"Газопровод Победы" (80 лет назад в Поволжье проложили первый в стране газопровод)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Газопровод Победы" (80 лет назад в Поволжье проложили первый в стране газопровод)

Гордеева Д.К. 1
1ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево Самарская область
Никитушкина И.П. 1
1ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево Самарской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность:

Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашистской Германией сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла миллионы жизней, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности молодёжь, мало знают о событиях Великой Отечественной войны, а ведь свидетелей тех событий с каждым годом становится всё меньше и меньше. И если сейчас не записать воспоминания тех, кто ещё жив, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории.

80 лет деятельности ООО «Газпром трансгаз Самара» - это история о том, как коллектив предприятия не просто трудился, а отзывался на требования времени. История предприятия неотделима от того, что происходило в эти годы в нашем крае, в стране, в газовой отрасли, которая родилась в военное время.

Безжалостный огонь войны… Может ли он принести что-то, кроме разрушения? Да! История сохранила удивительный факт: в пожаре Великой Отечественной войны зародился совсем другой огонь - несущий тепло, дающий надежду на будущее.

К весне 1942 года в Куйбышеве работали 123 эвакуированных предприятия. Привозимого по железной дороге угля катастрофически не хватало. Требовалось быстрое и принципиально новое решение проблемы. Сегодня трудно представить, что такое возможно, но 74 года назад это было сделано. Первый в стране газопровод «Бугуруслан-Похвистнево-Куйбышев» протяжённостью 160 километров строился в обстановке строжайшей секретности. 15 сентября 1943 года магистральный газопровод был сдан в эксплуатацию. В стране началась транспортировка природного газа.

Первая в стране газовая магистраль обеспечила топливом оборонные предприятия запасной столицы. Строительство и первые годы эксплуатации газопровода стали трудовым подвигом сотен людей. Сегодня самое время вспомнить, как совершался подвиг, и отдать дань уважения героям, в большинстве своём – безымянным.

Проблема:

Сейчас каждый школьник знает, что основным источником газообразного углеводородного сырья в нашей стране являются месторождения Крайнего Севера, расположенные главным образом на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. И перед лицом этой мощи Газпрома уже почти забылся тот факт, что впервые крупномасштабная добыча природного газа с последующей дальней транспортировкой по трубопроводу была организована вовсе не на Севере, а на территории Среднего Поволжья.

Гипотеза исследования:

Можно ли восстановить историю строительства первого в стране газопровода по воспоминаниям, документам, фотографиям, статьям из газет периода Великой Отечественной войны, материалов Краеведческого музея?

Цель исследования:

Сохранение исторического наследия города, связанного с событиями Великой Отечественной войны. Оформить и выпустить фотоальбом «Газопровод Победы», созданный на архивных данных, фотоматериалах и архивов семьи В.И. Лобачёва, А.И. Ярыгиной, Центрального государственного архива Самарской области; сохранить воспоминания А.И. Ярыгиной на электронном диске, проведя с ней интервью.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

изучить материалы архивного фонда Краеведческого музея города Похвистнево, Краеведческого музея города Бугуруслана, Похвистневского филиала ООО «Газпром ПХГ», где была построена первая газокомпрессорная станция;

установить контакты с дочерью В.И. Лобачёва, жительницами села Красные Пески А.И. Ярыгиной и А.А. Шишкиной, чтобы ознакомиться с документами семейных архивов и записать их воспоминания;

осуществить поисковые работы по сбору архивных документов, фотоматериалов, относящихся к теме проекта, все полученные материалы использовать для написания исследовательской работы и выпуска фотоальбома.

Обзор литературы

Для решения проблемы исследования были проанализированы статьи газеты «Волжская коммуна», «Аргументы и факты»; журнала «Самарские судьбы» № 1 2014; буклет «В русле времени» Газпром трансгаз Самара, а также архивные документы Краеведческого музея города Похвистнево, Бугуруслана; документы из личных архивов А.И. Ярыгиной, А.А. Шишкиной, В.И. Лобачёва, жителей посёлка Красные Пески, которые были первыми строителями этого газопровода.

Глава 1. «Второе Баку»

В 30-е годы ХХ века было начато промышленное освоение огромного нефтеносного района СССР между Волгой и Уралом. С легкой руки геологов-теоретиков эта территория получила неофициальное название «Второе Баку». Уже на первых порах переработчики столкнулись с одной немаловажной проблемой: как утилизировать нефтяные газы, которые всегда присутствуют в подземных породах, а при вскрытии пласта устремляются на поверхность вместе с жидкими компонентами. На разных месторождениях процент содержания газа в нефти оказывался всегда различным. В основном его концентрация была достаточно небольшой, и она не мешала добыче «черного золота». Однако на некоторых промыслах объемы природного газа в пластах оказывались настолько громадными, что он просто не давал нефти выходить из скважины. Такие месторождения записывались в геологические карты уже как нефтегазовые. При этом в 1930-е годы в течение многих лет они практически никак не использовались, находясь в законсервированном состоянии. Что же касается попутного природного газа, получаемого при разработке нефтяных месторождений, то он в то время считался отходом производства и банально сжигался в факелах, которые порой и по сей день можно увидеть близ наших нефтеперерабатывающих заводов.

Правда, в 1930-х годах на некоторых промыслах Азербайджана были попытки использовать это полезное ископаемое в качестве топлива, для чего сооружались небольшие внутризаводские газопроводы, но промышленного значения такой опыт тогда не имел. Уже в те годы геологи и нефтехимики не раз пытались обратить внимание руководства промышленных отраслей на тот факт, что рациональное использование природного газа способно принести стране не меньшие доходы, чем переработка нефти и добыча угля. Однако к мнению специалистов долгое время никто не прислушивался – до тех пор, пока сделать это не заставила суровая необходимость. Началась Великая Отечественная война.

Глава 2. Начало большого пути

Когда в конце 1941 года гитлеровские войска вплотную подступают к Москве, Куйбышев становится «запасной столицей» Советского Союза в полном смысле этого слова. Год 1942-й… Промышленно развитые районы страны оккупированы фашистами. В Куйбышев эвакуированы 123 предприятия, из них 80 крупных заводов и фабрик. Город становится не только «запасной столицей», но и цитаделью, кузницей оборонки. Масштабы военного заказа грандиозны, но есть катастрофический дефицит топлива. Как на фронте батальоны просили огня, так в тылу огромный промышленный комплекс требовал топлива. В суровые годы войны в Поволжье был создан стратегически важный нефтегазовый комплекс - «Второе Баку» и построен первый в стране газопровод «Бугуруслан-Похвистнево-Куйбышев». В документах 1940-х годов он именовался магистральным газопроводом.

Эшелоны угля идут на отопление города и запущенную в 1941 году Безымянскую ТЭЦ, но этого катастрофически не хватает. Дело в том, что из-за оккупации фашистами Донбасса на Куйбышевскую ГРЭС и Безымянскую ТЭЦ вскоре прекратилась поставка донецкого угля. И хотя еще с ноября 1941 года оба предприятия перешли на снабжение углем, добываемым в районе Караганды, уже вскоре выяснилось, что и это топливо плохо соответствует технологическим требованиям, предъявляемым к нему электростанциями.
В частности, в казахстанском угле было слишком много пустой породы, и к тому же он поступал в открытых вагонах, из-за чего оказывался смерзшимся и перемешанным со снегом. Поэтому руководство располагавшегося в Куйбышеве Управления особого строительства НКВД СССР (сокращенно УОС, или Особстрой), главной задачей которого было возведение на Безымянке крупных авиационных заводов и других предприятий оборонного характера, постоянно отвлекалось от возведения этих объектов. На железнодорожную станцию отправляли большие бригады заключенных, которые кирками и ломами разбивали смерзшуюся массу угля в вагонах – в противном случае разгрузить их не было никакой возможности. Эти и другие трудности в конце 1941 – начале 1942 годов заставили руководство советской авиационной отрасли, к которой относились наиболее важные куйбышевские заводы, искать альтернативные источники энергоснабжения промышленных предприятий.

Выход был найден в переводе Куйбышевской ГРЭС и БТЭЦ на сжигание природного газа, значительные запасы которого к тому времени были разведаны на границе Куйбышевской и Оренбургской областей – в окрестностях городов Похвистнево и Бугуруслан.
Решение в буквальном смысле нашли геологи. Ещё до революции 1917 года российские учёные предполагали, что в недрах обширного Урало-Волжского региона есть месторождения нефти и газа. Например, академик А.Е. Ферсман писал: «Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр, грандиозны перспективы, зовущие и манящие к труду и борьбе… Изучение этого громадного района, принесёт ещё много неожиданностей, раскроет исключительную картину огромной области большого промышленного будущего». Его правоту подтвердили изыскательные работы в Оренбуржье и первые нефтяные скважины, пробуренные в 1937 году Бугурусланской конторой нефтеразведки. На их базе был создан первый нефтепромысел Оренбургской области. Летом 1938 года с ознакомительной поездкой в Бугуруслан прибыл академик И.М. Губкин, который высказал пожелание геологам расширить объём поисковых работ. Однако в Оренбуржье вместо месторождений «черного золота» буровые станки зачастую вскрывали подземные пласты с крупными запасами природного газа. Тогда это природное сырье для промышленности не представляло интереса. Все скважины, в которых не нашли нефти, забили, а в народно-хозяйственных планах начало какой-либо эксплуатации похвистневских и бугурусланских газовых месторождений было отодвинуто на неопределенный срок. Вспомнить об этом источнике природного газа хозяйственникам пришлось в напряженное время Великой Отечественной войны. После обсуждения ряда вариантов для бесперебойного снабжения предприятий Безымянки топливом было решено в кратчайшие сроки построить гигантский по тем временам газопровод, по которому подавать сырье в резервную столицу СССР из западных районов Оренбургской области.

Глава 3. Сталин дал приказ

К практической разработке газовых месторождений приступили, когда враг приближался к Сталинграду. Вопрос об обеспечении оборонных предприятий топливом решался на уровне председателя Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО СССР) Иосифа Сталина. 7 апреля имеет полное право войти в историю газовой промышленности, Самарской области и всей нашей страны как день принятия принципиально важного решения. 7 апреля 1942 года И.В. Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны № 1563с «О строительстве газопровода «Бугуруслан–Куйбышев». Из постановления: «В целях сокращения расходования привозного топлива и замены его природным газом ГКО постановляет: обязать Наркомнефть построить газопровод «Бугуруслан-Куйбышев» для передачи в Куйбышев 150 миллионов кубометров газа в год». Согласно этому документу, транспортировка топлива по трассе должна была начаться уже в ближайшем декабре. Первоначальная пропускная способность трубопровода определялась в размере 150 миллионов кубометров газа в год, но уже к третьему кварталу 1943 года добытчики обязаны были выйти на прокачку через него 220 миллионов кубометров. Документ, подписанный Председателем ГКО И.В. Сталиным, был рассекречен благодаря усилиям управляющего трестом «Бугурусланмежрайгаз» В.А. Чилякова в 2008 году. Четыре страницы машинописного текста поражают своей лаконичностью и четкостью формулировок, точностью поставленных задач.

В соответствии с правительственным постановлением 20 мая 1942 года в областной столице было создано Управление строительства газопровода «Бугуруслан-Похвистнево-Куйбышев». Обитатели окрёстных сёл тогда не знали, что именно им, полуголодным женщинам, детям и старикам предстоит выполнить тяжелейшую правительственную задачу.

Стратегическое решение доставить бугурусланский газ предприятиям «запасной столицы» стало спасением от топливного голода. Маленькая станция Безымянка стала промышленным центром. Здесь разместился огромный комплекс оборонных заводов. И энергетических ресурсов, обеспечивающих его, становилось всё меньше и меньше. Донбасс и далёкая Караганда не могли «прокормить» военные гиганты традиционным углём. А заводам нужно было топливо. Благодаря строительству первого газопровода «Бугуруслан-Похвистнево-Куйбышев» они получили его и выполнили государственный заказ. Началась история «Газпром трансгаз Самара» - переплетение человеческих судеб и часть истории страны в целом. Наш город стал первым, куда газ был подан по трубопроводу. В СССР это был первый опыт прокладки дальнего газопровода.

Стройка была исключительно трудной. В то время газета «Правда» сообщала: «Началось строительство 160-километрового газопровода от Похвистневского месторождения до Кировского района города Куйбышева. Сильные морозы, недостаток материалов и оборудования – все эти препятствия преодолевались единодушным стремлением рабочих как можно быстрее дать предприятиям промышленный газ. Строительство газопровода стало поистине народной стройкой».

Опыта строительства газопроводов не было. Приходящие с фронта сводки с каждым днём всё более трагичны. В Сталинграде идут кровопролитные бои. Руководители строительства понимают всю ответственность за порученное дело. Хорошо понимают и последствия невыполнения решения Государственного Комитета Обороны.

Сооружение трубопровода поручалось тресту «Центроспецстрой» наркомата нефтяной промышленности. Начальником строительства был назначен крупный специалист по разработке нефтегазовых месторождений, будущий академик Николай Васильевич Черский. Для эксплуатации газовых месторождений и газопровода была создана Всесоюзная контора «Бугуруслангаз». Таким образом, первый газопровод Союза строили нефтяники. Из Баку срочно перебросили квалифицированных нефтяников, до этого уже имевших немалый опыт в прокладке трубопроводов. Вместе с семьями это было около 800 человек. Они приехали из своей солнечной республики в Бугуруслан и Похвистнево в разгар суровой зимы. Зимой 1942 года люди погрузились на пароход, который доставил их в Красноводск. А потом был «пустынный крюк» по рельсам, путанным и кружным маршрутом через Ашхабад, Ташкент, в огиб Аральского моря. Лишь месяц спустя «южный десант» прибыл в Бугуруслан. Перед руководством встал вопрос: где поместить многолюдное пополнение? Естественно – у местных жителей. Контора треста обосновалась в бывшей церкви. Бакинцы-нефтяники, которые вели разработку месторождений в районе города Похвистнево назвали его «Кинельнефть» по имени реки Большой Кинель. Об этом писал автор книги «Героические свершения азербайджанских нефтяников в годы Великой Отечественной войны» Яков Агарунов. Нефтяники из Баку не только создавали трест «Кинельнефть». Они руководили строительством первого в стране газопровода «Бугуруслан – Куйбышев», а также строили сажевый завод. В память об этих событиях у нас есть улица Бакинская. Получается, что для Похвистнева нет города более близкого, чем Баку. Он по праву мог бы стать нашим побратимом.

Передовые отряды изыскателей появились в степи, едва сошёл снег, и оттаяла почва. К концу апреля они наметили с двух сторон кратчайший пунктир будущей трассы газопровода. Первый лопатный штык вошёл в землю 25 июня 1942 года, до того, как был получен окончательный проект строительства. Но это число людей было слишком малым для того, чтобы в сжатые сроки обеспечить топливом заводы «запасной столицы». Рабочие и инженерно-технические работники на время строительства газопровода освобождались от призыва по мобилизации. На «черновые» работы для рытья и засыпки траншей было привлечено население прилегающих районов Оренбургской и Куйбышевской областей.Только Бугурусланский райисполком направил на трассу 350 человек, главным образом, женщин, учащихся техникумов и училищ, старшеклассников, а также 150 подвод с возчиками. Из Мордово-Боклинского района было прислано 150 человек и 50 подвод. Для местного населения рытьё и засыпка траншей стали трудовой повинностью. Самовольный уход рассматривали как дезертирство и карали тюремным заключением на 5-8 лет. Строительство велось в строжайшей секретности: далеко не все знали, для чего они копают траншеи. А слово «газопровод» запрещалось произносить вслух. Дневная норма выемки грунта на одного человека составляла три кубометра. Это огромный объём и очень тяжёлый труд. За малейшее несоблюдение сроков следовал разнос из Москвы и угрозы судебного расследования. Руководители строительства пытались объяснить властям, что большую часть рабочих составляют женщины и подростки, которые не в состоянии дать нужную производительность труда. Тогда в качестве ещё одного наказания Москва разрешила снижать хлебную норму на 100-200 граммов, однако местное руководство эту суровую меру не применяло. Ветеран оренбургской журналистики М.М. Вайнштейн вспоминал, что на последнем, куйбышевском участке газопровода на рытьё траншеи были брошены воинские подразделения, курсанты военных училищ. Даже выздоравливающие из госпиталей приходили на стройку и помогали чем могли. Но, несмотря на все усилия строителей, ввести трассу в эксплуатацию в 1942 году так и не удалось. На стройплощадках, по-прежнему, остро не хватало рабочей силы, особенно в первые месяцы. Поэтому постановлением ГКО на строительство важного газопровода направлялось три тысячи заключённых, так называемый спецконтингент из Безымянлага УОС НКВД СССР (управление особого строительства НКВД СССР), которые до этого были заняты на возведении авиационных заводов в Куйбышеве. Особой категорией были немцы, которые родились и выросли в Советском Союзе. А чтобы ещё больше увеличить темпы сооружения этого важнейшего объекта, по приказу ГКО СССР в соседней Башкирии начался демонтаж нефтепровода «Ишимбаево-Уфа», трубы от которого затем перевозились в Бугуруслан и распределялись по будущей трассе.

В Бугурусланском архиве хранится приказ наркома нефтяной промышленности И.К. Седина о выделении стройке 80 тысяч лопат, 500 топоров, 500 ломов, 1500 кирок и другого инвентаря – вот и вся техника для строительства первого газопровода! По заданию обкома партии 5 тысяч лопат изготовил Бузулукский завод имени Кирова. «Техники такой, как сейчас, и в помине не было, - рассказывал старейший работник НГДУ «Бугуруслан нефть» И.А. Скворцов. – Не только траншеи рыли с помощью лопат, ломов и кирок, но и все другие работы – сварку труб, изоляцию, засыпку – практически всё выполняли вручную». Трубы в траншею опускали с помощью ручных, как на обычных сельских колодцах, воротах. Материалы для стройки перевозили с железнодорожных станций на лошадях, быках, верблюдах. Люди работали до изнеможения, делая ставку на выносливость и скорость. Спешка была вынужденной – надо было успеть до осенней хляби и последующих заморозков закончить выемку грунта из траншей. Это почти удалось. Но снежные бураны с крепкими морозами зимой 1942 – 1943 годов, а затем талые воды испортили открытые траншеи, завалили их грунтом. Нужно было заново выравнивать края траншей и очищать дно. Об огромном масштабе проделанных работ говорят такие цифры: 1 миллион 800 тысяч кубометров перелопаченной земли, 20 тысяч сваренных стыков, 8 преодолённых рек и речушек. Были сооружены четыре дюкера через реки, три – через магистральные пути, три – через озёра и болота. Попутно протягивалась селекторная связь. Одновременно с прокладкой трассы неподалёку от Куйбышева строилась газораспределительная станция, от которой шли отводы к предприятиям, и в первую очередь к сооружённой в начале войны Безымянской ТЭЦ. В архивах есть запись: «Земляные работы были механизированы слабо: имеющийся в распоряжении СМУ-2 экскаватор МК-1 требовал капитального ремонта, а полученный во временное пользование другой проработал весьма недолго и малоэффективно. Машины не выдерживали особо тяжёлого характера грунта». Люди делали невозможное, превозмогая себя, ежедневно приближали День Победы, выполняя работы, от которых техника выходила из строя.

Трубы доставляли из Баку через Каспий и Туркмению, а затем – по железной дороге. Вообще, труб, изготовленных для транспортировки газа, не существовало. Строителям магистрали потребовались специальные коррозийно-стойкие стальные трубы диаметром 300 мм, но изготовить их было непросто, так как весь металл в стране шёл на выпуск вооружения и боеприпасов. Решено было демонтировать и доставить трубы с недостроенных нефтепроводов в Азербайджане, Башкирии и Краснодарском крае. При планировании прокладки газопровода исходили из того, что недостающие металлические трубы заменят асбоцементными повышенной прочности, выпуск которых предполагалось наладить на Воскресенском заводе под Москвой. Наркомату резиновой промышленности было предписано изготовить специальные кольца для соединительных муфт таких труб. Однако срок поставки этих труб Наркоматом стройматериалов, установленный ГКО СССР (май-июнь 1942 года) был сорван. Их доставили только в начале 1943 года. Когда проложили более 130 километров магистрали, выяснилось, что металлических труб больше нет. И взять их было неоткуда. А до промышленных предприятий оставалось ещё около 25 километров. Инженеры первого советского газопровода нашли оригинальное решение. Начальник «Главнефтегаза» Юлий Боксерман даёт добро на финишном участке апробировать асбоцементные трубы. В принципе не предназначенные для транспортировки газа, они никогда больше не использовались в газовой промышленности, но тогда, в 1943 году, выдержали! А когда закончились и они, появилась ещё одна смелая идея – установить использованные орудийные стволы. Последние 1600 метров газопровода выложены из орудийных стволов… На самом деле, действительно, секретарь Алексеевского райкома обратился к Сталину разрешить использовать некондиционные миномётные подствольники. С орудий их никто не откручивал, они хранились на складах, да и было их не так уж и много.

Доказательств этого на сегодняшний день не найдено. Но убеждение, что именно так поступили в 1943-м, когда закончились и асбоцементные трубы, а совсем рядом оборонные заводы ждали, требовали топлива, живёт в коллективе. Как знать, быть может, когда-нибудь доказательства найдутся

На стройке издавалась газета «За стахановский труд». Со страниц небольшого по формату газетного листка звучали боевые призывы об ускорении работ, пропагандировался опыт передовиков. Стройка была засекречена, поэтому и упоминаний о газопроводе, строящихся объектах, названиях населённых пунктов в боевом листке нет.

Из приказов по личному составу: «За добросовестное отношение к своим обязанностям, хорошую работу и за достигнутые показатели премировать следующих товарищей: Липатову А., диспетчера ГРП фуфайкой; Реут В. – фуфайкой. Оператора регулировочной станции Правдину – фуфайкой».

Из годового отчёта за 1943 год. «В июне – июле 1943 года поступили на строительство 76 человек безнадзорных детей, родители которых были убиты или потеряны при эвакуации с временно оккупированных немцами местностей во время Отечественной войны. Эти дети были поставлены на производство учениками, главным образом по слесарному делу и стажёрами при шофёрах. Часть из них в количестве 35 человек были, затем по распоряжению треста переведены в контору № 5 для обучения токарному и слесарному делу в механическую мастерскую и гараж последней, из остальных часть дезертировала, часть ушла в Красную Армию».

Первый в стране газопровод «Бугуруслан-Похвистнево-Куйбышев» сдавался в эксплуатацию в обстановке строжайшей секретности.Последние дни августа 1943 года были для куйбышевских и бугурусланских газовиков особенно напряжёнными. На 5 сентября назначено начало пробной подачи газа. А 15 сентября 1943 года газопровод Бугуруслан-Куйбышев был сдан в эксплуатацию. С этого дня ведёт отсчёт своей истории первое отечественное газотранспортное предприятие, которое сегодня после неоднократной смены названия, именуется ООО «Газпром трансгаз Самара». Вместе с газопроводом была построена газокомпрессорная станция в посёлке Красные Пески близ города Похвистнево. Здесь, на этой газокомпрессорной станции установлен памятник – первый газокомпрессор «Кларк».

Сентябрьским вечером сорок третьего года на Безымянке, недалеко от предприятий, на которых с нетерпением ждали газ, собрались строители, партийные работники, рабочие заводов. В ознаменование пуска газопровода вспыхнул очень маленький факел, чтобы не демаскировать местность. Это был настоящий праздник…со слезами на глазах. Он позволил приблизить другой праздник со слезами и улыбками – День Победы. Газ доступен! С того самого дня, когда на Безымянке загорелся первый, скромный, символический огонёк, это стало очевидным. Первая газовая трасса стала убедительным доказательством того, что сотни и даже тысячи километров между месторождениями и потребителями – не преграда. Информацию о значении этого события хранят записи 74-летней давности. Из годового отчёта треста за 1943 год: «Со времени газификации предприятий куйбышевского промышленного узла удалось заменить дефицитное твёрдое и жидкое топливо в следующем суммарном количестве, эквивалентном расходу газа: угля – 11834 тонны, нефти – 10169 кубометров». «Газ заменяет ежедневно, в переводе на твёрдое топливо, один маршрут карагандинского угля. Газопровод по трассе снабжает семь предприятий, железнодорожные станции, коммунально-бытовые учреждения и в конце урегулировочной станции семь оборонных предприятий. Газопровод является первым в Союзе». Газ стал топливом для оборонных заводов, энергией для победы в войне и для многих будущих побед.

Из статьи начальника Главнефтегаза Юлия Боксермана «Первенец газовой индустрии»: «Помню, как радовались этому событию (пуску газопровода «Бугуруслан-Куйбышев») авиаконструктор С.В. Ильюшин, чьи штурмовики изготовлялись здесь, директор одного из заводов П.В. Дементьев (впоследствии министр авиационной промышленности), начальник главка Д.Е. Кофман и многие другие. Крупный промышленный оборонный комплекс получил замечательное топливо, которое поступало по подземной магистрали без каких-либо перебоев. Сооружение газопровода «Бугуруслан-Куйбышев» имело исключительно важное значение не только потому, что обеспечивало топливом крупнейший промышленный район; появилась уверенность в возможности строить магистральные газопроводы».

Из книги Николая Байбакова «От Сталина до Ельцина» (Автор - нарком нефтяной промышленности СССР в 1944-1955 гг., Председатель Госплана СССР и заместитель Председателя Совета Министров СССР в 1965-1985 гг.): «В 1942-1943 годах была решена невероятно трудная задача обеспечения природным газом оборонных заводов Поволжья. За счет эвакуации предприятий из западных районов страны мы быстро создали промышленный центр Безымянка вблизи Куйбышева, где сосредоточились наши авиационные заводы. Для обеспечения их топливом в самые короткие сроки проложили газопровод от Бугурусланских месторождений до Безымянки, в район, дававший огромное количество военной техники, в том числе и знаменитые штурмовики Илы, окрещенные немцами «Черной смертью» ». Эффективность газопровода вдохновляла – на железную дорогу вернулись 20 тысяч вагонов, которые раньше использовали для перевозки угля, а теперь поступили в распоряжение фронта.

Глава 4. Память прокручивает фильм воспоминаний

Немного осталось тех, кто стоял у истоков, и помнит начало истории «первенца Газпрома». Тем ценнее сегодня для нас каждая крупица их воспоминаний о том, как рано вставали они на трудовую вахту, как непросто нести её и как она была почётна.

Жительница посёлка Красные Пески Анна Ивановна Ярыгина вспоминает: «Я из села Старый Аманак. Меня от колхоза отправили на строительство газопровода. Было мне тогда 14 лет. Траншеи копали – очень трудно было. Из инструментов – лопата, кирка да лом. И голодные были, и раздетые ходили, но работали, потому что так надо было. Как и другие, выполняла норму – 15 погонных метров траншеи в день».

Ещё один житель посёлка Красные Пески Василий Иванович Лобачёв был в числе первых строителей газопровода. К сожалению, его сейчас нет в живых, но мы встретились с его дочерью Людмилой Васильевной Стальмахович, которая нам и показала небольшие заметки, оставленные её отцом. Василий Иванович писал: «В 15 лет я стал кормильцем семьи – больной матери и младшей сестрёнки. Отец пропал на фронте без вести, семья осталась и без солдатского аттестата, и без пенсии за погибшего. Окончив семилетку, устроился на работу в лесхоз, потом к газовикам слесарем в котельную. Работали на износ. Как-то обвязывали насос в котельной, трое суток не выходили. Нам приносили еду, два часа отдохнул – и давай опять работать».

Эльза Соловьёва немка по национальности, в войну она в прямом смысле слова своими руками строила первый советский газопровод. Её предки оказались в России ещё при Екатерине Великой. А в декабре 1942-го семью Эльзы по железной дороге привезли в Куйбышев из Омска на работы. И хотя они были гражданами СССР, можно представить, как к ним относились окружающие.

Участок, на котором трудилась Эльза Генриховна, проходил от Кинель-Черкасс до самого Куйбышева. Российских немцев поселили в Смышляевке. Сначала – в частных домах. Летом жили в палатках. Потом в землянках. Сразу же начали рыть траншеи под газопровод Похвистнево-Куйбышев – со стороны областного центра. Тот самый момент, когда на подходе к Куйбышеву закончились металлические трубы, Эльза запомнила очень хорошо.

Из воспоминаний Эльзы Соловьевой, ветерана ООО «Газпром трансгаз Самара»: «Работа, нелёгкая летом, с наступлением холодов превратилась в почти невыносимую. Лом, лопата и смёрзшийся грунт. При укладке асбоцементные трубы на стыках соединялись резиновыми муфтами. Резиновые кольца для уплотнения соединительных муфт на морозе быстро твердели, натянуть такое «задубевшее» кольцо было практически невозможно. Но женщины – народ сноровистый! Мы попросту закладывали кольца под телогрейки и теплом собственных тел согревали резину. После этого ей возвращалась требуемая мягкость и эластичность».

Опыт работы в таких вот экстремальных ситуациях постепенно формировал традицию, неписанный закон для коллектива предприятия: поставленная задача должна быть выполнена, даже если цена её выполнения высока.

Глава 5. В русле времени

Если первые полтора года строители опаздывали по срокам, то после пуска газопровода наступила «эра опережения». И уже 11 декабря 1944 года был выполнен госплан добычи, установленный «Куйбышевгазу» на 1944 год в количестве 200 миллионов кубометров. В результате было полностью снято потребление угля и мазута на 18 заводах Куйбышева и частично на Безымянской ТЭЦ. Вот как оценивает значение первого газопровода один из активнейших участников стройки Яков Аргунов: «Перевод заводов на газ улучшил их санитарное состояние, освободил от гари и копоти, повысил производительность труда, в два раза сократил время разогрева печей, улучшил качество продукции и условия труда рабочих. Газовики помогали заводам увеличить выпуск изделий, необходимых фронту. В первом же году заводы, которые получили газ, отказались от 36 тыс. тонн мазута и 300 тыс. тонн привозного угля. Сооружение и ввод в эксплуатацию газопровода «Бугуруслан-Похвистнево-Куйбышев» имело важное значение не только для обеспечения топливом крупного промышленного района страны. Был накоплен огромный технический опыт и, что особенно важно, появилась уверенность в возможности строительства магистральных газопроводов ещё большего масштаба».

История официальная хранится в архивных документах, а неофициальная – в доброй и благодарной памяти огромного числа людей. С момента регулярной подачи газа промышленным потребителям Куйбышева ведёт свою историю старейшее газотранспортное предприятие России, которое сегодня носит имя «Газпром трансгаз Самара». На сегодняшний день протяжённость магистральных газопроводов, проложенных по территории России, составляет почти 170 тысяч километров. Если вытянуть их в воображаемую линию, она четырежды опоясала бы Землю. А ведь начиналась эта «трасса длиной в четыре экватора» с газопровода Бугуруслан-Похвистнево-Куйбышев! В память об этом в год 70-летия предприятия коллектив ООО «Газпром трансгаз Самара» заложил в Самарском ботаническом саду Аллею газовиков.

Первая газовая трасса, протяженностью в 160 км, оказалась устремленной в будущее. Ее строительство стало первым шагом на пути к созданию уникального ресурса Газпрома - Единой Системы Газоснабжения (ЕСГ), чья протяженность сейчас приближается к 160 тысячам километров.Уже в наше время в книге «Газпром - новое русское оружие» о ее значении сказано так: «Советский Союз перестал существовать вместе со всеми своими министерствами. Газпром продолжал существовать. Разделить его было практически невозможно. Газпром стоял, как крепость. Составляющие его четыре океана газа и двенадцать магистральных газопроводов связаны в единую систему и не могут существовать друг без друга.

Выводы:

На основе исследовательской деятельности в проекте представлен материал, характеризующий крайне тяжёлый период Великой Отечественной войны – 1942-1943 годы. Материал отражён в продукте, созданном на основе найденных данных. В ходе работы подтвердилась гипотеза исследования – была восстановлена история строительства первого в стране газопровода по воспоминаниям, документам, фотографиям.

Родившись в военное время «Газпром трансгаз Самара» на протяжении всех 75-х лет нёс людям мир, тепло, уют, благополучие. История продолжается, и вместе с ней продолжается деятельность предприятия на благо родного Самарского края, страны и тысяч людей. Как все прошедшие 80 лет. Как всегда, переоценить значение газа в нашей жизни невозможно. Это свет, это тепло, это жизнь!

Список литературы:

1. Волжская коммуна от 07.04.2010 г.

2. Аргументы и факты – Самара № 35, 2013

3. Самарские судьбы № 1, 2014

4. Воспоминания жителей села Красные Пески Похвистневского района А.И. Ярыгиной, А.А. Шишкиной, дочери В.И. Лобачёва Л.В. Стальмахович.

5. Фотографии из Центрального Государственного архива Самарской области

Просмотров работы: 219