Те, у кого мы учимся...

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Те, у кого мы учимся...

Попов М.А. 1
1Свердловская область, город Нижний Тагил, МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Савиных Н.И. 1
1Свердловская обл.,г. Нижний Тагил, МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: В истории города Нижнего Тагила много примеров: доблести, мужества, героизма. Тагильчане, преодолевали себя и многие трудности для достижения побед и прославления своей малой родины не только на просторах нашей страны, но и за ее пределами.

Всем известно, что наш город Нижний Тагил – город трудовой доблести, известный во всем мире своими промышленными достижениями. Во время Великой Отечественной войны он был как неотъемлемая часть городов, которые ковали победу. А именно вносил огромный вклад в танкостроение. Также город славится своим металлургическим производством.

Но даже в самые тяжелые времена человек всегда нуждался в искусстве, которое помогает пережить все трудности, поддерживает и укрепляет в нас веру в лучшее. И есть в нашем городе такие уникальные люди, которые служат искусству музыки. Они работают и работали в Нижнетагильском колледже искусств. К таким людям относится мой дедушка – заслуженный работник культуры Российской Федерации – Попов Олег Данилович. Преподаватель, учитель с большой буквы, музыкант-исполнитель, дирижер. Музыкант, который является создателем уникального для нашего города ансамбля народных инструментов «Рябинка».

Для Олега Даниловича жизнь была наполнена трудом и освещена главной целью – согревать и радовать сердца людей музыкой, звучащей в исполнении любимых народных инструментов.

Основной проблемой исследования является неосведомленность о людях, которые посвятили себя педагогической и творческой деятельности в музыкальном искусстве, что определило актуальность и тему нашего исследования: «Те, у кого мы учимся...».

Цель исследования: рассказать о жизни и творчестве талантливого музыканта.

Задачи:

Проследить историю жизни преподавателя.

Собрать информацию об ансамбле «Рябинка» им. О.Д. Попова.

Создать видеопрезентацию об Олеге Даниловиче Попове и его творчестве.

Объект исследования: жизненный и творческий путь педагога-музыканта Попова Олега Даниловича.

Предмет исследования: творческая и педагогическая деятельность Попова Олега Даниловича

Методы исследования:

поиск информации в семейных архивах, регулярных изданиях и интернет ресурсах;

анализ и синтез полученной информации.

Практическая направленность состоит в возможности использования видеопрезентации в различных учреждениях для пропаганды творчества музыкантов-исполнителей на народных инструментах, а также сохранении семейной истории.

1. Глава теоретическая «Страницы жизни и деятельности Попова Олега Даниловича».

1.1. Жизненный и творческий путь Попова Олега Даниловича

Олег Данилович Попов родился в деревне Каменка Пермского края 23 марта 1941 года (Приложение №1). Через три месяца началась Великая Отечественная война, и семья была вынуждена переехать в Свердловскую область.

Свое музыкальное образование Олег Данилович начал в кружке самодеятельности Каменск-Уральского дома культуры. А после окончания школы поступил в Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского, где он учился в классе легендарного уральского музыканта – преподавателя, заслуженного работника культуры РСФСР Владимира Васильевича Знаменского (Приложение №2). Дальнейшее обучение он продолжил в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского.

В 1968 году после окончания Уральской консерватории Олег Данилович по распределению приезжает в Нижний Тагил. Здесь он поступает на работу в Нижнетагильское музыкальное училище (которое позже станет Нижнетагильским колледжем искусств) на должность преподавателя по классу домры и балалайки, а также становится дирижером и солистом-исполнителем.

С тех пор в течение 40 лет Олег Данилович был неотъемлемой частью жизни Нижнетагильского музыкального училища (Приложение №3).

Основные направления педагогической деятельности Олега Даниловича – обучение игре на народных инструментах: домре, балалайке, а также дирижирование и инструментовка. За годы работы он обучил и выпустил в самостоятельную творческую жизнь огромное количество музыкантов. Ученики Попова Олега Даниловича успешно продолжали свое музыкальное образование в высших учебных заведениях Российской Федерации. Они достойно выступали на конкурсах исполнителей, на народных инструментах и с сольными, и с ансамблевыми программами. Всегда их выступления удостаивались Дипломов и Почётных грамот на конкурсах различного уровня. [4.]

Ученики Олега Даниловича продолжили его педагогический труд в различных уголках нашей страны – Ярославль, Норильск, Красноярск, Кызыл, Тюмень, учебные заведения городов Уральского региона.

Одним из самых значимых показателей педагогической практики Олега Даниловича является то, что все преподаватели по классу домры в нынешнем Нижнетагильском колледже искусств – его выпускники.

Творческая деятельность.Занимаясь педагогической практикой, Олег Данилович всегда сам оставался в отличной исполнительской форме. В течение 20 лет он играл сольные концерты. Его постоянным партнером в этих сольных концертах была концертмейстер Наталья Владимировна Федорова, а позже к ним присоединилась и одна из первых выпускниц Олега Даниловича – Шмелькова Наталья Михайловна (Приложение №4, №5).

Но при всей великолепной педагогической и сольно-исполнительской практике главной любовью Олега Даниловича было ансамблевое и оркестровое исполнительство. Еще будучи студентом музыкального училища в составе студенческого квинтета он ездил покорять столицу на Всероссийском конкурсе исполнителей эстрады в 1960 году.

Яркой и одной из главных страниц творческой деятельности является работа с оркестровыми коллективами города Нижнего Тагила.

Во главу студенческого оркестра народных инструментов Олег Данилович встал практически сразу после прихода в Нижнетагильское музыкальное училище. Он являлся его руководителем и дирижером около 40 лет. В последние годы возникло тесное содружество двух дирижеров – Олега Даниловича и Шмелькова Владимира Михайловича, который был одним из его первых выпускников в классе дирижирования (Приложение №6).

Долгие годы, а точнее почти 25 лет, он руководил самодеятельным оркестром русских народных инструментов при дворце культуры НТМК. Оркестр был постоянным участником различных концертов в городе, принимал участие в конкурсах, фестивалях самодеятельного творчества. В 1995 году за активную творческую деятельность коллективу было присвоено звание народного (Приложение №7).

В 90-х годах был создан еще один коллектив – оркестр преподавателей детских музыкальных школ по классу народных инструментов города Нижнего Тагила. Этот коллектив также неоднократно выступал в концертах и областных конкурсах.[4.]

Также Олег Данилович занимался профессиональной инструментовкой и аранжировкой для многочисленных различных составов исполнителей – эти работы уже давно живут самостоятельной жизнью.

Яркой вершиной творческой деятельности стало создании «Рябинки»– ансамбля исполнителей на народных инструментах (Приложение №8). Уже более 20 лет этот коллектив является важной составляющей города Нижнего Тагила. [1.]

За большие заслуги в развитии культуры, популяризации народных инструментов Попов Олег Данилович был награждён знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу», Почётными грамотами Министерства культуры РФ и Свердловской области, а также Почётным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

1.2. Ансамбль народных инструментов «Рябинка» им. О.Д. Попова

Ансамбль народных инструментов «Рябинка» был создан в 1995 году при Этнографическом доме-музее Горнозаводского округа. Ансамбль активно влился в творческо-просветительскую жизнь музея, принимая непосредственное участие в его мероприятиях, например – встречах с интеллигенцией города «Вечера на Господском». Коллектив быстро заслужил признание, как яркий и самобытный. В 1996 году «Рябинка» стала концертным коллективом Нижнетагильского музея-заповедника.[3.]

Его основателем и первым руководителем был Олег Данилович Попов.

«Рябинка» – ансамбль профессиональных музыкантов, виртуозно исполняющих концертные обработки фольклорных мелодий народов мира, сочинения классического и эстрадно-джазового репертуара. Обработки музыкальных произведений для «Рябинки» Олег Данилович делал сам. А также Антон Олегович Попов.

Ансамбль с большим успехом выступал в городах Уральского региона, в Москве.

Также «Рябинка» принимала участие в концертных турне по Чехии (Приложение 9).

В 1999 году он стал Лауреатом I премии на Международном конкурсе исполнителей на народных инструментах в Италии, город Кастельфидардо (Приложение №10).[1]

С 2008 года ансамблем руководит Владимир Михайлович Шмельков (Приложение №11).

В настоящее время «Рябинка» с честью носит имя Олега Даниловича Попова как дань памяти своему создателю.

2. Практическая часть «Создание и демонстрация видеопрезентации»

2.1. Создание видеопрезентации о жизни и творчестве Попова Олега Даниловича

В процессе исследования материалов из архивов семьи, мы решили, что можно сделать видеопрезентацию про Олега Даниловича. В которой можно рассказать и показать основные моменты его творческой и педагогической деятельности.

Работу над видеопрезентацией мы разбили на три части:

Изучение материалов о жизненном и творческом пути.

Составление текста видеопрезентации и подборка иллюстративного материала.

Оформление звука в целом – запись закадрового текста и наложение фона.

На первом этапе мы изучили жизненный и творческий путь Олега Даниловича Попова. Материалами для изучения были не только домашние архивы (видеозаписи выступлений и репетиций, фотографии, которые хранятся в нашей семье), но также рассказы его коллег и учеников, в частности – Федоровой Наталии Владимировны, которая была более двадцать лет концертмейстером Олега Даниловича и вместе с ним выступала на сольных концертах (Приложение №12).

На втором этапе нами был составлен рассказ об Олеге Даниловиче, в котором мы постарались осветить основные и значимые моменты жизни и творческого пути, а также подобрать для иллюстрации соответствующий материал в виде фотографий.

Третий этап, мы разбили на две части:

Запись закадрового текста и наложение на этот текст музыкального материала.

Сведение звуковой дорожки и видеоряда.

На этом этапе нам помогал звукорежиссер, Антон Олегович Попов.

2.2. Практическая реализация видеопрезентации

Готовую видеопрезентацию мы решили показать в классе.

На уроке также присутствовали наши руководители фольклорного ансамбля «Шелковая ленточка» - Валиулина Светлана Сергеевна и Степура Юлия Александровна, которые рассказали, что им довелось учиться у моего дедушки и выступать с ним. У меня получилось взять у них интервью, в ходе которого звучали слова в адрес Олега Даниловича - «Профессионал! Талант! Человечище!» (Приложение №13). Я вместе с ребятами нашего 1А класса слушал рассказ о моём дедушке и гордился им!

Ребятам было очень интересно, ведь они узнали много нового.

Например, что в нашем городе есть такой ансамбль, который популярен на малой родине и представляет наш город за его пределами. Ансамбль «Рябинка» является важной частью культуры города.

Мы изучили жизненный и творческий путь создателя ансамбля Попова Олега Даниловича. Ребятам захотелось прикоснуться к истории своей семьи и изучить её, как это сделали мы в своей работе.

Проект знакомит с профессиями людей, рассказывает, что в нашем городе можно научиться играть на таких народных инструментах как домра и балалайка, это может помочь сделать выбор после окончания школы.

Цели и задачи проекта выполнены.

Заключение

Нижний Тагил – город трудовой доблести. Но доблесть бывает разная – можно также самоотверженно и преданно служить людям посредством искусства. Музыканты-исполнители, преподаватели доблестно отдают себя на служение искусству и воспитанию младшего поколения. К таким преподавателям относился мой дедушка – Олег Данилович, посвятивший всю свою жизнь наполнением людских сердец теплом и радостью.

Когда мы исследовали архивы семьи – фото, видео, то решили, что сделаем видеопрезентацию, чтобы можно было потом с помощью нее рассказать другим об Олеге Даниловиче Попове. В создании видеопрезентации также участвовал звукорежиссер Антон Олегович Попов, мой дядя.

Значимость ансамбля «Рябинка» для нашего города заключается в его самобытности. «Рябинка» - визитная карточка города в межкультурных связях. А значимость для страны в целом в сохранении традиций народного музыкального искусства. Ведь как сказал Михаил Ломоносов «Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Пока готовили материалы для видео, я узнал, что, начиная от дедушки с бабушкой (которая тоже была музыкантом), все в нашей семье учатся играть на музыкальных инструментах. Большая часть семьи связала свою жизнь с музыкой. В нашей семье уже третье поколение музыкантов, и надеюсь, на этом мы не остановимся. Поэтому дедушка для нас – тот, у кого мы учимся творить.

Список литературы

Ансамбль «Рябинка» им. О.Д. Попова [Электронный ресурс] // Официальная страница Вконтакте. - Режим доступа: https://vk.com/club9374876.

Культура[Электронный ресурс] // Официальный сайт города Нижнего Тагила. - Режим доступа: https://ntagil.org/kultura/premiya.php?ELEMENT_ID=16041.

Новости[Электронный ресурс] // Официальный сайт Нижнетагильского музея – заповедника «Горно- заводской Урал». - Режим доступа: https://museum-nt.ru/.

Отделение народных инструментов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Нижнетагильского колледжа искусств.- Режим доступа: https://art-nt.ru/otdeleniya-i-pck/otdelenie-narodnykh-instrumentov.

Приложение

Приложение 1

Олег Данилович Попов

(2008)

Приложение 2

Оркестр студентов Свердловской Государственной консерватории под управлением Владимира Васильевича Знаменского

(1965)

Приложение3

Нижнетагильский колледж искусств (ранее - Нижнетагильское областное музыкальное училище)

Приложение 4

Олег Данилович Попов и Наталия Владимировна Федоровна во время сольного концерта

(1985)

Приложение 5

Олег Данилович Попов с Натальей Михайловной Шмельковой и Сорокин Борис Иванович

(1993)

Приложение 6

Студенческого оркестра народных инструментов

Приложение7

Самодеятельным оркестром русских народных инструментов при дворце культуры НТМК

Приложение 8

Ансамбль «Рябинка»

(1996)

Приложение 9

Концертное турне по Чехии

Приложение 10

Международный конкурс исполнителей на народных инструментах в Италии

Приложение 11

Ансамбль «Рябинка»

(2021)

Приложение №12

Интервью с Федоровой Наталией Владимировной.

Миша:

– Наталия Владимировна, добрый день. Спасибо, что согласились с нами встретиться. Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с Олегом Даниловичем?

Наталия Владимировна:

– Мы познакомились, когда Олег Данилович приехал по распределению в Нижний Тагил после Уральской Консерватории и начал работать в Нижнетагильском областном музыкальном училище. Это было в 1968 году.

Михаил:

– Сколько лет Вы играли вместе с Олегом Даниловичем?

Наталия Владимировна:

– С Олегом Даниловичем мы работали вместе около 40 лет. А играли вместе в ансамбле более 25 лет.

Михаил:

– С чего началось Ваше сотрудничество как концертмейстера и солиста?

Наталия Владимировна:

– Я начала работать в классе Олег Даниловича концертмейстером. В то же время он начал готовить сольные программы. Так и образовался наш дуэт на 20 с лишним лет. После того, как Олег Данилович завершил сольные выступления, я осталась в классе Олега Даниловича концертмейстером и продолжила выступать уже с его учениками.

Михаил:

– Какие особенные черты музыканта-исполнителя Вы могли бы отметить в Олеге Даниловиче?

Наталия Владимировна:

– Олег Данилович был прекрасным музыкантом и как домрист, и как балалаечник, и как дирижер. Он был очень требовательный к себе и очень чуткий как артист. Всегда стремился играть новые программы и улучшать качество своей игры.

Михаил:

– Что запомнилось в совместной работе с Олегом Даниловичем?

Наталия Владимировна:

– Он никогда не напрягал других людей, пока не сделает все сам, что от него зависит.

Михаил:

– Каким Олег Данилович был учителем?

Наталия Владимировна:

– Учителем, он был замечательным. Терпеливым, добросовестным, всегда переживающим за успехи своих учеников.

Михаил:

– А каким Олег Данилович был в обычной жизни?

Наталия Владимировна:

– В обычной жизни – интеллигентнейший человек.

Михаил:

– Спасибо за то, что уделили нам время и за очень интересную беседу!

Приложение 13

Интервью с руководителями фольклорного ансамбля «Шелковая ленточка» - Валиулиной Светланой Сергеевной и Степура Юлией Александровной.

Михаил:

– Как вы познакомились с Поповым Олегом Даниловичем?

Степура Юлия Александровна:

– С Олегом Даниловичем я познакомилась очень давно, когда ещё юной девушкой поступила в музыкальное училище в городе Нижний Тагил. Олег Данилович преподавал у нас оркестр народных инструментов.

Михаил:

– Каким он был учителем?

Степура Юлия Александровна:

– Он был очень интеллигентным учителем, очень добрым и очень тактичным. С каждым студентом – хотя нам было всего 17 лет – он обращался на «Вы», уважительно, всегда говорил: «Юля, здравствуйте, как у Вас дела?» Очень запомнилось мне.

Михаил:

– А что запомнилось с уроков Олега Даниловича?

Степура Юлия Александровна:

– С уроков Олега Даниловича запомнилось очень многое. Он всегда к ним хорошо подготавливался. Музыкальные тетрадки у нас назывались «партитуры» в оркестре, перед каждым студентом на оркестре стояла своя партитура, и эту партитуру как раз писал и подготавливал твой дедушка. Там было всегда всё идеально красиво написано, точно, аккуратно, всегда было всё понятно. Это мне запомнилось. Он никогда не опаздывал на занятия. Как только время подходило – Олег Данилович уже стоял за дирижёрским пультом с дирижёрской палочкой и всегда смотрел на студентов – замечал, кто уже на занятия пришёл, готов с инструментом, а кто ещё где-то ходит.

Михаил:

– Чем отличается его исполнительство?

Степура Юлия Александровна:

– Олег Данилович сам умел играть на многих народных инструментах. Например – балалайка, он на ней играл здорово. На домре он играл. Так вот он сам играл в оркестре. Иногда для нас, для студентов, устраивались концерты. Он бесподобно, виртуозно (виртуозно – это значит, очень быстро пальчики у него бегали)... Всегда было интересно наблюдать, как такой педагог возьмёт домрочку – такой маленький народный инструмент, и как начнёт на ней играть – прямо глаз не оторвать было. Очень старательно!

Михаил:

– Что для своей работы Вы взяли с уроков О.Д.?

Степура Юлия Александровна:

– Олег Данилович всегда после окончания занятия говорил: «Спасибо, оркестр!» Я это запомнила на всю жизнь. Даже когда у меня был маленький оркестр – я начинала в музыкальной школе, ребятки играли у меня на ксилофонах (ксилофон – это такой ударный металлический инструмент), целый оркестр у меня был – там было всего 9 ребятишек. И я, как и О.Д., всегда говорила в конце: «Спасибо, оркестр!», хотя такие маленькие были у меня воспитанники.

Михаил:

– Встречались ли вы после окончания музыкального училища?

Степура Юлия Александровна:

– Конечно, встречались. Мы много раз приходили в училище на концерты. А после училища я ходила, скучала по оркестру студенческому, да и пошла к Олегу Даниловичу в оркестр уже педагогический – у него был оркестр народных инструментов среди педагогов музыкальных школ. Он меня позвал, и я приняла приглашение и несколько лет играла в этом оркестре на баяне.

Михаил:

– Знакомы ли Вы с творчеством ансамбля «Рябинка»?

Степура Юлия Александровна:

– Конечно, знакома. Этот ансамбль – сейчас уже имени Олега Даниловича, который его и организовал – много лет уже в нашем городе, все его знают. Он продолжает традицию Олега Даниловича, играет народную музыку. Раньше обработки музыкальных произведений для этого «Рябинки» делал сам Олег Данилович. Так что мы – поклонники этого ансамбля!

Михаил:

– Вы цените Попова О.Д. как исполнителя-дирижёра или преподавателя?

Степура Юлия Александровна:

– Олега Даниловича все его студенты ценили и как исполнителя (я уже говорила, что мы ходили на все его концерты), и как дирижёра – потому что мы учились у него дирижированию, и как преподавателя – потому что он такой уникальный и интеллигентный.

Михаил:

– Как Вы думаете, что бы пожелал мне мой дедушка, музыкант и учитель?

Степура Юлия Александровна:

– Я думаю, он пожелал бы тебе заниматься музыкой. Ты занимаешься музыкой?

Михаил:

– Да.

Степура Юлия Александровна:

– Вот, значит, дедушка был бы тобой очень доволен! А на каком инструменте ты играешь?

Михаил:

– Гитара.

Степура Юлия Александровна:

– Народный инструмент! Дедушка бы тобой гордился!

Савиных Нина Ивановна:

– Как интересно слушать было, ребята, правда? Мы Мишиного дедушку не знали, но мы его представили теперь, каким он был. Давайте поапплодируем! А ещё сейчас добавит Светлана Сергеевна. Она тоже встречалась с твоим дедушкой, представляешь, Миша, как интересно тебе сегодня, повезло, что есть такие учительницы, которые поддержали тот заряд творчества, который вложил в них этот замечательный педагог, Попов Олег Данилович и они сохранили это в себе, и так замечательно с нами работают! И Юлию Александровну, и Светлану Сергеевну знают, ну, наверное, во всех районах города, уж в Ленинском точно. Они такие молодцы! Так что это – благодаря их учителю.

Степура Юлия Александровна:

– Можно ещё добавить, что у Олега Даниловича ведь два сына – твой папа и ещё Антон Олегович. Вот Антон Олегович – музыкант в нашем городе, композитор.

Валиулина Светлана Сергеевна:

– Так случилось, что я училась в этом же музыкальном училище, но только по классу фортепиано. Где фортепиано, и где народный инструмент балалайка? Это же совершенно разные отделения! Но на III курсе у меня была педагогическая практика. Это когда ты приходишь на урок к старшему педагогу, садишься и смотришь, как он занимается с маленькими ребятками, и учишься у него тому педагогическому мастерству. И мне посчастливилось быть концертмейстером (т.е. подыгрывать на фортепиано) детям Олега Даниловича. Я пришла, мы познакомились. Я совсем молоденькая, мне 17 лет. У него сидит ребёнок, такой же как Миша. Вот точно такой же – первый или второй класс музыкальной школы. Мне поставили ноты. И он маленького ребёнка учил играть на балалаечке, по одной нотке, потихоньку, а я им потихонечку подыгрывала. Вот так и началась моя педагогическая деятельность, вот так я познакомилась напрямую, так близко с мастером, который показал мне, как надо обходиться с детьми, как надо уважительно обращаться к ученику, как надо прививать любовь к музыке, к искусству и ко всему красивому. Вот так вот мне запомнился это замечательный человек. Ну а дальше, когда мы с Юлией Александровной в более старшем возрасте пели с фольклорным ансамблем «Соловейка» (мы и до сих пор поём), то он приходил к нам на концерты, и у нас даже была совместная программа, посвящённая балалайке. Он рассказывал ребятам про балалайку, а мы пели под эту балалайку частушечки. Было это всё в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». Вот так вот в нашем городе мы жили рядышком, учились, сотрудничали и выступали с таким замечательным мастером. Нам очень посчастливилось, а Мише посчастливилось с тем, что это – его дедушка. Поэтому давай, Миша, будем петь, будем играть на гитаре. И я думаю, что Олег Данилович действительно был бы рад увидеть, что его внук занимается музыкой, продолжает его дело. Ты – молодец!

Просмотров работы: 42