Моя малая Родина

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя малая Родина

Овчинникова А.В. 1
1МБОУ "Верх-Рождественская ООШ"
Баранова Е.М. 1
1МБОУ "Верх-Рождественская ООШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Родина для всех одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величаем,

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.

Наша страна – многонациональная страна. В ней живут русские и татары, ненцы и чуваши, башкиры и удмурты … Но для каждого человека дороже всего на свете его малая родина.

Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу. И неважно, чем является твоя Родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства.

Родину, как и отца с матерью, не выбирают. Её принимают и любят такую, какая она есть. И только взрослея, человек постоянно осознает свою принадлежность к матери-родине, ответственность за нее, а главное - несоизмеримую любовь к ней. Так рождается гражданин, так формируется патриот. 

Малая Родина, что я о ней знаю? Культурное наследие моего края состоит в его истории, сохранившейся названиях села, улиц и окрестностях.

Целью моей работы является изучение истории моей малой Родины.

Так как каждый человек должен знать свои корни и историю своего родного края.

История малой Родины

История моего села уходит корнями в глубь далёких времён. Ещё в 3 веке до н. э. эту территорию населяли потомки ананьнцев. Сменившие их мазунинские племена оставили на Частинской земле городище Верх-Рождество, датируемое археологами IV-Vвеками. Последущие столетия здесь жили полукочевые племена.

Наше село - Верх-Рождество, находится на Урале. Урал издавна славился богатством своих недр. Поэтому и оказался в центре важнейших преобразований в России, начатых Петром I. Да и своё название село получило потому, что месторождение руды находилось в верховье р. Ножовка.

В 1719 году Петр 1 издал указ о горной свободе, по которому разрешалось искать руды и добывать металл на всех землях. России нужны были пушки для оснащения флота и торговли за границей.

Интерес к прикамским землям проявил заводчик Демидов Акинфий Никитич. 5 февраля 1739 года послал прошение на строительство молотового (железоделательного) завода на речке Ножовке и получил разрешение 13 февраля. К 1740 году был построен Средне-Рождественский завод, а к 1798 году - Верхне-Рождественский(или Новый завод), который просуществовал до конца 19 века.

Для обслуживания завода и перевозки сырья и продукции были привезены крепостные крестьяне: Бородкины, Ванюковы, Елфимовы, Ерасовы, Зубарёвы, Ивойловы, Кротовы, Куварзины, Максимовы, Марковы, Половниковы, Потоскуевы, Пятунины, Титовы, Трухины, Фомины, Юдины. По сей день на территории села живут потомки рабочих завода.

На рождественских заводах выпускали кричное (кричное железо- железо или сталь, добываемая в особом горне (кричном), где зараз обрабатываются небольшие количества чугуна)., вальцовое, шинное (шинное железо — сортовое железо в виде полос, употребляемое на шины топоры, петли и подковы), узкополосное и другое железо, а так же «разные» изделия- гвозди, якоря, подковы, топоры и лопаты. В годы Отечественной войны 1812 года на рождественских заводах производили артиллерийские снаряды.

Наше село находится на территории, где находился Верхне-Рождественский завод или Второй Рождественский железоделательный завод. Изначально здесь была только одна кричная фабрика с 2 действующими полными молотами. Кроме того при заводе имелись магазин, заводские весы под навесом, плотницкая изба со слесарной мастерской, деревянная кузница и деревянный амбар для хранения деревянных припасов. Завод выпускал до 95.7 тыс. пудов железа.

Из-за снижения цен на железо постепенно завод приходил в упадок, железо плохо продавалось, и в 1876 году производство на Верхне -Рождественском заводе было свёрнуто. В 1888 году после закрытия всех заводов рождественский горный округ был выведен из числа горнозаводских хозяйств. Вместо него появилось Рождественское сельское поселение.

После отмены крепостного права, крепостные крестьяне-выходцы заводов, поселись жить на бывших землях Демидовых. Здесь возникла Рождественская волость Оханского уезда Пермской губернии. Сначала она делилась на два общества: Средне-Рождественское и Верхне-Рождественское, с ростом населения и числа населённых пунктов разделилась на 4 общества: Средне-Рождественское, Верхне-Рождественское, Березниковское и Ножовское.

После закрытия заводов здесь развивалась крестьянская промышленность: рогоже-кулеткацкая( из мочала изготовляли рогожи и кули), кузнечная, кузнечно-клепальная, экипажная (изготовление саней, телег, колёс). В Верхне-Рождественском заводе имелись семь заведений(два рогоже-кулеткацкие, два кузнечные, два кузнечно-клёпальные, одно экипажное). Помимо чисто кузнечного производства, тогда существовали кузнечно-слесарные заведения. Часть мастеровых завода занялась торговой деятельностью. В Верхне-Рождественском заводе торговал Кудрин Пётр Прокопьевич.

В конце 19 века в Верхне- Рождественском заводе открылась церковно-приходская школа. Она размещалась в наёмных неприспособленных крестьянских избах. В тесноте и духоте обучалось до 60 детей. И в 1898 году Верхне-Рождественское общество приняло решение построить деревянную школу.

В 1914 году селение Верхне-Рождественский завод был переименован в село Верх-Рождество, т.к. была построена церковь. До сегодняшнего дня это имя сохранилось.

История села в названиях

История села сохранилась в названьях сельских улиц и окрестностях.

Название Верх-Рождество не связано с христианским праздником Рождеством Христовым. Оно образовалось от слова "рождать, рождение", то есть рождение, образование новых железоделательных заводов.

Главная улица Большая - она получила своё название за протяжённость, это самая длинная улица, тянется через всё село.

Когда были демидовские заводы, на левом берегу реки Ножовка располагалось большое количество кабаков для рабочих. Сейчас здесь тянется улица Кабакова гора.

Само село располагается на холмистой местности. Поэтому в названиях часто встречается слово «гора». Улица Кабакова гора оканчивается у другого холма, когда-то здесь жил человек по имени Малюха. Сейчас эта небольшая улочка называется Малюхина гора.

История сохранилась не только в названиях улиц, но и в названиях логов, полей, которые окружают Верх-Рождество. Об этом в своём стихотворении написала жительница села Кустова Вера Павловна.

Смотри, как растянулась.

Больше всех эта улица

Имеет длину,

А названье своё получила

Ещё в старину.

До сих пор её так народ зовёт,

Множество людей на ней живёт.

Веселится раньше

Любил рабочий люд.

При демидовском заводе

Кабаков было много тут.

То место было шумным,

Гуляли до утра,

А улицу прозвали

Кабакова гора.

Хоть нет сейчас тех кабаков в помине,

Названье улице решили не менять,

А Кабаковой горой так и называть.

Жил Малюха – богатый человек,

Прошла давно та давняя пора.

Своё имя увековечил навек

И улицу назвали Малюхина гора.

Самую удалённую улицу

Зайчиками в рождестве зовут.

До центра села им идти далеко.

Может не каждый из сидящих знает,

Но есть у нас в деревне Забегаевка.

Может потому, её назвали так,

Что в стороннке от неё был тракт.

Не главной эта улица была.

Вот поэтому так и названа.

Есть ещё в деревне Таракановка,

Почему её так назвали,

Даже старожилы ответа не дают,

Может здесь, тараканов морозили,

Может здесь жил самый бедный люд.

Эту загадку предстоит разгадать,

Чтобы потомкам ответ какой-то дать.

Есть у нас и Маленькая улочка,

Так её старожилы зовут.

Теперь она Новозаводская

В честь завода, что Демидов построил тут.

А вообще Рождество изначально

Новым заводом звали.

Чугун сюда привозили, фабрику основали.

На ней железо ковали,

За границу и в Тулу отправляли.

Хорошо здесь работали люди,

Рождественский завод прославляли.

А потом тот завод

Производство закрыл,

Ну а рабочий народ

Крестьянством и кустарным промыслом зажил.

Так и осталось с тех пор

Наше родное село.

Демидову должны быть благодарны,

Что на карте появилось оно.

В честь основателя села

Улица в деревне названа

Улица Демидова стоит,

На Ножовку реку глядит.

Вокруг Верх-Рождества

Расположились исторические места.

Самые высокие горы

В деревне шишками зовут.

По именам бывших хозяев кличут,

Что наделы имели тут.

Есть у нас и Петина шишка,

Есть и шишка Кузьмы.

А тот Кузьма был предком

Жуйковой Александры.

Прямо за деревней есть Мтюнин лог,

Есть Суетинское урочище и Исаева грива.

В честь хозяев своих бывших названы

Помнить имена своих предков мы должны.

По именам хозяев наделов

Называют в деревне до сих пор

Горы Викторову и Андрееву.

Лог Абрамов, Мельников бугор.

По той же причине называют

Гордин, Исаев, Бобков ключ.

В речку Ножовку они впадают

И в Каму-матушку бегут.

Есть у нас и Шумило-

Лог, где шумный ручей течёт.

Есть Увал-расположен за складом,

Подкирпичный есть,

Где ранее кирпичный был завод.

Есть у нас и Пушиха-

Все семена там – пух,

Летают они, кружатся,

Захватывает дух.

Есть Липовая гора и Осиновый мыс-

Липы и осины там стремятся ввысь.

Много ещё разных местечек есть и мест,

Всего не перескажешь, всего не перечесть.

Эти названия сохранились до наших дней, старожилы их так и используют, предавая молодому поколению.

Заключение

 Цель работы достигнута:  изучена история села с его основания.  В результате пришла к выводу, что даже на примере истории отдельной деревни можно изучать страницы истории государства российского. А нам, родившимся  и живущим в XXI , следует ее  знать, изучать и понимать. Помнить тех, кто «увековечили имя свое», помнить уроки истории и ее ошибки, успехи и достижения. Помнить, что «человек жив памятью …», что существует понятие исторического опыта.

Используемая литература

Шумилов Е.Н. У Частых островов. «Пермское издательство»., г. Пермь, 2004 г.

http://wiki02.ru/encyclopedia/Rozhdestvenskie_zavody/t/11730.

Летопись села Верх-Рождество.

Кустова В.П. «Бабушкин рассказ»(краеведческие записки)

Просмотров работы: 84