Тайна Нузальской часовни

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайна Нузальской часовни

Гиоев К.Р. 1
1ГБУ ДО "Республиканский дворец детского творчества им.Б.Е.Кабалоева"
Гаглойты Д.В. 1
1ГБУ ДО "Республиканский дворец детского творчества им.Б.Е.Кабалоева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Северная Осетия богата разнообразными памятниками материальной культуры. Только выявленных памятников и памятных мест имеется свыше шестисот.

Многочисленные археологические памятники могильники, курганы, селища, городища, остатки древних поселений, намогильные сооружения - рассказывают о племенах, с незапамятных времен населявших нынешнюю территорию Северной Осетии.

Остатки крепостей, сторожевых башен, укреплений являются живыми свидетелями борьбы народа против иноземных захватчиков.
Алагирское ущелье, селение Нузал. Здесь на правом берегу реки Ардон находится небольшая церковь, называемая Нузальской часовней.

C давних времен эта часовня привлекала к себе внимание путешественников и ученых своей архитектурой, остатками древних фресок на стенах и хранившимися средневековыми доспехами. В 1934 году доспехи эти были переданы Алагирскому краеведческому музею и затем исчезли в период временной оккупации Алагира немецко-фашистскими захватчиками.

B литературе первое упоминание о Нузальской часовне относится к 1745 году и принадлежит историку XVIII века Вакушти Багратиду, создавшему свод грузинских летописей под названием «Жизнь Грузин». В 1870 году упоминание о Нузальской часовне встречается в донесении главы русской православной миссии в Осетии протопопа Иоанна Болгарского епископу Астраханскому и Ставропольскому Антонию. В 1869 году часовню осмотрел Вольдемар Богданович (Эммануилович) Пфаф. В его книге «Путешествие по ущельям Северной Осетии» имеются контуры фресок на северной стене часовни и часть надписей. На втором археологическом съезде в Петербурге в докладе А.П.Берже было сказано о Нузальской часовне, как о знаменитой своими надписями и рисунками».

Актуальность работы: в изучении и раскрытии тайны Нузальской часовни.

Гипотеза: В своей предыдущей работе, изучая, семантику числа четыре в Нузальской часовне Алагирского района Северной Осетии, я узнал много тайн об истории этого храма, и мне захотелось продолжить свою работу, исследуя ее с другой точки зрения.

Цель работы: изучить тайны Нузальской часовни,познакомиться с различными версиями о его построении, пообщаться с исследователями данной темы.

Задачи:

- Изучить тайны Нузальской часовни;

- Рассмотреть и проанализировать фрески, изображения в Нузальской часовне;

- Провести анализ сюжета и мотива надписи в Нузальской часовне;

- Сопоставить полученные данные.

Методы исследования: изучение, обработка документов, научных статьей, опросы, интервью, анализ, обобщение.

Свою работу я разбил на 2 главы. В первой главе «Тайны Нузальской часовни» я исследовал Нузальскую часовню, как памятник истории и архитектуры федерального значения. Во второй главе «Сюжеты и мотивы фресковых росписей в Нузальской часовне», я уделяю пристальное внимание на фрески и надписи, которые изображены в Нузальской часовне.

Первое упоминание культового сооружения относится к XVIII веку. Особый интерес к часовне привлекают фресковые росписи, являющиеся редкими для Северного Кавказа. В настоящее время в церкви сохранились фрески: «Георгий Победоносец», «Cвятой Евстафий» и портреты пяти представителей сильных родов Алагирского ущелья. Не раз на стенах часовни встречается и символ четверки, который я рассматривал в своей предыдущей работе.

Нузальская часовня – один из уникальных памятников историко-культурного наследия республики Северная Осетия-Алания, включенных в состав ЮНЕСКО по охране памятников истории.

Нузальская часовня. Памятник истории и архитектуры

В Алагирском ущелье, на высоте 1160 метров над уровнем моря, в 1946 году было обнаружено построение XIII века – Нузальская часовня.

Строение: 5,5 метра в длину, 3,3 метра в ширину, 4,7 метра в высоту.

Часовня принадлежит к произведениям самобытного горского зодчества и очень похожа на обычный осетинский двускатный склеп – «заппадз». «Она не имеет признаков, присущих канонической церковной архитектуре, сложена из неотесанных каменных лит на известковом растворе, стены строения переходят в свод.

Часовня привлекает к себе внимание исследователей не только своей архитектурой, но и частично сохранившимися древними фресками. «По мнению ученых, в росписи стен Нузальской часовни переплетаются традиции Древней Руси, осетинской и грузинской культур. Об этом говорят и внешний облик некоторых святых, изображенных на фресках, и надписи на стенах. По сей день в часовне сохранились фрески «Георгий Победоносец», «Святой Евстафий», а также изображения пяти представителей родов Алагирского ущелья» [1].

Нузальская часовня – один из уникальных памятников историко-культурного наследия республики Северная Осетия-Алания, включенных в состав ЮНЕСКО по охране памятников истории.

Некоторые ученые связывают историю Нузальской часовни с именем Давида – Сослана, представителя осетинского рода Царазоновых, мужа грузинской царицы Тамары. «Основанием для гипотезы Е.Г.Пчелиной послужил найденный ею 2 июня 1946 года у западной стороны стены залегающий на небольшой глубине каменный ящик, внутри которого оказался скелет мужчины. В ящике находился и очень скромный погребальный инвентарь: два железных ножа, три железных кольца, кресало и кремний для высекания огня и двое альчиков». [2]

В полевом дневнике археолога Е.Г.Пчелиной указывается: «По снятии досок пола часовни… на глубине 0,75 м от уровня досок под плотно утрамбованным старым земляным полом был обнаружен прекрасно сделанный каменный ящик (гробница), покрытый каменными плитами и дубовыми досками, в котором оказались останки человеческого скелета. Гробница была заполнена землей, просочившейся вместе с водой, проникшей в Нузал-аргъуан. Вместе со скелетом в гробнице были обнаружены личные вещи покойника».

По мнению археолога Е.Г. Пчелиной, скелет принадлежал именно Давиду – Сослану. В пользу гипотезы был выдвинут ряд доказательств, в частности то, что погребение оказалось у левой стены под фреской с надписью «Сослан».

В литературе имеются лишь краткие сведения о жизни и деятельности Давида Сослана.. Письменные источники, датируемые 1206 годом, сообщают, что грузинские войска под его командованием взяли осажденный город и крепость Карс. После этого имя Давида Сослана, как действующего лица, больше не встречается на страницах истории.

Однако, существует и другая версия, сторонники которой, например, И.Лолашвили, утверждают, что в Нузальской часовне погребен легендарный Ос-Багатар, выдающийся государственный деятель и военачальник средневековой Алании, живший в конце XIII века.

Научные изыскания вокруг памятника продолжаются и по сей день. По мнению извсетного историка В.А.Кузнецова, «в часовне погребен… видный и достаточно влиятельный человек, скорее всего, представитель местной феодальной фамилии Царазонта. Фрески же Нузальской часовни представляют собой ценный памятник культуры и художественных связей между Грузией и Осетией в эпоху средневековья. В этом большое и непреходящее значение такой скромной и непритязательной на вид Нузальской часовни». [3]

По словам ученых, истинное имя последнего владыки Алании не сохранилось, но в истории он известен как Богатар (богатырь). Скорее всего, это было его прозвище.

«Царь пытался сохранить независимость горной Алании после нашествия в эти края монголов, а затем Тамерлана. Богатар сумел захватить грузинский город Гори и удерживал его в течение нескольких лет. И он же сильно укрепил оборонительные сооружения, которые запирали проходы через ущелья Алании. Основанный предположительно в 1272 году Нузал приобрел особое значение столицы и резиденции царя. Здесь появилась мощная неприступная крепость, получившая название «Оз Богатар». Рядом с ней растет само селение. Через горную речку, протекающую по дну ущелья, переброшен навесной мост, что было редкостью для того времени. А на противоположном берегу расположился некрополь, где позже и возвели храм, известный сейчас как Нузальская часовня. [5]

Богатар погиб в сражении с войском грузинского царя в 1306 году. По мнению историков, Богатара похоронили в склепе в нузальском некрополе, а над гробницей возвели церковь.

Мнения различных авторов в этом вопросе расходятся.

Ранее предполагалось, что в ту эпоху государство осетин уже не имело таких серьезных административных и культурных центров. А Нузал воспринимался всего лишь как один из многочисленных форпостов, разбросанных по ущельям. Теперь же он превратился в символ государственности Осетии.

В будущем планируется объединить все объекты Нузала - наскальную крепость, средневековые поселения, храм и некрополь - в один историко-архитектурный ансамбль федерального значения, столицу средневековой Алании.

По мнению вице-премьера Республики Северная Осетия-Алания Бориса Джанаева: «Нузальская часовня представляет особую ценность не только для Северной Осетии, но и для страны в целом как памятник истории и архитектуры федерального значения. Потому сохранению этого ценного объекта придается в республике большое значение. В прошлом году по инициативе Владикавказской епархии Русской православной церкви часовня была включена в федеральную целевую программу «Культура России», благодаря чему высококвалифицированные реставраторы начали работы по консервации уникальных фресок. Отреставрировали и само здание часовни. Это позволит сохранить культурный и исторический памятник для будущих поколений. Таких ценных объектов в нашей республике много, но в преддверии 1100-летия крещения Алании, которое мы отметим в 2022 году, они приобретают особое значение».

2. Сюжеты и мотивы фресковых росписей в Нузальской часовне

C давних времен Нузальская часовня привлекала к себе внимание путешественников и ученых своей архитектурой, остатками древних фресок на стенах и хранившимися средневековыми доспехами. В 1934 году доспехи эти были переданы Алагирскому краеведческому музею и затем исчезли в период временной оккупации Алагира немецко-фашистскими захватчиками.

«B литературе первое упоминание о Нузальской часовне относится к 1745 году и принадлежит историку XVIII века Вакушти Багратиду, создавшему свод грузинских летописей под названием «Жизнь Грузин». В 1870 году упоминание о Нузальской часовне встречается в донесении главы русской православной миссии в Осетии протопопа Иоанна Болгарского епископу Астраханскому и Ставропольскому Антонию. В 1869 году часовню осмотрел Вольдемар Богданович (Эммануилович) Пфаф. В его книге «Путешествие по ущельям Северной Осетии» имеются контуры фресок на северной стене часовни и часть надписей. На втором археологическом съезде в Петербурге в докладе А.П.Берже было сказано о Нузальской часовне, как о знаменитой своими надписями и рисунками».[6]

В.Пфаф писал: «Внизу под этим рисунком (на левой стене при входе) можно довольно ясно различить четыре человеческих фигуры или портрета в черкесской одежде. Голова сохранилась в целости только у четвертого, туловище – у второго и четвертого. В промежутках между этими портретами находятся надписи, из них можно различить между вторым и третьим, около головы, «тон». Это было, очевидно, имя «Атон», о котором упоминает Вахушти; между третьим и четвертым можно ясно различить имя «Сослан». Остальные надписи, кроме трех непонятных букв отбиты. Но один ученый кавказовед (И.А.Бартоломей), позаботившись о снятии этих надписей раньше меня, сообщил мне еще одно, в настоящее время, тоже уничтоженное имя, означавшее имя Джадарос».

В настоящее время в часовне сохранились фрески: «Георгий Победоносец», «Святой Евстафий» и портреты пяти представителей сильных родов Алагирского ущелья. Копия последней фрески экспонируется в Республиканском музее краеведения в г. Владикавказ.
Роспись стен Нузальской часовни обнаруживает влияние грузинской культуры. Об этом говорят как одежда некоторых святых, так и подписи под ними. Одновременно, в других костюмах прослеживаются некоторые детали местной одежды. Это говорит о том, что «в Осетии в ХІ-ХIII вв. имелись, по-видимому, свои художники, получившие художественное образование в Грузии. В своих работах они, с одной стороны, были связаны с традициями грузинской живописи, с другой - прислушивались к запросам местной осетинской культурной среды...»

«В стилистических особенностях фресок Нузальской часовни наблюдается влияние и искусства древней Руси ХII века. Об этом свидетельствует общность приемов расцветки и линий этого же сюжета в древнем храме старой Ладоги.

Исследование находок и понимание того, как они были сделаны, перевернуло представление о всем регионе. К примеру, считалось, что на Кавказе не существовало своих мастеров, которые занимались росписью церквей. Оказалось, Нузальская часовня расписана по всем традициям и канонам. Удалось даже установить имя человека, который этим занимался, его звали Вола Тлийский. Для создания уникальных фресок мастер использовал всего четыре пигмента: сажу, белила, желтую и красную охру.

Грузинский историк Вахушти в XVIII веке впервые указал, что на стене Нузальской часовни, имеется портрет Давида Сослана в ряду его предков. В 1969 году И.А.Бартоломей впервые после Вахушти обследовал ктиторские портреты указанной часовни и зарисовал их. Эти рисунки позднее были переданы В.Б.Пфафу, который опубликовал их в 1871 году.

«Нузальский храм нередко называют «часовней», хотя этот термин, как и сами такие сооружения (в современном понимании - без алтаря) не характерны для византийской эпохи. Скорее всего, в «Нузалы аргъуан» не было приписного духовенства, а богослужение здесь совершалось только в определенные дни года. Вместе с тем, оформление интерьера памятника прямо свидетельствует, что это была именно церковь (по крайней мере, на определенном этапе существования) - то есть здесь существовали все элементы, необходимые для проведения литургии, прежде всего преграда, алтарь и жертвенник-протесис.

Против входа в часовню, и выше алтарного окна помещено монументальное изображение Христа с греческой монограммой IС ХС. Лицо, как и лица ктиторов, кем-то стерто. Ниже Христа по обе стороны окна расположены двое святых с нимбами. Около правого сохранилась грузинская надпись «Басили» (Василий). Композиция этой стены составляет обычную алтарную тему «Деисус».

Оглянувшись по сторонам, мы увидим, что стоим в окружении фигур в светской одежде, расположенных в нижнем регистре - это изображения ктиторов (покровителей и строителей церкви). У изголовий некоторых ктиторов сохранились грузинские надписи, содержащие имена — Атон, Сослан, Фидарос (из них полностью уцелело только имя Сослан). Шестая фигура принадлежит святому с нимбом вокруг головы и кадильницей в руке. Около остатки грузинской надписи «Со...» (видимо, Сокур).

Обратим внимание на левую от входа стену. Ближе к двери изображена целая сюжетная сцена: всадник на темном коне поднял на скаку лук и стреляет в оленя с ветвистыми рогами. Последний не убегает от охотника, а спокойно стоит, повернув голову к всаднику. Рядом с ним виден второй олень. Правее (ближе к алтарю) мы видим фигуры двух святых: мужчины и женщины. Женская фигура — Мария Богородица, на что указывает хорошо заметная около нимба надпись греческими буквами МРθ. В мужской фигуре, возможно, следует видеть архангела Михаила. Но кто такой всадник, охотящийся на оленей?» [7]
Специально изучавшая фрески Нузальской часовни искусствовед К. А. Берладина считала, что эта сюжетная сцена изображает «чудо» Евстафия Плакидия. Однако последующие исследователи с нею не согласились: Е. Г. Пчелина видит в загадочном всаднике, скорее всего, Давида Сослана — историческую личность, а И. Лолашвили полагает, что это изображение легендарного осетинского героя Ос-Багатара. Решающих аргументов никто не привел, и значение этой фигуры остается по-прежнему спорным и неясным.

«Роспись правой от входа стены, подобно росписи левой, разделена горизонтальной линией на верхний и нижний ряды. От нижнего ряда уцелела только одна фигура святого с прижатой к груди книгой и грузинской надписью «Романоз» (Роман). Остальные фигуры нижнего ряда, вероятно, продолжавшие ряд ктиторов, уничтожены вместе со штукатуркой. О том, что это были ктиторы, в 1906 году писал ботаник и путешественник В. В. Маркович: «При входе налево и направо нарисованы изображения девяти братьев — основателей этой часовни...». Следовательно, в нижнем ряду правой стены должны были находиться еще три фигуры ктиторов. Похоже, что они кому-то «мешали», и после 1906 года эта часть фресок была сознательно сбита.
Верхний ряд правой стены состоит из фигур двух святых с остатками грузинских надписей «святой Иоанн» (слева) и «Габриел» (Гавриил, справа). Между ними заметен нимб третьего святого, но фигуры его нет. От следующей композиции святые отделены вертикальной чертой. За нею и правее оконного проема помещено изображение святого Георгия на белом коне, поражающего копьем дракона.

Если мы повернемся лицом ко входу, то увидим изображение креста увитое орнаментальным изображением лозы. С левой стороны креста грузинская надпись: «джори» (крест), с правой — «Кеси» (Христов). [8]

В Нузальской часовне на стенах так же не раз употребляется символ числа четыре. И именно поэтому я решил просмотреть литературу и найти значение четверки и то, что может быть связано с числом четыре. Возможно, выполнялись какие-либо обряды с символом четыре.
Согласно версии В. А. Кузнецова, все сохранившиеся фигуры этого регистра являются представителями колена Царазонта (в том числе одетые в богослужебные облачения и имеющие нимбы). В целом же, как считает ученый, здесь представлен «генеалогический» ряд правящего алано-осетинского рода, охватывающий два с половиной столетия. При этом исследователь опирался на работу И. А. Лолашвили, в которой сделана попытка идентификации «светских» изображений описываемой росписи и окончательно отведена версия о связи усыпальницы с именем Давида Сослана. Атрибуция И. А. Лолашвили и В. А. Кузнецова была основана, прежде всего, на прочтении надписей около фигур, частично совпавших с именами, упомянутыми в двух связанных с историей Осетии и Грузии письменных источниках. Эти источники – «генеалогия правящих династий феодальной Алании XI-XII вв.», заканчивающаяся на «сыне царя овсов» Давиде Сослане, а также загадочная «нузальская стихоэпитафия», которая якобы была написана на стене церкви (текст «эпитафии» приводится далее).

Известно несколько вариантов этого произведения, написанного на грузинском языке. Они отличаются в деталях, не меняющих общего смысла. В тексте «эпитафии» очевидны фольклорные истоки; древнее ее происхождение также до сих пор вызывает споры. Привожу один из переводов, опубликованный В. А. Кузнецовым:
«Нас было 9-ть братьев - Царазоновы - Цахиловы: Ос-Багатар, Давид и Сослан - с 4-мя царствами борющиеся. Фидарос, Долароз, Сокур - Георгий, с презрением на врагов взирающие. Братья наши Исаак, Романоз и Басил сделались добрыми рабами Христа (монахами). Мы содержим в 4-х углах узкие проходы дорог. В Касаре имею укрепление и сабаже (заставу), здесь содержу двери моста, о будущем обнадежен, в настоящем благополучен. Руды золота и серебра имею в таком обилии, как вода. Покорил кавказцев, противустал 4-м царствам (народам). У грузинского (батони) князя похитил сестру, не оставил своего рода; настиг меня, клятвою обманул, наложил на себя вину мою (грех). Багатар утонул в воде, войско осетин истреблено».

В книге «Очерки славянского язычества я натолкнулся на обряды связанные со значениями четверки. «Ритуал бросания в Сочельник в четыре угла дома грецких орехов известен в довольно обширной зоне в Сербии. С ним связан целый ряд различных мифологических представлений, предсказаний, оберегов, целительных и продуцирующих актов. Так, в зоне Лесковацкой Моравы в Сочельник в начале ужина, когда домочадцы еще не начали пить вино он щелкать грецкие орехи, хозяйка берет в правую руку горсть орехов и бросает их сначала в угол на юго-восток, затем в угол на Северо-запал, a затем перекрестно в углы на Северо-восток, она произносит заклинание, чтобы был урожай хлебных злаков, на запад - чтобы было больше вина, на юг – чтобы были живы и здоровы домочадцы, на север - чтобы был здоров скот. Брошенные в углы орехи собирают дети и не едят их до Крещения, а то и сохраняют как лекарство. Иногда же их разбивают и по ним гадают: если орех окажется пустым, счастья в грядущем году не будет. В некоторых селах разбивает орехи только хозяйка дома.... В первую очередь следует отметить общеславянский характер отношения к четырем углам дома как к сакральному месту, чаще всего как к месту пребывания домашнего духа - домового либо душ предков. При этом культ домового ярко выражен у северновеликороссов, у части белорусов и... а культ душ, покойных домашних родственников - у словаков. У Сербов, македонцев и части болгар он выражен косвенно через ритуал бросания орехов в Сочельник. Ритуал почитания четырех углов совершается по большей части в рождественский сочельник, во время, когда на сакральной семейной трапезе незримо присутствуют или приглашаются покойники - предки и когда их участие обозначается многими иными ритуальными действиями и символами... Обращение к четырем углам известно и в очистительной магии, направленной на изгнание из дома мух, блох и тараканов, мышей... Ритуал «четырех углов» отличается четким единством места, времени и действия, и даже не только и не столько их единством, сколько определенностью и замкнутостью места (оно - основа ритуала), краткостью времени действия и малым разнообразием действия. Так, местом могут быть только четыре у дома (различаются) внутренняя и внешняя сторона), редко углы двора или поля; временем - разные окказиональные обряды или хозяйственно-торговые события; действием - бросания, помещения разных предметов в углы (хлеба, орехов, скорлупы от пасхальных яиц) или бичевания, битье углов, поливание их водой... В большинстве случаев ритуал четырех углов» совершался молча. Однако у словаков в Сочельник он мог сопровождаться ритуальным диалогом. Обращением к углам, к курицам: украинских сербов тогда же - краткой молитвой... Вербальный компонент сохраняют многие ритуалы четырех углов».

Возможно и то, что Нузальская надпись, которая уводит нас к рассмотрению четверки, свидетельствует о том, что когда-то и скифы и аланы имели свои обычаи, свои праздники, которые, несомненно, могли быть похожими на обычаи славянского народа.

Заключение

Нузальская часовня сложена из неотесанных каменных плит на известковом растворе. Стены строения переходят в свод. Своей формой, конструкцией, фресковой живописью Нузальская часовня свидетельствует о двух этапах своего существования - сначала в виде обычного родового заппадза, затем, после перестройки, в виде христианской часовни - усыпальницы, родового склепа. Доказательством того, что часовня существовала первоначально в качестве языческого заппадза (склепа), служит ориентировка здания с Северо-запада на юго-восток, а не с запада на восток, как это обязательно для христианской церкви. В результате перестройки заппадза (склепа) в часовню в западной ее стене появился дверной проем, а в северной, южной и восточной - по одному щелевидному окну.

В 2015 году было принято решение о том, чтобы, оставив памятник в федеральной собственности, передать его в управление Владикавказской епархии – это повысило шансы на попадание в государственные программы по сохранению уникальных памятников, максимально приблизив его к подлинному виду.

В 2016 году был разработан проект реставрации часовни и благоустройства территории.

В 2018 году с.Нузал посетил член Общественной палаты Северной Осетии архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид, он ознакомился с ходом реставрационных работ в Нузальской часовне. Отметил: «Ответы на многие вопросы мог бы дать архив Евгении Георгиевны Пчелиной, которая первая исследовала Нузальский храм и обнаружила в нем захоронение», — пояснил владыка Леонид. «К сожалению, ее архив не доступен для исследователей. На сегодняшний день все наши попытки получить доступ к архиву остаются тщетными. Нам сказали, что в ближайшие несколько десятков лет архив Пчелиной ставиться на каталог не будет. И предложили выкупить его за 14 миллионов рублей. Нам предстоит либо изыскать их, либо добиваться передачи архива по справедливости, чтобы исторический контекст был восстановлен. «Недавно мы создали фонд «Ос-Багатар», в котором работают лучшие представители культурной и научной интеллигенции Осетии, энтузиасты своего дела. Фонду предстоит много трудов. В их числе установка памятника Ос-Багатару, получение архива Пчелиной, поиск останков обнаруженных ею здесь», — отметил архиерей.

Архиеписоп Леонид так же заявил, что «Это величайшее чудо нужно грамотно открыть миру».

Работы по консервации фресок проводили художники-реставраторы Сергей Филатов и Александр Чепурной. Фундаментом и водоотведением занимался производитель работ из Москвы Александр Белавкин, который объяснял, что, прежде всего, надо удалить бетон прежних реставраций и укрепить фундамент с использованием уникальных реставрационных смесей. Одновременно храм освобождается от лишних наслоений.

На реставрационной площадке была представлена вся иконография памятника: как он выглядел за более чем 100-летие, все фотоизображения и рисунки с конца XIX века. Кроме того, перед началом работ специалисты по каменной кладке, приехавшие из Москвы, исследовали ее технику, виды применявшихся растворов, их цветовую гамму и обмазок на памятниках горной архитектуры Тагаурии, Туалгома, Куртатинского, Алагирского и Дигорского ущелий, познакомились с литературой.

Кроме того, за ходом работ наблюдался строжайший надзор не только комитетом по охране объектов культурного наследия республики, епархией и другими организациями, но и техническим надзором дирекции по строительству, реконструкции и реставрации.

После проводимых реставрационных работ, работа над Нузальским комплексом еще будут продолжена. Кроме восстановления Нузальского храма, как усыпальницы последнего аланского царя Ос-Багатара, необходимо заняться и нузальским кладбищем и самим Нузалом, так как это общий исторический комплекс, и лишь единым ансамблем он станет полноценным объектом для паломников и туристов.

Нузальская часовня имеет историческую ценность потому, что там сохранилась монументальная живопись домонгольского и монгольского периода. Ранее было известно, что монументальная живопись домонгольского периода в России сохранилась в основном на северо-западе: в Пскове и Новгороде. Необходимо приводить в порядок не только часовню, но и всю окружающую среду, потому что Нузал может являться этнографическим селением, объектом музейного показа. Ведение церковных служб или других обрядов в самой часовне невозможно. Даже посещения ее, по словам экспертов, должны быть строго регламентированы. Любой случайно задевший рукой или рюкзаком стену с живописью может нанести ей необратимые увечья. Даже дыхание человека, зашедшего туда зимой с мороза, может навредить росписи. Этот памятник можно сравнить с раковиной, когда неброская оболочка скрывает внутри себя редчайшую жемчужину.

Использованная литература:

Белецкий Д. В. Заметки о Нузальском храме // Историко-филологический архив. — Владикавказ, 2004. — Вып. 2. — С. 22—57.

Пчелина Е. Г. Нузальская часовня «Нузалы аргъуан» // Ossetica: Избранные труды по истории, этнографии и археологии осетинского народа. — Владикавказ, 2013. — С. 14—31. — ISBN 978-5-904719-07-4.

 В поисках Кавказа: сборник / сост., предисловие Р.С.Бзарова. – Владикавказ: ИПП им. В.Гассиева, 2019. – Печатается по изданиям: Гамсун К. В сказочной стране / пер с норвеж. М.П. Благовещенской // Полное собрание сочинений. Т.5. - Санкт-Петербург: Изд-во А.Ф. Маркса, 1910; Андрей Белый. Ветер с Кавказа. – Москва: Федерация, 1928. – 336с. – Текст: непосредственный.

Археологическое наследие: материалы и интерпретации. – Владикавказ: ИПП им. В.Гассиева, 2019. – 268 с.

Аланское православие: история и культура : сборник материалов VII Свято-Георгиевских чтений «Православие.Этнос.Культура» /отв. ред.М.Э. Мамиев. – Владикавказ, 2019.- 160с.

Легенды и предания Осетии / составители Ж.Г.Козырева, Ф.Т. Найфонова. – Владикавказ: Проект-Пресс, 2022. – 252с. – Текст: непосредственный.

Мамиев, М. Э. Христианские памятники Алании / М. Э. Мамиев; ГБУ «Институт истории и археологии РСО-Алания. – Владикавказ: Ир, 2022. – 95 с.: 88 фото. – (Аланская библиотека. 1100-летие КрещенияАлании). – Текст: непосредственный.

Гостиева, Л. К. Просветители Осетии : очерки о деятельности Православной Церкви второй половины XIX – начала XX в. / Л. К. Гостиева ; СОИГСИ ВНЦ РАН. – Владикавказ: Ир, 2021. – 516 с. – (Аланская библиотека. 1100-летие Крещения Алании). – Текст: непосредственный.

Жизнь Православного духовенства и верующих Северной Осетии в 1917-1941 гг.: сборник документов / Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им В. И. Абаева ВНЦ РАН; составитель : Б. А. Синанов. – Владикавказ: Ир, 2021. – 167 с. –(Аланская библиотека. 1100-летие Крещения Алании). – Текст: непосредственный.

Православное христианство в Алании-Осетии XVIII – начала XXв.: сборник документов / составитель Р. С. Бзаров. – Владикавказ: Ир, 2021. – 408 с. – (Аланская библиотека. 1100-летие Крещения Алании). – Текст: непосредственный.

 Из иистории возрождения христианства в Осетии 1742-1918 годы : сборник документов / Архивная служба Республики Северная Осетия-Алания, РГБУ «Центральный государственный архив РСО-Алания»; составители : Л. С. Зассеева, Л. Р. Ленник, Р. М. Фидарова. – Владикавказ: Ир, 2021. – 422 с. – (Аланская библиотека. 1100-летие Крещения Алании). – Текст: непосредственный.

Асратян, Д. К. Христианская история Алании в свете данных агиографии: монография / Д. К. Асратян. – Владикавказ: Ир, 2021. – 279 с. – (Аланская библиотека.1100-летие Крещения Алании). – Текст: непосредственный.

Свод памятников истории и культуры Осетии-Алании: Т.1.Владикавказ / Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания, Институт истории и археологии Республики Северная Осетия; редакционная коллегия Э. Г.Агаева [и др.]. – Владикавказ: ИПП им. В. Гассиева, 2021. – 224 с. – Текст: непосредственный.

Интернет-источники:

https://etokavkaz.ru/istoriya/tainy-nuzalskoi-chasovni

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%83%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F

https://rg.ru/2019/11/13/reg-skfo/obnaruzhennaia-v-osetii-drevniaia-chasovnia-perepisala-istoriiu-kavkaza.html#amp_tf=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%3A%20%251%24s&aoh=16716547959974&referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com&ampshare=https%3A%2F%2Frg.ru%2F2019%2F11%2F13%2Freg-skfo%2Fobnaruzhennaia-v-osetii-drevniaia-chasovnia-perepisala-istoriiu-kavkaza.html

https://lostosetia.ru/object/29/

https://appreal.org/osetia-15-object/

Просмотров работы: 128