История праздника Сабантуй в Приморском крае

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История праздника Сабантуй в Приморском крае

Барышева К.Ю. 1
1МБОУ «СОШ № 1 имени А.А. Курбаева с. Вольно-Надеждинское» Приморского края
Красноплахтова Н.Б. 1
1МБОУ «СОШ № 1 имени А.А. Курбаева с. Вольно-Надеждинское» Приморского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире с каждым новым поколением снижается интерес к традициям и обычаям прошлого. Не случайно 2022 год был  посвящен народному искусству и нематериальному культурному наследию народов России. Наше государство является многонациональной страной, имеющей богатую культуру, памятники истории. У каждого народа есть свои особенности, но все они складываются в общероссийскую культуру. Поэтому важно помнить о традициях и обычаях наших предков. К одной из таких традиций можно отнести народный праздник «Сабантуй». Сабантуй — ежегодный татаро-башкирский народный праздник по окончании весенних полевых работ.

У народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов) и некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцы и ногайцы) праздники схожи, но имеют свои особенности. Существуют также некоторые различия в названии праздника и особенностях празднования Сабантуя у разных этнографических групп башкир и татар1.

Сабантуй, национальный праздник татар и башкир, возник в глубокой древности. Его название происходит от тюркского языка, что означает «праздник плуга». Традиция отмечать окончание весенних полевых работ берет свое начало в культовом ритуале, в котором люди задабривают духов плодородия, чтобы наступающий год был урожайным. Первое упоминание о Сабантуе относится к 921 году.

Интерес к данному празднику возник, когда выяснилось, что Сабантуй широко отмечается в Приморском крае. Татары и башкиры появились в Приморье еще в конце XIX века. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., на территории Приморской области было учтено 94 864 российских подданных разных национальностей. Из них татар – 547. Согласно переписи населения 2010 года, в Приморском крае проживает уже 10 640 татар и 1 564 башкир2. Эти народы чтут свои традиции и ежегодно собираются в определенном месте для празднования Сабантуя.

Актуальность данного проекта заключается в том, что большая часть молодежи, да и людей старшего поколения, мало знает о данном празднике; имеет смутное представление о том, как он появился, в чем его значение. В доказательство приведем анализ проведенного анкетирования. В опросе приняло участие 22 учащихся 10-х классов. Только 4 человека знают, что такое Сабантуй. 5 респондентов знают, что это праздник, но не имеют о нем представления. 13 не знают, что это такое. Поэтому, автор считает нужным шире ознакомить людей с Сабантуем, интересным праздником со своей историей зарождения и индивидуальным смыслом.

Цель: изучение истории праздника «Сабантуй» в Приморском крае. Задачи:

1. Ознакомиться с версиями появления праздника «Сабантуй» у татар и башкир; выяснить национальные особенности проведения «Сабантуя»;

2. Изучить историю возникновения праздника «Сабантуй» в Надеждинском районе и Приморском крае; показать его объединяющую роль для населения края.

Исходя из цели и задач, можно сказать, что объектом работы является народный праздник Сабантуй, а предметом – история Сабантуя в Надеждинском районе и Приморском крае. В начале работы была выдвинута гипотеза о том, что Сабантуй играет важную роль в сохранении культурного наследия народов Приморья, является показателем межнационального единства.

Основными источниками в работе стали Интернет-сайты, содержащие научные статьи и познавательную информацию о празднике, а также материалы из периодической печати за период с 1992 по 2022 годы (газеты «Трудовая слава» и «Владивосток»). Анализ полученной информации показал, что Сабантуй является не только частью традиционной татарско-мусульманской культуры, но и всенародным праздником. Так в статье Нурутдиновой А.Н., кандидата социологических наук, доцента Казанского федерального университета приводится описание основных образов праздника, главных действующих лиц. Автор делает вывод о всеобщем статусе праздника, который объединяет различные этносы3. Особенности празднования Сабантуя в республике Башкортостан и Пермском крае описаны в статье Р.Р. Садикова «Сабантуй в празднично-обрядовой культуре закамских удмуртов». В данном исследовании ученый показывает, как старинные обычаи татар и башкир оказывают влияние на современность. В статье подробно рассказывается о ходе праздника, основных состязаниях, обрядах4. Работы указанных авторов помогли составить общий образ Сабантуя, выделить его характерные черты. Большую помощь в написании проекта оказала руководитель школьного музея МБОУ СОШ № 1 имени А.А. Курбаева Давыдова Елена Степановна, которая предоставила для изучения материалы периодической печати.

Методами исследования являлись поиск, анализ, обобщение и систематизация материала, интервьюирование и анкетирование.

Конечно, тема, посвященная празднованию Сабантуя, часто поднимается учеными-историками, к ней часто обращаются краеведы, культурологи, занимающиеся изучением обычаев и традиций народов России. Но, для автора эта тема стала настоящим открытием, так как речь идет о празднике одного из многочисленных, колоритных народов нашей страны. В представленном объеме на территории Надеждинского района Приморского края, материал собран и обобщен впервые.

Глава 1. Сабантуй: от появления до современности

Когда именно башкиры и татары начали отмечать Сабантуй, в истории неизвестно. Однако первое упоминание о нем встречается в записках арабского посла, который в 921 году решил изучить традиции этих народов. Известный исследователь Ибн Фадлан описал этот древний праздник в своих трудах, когда прибыл в город Булгар на территории современного Татарстана из Багдада в качестве посла5.

Есть предположение, что этому празднику более трех тысяч лет. По одной из версий, он был связан с изготовлением кумыса, традиционного у татар молочнокислого напитка. Сабантуй отмечают ранней весной, когда, собственно, и начинают доить кобылиц. В те времена праздник был известен как сабатуй, от слова «саба» — сосуд из козьей или бараньей шкуры для хранения кумыса. Но есть и другая версия. Сабантуй – один из древнейших сельскохозяйственных праздников. Раньше Сабантуй отмечался в ознаменование начала весенних полевых работ (конец апреля), а теперь он отмечает их окончание (июнь)6. Название праздника происходит от тюркских слов: сабан — «плуг» и туй — «праздник». Хотя существует и другое толкование понятия «сабантуй». Так как Сабантуй с самого начала был весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан - "весна"), то его истоки связаны с обрядом бракосочетания с природой, который был распространен у многих древних тюркских племен и других народов мира. Поэтому изначально Сабантуйские игры и состязания были священными. В этом случае «туй» следует точно толковать как «свадьба» («женитьба»).

Перед праздником молодежь собирает подарки, создавая целую коллекцию. Подарок на Сабантуй - вышитый белый рушник, платок, бязь, рубахи, яйцо и напоследок баран для батыра Сабантуя. Полотенце, вышитое этническим узором, считается самым престижным подарком. Сбор подарков обычно сопровождается веселыми песнями, розыгрышами, шутками. Аксакалы (хранители общинных традиций, переходящих от поколения к поколению) — это своеобразный комитет из старых уважаемых людей, который назначает жюри для вручения призов и поддержания порядка во время соревнований.

Изюминкой праздника является Майдан (с тюрк. — «ровное, свободное место» от персидского "площадь") - бег, прыжки, национальная борьба - керэш и конечно скачки. По неписаным правилам Майдан открытый, никто с праздника не должен уйти без подарка. Обязательно награждали бегуна, повредившего ногу, вручали приз коню, который пересекал финишную черту последним. Этот ритуал, получивший название «конь надежды», имеет глубокий смысл. Он связан с желанием отогнать нависшую беду, отдать дань безгрешным душам покойных предков, матери, ребенка, спутника жизни.
Проводятся и увлекательные конные игры «Яулык алу» – когда всадник должен, не сбавляя скорости, на ходу ухватить висящий на дереве платок, вышитый девушками к сабантую; «Кыз куу» – погоня за девушкой, которую юноша на полном скаку должен поцеловать и принять вышитый платок.

Победителю в борьбе – главному батыру, вместе с бараном принято дарить вышитое полотенце – подарок молодых женщин, вышедших замуж после прошлогоднего праздника. Баран рассматривался в качестве оберега, защищающего человека от враждебных сил. А вышитое полотенце считалось наиболее ценным призом, каждый батыр им дорожил7.

В разное время на праздник Сабантуй оказывали влияние определенные элементы мусульманской, христианской советской культуры, но сабантуйские традиции обрядов, игр, состязаний сохранялись непрерывно, что доказывается многими историческими источниками (письменными, археологическими, этнографическими). Постепенно Сабантуй приобрел статус крупнейшего национального праздника.8 С 1920-х годов, ближе к летнему солнцестоянию, Сабантуй впитал в себя суть второго татарского народного праздника Джайна, также имеющего древнетюркские корни. В нем хранятся лучшие образцы татарского культурного наследия – песни и танцы, игры, состязания.

Возникнув в древние языческие времена в тюркоязычной среде, Сабантуй обогащался в ходе своего развития новыми формами и содержанием. Практика последних десятилетий показывает, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и международных видов спортивных состязаний и игр. Возрождаются традиции проведения конкурсов народных сказителей, певцов и поэтов, древних игр молодежи, плясок9. Сегодня он воспринимается как праздник национального искусства и спорта.

В царской России Сабантуй считали «вредным» праздником. Критиковали его и татарские религиозные деятели, считая обряды и ритуалы Сабантуя языческими. Некоторые общественные деятели выступали за запрет праздника, так как во время его проведения происходит истязание и потеря лошадей. Но праздник пережил все нападки и уже в XIX в. к участию в нем стали привлекать русских. Из дореволюционных сабантуев в литературе красочно описан праздник 1834 года, который прошел с 25 мая по 1 июня. «Ныне татары въ первый разъ пригласили русскихъ на свой праздникъ...»10. Это показательный момент, который говорит о начале межнационального единения.

В годы советской власти открытых призывов к запрету Сабантуя в целом не замечалось. Власть старалась превратить его в показательные агитационно-пропагандистские мероприятия. Например, его использовали для сбора благотворительных средств, оказания помощи семьям фронтовиков, пострадавшим от пожара, в пользу беспризорных. Несмотря на то, что с каждым годом замечалась политизация праздника, народные игры и состязания, веселье продолжают занимать в программе ведущее место.

На Сабантуе, посвященном 15-летию Татарской АССР, были гости из других республик. В некоторые дни на празднике присутствовали до 50 - 60 тысяч человек. Обычно перед началом программы устраивались митинги на политические темы. Само открытие происходило при торжественном подъеме красного флага под звуки гимна Советского Союза. Программа праздника строилась на живом сочетании национальных видов борьбы, состязаний и игр с самыми разнообразными номерами физкультуры и спорта»11.

В 30-е годы XX века расширилась география проведения Сабантуя: он проводился в Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, где компактно проживали татары. Праздник организовывали даже во время Великой Отечественной войны, как укрепляющее дух мероприятие. В послевоенное время в Татарстане, Башкортостане, Удмуртской Республике, Пермском крае ежегодно проводились так называемые колхозные Сабантуи, где, прежде всего, чествовали передовиков, но, как и раньше основой программы были традиционные состязания.

С 1990 года Сабантуй включен в перечень уставных республиканских праздников. В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б. Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году. В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, дате и месте проведения, оргкомитет назначается высшим руководством всех уровней (село, город, район, республика), определяются источник и объем финансирования12.

В Республике Татарстан Сабантуй обычно проводится в три этапа в июне. В первую субботу после окончания весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, еще через неделю – в крупных городах Татарстана, а еще через неделю проводится главный Сабантуй в столице республики, Казань. В различных административных районах города организуются скверы, площадки для выступлений мастеров культуры и искусства Татарстана, фольклорные гуляния. Игры проходят на центральной арене города. С 2001 года Федеральный Сабантуй проводится в нескольких городах России. В 2010 году в поселке Алкино Самарской области впервые прошел Всероссийский сельский Сабантуй.

Хотя Сабантуй является исконно татарским национальным фольклорным праздником, к участию приглашаются представители других национальностей. Сабантуй проходит в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - густонаселенных татарами (в регионах РФ, Украины, Казахстана, Азербайджана, Германии, США). Сабантуй – это концентрированное выражение татарской традиционной культуры, этики и ценностей. В то же время на протяжении истории она вобрала в себя элементы других национальных культур.

Итак, Сабантуй, излюбленный праздник татар, — это старый и новый праздник, праздник труда, в котором соединяются красивые обычаи народа, его песни, танцы и обряды. Этот древний праздник постепенно дополнялся современными традициями, но основные черты торжества сохранялись и передавались из века в век. Но главное заключается в том, что предметом гордости древнего Сабантуя является непреходящий дух дружбы и гостеприимства. Сохраняя лучшие традиции татарского народа, современный Сабантуй стал праздником всех национальностей. География современного праздника не ограничивается только Татарстаном, он проводится татарскими диаспорами России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Вот уже 30 лет Сабантуй отмечается и на территории Приморского края, о чем пойдет речь в следующей главе.

Глава 2. История праздника «сабантуй» в Приморском крае

Историю возникновения и развития праздника Сабантуй в Надеждинском районе и Приморском крае удалось проследить с помощью сведений из периодической печати и электронных СМИ.

Сегодня в Приморском крае проживает около 21 тысячи татар. Многие из них приехали сюда не по своей воле в тридцатых годах XX столетия. Переселенцы должны были добывать уголь и заготавливать лес. Но никакая трудность не может сломить национальное самосознание народа. И, когда представилась возможность, татары стали проводить свои национальные праздники, собираясь вместе.

Старейший народный праздник татар и башкир, по данным департамента внутренней политики, ежегодно отмечается в Приморском крае с 1992 года году в селе Вольно-Надеждинское. За этот промежуток времени он приобрел настоящий «приморский» характер. Инициатором проведения Сабантуя в Приморье был Джавдят Чарьярович Гизатуллин, житель села Вольно-Надеждинское, создатель общины татар и башкир в Приморском крае и на Дальнем Востоке13. Д.Ч. Гизатуллин считается одним из основателей организации «Туган ил» («Родина»). В 1992 г. им был организован первый Сабантуй на надеждинской земле14. Праздник прошел на стадионе «Юбилейный» районного центра. И с тех пор сложилась историческая традиция проводить веселый многонациональный праздник на территории Надеждинского района. Выясним, как проходил праздник в разные годы.

Как сообщало информационное агентство «Vostokmedia», в селе Вольно-Надеждинское 28 июня 2008 года состоялся традиционный татаро-башкирский фестиваль «Сабантуй-2008». Он был проведен Татарско-башкирской общественной организацией «Туган ил» при поддержке Правительства Приморского края, Владивостока и Надеждинского района. В Приморском крае этот праздник отмечали уже в 16-й раз. Фестивальная программа открылась театрализованным прологом «Дружба народов» с участием представителей национальных диаспор и творческих коллективов.

В программе были показательные выступления на лошадях, грандиозный концерт с участием творческих коллективов Татарстана, самодеятельности общественных организаций татар и башкир Приморского края и других творческих коллективов. Любители спортивных игр приняли участие в национальных соревнованиях по спортивным играм и комиксам. Праздничные программы включали в себя этническое метание полотенец, гиревой спорт, перетягивание каната, спортивные соревнования, метание горшков, лазание по шесту, различные эстафеты и соревнования и др. По словам организаторов, традиционно в транснациональном Приморье «Сабантуй» стал настоящим праздником дружбы, способствующим сплочению народов, взаимообогащению разных национальных культур.

При поддержке общественных инициатив организатором фестиваля в селе Вольно-Надеждинское 27 июня 2009 года в 17-й раз также выступила Приморская краевая общественная организация татар и башкир «Туган-Ил» («Родина»). Программа была насыщена концертными номерами, конкурсами, спортивными состязаниями. Кульминацией соревнований пришелся «куреш» - национальная борьба на полотенцах. Победитель получил живого барана, с которым он пробежал круг почета по стадиону15. На этом празднике побывала Красноплахтова Наталья Борисовна, которая с радостью поделилась своими впечатлениями: «Больше всего запомнилась атмосфера праздника. Стадион «Юбилейный», где развернулось действие, был поделен на зоны, в каждой из которых одновременно проводились какие-то соревнования, конкурсы. Вдоль ограждений, на лужайках, расположились группы приехавших издалека, из других районов Приморья, гостей. Они тут же готовили национальные блюда, пели, шутили. Многие были в красочных национальных костюмах: татары, корейцы, украинцы, белорусы, русские. Звучала народная музыка. По-настоящему, межнациональный праздник!

В состязаниях участвовали взрослые и дети, и не обязательно из татар. Особенно веселым показался бой подушками на бревне. Перья летели в разные стороны на радость детворе. Зажигательным был и бег в мешках под смех и аплодисменты зрителей. И, конечно, наибольшее впечатление произвела борьба силачей на полотенцах. Она происходила в несколько этапов, пока не осталось два богатыря в финале. Победителю вручали живого барана. Богатырь взваливал его на плечи и делал круг почета.

Интересно, что многих участников состязаний знаешь в лицо, как односельчан, видишь их на различной службе. А здесь они предстают совсем другими: увлеченными, веселыми, азартными. Люди улыбаются друг другу, желают всего самого доброго. Очень жаль, что праздник перестали проводить в нашем селе. Было бы хорошо и полезно для единения людей восстановить эту традицию»16.

Последний раз Сабантуй прошел в Надеждинском районе 25 июня 2011 года. Традиционным местом проведения являлся стадион «Юбилейный». В этот год здесь производился ремонт, но, не смотря на это, праздник, 19-й по счету, состоялся. Лидеры национальной общественности, глава Надеждского района Григорий Ведерников и заместитель председателя Законодательного собрания Джамбулат Текиев поздравили всех присутствующих. Законодательное Собрание Приморского края наградило почетной грамотой общественную организацию татар и башкир Приморского края "Туган Ил" за добросовестный труд и большой вклад в сохранение национального языка, традиций, обычаев и культуры татарского и башкирского народов.

Участников и гостей Сабантуя поздравил Рамиль Кильмухаметов, председатель Общественной организации татар и башкир Приморского края «Туган Ил». Он сообщил, что фестиваль из национального превратился в международный. Ведь сюда приезжают делегации из Южной Кореи, Азербайджана, Армении, Украины и Беларуси с разнообразными концертными программами.

По словам организаторов, на 19-й Сабантуй собралось четыре тысячи человек17. На протяжении всего праздника на стадион постоянно подходили все новые участники мероприятия. Каждый нашел развлечение себе по душе. Выступления на главной сцене различных национальных коллективов привлекло множество зрителей. Немало людей собралось и у столба с призами, закрепленными на десятиметровой высоте. Некоторые соревновались в гиревом спорте. Но самым популярным состязанием стала по традиции татаро-башкирская национальная борьба курэш, в которой используются полотенца.

20-й Сабантуй проходил уже в Приморской столице городе Владивостоке. Так как это был юбилейный праздник, к нему готовились заранее и тщательно. За год до события оргкомитет подал заявку на проведение праздника федерального уровня. Инициатива была поддержана президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, когда он посетил Приморский край.

Юбилейный 20-й Сабантуй запомнился жителям Приморья своим небывалым размахом. Он проходил под эгидой предстоящего саммита АТЭС. Почетным гостем на празднике был Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Сабантуй начался на стадионе «Динамо» с театрализованного пролога, затем состоялся большой концерт с участием мастеров искусств. Не обошлось и без национальной борьбы. Батыры из разных регионов России определили сильнейшего. Победитель – «абсолютный батыр» – получил барана и легковой автомобиль в подарок от президента республики Татарстан.

На побережье Амурского залива, в Спортивной гавани развернулись игровые площадки, национальные кухни основных диаспор, населяющих Приморский край, и гостей из Нижнекамского майдана. Здесь же прошел концерт представителей диаспор многонационального Приморья.

Праздник, отмеченный с особым размахом, удался. Даже ненастная погода не помешала торжествам. Юбилейный Сабантуй еще раз доказал многонациональный характер праздника, на котором происходит взаимообогащение культур при сохранении своего неповторимого колорита.

В 2021 году, не смотря на антиковидные ограничения, краевой Сабантуй состоялся в Минном парке города Владивостока. Официально праздник не был разрешен, но люди с утра по своей инициативе начали приходить на площадки парка, чтобы насладиться мероприятием, о котором было известно еще до введения ограничений. Гости праздника смогли оценить концертную программу от национально-культурных объединений Владивостока и Уссурийска. Для них выступили коллективы «Ладья» и «Кружева», а в вокальную часть мероприятия вошли номера от хора Совета ветеранов ТОФ «Родные напевы» и вокальной группы «Сандугачлар» («Соловушки»).

Впервые в полном наборе на Сабантуе была выставлена башкирская юрта. Её по заказу изготовили в Кумертау (Республика Башкортостан). Здесь были представлены татарские и башкирские национальные праздничные костюмы, сувениры, украшения, музыкальные инструменты, старинная мебель и ручные изделия для украшения домов, куклы и многие другие экспонаты. Отдельная зона была выделена для угощений. Была устроена небольшая выставка-продажа традиционных блюд татарской и башкирской кухни, где можно было попробовать шулпу, плов и выпить горячего чаю18.

В июне 2022 г. Сабантуй отпраздновал еще один юбилей на приморской земле – 30-летие. В городе Артеме он состоялся в Парке культуры и отдыха угольщиков 18 июня. Почетным гостем праздника стал председатель Законодательного Собрания Приморского края Александр Ролик. В своем выступлении он отметил, что Приморье – это часть России, где национальное единство, любовь к Родине, сплоченность всегда были в приоритете. «В настоящее время в условиях проведения специальной военной операции на Украине … нам как никогда необходимо многонациональное единство, сплоченность всех народов» 19.

Во Владивостоке 30-й Сабантуй состоялся 25 июня 2022 г. Организатором праздника в парке Минного городка выступила Владивостокская татаро-башкирская общественная организация "Дуслык" ("Дружба") при грантовой поддержке администрации города. Гости приходили на праздник целыми семьями, многие в национальных костюмах. Со сцены звучали музыкальные композиции разных народов в исполнении профессиональных и самодеятельных артистов и коллективов. 

Организаторы развернули целую ярмарку народных угощений. Здесь можно было отведать "чак-чак", сладкий хворост и многие другие яства. Детей бесплатно кормили "солдатской кашей". Можно было приобрести национальную литературу, различные украшения и сувениры. Колоритно прошел показ выездной выставки "Этно Музея татарской и башкирской культуры и традиции"20.

Итак, «Сабантуй» — самый популярный национальный фестиваль Республики Татарстан, объездивший весь мир! Современный «Сабантуй» стал считаться международным праздником. Представители разных национальностей отмечают этот день вместе с татарами и башкирами. И Приморский край не исключение. Праздник пронизан духом единства, дружбы и взаимопонимания, способствует сохранению традиций, языка, культуры народов, проживающих на территории Приморья, что доказывается описанными выше примерами.

Заключение

Подведем итог. В ходе работы над данным проектом удалось выяснить, каким образом появился Сабантуй, его истоки, особенности, развитие и видоизменения в истории. С помощью материалов СМИ составлена краткая история возникновения праздника в Приморском крае и Надеждинском районе, описан ход проведения современного Сабантуя в Приморье, что позволяет судить о его многонациональном характере. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Цель достигнута.

Праздник Сабантуй - это народный татарско-башкирский праздник с давней историей, самобытными конкурсами и соревнованиями. Это – всеобщий, многонациональный праздник, отмечаемый в разных регионах России и за рубежом. Сегодня он вышел за рамки только татарского праздника, ведь в нем представлены культуры разных народов страны. Поэтому Сабантуй способствует интеграции и является общегосударственным праздником.

Сегодня предметом гордости древнего Сабантуя является дух дружбы и гостеприимства. География современного праздника не ограничивается только Татарстаном, он повсеместно проводится татарскими диаспорами России, в том числе и в Приморье. При проведении праздничных мероприятий не забываются традиционные элементы: национальные состязания, этнические игры.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, подтверждающий выдвинутую гипотезу. Сабантуй играет важную роль в сохранении культурного наследия народов, проживающих в Приморье и всей России, является показателем межнационального единства.

Данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках истории, МХК, при проведении внеурочных мероприятий в учебных заведениях. Кроме этого исследование поможет расширить краеведческую базу на территории Надеждинского района.

Список источников

1. И будет Сабантуй! // Трудовая слава 2011.18 июня

2. Интервью с Красноплахтовой Н.Б.

3. Сергей Кожин. Лагман от комбрига // Владивосток 2022. 2 марта

Интернет-ресурсы:

1.Нургалиева Марина. Заселение татарами юга Приморского края / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://tugantel25.ru/

2. Нурутдинова А.Н. Народный праздник Сабантуй как элемент интеграции культур в полиэтничном регионе (по материалам печатных СМИ Татарстана)//Вестник экономики, права и социологии.- 2015. № 2.- С. 212/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnyy-prazdnik-sabantuy-kak-element-integratsii-kultur-v-polietnichnom-regione-po-materialam-pechatnyh-smi-tatarstana

3. Садиков Р. Р. Сабантуй в празднично-обрядовой культуре закамских удмуртов (традиционные формы и современное бытование)// Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья.- 2020.- № 1 (8). - С. 64 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sabantuy-v-prazdnichno-obryadovoy-kulture-zakamskih-udmurtov-traditsionnye-formy-i-sovremennoe-bytovanie

4. Бирин М.. Майдан по-татарски: семь веков дружбы//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/312159

5. Богатство кухонь и национальная борьба: ПРОГРАММА Сабантуя в Приморье [Электронный ресурс]. URL: https://primorsky.ru/authorities/executive agencies/offices/veterinary/news/8/113810/?special_version=Y&bitrix_include_areas=N

6. В Надеждинском районе начался "Сабантуй" [Электронный ресурс]. URL: https://primamedia.ru/news/101263/

7. Истоки «сабантуя» [Электронный ресурс]. URL: https://liveinternet-ru.turbopages.org/liveinternet.ru/s/community/5325625/post485833594/

8. История возникновения праздника. [Электронный ресурс]. URL: https://tatarstan.ru/data/sabantui/01.htm

9. Краткая характеристика понятия «сабантуй» [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабантуй

10. Краткая история зарождения праздника «сабантуй» [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/s/vopros/sabantuy/

11. Красочный Сабантуй прошёл во Владивостоке – несмотря на антиковидные ограничения [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsvl.ru/vlad/2021/06/27/200521/#ixzz7mV4kNuLO

12. 30-й Сабантуй отметили в Приморье [Электронный ресурс]. URL: http://vladivostok-news.net/politics/2022/06/18/291631.html

13. Национальный праздник татар и башкир [Электронный ресурс]. URL: https://primamedia.ru/news/1310927/?from=37

14. Приморские полицейские обеспечили порядок [Электронный ресурс]. URL: https://vladivostok.bezformata.com/listnews/primorskie-politcejskie-obespechili-poryadok/5139867/

15. Приморские татары и башкиры отпраздновали Сабантуй [Электронный ресурс]. URL: http://www.zspk.gov.ru/press-service/press-relizy/58002/

16. Сабантуй. [Электронный ресурс]. URL: https://izi.travel/ru/9c3c-sabantuy/ru

1 Краткая характеристика понятия «сабантуй» [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабантуй

2 Марина Нургалиева. Заселение татарами юга Приморского края / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://tugantel25.ru/

3 Нурутдинова А.Н. Народный праздник Сабантуй как элемент интеграции культур в полиэтничном регионе (по материалам печатных СМИ Татарстана)//Вестник экономики, права и социологии.- 2015. № 2.- С. 212/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnyy-prazdnik-sabantuy-kak-element-integratsii-kultur-v-polietnichnom-regione-po-materialam-pechatnyh-smi-tatarstana

4 Садиков Р. Р. Сабантуй в празднично-обрядовой культуре закамских удмуртов (традиционные формы и современное бытование)// Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья.- 2020.- № 1 (8). - С. 64 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sabantuy-v-prazdnichno-obryadovoy-kulture-zakamskih-udmurtov-traditsionnye-formy-i-sovremennoe-bytovanie

5 Краткая история зарождения праздника «сабантуй» [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/s/vopros/sabantuy/

6 Истоки «сабантуя» [Электронный ресурс]. URL: https://liveinternet-ru.turbopages.org/liveinternet.ru/s/community/5325625/post485833594/

7Сабантуй. [Электронный ресурс]. URL: https://izi.travel/ru/9c3c-sabantuy/ru

8 История возникновения праздника. [Электронный ресурс]. URL: https://tatarstan.ru/data/sabantui/01.htm

9М. Бирин. Майдан по-татарски: семь веков дружбы//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:

https://www.business-gazeta.ru/article/312159

10 М. Бирин. Майдан по-татарски: семь веков дружбы//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:

https://www.business-gazeta.ru/article/312159

11 М. Бирин. Майдан по-татарски: семь веков дружбы//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:

https://www.business-gazeta.ru/article/312159

12 Сабантуй [Электронный ресурс]. URL: https://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm

13Сергей Кожин. Лагман от комбрига // Владивосток 2022. 2 марта. С. 16

14 И будет Сабантуй! // Трудовая слава 2011.18 июня. С. 3

15 В Надеждинском районе начался "Сабантуй" [Электронный ресурс]. URL: https://primamedia.ru/news/101263/

16 Интервью с Красноплахтовой Н.Б.

17Приморские татары и башкиры отпраздновали Сабантуй [Электронный ресурс]. URL: http://www.zspk.gov.ru/press-service/press-relizy/58002/

18 Красочный Сабантуй прошёл во Владивостоке – несмотря на антиковидные ограничения [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsvl.ru/vlad/2021/06/27/200521/#ixzz7mV4kNuLO

1930-й Сабантуй отметили в Приморье [Электронный ресурс]. URL: http://vladivostok-news.net/politics/2022/06/18/291631.html

20Национальный праздник татар и башкир [Электронный ресурс]. URL: https://primamedia.ru/news/1310927/?from=37

Просмотров работы: 51