По «Святым местам» Республики Бурятия. Гора «Спящий лев»

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По «Святым местам» Республики Бурятия. Гора «Спящий лев»

Горбов И.А. 1
1МАОУ СОШ №1 г. Улан-Удэ
Иванова О.К. 1
1МАОУ СОШ №1 г. Улан-Удэ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Одной из многочисленных достопримечательностей Бурятии является гора "Спящий лев". Находится она в 50 км от города Улан-Удэ, у въезда в село Тарбагатай.

Гора «Спящий лев» является уникальным природным памятником и одним из святых мест Бурятии.

Осенью моих родителей пригласили в гости в село Тарбагатай. По дороге мы остановились рядом с очень интересной горой. Невозможно было не обратить внимание на это место. Очень красивая природа, ухоженное обустроенное место для отдыха. Данное место вызывает у меня интерес и много вопросов, почему считается священным и для каких народов. И мне хочется рассказать об этом своим одноклассникам и друзьям.

2. Основная часть.

2.1. Описание горы "Спящий лев".

Исконное бурятское название горы — Хабсагай хада — означает просто «скала, утёс». Современные же русскоязычные названия имеют свою историю. 

Очертания горы очень похожи на спящего льва. Его голова с косматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост (см. приложение 1).

Cклон горы сплошь покрыт редкими растениями, многие из которых занесены в Красную книгу, на камнях растут красивые разноцветные лишайники, а в норках прячутся пушистые суслики.

В народе гору называют Омулевой потому, что в Селенге водится много омуля, особенно в районе этих скал, где скапливалась рыба в нерестовый период. Рыбаки забирались на неё, наблюдали, где в реке идут «бурления» и ставили туда неводы.

Рыбы в XVIII веке было так много, что ее без особого труда можно было ловить, зачерпнув воду рубахой или мешком. Один раз зачерпнул – готов запас на зиму.

Семейские на этот случай имели специальные плетеные ловушки из ивы, которые можно увидеть в Тарбагатайском музее старообрядцев. Их можно было оставлять несколько штук, а потом приходить за уловом.

Скалы покрыты редким лесом, деревья, как обычно в таких местах, обвязаны разноцветными ритуальными лентами (см. приложение 2). Впрочем, в Бурятии подобные «святые места» на каждом шагу. Но гора и сама по себе – очень красивое место.

С ее высоты можно осмотреть долину реки Селенга, это одна из самых крупных рек Бурятии, впадает в озеро Байкал. Открывается чудесная панорама окрестных гор и холмов (см. приложение 3).

Кстати, все туристические путеводители по Тарбагатайскому району непременно включают фотографии этих панорам, открывающихся с вершины Спящего льва. - 2 -

Священное место двух культур.

«Спящий лев» — одно из святых мест для буддистов и шаманистов Бурятии. У горы есть свои легенды и поверья. В вершину однажды ударила молния и в скале образовалось два больших углубления в виде чаш. Одна всегда сухая, а в другой всегда есть вода. В тяжелые времена солдат или путник мог в одной чаше разжечь костер, а в другой набрать воды. Есть еще поверье — если бросить в чашу огня какую-то ценность, то жизнь будет насыщенной на события. Если в чашу воды — спокойной.

Древние воины могли передавать сигналы о надвигающемся нападении задолго до приближения врага. Ночью и вечером сигналы подавались огнем, а днем — с помощью дыма разных оттенков.

Существовала целая система подачи сигналов. При добавлении в огонь разных «присыпок» в виде трав, сухого навоза разных животных цвет дыма или огня менялся, что сообщало другим постам совершенно определенные сведения. Больше других компонентов ценился волчий помет, он давал стойкий высокий дым красивого оттенка.

Здесь совершаются обряды поклонения духам местности. Не реже, чем раз в год шаманы совершают здесь традиционные камлания, обряды почитания небожителей и духов (см. приложение 4). В доказательство, вы всегда увидите вязочки на деревьях на склоне скалы.

Считается также, что где-то здесь в свое время проходил протопоп Аввакум. Из-за этого "Спящий лев" считается священным местом и у окрестных староверов. Краеведы отмечают интересный момент: хотя у русских не было принято делать священными какие-то местности, староверы, придя в Забайкалье, активно восприняли эту традицию от бурят и эвенков.
По другую сторону трассыв июне 2007 годабыл установлен памятный мемориал в виде каменного поклонного креста в честь 250-летия массового заселения староверами Забайкалья. Памятник расположен по пути следования протопопа Аввакума на вершине холма в живописном месте (см. приложение 4). -3-

У «кармана» на обочине трассы, где останавливают машины посетители, поставлена деревянная арка, похожая не деревенские ворота. По обе стороны от не установлены красочные щиты-баннеры, оформленные в старорусском стиле (см. приложение 5). Текст на баннерах повествует об истории староверов, спасавшихся в Сибири от гонений.

Экспедиция на природный памятник.

Я не раз поднимался на гору «Спящий лев». От ворот вверх по склону сопки введёт длинная ступенчатая тропа. Она тянется вдоль «львиной спины» (см. приложение 6).

Я мысленно прошу разрешение подняться на эту гору, стараюсь следовать по тропе, не повредив растения вокруг, уходя, благодарю за гостеприимство.

Когда-то машины заезжали прямо на верх сопки, пока общество «Большая Байкальская тропа» со староверами Тарбагатая не добились запрета. Ведь машины повреждали колёсами флору горы, пассажиры много мусорили. Проблему заезда машин решили, насыпав вдоль обочины высокий земляной вал и обложив территорию огромными камнями (см. приложение 7). Когда я приезжаю в это место, никогда не мусорю и стараюсь собрать оставленный людьми мусор.

Кроме того, поднявшись на гору, я отметил, что вандалы исписали часть скал «петроглифами», что очень портит вид (см. приложение 7).
Мы с моим папой и двоюродным братом нашли те священные чаши. Они удивительно гладкие, никаких трещин. Одна была сухая, это для огня, в другой была вода, правда совсем немного, но нас это очень удивило, так как дождя не было (см. приложение 8).

Склон, что выходит на Тарбагатай – почти отвесный обрыв. Стоять у его края уже немного страшновато – запросто можно соскользнуть по округлым камням.

Я обратил внимание, что с горы все очень хорошо видно со всех сторон, что подтверждает, что когда-то в этом месте был наблюдательный пункт (см. приложение 9).

Оставлять монеты и повязывать на деревья ленточки я бы не советовал. Монеты вступают в реакцию с почвой и загрязняют ее.

Вязочки на ветках мешают расти ветке в ширину, оставляя зауженные перетяжки. Со временем ветер легко ломает целые деревья в тонких местах перетяжек.

Заключение.

Данная местность имеет особую культурно-познавательную привлекательность для туристов.

В результате моей работы, я понял, что исследуемое место имеет свою интересную историю, здесь ведут поклонения разные религиозные культуры, встречаются люди различных общин.

Мне стало понятно, почему общество «Большая Байкальская тропа» ведет защиту этого места. Ведь здесь и редчайшие растения, и великолепный вид самой горы.

Гора «Спящий лев» - удивительное место, которое непременно нужно посетить и насладиться красотой и величием природы Бурятии. Я думаю, еще не раз буду подниматься на эту сопку, так как вид с нее завораживает.

Если когда-нибудь будете в этих краях, обязательно наведайтесь к семейским в Тарбагатай, и по пути сделайте остановку на  горе «Спящий лев».

Список используемых источников и литературы:

1. https://ru.wikipedia.org

2. Н. Пицык. Гнев народный // Бурят-Монгольская Правда, № 50 (6979), 2 марта 1940 года, стр. 3

3. http://kukmor.livejournal.com/1298754.html

4. http://buryatia.drugiegoroda.ru/country/13288-omulyovaya-gora/

5. http://www.visitburyatia.ru/places/section-143/item-305/

6. https://kamaran.ru/buryatiya/ulan-ude/gora-spyashcij-lev-499

7. http://ulanmedia.ru/news/500863/

8. Личный фотоархив.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Просмотров работы: 52