Книги приказов по Тальменскому РайОНО за 1930-40-е гг. как исторический источник по истории развития образования в районе

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Книги приказов по Тальменскому РайОНО за 1930-40-е гг. как исторический источник по истории развития образования в районе

Матрохин А.А. 1
1МКОУ «Луговская СОШ» Тальменского района Алтайского края
Половнева А.В. 1
1МКОУ «Луговская СОШ» Тальменского района Алтайского края
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для каждого человека школа имеет огромное значение. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Для небольшого села, такого как наше, и многие другие сёла Тальменского района, школа имеет особое значение. Она является не только образовательным учреждением, школа- не просто здание, школа - культурный и духовный центр, это целый мир, который требует познания и осмысления.

Занимаясь вопросом изучения истории школы, я понял, что историю послевоенного периода можно воссоздать благодаря воспоминаниям старожил села, учителей и учеников школы, а вот период с нач. XX в до 1940-х г. изучен мало и изучать его довольно сложно в силу объективных обстоятельств. Поэтому в своём исследовании я обратился к документам районного архива народного образования.

Актуальность: Ни для кого не секрет что в современном обществе престиж школы не высок и отношение к школе и учителям скептическое и даже негативное. Возможно это от незнания. Я убеждён в том, что для того, чтоб лучше понять современную школу, стоит обратиться к истории становления и развития образовательного учреждения.

Хронологические рамки: 1933- 1945г

Цель работы:

Изучить книги приказов по Тальменскому РайОНО за период с 1933 по 1945 г. как исторический источник по истории развития образования в районе.

Задачи:

1) Изучить книги приказов Тальменского Района, а так же другие всевозможные источники и литературу отражающую историю образования в 30-40-е годы XXв Алтайском крае, Тальменском районе;
2) Сопоставить найденную информацию, выявить общие закономерности;

3) Установить связь основных исторических событий страны, края, района в 30-40-е г. XX в. с историей образовательного учреждения;

4) Найти информацию о работе Луговской НСШ в данный период, установить фамилии учителей, директора и завуча школы;

Объект исследования: история развития народного образования в СССР в XX в.

Предмет исследования: развитие школьного образования в Тальменском районе Алтайского края на период 30-40-х гг. XX века

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный);

- праксиметрический метод (изучение школьной документации и результатов деятельности учащихся);

- статистический метод: количественная обработка материалов методами математической статистики;

систематизация полученных результатов;

Новизна изучаемой проблемы состоит в том, что до этого момента никто не занимался сбором и систематизацией данных по истории нашей школы за период 30-40-е гг. XX в.

Достоверность информации обеспечивалась тем, что в процессе работы были использованы только архивные источники

Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях:

на уроках литературы, истории; факультативных и элективных курсах;

на классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях, посвященных краеведению;

для создания экспозиции школьного музея

Работая над темой исследования, я опирался преимущественно на архивные документы и нормативно-правовые акты, так как данная тема исследования узкая и в нашем районе в полной мере не изучена. Тема развития школьного образования в районе в 30-40-е гг. XX века затронута лишь в сборнике Нижнее Причумышье.

В процессе работы я столкнулся со следующими трудностями – нет живых современников и участников событий изучаемого периода (30е годы XX века), которые могли бы дать интервью. Архивные документы сохранились не в полном объёме, многие книги приказов по РОНО за 30-е годы утрачены, в книге приказов за 1933 г. текст практически не читаем – очень плохой почерк секретаря, делавшего записи.

Глава II

Книги приказов по Тальменскому РОНО это, несомненно, просто удивительные документы – свидетели эпохи, в которых нашло отражение не только время, но и настроения и чувства людей, вносивших, казалось бы, официальные формальные записи.

Книги приказов за 30-е годы - это ветхие тетради форматом 14 х 20 см. записи в которых вносились при помощи простой перьевой ручки. Книга приказов за 1933 г. – плохо читаема, заполнялась секретарём довольно небрежно, страницы не пронумерованы, имеются сокращения, вследствие чего невозможно прочитать текст (см. прил. 1). А вот записи за 1934 г. вносились совершенно другим человеком, сразу бросается в глаза красивый и аккуратный почерк (см. прил. 2).

Изучая книги приказов, я столкнулся с тем, что встретил непонятные слова, которых нет в обиходе у моих современников.

Бросается в глаза то, что перед каждой фамилией обязательно пишется обращение: «Товарищ» и слово учитель по отношению к женщинам применяется исключительно в женской форме, например, «принять на работу УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ в …. Школу».

В записях за 30-е годы встречаются такие специфические слова как «ликбез», «ликвидатор», «избач» (см. прил. 3), «школа взрослых», «детплощадка». В приказах по РОНО за 1937 появляется такое выражение как «враг народа», что тоже свойственно изучаемой эпохе.

Важно отметить и тот факт, что не все записи строго формальны, некоторые имеют личностную эмоциональную окраску автора, уделяется внимание незначительным деталям, совершенно не относящимся к делу, но именно этот факт даёт исследователю возможность лучше понять изучаемый период.

Книги приказов за 1940-е годы отличаются своей сдержанностью и формальностью, записи ведутся не в тетрадях, а в школьных журналах. Страницы пронумерованы, каждый приказ имеет нумерацию, пункты и подпункты. Впервые появляются приказы, объявляющие благодарность, присваивающие звания «отличник» и «ударник» труда. В книге приказов за 1941 и 1942 г. сделано много записей по отношению к учителям мужчинам, об освобождении от работы в школе в связи с призывом в РККА. Встречаются записи об эвакуированных учителях и школах. В 1943 г. сокращаются старшие классы школы в связи с мобилизацией учащихся в школу ФЗО. В школах появляются преподаватели военного дела. Практически во всех записях ощущается напряжение военного времени

III

Листая книги приказов РайОНО за 1933-34 г. сразу обращаешь внимание на то, что встречаются названия школ, которых в настоящий момент нет вообще или они находятся в другом территориально-административном районе, т.е. можно сделать вывод, что деление на территориально-административные районы было другим. Например, в книгах приказов за 1933 год встречаются Крайчиковская, Старо Крайчиковская, Журавлихинская, Чесноковская, Повалихинская школы (в настоящий момент эти школы территориально отнесены к Первомайскому району Алтайского края) (см. прил. 4). Далее территориально - административное деление изменяется в 1936г: В Тальменском районе нет с. Озёрки и Озерской школы (она в Краюшкинском районе).

Так как записи не всегда читаемы и текст не совсем понятен, я, помимо книг приказов, в своей исследовательской работе обратился к сборнику нормативно-правовых актов Советского Союза на сайте «Правовая Россия» 1

Опираясь на данные источники, я узнал, что в 30-е годы XX века в школьном образовании происходят крупные изменения.2 Всеобщее начальное обучение было признано важнейшей политической задачей ближайшего времени, поэтому повсеместно возникают школы. И, действительно, судя по книгам приказов Тальменского РайОНО, за 1933 г. на территории района существует множество школ – это школы I и II ступени, а также два детских дома.3 (см. прил. 4)

В период с 1931 по 1936 гг., в соответствии с партийно - правительственными постановлениями, школьная система изменилась. Все прежние типы школы (девятилетка, ШКМ, ФЗС и т.п.) отменялись.4 Для всей страны были установлены единые типы общеобразовательной школы.

Естественно, эти преобразования коснулись и нашего района, так в записях за 1935 г. мы уже не увидим «школы I и II ступени».5

В данный период вводился запрет на назначение лиц, имеющих специальное педагогическое образование, на другую (не по специальности) работу. С целью повышения общественного статуса учителя, постановлением ЦИК СССР N 53, СНК СССР N 686 от 10.04.1936 вводятся персональные звания учителей, присвоенные в установленном законом порядке, звания являлись пожизненными.6 (см. прил. 5)

В феврале 1933 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»7. Этим постановлением ЦК осудил стремление создать какой-то «динамичный» учебник, постоянно обновляющий свой материал. Было предложено создать новые, стабильные учебники, рассчитанные на использование их в течение ряда лет.

1. Сборник нормативно-правовых актов Советского Союза «Правовая Россия» http://lawru.info/

2. Там же

3. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 5

4. Латышина Д. И. История педагогики –М.: «Гардарики». 2005г

5. 6. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 5

6. Постановление ЦИК СССР N 53, СНК СССР N 686 от 10.04.1936Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4252.htm

7. Там же

В 1930-е годы активно ведется борьба с безграмотностью.8 В книгах приказов по Тальменскому РайОНО за 1936 год можно увидеть очень частые

записи о создании школ для взрослых при сельсоветах.

В приказе № 179 от 30.11 1936 г. речь идёт о том, что школы района обязаны предоставить свои помещения в вечернее время для занятий школы взрослых, а учителей обязали заниматься ликвидацией безграмотности.9

С целью ликвидации безграмотности и идеологическим воспитанием повсеместно в сёлах района появляются библиотеки, часто можно увидеть записи о назначении в село избачей избы читальной, ликвидаторов. Есть отдельные записи - «Назначить избачём избы читальной и ликвидатором платным»10

За сентябрь 1933г. в книгах приказов есть записи по школам Курочинская, Язовская, Шишкинская, в которых идет речь о детях колхозников и единоличноков в период школьных занятий работающих в поле, за что директорам объявляется строгий выговор.9

Исходя из записей в книге приказов по Тальменскому РайОНО, можно сделать вывод о том, что учителя часто меняют место работы по решению РайОНО, они переводятся из одной школы в другую, зачастую по нескольку раз в год.10

Можно увидеть частые записи о том, что инспекторы провели проверку школ. 11 Создается впечатление, что в районо работает целый штат инструкторов-проверщиков. В 1936 г. в соответствии с приказом районо «Проверка школ, детсадов, клубов, изб читальных осуществляется не менее 1 раза в 3 месяца

В 1937г. среди многих других интересных записей есть следующая:

«Приказ о назначении заведующего школой МТС Яковлева отменить как ошибочный на основании приказа КРАЙОНО запрещающего работать в русских школах людей не русской национальности (чуваш). 12(см. прил. 6)

Начиная с сентября 1937г. года появляются записи о классово-чуждых элементах, затем массово о врагах народа, увольнение жен врагов народа.13 (см. прил.7 )

Очень часто в книге приказов за 39 г. встречаются записи следующего характера - «Опоздал на 12 минут», «…. 15 минут», « … 17 минут», «… 25 минут»- но при этом применяются разные меры взыскания. 13 (см. прил. 8)

Опоздание до 20 минут - выговор, свыше 20- увольнение.

8. Культурное строительство в СССР в 1930-х гг. http://www.oboznik.ru/?p=52333

9. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 5

10. Там же

11. Там же

12. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 6, 13. Там же

Но это еще довольно мягкое наказание с 1940г. с целью укрепления оборонной мощи Советской Родины вступает в силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940 г. (см. прил. 9) - страна переходит на 8 часовой рабочий день и 7 дневную рабочую неделю и применяются более строгие меры к нарушителям трудовой дисциплины. Опоздание свыше 20 минут приравнивается к прогулу, что является уголовным преступлением, нарушителя не увольняют, а его дело передают в суд14 (см. прил. 10)

Закон запрещает самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое. Уход с предприятия может разрешить только директор предприятия или начальник учреждения в случае инвалидности и тяжёлой болезни по решению врачебно-трудовой комиссии, старости, декретным отпуском. В других случаях уволиться было не возможно. Все увольнения осуществляются на основании приказа КрайОНО 15 (см. прил. 11)

В 1938г. уже не встретишь записи о врагах народа. Репрессии видимо продолжались, но изменилась формулировка. Массово встречаются записи о том, что директора школ, клубов, учителя не исполняют свои служебные обязанности16

Удивительно, но пролистав все имеющиеся книги приказов по РАЙОНО за 1930-е годы, я не встретила ни одной записи объявляющей благодарность. Кроме этого могу сказать, что меня очень удивил тот факт, что в школах работало очень много мужчин (они преподавали математику, физику, химию, биологию, историю и даже были учителями начальных классов), что в настоящее время вообще является большой редкостью.

А посчитав количество школ, упоминаемых в книге приказов за 1938г., я насчитал более 46 (см. прил. 12) и это только на территории нашего Тальменского района, в настоящее время у нас 24 школы. Странно, что в книгах приказов за 1930-е годы не упоминаются пионервожатые, хотя пионерская организация уже существовала и проводились районные слёты пионеров. (см. прил. 13).

IV

Книги приказов за 40-е годы выглядят немного иначе - это школьные журналы, читая которые уже за 40-е годы чувствуется общее напряжение предвоенного времени. В школах района вводится начальная военная

14. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4252.htm

15. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 6

16. там же

подготовка. Встречаются следующие записи - «Для учебных целей выдать м/коллиберные винтовку»17 В целях хозяйственного укрепления происходит объединение начальные школы №1 и №2 в р.п. Тальменка в одну.18

В 1940г. большое внимание уделяется профессиональной подготовке учительского состава. В июне 1940-1941 учебного года подписывается приказ № 163 РайОНО, в соответствии с которым все работники школ, не имеющие специального образования и не занимающиеся повышением квалификации принято считать временно допущенными.19 (см. прил.14 ) .

Великая Отечественная война явилась периодом наивысшего напряжения духовных и физических сил всего народа. Школа явилась дним из основных инструментов духовного воздействия на общество того времени.

Практически во всех записях в книгах приказов по Тальменскому РайОНО с1941 по 1945 годы20 очень остро ощущается положение военного времени.

Уже в приказе № 169 от 15 июня 1941г: « в соответствии с постановлением Совнаркома идет речь об отзыве из очередного отпуска всех директоров школ», а начиная с 24 июня появляются записи о призыве учителей мужчин в РККА.

Многие учителя и выпускники школ ушли в Красную Армию.

За годы войны система школьного образования претерпела значительные изменения, но деятельность отечественной школы в годы войны в первую очередь была направлена на защиту детства и обеспечение всеобуча21.

В книгах приказов по Тальменскому РАЙОНО за 1942 и 1943 годы есть записи о необходимости проведения всеобуча, за отказ директора школ будут привлечены к строгой ответственности.

Даже в годы войны большое внимание уделялось совершенствованию всех составляющих образовательного процесса в школе, поэтому контролирующие органы очень внимательно отслеживали своевременное

прохождение курсов повышения квалификации работниками образования, за отказ следовало увольнение. Очень серьёзно контролировался так же и уровень успеваемости учащихся в школах нашего района. За низкие показатели в работе директоров школ отдавали под суд.

В общеобразовательных школах вводилась военная подготовка учащихся. С1942-1943 учебного года во всех школах страны был введен и специальный

17. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 6

18. Там же

19. Там же

20. там же

21. Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. " Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)Просвещение", Москва, 1982 г. http://www.detskiysad.ru/ped/ped103.html

новый предмет - военное дело. С ноября 1942г. массово в школах района вводится должность преподавателя военного дела.22

Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов. В летний период учителя и ученики школ работают в колхозах, директора школ и учителя отвечают за заготовку дров для отопления школ в зимний период, закупку учебников, своевременный ремонт школ.

Удивительно, но в книге приказов по Тальменскому РАЙОНО за 1943г. мне встретилась следующая запись: «Обследованием Курочкинской НШ установлено, что санитарное состояние школы плохое. В течении двух лет школа не ремонтировалась»23 (см. прил. 15) и это в условиях военного времени!

С весны 1942г. появляются записи об эвакуированных школах и учителях. Так в 1942г. на территории Тальменского района размещается Ясно-Поляновская школа эвакуированная из Ленинграда (см. прил.16).

Война привела к значительному сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе. Доля женщин в составе педагогического персонала возросла до 70%.

С целью поощрения лучших педагогов школ с 1940 г. учителям стали присваивать звание отличник и ударник труда 24. В этом же году в районе проходит первый слёт учителей отличников и ударников школ Тальменского района (см. прил. 17)

Из книг приказов за 1944г я узнала, что в районе была вспышка сыпного тифа, в связи с чем проводились ежедневные осмотры санитарного состояния учащихся на предмет «завшивости» и проводилось исследование крови учащихся на обнаружение малярии. 25

В период Великой Отечественной войны наш район принял не только массу эвакуированных и департированных граждан, но и некоторые учреждения – это 3 госпиталя и образовательные учреждения. С весны 1942г. появляются записи об эвакуированных школах и учителях. Так в 1942г. на территории Тальменского района размещается Ясно-Поляновская школа эвакуированная из Ленинграда. Мало кому известно, что в1943 г. в р. п. Тальменка был размещён детский сад семейного типа (возраст детей от 5 до 14 лет), эвакуированный из Польши, а в марте 1944г. по решению КРАЙОНО в Тальменке была размещена школа детей Польских патриотов 25

2 2. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 6

23. Там же

24.  Постановление СНК РСФСР от 14.11.1943 N 926 "Об утверждении Положения о значке «Отличник народного просвещения» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=24124

25. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 6

Начиная с весны 44г в книге приказов появляются записи об увольнении учителей школ Тальменского района в связи с возвращением в родные, освобожденные от фашисткой оккупации места. 26

V

В Луговской школе как и в других школах района в 1930-е годы учителя школы работали не только с детьми, но и с взрослыми, так какмногие взрослые люди были неграмотными, школа должна была ликвидировать неграмотность. Поэтому школа работала допоздна, днём велись уроки с детьми, а вечером учителя занимались ликбезом.

В селе функционировала библиотека (изба читальная). Избачами и ликвидаторами неграмотности в селе были в 1933г. – Гладырев, затем в 1936 г. Барышев, Павлова Е. С.27

С 1935г. школа стала семилетней. Первым директором семилетней школы был Л. В. Шапор Леонид Фёдорович, в 1936 г. директором школы стал Гордеев В. И.

Малолетних детей женщины-колхозницы, в рабочее время отдавали в детплощадку. В книге приказов по Тальменскому РайОНО есть запись о том, что тов. Ждан-Аножкина с 1.07. 1936г. назначается заведующей Луговской детплощадкой.28

В школе действовала пионерская дружина, а первыми пионерами стали Яковлева Т. А. и Феоктистов М. К.29

1937г. для школы стал во многом переломным. В этом году состоялся первый выпуск семилетней школы, вспоминает Тимонина А.,30 всего было выпущено 14 человек.

Сталинские репрессии не обошли нашу школу стороной, так в 1935г. был осуждён особой тройкой и расстрелян один из первых учителей школы священник Сергей Ковалёв.31

В книге приказов Тальменского РайОНО за 1937, мне удалось обнаружить запись от 8.12.1937, о том, что директор школы Ерёмин В. С. заболел и на период его болезни директором школы назначается Тимонина Александра Александровна. При этом в книге памяти жертв политических репрессий, я обнаружил запись о том, что уже 12. 02. 38 г. Василий Степанович был арестован. Директор Луговской НСШ Ерёмин Василий Степанович был

2 6. Там же

27. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 5

28. Там же

29. Там же

30. Воспоминания Тимониной А. А. Школьный музей

31. 34. Государственный архив Алтайского края, Российский государственный архив древних актов (РГАДА), историческая и справочная литература. http://genealogy.su/archives/3206

арестован и осуждён тройкой УНКВД по Алтайскому краю 14 марта 1938г. по 58 статье на 10 лет исправительно- трудовых лагерей с поражением в правах на 5 лет32, его дальнейшая судьба никому не известна. (см. прил. 18)

Новые испытания, выпали на долю учителей и учеников нашей школы в

годы Великой Отечественной войны -150 человек из нашего села ушли на фронт. Ушли и первые выпускники семилетней школы, и выпускники 1940г почти всем классом, вместе с классным руководителем Снегирёвым Сергеем Игнатьевичем в 1942г. были призваны на фронт. Многие погибли, пропали без вести, погиб и классный руководитель этого выпуска.33 (см. прил.19)

Хочется отметить тот факт, что учителя нашей школы в самое сложное для страны время всецело посвящали себя работе и добивались высоких результатов в деле обучения и воспитания. В книге приказов за 1940, 1941, 1943 г. отмечается высокий уровень учебно-воспитательной работы в школе, высокая успеваемость учащихся. Объявляется неоднократно благодарность Тимониной А. А. – директору школы и учителю русского языка и литературы, Сорокину Антону Михайловичу – учителю математики, Печуркину Василию Петровичу – учителю физики и математики, а так же присвоить звание ударника образования Тимониной а. А. Сорокину А. М. ИсуповуЛ. М. и Бодряковой.34

Заключение

Изучив книги приказов по Тальменскому РайОНО, я узнал очень много нового об истории нашей школы, нам удалось восстановить фамилии директоров, завучей, учителей, работавших в нашей школе в 1930-1940 г. Пролить свет на те несоответствия, с которыми мы раньше сталкивались при изучении истории нашей школы. Изучая документы и сопоставляя различные факты, я с уверенностью могу сказать, что те процессы и события, которые происходили в стране в 1930-1940-е годы, отразились и на истории как нашей школы, так и всех остальных школ района. Хочется отметить тот факт, что учителя нашей школы в самое сложное для страны время всецело посвящали себя работе и добивались высоких результатов в деле обучения и воспитания. В книге приказов за 1940, 1941, 1943 г. отмечается высокий уровень учебно-воспитательной работы в школе, высокая успеваемость учащихся.

32. Нижнее Причумышье: История и судьбы/ под ред. Г. А. Кубриной, Т. К. Щегловой. Барнаул, 2001г

33. Книга памяти т. 5. –Барнаул, 1994г. с. 634

34. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 6

Список источников и литературы

1. Архивные документы ( книги приказов ) за 1933-39г. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 5

2. Архивные документы ( книги приказов ) за 1940-44г. Архив РайОНО, Оп.2, с. 1. № 6

3. Государственный архив Алтайского края, Российский государственный архив древних актов (РГАДА), историческая и справочная литература. http://genealogy.su/archives/3206

4. Воспоминания Тимониной А. А. Школьный музей

5. Постановление СНК РСФСР от 14.11.1943 N 926 "Об утверждении Положения о значке «Отличник народного просвещения» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=24124

6. Советское трудовое законодательство в 1920-30-е годы. Источник: http://statehistory.ru/1556/Sovetskoe-trudovoe-zakonodatelstvo-v-1920-30-e-gody/

7. Сборник нормативно-правовых актов Советского Союза «Правовая Россия» http://lawru.info/

8. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4252.htm

9. Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. " Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)Просвещение", Москва, 1982 г. http://www.detskiysad.ru/ped/ped103.html

10. В. Е. Цибульникова История внутришкольного управления. Электронное издание https://www.litres.ru/v-e-cibulnikova/istoriya-vnutrishkolnogo-upravleniya/chitat-onlayn/page-3/

11. Книга памяти т. 5. –Барнаул, 1994г. с. 634

12. Нижнее Причумышье: История и судьбы/ под ред. Г. А. Кубриной, Т. К. Щегловой. Барнаул, 2001г

13. Советская школа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Источник: http://statref.ru/ref_jgepolmermermer.html

14. Культурное строительство в СССР в 1930-х гг. http://www.oboznik.ru/?p=52333

Приложение

Приложение 1

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1933г.

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1933г.

Приложение 2

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1935г.

Приложение 3

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1936г.

Приложение 4

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1933г.

Приложение 5

Постановление ЦИК СССР N 53, СНК СССР N 686 от 10.04.1936

"О персональных званиях для учителей начальных и средних школ"

10.04.1936Категория: СССР

Документ утратил силу

Документ по состоянию на август 2014 г.

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить нижеследующие персональные звания для учителей начальных и средних школ:

а) учитель начальной школы;

б) учитель средней школы;

в) заслуженный учитель школы.

Персональные звания учителей, присвоенные в установленном законом порядке, являются пожизненными, и лишение этих званий может быть произведено лишь по решению суда.

Учителям, получившим персональные звания, выдавать установленного образца аттестаты за подписью народного комиссара просвещения союзной республики.

Утвердить прилагаемые образцы единых для всех республик Союза ССР аттестатов на звание учителя начальной и средней школы.

2. Установить, что персональные звания присваиваются народными комиссарами просвещения союзных республик по представлению народных комиссаров просвещения автономных республик и заведующих областными (краевыми) отделами народного образования, а там, где не имеется областного (краевого) деления - по представлению заведующих окружными (городскими) и районными отделами народного образования, следующим лицам:

а) звание учителя начальной школы - окончившим средние педагогические учебные заведения (или приравненные к ним) и признанными пригодным для педагогической работы;

б) звание учителя средней школы - окончившим педагогические институты или университеты и признанным пригодными для педагогической работы.

Окончившим учительские институты и признанным пригодными для педагогической работы присваивать звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах средней школы.

Персональные звания присваивать указанным лицам лишь после прохождения или одногодичного стажа педагогической работы в школах. В испытательный стаж учительской работы может быть зачислена также прежняя педагогическая работа учителя до поступления его в учебное заведение.

Обязать народных комиссаров просвещения публиковать приказы о присвоении персонального звания в официальных органах народных комиссариатов просвещения.

Лицам, ведущим в настоящее время педагогическую работу в начальной и средней школе, но не окончившим соответствующих учебных заведений, предоставляется право продолжать педагогическую работу с тем, чтобы в течение двух лет (до 1 августа года) сдать необходимые испытания и получить соответствующие аттестаты.

3. Установить, что звание заслуженного учителя присваивается на основании особого положения советами народных комиссаров союзных республик по представлению народных комиссаров просвещения учителям начальных и средних школ, особо отличившимся своей воспитательно-педагогической деятельностью.

Председатель ЦИК Союза ССР 
М.КАЛИНИН

Председатель СНК Союза ССР 
В.МОЛОТОВ

И.о. Секретаря ЦИК Союза ССР 
И.УНШЛИХТ

Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4252.htm

Приложение 6

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1937г

« Приказ РОНО от 26 мая № 42 ….ношении назначения зав. Школы МТС тов. Яковлева, отменить как ошибочный, так как без приказа КрайОНО я не имел права провести назначение Яковлева как не могущего работать в русских школах (по национальности чуваш)»

Приложение 7

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1937г

Записи о врагах народа и классово чуждых элементах

Приложение 8

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1939г

Приложение 9

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 

УКАЗ

от 26 июня 1940 года 

О ПЕРЕХОДЕ НА ВОСЬМИЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ,

НА СЕМИДНЕВНУЮ РАБОЧУЮ НЕДЕЛЮ И О ЗАПРЕЩЕНИИ

САМОВОЛЬНОГО УХОДА РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ

С ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ

Согласно представлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов - Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Увеличить продолжительность рабочего дня рабочих и служащих во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях:

с семи до восьми часов - на предприятиях с семичасовым рабочим днем;

с шести до семи часов - на работах с шестичасовым рабочим днем, за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНК СССР;

с шести до восьми часов - для служащих учреждений;

с шести до восьми часов - для лиц, достигших 16-ти лет.

2. Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели - воскресенье - днем отдыха.

3. Запретить самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое.

Уход с предприятия и учреждения или переход с одного предприятия на другое и из одного учреждения в другое может разрешить только директор предприятия или начальник учреждения.

4. Установить, что директор предприятия и начальник учреждения имеет право и обязан дать разрешение на уход рабочего и служащего с предприятия или из учреждения в следующих случаях:

а) когда рабочий, работница или служащий согласно заключению врачебно - трудовой экспертной комиссии не может выполнять прежнюю работу вследствие болезни или инвалидности, а администрация не может предоставить ему другую подходящую работу в том же предприятии или учреждении, или когда пенсионер, которому назначена пенсия по старости, желает оставить работу;

б) когда рабочий, работница или служащий должен прекратить работу в связи с зачислением его в высшее или среднее специальное учебное заведение.

Отпуска работницам и женщинам - служащим по беременности и родам сохраняются в соответствии с действующим законодательством.

5. Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев.

Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно - трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%.

В связи с этим отменить обязательное увольнение за прогул без уважительных причин.

Предложить народным судам все дела, указанные в настоящей статье, рассматривать не более чем в 5-дневный срок и приговоры по этим делам приводить в исполнение немедленно.

6. Установить, что директора предприятий и начальники учреждений за уклонение от предания суду лиц, виновных в самовольном уходе с предприятия и из учреждения, и лиц, виновных в прогулах без уважительных причин, - привлекаются к судебной ответственности.

Б иблиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4252.htm

Приложение 10

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1944г

«« за допущенный прогул 13 апреля ………. отдать под суд»

Приложение 11

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1941г

Приложение 12

Приложение 13

Фото первого слёта пионеров в районе 1932г. (фонд школьного музея)

Приложение 14

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1941г

Приложение 15

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1943г

« ….. школа в течении двух лет не ремонтировалась….»

Приложение 16

Книга приказов по Тальменскому РайОНО 1942г

Приложение 17

Фото учителей Тальменского района 1939-1940г. среди отличников и ударников образования Сорокин Алексей Михайлович и Тимонина Александра Александровна, учителя Луговской школы

Приложение 18

Приложение 19

Фото 7 «А» класса 1939г. Оф 296/13КП

Просмотров работы: 23