перемещая ниты-ремизки ногами, стоящими на подножках.

1.4 Гончарное ремесло

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Обожжённая в костре глина получила впоследствии название керамики. С развитием техники отформованные и высушенные глиняные изделия стали обжигать в специальных печах - горнах. Керамические изделия – самые распространённые находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, от металла – не окисляется. Из мастерских гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, горшки и даже кувшины-календари. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела.

Глина, встречающаяся в природе, разнообразна по составу, в земных недрах можно найти даже готовую глиняную смесь. Жирную глину (менее 5% песка в составе) и тощую глину (до 30% песка в составе) нужно довести до требуемого состояния. Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет.

Сначала глину высушивают, затем разбивают, и получившуюся глиняную пыль просеивают через сито, чтобы удалить камушки и щепки. Перед лепкой доливают воду и замешивают глиняное тесто. Содержащую много песка глину отмучивают. Перед лепкой глиняное тесто переминают и «перебивают», чтобы удалить из неё пузырьки воздуха. А на последней стадии глину переминают руками.

Основными инструментами при лепке всегда остаются пальцы мастера. Считается, что изобретатель гончарного круга жил в Вавилоне в IV тысячелетии до н.э. Гончар левой рукой раскручивал круг, затем поддерживал вращение, а правой формовал сосуд из жгутов. С изобретением ножного круга стали изготавливаться более тонкие сосуды. Такой круг состоит из станины (скамьи), вертикальной оси и двух деревянных дисков. Правой ногой гончар вращает нижний маховик. Для работы ещё необходимы струна, скульптурные стеки, кронциркуль, скребки, клюшки, ложка и губка.

ГЛАВА 2

2.1 Результаты опроса

В опросе моих одноклассников приняли участие двадцать два человека.

Я задал ребятам следующие вопросы:

1. Какие виды ремёсел/народного творчества ты знаешь?

2. Где ты встречал предметы народного творчества/ремесла?

3. Есть ли у тебя дома предметы народного творчества/ремесла?

4. Кто из твоих знакомых владеет ремеслом, каким?

5. Знаешь ли ты мастеров народного ремесла нашего города?

6. Как ты думаешь, в чем польза народного ремесла в наше время?

7. Хотел(а) бы ты научиться какому-то виду ремесла, какому?

Результаты опроса показали, что за исключением 4-х человек, 18 ребят смогли назвать различные ремёсла, в основном глиняную игрушку и гончарное ремесло. Двадцать респондентов встречали предметы народного творчества в музеях, Доме ремёсел, в Центре Романовской игрушки, а у 14 ребят дома имеются такие предметы. У восьми моих одноклассников родные или знакомые увлекаются ремеслом, в большинстве случаев – это лепка из глины. Только один участник опроса смог назвать мастера народного творчества, с которым теперь знаком и я – Петра Ивановича Космакова. Двенадцать ребят считают, что во владении ремеслом есть польза. Основными причинами указали сохранении истории и созидание красоты. Из опрошенных ребят 15 хотели бы научиться ремеслу, в большинстве случаев работе с глиной, а также резьбе по дереву. (Приложение 1).

2.2. Мастера из Лебедяни и их мастер-классы

2.2.1 Александр Валентинович Коновалов

Первым из известных мастеров Лебедяни, с которым я познакомился, был скульптор и художник, победитель и лауреат многочисленных конкурсов, Александр Валентинович Коновалов. В 1977 году Александр поступил на художественно-графический факультет Липецкого педагогического института, параллельно пошел в заводской модельный кружок. Кроме работ по дереву он занимается живописью и металлом, но тёплое дерево было и остается ему ближе всего. Александр Валентинович длительное время работал над восстановлением резного иконостаса Казанского собора Лебедяни, во множестве церквей по району он занимается реставрационными работами. Погружение в православную веру наложило отпечаток на дальнейшее творчество мастера.

В экспозиции Дома ремёсел представлены разнообразные работы прославленного мастера (Приложение 2 Рис.1), они же неотъемлемая часть районных праздников, уличных вернисажей и музейных выставок. В областном центре культуры, народного творчества и кино проходила выставка деревянной скульптуры Александра Коновалова «Рукотворный родник таланта».

В работах Александра Валентиновича всегда читается любовь к Лебедяни. Он стал автором проекта скульптуры Ангела-хранителя, украшающей наш город. При посещении его мастерской я не мог не обратить внимание на скульптуру книги нашего знаменитого земляка Е.И. Замятина (Приложение 2 Рис.2) и композицию посвященную творчеству Б.М. Кустодиева в нашем городе (Приложение 2 Рис.3). За заслуги в области культуры Александр Коновалов награжден юбилейной медалью «Во славу Липецкой области» и почетным знаком «За заслуги перед городом Лебедянь».

Моим замыслом на практическом занятии было вырезать из дерева ложку, я считал, что это несложное изделие. Но несложное оно для опытного мастера. В мастерской Александра Валентиновича я увидел разнообразие инструментов для работы по дереву. Но не всеми из них мне в силу возраста и отсутствия опыта можно было работать. Поэтому я постигал «безопасные» основы ремесла. Мы использовали для работы бруски липы, т.к. это дерево мягкой породы. С помощью плоской стамески и киянки я учился срезать углы у дощечек (Приложение 2 Рис.4). Пробовал клюкарзой делать выемку, как у ложки. Это оказалось нелегкой работой.

Стамеской полукруглой формы я выбивал рисунок волну, стараясь, чтобы рисунок вышел ровным и равномерным (Приложение 2 Рис.5). Тоненькой стамеской осваивал я контурную резьбу (Приложение 2 Рис.6). Работа шла под рассказы мастера о планах на творчество, о вдохновении и усердии, без которых резьба по дереву невозможна.

После встречи с Александром Валентиновичем у меня сложилось мнение, что в созидании прекрасного для человека расступаются границы возможного, если вкладывать в работу свою душу.

2.2.2 Вячеслав Викторович Червяков

С молодым мастером ткачества Вячеславом Викторовичем Червяковым я встретился в редкий день его пребывания дома. Деятельность и творчество Вячеслава известны не только в Липецкой области, но и за её пределами. Студент Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина занимается ткачеством с раннего детства, а заодно и несет в массы декоративно-прикладное искусство. Свой первый пояс он соткал еще будучи школьником, обучаясь по книге. Тогда же участвовал в первом всероссийском конкурсе в Карелии. Он вернулся без наград, но от этого ничуть не потерял, а стал заниматься любимым делом с двойным усердием.

Молодой мастер стал двукратным победителем Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». 2020 принес Вячеславу победу сразу в трех федеральных грантах с проектом «Возрождая традиции – помогаем детям». В 2022 году он занял I место в номинации «Моё ремесло» с инициативой, направленной на приобщение детей к народной культуре родного края. В 2022 году Вячеслав стал победителем в двух номинациях Областного конкурса «Молодежный проект».

Вячеславу всего 24 года, но у него обширная деятельность. Его можно встретить всюду – Арт-кластер «Таврида», Образовательный центр «Сириус», Волонтерские центры России, Добровольцы Липецкой области. Его работа - не просто серия занятий с детьми ткачеством и плетением поясов, она направлен на сохранение ремесленных традиций наших предков и представляют культурные богатства Липецкого края и всей страны.

Время в гостях у Вячеслава Червякова прошло очень продуктивно и интересно. Я даже не предполагал, что существует такое множество станков и приспособлений для ткачества. Вячеслав работает на любом из них - от самого простого бёрдышка, до ножного ткацкого станка со множеством ремизок, на которых создаются изделия со сложными узорами (Приложение 2 Рис.7).

Прежде чем приступить к практическому занятию, он рассказывал о традиционных узорах в костюмах разных регионов России. Показывал свои работы, объяснял особенности устройства ткацких станков (Приложение 2 Рис.8). Мне посчастливилось поработать на настольном ткацком станке (Приложение 2 Рис.9) и соткать себе элемент пояса на лентоткацком станке (Приложение 2 Рис.10). Оказывается, составление узора для изделия – это кропотливая, хотя не лишенная творческого подхода работа. Наибольшую сложность представляет заправка станка нитями основы согласно схеме узора. А само ткачество требует точности, внимания и огромного терпения.

В результате нашей встречи могу сказать, что общение и работа с Вячеславом Червяковым приносит удовольствие. Этот мастер заряжает энергией и позитивом, ведь не может быть иначе, когда человек занимается любимым делом.

2.2.3 Петр Иванович Космаков

Моя встреча с Петром ИвановичемКосмаковым состоялась сразу по приезду его с художественного пленэра, проходившем в Археологическом парке «Аргамач». Вместе со мной возвращения Перта Ивановича с нетерпением ждали и его ученики по гончарному ремеслу.

Петр Иванович - талантливый лебедянский художник и мастер гончарного дела. Родился в 1983 г. в г. Лебедяни, после школы учился в педагогическом колледже, продолжил обучение на художественно-графическом факультете Липецкого государственного педагогического университета. В свободное от учебы время занимался изобразительным искусством в изостудии Дома ремесел.

Творчество Петра Космакова интересно, самобытно и своеобразно. Глиняные фигуры, искусно выполненные руками мастера, являются предметом интереса многих знатоков и любителей искусства (Приложение 2 Рис.11). Петр пишет картины и работает мастером гончарного производства в отделе народных промыслов и ремесел г. Лебедяни.

В 2015 г. Петр Космаков был принят в Союз художников России. На его счету множество районных, областных, межрегиональных выставок. В 2013 г. его работы экспонировались в выставочном зале в рамках 11-го межрегиональной выставки художников ЦФО. Персональные выставки П.И. Космакова в Лебедяни проходят с 2007 г. В 2015 г. выставка живописных полотен и керамических изделий художника «Этюдная лирика» состоялась в областном выставочном зале в Липецке.

Художник постоянно участвует в пленэрах. Среди наиболее значимых – Всероссийский молодежный пленэр «Места силы», также «Горизонты – IV» (г.Липецк), «Источник вдохновения» (г. Мстиславль, Могилевская область) и стал одним из наставников IV Поленовского пленэра в Старой Ольшанке Тамбовской области.

«Пётр Космаков - тонко чувствующий мастер и добрейшей души человек», - так отзываются о нем коллеги, а теперь могу и я. Моё занятие в мастерской Петра Ивановича началось со старинной легенды о том, как из глины и живой воды появляется жизнь. В процессе рассказа на моих глазах в руках мастера кусок глины превратился в кувшин (Приложение 2 Рис.12). «Это так просто» - подумал я. Но работа на гончарном круге не так легка, как может показаться. Здесь результат зависит о малейшего движения руки и пальцев, создание происходит напрямую, без посредничества инструмента (Приложение 2 Рис.13). Главная особенность работы гончара в том, что время изготовления предмета ограничено, её нельзя оставить на потом, глина на круге перестанет быть «живой» (Приложение 2 Рис.14). Только после изготовления идет долгий процесс сушки и обжига, и украшения – росписи, глазурования.

Вот и состоялся мой первый опыт работы на гончарном круге. Под руководством мастера я сделал свою первую вазу (Приложение 2 Рис.15). Теперь с нетерпением жду, когда пройдёт обжиг в муфельной печи, и я подарю маме керамическую вазу собственного изготовления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проектом мной изучалась энциклопедическая литература, Интернет-ресурсы, проводился опрос среди одноклассников. Я не только узнал, но и познакомился с выдающимися мастерами народного ремесла моего города, побывал на их мастер-классах.

Цель моей исследовательской работы достигнута.

Гипотеза подтвердилась – я смог доказать, что в наше время есть место народному ремеслу и мастерам, сохраняющим его традиции. А главное – труд этих мастеров ценен для людей, важен для общества и будущего поколения.

Результатом проекта стало приобретение мною практического опыта в создании предметов народного творчества, обогащение знаний о возможностях творческой реализации в масштабе города, области и страны, создание для одноклассников буклета-памятки о мастерах народного ремесла нашего города (Приложение 3).

Я убедился, что у лебедянских мастеров есть ученики и последователи, их работа признана и награждается по заслугам. Изделия народного ремесла представляют собой произведения декоративно-прикладного искусства. Они имеют большое значение для художественного воспитания людей, способствуют развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному. В то же время эти работы могут быть предназначенный для удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей человека одновременно.

Я очень рад, что среди моих одноклассников есть желающие заняться ремеслом. Надеюсь, что разработанный мной буклет мотивирует ребят использовать свой досуг для приобщения к народному творчеству, а не для траты времени за компьютерными играми и «сидением и Интернете».

Список используемых источников и литературы:

Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву, М.:«КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ», 1997г., 510 страниц

Семёнова М. Мы-славяне, СПБ.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006г, 556 страниц

Федотов Г.Я. Энциклопедия ремёсел, М.:«ЭКСМО», 2003г, 605 страниц

https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/osnovnye-instrumenty-dlya-rezby-po-derevu.html

https://иднакар.рф/rubriki/tajny-drevnih-remesel/otkuda-est-poshli-remyosla-na-rusi/

https://www.livemaster.ru/topic/1706479-rezba-po-derevu-osnovnye-vidy

Приложение 1

Приложение 2

Р исунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3


Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисуник 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Просмотров работы: 39