ДЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА У КАЗАХОВ

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА У КАЗАХОВ

Коваль А.Б. 1
1МБОУ "Cтепановская СОШ" Оренбургского района
Белоусова Н.П. 1
1МБОУ "степановская СОШ" Оренбургского района
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.

Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).

Осознание актуальности такого подхода к решению этих проблем привело к созданию творческого проекта «ДЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА У КАЗАХОВ».

Целью моей работы изучить особенности казахской национальной культуры на основе детских обрядов.

Я поставил перед собой задачи:

Найти в литературных источниках информацию об обычаях и обрядах казахского народа.

Опросить родственников о детских обрядах.

Практическое задание провести опрос среди 10 семей родственников проживающих в селе и знакомых семей из Казахстана проживающих в России.

Кроме того, была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что несмотря на то, что наши предки давно переехали со своей исторической Родины, казахи не забыли свои обычаи.

ГЛАВА I. Традиции и обычаи казахского народа

Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, которые почитали и передавали из поколения в поколение на протяжении многих веков.

Традиции – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит. Казахские устои также не являются исключением из этого определения. Они веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время, пространство и дошли до наших дней некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии. Но сам факт того, что сегодня казахский народ помнит и чтит пусть не все, но все же большинство своих традиционных обрядов, является несомненным плюсом и для дальнейшего развития нации. Независимо от того, что люди имеют сейчас, то, что было завещано им предками, безусловно, стоит особого внимания и подробного изучения. Ведь не с пустого же места появились всевозможные верования, обряды и обычаи. С традициями народ передает свои знания и наблюдения, а молодежь, черпая эти наблюдения, делает свои выводы и, естественно, начинает относиться к миру по иному.

Огромное влияние на формирование традиций оказали исторические события и религиозные мировоззрения. В частности, многие традиции и обычаи уходят корнями, языческие представления об устройстве мира, существовавшие до принятия ислама. В то же время они тесно переплетаются с мусульманскими обычаями. Таким образом, в казахской культуре образовался своеобразный уклад обычаев и традиций, которые удивительно гармонично сочетаются и дополняют друг друга, пронизывая все этапы жизни человека: рождение ребенка, период беременности и родов, свадьба, послесвадебный период, замужество, воспитание детей на разных этапах развития, обычаи гостеприимства, особенности приема гостей, устройства праздников и поминок, погребально-поминальный обряд и самые разнообразные моменты жизни.

Для казахского народа традиции и обычаи являлись законом. Невыполнение требований и правил, пренебрежительное отношение к традициям и обычаям карались этими же традициями. Традиции, применяемые в жизни, традиции искусства, истории, культуры — это великое наследие нашего народа, роль которого в воспитании поколений огромна.

Одной из отличительных черт казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и традиций, связанных с гостеприимством, у казахов очень много. Обязанностью хозяев считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешбармак, манты, казы, шужук и т.д., а также полезными напитками: кумыс, шубат, айран и, конечно, чай. У казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. В нарядной юрте накрывали праздничный стол, пели песни, танцевали, играли на домбре. Считалось большим позором для хозяина не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем богат. Также было высшей бестактностью показать гостю свое плохое расположение духа. У казахского народа существует множество пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых гласит: «Если гость приходит, счастье в дом приводит!». Хозяева дома старались, чтобы гость ушел в хорошем настроении, обязательно давали в дорогу гостинец. А если в гости приходил ребенок, то его обязательно угощали чем-нибудь вкусненьким и дарили небольшой подарок. Существовало поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенный, то заберет с собой счастье из дома. Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье. Большую роль в воспитании играл народный фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. У казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и песни. Многому дети обучались в игровой форме уже с малых лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети, наблюдая за работой взрослых: дочери — за ремеслами матерей, сыновья — за хозяйскими делами отцов, постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь. Так, понемногу приобретая жизненные навыки, уже к первому жизненному отрезку — мушелю, к 12 годам, девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики — молодыми джигитами. Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, привитие ей главных семейных ценностей, образованию же мальчика уделяли гораздо больше внимания, так как ему предстояло стать главой семьи, решать сложные хозяйственные вопросы.

Соблюдение приличий как старшими по возрасту, так и младшими, всегда считалось и считается высшей этикой. Примеров национальной этики поведения взрослых перед младшими и, наоборот, мужчин перед женщинами, женщин перед мужчинами великое множество. К примеру, младший по возрасту не пересекает дорогу старшему, свекор должен быть всегда вежливым в разговоре с келин (невестка), келин в свою очередь обязана быть учтивой, вежливой, соблюдать приличия в мечети и в других общественных местах, в общении с другими людьми. Учтивость — пример человеческого достоинства, проявляемого в деликатности.

Это одна из замечательных традиций в жизни казахского народа. Со всего аула собираются люди — от стариков до детей — и общими силами выполняют определенную работу, часто непосильную для отдельной семьи. Такой организованный на добровольных началах и коллективный труд и называется асаром. Асар — отражение братства, единства земляков или сородичей, стремление безвозмездно помочь друг другу, поэтому его отличительная черта состоит в том, что все работают бесплатно, без расчета на вознаграждение. Единственные затраты, которые ложатся на хозяев дома, — это расходы на питание. Еда и напитки должны быть в изобилии, и, как говорится, работа разгорится. Если не удается закончить в первый день, то соберутся вторично. Не прийти на объявленный асар считалось неприличным. Таким образом, сообща, казахи нередко возводили дома или другие сооружения, строили жилье для молодоженов. Асар — добрая традиция, в прошлом широко распространенная в народе, а ныне нуждающаяся в поддержке и развитии.

Появляясь на свет, ребенок любого народа уже становится носителем родной культуры. Первый вздох, прикладывание к груди матери, первые ласки и добрые слова новорожденному, запахи и звуки окружающего жилища… Можно сказать, что ребенок начинает впитывать культуру своего народа с первых минут своей жизни, впитывать с молоком матери.

Детские обряды, совмещающие в себе элементы язычества и ислама, стали формироваться у казахов на фундаменте многовековой культуры, основанной на устном народном творчестве, передаче народной мудрости из уст в уста. Старики учили молодых, все передавалось из поколения в поколение, обновляясь, дополняясь и трансформируясь в зависимости от культурно-исторических условий.

Но истоками этих обрядов были и есть – степь, природа, юрта и образ жизни казаха, кочевника-скотовода, сумевшего создать уникальное сочетание материальной и духовной культуры, пронести эту культуру через века.

От рождения ребенка до его совершеннолетия проводятся обряды, каждый из которых означает определенный этап в жизни ребенка.

ГЛАВА II. Детские обряды казахского народа.

1.Обряд «Шілдехана» (Рождение ребенка).

Это самый первый обряд, который связан с рождением малыша. В давние времена, как только ребенок появлялся на свет, ко всем родственникам и друзьям посылали гонцов – чтобы сообщить всем радостную весть. Получив известие, все близкие и знакомые собирались на «Шілдехана той». Гости поздравляли родителей и ребенка, приносили малышу первые подарки, а вечером собирались за праздничным дастарханом (столом), пели песни и играли на домбре – по древнему поверью считалось, что таким образом гости отгоняли злых духов и охраняли ребенка.

2. Обряд «Қалжа».

Не остается без внимания и роженица. Специально для нее в первый же день после выписки из роддома проводится обряд «Калжа» – ритуальное угощение матери новорожденного. Привозят барана и готовят блюдо родственники со стороны новоиспеченной матери. В обязательное меню входят бульон и вареная молодая баранина – для быстрого восстановления сил после родов.

3. Обряд «Бесік тойы» (Укладывание ребенка в колыбель).

Казахская колыбель необыкновенно простая в использовании и удобная при кочевом образе жизни. Колыбель изготавливалась из ивы, а боковые части (изголовье и подножье) делались из бересты.

Сложилось поверье, что в жилищах людей водятся нечистые силы, приносящие вред ребенку. Поэтому, перед тем, как малыша внести в комнату и положить в колыбель, проводился обряд «аластау» – очищение комнаты ребенка и колыбели от всякой нечисти. «Алас» – переводится, как священный огонь. Этот обряд выполняла уважаемая в ауле женщина, которая обладала положительными качествами. Металлическое блюдце, в котором на угольках кизяка дымилась сера, козий или бараний жир. Женщина с этим блюдцем обходила комнату (юрту), колыбель малыша со словами, изгоняющими злых духов, призывающими здоровье и добро к ребенку:

Алас, алас, аласы,

Келді, міне, баласы,

Кош, кош, пәлесі,

Алас, алас, алас.

Тілі жаманның тілінен алас,

Коз жаманның козінен алас.

Отыз омыртқасынан алас,

Қырық қабырғасынан алас,

Алас, алас, аласы,

Келді, міне, баласы.

(Перевод.)

Священный огонь, священный огонь, священный огонь.

Вот пришел ребенок.

Приветствую, приветствую священный огонь.

Священный огонь, спаси от плохого языка,

Чтоб не сглазили,

Не болел ребенок, не было сплетен,

Чтоб ребенок был сильным.

Под постель ложили зеркальце и расческу с пожеланием, чтоб ребенок был красивым, пригожим – мастером своего дела. На поперечную перекладину подвешивали амулет от сглаза. Родители подносили ребенка и женщина проводимая обряд укладывала его в колыбель, завязывала две завязки – «бау» и накрывала его семью вещами:

Одеялом, чтобы сон младенца был здоровым и ему было;

Чапаном, чтобы был уважаемым в народе;

Шубой и попоной – чтобы был богатым и состоятельным;

Сверзу клалась узда, чтобы быстро вырос;

Кебенек и ногайку, чтобы стал защитником интересов своего народа. За проведение обряда «Бесік тойы» женщина получала в подарок отрез ткани или красивый платок. Праздник сопровождался угощением, песнями, играми, шуточными развлечениями, например, «Тыштыма». На праздник пекли специальные мучные шарики, которые назывались «тыштыма», перемешивая их с куртом (кусочками соленого творога), конфетами, складывали в кулечки. Женщина, которая укладывала ребенка в колыбель, подавала кулечки людям и спрашивала: «Тыштыма?». Если человек отвечал: «Тышты!» – получал угощение.

4. Обряд «Қырқынан шығару» (40 дней ребенку).

По древнему казахскому обычаю, до сорокового дня новорожденного ребенка никому не показывают, не стригут ему ногти и волосы – это считается, что в это время ребенок еще очень слаб и не защищен от злых сил. А вот через 40 дней после рождения его представляют собравшимся на торжество гостям. Кроме того, в обряд входит ритуальное купание малыша и первое обрезание ногтей и волос. И, конечно же, одаривали новорожденного и участниц ритуала подарками, а также накрывали праздничный дастархан.

5. Обряд «Ат қою» (имя наречение).

По истечению 40 дней с момента рождения родители давали ребенку имя. Как правило, делали это не сами родители, а почетный аксакал или мулла. Имя трижды сообщалось малышу на ушко и при этом читая строчки из корана. Почетный аксакал или мулла, проводивший ритуал получает подарки от семьи.

6. Обряд «Тұсау кесу» (Первые шаги ребенка).

Проводится этот обряд, когда ребенок начинает ходить. Ребенку обвязывают ножки черно-белыми «путами» (чтобы отогнать злых духов) и ставят на белую дорогу (скатерть или полосу белой ткани). Бабушка или дедушка со счастливой судьбой ножом разрезают путы на ножках - чтобы ребенок хорошо ходил, твердо стоял на ногах и уверенно шел по жизни - белая дорожка, по которой потом проводили малыша, символизирует светлый жизненный путь. В конце дорожки клали разные предметы, например, деньги, книгу, домбру и т.д. По традиции считалось, что какой предмет приглянется ребенку, какой предмет малыш выберет – его будущее будет связано с этой сферой деятельности, например, домбра – искусство, деньги – сфера финансов, книга – наука и т.д.

7. Обряд «Сундет тойы».

Это важная религиозная традиция казахского народа, событие, которое символизирует не только взросление мальчика, но и его присоединение к мусульманской общине.

Обряд обрезания проводится в 3, 5 или 7 лет. Раньше процедуру обрезания проводил мулла, а сейчас обрезание проводят в медицинском учреждении. Как и все значимые события, обряд сопровождается пышным празднованием, на которое приглашают всех близких и родных, которые несут значимые, дорогие подарки на это мероприятие.

8. Обряд «Тілашар тойы» (Проводы ребенка в школу).

Это относительно молодой обряд, появившийся в 19–20 веках, когда у казахов появилась письменность, стало доступным образование. Конечно, первоначально не все дети имели возможность ходить в школу: учились только дети зажиточных казахов, а обучение имело явную религиозную направленность. Обряд многократно трансформировался и к концу 20 века обрел скорее современные, чем традиционные черты.

В буквальном переводе название праздника звучит как “открой язык” или же «первое слово». Школа, получение образования оценивается как один из особых этапов в жизни ребенка. Получение образования в старину было большим благом, позволяющим человеку достигнуть определенных высот в казахской родовой иерархии.

В этот праздничный день в доме собираются все родственники, накрывается богатый дастархан. Обязательно приглашается мулла, который читает молитвы, содержащие благословение ребенку на долгий путь постижения знаний. Все родственники желают будущему школьнику здоровья и успехов в учебе, быть послушным и умным, вырасти настоящим человеком. В этот день ребенок получает большое количество подарков, которые пригодятся ему в школе.

На празднике много детей, особенно маленьких. Данный обряд служит для них примером: каким надо быть, чтобы пойти в школу. Детям раздаются сладости, проводятся разнообразные игры.

9. Обряд «Мүшел» (Достижение определенного возраста).

В истории развития любой человеческой цивилизации просматривается стремление к упорядочиванию повседневной жизни и религиозно-обрядовой составляющей определенным циклам: смене времен года, движению Земли вокруг Солнца, фазам Луны, и. т. п. Каждому циклу соответствовали определенные хозяйственные дела и обряды.

Казахский цикл «мүшел» образуется каждые 12 лет, подобно буддийскому «циклу зверей» и ежегодному “зодиаку”. Когда ребенку исполняется 13 лет, заканчивается один «мүшел». Далее к каждому циклу прибавляется по 12 лет.

Таким образом, первый возраст «мүшел» наступает в 13 лет, второй – в 25 лет, третий – в 37 лет, четвертый – в 49 лет, пятый – в 61 год, шестой – в 73 года, седьмой – в 85 лет, восьмой – в 97 лет.

В народе существует легенда о появлении подобного летоисчисления:

В давние времена один из тюркских каганов решил изучить тактику одного из сражений, которое произошло некоторое время назад. Однако, определить его точную дату он не смог. Тогда он обратился к своему народу: мы запутались в датах, а что будут делать наши потомки? Надо дать каждому году свое название. И пусть это станет традицией для нас и наших потомков.

Народ согласился с таким решением, и мудрый каган приказал перегнать через реку или всех диких животных. Не все животные смогли переплыть реку. Первой вышла мышь, поэтому первый год цикла стали называть годом мыши. Затем из реки вышли: корова, барс, заяц, улитка, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака и свинья.

Так, каждый год 12-летнего цикла получил название определенного животного.

Я хочу охарактеризовать каждый возраст отрывками из произведений наших великих поэтов и акынов.

13 лет: В этом цикле определяется переход ребенка в подростковый возраст. В этот момент у мальчиков начинают крепнуть кости, меняется голос, девочки обретают женственные формы. В народе этот возраст называют возрастом пробуждения сознательности. «В тринадцать лет – хозяин очага». Детей начинают приучать к взрослой семейной жизни.

25 лет: Это возраст настоящего джигита. Это время расцвета физических и духовных сил, пора цветущей молодости.

37 лет: Возраст торжества рассудка и здравого смысла. Это время, когда человек уже ясно знает, где добро, и где зло.

49 лет: Время, когда начинает сказываться возраст, но старость еще не признается. В этом возрасте думы и ум в самом расцвете.

61 год: Пожилой возраст, когда приходит мудрость и на прошедшее начинают смотреть более критично.

73 года: Возраст признания старости. В этом возрасте старцы начинают сутулиться, плохо двигаться, стареют на глазах.

85 лет: В этом возрасте начинает нарушаться сон, режим дня. Люди в этом возрасте ведут неторопливый, размеренный образ жизни, бывают легко обидчивы.

97 лет: Время, когда тело дряхлеет, а разум вступает в состояние маразма. Не всем суждено дожить до такого возраста. Однако, дай нам, Аллах, дожить до стольких лет.

Заключение

Гипотеза, которую я выдвинул вначале проекта подтвердилась, опрос родственников это подтвердил. Обычаи и традиции являются важной составной частью культуры любого народа. Традиции и обряды казахского народа формировались на протяжении долгих столетий под влиянием кочевого образа жизни. Люди должны знать историю своих предков и того места, где живут, помнить и передавать потомкам свои традиции.
Таким образом, казахский народ, соблюдая обычаи древних и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков.
Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера - открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.

Список литературы

Г. Канакина. Язык русских пословиц. 2006 г.

«Казахские сказки», Алма-Ата 2000 г.

Б. Каирбеков «Национальные обычаи и традиции. Казахский этикет»,

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

1.Казахские национальные блюда[Электронный ресурс] Официальный сайт.// https://kazakhstanlife.ru/kazaxskie-nacionalnye-blyuda/kazakhstanlife.ru) (дата обращения: 07.02.2023 г.). - Текст: электронный.

2. ТОП 10 Казахских обычаев и традиций. История казахского народа https://catch.today/dajdzest/10-kazahskih-tradicij (дата обращения: 07.02.2023 г.). - Текст: электронный.

3. Происхождение народа - https://travelask.ru/articles/kazahi-volshebnyy-narod и https://ru.wikipedia.org/wiki/Казахи# Этимология. (дата обращения: 06.02.2023 г.).

4. Коллеги- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ КАЗАХСТАНА Изучение и сравнение обычаев и традиций в казахско-русских семьях. - Творческие проекты учащихся - Учительские университеты - Коллеги (ucoz.ru) (дата обращения: 07.02.2023 г.).

5. Словари и энциклопедии на Академике Русские в Казахстане | это... Что такое Русские в Казахстане? (academic.ru) (дата обращения: 04.02.2023 г.).

6. Россия и Казахстан: историческое и культурное взаимодействие Россия и Казахстан: историческое и этнокультурное взаимодействие. (ethnology.ru) (дата обращения: 05.02.2023 г.).

7. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] Официальный сайт. http:// ru.wikipedia.org(дата обращения: 04.02.2023 г.).

Приложение 1

Анкета:

Все ли казахские традиции и обычаи соблюдаете?

Да Нет Частично

2. Все ли казахские традиции вы знаете?

Да Нет Частично

3. Как вы считаете ваши дети когда вырастут должны соблюдать ваши традиции и обряды?

Да Нет Частично

4. Знаете ли вы такой обряд «Шілдехана» (Рождение ребенка)?

Да Нет Частично

П риложение 2 (Лэпбук)

Просмотров работы: 366