Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе музеи перешли в ранг интересных заведений, хранящих и экспонирующих памятники литературы, культуры, которые творчески, креативно подходят к своей работе.
В наши дни школьные музеи на базе общеобразовательных школ помогают изучать и распространять художественные знания в школьной среде, расширять кругозор и внушать уважение к творчеству великих русских писателей. А ведь именно школьники реализуют различные идеи в рамках деятельности музея. Эстетическое и культурное образование современного человека основывается на опыте и достижениях мирового искусства, поэтому школьные музеи имеют огромное значение в жизни общества, передавая нам самую полную и достоверную художественную информацию.
Музеям отводится определённая роль в обществе. Они представляют редкие, уникальные в своем роде предметы и привлекают к ним внимание. Музей призван подчеркнуть значение ценностей как наследия для поддержания преемственности культуры.
В современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Являясь научно-исследовательскими и просветительскими социокультурными учреждениями, основная функция музеев – это собирать, изучать и сохранять историко-культурное наследие, содействовать повышению культурно-образовательного уровня разных категорий населения, распространению знаний, служат духовному развитию общества.
Основная задача школьного музея – сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические понятия с чувственным опытом школьников, развить их способность учиться и собирать информацию.
Объект проекта– школьный музей А.С. Пушкина.
Предмет проекта– специфика функционирования школьного музея А.С. Пушкина в современной социокультурной ситуации.
Цель проекта– изучить особенности функционирования школьного музея А.С. Пушкина на базе МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать имеющийся российский опыт по оптимизации деятельности школьного музея в современных условиях.
2. Изучить специальную литературу и источники о школьных музеях.
3. Разработать план-график мероприятий в рамках реализации проекта «Школьный музей А.С. Пушкина на базе МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода.
4. Предложить структуру экспозиции школьного музея А.С. Пушкина.
Методы, используемые для проведения исследования: библиографический, описательный.
Основная часть
Анализ ситуации (как есть)
На базе МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода функционирует школьный музей А.С. Пушкина.
Анализ ситуации (как должно быть)
С целью повышения культуры обучающихся, интереса к русской литературе необходимо внедрение в работу школьного музея А.С. Пушкина на базе МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода современных технологий и достижений науки.
Участие в организации школьного музея, собирании и описании его коллекций, устройстве его экспозиций, использовании его материалов в учебной программе по истории и литературе приучают обучающихся к приемам самостоятельной работы, исследовательской в своей основе.
Забота о школьном музее, пропаганда его материалов и среди школьников и среди других лиц (прежде всего старших по возрасту) развивает многие навыки культурной самодеятельности, воспитывает любовь и уважение к литературному культурному наследию. Это сближает юных исследователей со старшими, и потому особенно важно, чтобы руководил музейной работой человек и неравнодушный и в определенной мере подготовленный. В гимназии №3 г. Белгорода такой специалист есть. Это учитель русского языка и литературы Тюмейко Наталья Анатольевна, стаж работы — более 30 лет.
Продолжительность проекта (в месяцах) Начало реализации проекта (день, месяц, год) Окончание реализации проекта (день, месяц, год) |
- 12 месяцев - июль 2023 - июль 2024 |
Полная стоимость проекта (в рублях) |
2 000 000 |
Имеющаяся сумма (в рублях) |
- |
Запрашиваемая сумма (в рублях) |
2 000 000 |
Условия реализации проекта
1. Необходимо эффективно и системно представить музей в интернет-пространстве. Создание сайта школьного музей (Музей в цифровой среде):
– удобная группировка информации по разделам;
– навигация через двухуровневое главное меню;
– удобные перекрестные ссылки на интересные материалы и страницы сайта с самых посещаемых разделов;
– лаконичный монохромный стиль представления информации;
– разделы «Медиа» и «Наука и образование», представляющие все направления работы музея в области мультимедиа, просветительских программ, дистанционных курсов и онлайн-образования;
– раздел «Творчество учащихся гимназии №3» г. Белгорода (пушкинская тематика).
2. Размещение геокарты (геометка) – самый простой и популярный способ расширить своё присутствие в Сети.
3. Ведение страницы школьного музея А.С. Пушкина на базе МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода в свободной энциклопедии интернета (Википедия), наполнение её авторитетными текстами, гиперссылками на другие ресурсы и красивыми иллюстрациями, добавление тематических статей по отдельным терминам. «Википедия» стоит первой в результатах поиска, и этим нужно воспользоваться.
4. Выпуск школьной газеты «Юные пушкинцы», как в бумажном варианте, так и электронной версии.
5. Проведение фестивалей, конкурсов, экскурсий, квестов и др. мероприятий по пушкинской тематике.
План мероприятий
1. Торжественное открытие мемориальной доски с барельефом А.С. Пушкина (пример)
2. Создание и оформление экспозиций:
– большая гостиная (пример);
–реконструкция пушкинской конторки, как символ писательской работы, вдохновенного поэтического творчества (пример):
– восстановление исторических реалий, иллюстрирующих обстоятельства жизни А.С. Пушкина (пример):
–«Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!» (пример):
3. Организация и проведение спектаклей, ивент-мероприятий. Пошив костюмов для театральных постановок
4. Открытие мини-кинотеатра для просмотров онлайн спектаклей, видео-лекций, участия в конференциях и др. по пушкинской тематике.
Мини-кинотеатр МБОУ «Гимназии №3» г. Белгорода (пример)
Смета расходов
№ п/п |
Наименование |
Ед. измерения |
Кол-во |
Цена руб. |
Сумма |
1. |
Разработка и создание сайта школьного музей, аренда домена |
шт |
1 |
70000 |
70000 |
2. |
Мемориальная доска с барельефом А.С. Пушкина (80*40) |
шт |
1 |
30000 |
30000 |
3. |
Оформление экспозиций: -реконструкция пушкинской конторки; -распечатка архивных документов; -распечатка репродукций и др. |
штук штук штук |
1 100 100 |
15000 10 40 |
15000 1000 4000 |
4. |
Оформление выставки работ учащихся гимназии «Пушкинская галерея»: фоторамки А3 Рамка Attache A3 30x40 см пластиковый багет 14 мм коричневая (ПЭТ) |
штук |
30 |
300 |
9000 |
5. |
Оформление выставки работ учащихся гимназии «Пушкинская галерея»: фоторамки А2 Рамка Gallery Версаль А2 40x60 см пластиковый багет 29 мм золотистая |
штук |
20 |
800 |
16000 |
6. |
Галерейная система развески (для оформления выставки работ учащихся гимназии): |
||||
Рельс Клик алюминий 300см |
Штук |
2 |
2500 |
5000 |
|
Заглушка серая Клик4 |
штук |
4 |
50 |
200 |
|
Солитслайдер+леска 300 см |
штук |
16 |
450 |
7200 |
|
Крючок 4 кг |
штук |
40 |
150 |
6000 |
|
Мольберт Лира DINART h 175 см для рисования и выставок картин, подставка для рекламы (для оформления выставки работ учащихся гимназии «Пушкинская галерея») |
штук |
6 |
3000 |
18000 |
|
7. |
Приобретение картин белгородских художников (пушкинская тематика) - 30 х 40см - 40 х 60см - 60 х 80см |
штук |
2 2 2 |
2500 3500 4500 |
5000 7000 9000 |
8. |
Создание мини-кинотеатра |
||||
акустическая система Bowers&Wilkins 683 S2 Black Ash |
шт |
1 (пара) |
90000 |
90000 |
|
Акустическая система Bowers&Wilkins 685 S2 Black Ash |
шт |
1 (пара) |
38000 |
38000 |
|
Акустическая система Bowers&Wilkins HTM61 S2 black |
шт |
1 |
40500 |
40500 |
|
Акустическая система Bowers&Wilkins DS3 |
шт |
1 (пара) |
46000 |
46000 |
|
Ресивер Onkyo TX-NR747 |
шт. |
1 |
77000 |
77000 |
|
BD проигрыватель Onkyo BD-SP353 |
шт. |
1 |
23000 |
23000 |
|
Акустическая система Bowers&Wilkins ASW610 Cherry |
шт |
1 |
38500 |
38500 |
|
Медиацентр Dune HD Solo 4K |
шт. |
1 |
20000 |
20000 |
|
экран для проектора ViewScreen Omega (16:9) 250*148 (234*132) MW |
шт |
1 |
32000 |
32000 |
|
Комплект кабелей: -Кабель акустический (2 шт.) - 50м; - Кабель для подключения сабвуфера — 3м; - Кабель для проектора HDMI (premium) - 10м. |
12000 |
||||
9. |
проектор Epson EH-TW7300 |
шт |
1 |
170000 |
170000 |
10. |
кресла для кинозала (секции кресел для залов «Конференс мобильные» |
шт |
10 |
10000 |
100000 |
11. |
Рулонные шторы мини респект блэкаут коричневый |
шт |
3 |
8000 |
24000 |
12. |
оформление интерьера кинотеатра ППГЗ – плиты перфорированные гипсокартонные звукопоглощающие |
м2 |
25 |
510 |
13000 |
13. |
Комплектующие к ППГЗ |
50000 |
|||
14. |
Доставка, уставка, строительные и монтажные работы, комплектующие |
567500 |
|||
15. |
Пошив костюмов для театральных постановок, ивент-мероприятий |
576600 |
|||
Итого: |
2 000 000 |
Заключение
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. Был проанализирован российский опыт по организации деятельности школьных музеев в современных условиях, что подтвердило актуальность дальнейшей оптимизации школьного музей А.С. Пушкина на базе МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода.
2. В ходе изучения специальной литературы по теме проекта и источников о школьных музеях, нами были выявлены основные функции школьных музеев, особенности экспозиций и др.
3. Разработанный план-график мероприятий в рамках реализации проекта «Школьный музей А.С. Пушкина на базе МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода позволит подойти к достижению желаемого результата и будет способствовать эффективной организации работы участников проекта.
4. Предложенная структура экспозиции школьного музея А.С. Пушкина позволяет визуализировать результаты работы над проектом.
Таким образом, музей, создаваемый школьниками совместно с учителями и родителями, является эффективным средством обучения и воспитания, формирования высокого духа патриотизма у подрастающего поколения.
Список использованных источников и литературы
Знакомьтесь музей : Методическая разработка цикла занятий для младших школьников. – Москва : Государственный политехнический музей, 1994. – 48 с.
Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. – Москва м: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
Научное описание фотографических материалов. Методические рекомендации / Составители : Иванова И.Д., Попов А.П.; науч. ред. Григорян Г.Г. – Москва : 2004. – 80 с.
Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. – Москва : Знание, 2000. – 80 с.
Особенности построения экспозиции. Из опыта экспозиционной работы Государственного политехнического музея / Методическая разработка. – Москва : Государственный политехнический музей, 1993. – 13 с.
Поляков, Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» / Т.П. Полякова // Министерство культуры РФ. Акад. переподготовки работников искусства, культуры и туризма; Рос. институт культурологии. – Москва, 2003. – 456с.
Туманов, В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. / В. Е. Туманов. Изд. 2-е, исправл. – Москва : ЦДЮТиК, 2003. – 154 с.