По тропам Родникового края

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По тропам Родникового края

Сапожников Р.А. 1
1МБОУ СОШ №62
Варсегова Е.И. 1
1МБОУ СОШ №62
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2020 году в Удмуртии стартовал проект "ДаУР" - карта туристических достопримечательностей, который открыл жителям и гостям республики не только очевидные объекты культуры и исторического наследия, но и заповедные уголки нашего края. Это проект побудил мою семью посетить д. Зуевы Ключи, дачу П.А. Башенина в г. Сарапул, водопад на реке Старая Кенка. После этих поездок мне захотелось узнать, какие еще есть достопримечательности в нашей республике, и где они расположены. Так была выбрана тема моего исследования.

В выбранной теме объединяются такие направления, как история, география, прикладное творчество и мир техники, а объектом исследований являются культурно-исторические места и памятники.

Актуальность работы заключается в том, что мы часто пишем и говорим о поездках в другие страны, хвалим памятники и культуру других народов, при этом забываем, каким красивым, многогранным и интересным может быть родной край. А ведь именно знания о родной земле духовно обогащают человека.

Гипотеза исследования: я предположил, что расширить и углубить знания детей о памятниках, музеях и природных объектах можно посредством настольной игры, сделанной своими руками.

Цель проекта - изучить основные достопримечательности Удмуртской Республики, создать настольную игру и выяснить, могут ли дети в процессе игры пополнить свои знания о родном крае.

Задачи проекта:

1. познакомиться с географией и историей Удмуртской Республики;

2. узнать, какие есть достопримечательности на территории Удмуртии;

3. у учеников 3 класса выявить уровень осведомленности о культурных и природных объектах республики;

4. разработать настольную игру.

Методы исследования: изучение литературы, анализ и поиск информации в сети Интернет, анкетирование, эксперимент.

1. Историко-географическая справка об Удмуртии

Удмуртия находится на востоке Русской равнины, в европейском Приуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. На западе и севере Удмуртская Республика граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермским краем, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе - с Республикой Татарстан (рис. 1).

Положение республики в средних северных широтах и отсутствие по близости морей и океанов обуславливает умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом.

Территория Удмуртии относится к бассейну реки Кама и имеет густую, хорошо развитую речную сеть. Общая протяжённость всех рек республики составляет приблизительно 30 тыс. км.

На территории Удмуртии расположено большое количество родников, благодаря которым она и получила неофициальное название "Родниковый край"

Численность населения Удмуртской Республики составляет 1 452 214 человек, из них 62,2% - русские, 28% - удмурты, 6,7% - татары.

Коренное население - удмурты. Это один из древних восточно-финских народов северо-западного лесного Приуралья. По языку удмурты относятся к финно-угорской семье народов, в которую также входят коми, мари, мордва, эстонцы, финны, карелы, саамы, венгры, ханты и манси [2].

Государственные языки Удмуртской Республики - русский и удмуртский.

История освоения человеком Удмуртии занимает 10 тысячелетий и включает жизнь 400 поколений. История Удмуртии - это история финно-угорских народов, страницы истории тюркских народов, с 15 века - освоение территории русскими, с 18 века - становление промышленного производства и основание сегодняшних исторических городов.

Первые контакты русских с удмуртами относят к 10-11 векам. В дальнейшем русские оказывали сильное влияние на развитие северных удмуртов, которые в 1489 году вошли в состав Великого княжества Московского. Формирование южных удмуртов происходило на территории Нижней Камы. В 11-12 веках южные удмурты создали свое государство - Арское княжество. Княжество просуществовало до взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году, после чего через 5 лет южные удмурты вошли в состав Русского государства.

С 1730-х годов начинается массовое обращение удмуртов в христианство. В 1759 году появляются Пудемский и Воткинский железоделательные заводы. В 1807 году на базе железоковательного завода построен Ижевский оружейный завод, который в дальнейшем оказал значительное влияние на развитие промышленности региона. Уже в середине 19 века изделия металлургов и оружейников Ижевска получили всемирную известность.

К 19 веку на территории Удмуртии сложились две ветки Сибирского тракта (Петербургско-Вологодская на севере и Московско-Казанская на юге), которые соединялись в селе Дебесы.

В середине 19 века наладилось речное пароходное сообщение, чуть позже появились железные дороги, которые оказали значительное влияние на развитие региона и резко снизили функциональную роль Сибирского тракта.

Становление государственности удмуртского народа началось с 4 ноября 1920 года, была образована Вотская автономная область, которая в 1932 году была переименована в Удмуртскую автономную область. Столицей области стал город Ижевск (рис. 2).

До середины 20 века в республике большими темпами шла индустриализация, требовавшая притока рабочей силы из сельской местности и других регионов страны.

В годы Великой Отечественной войны в Удмуртию было эвакуировано около 40 предприятий, что придало мощный импульс к развитию промышленности региона. В послевоенные годы дальнейшее развитие получили сфера обслуживания и экономика, что сопровождалось урбанизацией. Возникло более 30 новых промышленных предприятий [3].

Сегодня в составе Удмуртской Республики 6 городов и 25 административных районов, которые интересны природным, историческим и культурным наследием. В республике насчитывается 32 музея, свыше 2 тысяч памятников истории и культуры, национальный парк, природные парки и заказники, памятники природы, спортивные комплексы.

2. Достопримечательности Удмуртской Республики

Все достопримечательности можно условно разделить на следующие категории:

1. Природные объекты (заповедники, зоопарки, национальные парки, водоёмы);

2. Архитектурные объекты (здания, скульптуры);

3. Исторические объекты (памятники, археологические музеи-заповедники);

4. Культурные объекты (театры, музеи);

5. Религиозные объекты (церкви, монастыри).

Из достопримечательностей природного характера на территории Удмуртии можно выделить гору Байгурезь, Кедровую рощу в Заякино, Абатские пещеры, реликтовую сосну в д. Зура, Зуевы Ключи, исток реки Кама и многие другие.

Гора Байгурезь. Одно из красивейших мест Удмуртии - холм на берегу реки Чепца. С него открывается великолепный вид на окрестности: далеко внизу петляет река, а к горизонту мягкими волнами уходят поросшие елями холмы (рис. 3).

Древние удмурты верили, что гору Байгурезь оберегает добрый дух, заботящийся обо всех, кто живет поблизости. С ним связана одна из версий происхождения названия "Байгурезь": "гурезь" означает "гора", а Бай - имя охраняющего ее духа.

Кедровая роща в Заякино. Памятник природы регионального значения, существующий ровно 100 лет. Роща сегодня - это 80 деревьев, поражающих воображение своими размерами, и чистый воздух, которые многие считают целебным. Заякинская кедровая роща появилась благодаря стараниям школьного учителя Алексея Смирнова из Зуры. Кедры он посадил сначала на собственном огороде, а затем, когда они окрепли, перевез в Заякино. Деревни здесь давно уже нет, а вот роща осталась (рис. 4).

Всего в Зуевых Ключах 7 священных родников, каждый из который имеет свою легенду. Находятся они в 100 км от г. Сарапула, на юге республики. Самые известные источники - Святой и Гремячий. Источник назвали «гремячий» из-за звука бьющей воды, который похож на перезвон колокольчиков. Воду из Святого источника принимают внутрь, в Гремячем роднике умываются (рис. 5).

Среди архитектурных объектов можно отметить Главный корпус оружейного завода, дом и дачу П.А. Башенина, скульптуру Ижик.

Главный корпус Ижевского оружейного завода, выполненный в стиле высокого классицизма, уникальное произведение промышленной архитектуры России начала 19 века. Строительство здания Главного корпуса завода началось в 1811 году по поручению горного инженера А.Ф. Дерябина. Автором проекта стал выпускник Академии художеств - С.Е. Дудин.

В марте 1834 года вследствие крупного пожара Главный корпус Ижевского оружейного завода сгорел. Огнём были уничтожены внутренние помещения, обрушилась башня. Восстановленные работы после пожара начались в мае 1836 года и закончились в 1844 год (рис. 6).

Дача Башенина - памятник архитектуры федерального значения начала XX века. Построена для городского головы Сарапула, просвещенного мецената Павла Андреевича Башенина. 1917 года.

Дача расположена в лесной зоне города Сарапула. Здание построено в 1909 году по проекту молодого московского архитектора Павла Трубникова в модном стиле «модерн» с применением новых технологий: железобетонные конструкции, электричество и водопровод. Необычной особенностью памятника является то, что причудливое здание, выстроенное из камня, удачно имитировало деревянную дачную архитектуру (рис. 7).

Ижик - это озорной мальчишка в длиннохвостом кафтане с плеча отца-оружейника стелющемся по земле балахоном. Подобные кафтаны выдавали лучшим мастерам-оружейникам в царские времена. На шляпе-цилиндре Ижика расположилась гроздь рябины - один из символов города Ижевска. Рост мальчугана - полтора метра, а весит он более 800 кг. Скульптура создана в рамках проекта "250 добрых дел к 250-летию города Ижевска" (рис. 8). 

Среди исторических объектов нельзя не отметить историко-культурный музей-заповедник Иднакар. Городище Иднакар - самое крупное древнее поселение на севере Удмуртии.

Иднакар располагался на реке Чепце на горе Солдырь. Городище было крупное. Несколько уровней системы укреплений - рвы, валы, частокол, удобное расположение - на высокой горе, которую по трем сторонам омывала река Чепца (рис. 9).

В процессе раскопок, ученые получили сведения, позволяющие реконструировать быт, основные занятия населения городища. Также найдены свидетельства того, что городище Иднакар вело активную торговлю в разных направлениях: с севером (Пермские земли), с югом (Болгар, современный Татарстан).

Еще один не менее интересный исторический объект на территории Удмуртии - Этапный пункт Сибирского тракта. В деревне Бачкеево Игринского района сохранилось старинное деревянное здание (1837 год постройки) этапного пункта, где арестанты, осужденные на каторжные работы, останавливались передохнуть на пути из Европейской части России в Сибирь (рис. 10).

Как уже отмечалось выше в Удмуртии насчитывается 32 музея. Многие из них посвящены сохранению и изучению народных традиций, ремесел, обрядов. Таким музеем является архитектурно-этнографический музей-заповедник "Лудорвай". В музее представлены экспозиционные комплексы: сектор центральных удмуртов, сектор северных удмуртов и бесермян, сектор южных удмуртов, русский сектор, ветряная мельница, пасечный комплекс "муштор", выставочный зал - Волостное правление [1].

Удмуртские усадьбы представлены традиционными постройками: дом, клеть, навес, амбар, хлев, семейное святилище"куала", кенос- спальный амбар. Во всех постройках развернуты экспозиции: это домашняя утварь и одежда, узорно-вышитые предметы ткачества (рис. 11).

В Удмуртии много церквей, храмов, монастырей, у каждого из них своя история или легенда. Храм святителя Николая в с. Якшур-Бодья. Храм в честь чудотворца - первый в Удмуртии, выстроенный заново, а не реконструированный. Во время строительства из-под фундамента храма забил источник, так что сейчас здесь освящают воду, набранную из источника (рис. 12).

Церковь Вознесения Господня в селе Перевозное (Успенский женский монастырь). Иконы в храме считаются чудотворными - из них сочится масло, которым прихожане промокают платочки. По легенде, созданы они были по заказу пермского купца. Но работа иконописца чем-то не понравилась заказчику. Тогда иконы пустили по Каме в надежде, что те сами найдут себе приют. Иконы доплыли до села Паздеры (находится в 6 км от Перевозного) и там пристали к берегу. Местные рыбаки приняли их за бревна и несколько раз отталкивали от лодок, но иконы вновь и вновь «против водички» подплывали к берегу. В небо от них поднялся столб света, и только тогда иконы выловили и с молитвенным пением извлекли из воды (рис. 13).

3. Осведомленность детей о достопримечательностях родного края

Узнав в ходе своего исследования о большом количестве культурно-исторических и природных объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики, я решил узнать, а посещали (или слышали) ли мои одноклассники (ученики 3 "А") эти места. Для этого я провел анкетирование, ребятам был предложен список достопримечательностей и два вопроса:

1 вопрос - Знаете ли Вы об этом объекте?.

2 вопрос - Бывали ли Вы в этом месте?

В анкетировании приняло участие 22 человека.

По результатам анкетирования (табл. 1, рис. 14) оказалось, что процент утвердительных ответов по 1 вопросу составил 39,4%, по второму вопросу - 19,7%.

Чтобы улучшить результаты анкетирования и заинтересовать ребят географией, историей и культурой родного края, я решил создать игру "Удмуртия - Родниковый край".

4. Разработка игры "Удмуртия - Родниковый край"

Перед тем, как начать создавать игру, мне нужно было определиться с видом, содержанием и правилами игры.

Я решил сделать игру в виде карты Удмуртской Республики с нанесенными на нее административными центрами, основными речными объектами и достопримечательностями (10 объектов), которые выбрал из списка для анкетирования:

1. Музей "Этапный пункт" в д. Бачкеево;

2. Гора Байгурезь;

3. Исток реки Камы;

4. Городище Иднакар;

5. Пумсинский мост;

6. Памятник-самолет Л-29 в г. Можга;

7. Музей "Даур Шыкыс" вд. Баграш-Бигра;

8. Зуевы Ключи;

9. Дача П.А. Башенина

10. Музей завода Ижмаш в г. Ижевске.

Достопримечательности выбирались по принципу наименьшего количества утвердительных ответов при анкетировании, а также географической удаленности друг от друга, чтобы на игровом поле они располагались равномерно.

Игру решил сделать по принципу "ходилки-бродилки" с элементами викторины. Для этого я подготовил список вопросов трех уровней сложности:

1 уровень зеленый - легкие вопросы (Столица Удмуртии? Самая большая река Удмуртии? и т.д.).

2 уровень синий - вопросы средней сложности (Какой город ранее назывался Устинов? Какой город стоит на Каме? и т.д.).

3 уровень красный - вопросы повышенной сложности (Хозяин неба у удмуртов? Как называются удмуртские гусли? и т.д.).

Вопросы были сделаны на карточках соответствующих цветов, было подготовлено 50 зеленых карточек, 15 синих и 15 красных.

Для изготовления игры потребовалось:

1. картон формата А2

2. фоамиран желтого, синего и зеленого цветов

3. изображения достопримечательностей

4. цветная бумага коричневого цвета

5. Клей-карандаш, клей КИН

6. двухсторонний объемный скотч

7. фломастеры

8. ножницы

9. фотографии Удмуртской Республики

Сначала необходимо было перенести контур Удмуртской Республики на картон, затем вырезать из фоамирана реки, населенные пункты и леса, приклеить их к картону на определенные места. Далее из цветной бумаги были сделаны маленькие конверты, в которые вклеивались изображения достопримечательностей. Между достопримечательностями на карте были нарисованы тропинки, каждая тропинка состоит из трех шагов. И в последнюю очередь была оформлена обложка игры фотографиями Удмуртии (рис. 15-16).

По моей задумке в ходе игры ребята должны получать новую информацию о достопримечательностях, для этого нужен рассказчик. Но чтобы игра не затягивалась, и у ребят не пропадал интерес к ней, я решил ее дополнить роботом-рассказчиком. Для этого я собрал робота "Кот ученый" из конструктора Lego Boost. В специальном мобильном приложении я создал программу для робота. Согласно программе, при прохождении этапа (какого-либо объекта на карте), робот начинает двигаться и рассказывать предварительно записанную в программе информацию об объекте (рис. 17).

Игра рассчитана на 2-3 человек. Правила игры: СТАРТ и ФИНИШ находятся в г. Ижевске. Игроки по очереди выбирают карточку с вопросом. Уровень сложности вопросов выбирают по желанию. Карточка зеленого цвета - один шаг, карточка синего цвета - два шага, карточка красного цвета - три шага. Если игрок отвечает на вопрос правильно, он делает соответствующее количество ходов и забирает себе карточку. Если ошибается - остается на месте. Кто первый из игроков добирается до объекта (достопримечательность), тот открывает конверт. "Ученый кот" рассказывает информацию об объекте, до которого дошли игроки. И так необходимо пройти по карте все 10 достопримечательностей и финишировать в г. Ижевске. В конце игры подсчитывается количество баллов по набранным карточкам. Зеленая карточка - 1 балл, синяя - 2 балла, красная - 3 балла. Игрок, набравший большее количество баллов, побеждает.

Я предложил своим одноклассникам протестировать игру (рис. 18). Продолжительность игры составила 20 минут. С помощью игры ребята не только узнали интересные факты об Удмуртии и ее достопримечательностях, но и зрительно запомнили расположение природных и культурно-исторических объектов.

При повторном анкетировании детей, сыгравших в предложенную игру, результат утвердительных ответов на 1 вопрос "Знаете (слышали) ли Вы об этом объекте?" составил 74% против первоначальных 24%.

Заключение

Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза оказалась верной: расширить и углубить знания детей о памятниках, музеях и природных объектах можно посредством игры.

Вывод: Удмуртская Республика имеет богатую историю и культуру, уникальные природные объекты, которые хочется посещать и изучать. Созданная игра в рамках данного проекта охватывает лишь небольшую часть достопримечательностей, расположенных на территории Удмуртии. Но я думаю, что подобная игра может дать стимул и детям, и взрослым для более глубокого изучения родного края, потому что именно в процессе изучения можно лучше всего оценить всю его красоту и богатство.

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камой она ещё синей.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей.

Флор Васильев

Список использованных источников

ДаУР - https://даур.рф/

Общая информация об Удмуртской Республике - https://udmtpp.ru/respublika-udmurtiya/

Удмуртская Республика - https://www.nbcrs.org/regions/udmurtskaya-respublika/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис. 1. Географическая карта Удмуртской Республики

Рис. 2. Город Ижевск. Вторая половина 20 века.

Рис. 3. Гора Байгурезь

Рис. 4. Кедровая роща в Заякино

Рис. 5. Зуевы Ключи

Рис. 6. Главный корпус Оружейного завода

Рис. 7. Дача П.А. Башенина

Рис. 8. Скульптура "Ижик"

Рис. 9 Городище Иднакар

Рис. 10 Музей "Этапный пункт" в д. Бачкеево

Рис. 11 Музей-заповедник Лудорвай

Рис. 12 Храм Святителя Николая в с. Якшур-Бодья

Рис. 13 Храм Вознесения Господня в с. Перевозное

Таблица 1. Список достопримечательностей и вопросы в анкетировании

Рис. 14. Диаграмма "Результаты анкетирования"

Рис. 15 Процесс изготовления игры "Удмуртия - Родниковый край"

Рис. 16 Игра "Удмуртия - Родниковый край"

Рис. 17 Робот "Кот ученый"

Рис. 18 Тестирование игры с одноклассниками

Просмотров работы: 23