Роль образцового детского коллектива хореографический ансамбль «Мозаика» в жизни г.Перми

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль образцового детского коллектива хореографический ансамбль «Мозаика» в жизни г.Перми

Антонова Е.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 17" г.Перми
Шитова В.А. 1
1МАОУ "Гимназия № 17" г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В четыре года родители привели меня на первое занятие в хореографический ансамбль «Мозаика» во Дворце детского творчества города Перми, в котором дети танцуют народные танцы. В классе нас встретила Ламская Светлана Николаевна. С первой минуты мне понравилось заниматься у этого прекрасного педагога. Каждый раз я с нетерпением ждала нового урока. Светлана Николаевна привила мне любовь к танцу.

Один год я занималась в другом коллективе, там мы изучали современные танцы. Но я поняла, что мое сердце в «Мозаике», в народных танцах, в любимых педагогах. И я вернулась в ансамбль. В этом году 300-летний юбилей отмечает не только наш город, но и моя любимая «Мозаика», которой исполняется 85 лет. Целых 85 лет этот замечательный коллектив собирает вокруг себя детей, учит их танцевать, прививает любовь к танцам разных народов, учит дружить и любить свою Родину.

Мне захотелось узнать историю ансамбля, кто занимался здесь до меня, какие были педагоги, традиции, и сделать на основе полученной информации памятный альбом в подарок любимому ансамблю и детям.

Предмет исследовательской работы: деятельность Образцового детского коллектива хореографический ансамбль «Мозаика» г. Перми.

Объект исследования: Образцовый детский коллектив хореографический ансамбль «Мозаика» г.Перми.

Цель исследовательской работы: создать памятный альбом, посвященный 85-летию Образцового детского коллектива хореографический ансамбль «Мозаика» г.Перми.

На основе цели, предмета и объекта исследования была сформулирована  гипотеза: «Предположим, что созданный памятный альбом поможет детям изучить историю ансамбля «Мозаика», узнать его роль в жизни г.Перми, познакомиться с его традициями, заинтересовать танцами тех народов, которые проживают в Пермском крае».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

Изучить вопрос о том, что такое танец и хореография.

Изучить историю пермского хореографического ансамбля «Мозаика».

Изучить истории выпускников ансамбля.

Изучить информацию о пермском хореографическом ансамбле «Мозаика» в настоящее время.

Изучить какую роль сыграл ансамбль в 300-летней истории г.Перми.

Провести интервью с руководителем ансамбля, педагогами и выпускниками.

Изготовить альбом.

Подарить альбом ансамблю «Мозаика».

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы и знания помогут нам глубже узнать историю пермского хореографического ансамбля «Мозаика» и его роль в жизни нашего города.

Методы: изучение исторических источников, фотографий, летописей, воспоминаний педагогов и выпускников.

Актуальность выбранной темы заключается в том, рассказывая историю пермского хореографического ансамбля «Мозаика» большому количеству людей, мы вызываем у них интерес заниматься народным танцем, что позволит сохранить культурное наследие народов, живущих в нашем городе и Пермском крае.

Перспективы:  продолжить работу над летописью об ансамбле и популяризацией народных танцев в Пермском крае.

1. Теоретическая часть

1.1. Танец и хореография – что это?

Знакомство с историей танцевального коллектива необходимо начать с изучения понятий танец и хореография.

Танец – искусство пластических и ритмических движений тела0. Танец – древнейшее из искусств: так как с помощью своего тела человек мог передавать другим людям или радость, или печаль. «Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного»0.

«Хореография (от греческого «хорео» - двигаю и «графо» - пишу). В настоящее время хореография включает в себя все то, что относится к искусству танца, и охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений»0. Хореография – это искусство, которое позволяет людям приобрести уверенность в себе, способность без слов, используя только тело, показать все чувства и переживания зрителю. Занятия хореографией лучше всего подходит для этих целей, именно в коллективе воспитываются аккуратность, взаимовыручка, трудолюбие и сила воли.

Таким образом, мы узнали, что танец известен давно. С его помощью он способен показать чувства и эмоции человека. Занятия хореографией полезны всем людям, именно благодаря этому увлечению, можно выработать уверенность в себе, чувство ритма, растяжку, а главное – развить свой художественный вкус. 

1.2. История пермского хореографического ансамбля «Мозаика»

В 1938 году в только что открытом Доме пионеров и школьников г.Перми начал работать танцевальный коллектив. Организатором и первым руководителем была ведущая солистка театра оперы и балета Вера Николаевна Шуйская. На занятиях ребята учились искусству хореографии, выступали с танцами на концертах и участвовали в смотрах художественной самодеятельности.

В 1941 году ансамбль возглавила Валерия Викторовна Райская и руководила им до 1972 года.

Во время Великой Отечественной войны ансамбль продолжал работать и в трудовых и концертных бригадах, дежуря в госпиталях.

К 1962 году в репертуаре ансамбля было уже 20 больших интересных танцевальных постановок, среди них «Лунный вальс», «Чешская полька», «Лявониха», «Арагонская хота», «Русский перепляс» и др.

В период с 1972 по 1982 год в коллективе сменилось множество руководителей: в ансамбле работали Венгерская Т.Я., Поздарина Т., Мингалева Т.А. Буралева М.А., Табункина Ю. Но, несмотря на это, коллектив не распался, ребята участвовали во всех мероприятиях Дворца пионеров. Было дано большое количество концертов.

В 1983 году во Дворец пионеров пришли молодые педагоги Сендюрева Елена Викторовна и Оранж Любовь Владимировна, выпускница «Каблучка». Именно с этого времени началась новая история ансамбля: комплексный подход к обучению детей народному и классическому танцу дал толчок в развитии ансамбля. В тот же год коллектив обрел свое новое имя – «Мозаика».

Почему было выбрано именно такое название? «Мозаика» – танцевальная мозаика, которую кропотливо, старательно с огромной любовью складывают дети и педагоги из танцевальных номеров: классических и народных, серьёзных и шуточных, трогательных и патриотических, всегда ярких и не похожих друг на друга.

Любовь Владимировна Оранж руководила ансамблем до 2021 года, сейчас она продолжает работать педагогом народного танца.

Елена Викторовна Сендюрёва уже 40 лет учит детей классическому танцу. Также она является постановщиком детских танцев, ставших победителями на различных конкурсах внутри нашей страны и за ее пределами. Среди них «Полосатая гимнастика», «Подсолнушки», «Родные руки» и др. Множество девчонок и мальчишек благодарны ей за те знания и умения, которым она их научила.

В 1988 году в коллектив пришла Ламская (Борисова) Светлана Николаевна, выпускница В.В.Райской. Под ее руководством в ансамбле появился мужской состав. Ламская С.Н. работает и сегодня, влюбляя детей в танец.

В 1998 году ансамбль «Мозаика» был впервые удостоен звания «Образцовый детский коллектив».

В 2008 году в ансамбль пришла выпускница 2003 года, молодой педагог Алёна Вячеславовна Воловая, которая возглавляет его в настоящее время. Благодаря ее современному взгляду на детскую хореографию, в ансамбле появились новые оригинальные постановки.

Огромный вклад в подготовку танцоров ансамбля вносят и его талантливые концертмейстеры – Эльвира Александровна Гараева и Татьяна Алексеевна Каменских. В «Мозаике» все репетиции проходят под «живую музыку», что дает возможность детям научиться двигаться ритмично, развивать музыкальный слух.

За долгую историю ансамбль «Мозаика» не раз выезжал на краевые, всероссийские и международные фестивали и конкурсы, где становился победителем. Ансамбль побывал на концертных площадках Германии, Чехии, Польши, Венгрии, Финляндии, Италии, Болгарии, и даже выступил в Диснейленде в Париже (Франция).

Таким образом, мы установили, что Образцовый детский коллектив хореографический ансамбль «Мозаика» Дворца детского (юношеского) творчества г. Перми – один из старейших хореографических коллективов города имеет богатую историю, воспитал не одно поколение танцоров, полюбивших народный танец, является победителем многочисленных конкурсов.

1.3. Хореографический ансамбль «Мозаика» сегодня

Образцовый детский коллектив хореографический ансамбль «Мозаика» в 2023 году отмечает свой юбилей – 85 лет!

«Мозаика» сегодня – это более 200 мальчишек и девчонок в возрасте от 4 до 18 лет. В программе обучения юных танцоров народный, классический, эстрадный и современный танцы, актерское мастерство. Неотъемлемая часть жизни ансамбля – большая сцена. «Мозаика» – желанный гость на городских массовых мероприятиях и праздничных представлениях, церемониях, на концертах во Дворце детского (юношеского) творчества г. Перми, Культурно-деловом центре, Пермском городском дворце культуры им. А.Г.Солдатова, Театре оперы и балета, на площадках крупных городских мероприятий, фестивалях национальных культур. Каждое выступление ансамбля становится красочным действом, наполненным глубоким пониманием народной культуры и искренней любовью к ней. Концертная программа «Мозаики» неоднократно записывалась на Пермском телевидении.

Репертуар ансамбля насчитывает более 70 номеров для всех возрастных групп коллектива. За годы творчества участники исполнили более 200 постановок, причем более половины из них созданы педагогами ансамбля за последние 40 лет. Основа репертуара ансамбля – народный танец. «Мозаика» исполняет танцы народов России и мира. В репертуаре также немало шуточных сюжетных постановок, танцевальных картинок.

На протяжении многих лет ансамбль бережно хранит и развивает традиции детского танца Уральского региона. Танцы «Стряпухи», «Прикамский краковячок», «Праздничная походка», «Уральская балалаечка» – золотой фонд ансамбля, на котором выросло не одно поколение юных танцоров. Ежегодно в «Мозаике» появляются постановки, где традиции находят современное осмысление. Особое внимание уделяется знакомству детей с танцевальными композициями народов Урала. За последние годы в репертуаре ансамбля появились такие танцы, как «Цветы Башкирии», «Марийский девичий», «Удмуртский танец» и др. Среди последних творческих находок ансамбля – танцы «Кукольный торжок», «Праздничное воскресение», «Карельский танец», «Козлик».

Ансамбль «Мозаика» – лауреат краевых, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей «Созвездие талантов», «Урал собирает друзей», «Уральская вечёрка», «Содружество танца», «За Россию и свободу!», «Ярмарка талантов», «Балтийское созвездие», «Рождественские звезды», «Морская волна», «Достижение», обладатель Гран-при конкурса-фестиваля в рамках международного проекта «Когда мы вместе» и многих других (Приложение 1).

Основой стабильности достижений «Мозаики» являются преемственность в подходах к формированию репертуара, методам и формам работы с детским коллективом, знание и продолжение традиций ансамбля. Совершенствование техники исполнения народного танца осуществляется педагогами ансамбля путем создания ярких, интересных постановок, которые исполняются детьми на лучших концертных площадках города. В основе деятельности ансамбля – комплексная многоуровневая образовательная программа, представляющая собой уникальный синтез современных теоретических рекомендаций и многолетний опыт успешной работы педагогов – единомышленников в реализации комплексного подхода в обучении детей разного уровня подготовки и возраста.

В настоящее время ансамбль «Мозаика» – это интересный, своеобразный, творческий коллектив со сложившимися традициями. Многие мероприятия города Перми не обходятся без участия ансамбля. «Мозаика» учит не только танцевать народные танцы, но и изучать, и любить культуру нашей родины, сохранять ее традиции, передавая из поколения в поколение любовь к творчеству и танцам народов России.

1.4. Знаменитые выпускники Мозаики

За годы своего существования ансамбль «Мозаика» посещало не одно поколение детей. Конечно же, выпускники выбирают разные жизненные дороги, но многие из них остаются верны сфере культуры и искусства. Некоторые воспитанники стали известными артистами или руководителями танцевальных коллективов. Обо всех выпускниках рассказать в нашей работе невозможно, поэтому остановимся только на некоторых их них.

Лев Владимирович Асауляк (17.11.1935-15.04.2015) – советский артист балета, солист Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, заслуженный артист РСФСР. В 1956 году окончил Пермское государственное хореографическое училище, многие годы был солистом Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В 1965 году совместно с Риммой Шлямовой стал победителем международного конкурса в Варне (Болгария). Именно с того времени в балетном мире начали говорить о собственном – пермском – стиле танца. В 1968 году первым из пермских артистов в составе труппы мастеров советского балета гастролировал в Японии. Романтически возвышенный танец Асауляка отличался благородством и виртуозным мастерством.

Марианна Борисовна Подкина (10.02.1931-3.10.2003) – одна из ярчайших звезд пермской балетной сцены. В 26 лет ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, а в 36 – звание народной артистки РСФСР.  Пришла в ансамбль маленькой девочкой, занималась под руководством Валерии Викторов-ны Райской. Во время Великой Отечественной войны вместе с ансамблем выступала с концертами в госпиталях, школах, колхозах. Педагоги считали ее очень способной ученицей, специально для неё они поставили огневой венгерский чардаш. В марте 1945 г. Подкина в возрасте 14 лет поступила в Пермское (Молотовское) хореографическое училище, которое было создано на основе эвакуированного из г.Ленинграда в г.Пермь Маринского театра. На приемном экзамене М.Подкина исполняла любимый чардаш, который сразу покорил экзаменаторов. Педагогом Марианны в училище стала Екатерина Николаевна Гейденрейх, основательница пермской балетной школы. За два года Подкина закончила пять балетных классов и сразу перешла в седьмой. Когда она приехала на стажировку в Большой театр в Москве, её танец увидела Майя Михайловна Плисецкая. Балерина спросила: «Где же она так научилась? Такая грамотная!..» Звезда советского балета была приятно удивлена навыками ребёнка из глубинки.

Хореографическое училище М.Подкина закончила с отличием. В августе 1950 г. она начала трудовую деятельность артисткой кордебалета Пермского (Молотовского) театра оперы и балета. Юная выпускница дебютировала в ведущих партиях нескольких балетов. За время работы в театре ею было исполне-но множество ролей первого плана в популярных спектаклях «Каменный цве-ток», «Юность», «Эсмеральда», в том числе исполнила роль Одиллии в «Лебедином озере», Феи Сирени и Авроры в «Спящей красавице» П.И.Чайковского.

Также Марианна Подкина преподавала в родном Пермском хореографическом училище, затем в г.Харкове и г.Кишиневе, с 1974 года работала педагогом-репетитором Национального театра в Каире (Египет), с 1989 по 1991 год – педагогом-репетитором театра в Варне (Болгария), позднее перешла в Минский Большой театра оперы и балета.

Казанцева Надежда Алексеевна – заслуженный работник культуры. Основатель Пионерского ансамбля «Юность». Отличный специалист, талантливый хореограф и педагог. Надежда родилась в 1938 году в городе Ленинграде, переехала в г. Пермь в послевоенные годы, где близкие друзья и родные называли ее «дитя блокады». С 1969 года более 40 лет работала во Двореце культуры им. Я.М. Свердлова. Казанцева считала, что «самое главное, чтобы воспитанники стали «человеками», «научились понимать искусство0». Школу «Юности» за годы работы Казанцевой Н.А. прошли около 5 тысяч детей и подростков. Образцовый пионерский ансамбль «Юность» стал самостоятельным театром танца «Юность». Сегодня выпускники Н.А.Казанцевой приводят во Дворец уже своих внуков. И все с большой теплой и любовью называют Надежду Алексеевну «Великой женщиной». А сама Н.А.Казанцева говорит: «Юность» моя вечно будет жить в моем сердце». А как же иначе, ведь большую часть своей жизни Н.А.Казанцева отдала любимому делу, любимому Дворцу, любимой «Юности».

Оранж Любовь Владимировна – заслуженный работник культуры РФ, педагог высшей категории. С 1961 года занималась в ансамбле «Каблучок». В 1979 году окончила Пермский государственный институт культуры. В 1983 году пришла работать в ансамбль и руководила им до 2021 года. В настоящее вре-мя продолжает работать и обучать детей народному танцу. Это талантливый, самобытный балетмейстер, профессиональный специалист, имеющий многолетний успешный опыт по обучению детей народному танцу на основе танцевальной лексики Урала. Любовь Владимировна с любовью относится к своим ученикам и помогает им в освоении искусства танца.

Светлана Николаевна Ламская (Борисова), педагог высшей категории. Пришла в ансамбль в 1961 году маленькой девочкой. После окончания Краснодарского института культуры работала руководителем танцевального ансамбля в г.Мирный. В 1988 году стала педагогом ансамбля «Мозаика», создала танцевальную группу мальчиков, которой руководит до настоящего времени. Особенностью педагогической деятельности С.Н.Ламской является профессиональный подход в обучении искусству танца мальчиков и юношей, глубокое понимание психологии современных подростков. Любимый педагог многих детей. Всех своих учеников Светлана Николаевна называет «мои бриллиантики».

Выпускница 2003 года Воловая Алёна Вячеславовна в настоящее время руководит ансамблем. Алёна Вячеславовна продолжает традиции «Мозаики», собирая в ансамбль девчонок и мальчишек, занимается постановками новых танцевальных номеров, организует участие ансамбля в различных конкурсах.

Выпускник 2001 года Владимир Борисенко – артист балета Уральского государственного академического русского народного хора.

Выпускник 1993 года Дмитрий Васёв с 1996 года работает актером Пермского академического Театра-Театра. В 1998 году закончил Пермский государственный институт искусства и культуры, продолжил работать в институте, в настоящее время доцент кафедры режиссуры и мастерства актера, кандидат педагогических наук.

Учащийся коллектива Владимир Кирьянов – артист театров «Балет Евгения Панфилова» и «Театр-театр».

Выпускница 2011 года Светлана Дрёмова – во время учёбы в ВУЗе была руководителем ансамбля народного танца «Морские волки» ГУМРФ им. Адмирала С.О. Макарова г. Санкт-Петербург.

Выпускница 2004 года Вера Морозова несколько лет работала педагогом-хореографом детского центра «Аистенок» г.Перми. В настоящее время живет в Санкт-Петербурге, работает преподавателем хореографии.

Выпускницы Медведева Елизавета и Селевёрстова Елена выбрали свою профессию и связали свою жизнь с психологией и танцем.

Выпускница ансамбля Мария Максимова является одним из руководителей народного ансамбля уральского танца «Камушка» г.Пермь.

1.5. Роль хореографического ансамбля «Мозаика» в жизни г. Перми

Образцовый детский коллектив хореографический ансамбль «Мозаика» является старейшим и многочисленным детским коллективом Перми, и его роль в жизни города очень значительна. В ансамбле в детях воспитывается любовь к культуре нашей Родины. «Мозаика» выступает на многих городских мероприятиях, показывая большому количеству людей различные народные танцы, тем самым сохраняя и передавая из поколения в поколение историю нашей многонациональной страны.

Как мы уже говорили выше, в годы Великой Отечественной войны участники ансамбля ездили с концертами и в детские дома, и в госпитали, поддерживая дух наших бойцов.

В 1999 году педагоги ансамбля стали авторами и организаторами Первого Городского конкурса балетмейстерских работ малых форм для детей «Провинция». В настоящее время конкурс стал краевым и проводится один раз в два года. В конкуре принимает участие более 50 детских хореографических коллективов г.Перми и Пермского края.

«Мозаика» вырастила много талантливых танцоров, ставших в последствии актерами, танцорами, педагогами, тренерами и руководителями танцевальных коллективов. Многие выпускники приводят в ансамбль своих детей и внуков, желая, чтобы и они научились танцевать народные танцы, сохраняя и передавая потомкам историю и красоту танца. Для всех участников ансамбля время, проведенное в «Мозаике», стало незабываемым. Дети учились не только танцевать, но и дружить, помогать друг другу, многие обрели здесь настоящих друзей.

Занятия танцем имеют большое значение для физического развития детей. Участники ансамбля учатся свободно владеть своим телом, исполнять сложные элементы классического и народного танцев, изучают хореографию народов Урала, России, мира. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются. Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно-сосудистая система.

В процессе обучения танцам, педагоги также прививают детям культуру поведения: учат детей вежливости, внимательности к окружающим, коллективному общению, дружбе между мальчиками и девочками. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер, сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого и делать выводы. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в обычной жизни.

В 2018 году педагоги ансамбля стали инициаторами проведения конкурса детских хореографических постановок «Дети-детям», который проводится ежегодно. Этот проект направлен на стимулирование учащихся к практическому использованию полученных на занятиях хореографией знаний, умений и навыков в хореографической постановке. Номер «Путь к себе», поставленный участ-ником «Мозаики» Поздеевым Евгением, стал обладателем Лауреата I степени на III Международном конкурсе современной хореографии и конкурсе балетмейстеров и солистов «Провинция-2021».

Таким образом, мы пришли к выводу: роль хореографического ансамбля «Мозаика» в жизни города Перми очень важна. Без участия ансамбля «Мозаика» не обходиться практически не одно культурное мероприятие города: он является участником многих городских концертов и краевых конкурсов. Некоторые выпускники продолжают творческий путь, становясь актерами или педагогами, следовательно, передают свои знания детям, прививают им любовь к танцам народов Пермского края и России. Ансамбль способствует пропаганде народного танца, приобщению молодого поколения нашего города к культурным традициям разных народов, ведь народные танцы являются визитной карточкой каждой национальности. Изучая их, мы знакомимся с историей народа и его национальными особенностями.

Глава 2. Исследовательская часть

2.1. Подбор материалов для памятного альбома

Ознакомившись с историей хореографического ансамбля «Мозаика», мы приступили к подбору материала для памятного альбома, для чего были отсканировали старинные фотографии из летописи и личных архивов участников, изучены отзывы об ансамбле, написанные выпускниками в разные годы.

Для получения информации мы обратились к бывшим и настоящим участникам ансамбля через социальную сеть Вконтакте (Приложение 2). После публикации поста мы получили отклики от участников ансамбля, которые предоставили нам фотографии, отзывы, заполнили предложенные нами анкеты (Приложение 3).

Все полученные материалы были обработаны и включены в памятный альбом.

2.2. Интервью у руководителя и педагогов ансамбля

Для подготовки альбома нами также были взяты интервью у руководителя ансамбля Воловой Алены Вячеславовны и у педагогов. От них мы узнали о том, как они пришли в ансамбль, сколько лет они работают в нем, а также о том, почему они выбрали такую профессию, какой их любимый танец и о многом другом (Приложение 4).

2.3. Изготовление памятного альбома к 85-летию ансамбля

Собрав информацию об истории ансамбля, фотографии нескольких поколений, анкеты выпускников и педагогов мы приступили к оформлению памятного альбома.

Для формирования альбома нами была выбрана программа PowerPoint, которая позволяет сделать каждый лист индивидуальным. Для передачи памятного альбома в ансамбль были распечатаны листы и оформлена обложка. Готовый альбом был передан в качестве подарка педагогам ансамбля, чтобы дети могли с ним ознакомиться не только в электронном виде, но и полистать его страницы, чтобы прикоснуться к истории ансамбля (Приложение 5). Также педагогам был передан альбом в электронном виде для последующей публикации в группе ансамбля в социальной сети ВКонтакте, чтобы каждый желающий мог ознакомиться с историей ансамбля (Приложение 6).

3. Заключение

В этом году наш город отмечает юбилей – 300 лет он развивается, становится лучше для жителей. Не стоит забывать, что город Пермь долгое время был культурной столицей. В связи с этим, необходимо обратить внимание, что образцовый детский коллектив хореографический ансамбль «Мозаика» долгие годы поддерживает престиж региона, прославляя его на региональных, всероссийских и мировых площадках! И в этот год, юбилейный для Перми и для Мозаики, мы с гордостью говорим о том, что наш коллектив вписал себя в историю края и внес значительный вклад в культурное становление и историческое наследие региона.

Изучив историю пермского хореографического ансамбля «Мозаика», мы узнали, что он является одним из старейших танцевальных коллективов города. За время существования ансамбль «Мозаика» воспитал не одно поколение юных танцоров, принял участие во множестве фестивалей и конкурсов, в том числе международных. Ансамбль не прекращал свою работу даже во время Великой Отечественной войны, собирая вокруг себя детей, показывая концерты в детских домах и госпиталях, повышая боевой дух бойцов. В «Мозаике» учат не только мастерству танца, но и воспитывают людей, которые бережно относятся к истории, народным традициям, культуре.

Цель работы достигнута: нами был создан памятный альбом по истории ансамбля «Мозаика» в электронном и печатном виде.

Создав памятной альбом и передав его в хореографический ансамбль «Мозаика», мы пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: памятный альбом помогает детям изучить историю ансамбля, узнать его роль в жизни г.Перми, познакомиться с его традициями, заинтересовать танцами народов, живущих в Пермском крае.

Считаем, что практическая значимость данной работы очень большая, мы не только узнали сами историю ансамбля и его роль в жизни города, но и создали памятный альбом, который помогает узнать историю «Мозаики» любому желающему. Участники ансамбля могут проложить начатую нами работу по сбору и хранению информации об ансамбле, его педагогах и учениках, победах, концертах, конкурсах, поездках.

В будущем хотелось бы продолжить пополнять памятный альбом новой информацией, полученной от выпускников или участников, чтобы сохранить как можно больше сведений о деятельности этого прекрасного коллектива нашего родного города.

Литература и информационные ресурсы

Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, Рольф, 2001.

Диниц Е.В., Ермаков Д.А., Иванникова О.В. Азбука танцев. Изд. АСТ: Сталкер, 2005.

Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. Санкт – Петербург, 2010.

Козина Д. Танцуйте с нами. Воспитание школьников. – 1999, № 3.

Летопись Образцового детского коллектива хореографический ансамбль «Мозаика».

Мищенко В.А. Спортивные бальные танцы для начинающих. Москва, 2007.

Ромм В. В. Танец и здоровье. МСА, 2005.

Смит Л. Танцы. Начальный курс. Москва, Астрель 2001.

https://urfolk-art.ru/kollektivy/uralskij-narodnyj-hor/sostav-uralskogo-hora-2/

http://permnecropol.ucoz.ru/index/podkina_mb/0-183

http://dksoldatova.ru/?sobitiya=&sob_node=121

http://www.archive.perm.ru/about/news/k-84-letiyu-otkrytiya-v-g-permi-dvortsa-detskogo-yunosheskogo-tvorchestva/

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Памятный альбом

Приложение 6

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

0 С.И.Ожегов. Словарь русского языка. изд.»Русский язык», Москва, 1990

0 Энциклопедия Кругосвет. https://www.krugosvet.ru/enc/muzyka/tanets

0 А.В.Мелехов. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца. Екатеринбург. 2015

0 Пермский городской дворец культуры. История в лицах. http://dksoldatova.ru/?sobitiya=&sob_node=121

Просмотров работы: 97