Моя семья в истории страны

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя семья в истории страны

Корольков Д.С. 1
1 МБОУ Пильнинская СШ N2 им. А.С.Пушкина
Судакова Т.В. 1
1МБОУ Пильнинская СШ N2 им. А.С.Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

Россия - страна, которая славится героическими страницами своей истории. Это связано с особенностью менталитета российского народа, например, это развитое чувство служения своей Родине, желание быть патриотом. Каждый человек, я думаю, должен знать историю не только своей необъятной страны, но и историю свой малой Родины, историю народа, проживающего рядом и конечно историю своей семьи.

Так уж повелось на Руси, что ее история - это история воинского подвига. У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская… Все эти войны больно отзываются в наших сердцах.   Не должны исчезнуть из нашей памяти события страшных, кровавых чеченских войн, имена солдат, которые выполняли свой долг во время первой и второй чеченских кампаний, и многие не вернулись живыми.

Много войн пережил русский народ, много подвигов совершили русские солдаты. И в настоящее время Россия переживает нелегкое время: 24 февраля 2022 года президент России Владимир Владимирович Путин объявил о начале специальной военной операции по защите Донбасса. Целью спецоперации глава государства назвал демилитаризацию и денацификацию Украины. Цитата: «Ее цель — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины. А также предать суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации».

Поэтому тема подвига русского солдата на войне сейчас очень актуальна. Также мне хотелось бы привлечь внимание молодых людей нынешнего поколения, чтобы они не забывали о чувстве долга, патриотизме. Страна должна знать и помнить своих героев, ведь человек жив, пока жива память о нем.

Цель исследовательской работы – изучение истории Чеченской войны на примере героя моей семьи, моего дяди Насретдинова Руслана Халитовича, участника этой войны.

Задачи исследовательской работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить информацию о Чеченской войне.

Собрать материал: статьи, документы, воспоминания родных о Насретдиновом Руслане Халитовиче.

Обобщить информацию.

Объектом изучения моей исследовательской работы является Чеченская война и участник боевых действий мой дядя Насретдинов Руслан Халитович.

Насретдинов Руслан Халитович.

1984 - 2003

Методы исследования:

изучение семейного архива, писем, ресурсов интернет;

изучение источников исследования: фотографий, документов, газетных материалов;

ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору исторического материала;

беседы с очевидцами событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;

Предпосылки для начала войны

В 1990 году был создан Общенациональный конгресс чеченского народа. Эту организацию возглавил Джохар Дудаев, бывший генерал- майор авиации в Советской Армии. Конгресс поставил своей основной целью- выход из состава СССР, в дальнейшем предполагалось создание Чеченской республики, независимой от какого-либо государства.

Летом 1991 года в Чечне сложилась ситуация двоевластия, поскольку действовало и руководство самой Чечено - Ингушской АССР, и руководство так называемой Чеченской Республики Ичкерия, провозглашённой Дудаевым.

Долго существовать такое положение не могло, и тот же Джохар со своими сторонниками в сентябре захватили республиканский телецентр, Верховный Совет и Дом радио. Это было началом революции. Ситуация складывалась чрезвычайно зыбкая, а развитию её способствовал официальный развал страны. После новости о том, что Советского Союза больше не существует, сторонники Дудаева объявили, что Чечня выходит из состава России.

Власть захватили сепаратисты - под их воздействием 27 октября в республике прошли парламентские и президентские выборы, в результате чего власть оказалась полностью в руках экс-генерала Дудаева. А через несколько дней, 7 ноября, Борис Ельцин поставил подпись под указом, где говорилось о том, что в Чечено - Ингушской республике вводится чрезвычайное положение. По сути, этот документ стал одной из причин начала кровопролитных чеченских войн.

На тот момент в республике находилось довольно много боеприпасов и оружия. Частично эти запасы были уже захвачены сепаратистами. Вместо того чтобы блокировать ситуацию, руководство РФ позволило ей выйти из под контроля еще больше – в 1992 году глава Минобороны Грачев передал боевикам половину всех этих запасов. Власть объяснила это решение тем, что вывести вооружение из республики на тот момент уже не представлялось возможным.

С 1991-1994 годы Чечня фактически являлась независимой от России республикой. Здесь были сформированы собственные органы власти, имелась своя государственная символика. В 1994 году, когда российские войска были введены на территорию республики, началась полномасштабная война.

Первая чеченская война 1994-1996 гг.

1 декабря 1994 года были нанесены авиаудары по аэродромам, расположенным в Ханале и Калиновском. А уже 11 декабря российские подразделения были введены на территорию республики. Этим фактом ознаменовалось начало Первой кампании. Вход осуществлялся сразу с трёх направлений - через Моздок в Северной Осетии, через Ингушетию и через Дагестан.

Поначалу российские войска продвигались успешно. Вся северная территория была занята ими быстро и без особых потерь. С декабря 1994 по март 1995 годов Вооруженные Силы РФ штурмовали Грозный. Город был застроен довольно плотно, и российские подразделения попросту застряли в перестрелках и попытках взять столицу.

Министр обороны РФ Грачев рассчитывал взять город очень быстро и поэтому не жалел человеческих и технических ресурсов. По подсчётам исследователей, под Грозным погибло и пропало без вести свыше 1500 российских солдат и множество мирного населения республики. Бронетехника также понесла серьёзный урон - из строя вышло почти 150 единиц. Тем не менее, через два месяца ожесточенных боёв федеральные войска всё же взяли Грозный. Участники военных действий впоследствии вспоминали, что город был разрушен практически до основания.

В ходе штурма применялась не только бронетехника, но и авиация и артиллерия. Почти на каждой улице шли кровопролитные бои. Боевики в ходе операции в грозном потеряли более 7000 человек и под руководством Шамиля Басаева 6 марта были вынуждены окончательно покинуть город, который перешёл под контроль ВС России.

Однако на этом война не закончилась. Боевые действия продолжались сначала в равнинной части (с марта по апрель), а затем в горных районах республики (с мая по июнь 1995 года). Последовательно были взяты Аргун, Шали, Гудермес.

Боевики отвечали террористическими актами, осуществлёнными в Буденновске и Кизляре. После переменных успехов той и другой стороны было принято решение о переговорах. И в результате 31 августа 1996 года были заключены Хасавюртовские соглашения. Согласно им, федеральные войска покидали Чечню, инфраструктура республики подлежала восстановлению, а вопрос о независимом статусе откладывался.

Вторая чеченская кампания 1999-2009 гг.

Если власти страны рассчитывали, что, пойдя на соглашение с боевиками, они решили проблему и бои чеченской войны остались в прошлом, то все оказалось ни так. За несколько лет сомнительного перемирия они только накопили силы.

В результате 7 августа 1999 года боевики Хаттаба и Басаева вторглись в Дагестан. Нежелание пустить на свою территорию исламистов и помощь федеральных войск вынудили исламистов отступить. Правда, для этого понадобился месяц - боевики были выбиты из Дагестана лишь в сентябре 1999 года. На тот момент Чечнёй руководил Аслан Масхадов, и, к сожалению, осуществлять полноценный контроль над республикой он был не способен.

Именно в это время, обозлённые тем, что сломить Дагестан не удалось, исламистские группировки перешли к проведению террористических актов на территории России. В Волгодонске, Москве и Буйнакске были совершены ужасные террористические акты, унесшие десятки жизни людей. Поэтому к числу погибших в чеченской войне необходимо отнести и тех мирных жителей, которые никак не думали, что она придёт и в их семьи.

Декабрь 1999 года - ещё одна из болезненных и страшных страниц войны. Аргунское ущелье иначе его называли « Волчьи Ворота»- одно из крупных по протяжённости Кавказских ущелий. Здесь десантными пограничными войсками была проведена спецоперация «Аргун», целью которой было отвоевать у войск Хаттаба участок российско - грузинской границы, а также лишить боевиков пути поставок оружия со стороны Панкисского ущелья. Операция была завершена в феврале 2000 года.

9 мая 2004 года исламисты совершили теракт в Грозном, направленный на устрашение населения. Взрыв прогремел на стадионе «Динамо» во время концерта, посвященного Дню Победы. Более 50 человек были ранены, а глава республики, Ахмат Кадыров, от полученных ранений скончался.

Население республики окончательно было разочаровано в боевиках и сплотилось вокруг легитимной власти. На место отца был назначен сын Ахмата Кадырова, Рамзан Кадыров, понимавший всю бесперспективность исламистского сопротивления. Таким образом, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Жители Чечни очень устали от войны, поэтому они уже добровольно переходили на сторону пророссийских сил.

Режим контртеррористической операции, введенный Ельциным 23 сентября 1999 года, был отменён президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году. Таким образом, кампания официально была завершена, поскольку она называлась не войной, а контртеррористической операцией.

Биография Насретдинова Руслана Халитовича

Насретдинов Руслан Халитович родился 29января 1984 года в рабочем посёлке Пильна Горьковской области. Мать - Насретдинова Галина Юрьевна, сестра - Насретдинова Лилия Халитовна.

В 1991 году пошёл в 1 класс Пильнинской средней школы № 1. Первой учительницей Руслана была Устимова Елена Викторовна. Она помнит своего ученика и с теплотой отзывается о нем. С ее слов Руслан был веселым, добрым, отзывчивым мальчишкой. Любил играть в футбол. В классе он многим помогал, и у него было много друзей.

Затем его классным руководителем стала Завьялова Надежда Александровна. В беседе со мной она сказала, что учился Руслан по-разному, но учителя никогда на него не жаловались. "Когда я спросила его о том, какие предметы в школе у тебя любимые, вспоминает Надежда Александровна, он не задумываясь, ответил: «Физкультура и труд». Ему нравилось мастерить на уроках трудового обучения, любил играть в футбол».

Открытый человек, добрый, отзывчивый, дружелюбный, всегда готовый помочь в трудную минуту. На переменах бегал, резвился вместе с остальными, спешил в столовую за пирожками, девчонкам часто помогал дежурить по классу. Легко находил общий язык со всеми: и со сверстниками и с учителями. На просьбы отзывался охотно, все поручения Руслан всегда выполнял ответственно. Вскоре семья переехала из Пильны в село Мамёшево Пильнинского района, и 9 классов Руслан закончил в Ждановской средней школе, затем продолжил обучение в Пильнинском профессиональном училище № 56. Здесь студент тоже показал себя с лучшей стороны. При встрече с родителями преподаватели говорили только хорошее об этом парне, отмечали его старательность, ответственность и дисциплинированность. Принимал активное участие во всех мероприятиях и спортивных соревнованиях. В 2001 году получил специальность тракториста - машиниста широкого профиля. До призыва в армию работал в колхозе «Мамёшевский». Доверили ему трактор Т – 150, на котором он выполнял любую работу быстро и умело. Скромный, улыбчивый парень всегда ставил перед собой цели и добивался их. Увлекался спортом. Всё свободное время проводил на местном стадионе. Так как хотел быть сильным и выносливым.

СкСкромный, улыбчивый парень всегда ставил перед собой цели и добивался их. Увлекался спортом. Всё свободное время проводил на местном стадионе. Так как хотел быть сильным и выносливым.

Мой дядя был призван в ряды Вооружённых сил 19 июня 2002 года. Моя бабушка, мама Руслана, Галина Юрьевна всегда со слезами на глазах рассказывает мне про дядю Руслана.

- Когда пришла повестка в армию, то стали готовиться к проводам, у Руслана и в мыслях не было, чтобы, как тогда говорили, «откосить» от службы в армии, - рассказывает мне бабушка. Он считал, что отслужить в армии должен каждый мужчина.

Я и не знала, что порог родного дома он больше не переступит, не обнимет меня. О том, что он станет участником Чеченской войны не было даже и мыслей.

Среди своих сослуживцев он отличался точностью и ответственностью при выполнении боевых приказов и заданий командиров. Далее направлен в учебную часть по подготовке младших командиров в Московской области в город Солнечногорск, посёлок Лунево, в/ч 7576.

Там же дядя принял присягу, на которую приезжали бабушка и сестра Руслана, Лилия, моя мама. Потом им разрешили встречу, бабушка все никак не хотела отпускать сына, так по нему соскучилась. И до сих пор, рассказывает бабушка, вытирая набежавшие слезы, стоит только закрыть глаза, она, как наяву, видит Руслана, который улыбается ей на прощание у ворот контрольно-пропускного пункта воинской части, где нес службу.

После прохождения учебной части Руслан продолжил службу в Твери. В армии ему нравилось, со своими обязанностями сержанта он справлялся на отлично, а потом его, в составе подразделения, отправили в командировку в Чеченскую республику, здесь ему даже довелось встретить своих земляков.

Бабушка опять делится со мной своими воспоминаниями. О своей командировке он даже не писал, - говорит бабушка, - только, когда появилась возможность, позвонил оттуда ночью нашей соседке, ведь сотовых телефонов у нас тогда не было, да и домашнего - тоже. Сказал, что находится в Грозном, просил не волноваться. У меня сердце от этой новости заболело, в новостях то и дело показывали, что творят боевики…

Дядя Руслан погиб 9 сентября 2003 года. До возвращения домой ему оставалось всего полгода. О последнем дне своего сына бабушка узнала от его товарищей, ей рассказали, что в тот день они выполняли служебное задание, стояли в оцеплении на стадионе сутки, и даже не поняли, откуда началась стрельба, только Руслан вдруг начал медленно оседать, глаза закатились, и он прошептал «Только не говорите маме…»

Свое последнее пристанище Руслан обрел рядом с родными на мамешевском кладбище.

Но для нашей семьи он по-прежнему где-то рядом, как добрый ангел-хранитель. Мы всегда помним о нём.

За отличие в службе сержант Насретдинов Руслан Халитович был удостоен нагрудного знака «За отличие в службе ВВ МВД России» I степени.

Мне все говорят, что, очень похож своего на дядю, для меня – он герой. Я рассказывал о нем одноклассникам в школе на Дне героев, показывал награду и «Книгу памяти о воинах-нижегородцах, погибших в Чеченской республике», в которой есть и биография дяди Руслана.

 

Имя Насретдинова Руслана Халитовича увековечено в памятниках.

Данный мемориальный комплекс расположен в Нижегородской области, в Пильнинском районе, в селе Красная Горка. На нем я нашел имя моего дяди.

Этот памятник находится в г.Нижний Новгород, в парке Швейцария. На нём тоже увековечено имя Насретдинова Руслана Халитовича

Выводы

Данная исследовательская работа является наиболее полным источником информации о Насретдинова Руслана Халитовича

В работе представлены фотографии, воспоминания учителей, родных героя Чеченской войны.

Я считаю работу нужной, актуальной, своевременной, потому что мои одноклассники пойдут служить в армию, и они должны знать примеры героического служения Родине.

Работа будет передана в районный краеведческий музей, будет размещена на школьном сайте, значит, её будут читать все, посещающие сайт и интересующиесяисторией родного посёлка и её героями.

Заключение

Благодаря данной исследовательской работе, я думаю, что многие учащиеся не останутся равнодушными к таким локальным войнам и начнут более подробно изучать историю нашей необъятной России, будут  знать героев, которые, не жалея собственной жизни, будучи совсем еще мальчишками,  стали настоящими защитниками, воинами.  Подвиг наших солдат – это подвиг веры, долга, присяги.

Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство необходимое и великое, чувство долга.

Мы должны знать своих героев, а короткая жизнь моего дяди Насретдинова Руслана Халитовича является достойным примером служения не только своему Отечеству, но и примером для современных школьников.

Список источников и использованной литературы

В. Зорин « Чечня- кремнистый путь к миру»

Книга Памяти

Д.Литтелл « Чечня год-3»

Родимов Н.А. « Две повести о Чеченской войне»

Трошев Г.Н. « Моя война»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Первая чеченская война

Фотографии из личного архива семьи Насретдинова Руслана Халитовича.

Просмотров работы: 95