“В шаге от славы” (По страницам биографии актрисы, преподавателя и режиссера Евгении Константиновны Лепковской)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

“В шаге от славы” (По страницам биографии актрисы, преподавателя и режиссера Евгении Константиновны Лепковской)

Колесникова А.А. 1
1Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Стальмак Е.П. 1
1Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2022 Театр Юных Зрителей имени Брянцева (далее – ТЮЗ) отметил столетний юбилей. В честь этого события была открыта интерактивная выставка "Этапы пути", на которой я смогла побывать. Рассматривая разные экспонаты, я обратила внимание на фотографию одной из афиш 1944 года, на которой было написано про премьеру спектакля “Генерал Брусилов”. Постановщиком этого спектакля являлась Евгения Константиновна Лепковская. Мне стало интересно, кто же такая Лепковская? Чем она занималась в театре и как долго? С этими вопросами я обратилась в музей ТЮЗа, но получила ответы не на все свои вопросы. Поскольку мое любопытство выходило за рамки полученной в ТЮЗе информации, я решила обратиться к другим источникам информации. Так возникла данная исследовательская работа.

Цель работы – подробное изучение творчества и биографии Евгении Константиновны Лепковской.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

Проанализировать режиссёрскую и преподавательскую деятельность моей героини.

Установить ее ленинградские адреса.

Выявить новые факты жизни ТЮЗа и Театрального института в Ленинграде

Актуальность моей работы заключается в том, что она содержит новые факты по истории ТЮЗа и Театрального института и может быть полезна музеям этих учреждений. Новизна исследования в том, что работ, посвященных биографии интересного театрального педагога и актрисы Е.К. Лепковской, не существует, а, вместе с тем, Евгения Константиновна заслуживает того, чтобы о ней помнили.

Историография. Свое исследование я начала в музее-архиве ТЮЗа, где смогла рассмотреть фотографии спектаклей, поставленных под руководством Е.К. Лепковской, и узнать новую для меня информацию. В ходе исследования я так же узнала, что Евгения Константиновна была преподавателем в Ленинградском Государственном институте театра музыки и кинематографа. В связи с этим я обратилась в архив и библиотеку Российского государственного института сценических искусств, где смогла найти ее автобиографию и книги, в которых были описан ряд гастролей Лепковской в разные города страны. Продолжая исследование, я обратилась в Российскую национальную библиотеку (РНБ), где нашла две книги Е.К. Лепковской, которые она посвятила своей преподавательской деятельности. Большой объем информации я почерпнула, работая с фондами Лепковской в Центральном Государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб).

В своей работе я последовательно изучаю жизнь Е.К. Лепковской, поэтому я выбрала хронологический метод исследования.

По структуре моя работа состоит из трех глав, где в первой я рассказываю о жизни моей героини до Великой Отечественной войны, вторая посвящена блокадным страницам ее жизни, в третьей главе я описываю ее биографию после войны.

Глава№1. Рассвет актерской деятельности

Евгения Константиновна Лепковская родилась 27 ноября в 1901 году на юге страны, в Крыму в городе Евпатории (см. приложение 1). Из ее автобиографии мне удалось узнать, что мать ее звали Иустиния Тимофеевна Саульченко, а отца Евгения Константиновна не знала с детства [1]. В 1902 году мать с целью заработать денег уезжает в Симферополь и оставляет маленькую Женю своей сестре и ее мужу, Марии Тимофеевне и Дмитрию Ивановичу Чемберли. “У них я воспитывалась как дочь …”, - позже напишет Лепковская [1].

В 1912 году Евгения Константиновна начинает учиться в гимназии и оканчивает 7 классов. Из-за того, что в семье были проблемы с деньгами, последние два года учебы все экзамены Лепковская сдавала экстерном, так как остальное время проводила на работе [1]. Она подрабатывала делопроизводителем (это человек, ответственный за ведение документооборота организации) в больнице и давала частные уроки. После окончания гимназии в 1919 году Евгения Константиновна продолжала работать в больнице, давать частные уроки, а также она пошла на курсы машинописи [1].

В 1921 году умирает ее дядя, Дмитрий Иванович Чемберли. В том же году осенью, Евгения Константиновна поступает в Крымский Государственный техникум драматического искусства, где проучится 4 года [27]. Из справки Александра Гавриловича Полибина, артиста Большого Драматического театра, мне удалось узнать, что для защиты своей дипломной работы Лепковская сыграла в ролях: Елены Андреевны из пьесы А.П. Чехова “Дядя Ваня”, Василисы и Евгении из произведений “На бойком месте” и “Василиса Мелентьева” А.Н. Островского, Степаниду из пьесы Ю.Д. Беляева “Псиша”, Анфису из произведения Л.Н. Андреева “Анфиса” и Сирену из пьесы “Изнанки жизни” Х. Бенавенте [27]. В 1924 году умирает Иустинья Тимофеевна, мать Лепковской, которую она практически не видела. После техникума Евгения Константиновна начинает работать в Крымском государственном драматическом театре, а также в театрах Астрахани, Сумы, Гомеля и Москвы. В 1929 году Евгения Константиновна становится режиссером в театрах Орла, Серпухова и Ульяновска [1].

Из документов, обнаруженных мною в Центральном Государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ СПБ) я узнала, что в 1930 году Лепковская была приглашена в Центральный Дом Художественного воспитания детей и Центральный ТЮЗ в качестве режиссера и заведующей педагогической частью [32]. Она работала так же в ТЮЗах Москвы и Самары как главный режиссер. В Самарском ТЮЗе она три года была директором. Там же Лепковская организовала Краевой Дом Художественного воспитания детей. Работая зав. детским сектором Московского Дома Художественного воспитания детей, она принимала активное участие в организации ТЮЗов Калинина, Иванова, Орехово-Зуева, Вышнего Волочка. Евгения Константиновна еще вела военно-шефскую работу и создавала студенческие шефские бригады [32].

В августе 1934 года Лепковская переезжает в Ленинград и начинает работать и ставить спектакли в Ленинградском Театре юных зрителей (который тогда располагался на Моховой, 35) (см. приложение 2). Тогда же Лепковская познакомилась с Борисом Николаевичем Кильпио, зам. директором ТЮЗа, и вскоре она вышла за него замуж.

О приходе Е.К. Лепковской в ТЮЗ Брянцев напишет так: "В 1934 г. тов. Лепковская Е.К. вступает по моему предложению в состав творческого коллектива руководимого мною Ленинградского Государственного Театра юных зрителей... в качестве самостоятельного режиссера постановщика, педагога и в качестве активного общественника» [32].

В 1935 она начинает работать в Техникуме сценических искусств (ТСИ) на Моховой, 34 [22] (см. приложение 3). Она преподавала актерское мастерство и режиссуру и являлась заместителем у заведующего кафедрой актерского мастерства,Леонида Федоровича Макарьева. Вскоре Лепковская становится доцентом кафедры драматического искусства уже Ленинградского государственного театрального института [22].

Из справочной книги “Весь Ленинград” мне удалось узнать, что в 1935 году Е.К. Лепковская проживала по адресу улица Чайковского, дом 17 [4] (см. приложение 4).

В это же время Лепковская со своими коллегами ставит новые постановки в ТЮЗе. Вскоре на сцене появляются такие спектакли, как “Пленник эмира”, ”Клятва” и “Детство маршала” [2] (см. приложение 5). Александр Брянцев говорил, что Лепковская в спектаклях проявила себя как в высшей степени талантливый художник, с зрелой режиссерской мыслью, яркой сценической фантазией, педагогическим чутьем в работе с актерами и незаурядными организаторскими способностями. Так же Александр Брянцев говорил: "Будучи одновременно вдумчивым и талантливым педагогом, прекрасно владея методом глубокого реалистического анализа роли, тов. Лепковская Е.К. проявила себя в производственной практике театра... как в высшей степени ценным руководителем молодежи" [32].

Из журнала Альманах “Театрон” я узнала, что у Е.К. Лепковской есть неизданная книга про национальную Ненецкую студию, фрагменты которой были напечатаны в этом журнале. Оказалось, что в 1938 году по заданию директора института Б.М. Сушкевича, Лепковская поехала в Нарьян-Мар, к ненецким студентам [3]. Там она должна была произвести набор в национальную студию класса Л.Ф. Макарьева. Из воспоминаний Евгении Константиновны мы узнали, что она сильно переживала перед встречей со студентами: “… какие же они, эти ненцы, наши будущие ученики? Как провести набор, чтобы не ошибиться, отобрать действительно талантливых? Сумею ли хорошо выполнить это задание?” [3]. Но, к сожалению, после первого дня проб, Евгения Константиновна получила травму и в срочном порядке уехала в Архангельск, а после и в Ленинград. И отбор заканчивал ее коллега Г.П. Демидов. В конце августа в Ленинград приезжают 12 ненецких студентов, отобранных по итогам проб. Конечно же ненцы, приезжая в Ленинград, мечтали о постановке новых спектаклей, ярких ролях, и, конечно, о создании своего собственного национального ненецкого театра [3]. И Евгения Константиновна со своими коллегами осуществила мечту своих студентов. Ребята проучились в Ленинграде два года. В конце обучения Евгения Константиновна решила, что не сможет их просто так отпустить. И тогда было принято решение поставить детский спектакль “Конек-Горбунок” (см. приложение 6). Ребята дважды сыграли спектакль при переполненном зале. Евгения Константиновна после напишет про этот спектакль: “Радовались тогда не только мы, но и руководитель нашего класса Л. Ф. Макарьев, Августа Иосифовна, я. Даже директор института Б. М. Сушкевич сиял своей обаятельной улыбкой.” Всем было грустно расставаться, но молодым актерам нужно было начинать свой путь. И вскоре Е.К. Лепковская получила известие, что многие ее студенты работают в русском театре г. Нарьян-Мара. Ее радовало то, что они находятся в творческом коллективе и идут к своей мечте [3].

В 1939 году, Евгения Константиновна стала режиссером спектакля “Емельян Пугачев” (см. приложение 7). Спектакль не стал на столько известным, как другие постановки Лепковской, но был не менее успешным [29].

Уже в 1940 году в Ленинградский театральный институт, в класс Леонида Федоровича Макарьева, прибыла новая национальная студия [12]. Это была якутская студия артистов (см. приложение 8). Об их первой встрече Е.К. Лепковская напишет так: “Словно свежий ветер ворвался в аудиторию. Словно запахло первым чистым снегом…Тридцать два веселых якута вверяли нам свою судьбу.” [12]. Весь институт был рад приезду новых студентов. Ребята быстро освоились. Преподавателям даже казалось, что они их знают не первый год (см. приложение 9). Зимой 1940-1941 учебного года якутская студия выступила с концертами в Институте Севера, Доме пионеров Дзержинского района и во многих других местах [12].

В мае ребята торжественно принимали участие в первомайской демонстрации на площади Урицкого (ныне Дворцовой площади). В книге Е.К. Лепковской мне удалось найти воспоминания старосты группы Исая Попова об этом дне. Он писал, что пока студенты готовились к выходу на площадь, они решили станцевать свой национальный танец - осохай (якутский национальный танец, сопровождающийся хоровым пением-импровизацией участников). Танцевать начали все, даже педагоги. Но надо было уже выходить на площадь, и все радостно и счастливо зашагали вперед [12]. И никто даже подозревать не мог, что через 1,5 месяца начнется Великая Отечественная война.

Глава№2. Военные страницы

22 июня 1941 году началась Великая Отечественная война. Е.К. Лепковская позже напишет в своей книге о тех первых страшных часах: “Ленинградский Театр юных зрителей. Вместо плановой репетиции – митинг! Общая взволнованность подобна бурному пламени.” Многие студенты, педагоги и коллеги Лепковской уходили на фронт. Ребята из якутской студии, не ушедшие на фронт, решили не уезжать домой в Якутию, а остаться в Ленинграде помогать городу, институту [12]. Евгения Константиновна следила за тем, как сложились судьбы ее учеников и даже вела картотеку, которую мне удалось найти в ЦГАЛИ (см. приложение 10). К сожалению, многие из этих ребят погибли на фронте или умерли от голода в осажденном Ленинграде.

В ходе исследования мне удалось узнать, что Евгения Константиновна принимала участие в работе фронтовых бригад (см. приложение 11). С 26 июня 1941 года бригада, состоявшая из 7 человек, под руководством Евгении Константиновны выезжает на фронтовые точки [23]. В «Списке бригады» я обнаружила новый адрес Евгении Константиновны: ул. Маяковского, д. 40 кв. 11 [26] (см. приложение 12, 13). Агитбригада выезжала в Псковско-Новгородском направлении, а также выступала в Ленинграде, в Доме культуры Текстилей (пр. Села Смоленского, д. 67). Там проходили спектакли и концерты для фронтовиков.

Выступать, таким образом, приходилось в разных местах. Бывало, в районном клубе, в доме культуры, а бывало - и в лесу. Мне удалось узнать об одном случае, после которого все актеры были взволнованы. На лесной поляне проходил спектакль “Продолжение следует”. Зрителями были солдаты. Вдруг неожиданно артисты и зрители услышали странные звуки и вскоре увидели черную эскадрилью вражеских самолетов. На сцене наступила пауза. Спектакль остановился. Но не успело небо отчиститься, как актриса Наталья Дмитриевна Солянинова отчаянно закричала свои слова. И это было настолько громко, четко и неожиданно, что все зрители и актеры перевели на нее свое внимание, и спектакль продолжился [9].

Осенью все бригады вернулись в театр. Надо было продолжать работать. Играть спектакли было тяжело. В каждом спектакле приходилось заменять актеров, ушедших на войну. Из города срочно эвакуировались заводы, учреждения и театры. Театру юных зрителей тоже было предложено эвакуироваться в более безопасное место, но директор ТЮЗа Александр Брянцев отказался. ТЮЗ остался в Ленинграде играть спектакли для детей, выезжать с концертами в ближайшие фронтовые точки [12].

Но началась блокада и ежедневные бомбежки. Из-за обстрелов некоторые спектакли приходилось прерывать и играть несколько дней. Многие актеры и режиссеры, включая Е.К. Лепковскую, переехали жить в театр, так как это было безопаснее. Прекратились выезды на фронт.

Вскоре на больницу рядом с театром упала неразорвавшаяся бомба. Руководство театра решило, что собирать в такое время детей было очень небезопасно. Спектакли прекратились, но Е.К. Лепковская продолжала жить в театре [9].

Однажды Евгения Константиновна получила письмо от Гоши Мыреева, ее студента (из Театрального института), который ушел на фронт. В этом письме он написал, что с ним все хорошо и попросил у Евгении Константиновны какую-нибудь схему для этюда, чтобы, когда он вернулся, он смог показать ей выполненное задание и получить «зачет». И вот однажды, когда Лепковская была в театре, к ней постучали и сказали: “К вам солдатик…Наверное, ваш ученик…”. Это и правда был ученик Лепковской - уже знакомый нам Гоша Мыреев. На тот момент Гоша получил увольнение из госпиталя и пришел в институт к товарищам, но, никого не найдя, он пошел к своей преподавательнице. Но не успел Гоша обнять Лепковскую, как началась воздушная тревога, и они спустились в бомбоубежище театра. Они разговаривали очень долго и о разном. Но вот пришло время прощаться. Проводив Гошу, Евгения Константиновна записала дословно всё, о чем они говорили, и после она использовала эти записки в своей книге. На тот момент Евгения Константиновна не знала, что это была ее последняя встреча с Гошей [12].

Эта история меня заинтересовала, и я проверила сведения о Гоше Мырееве на сайте «Память народа». Мне удалось найти данные о том, что Егор Иванович Мыреев, 1920 года рождения, уроженец Ленского района Якутской АССр, был призван в Ленинграде 4 июля 1941 года, а погиб 12 февраля 1942 и захоронен в Колпино [15]. Он служил снайпером 213 стрелкового полка 56 стрелковой дивизии и «за образцовое выполнение боевых заданий Командования» 22 февраля 1942 года был награжден Орденом Красного Знамени, к сожалению, посмертно [21]. Думаю, что в воспитании героя есть вклад и Евгении Лепковской.

В декабре 1941 года ТЮЗу вновь предложили эвакуироваться, на этот раз А.А. Брянцев согласился. Эвакуация планировалась в город Березники Молотовской области (ныне - Пермского края). Перед работниками театра стояло очень много задач: собрать личные вещи, костюмы, декорации. Каждому работнику можно было взять с собой не более 5 кг вещей, и в основном они брали собой костюмы и декорации, так как хотели продолжать работать на новом месте.

Эвакуация проходила в два этапа. Сначала на четырех самолётах сотрудники театра летели через Ладогу. После они погрузились в теплушки - вагоны, переоборудованные для перевозки людей и животных [9]. В Центральном Государственном архиве Пермского края сохранились воспоминания Е.К. Лепковской об этом пути: «…Горькое было путешествие… Бесконечные железнодорожные пути, забитые до отказа вагонами…усталые, почерневшие лица людей…. Куда едем? Как сложится жизнь? Сможем ли там работать? - ведь почти все больные…. Занавес, кулисы, костюмы театральные мы упаковали просто по привычке что-то делать нужное для театра…Наконец прибыли в эти неизвестные Березники…» [5].

Команда ТЮЗа прибыла в Березники 2 января 1942 года. Стояли сильные морозы. Город не был готов принимать такую большую труппу, и на первое время их заселили в бараках (это временное, быстровозводимое, легкое здание из дерева). О первых днях работы в Березниках также сохранились вспоминания Евгении Константиновны (на сайте ПермГаСПи она ошибочно названа Еленой): «Мороз выше 40 градусов, все покрыто высоким слоем снега, от дома к дому проходили по прорытым в снегу траншеям в человеческий рост. Рассматривать город нет времени, … сил. Еле плетемся к бараку, в который нас поместили. Для города наше появление было неожиданным и трудным. Ведь надо принять …больше 100 человек... На 2 или 3 день нас собрало наше тюзовское руководство, чтобы информировать о положении дел… надо привести в порядок помещение ДК. Он не отапливался, освещение … скудное… просто … горит по лампочке. Гардероб не работает…А надо, чтобы первый наш спектакль уютно лег в.. сценическую коробку... Словом… чтобы не посрамить звание ленинградского театра…» [5]

Героическими усилиями всех сотрудников театра всего через 11 дней ТЮЗ дал свой первый спектакль во Дворце культуры им. Ленина [31] (см. приложение 14). В этот день на сцене шла пьеса “Кот в сапогах”. Евгения Константиновна вспоминала об этом так: «березниковцы вошли в теплый, ярко освещенный театр. Могли войти в чистый, носящий характер мирного времени, зрительный зал со сверкающими люстрами… Заиграл оркестр, раздвинулся новый, нарядный занавес…За ним вся в белом сцена, залитая ярким светом и … красивые костюмы сказки «Кот в сапогах». Спектакль прошел горячо, «на взлете». Зрители и не заметили, что перед ними играли еще полуголодные, полубольные люди» [12]. «Зрители были очарованы этим спектаклем”, - так позже напишут в городской газете [9].

Е.К. Лепковская очень переживала за родных, коллег и за свой любимый город, который ей пришлось оставить. Она очень хотела помочь, но не знала как. Позже Евгения Константиновна поняла, что сможет принести больше всего пользы, занимаясь своей профессией, и она начинает ставить спектакли. Одна за другой выходят ее премьеры. Первыми выходят спектакли ”Машенька” 5 марта 1942 года и “Много шума из ничего” 29 мая 1942. Евгения Константиновна очень переживала в дни первых спектаклей и внимательно следила за происходящим на сцене и в зале. Она всматривалась в уставшие от работы лица и частенько слышала перед спектаклем, что кто-то пришел после полуторасуточной смены, а кому-то только придется идти на ночную смену после спектакля. И если спектакль вызывал улыбку и гасил напряжение в глазах зрителей, то все актеры, режиссеры и другие работники театра были просто счастливы, что они помогают людям в такое тяжелое время [10]. Ощущение своей необходимости в такое сложное время вдохновляло всех.

Вскоре Е.К. Лепковская напишет в газете “Березниковский рабочий” [10], что за пять месяцев до окончания сезона было восстановлено 10 спектаклей ленинградского репертуара, был открыт кукольный театр для малышей, поставлено 3 новых спектакля, создано 3 театрализованных концерта для большой сцены, были проведены многочисленные концерты в госпиталях и на заводах. Театр также участвовал в общественно-полезных работах, например, в посадке общегородского огорода для населения.

Летом команда ТЮЗа вместе с Лепковской отправилась на барже вверх по реке Каме играть для рабочих лесосплава (см. приложение 15). Их концертная бригада получила название «Плавучий клуб» [31]. Они давали спектакли на своем небольшом кораблике в тех глухих местах, куда не заезжала ни одна концертная бригада. Также команда ТЮЗа посещала общежития, делая их более уютными, читали лекции, проводили беседы. Были и выступления в госпиталях. За лето 1942 театр побывал в 27 городах и поселках Молотовской области. Ближе к осени они вернулись обратно в Березники [10].

Осенью 1942 года Евгения Константиновна отправилась в Свердловск к композитору Тихону Хренникову за музыкой для пьесы “Давным-давно”. Этот спектакль был поставлен по пьесе Александра Гладкова, в которой рассказывалось о любви во время войны 1812 года. И Лепковская, несмотря ни на что, хотела поставить этот спектакль. Во время своего пребывания в Свердловске, Евгения Константиновна успела побывать на двух спектаклях в театре Советской Армии и в Свердловском театре музыкальной комедии [10].

Вернувшись в Березники, Евгения Константиновна сразу начинает репетиции спектакля «Давным-давно» (см. приложение 16). Новый спектакль, премьера которого состоялась 27 мая 1943 года (в день 240-летия Ленинграда!), понравился всем: и актерам, и зрителям. Билеты распродавались в первые часы, а некоторые зрители ходили на этот спектакль по несколько раз. В конце спектакля обычно все зрители вставали и начинали подпевать последний куплет вместе с актерами [11].

31 декабря 1942 состоялась премьера спектакля “Самсон” [2] (см. приложение 17), постановщиком которого являлась Евгения Константиновна, в которой рассказывалось о международной солидарности трудящихся.

Начался 1943 год. Проанализировав отчет театра за 1943 год, я выяснила, что у Е.К. Лепковской в этом году было 4 премьеры: это такие спектакли как “Далекий край”, “Счастье”, «Дочь русского актера» и уже упомянутый нами «Давным-давно» [24]. Помимо премьер, на сцене шли спектакли прошлого сезона, а также было дано множество концертов. Евгении Константиновне часто приходилось оставаться за старшего и руководить театром из-за частых поездок Брянцева в Ленинград [11].

В 1944 году Евгения Константиновна поставила спектакль “Генерал Брусилов”, который был не менее известным, чем предыдущие ее постановки [2]. Также у нее были постановки спектаклей “Фронт”, который она ставила по тексту, напечатанному в газете “Правда”, и “Крысолов”. Иногда она выступала консультантом в некоторых постановках, например, в спектакле “Свадебное путешествие” [2].

Однажды в Березниках произошел случай, который тронул Евгению Константиновну до глубины души. Работал в театре заслуженный артист РСФСР Федор Александрович Чагин. Коллектив иногда его называл “дядя Федя”. Он очень сильно любил свою жену. Она была его единственным близким человеком. И вдруг после тяжелой болезни она умерла. А у Федора Чагина был запланирован сложный спектакль – “Много шума из ничего”. Четыре акта, 12 картин. Роль Федора Александровича была одной из главных и очень сложной, наполненной разными монологами, танцами. Испугавшись, что Федор Чагин не сможет выдержать такой нагрузки, Лепковская поехала к нему, чтобы предложить замену спектакля. Федор Александрович сидел около постели своей любимой. Он долго молчал и ничего не отвечал. Вдруг он резко поднял голову и сказал, что готов играть и начал собираться. Несмотря на отговоры своих коллег, он приехал в театр, и спектакль начался. Актеры, не участвовавшие в спектакле, администратор, рабочие сцены – все стояли за кулисами, ходили на цыпочках, говорили шепотом и только в самых необходимых случаях. Также за сценой был один никому неизвестный человек. Это был доктор, приглашенный одним из работников театра. Актеры на сцене следили за каждым шагом и каждым вдохом Чагина. Все боялись, что он может упасть, забыть слова или что может сердце не выдержать. Но спектакль прошел отлично. Федор Александрович играл прекрасно и очень собранно. Зрители ничего не подозревали и радовались комедии [11].

За 2,5 года в Березниках “тюзяне” проделали огромную работу. Они создали 57 постановок, сыграли 943 спектаклей, собрали 453 тысячи зрителей, выезжали со спектаклями в 27 городов, провели 2179 мероприятий для фронтовиков в госпиталях, дали 15 больших театрализованных концертов и также смогли собрать 200 тыс. руб. для детей военных [11]. В докладе «Об итогах работы Ленинградского театра юных зрителей за период с января 1942 пор июль 1944 года» читаем: «Своими спектаклями театр дал возможность многим десяткам тысяч рабочего и детского зрителя познакомиться с образцами высокого мастерства в области советской театральной культуры и с произведениями мировой классической и современной советской драматургии» [19]. За доблестный труд в Березниках Евгения Константиновна Лепковская была удостоена звания заслуженного артиста РСФСР [25].

Позже Лепковская напишет про Березники: “Низкий вам поклон, милым моим Березникам, его заводам и рабочим этих заводов” [11]. А работникам ТЮЗа даже напишут небольшую песенку, посвященную жителям этого города: “Утром ранним и ночью бессонной

Не смолкают заводов гудки,

Шлет на запад свою эшелоны

Славный труженик – Березники…”[11]

В Ленинград “тюзяне” возвращаются в июле 1944 года. И ТЮЗ продолжает свою работу уже в Ленинграде, на родной Моховой, 35.

Из личного листка по учету кадров мне удалось узнать, что время Великой Отечественной войны Евгения Константиновна была награждена двумя медалями: в 1944 году медалью “За оборону Ленинграда” и в 1945 году медалью “За доблестный труд во время войны” [1].

Глава№3. После войны

В 1945 году Лепковская возвращается в свою квартиру на улице Маяковского. Она уходит из театра, но продолжает работать в институте. Также в этом году Евгения Константиновна начинает работать в Большом драматическом театре им. Максима Горького [29]. Лепковская проработает в нем до 1948 года. В театре она была режиссером и сорежиссером (это режиссер, занимающийся постановкой чего-нибудь в сотрудничестве с другим режиссером) таких спектаклей, как “Русский вопрос”, “Любовь земная и небесная” и других [29] (см. приложение 18).

В институте Евгения Константиновна продолжает преподавать актерское мастерство, а также избирается членом политбюро и работает секретарем парторганизации Института.

Зав. кафедры актерского мастерства и профессор Л.Ф. Макарьев говорил, что Лепковская - образованный, владеющий предметом, опытный и творчески-инициативный педагог-методист, внесший много нового и педагогически ценного в дело вузовского преподавания актерского мастерства [32]. Лепковская также много сделала для разработки специальной методики учебно-воспитательной работы в национальных студиях, что получило отражение в ряде ее докладов на кафедре, посвященных подготовке актерских кадров для национальных республик. Ею также была разработана методика приемных испытаний в театральный ВУЗ [32].

Продолжая свою работу в институте, Евгения Константиновна в 1946 году была назначена руководителем удмуртской студии [13]. Ребята приехали в Ленинград с целью получить высшие театральное образование и затем пойти работать в национальный театр. 19 сентября 1946 года Лепковская получила известие, что приехали ее удмурты. На следующий день у них состоялось первое занятие. Ребята сначала были очень тихими, стеснительными и уставшими после длинной дороги. Но Евгения Константиновна смогла заинтересовать своих студентов, и следующее занятии проходило уже как обычно. На своем первом экзамене ребята сыграли этюд “Проводы рекрута" (см. приложение 19). Все студенты смогли получить свой первый “зачет”. Вскоре ребятам поставили спектакль “Снегурочка” по пьесе А. Островского, который очень им нравился. Студенты проучились в Ленинграде 4 года [13]. Для защиты свой дипломной работы удмурты сыграли спектакль “Слуга двух господ”, который растрогал и вдохновил как ребят, так и их преподавателей. Удмуртам так понравилось учиться в Ленинграде, понравились их преподаватели, что они еще не раз возвращались в институт, навещали преподавателей и писали им много писем. Лепковская выпустила замечательных ребят. Многие из них добились высоких результатов и своих целей. Например: И.И. Кудрявцев стал заслуженным артистом Удмуртской АССР, Б.А. Безумов впоследствии стал заслуженным артистом РСФСР и др. [13]. А в 1952 за свой преподавательский талант Евгения Константиновна получила звание заслуженного деятеля искусств Удмуртии [22].

Но уже в 1950 году в институт прибыло две мастерских Свердловского театрального училища. Первоначально руководителем первой мастерской был Б.Е. Жуковский, а второй - Н.К. Вальяно. Но вскоре Вальяно уволился из института, и тогда новым руководителем второй мастерской группы предложили быть Евгении Константиновне, и она согласилась. Группа состояла из 19 человек [6]. Ребята проучились до 1952 года. Из документов в ЦГАЛИ я узнала, что для защиты дипломных работ студенты сыграли такие спектакли, как “Дачник”, “Жизнь начинается снова” и “Своя семья или замужняя невеста”. Евгения Константиновна писала об этих спектаклях так: "Все много сделали для создания спектакля. Нет человека, который так или иначе, в той или другой мере не вложил бы свой труд в общее дело. И этот простой физический труд имеет отношение к мастерству, к рождению в молодом человеке творческого отношения к любой мелочи, к любой детали, способствующей созданию художественного образа спектакля" [6]. Многие студенты Е.К. Лепковской из Свердловской студии продолжали работать в театральной сфере и добились больших успехов. Например, Людмила Митрофанова которая в будущем стала заслуженной артисткой РСФСР и служила в Ленинградском Академическом театре драмы им. Пушкина, Белла Кожухова вскоре стала преподавателем в Институте культуры Свердловска, Валерий Сивач стал народным артистом Украинской ССР и др. [6].

У Е.К. Лепковской была особая методика преподавания, которую она придумала сама. Она говорила, что преподаватель может научить молодого актера хорошему вкусу, умению отбирать материал для работы и все приемы, выразительные средства тонкого, умного порядка, научить смелости и остроте в решении творческих задач. Но самая основная задача - это умение создавать характер, а это невозможно сделать, не владея практическим уменьем жить на сцене [6]. "Мы берем на вооружение все, что может нам дать учение Станиславского..." - эту фразу Евгения Константиновна часто говорила своим ученикам для их мотивации [6].

В 1955 году Евгения Константиновна вместе со своими коллегами из института отправляется в командировку в Шанхай (Китай). Там они преподавали в Шанхайской театральной академии [34]. Лепковская читала там лекции, проводила уроки и даже ставила спектакли (см. приложение 20). Через два года в 1956 году она возвращается обратно в Ленинград.

В институте у Лепковской кроме национальных студий так же были и русские классы, но она не так часто о них рассказывала, как о студентах из других городов [22].

В 1966 году Лепковская уволилась из института по собственному желанию. Когда Евгения Константиновна уходила из института, ректор института В.Ф. Шишкин, написал благодарственное письмо в котором было написано: “От имени ректората, политбюро и профкома выношу БЛАГОДАРНОСТЬ Евгении Константиновне Лепковской за многолетнюю плодотворную педагогическую и общественную деятельность и желаю ей крепкого здоровья и заслуженного, хорошего отдыха.” [7].

За многолетнюю работу педагогом, Евгения Константиновна была награждена в 1968 году почетной грамотой Министерства культуры РСФСР "За долголетнюю плодотворную работу по подготовке творческих кадров в связи с 50-летием ЛГИТМиК" [20]. Руководство института также ходатайствовало о назначении Е.К. Лепковской персональной пенсии республиканского значения, что являлось «соответствующей оценкой ее большой и всесторонней деятельности" [32].

Трудовая биография Е.К. Лепковской была полна самых разных творческих событий, а как складывалась ее личная жизнь?

Из переписки, хранящейся в ЦГАЛИ СПБ мы узнали, что Евгения Константиновна часто переписывалась со своими дальними родственниками. Так, я нашла переписку Лепковской с ее племянницей Таней, которая жила в Днепропетровске. Таня писала, что Евгения Константиновна и Борис Николаевич стали эталонами в ее жизни, по которым можно определить человека, который мог бы гордиться собою [17].

В архиве я нашла еще одно письмо от Тани Лепковской. Это письмо было отправлено в 1979 году и в нем она писала Евгении Константиновне: “Любимая, дорогая и родная наша бабушка и тетя Женя, горячо и сердечно поздравляем вас с нашим женским праздником с днем 8 марта! С праздником женской чести, мужества и славы, с праздником женского счастья: жить, любить и учиться! Большого вам здоровья и многих лет жизни на радость своим дорогим потомкам!” [17]. В этом же письме я смогла узнать новый ленинградский адрес Евгении Константиновны: ул. Губина д. 23 кв. 10.

Из многочисленных записей Евгении Константиновны, которые были обнаружены в Центральном государственном архиве литературы и искусства, мы узнаем, что Лепковская всегда любила писать, как прошли ее занятия, рассказывать о своих студентах и просто записывать интересные истории, которые случались в институте. Основываясь на этих записях, Е.К. Лепковская решила написать несколько книг про свою преподавательскую деятельность. Так, в 1978 году вышла книга “Экзамен каждый день (записки театрального педагога)”, которую Евгения Константиновна посвятила студентам из Удмуртии [13]. В ЦГАЛИ я нашла благодарственное письмо от режиссера художественных программ Мурманского ТВ, Александра Соломонова в котором он писал: "Прочел Вашу книгу "Экзамен каждый день". Помолодел на 30 с лишним лет. Ведь это все происходило на моих глазах. Очень хорошо помню приезд ребят в Институт. Помню их отчет в Ижевске. Потом мы часто встречались. Да и сейчас время от времени встречаемся… Вообще я считаю, что то, что Вами было сделано, граничит с подвигом. Я ничуть не преуменьшаю истинное значение этого слова... Приехали "неотесанные, пожалуй даже, малограмотные люди, многие из которых, если я не ошибаюсь, впервые выехали из Удмуртии, а некоторые вообще не бывали в городе. Сейчас это - высококультурные люди, отлично работающие… Дорогая Евгения Константиновна! Спасибо Вам за радость, которую Вы доставили своей книгой! За то, что помогли на какое-то время скинуть с плеч 30-летний груз" [18].

В 1984 году Евгения Константиновна выпустит еще одну книгу - “Цветы на холодном снегу”, посвященную якутской студии и нелегкой жизни ТЮЗа и института во время войны [12]. В этой книге Е.К. Лепковская часто вспоминала о своем студенте Гоше Мырееве. В архиве я обнаружила переписку Евгении Константиновны с мамой Гоши и другими его родственниками. Из этой переписки я поняла, что в написании книги Лепковской помогала мама и сестра Гоши. Они смогли рассказать о детских историях Гоши и его желании учиться на актера. А Евгения Константиновна отвечала им: “С какими волнением я читала ваше письмо, полученное мною вчера!...Сколько нового, интересного узнала о Гоше!... Как интересно было бы все то, что вы сообщаете о детских и юношеских шалостях, и все то, что я видела в процессе работы с ним. Соединить бы всё вместе и создать книгу об этом чудесном человеке… Гоша один из самых любимых моих учеников, среди сотен, которых я обучала больше чем тридцать лет” [16]. Евгения Константиновна даже хотела написать про него книгу, настолько она любила и уважала своего ученика.

В 1986 году умер муж Евгении Константиновны, Борис Николаевич Кильпио. Вся жизнь Бориса Николаевича была связана с театром. Он был директором Большого драматического театра, Театра музыкальной комедии и Большого театра кукол. Так же был заместителем директора Ленинградского Театра юных зрителей. Он являлся постановщиком и режиссером многих спектаклей. Лепковская помогала и поддерживала своего мужа до самых последних часов его жизни. Евгения Константиновна и Борис Николаевич прожили в браке 51 год и всегда любили друг друга [28].

Вскоре, в 1987 году, Е.К. Лепковская написала еще одну книгу про работу с Ненецкой студией, но, к сожалению, эту книгу отклонили от публикации. Шли сложные годы перестройки. Через несколько лет руководством института было принято решение выпустить работу Лепковской, но не в виде книги, а в виде статьи в журнале института Альманах “Театрон” [3].

Евгения Константиновна Лепковская умерла в 1989 году [14]. К сожалению, у Евгении Константиновны не было близких родственников, кроме мужа. Найти место ее захоронения нам пока не удалось.

Заключение

Евгения Константиновна Лепковская прожила длинную, насыщенную и интересную жизнь, в которой она была актрисой, режиссером, преподавателем и даже писателем. Она всегда любила работать, а особенно – преподавать, очень уважала и ценила своих учеников.

В ходе работы над исследованием мне удалось:

Проанализировать преподавательскую и режиссёрскую деятельность моей героини, восстановить сведения об ее учениках и рассказать о спектаклях.

Удалось найти три ленинградских адреса Евгении Константиновны.

Выявить новые факты жизни ТЮЗа и Ленинградского института театра, музыки и кинематографа в Ленинграде

Я бы хотела выразить благодарность за помощь в работе над исследованием Татьяне Юрьевне Данченко – сотруднику педагогического отдела ТЮЗа за предоставленные материалы из музея-архива ТЮЗа и Васильеву Юрию Андреевичу - профессору кафедры сценической речи за предоставленные материалы из архива Российского государственного института сценических искусств.

Евгению Константиновну Лепковскую по праву можно назвать великим человеком, и она заслуживает того, чтобы о ней помнили. Моя работа – вклад в сохранение памяти о замечательном театральном деятеле.

 

Список использованной литературы

Автобиография Е.К. Лепковской // Архив РГИСИ.

Афиши спектаклей 1941-1944 года. Музей-архив Театра Юных Зрителей.

Васильев, Ю.А. Е.К. Лепковская Путь “за три моря” Ненецкая студия. 1938-1940 гг. / Ю.А. Васильев, Е.В. Миненко // Театрон. – 2019. – №2. – С. 42-83.

Весь Ленинград : адресная и справочная книга г. Ленинграда на 1935 год. – Л., 1935. – 933 c.

Воспоминания Елены Лепковской о пребывании ЛенТЮЗа в Березниках// https://www.permgaspi.ru/evac/arts/tuz.php (дата обращения: 28.02.2023)

Документы о работе Е.К. Лепковской со студентами Свердловского театрального училища // ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.24 л.4-7.

Документы служебной и общественной деятельности // ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.145 л.1-10

Лепковская Е.К. История //ok.ru/bihmmuseum/topic/153446230065404 (дата обращения: 28.02.2023)

Лепковcкая Е.К. Мои Березники.// Березниковский рабочий. – 1975. – 6 сентября. – ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.45 л. 2-3

Лепковcкая Е.К. Мои Березники // Березниковский рабочий. ­­­­­­­­­­­­­­– ­­­­­ 1975. – 10 сентября. – ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.45 л. 2-3

Лепковcкая Е.К. Мои Березники // Березниковский рабочий. – 1975. – 11 сентября. – ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.45 л. 2-3

Лепковская Е.К. Цветы на холодном снегу: Записки театрального педагога. - Якутск: Кн. изд-во, 1984. - 60 с. : ил.

Лепковская Е.К. Экзамен каждый день : Зап. театр. педагога / [Предисл. Р.С. Агамирзяна]. - Ижевск : Удмуртия, 1978. - 175 с. : ил.

Лепковская Е.К.// https://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/335660/bio/

Мыреев Егор Иванович // Память народа, 1941-1945 : [портал]. – URL: https://pamyat-naroda.ru (дата обращения: 28.02.2023)

Переписка с Мыреевой Т.И., матерью Мыреева Е., бывшего ученика Е.К. Лепковской // ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.136 л.8

Письмо от племянницы Е.К. Лепковской // ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.122 л.1-2

Письмо от Соломонова А.М., режиссера художественных программ Мурманского телевидения // ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.103 л.1

Постановление Березниковского городского Совета трудящихся и бюро Горкома ВКП(б) от 7.07.1944 «Об итогах работы Ленинградского театра юных зрителей за период с января 1942 по июль 1944 года». ПермГАСПИ. Ф. 105, оп.10, д.496, л.76

Почетные грамоты Е.К. Лепковской // ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.146 л. 1

Приказ №412 ВС Ленинградского фронта // Память народа, 1941-1945 : [портал]. – URL https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie (дата обращения: 28.02.2023)

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства : Страницы истории 1779-2009 / [сост. Т.Е. Кузовлева; редкол.: А. П. Кулиш и др.]. – Санкт-Петербург. : ООО “Типография ”Береста”, 2009. – 312 с. : ил.

Сводка выступлений по объектам 1941 года. Музей-архив Театра Юных Зрителей.

Спектакли Ленинградского ТЮЗа в городе Березники. ПермГАСПИ. Ф.1. Оп.22. Д.276. Л.203-204.

Список артистов Ленинградского Государственного Театра юных зрителей, выдвигаемых Березниковским Горкомом ВКП(б) и Горисполкомом на присвоение званий и награждение правительственными наградами от 7.07.1944. ПермГАСПИ. Ф. 105, оп.10, д.496, л.77.

Список бригады, отправленной в ДК Текстилей 26 июня 1941 года. Музей-архив Театра Юных Зрителей.

Справка Александра Гавриловича Полибина // Архив РГИСИ

Театр. Творчество. Судьба: В 2 т. – Т. 1. Искусство свободной педагогики / Составление, вступительные статьи, подготовка текстов и комментарии Ю. А. Васильева. – СПБ.: Изд-во РГИСИ, 2020. – 640 с.: ил.

Театр. Творчество. Судьба: В 2 т. – Т. 2. “Не утихай, память…” / Составление, вступительные статьи, подготовка текстов и комментарии Ю. А. Васильева. – СПБ.: Изд-во РГИСИ, 2020. – 648 с.: ил.

Театр Юных Зрителей //www.tyuz-spb.ru/?ysclid=lcp7r10eac620532374

ТЮЗ в эвакуации: документы, фото, воспоминания // Ленинград – Молотов: судьбы, объединенные войной : [электронная выставка] /Пермский гос. Архив социально-политической истории. – Пермь, 2020. – URL: https://www.permgaspi.ru/evac/arts/tuz.php (дата обращения: 28.02.2023)

Характеристики, данные Е.К. Лепковской, А.А. Брянцевым, Л.Ф. Макарьевым, А.З. Юфитом и др. // ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.152 л. 1-3

"Этапы пути". Интерактивная выставка. Театр Юных Зрителей //rg.ru/2022/02/15/reg-szfo/kak-v-peterburge-otmetiat-100-letnij-iubilej-tiuza.html?ysclid=lcp7xxesne471030559

Юй Я. Теоретические основы обучения актеров в театральных школах Китая // Педагогика и просвещение. – 2020. – № 3. URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=33386 (дата обращения: 28.02.2023)

Приложение

Фотография Лепковской Е.К. //www.kinoteatr.ru/teatr/activist/335660/bio/?ysclid=lcp8jz2opw727566547 (дата обращения 12.02)

Фотография ТЮЗа на Моховой, 35 // https://taete.livejournal.com/298903.html (дата обращения 05.03)

Фотография Техникума сценических искусств на Моховой, 34 //p0.citywalls.ru/photo_269-275792.jpg?mt=1487187968 (дата обращения 12.02)

Фотография дома на ул. Чайковского д. 17 // www.citywalls.ru/house3977.html (дата обращения 28.02)

Фотография со спектакля “Пленник Эмира” // Музей ТЮЗа

Фотография Ненецкой национальной студии после премьеры спектакля “Конек-Горбунок” // Театр. Творчество. Судьба: В 2 т. – Т. 1. Искусство свободной педагогики / Составление, вступительные статьи, подготовка текстов и комментарии Ю. А. Васильева. – СПБ.: Изд-во РГИСИ, 2020. – 640 с.: ил.

Зарисовки Л.Ф. Макарьева в роли Пугачева в спектакле ЛенТЮЗа “Емельян Пугачев” И.В. Луковского // Театр. Творчество. Судьба: В 2 т. – Т. 2. “Не утихай, память…” / Составление, вступительные статьи, подготовка текстов и комментарии Ю. А. Васильева. – СПБ.: Изд-во РГИСИ, 2020. – 648 с.: ил.

Фотография якутской студии и преподавателей ЛГИТМиКа// ЦГАЛИ. ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.35 л. 35

Фотография урока по актерскому мастерству в Якутской национальной студии Л.Ф. Макарьева // Театр. Творчество. Судьба: В 2 т. – Т. 1. Искусство свободной педагогики / Составление, вступительные статьи, подготовка текстов и комментарии Ю. А. Васильева. – СПБ.: Изд-во РГИСИ, 2020. – 640 с.: ил.

Cведения о якутской мастерской // ЦГАЛИ. ЦГАЛИ СПб ф.Р‑526 оп.1 д.35 л. 2

Сводка выступлений по объектам 1941 года // Музей-архив ТЮЗа

Список бригады, отправленной в ДК Текстилей 26 июня 1941 года // Музей-архив ТЮЗа

Фотография дома на ул. Маяковского, д. 40 // www.citywalls.ru/photo563546.htm (дата обращения 12.02)

ДК им. Ленина 1941 год // Музей-архив ТЮЗа

Зарисовка А.К. Соколова “Плавучий клуб на Каме. Перед спектаклем” // Театр. Творчество. Судьба: В 2 т. – Т. 2. “Не утихай, память…” / Составление, вступительные статьи, подготовка текстов и комментарии Ю. А. Васильева. – СПБ.: Изд-во РГИСИ, 2020. – 648 с.: ил.

Программа спектакля “Давным-давно” // Музей-архив ТЮЗа

Программа спектакля “Самсон ” // Музей-архив ТЮЗа

Программа спектакля “Любовь земная и небесная” // Музей БДТ

Фотография сцены из учебного этюда 1-ого курса “Проводы рекрута” // Лепковская Е.К. Экзамен каждый день : Зап. театр. педагога / [Предисл. Р.С. Агамирзяна]. - Ижевск : Удмуртия, 1978. - 175 с. : ил.

Фотография Лепковской вместе с китайским студентам // Архив РГИСИ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. 17.

18.

19.

20.

Просмотров работы: 109