«Сеют разумное, доброе, вечное…» (О педагогической династии Картоевых)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Сеют разумное, доброе, вечное…» (О педагогической династии Картоевых)

Хамхоева Л.Х. 1Хамхоева М.Х. 1
1ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им. А.М.Котиева»
Хамхоева Л.Б. 1Белхароева М.Б. 1
1ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им. А.М.Котиева»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность:

Благодаря созданию родословной удается сохранить память о своих предках, открывается возможность помнить их выдающиеся дела и поступки, а также сохранять семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Через историю рода познается история страны, история народа. Необходимо сохранить историю рода, чтобы она бесследно не исчезла.

Цель: изучение причастности истории рода Картоевых к истории России, малой Родины; изучение педагогической династии Картоевых.

Задачи:

1. Найти материалы о жизни и судьбе славных представителей этого рода.

2. Выяснить, с кого началась педагогическая династия Картоевых, кто стоял у истока.

3.Собрать фотоматериалы, касающиеся семьи мамы.

4.Исследовать материал о наградах, почётных званиях...

5. Подготовить презентацию

Практическая значимость определяется возможностью использовать материал на уроках краеведения и истории, классных часах, передать работу в школьный музей.

Методы исследования:

1. Встреча со старейшими представителями рода Картоевых;

2. Изучение материалов домашнего архива;

3. Изучение литературы по теме.

Если бы меня спросили: «С чего начинается Родина?», то я, не задумываясь, ответила бы: «С уважения к своему роду». Уверена, что знание истории своей семьи для каждого цивилизованного человека есть необходимое условие для формирования личности, осознающей себя в истории.

«Человек, узнавая, кто он и откуда, встает на путь самосознания и осознания своего места на Земле, связи с Родиной, которая подобна огромному дереву, а «всякое дерево имеет корни , которые связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, 1000 лет назад. Это наша история», - говорил В.М.Песков.

История семьи… История рода… Семейная биография… Эти понятия всегда неразрывно связаны с историей всей страны. Потребность знать историю своего рода обусловлена многими причинами, прежде всего, отечественной историей ХХ века с ее многочисленными войнами, революциями, потерями родственных связей. Стремление ухватить ускользающую нить своего рода, достойно продолжить его, желание гордиться своими предками и на их примере воспитывать подрастающее поколение – главная задача патриота и человека.

Основная часть «Сеют доброе, вечное…»

Картоев Али Товботович

«Среди людей немеркнущих профессий, на вечность предъявляющих права, Учителям, как вдохновенным песням, жить на века, пока жива Земля!»

Моя мама – Хамхоева Луиза Башировна – дочь известной не только в Ингушетии, но и далеко за ее пределами педагога Картоевой Марьят Алиевны, правнучка одного из первых учителей Ингушетии, окончившего в 1929 году Горский педагогический техникум в городе Владикавказе. Из стен этого техникума вышла первая ингушская интеллигенция: первые учителя, первые писатели, общественные деятели.

«Избавьте меня от мудрости, не знающей слез, от философии, не знающей смеха, и от величия, не склоняющего голову перед детьми», - в этих слова Халиля Джубранаотражалось жизненное кредо Али Товботовича Картоева – одного из первых учителей Ингушетии, моего прадеда.

Давно уже нет в живых этого замечательного человека, педагога, граж –

нина, но его светлый образ, наполненный духом интеллигентности и просвещения, до сих пор служит надежным ориентиром для нас, его многочисленных потомков.

Учитель с большой буквы, он нес людям знания, завещав своим детям - самое дорогое, чем богата настоящая личность – незапятнанную репутацию и честное имя. По воспоминаниям односельчан – инаркинцев, он был человеком большой души, скромным и снисходительным. Ему было присуще все, что составляет основу человеческого счастья: доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других.

Всю свою жизнь прадедушка оставался верен своему предназначению – «сеять разумное, доброе, вечное…».

В 1929 году Горский педагогический техникум выпустил своих первых выпускников, среди которых были, ставшие впоследствии известными ингушскими писателями Хамзат Осмиев, Идрис Базоркин, Багаудин Зязиков и многие другие. Они были счастливы, как может быть счастлива только юность, полная надежд и дерзаний, не ведающая преград и устремленная в будущее. Закончил с ними этот техникум и наш прадедушка. Любимые педагоги: учитель русского языка и литературы Абрамова Виктория Константиновна и учитель ингушского языка – Беков Тембот Дордаганович, основоположник ингушской поэзии, привили своим ученикам любовь к русскому и ингушскому языкам. Они возлагали на молодых людей большие надежды. Время показало, что эти надежды оправдал каждый их воспитанник, вошедший сегодня в пантеон народной памяти и славы. Достойное место занял в нем и прадедушка, уже в наши дни награжденный посмертно высшей наградой Республики Ингушетия – орденом «За заслуги» перед народом Ингушетии.

Его яркое педагогическое дарование раскрылось в первые же годы работы. Принципиального и грамотного молодого человека через год назначают директором школы. Под его руководством скромная сельская школа превратилась в центр воспитательной работы и культурным очагом села. Много сил и времени потребовалось ему, чтобы уговорить своих односельчан разрешить девочкам посещать школу. Именно при нем стали посещать школу первые ингушки.

Через нескольку лет, вопреки его желанию, прадедушку назначают заведующим Малгобекским районным отделом народного образования. В этой должности он проработал до депортации ингушского народа в Казахстан, до февраля 1944 года.

В Казахстане он работал на различных объектах народного хозяйства, а холодными вечерами обучал у себя дома детей депортированных ингушей

родному языку, знакомил их с великолепными произведениями устного народного творчества, с легендарной историей предков. Прадедушка хорошо понимал, что народ перестанет быть народом, если забудет свой родной язык. На эти занятия приходили не только дети, но и взрослые, ибо здесь можно было услышать чистую ингушскую речь, которая напоминала журчание далеких хрустальных родников. Здесь можно было соприкоснуться с далекой родиной, «встретиться» с героями – нартами, услышать песни народа, здесь ребята видели прекрасные образцы ингушского этикета. Школу обучения Картоева А.Т. прошли сотни депортированных детей и взрослых из числа ингушской, чеченской, балкарской национальности, за что не раз подвергался наказаниям и гонениям со стороны комендатуры.

В 1957 году по возвращении на Родину, Али Товботович вновь возглавил Инаркинскую семилетнюю школу, коллектив которой состоял из преподавателей с солидным стажем работы, фронтовой закалкой.

Когда в школу стали приходить молодые педагоги с высшим образованием, за кресло директора держаться не стал, ушел на пенсию, передав руководство школой энергичному молодому человеку Мусе Османовичу Костоеву. А Али Товботович остался в школе преподавать ингушский язык.

Известный сегодня в Ингушетии поэт и журналист Мурад Картоев вспоминает: «Его уроки текли, как текут воды Терека по равнине - плавно и спокойно. В них чувствовался напор, рожденный на горных кручах и в теснинах скал, и стать, насквозь пропитанная достоинством, тактом и ингушским менталитетом».

Достойную смену оставил после себя Али Товботович: два сына, племянница, две дочери, одиннаднадцать внуков и семь правнучеки с честью продолжили его дело. Общий педагогический стаж семьи 574 года .

Пройдя сквозь все невзгоды и лишения, прожив долгую жизнь, воспитав прекрасных детей, он умер, умиротворенный и счастливый от того, что всю свою жизнь служил делу воспитания и образования подрастающего поколения.

И через десятки лет его образ не тускнеет для его потомков, а, напротив, становится ярче и ближе каждому из нас. Его достойная жизнь служит примером тому, как в тяжелых жизненных ситуациях сохранить свое человеческое достоинство и остаться Человеком.

Учитель с большой буквы, он нес людям знания, завещав своим детям самое дорогое, чем богата настоящая личность – незапятнанную репутацию и честное имя.

Али, сын Товбота, до конца испил чашу бытия, находясь в ладу со своей совестью и в мире с людьми. Он был учителем до мозга костей и

гражданином от первого самостоятельного шага и до последнего часа. Много сердец согрел он, много добра и любви посеял он на земле! На таких людях и держится этот мир.

По рассказам мамы я узнала, что он не настаивал на том, чтобы дети продолжили его дело, но и не скрывал, что для Ингушетии, которая потеряла многих своих ученых, учителей, врачей, других специалистов во время депортации, очень нужны, в первую очередь, учителя.

Долгие разговоры вечерами о школе, о долге, о совести, об ответственности, видимо, сыграли свою роль в выборе ими этой профессии.

Али Товботович умер в мае 1980 года, и многие наши односельчане его помнят отзывчивого, бескорыстного, интеллигентного, готового прийти на помощь любому в трудную минуту.

Как очень дорогие реликвии хранятся в нашей семье его вещи – каракулевая шапка, выходной костюм, очень строгий и элегантный, его бумажник, записная книжка и другие предметы. Часто, собираясь у бабушки, мы рассматриваем эти реликвии и слушаем ее долгие и очень интересные рассказы о нашем славном прадеде.

За высокий вклад в воспитание и образование подрастающего поколения и в связи со столетием со дня рождения прадедушку Указом Президента Республики Ингушетия Зязикова М.М. наградили орденом « За заслуги», посмертно. Орден получила достойная своего отца дочь, моя бабушка - Картоева Марьят Алиевна.

Второе поколение

Картоев Алихан Алиевич

Семейной традицией стало продолжение дела Али Товботовича –восемнадцать членов нашей семьи стали учителями, продолжив славную династию учителей Картоевых.

Второе поколение учителей открыл старший сын Али Товботовича 1.Алихан Алиевич – отличник просвещения РСФСР, ветеран труда, за свою плодотворную работу награжденный многими дипломами и благодарностями. 35 лет проработал он в школе учителем начальных классов.

«Жить – вот ремесло, которому хочу учить детей» - эти слова известного французского писателя и философа 18 века Жан Жака Руссо были девизом его педагогической деятельности. Главным для него было развитие личности ребенка, формирование у него познавательных творческих способностей, коммуникативных умений, любознательности, элементов

личностной культуры. Моя бабушка вспоминает, что старший брат был для

нее предметом гордости, и она во всем пыталась ему подражать: не жалеть ни сил, ни личного времени для того, чтобы поставить на путь истинный хотя бы одного «сорванца», тщательно готовиться к каждому уроку, быть требовательной, прежде всего, к себе.

Алихан Алиевич был уверен, что любому ребенку врожденно дана жажда знаний, и он пытался воспользоваться этим природным даром. Не заставлять ребенка учиться, а побуждать его учиться. При этом главными для него были не умения и навыки, а развитие личности ребенка через саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование. Он целенаправленно вел вверенных ему детей в страну знаний, совершал с ними путешествие в мир человеческих отношений, пробуждал в них духовное начало. Его ученики при переходе в основную школу были на голову «выше» своих сверстников не только по знаниям, но и по нравственным критериям.

У нас в селе проживает немало бывших его учеников, которые успешно и плодотворно работают в различных отраслях. Есть среди них учителя, врачи, строители, некоторые ушли в науку, но все они честные, принципиальные, толерантные граждане, под стать своему первому учителю.

2. Картоева Валентина Ботиевна – племянница Али Товботовича, которую он воспитал. Она проработала 40 лет директором СШ № 54 г. Грозного. Награждена высоким званием «Заслуженный учитель Чеченской республики», значками «Отличник Просвещения РСФСР», «Почетный работник общего образования».

Валентина Ботиевна сейчас на заслуженном отдыхе и с чувством глубокой благодарности вспоминает дядю. «Если бы не дядя Али, - рассказывает она, - не видать бы мне высшего образования. Старейшины рода, после нашего возвращения из депортации в феврале 1957 года, решили выдать меня замуж. Мне было всего восемнадцать лет, очень хотелось учиться, стать учителем истории. Мои слезы, просьбы мало на кого действовали. Дядя Али задержался в Казахстане, потому что никак не мог до конца учебного года бросить работу. Он работал учителем русского языка в с. Розовка Павлодарского района. Пошла на хитрость, пообещав, что свадьба состоится, как только приедет дядя. Я знала, что он защитит меня, мы с ним не раз обсуждали мой выбор – стать учителем. Так и случилось. Дядя Али пошел наперекор всему роду, заявил, что берет всю ответственность на себя. В июле этого же года я успешно сдала экзамены в Чечено-Ингушский педагогический институт на исторический факультет и стала студенткой. Впоследствии наш институт преобразовали в Чечено-Ингушский Государственный Университет имени Л. Н.Толстого».

Закончив Университет, Валентина Ботиевна пошла работать в 54 – ю школу города Грозного учителем истории и обществознания. Здесь встретила свою судьбу. Через несколько лет ей доверили возглавить эту школу. В должности директора проработала 40 лет. Девизом ее работы были слова Платона: «Народ, не знающий или забывающий прошлое, не имеет будущего». Поэтому всегда старалась вдохнуть искру любви к истории своего народа в сердца учеников, чтобы они ощутили единство со своими истоками, чтобы они выросли достойными гражданами своей республики и страны.

В беседе со мной Валентина Ботиевна сказала, что всегда
сопровождала свои уроки живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов. Она уверена, что без такого сопровождения уроки истории не могут дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории.  

3. Картоева Марьят Алиевна – старшая дочь Али Товботовича, моя бабушка. Бабушка проработала 42 года директором той школы, которую возглавлял отец. Награждена орденом «За заслуги», значками «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения РСФСР». Она - «Заслуженный учитель РСФСР», «Заслуженный учитель РИ», «Почетный работник общего образования РФ», награжденами многими правительственными грамотами, дипломами, обладатель президентского гранта, учитель высшей категории.

В 1969 году закончила химико – биологический факультет Чечено - Ингушского Государственного Университета. В том же году начала работать учителем биологии в СШ №12 с. Инарки. Сразу же зарекомендовала себя творчески работающим учителем, основная педагогическая задача которой заключалась в том, чтобы пробудить интерес учащихся к творчеству, к трудолюбию. Она строила свою работу так, чтобы как можно полнее раскрыть способности каждого ребенка, дать выход его фантазии, любознательности, формировать стойкий интерес к знаниям. И поэтому, ее ученики показывали самые высокие результаты на районных, республиканских конкурсах, конференциях, форумах, олимпиадах.

Через пять лет Чечено-Ингушский обком партии утвердил ее кандидатуру на должность директора СШ №12 с.п.Инарки. За долгие годы работы директором она завоевала авторитет среди коллег, создала в школе все необходимые условия для успешной работы педагогического коллектива. Школа добилась больших успехов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Четыре года подряд школа становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года», признавалась «Школой века», была неоднократным победителем районных и республиканских конкурсов. СШ №12 в числе первых пятнадцати школ республики стала обладателем Президентского Гранта в миллион рублей. Учащиеся школы наравне с лучшими представителями инновационных учебных заведений республики участвуют во многих Всероссийских и республиканских образовательных проектах, таких как «Шаг в будущее», «Мемориал», «Отечество», «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку», «Одаренные дети – будущее России», «Открытие», «Мы познаем мир», «Моя родословная», в районных и республиканских предметных олимпиадах и завоевывают призовые места.

Марьят Алиевна считает, что доверие и любовь детей нужно заслужить, что учитель – наставник должен идти к детям не только с огромным научным багажом, но и с колоссальным запасом любви, доверия, уважения к ним. Он должен быть мастером, чародеем, творцом и просто верным другом для детей. Она направляет все свои силы на воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Эрудированность, удивительная работоспособность, высокое и тонкое мастерство позволяют ей успешно и плодотворно работать и притягивать к себе доверчивые сердца ребятишек и коллег и сегодня, хотя она ушла на заслуженный отдых.

Наблюдая за педагогической деятельностью Марьят Алиевны, за тем, как она заботится о каждом ребенке в школе, как о своем собственном, на ум приходят следующие поэтические строки:

Гласит легенда, что с любовью,

Грудь разрывая, пеликан,

В нелегкий час своею кровью

Поит птенцов из свежих ран…

4. Картоев Саварбек Алиевич – закончил в 1973 году филологический факультет Чечено - Ингушского Государственного Университета. Преподавал русский язык и литературу в школе-интернат №4 г. Малгобек. К, сожалению, он рано ушел из жизни. «Это был человек высокой культуры, которого отличали мастерское владение методикой обучения и воспитания, демократизм общения с учащимися. Он системно развивал устойчивый интерес к своему предмету. Его занятия способствовали формированию нравственных принципов и положительной мотивации к учению. Его ученики неоднократно становились победителями и призёрами городских и районных предметных олимпиад», - вспоминают о нем бывшие коллеги.

5. Картоева Айшат Алиевна – учитель русского языка и литературы,

ингушского языка и литературы – «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный учитель РИ», «Отличник просвещения РСФСР», «Учитель – методист», «Почетный работник общего образования РФ», награждена серебряным знаком «Рыцарь гуманной педагогики», золотым знаком «Национальное достояние», а Войсковая православная миссия ФСК России ее наградила орденом «За заслуги» за работу с одаренными детьми.

Онаучитель высшей категории, дважды обладатель президентского гранта. В основе ее педагогической деятельности лежат слова Ш. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах.

«Вдумчивый, творчески работающий педагог, принципиальный, требовательный учитель, глубоко знает предмет и методику, щедро делится своим опытом с учителями, хороший наставник», - говорят о ней педагоги школы, коллеги всей республики.

Важнейшее направление ее педагогической деятельности- поддержка одаренных детей, развитие их творческих способностей.

Со своими исследовательскими проектами, научной и краеведческой работой ее ученики давно вышли за рамки школы, района, республики. Они являются победителями республиканских, зональных, Всероссийских, Международных конкурсов, форумов.

Конфуций говорил: «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни после того, как ее ему показали». Воспитанники Айшат Алиевны уверенно идут по этой жизни, и это зрелище ее воодушевляет и делает безмерно счастливой.

Айшат Алиевна – автор учебников по ингушской литературе для 8, 10 классов, автор методических пособий по ингушскому языку и литературе, автор сборника диктантов и изложений для начальной школы.

Третье поколение

Галерею учителей третьего поколения династии хочу открыть с мамы.

1. Хамхоева Луиза Башировна. В 1993 году закончила Грозненский педагогический институт. Зам. директора по воспитательной работе, учитель ингушского языка и литературы СШ №12 С.Инарки «Почетный работник общего образования РФ», учитель высшей категории, обладатель президентского Гранта.

В основе ее работы, как учителя ингушского языка, лежит философская формула о значении родного языка, оставленная нам нашими предками, которой руководствовался Али Товботович: «Владеющий родным языком, владеет всеми языками в мире». На своих уроках она показывает красоту, выразительность, стилистическое совершенство родного языка.

Рассказывая о своей работе, мама говорит: «Проанализировав традиционную образовательную систему, я поняла, что для меня неприемлемы прямая трансляция личности учителя на личность ученика и чтобы ученик был простым преемником знаний, умений, навыков». И, действительно, она действует вместе с учениками, являясь сотоварищем, партнером, составляя союз более старшего и опытного с менее опытным. Мама придерживается древней мудрости о том, что учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение. Видимо, такое отношение к своей профессии и позволило ей добиться очень высоких результатов в обучении и воспитании своих учеников.

Помогая своим ученикам самоопределиться, она стремится к тому, чтобы они стояли на принципах самокритичности, дорожили культурными ценностями народа. Прежде всего, старается передать ученикам сокровища языка. Скуке и праздности на ее уроках нет места.

Мама щедро делится опытом своей работы со своими коллегами. Она – соавтор многих методических пособий по преподаванию ингушского языка и литературы. Часто выступает на курсах повышения квалификации учителей ингушского языка, проводит мастер-классы.

2. Картоева Лидифа Алихановна . В 1982 году окончила филологический факультет Чечено - Ингушского Государственного Университета. Работает учителем русского языка и литературы школы – интернат №4 города Малгобек. Учитель высшей категории.

3. Картоев Тамерлан Алиханович – учитель физкультуры и начальной военной подготовки средней школы №12 села Инарки, обладатель президентского гранта, учитель высшей категории.

4.Бекбузарова Людмила Алихановна. В 1985 году окончила филологический факультет Чечено - Ингушского Государственного Университета. Работает учителем русского языка и литературы средней школы №12 села Инарки.

«Почетный работник общего образования РИ», учитель высшей категории .

5. Евлоева Радимхан Халихановна. В 1981 году окончила Грозненское педагогическое училище. Работала учителем начальных классов СШ №6 г. Малгобек. К сожалению рано ушла из жизни.

6. Картоева Елена Халихановна. В 1987 году окончила филологический факультет Чечено - Ингушского Государственного Университета. Работала

учителем ингушского языка в СШ №18 г. Малгобек. В данное время проживает в Норвегии, работает в интернате.

7. Картоева Елизавета Вагаповна. В 1972 году окончила Грозненское педагогическое училище. Работала учителем начальных классов в СШ №3 г. Малгобек. Ныне пенсионерка, «Отличник просвещения РСФСР».

8. Картоева Лемира Алаудиновна – учитель истории и географии СШ №12, «Почетный работник общего образования РФ», учитель высшей категории, обладатель президентского гранта.

9. Картоева Залина Саварбековна. В 1996 году окончила факультет иностранных языков Нальчикского Государственного Университета, учитель английского языка СШ №20 г. Малгобека.

10. Султыгова Милана Башировна. В 1995 году окончила Грозненский педагогический институт, учитель русского языка и литературы, психолог СШ №12.,«Почетный работник общего образования РФ», учитель высшей категории.

11.Картоев Зялимхан Алаудинович – учитель физкультуры СШ № 12.

Четвертое поколение

1. Четвертое поколение учителей Картоевых открыла внучатая племянница моей бабушки Картоева Индира Руслановна, которая в 2012 году окончила филологический факультет (национальное отделение) Ингушского Государственного Университета. Преподает ингушский язык и литературу в СШ №30 с.п.Сагопши Малгобекского района.

2. Картоева Зарина Магомедовна. В 2018 году окончила Ингушский Государственный университет, преподает русский язык и литературу, ингушский язык и литературу в СОШ №12 с.п.Инарки.

3. Картоева Фариза Гирихановна. В 2020 году окончила филологический факультет Ингушского Государственного Университета.

4. Картоева Зарета Руслановна. Окончила Назрановский педагогический колледж, ПМНО.

5. Картоева Милана Амирхановна. Работает учителем информатики в СОШ №3 г,Малгобек.

6.Хамхоева Хава Хасмагомедовна. Студентка 4 курса филологического факультета Ингушского Государственного университета.

7.Картоева Аза Ибрагимова. Студентка факультета ПМНО Ингушского Государственного университета.

Заключение

Профессия учитель – зов души.

Идут туда не за высоким званьем.

Порою получают там гроши,

Но это не считается в ней главным.

Здесь детство, искры творчества, мечты,

Пытливые глазенки ребятишек.

Профессия учитель – зов души

И нет достойней звания Учитель. 

По зову сердца пришли в профессию учителя 24 члена нашей семьи. Уже четвертое поколение с честью продолжает «сеять разумное, доброе, вечное…». Великий огонь познания, зажженный Али Товботовичем, продолжает гореть в наших благодарных сердцах. Из поколения в поколение передаются секреты

педагогического мастерства, уникальный опыт и любовь к детям.

Я уже определилась с будущей профессией. Через два года буду поступать в наш родной университет на филологический факультет. У меня есть свой кумир, идеал, на которого хочется быть похожей. Это - Айшат Алиевна, которая с пятого класса учит нас ингушскому языку и литературе, русскому языку и литературе. Благодаря ее кропотливому труду 80 % моих одноклассников занимаются краеведческой и исследовательской работой, принимают активное участие во всевозможных конкурсах, конференциях, форумах.

Не раз поднимались мы на сцену и Московского Дома Союзов для получения самых высоких наград. Трое из нас награждены орденами «Молодое дарование России».

Пройдя дорогами своих предков, я увидела, что мне есть, кем гордиться, с кого брать пример и на кого равняться.

Завершая свою работу, я хочу обратиться ко всем педагогам нашей дружной семьи:

Спасибо за любовь, заботу

К своим родным ученикам.

За то, что цените работу,

Смысл, отдавая не деньгам.

Уверена, для вас дороже

Любовь, признанье и почет.

За вашу доброту, терпенье,

Вознаградит всех вас судьба!

Использованная литература:

1. Материалы республиканской газеты «Сердало».

2. Материалы республиканской газеты « Ингушетия»

3. Материалы районной газеты «Народное слово».

4.Материалы школьного краеведческого музея.

5. «Учитель, именем твоим…», ИЦ «Союз групп», 2010 г.

6.Материалы республиканского краеведческого музея им. Т.Мальсагова.

Ш. Дахкильгов. Посемейный список 1886 года.

7. Домашний архив.

8. Интервью:

Картоев Алихан Алиевич – сын Али Товботовича-82 г.; Картоева Валентина

Ботиевна – племянница -80 лет, Картоева Марьят Алиевна – дочь -70 лет, Хамчиев Дауд Увойсович – 85 лет – сосед, Саутиев Магомед Мусаевич – 70 лет – бывший ученик Али Товботовича, Мургустова Зейнап Салмановна, 56 лет – бывшая ученица Марьят Алиевны, Саутиева Зарета Ибрагимовна – 21 год, студентка МГУ им. Ломоносова – бывшая ученица Айшат Алиевны.

.

Приложение 1.

Фото из домашнего архива

Картоевой Марьят Алиевны

Первый выпуск учителей Ингушетии

1929 год

Приложение 2.

Газета Сердало» 2008 г. № 23

Приложение 3

Приложение 4

Газета «Сердало». 2007. №1. 01.11.

Приложение 5

Из рук Президента Республики Ингушетия дочь Али Товботовича – Марьят Алиевна получает орден «За заслуги», которым посмертно награжден Али Товботович.

Магас. 2003 год

Приложение 6

Фотографии из домашнего архива

Картоева Тамерлана Алихановича

Картоев Алихан Алиевич с женой

Яндиевой Милитхан Ахметовной

Инарки 1970 год.

Приложение 7

Приложение 8

Фотографии из семейного архива Марьят Алиевны

Президент Республики Ингушетия Зязиков М.М. вручает директору ГКОУ «СОШ №12 с.п.Инарки Марет Алиевне

Диплом победителя республиканского конкурса

«Лучшая сельская школа»

Приложение 9

Приложение 10

За плодотворную работу с одаренными детьми Марьят Алиевна награждается Московским ФСК орденом

«За заслуги»

Колонный Зал Дома Союзов. Москва. 15.05.2012 г

Положение 33

Газета «Народное слово». 2011. от 04. 10.

Приложение 11

Министр образования РИ Трубицын И.И. вручает

Марьят Алиевне благодарность от главы Ингушетии

Евкурова Юнус – Бека Баматгиреевича в связи

с Днем Учителя.

Приложение 12

Фотографии из семейного архива

Картоевой Айшат Алиевны

Приложение 13

Награды

Заслуженный учитель РИ Отличник просвещения РСФСР

Приложение 14

Медаль Золотой знак «Национальное

«За службу образованию достояние России»

Орден «За заслуги» Орден

от ФСК России «Волонтерсая доблесть»

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Материалы из семейного архива Айшат Алиевны

Победитель республиканского конкурса

«Учитель года Ингушетии - 2011»

Статья в газете «Сердало». 03.03.2012 г.

Приложение 20

Финалист Всероссийского конкурса

«Учитель Года – 2011»

«Народное слово» 23.06.2011 г.

Приложение 21

Грозный. 26.12.2015.

С Ш.Аманашвили на церемонии награджения серебряным знаком «Рыцарь гуманной педагогики»

Магас. 2016.

Приложение 22

Москава. 15.05. 2012 .

Колонный зал Дома Союзов.

Церемония награждения победителей Московского Международного Форума «Одаренные дети – будущее России».

Орден «За заслуги» от ФСК России.

Приложение 23

На сьезде организаторов Всероссийского Форума

«Одаренные дети - будущее России»

С председателем номинации Литературный салон

«Глаголом жечь сердца людей».

Приложение 24

Приложение 25

Методические пособия и учебники

Методическое пособие по чтению Разработки уроков по ингушской для 1-2 классов литературе. 10 класс

Разработки уроков ингушской Тесты и тестовые задания по литературы 8-9 классов подготовке к олимпиаде

Сборник диктантов и изложений

для 1-4 классов.

Учебник ингушской литературы Учебник ингушской литературы для 8 класса для 10 класса

Просмотров работы: 70