Горькое детство детей войны

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Горькое детство детей войны

Недопёкина Д.Е. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ №2"
Буравлева С.В. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я учусь в 6 классе, на уроках и на внеклассных мероприятиях нам рассказывают о войне, о мужестве и героизме людей, которые защищали нашу Родину. В нашем селе уже не осталось участников тех страшных событий.

Но есть те, на кого война сильно повлияла, те, кому война омрачила детство. Их так и называют - дети войны. Я задумалась. Ведь они были такими же ребятами, как я и мои одноклассники? Сколько им сейчас лет? Как они жили, о чем мечтали? Как учились? Кем хотели стать? Тяжело ли им пришлось в то страшное время? Как смогли выжить среди голода и смерти?

Чтобы ответить на эти вопросы, я решила провести исследование, рассказать о нем одноклассникам. Я хочу больше узнать о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные и послевоенные годы. Поэтому я назвала свою работу «Горькое детство детей войны»

Практическое значение моей работы заключается в том, чтобы узнать о жизни мальчишек и девчонок того времени, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.

Они уже седые, эти дети, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. Да и послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, я хочу и могу узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. И собрав воспоминания, оставить их для будущих поколений. Поэтому я думаю, что моя работа актуальна.

Прежде чем начать исследование я решила узнать, что знают о войне, о детях войны, ребята нашей школы? Со своим классным руководителем составили вопросы и провели анкетирование для ребят 4-6 классов ( Приложение 1)

Вывод по результатам анкетированияя могу сделать следующий: ребята испытывают уважение к ветеранам и участникам войны. Но мало, кто из учащихся знает о том, как жили дети войны, чем помогали взрослым. На вопрос «Знаешь ли, о военном детстве родственников?», все ребята ответили – «нет».

Порадовало то, что все ребята знают о том, что в нашем селе есть памятник «Детям – героям войны».

Объект исследования: наши земляки-дети войны.

Предмет исследования: история жизни учителей - ветеранов-детей войны.

Я пыталась показать в своей работе некоторую новизну, которая

отличала и выделяла бы её среди множества других подобных работ. В ходе работы мной были проведены интересные встречи, беседы. Я рассмотрела фото, документы, сборники стихов и награды учителей – ветеранов. Прочитала их воспоминания. В своей работе я описала случаи из их жизни, которые нигде не упоминаются.

Гипотеза: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.

Цель исследования: доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.

Из цели вытекают задачи работы:

1. Узнать о деятельности и образе жизни детей военного времени, выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

2. Встретиться и побеседовать с людьми села Поспелихи, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны.

3. Доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

4. Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.

Методы исследования:

- интервьюирование;

- беседы с людьми , имеющими удостоверение « Дети войны»;

- работа с документами, материалами из личных архивов детей войны;

- обобщение полученных данных.

Формы работы:

встречи – интервью с учителями – ветеранами, детьми войны;

экскурсия в районный музей ;

экскурсия в школьную музейную комнату;

поиск информации в редакции районной газеты;

создание презентации.

1. Военное детство.

Каждый год 9 мая наш классный руководитель – Светлана Викторовна приводит нас на Мемориал Славы, где мы возлагаем цветы, вспоминаем тех, кто отдал свои жизни ради мира на земле. В этом году на классном часе мы говорили о блокадном Ленинграде. Учительница рассказала, как эвакуировали к нам на Алтай женщин и детей, чтобы спасти их от фашистов, от холода и голода. Меня заинтересовал вопрос, а как дети в нашем районе выживали в дни войны? Светлана Викторовна предложила побывать у памятника «Детям войны», тех, чье детство украла война . Мы с ребятами посетили памятную стелу в нашем селе (Приложение 2). Я решила узнать историю этого памятника. Для этого посетила редакцию районной газеты « Новый путь» ( Приложение 3). Там мне рассказали , что идея поставить такой памятник появилась еще летом 2015 года. А осенью уже начались работы. Много людей включились в работу: придумывали, какая она будет , какую надпись на ней написать. Деньги на стелу собирали всем селом. И вот , наконец, дождались. Памятник был открыт 8 мая 2016 года. На открытие пришли и стар, и мал. (Приложенеие 4).

Если спросить любого человека : «Что такое детство?», то он ответит, что это радость, теплые мамины руки, солнце, игрушки и сладости. Воспоминания у всех только приятные. Но есть люди, вспоминания, о детстве которых связано с горечью и болью. Это те, на чью долю в детские годы выпало испытание войной. Война отобрала у тех мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических

событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – это люди преклонного возраста. Но, память об ужасах войны живет в их сердцах.

На примере жизни ребят военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых, но и лишившее детства самых маленьких жителей нашей страны. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому. Они же терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.

2. Наши земляки – дети войны.

Я посетила районный музей . Из беседы с Савенковой Еленой Николаевной, я узнала, что у нас в районе есть люди, имеющие статус «Дети войны». Понятие «дети войны» довольно объёмное. Оно включает миллионы людей, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, заканчивая теми, кто родился в первые майские дни 1945 года. У целого поколения украли детство. Детей воспитала война! ( Приложение 5)

Побывав в типографии Поспелихинского района, узнала, что удостоверение

« Дети войны» в нашем селе « Поспелиха» имеют 588 человек ( Приложение 5).

Руководитель школьной музейной комнаты Попова Ольга Владимировна рассказала, что учителя – ветераны нашей школы тоже имеют звание «Дети войны» . Но сколько таких учителей, она не знает( Приложение 5)

Я решила встретиться с учителями – ветеранами, узнать, у кого из них есть статус «Дети войны» и взять у них интервью. Изучив документы, я узнала, что их трое: Губкина Раиса Григорьевна, Крылова Людмила Ивановна и Филакова Мария Александровна ( Приложение 5)

Война стала общей биографией целого поколения нашего народа, в том числе и детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были дети войны. Они свидетели этой полной ужаса войны, хотя и находились в тылу и не видели ее своими глазами.

Война обрушилась на детей, так же как и на взрослых – голодом, холодом,

разлуками, тяжким нечеловеческим трудом. И когда дети и подростки беспощадною ее волей оказались в пекле страданий и невзгод, они вели себя, как герои: осилили, вынесли то, что, казалось бы, и не взрослому не под силу.

О таких детях войны я и хочу рассказать. Это бывшие работники нашей школы. Они называют свое детство «детство, опаленным войной».

Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они рассказали мне про свою войну, какой они её знают и помнят. Вот несколько высказываний ветеранов школы:

- Война… Не измерить глубину страданий, которые фашисты принесли на нашу землю. Мы были просто дети, дети войны, которые не доели, не доиграли, не доучили. Мы росли в условиях голода и холода ( Крылова Л. И. ).

- Дети военной поры, рано повзрослев, мы все-таки оставались детьми. Несмотря на суровое время, мы ходили в школу, учились. В классах было холодно. Но, мы, каждое утро шли в школу, писали, читали, учили стихи ( Филакова М. А. )

В тылу дети заменяли взрослых, работая на полях и фермах. Вместе с родителями выходили на поля: сажали и убирали картофель, серпами жали пшеницу. Те, кто был постарше садились за штурвалы комбайнов, заменяя мужчин, которые ушли на фронт. Работали на тракторах – пахали, бороновали землю. Посильное участие в работе принимали и младшие школьники. Они занимались в основном сбором колосьев на полях после уборки хлебов, вели борьбу с сорняками и вредителями. В каникулы все дни были заняты работой на колхозных полях или собственных огородах ( ГубкинаР. Г.).

2.1. «В наш колхоз Соколовка Поспелихинского района, где мы жили во время войны ,- вспоминает Людмила Ивановна Крылова, 1938 года рождения ,-приехали ленинградцы из оккупированного города. Самим нечего было есть, а тут еще полуживые от голода люди.

В нашем колхозе была кошара, где выращивали овец. Но нам, жителям Соколовки , ничего не доставалось: мясо было предназначено для фронта .

Чтобы не умереть с голоду, мы ели умерших ягнят и кормили ими наших гостей. Хлебом для нас была смесь подсолнечного жмыха и картошки, которую мама запекала в чугуне. И это считалось по тем временам хорошим хлебом. Ржаной я попробовала много позже и не могла понять: что это такое мягкое и очень вкусное? Играли мы, ребятишки, вместе с ленинградцами в колхозном летнем коровьем стойле. Это был наш «клуб», в котором мы по очереди пели друг другу песни, рассказывали стихи, плясали».

Я горжусь, что у меня есть удостоверение «Дети войны» (Приложение 6).

2.2. Из воспоминаний Филаковой Марии Александровны:

Война и дети.. Нет ничего страшнее, сем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война отнимает эту жизнь.

«А мы в детстве, во время войны с нетерпением ждали лето.И не только потому, что мерзли зимой и хотели тепла, а потому, что мы ходили в забоку собирать сладкие корешки, ягоды и дикий сладкий лук. Это было наше лакомство.

Босоногие и раздетые, мы летом сажали окультуренную коноплю. Потом собирали ее, замачивали в речке , придавливая камнями . Из нее мама ткала полотно и шила нам рубахи.

Помню, была у нас корова – единственная кормилица. Молоко все до капельки сдавали для фронта и городов, а взамен получали обрат. Мы и этому были рады. Как- то зимой старший брат повел корову к реке на водопой, она провалилась под лед. Мы чуть ли не всем колхозом ее вытаскивали. А потом ее в дом - отогревать : ведь если не станет коровы, для нас – это голодная смерть. Обтирали, грели корову всей семьей и плакали ,что Буренка наша не выживет. Помню, мама молилась…

Хорошо, что у нас есть удостоверение «Дети войны». Мы понимаем, что мы не имеем право, забывать страшные страницы истории своей страны, нужно передать свои знания вам - молодым (Приложение 7).

2.3 А вот, что вспоминает из своего голодного детства Раиса Григорьевна Губкина:

«Во время войны в нашей семье было восемь человек. Помню, что я никак не могла понять, почему все так плохо, почему постоянно все плачут и почему меня так редко кормят - ведь я всегда очень хотела есть? Мне было не понять в мои четыре года, что все лишения эти и страдания причиняет война. Помню, что почти не видела старших из своей семьи - все уходили рано утром на работу и возвращались поздно ночью. Хорошо помню свою рваную одежду, которая была похожа на лохмотья. А еще помню свой большой живот, тонкие руки и ноги. Это я сейчас понимаю, что я страдала рахитом от голода и не я одна…

Мне никогда не забыть тех дней, когда люди бежали на вокзал, узнав, что война, наконец – то ,закончилась. Они с нетерпением ждали эшелоны и плакали. А когда дожидались - плакали снова: кто от счастья, обнимая вернувшегося с фронта своего солдата , а кто от сожаления ,что так и не встретил никого из родных. Но и на следующий день люди бежали к эшелонам с надеждой на чудо…

Конечно, хорошо, что о нас – детях войны помнит государство. Хочется много рассказать и передать молодому поколению ( Приложение 8).

«Война» и «дети» - эти слова никогда не должны стоять рядом: «у войны не детское лицо».

Слушая истории жизни ветеранов, я сделала вывод, что боль, страдания и утраты помогли детям войны воспитать в себе стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие. Их активный образ жизни, культура общения, любовь к людям всегда вызывали уважение односельчан. Их труд не мог быть незамеченным. Почётные грамоты и другие поощрения говорят, безусловно, о трудолюбии, профессионализме, неутомимой энергии, направленной на желание делать добро, улучшать жизнь. Сами они считают большой наградой – признание коллектива, в котором отработали ( Приложение 9) .

Заключение.

Моя гипотеза полностью подтвердилась. Я доказала, что в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.

В своей работе я узнала о детях войны, о том, что пришлось им пережить в годы войны. В основу своей работы я положила воспоминания детей войны: Крыловой Людмилы Ивановны, Губкиной Раисы Григорьевны и Филаковой Марии Александровны. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме. Их детство действительно было горьким!

Я поняла, что в годы войны, а так же в послевоенное время, дети росли,не зная ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей. Уверена, все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг.

В воспоминаниях детей войны, слышится боль. Ведь они видели и чувствовали этот ужас войны, пропуская его через свое сердце. Они всё помнят. Ведь детская память самая яркая.

Мы не имеем право, забывать историю своей страны, своего края, своего села. Мы должны быть внимательными к ветеранам Великой Отечественной войны, к труженикам тыла, детям войны.

Цель, поставленная мной вначале работы, достигнута. Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:

1. Война - это искалеченное детство.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, работали на колхозных полях и фермах, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Материалы исследовательской работы будут опубликованы на сайте школы, а также будут переданы в школьный музей. Сейчас я рассказываю ребятам о жизни детей военного времени, используя собранный материал (Приложение 10)

Когда мое исследование закончилось, то я узнала еще об одной учительнице - ветеране, которая имеет статус «Дети войны». Это Харюткина Раиса Максимовна. Я нашла в документах ее воспоминания и фото ( Приложение 11). Хочется встретиться с ней и узнать о ее судьбе. Поэтому работу обязательно продолжу.

Список используемых источников и литературы

1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.

2. Периодическая печать – районная газета «Новый путь».

3. Воспоминания участников или очевидцев событий:

- Крылова Л. И., 1938 г.р. село Поспелиха Поспелихинского района.

- Губкина Р.Г, 1940 г.р. село Поспелиха Поспелихинского района.

- ФилаковаМ.а., 1938 г.р. село Поспелиха Поспелихинскогорайона.

Приложения

Приложение 1

Опрошено было 100 учащихся школы.

На вопросы отвечали учащиеся 4 - 6 классов.

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

1. Испытываете ли вы уважение к ветеранам и участникам войны?

100

-

-

2. Знаете ли вы о том, как жили дети в годы Великой Отечественной войны?

18

82

-

3.Хотели бы вы узнать, как жили дети в годы Великой Отечественной войны?

99

-

1

4.Хотели бы вы узнать, как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?

94

3

3

5.Знаете ли вы, как помогали взрослым дети в тылу?

59

41

-

6.Знаете ли вы о военном детстве своих родственников?

0

100

-

7. Знаете ли, как увековечена память о детях войны в нашем селе?

94

6

-

Приложение 2

8 мая, в канун всенародного праздника, в Поспелихе состоялось открытие мемориального комплекса, посвящённого нашим землякам – военнослужащим, принимавшим участие в войне в Афганистане и боевых действиях на территории Северного Кавказа, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и «Детям войны». Три высоких гранитных стелы с фигурами летящих журавлей разместились на одном постаменте в тени деревьев на Мемориале Славы. На них таблички: «Вам, героям своего времени, вам, солдатам необъявленных войн», «Вам, шагнувшим навстречу беде, вам, героям, заслонившим от горя мир», «Вам, лишённым счастливого детства, вам, видевшим страшную тень войны, вам, детям Великой Победы». К собравшимся на открытие памятника жителям и гостям Поспелихи обратился глава Администрации района Игорь Башмаков. В своём выступлении он подчеркнул значимость подвига, совершённого теми, кто с оружием в руках выполнял свой воинский долг, кто 30 лет назад шагнул в атомное пекло, кто в детском возрасте пережил страшную войну и тяготы послевоенной жизни.

Настоятель Никольского Храма отец Сергий совершил обряд освящения памятного места. В заключительной части мероприятия состоялось возложение цветов к подножию гранитных стел. Статус «Дети войны»присвоен 1285 жителям района. (Источник:«Новый Путь»)

Памятник детям войны

Приложение 3

В архиве редакции газеты « Новый Путь», я нашла много материалов о войне

Мы нашли информацию об открытии памятника «Дети войны»

в газете за 10 мая 2016 года

Приложение 4

На открытие пришли и стар и млад…

Возложение цветов

Цветы у памятника Дети войны

Приложение 5

В районном музее В типографии

Изучаю документы в школьном музее

Интервью с Поповой Ольгой Владимировной

Приложение 6

Крылова Людмила Ивановна

Родилась 27.11.1938 г в селе Усть – Калманка. Мама была учительницей.

В школе зимой было холодно, так как она отапливалась дровами. Морозы были сильные, в кабинетах ветром все выдувало, поэтому ученики не снимали верхнюю одежду. Столовой не было, но была большая перемена, на которой дети ели свои завтраки, а кто поближе бегал домой обедать. Прибежишь, бывало, домой, хватанешь холодную вареную картофелину и бежишь обратно в школу.

В первый год войны много посевных площадей осталось неубранными, и весной школьники собирали колосья. В разгар летних каникул отдыхать было некогда, надо было помогать колхозу и семье. В те времена все дети летом работали на прополке, т.е. выдёргивали сорняки на колхозных полях. Осенью занимались в основном сбором колосьев на полях. Было физически тяжело, но никто не бросал, знали, что на фронте тяжелее втройне. Люди работали не покладая рук. Знали, что все это для фронта, все для Победы.

Людмила Ивановна проработала много лет заместителем директора школы. Её знают как руководителя, беспокойного и неравнодушного, работающего творчески, по самым высоким меркам.

Интервью с Людмилой Ивановной

Люда 1 год Люда в 4 классе

9 класс, краевые соревнования

Учитель химии 1980 г

Приложение 7

Филакова Мария Александровна.

Родилась 7.11.1938 в селе СтароалейскоеТретьяковского района. В семье было трое детей. В 1931 родилась Валя, в 1933 – Петя.Маша была последним ребенком. Первые дни войны помнит плохо. А вот потом воспоминания горькие.

Все жили в нищете и голоде. Хлеба не было совсем. Если в доме появлялась мука, делали затирку, добавляя молоко или воду. Любимым лакомством были галушки, а еще их называли рванцы. Когда чистили картошку, шкурки не выбрасывали, сушили и грызли их , как сухарики. А вместо конфет ели жмых.Мария Александровна вспоминает, что в селе, где она жила, было две школы. Все ребята были одеты очень бедно, кто в чем. У ребят не было обуви. А маленькой Маше бабушка сплела лапотки , и она ходила гордая, что они у нее есть. Пальто не было, и поэтому зимой мама заматывала Машу в бабушкину шаль, вместо рюкзака была сумка,сшитая из старых тряпочек.

Мария Александровна с теплом вспоминает свою первую учительницу, которую эвакуировали из Ленинграда – Пескареву Нину Васильевну. Как она по – доброму относилась к ученикам, как учила их дружбе, любви к Родине, и ненависти к врагу.

Мария Александровна говорит, что книг не было. На класс было 5-6 учебников. Когда Мария пошла в школу, мама собрала молоко, сметану и поехала в Рубцовск. Там обменяла продукты на букварь. Сколько было радости в доме, а маленькая Маша пошла в школу со своим учебником! Как быстро она научилась читать. Да и училась всегда очень хорошо. Вспоминает, что тетрадей не было, писали на старых газетах, между строк.

Но всем хотелось быстрее выучиться и приносить пользу своей стране. Мария Александровна вспоминает и такой случай: вообще ребята все были дружные, помогали друг - другу, почти не дрались. Но однажды ее одноклассник толкнул ее, а она в отместку ударила его. Мальчик , после урока, схватил ее за плечо, и ткань на платье, не выдержав, порвалась. Мальчик очень испугался, а плечи

Марии прикрыли платком. Когда учительница спрашивала, кто это сделал, Маша ничего не рассказала. Платье мама зашила. Мальчик попросил прощения и больше никогда не дрался.

Смотрели фильмы о войне всем селом. И однажды посмотрели фильм, в котором партизанку звали Муся. После этого, к Маше так и приросло это имя Муся.

Еще вспоминает, как после войны помогали строить друг другу. Собирались все и взрослые и дети. Не было жадных, приходили на помощь всем.

А еще Мария Александровна говорит, что если бы не голод, то, наверное, учились бы лучше. Не было столовых, нечего было поесть, но дети старались учиться, забыв про голод.

Неприятные воспоминания о тех годах это то, что всех ребят: и мальчишек, и девчонок брили наголо. Родители боялись вшей, так как они были разносчиками страшной болезни – тиф.

Самым сильным воспоминанием стало время целинников. Молодежь –целинники ехали в села. Жители с удовольствием селили их в дома. И вот тогда - то все и узнали, что такое настоящий хлеб. Люди стали лучше одеваться, покупать себе необходимое. Урожай с полей был огромный, потому, что все стремились выполнить заказ Родины.

Интервью с Марией Александровной

Сестра Валя, брат Петя и Мария 1953 год, 8 класс Мария и Аля

19 июня 1954г. Мария с целинницей

7 мая 1955год

Вожатский лидер

14.05.1957 г. Пржевальск, студентка

Мария Александровна – рассказала о своем детстве

Приложение 8

Губкина Раиса Григорьевна

Родилась в 1940 году. В семье было семеро детей. Раиса оказалась последней, т. к брат , родившийся в 1941 году умер.

Вспоминает , что самим было негде жить и нечего есть, но из Ленинграда была эвакуирована семья - мама и двое детей, которых поселили в их доме. Но, дети были настолько слабые, что через год умерли. Было жалко и страшно.

Ради Победы наш народ шел на большие лишения, стойко переносил все тяготы войны. Жили, конечно, скудно и голодно. Ели лепешки из лебеды и очисток от картошки. Никогда не забуду вкус супа, который мама варила из картофельной кожуры и отрубей. Собирали пачками щавель на лугах, приносили домой.Иногда находили на полях свеклу, которую нечаянно оставили в земле. Это был праздник. А еще бегали на вокзал и из вагонов вытаскивали жмых. Это была самая лучшая еда на свете, как нам тогда казалось. Маленькая Раиса бегала к маме, которая работала уборщицей на работу, знала, что взрослые , видя маленькую худую девочку, обязательно что – нибудь дадут поесть. Голод, перенесённый во время войны, и до сих пор не позволяет ей выбросить ни крошки хлеба.

Вспоминается, как солдаты, приезжали на вокзал. Перрон был усыпан цветами, не пройти. Всем селом ходили на вокзал к поездам с возвращающимися солдатами. Нужно было видеть эти глаза жён, матерей и детей. Спрыгнул солдат и все спрашивали : «Кто?» И однажды так же вернулся и папа Раи.

После войны, несмотря на голод, холод, подорванное здоровье, разруху жители села взялись за работу по восстановлению хозяйства. Трудясь от зари до зари, люди смогли преодолеть трудности, жизнь налаживалась. И мы, дети, помогали взрослым строить новую послевоенную жизнь.

Раиса Григорьевна вспоминает, что в доме была печь, стол, шкаф и кровати. Было очень бедно, хотя ее папа, окончивший 7 классов, был на должности землеустроителя.

Раиса Григорьевна вспоминает, как на новый год, вместо елки, они всей семьей украшали веник. И это была самая лучшая елка, потому что под ней лежали подарки.

Самое радостное воспоминание, когда брат привез ей настоящую форму: коричневое платье, черный фартук и ботинки . Она, хоть дело было летом, нарядилась во все это и ходила , гордая, по улице.

Раиса Григорьевна с детства мечтала стать или геологом илиучителем. В школе училась хорошо. В числе лучших учеников была направлена на курсы учителей. Окончив Рубцовскоепед.училище работала учителем физкультуры, потом учителем начальных классов. Затем окончила институт и работала учителем истории и обществознания – 30 лет. Вышла замуж. Воспитала двух сыновей.

Общий стаж работы – 39 лет. В 1996 году ушла на заслуженный отдых.

Раиса Григорьевна говорит: «В жизни у меня было 2 принципа:

« Если не я – то кто!?» «Мне до всего есть дело!»

В школе начала писать стихи . Печаталась в сборниках . Выпустила свой собственный сборник. Переживает, что еще так много написано, а печатать , пока не может.

Раиса Григорьевна говорит: «Вспоминая все то, что довелось пережить народу и детям в те суровые годы , не могу сдерживать слезы , а из глубины души вырываются эти строки:

Ох, война, что ты сделала,

Подлая,

У детей смела детство отнять.

Не по годам вдруг враз став взрослыми,

Отцов и старших братьев

Пришлось нам заменять.

Надев зипунишко дырявый

И обувь с отцовской ноги,

Уставшие вечером в школу,

Спешили мои пацаны.

Замерзшими чернилами

Нельзя было писать,

Но всем им очень хотелось

Грамотными стать.

Семья маленькой Раи

Из сборника стихов Интервью с Раисой Григорьевной

Стихотворения из сборника « Откровение»

Книга, которую издал сын Раисы Григорьевны, вышла в 2014.

Этот сборник стихов Раиса Григорьевна выпустила в 2019 году

Приложение 9

В школьном музее на стенде «Наши ветераны»

Приложение 10

Рассказываю ребятам в школьном музее о детях войны

Приложение 11

Харюткина Раиса Максимовна

Учитель физики

Сведения о Раисе Максимовне

Просмотров работы: 140