Как царь Петр I в Воронеже корабли строил

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как царь Петр I в Воронеже корабли строил

Кузнецов Д.П. 1
1МБОУ СОШ № 16 г. Воронеж
Тепцова Л.А. 1
1МБОУ СОШ № 16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я живу в городе Воронеже и часто гуляю по Адмиралтейской площади. Меня очень заинтересовала история памятника корабля «ГотоПредестинация», стоящего на Воронежском водохранилище. В современном мире мои ровесники мало интересуются историей своего родного города. А наш город имеет очень большую и богатую биографию. Именно в Воронеже были заложены первые военно-морские корабли. И я решил узнать о строительстве кораблей Петром I в Воронеже.

Моя работа–это исследование материалов, литературных источников, фотографий, подтверждающих строительство Петром I военно-морских кораблей в Воронеже.

Цель моего исследования – изучить литературу, места, подтверждающие строительство кораблей Петром I в Воронеже.

Задачи исследования.

1.Пополнить свои знания об истории города Воронежа.

2.Найти и изучить литературу пребывание Петра I в Воронеже и строительстве им кораблей на Воронежской земле.

3.Посетить места, связанные с именем Петра I.

Актуальность: история нашего города исчисляется с 1585 года. В этом году ему исполнится 437 лет. Воронеж является столицей Черноземья, колыбелью русского военно-морского флота, ему присвоено звание города Воинской славы. Я хочу, чтобы все воронежцы испытывали национальную гордость за наш город, знали его историю.

Методы проведения исследования: самостоятельный информационный поиск, посещение музеев, экскурсии по городу.

II.Основная часть

2.1.Главный стратегический выбор Петра I

Давайте совершим путешествие во времени. Шел 1686 год. Шла русско-турецкая война. После неудачного Азовского похода, ПетрIсделал главный стратегический вывод: необходимо построить русский Военно-Морской флот. 

По географическим картам царь оценил преимущества местоположения города Воронежа. Река Воронеж – не очень широкая, но достаточно глубокая, а через Дон выносила свои воды к двум южным морям – Черному и Азовскому. Окрестные леса дубовые и сосновые были пригодны к корабельному строению. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. А у воронежских мастеров был 100-летний опыт строительства речных судов.

Известно, что Петр I прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года. Царь приехал в воронежскую крепость с сугубо деловой целью. Он выбрал ее как плацдарм для строительства военно-морского флота, а уже с 1 марта началось строительство верфей.

Для проживания императора выбрали домик подьячего Игната Моторина, который находился поблизости от реки рядом с корабельной верфью. Сохранилось описание избы: «А в том дворе две горницы, у передней – сени, крыльцо, и из тех сеней позади около тех горниц в комнату и на другое крыльцо сени ж проходные. Да на том же дворе погреб с погребицею и над ним сушила бревенчатые, – у ворот избе караульная, в одной горнице в комнате печь изразцовая». Перед приездом царя стены успели обить полотном, а во дворе построить «мыльню» и «поварню».

Во дворе развернули государев шатер. По правилам тех времен, где шатер, там и столица государства. Именно из Воронежа в эти дни рассылались указы царя. Так наш город на 65 дней стал неофициальной столицей государства.

Для строительства флота требовалось привлечь тысячи рабочих. Город превратился в мощный промышленный центр. Появились предприятия по производству канатов, смолы, парусов, железных изделий. В город приехало много иностранцев, потому что для России создание морского флота было делом непривычным. В Воронеж съехались голландцы, англичане, венецианцы, датчане. Все они говорили на разных языках, имели разное вероисповедание, обычаи, культуру. Было собрано несколько тысяч человек из окрестных городов и уездов. Рабочие возили лес, тесали бревна, варили смолу, работали в кузницах.

Рабочих надо обеспечивать продовольствием, это привело к развитию торговли.

Царь не только наблюдал за строительством, но и участвовал в нем. Дни и ночи Царь проводил на верфи — то с циркулем, то с топором в руке. Самая легкая галера «Principium» была делом его рук.

2 апреля 1696 г. в Воронеже торжественно были спущены на воду 3 галеры: «Принципиум», «Святой Марк», «Святой Матвей». Галера «Принципиум» историками звалась «матерью» русского военного флота. Эта дата считается днем основания русского регулярного военно-морского флота.

А 5 мая 1696 года эти корабли покинули Воронеж. Петр Первый управлял галерой «Принципиум». Все корабли достигли берега Азовского моря.

По возвращению в1697 году царь отдает распоряжение о создании

Воронежского адмиралтейства. Оно включало в себя крепость, склад для имущества, царский деревянный дворец и церковь. Руководителем Адмиралтейства стал Федор Апраксин.

Адмиралтейство располагалось на острове, укрепленном во избежание затопления насыпью. От правого берега реки Воронеж остров отделялся ее старым руслом. Единственное изображение и описание Адмиралтейского двора дошли до нас в сочинении голландского путешественника Корнелия де Бруина, посетившего Воронеж в феврале 1703 года. На выполненном с натуры рисунке художник изобразил в перспективе четырехугольное здание с башнями и «множеством больших покоев». Внутри этого огороженного частоколом места, которое де Бруин назвал «крепостью», были складированы 150 пушек без лафетов, находились «магазинные амбары», а также официальная резиденция царя — «государевы хоромы». Верфь располагалась на западной стороне острова.

Остров, на котором находилось Адмиралтейство, был затоплен при создании водохранилища. В память о нем недалеко от исторического места специально намыли другой остров, называемый в народе Петровским.

2.2.Первый линейный корабль по чертежам самого царя

В ноябре 1698 года под руководством и по чертежам Петра I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» (Божье Предвидение). На корабле «ГотоПредестинация» - 3 мачты с парусами, на каждом борту 26 бойниц, за которыми ниже уровня палубы размещались пушки, 6 пушек могли вести стрельбу с кормы. Поскольку корабль предназначался для хождения по мелководью, осадка (погружение корабля) была уменьшена. Киль – это горизонтальная балка, проходящая по днищу корабля «ГотоПредестинации» имел уникальную для того времени конструкцию, предотвращавшую течи в корпусе корабля при ударе о грунт. Он состоял из двух брусьев, скреплённых особыми устройствами-«ершами», что при посадке на мель позволяло фальшкилю (приспособление в виде плавника) отделиться от набора, не вызывая течи в корпусе. Подобного приспособления у иностранных судов не было.

В это время, в Воронеже стояли сильные морозы, и работы по постройке были отложены. Корабль был готов к началу апреля, но из-за низкого уровня воды в реке спуск корабля снова пришлось отложить. Спуск был произведён в 1700 году. Очевидцы высоко оценили новый корабль. На корабле был поднят трёхцветный флаг с Андреевским крестом. Его утвердили военно-морским флагом России.

В 1703 году Петр I приезжал в Воронеж дважды. На этот раз в сопровождении иностранных дипломатов, купцов, которые приняли участие в торжестве спуска на воду новых многопушечных кораблей. Русскому царю не терпелось продемонстрировать Европе боевую мощь Азовского флота. Расчет был прост, - эти сведения должны были дойти до турок и устрашить их.

В этом же году в Воронеже была открыта школа для подготовки будущих младших офицеров.

Последнее пребывание Петра I относится к 1722 году. Прибыл он с женой Екатериной, пробыл всего сутки.

Всего Царь провёл в Воронеже 1,5 года. За это время слово «Воронеж» стало известно в Европе. Монархи разных стран знали, что Петр находится на Дону в Воронеже и строит там флот.

2.3.Места в Воронеже, связанные с именем Петра

Изучив исторический материал, я решил посетить места, связанные с именем ПетраI.

1.Свое исследование я начал с Областного краеведческого музея. В музее три зала посвящены «Петровской эпохе». Там стоит бронзовый бюст Петра I, а напротив находится макет корабля «ГотоПредестинации». Макет не очень большой, но его красота и мощь впечатляет. На нем написано: «Первый линейный корабль России, построенный на Воронежской верфи в 1700 году. Главным строителем был царь Пётр I».

В этом зале я увидел копии чертежей, по которым строилась «Гото Предестинация», макет Воронежской верфи, корабельные пушки, якоря, флаги.

2.Далее я посетил Адмиралтейскую площадь. Она расположена там, где стояли Петровские верфи. Торжественное открытие состоялось 7 сентября 1996 года. Сама площадь имеет форму полукруга – это берег моря. На ней стоят три воздушные арки – это символ выхода России в море. В центре ростральная колонна- это памятник кораблестроителям.

3.В настоящее время об эпохе кораблестроения в Воронеже напоминает лишь Успенская Адмиралтейская церковь. Именно в ней впервые был освящен первый Андреевский флаг. 3 мая 1696 года святитель Митрофан, освятил корабли и благословил Петра на ратные подвиги. Благодаря усилиям многих воронежцев, внесших личные пожертвования, этот уникальный храм, слышавший голоса царя Петра I, членов его семьи, сподвижников и его духовного наставника — епископа Митрофана, удалось сохранить от постоянного подтопления. Внешние и внутренние стены храма украшены мемориальными досками.

4.Корабль-музей «ГотоПредестинация» переводится, как «Божье Предвидение». Его военно-морская служба началась с 1710 года, когда корабль был приведен в город Азов.  Через 8 лет он пришел в негодность, и его продали на слом. И, оченьздорово, что в наше время кораблю дали второй шанс!

На корабле есть рында. Между прочим, в этой рынде есть кусочек из времени Петра. Когда её изготавливали, то для солидности добавили монетку времен Петра I.

Корабль-музей был выстроен в 2011—2014 гг. и пришвартован на Адмиралтейской площади.

5.Потом я посетил Петровский сквер. Там расположен памятник Петру I. Губернатор города Бегичев обратился за разрешением установить памятник к Николаю I. Тот ответил, что не против, но деньги воронежцы должны собрать сами. Автор памятника -столичный скульптор Антон Шварц.  Автор тщательно проработал детали лица и костюма. При работе над памятником была использована посмертная маска Петра I .

Памятник изображает Петра Великого во весь рост, в мундире того времени, опирающегося одной рукой на якорь в память построения в Воронеже флота, а другой указывает на Азов, покорённый этим флотом.

Памятник решили установить на месте, где сейчас находится Дворец творчества детей и молодежи. Оттуда Петр I должен был указывать на Азов. Но от этой идеи отказались. Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1860 года.

Но во время Великой Отечественной войны, при оккупации Воронежа немецкими войсками, бронзовая скульптура была вывезена. Затем, скульптура была восстановлена, и 10 января 1956 года на сохранившемся постаменте памятник был открыт заново.

 

Заключение

Не принимая во внимание прочие поселения Воронежского края, последний царь Всея Руси и первый император Всероссийский Петр Великий посещал Воронеж 17 раз. В общей сложности, проведя в городе более 500 дней, он почти полтора года своей жизни прожил на воронежской земле. И тот период времени русский царь и император посвятил, в основном, строительству регулярного военно-морского флота России, родиной которого с полным на то основанием можно считать Воронеж. Ибо на верфях первого в России Воронежского адмиралтейства были построены корабли первого соединения регулярного военного флота – Азовская флотилия.

Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае. Не случайно первый памятник монументальной скульптуры в Воронеже был посвящен Петру I.

Выводы:

В 2022 г. исполнилось 326 лет со дня строительства на территории Воронежа и Воронежского края первого Военно-Морского флота. Наш город, который далеко находится от морских путей, стал колыбелью российского флота.

За 15 лет на верфях Воронежского края было построено более 200 различных судов.

В 1697году было учреждено первое Воронежское Адмиралтейство.

В 1699 году учреждён и изготовлен во флажной мастерской первый Андреевский флаг.

В 1700 году спущен на воду первый линейный корабль России «ГотоПредестинация», построенный по русскому чертежу русскими мастерами.

В 1703 году на Воронежской верфи открылась адмиралтейская школа для подготовки младших офицеров.

Мне предстоит еще много узнать о Петровской эпохе в Воронеже. Но этим исследованием я уже хочу поделиться с вами.

Литература

1. Алешков В.И., Данилко Е.С. «Наша Родина-Россия», 2016.

2. Загоровский В.П. «Петр Великий на Воронежской земле», 1996.

3.  Загоровский В.П. «История Воронежского края от А до Я», 1982.

4. Тарасова Е. « У истоков русского флота»,2010.

5. https://museum-vrn.ru/

6. https://firstship.ru/

7. https://vrnlib.ru/

Просмотров работы: 124