Очарование уральского фарфора – от истоков до наших дней

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Очарование уральского фарфора – от истоков до наших дней

Квятковская М.К. 1
1МАУДО "ДПШ г. Челябинска"
Анкудинова Т.В. 1
1МАУДО "ДПШ г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Область художественно-творческой деятельности человека, в которой создаются самобытные утилитарные предметы, неповторимые по форме и декору, относится к декоративно-прикладному искусству. В истории художественной культуры декоративно-прикладное искусство занимает особое место и свидетельствует о высокой культуре, традициях и мировосприятии народов. В Челябинской области было создано немало выдающихся образцов и целых направлений декоративно-прикладного творчества, которые прославили наш регион на весь мир: достаточно вспомнить Златоустовскую гравюру на стали, Каслинское и Кусинское литьё. На этом фоне порой теряются другие направления, например, южноуральский фарфор.

Еще 20 лет назад сложно было найти в Челябинской области семью, где не была бы в ходу посуда Южно-Уральского фарфорового завода. Да и сейчас она сохранилась во многих домах. Изящные чайные сервизы, расписные сахарницы, яркие тарелки стали символом домашнего уюта для нескольких поколений жителей Челябинской области. Люди покупали сервизы Южно-Уральского фарфорового завода в подарок друзьям и близким из других городов и даже стран, продукция предприятий занимала призовые места на выставках.

В нашей семье очень любят эту посуду и стараются ее беречь. Тем более, что сейчас новые изделия Южно-Уральского фарфорового завода невозможно купить, так как предприятие уже не действует. Учитывая недолговечность бытовой посуды, предметов Южно-Уральского фарфора с каждым годом становится все меньше. Особо ценные, редкие и высокохудожественные сервизы уже стали антиквариатом. Это послужило для нас поводом, чтобы начать исследование уральского фарфора и лучше понять, в чем его ценность, уникальность, и насколько он востребован современными поколениями.

Цель работы: познакомиться с истоками зарождения и историей развития уральского художественного промысла – фарфора, установить факт закрытия завода и обратить внимание общественности на данное событие.

Задачи:

познакомиться с историей образования и развития Южно-Уральского фарфорового завода от истоков до сегодняшних дней;

провести анкетирование среди жителей города Челябинска на тему южноуральского фарфора;

создать презентацию «Южноуральский фарфор: от истоков до наших дней», продемонстрировать её сверстникам и выяснить их отношение к судьбе Южноуральского фарфорового завода;

познакомиться с историей развития Сысертского фарфорового завода, побывать на экскурсии на заводе и узнать о дальнейшей судьбе завода;

проанализировать проделанную работу и определить план дальнейшей работы;

составить библиографию используемых источников.

Объект работы – Южноральский фарфор.

Предмет исследования – определение информированности жителей города Челябинска по истории и судьбе южноуральского фарфора и отношения людей к факту закрытия Южноуральского фарфорового завода.

Методы исследования –

теоретические: анализ литературы;

экспериментальные: наблюдение (экскурсия), проведение анкетирования; анализ.

Гипотеза:Южноуральский фарфор имеет высокую художественную и утилитарную ценность, является популярным, узнаваемым брендом и высоко востребован в современных условиях.

ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Немного о фарфоре и его производстве

На протяжении многих десятилетий фарфор является неотъемлемой частью нашего быта, но мало кто знает, как изготавливают фарфор. Фарфор делают из смеси огнеупорной глины, каолина, кварцевого песка и полевого шпата. Изделия обжигают при высоких температурах, порядка 1000 градусов и выше. Покрывают глазурью – стекловидным материалом. Фарфор непроницаем для газа и воды. Не меняет вкус и запах блюд и напитков. Зато очень хорошо пропускает свет. На некоторых изделиях можно изнутри увидеть клеймо, напечатанное снаружи на дне. По своему составу фарфор бывает мягкий и твердый. Разное количество ингредиентов, разная температура обжига и, как следствие, разное качество [5, 6, 8, 9]; (приложение А фото 1, 2).

Южноуральский фарфоровый завод – начало пути

Знаменитый фарфоровый завод в Южноуральске был создан в середине XX века. Он выпускал не только «будничную» посуду, но и художественные изделия. Фарфоровая посуда от этого завода была в каждой челябинской семье. Это первый фарфоровый завод послевоенного времени, который был построен и введён в эксплуатацию в рекордные сроки. В июле 1954 года было принято решение о строительстве завода, а через 9 лет, в 1963 году, завод вышел на полную мощность по производству хозяйственного фарфора: посуды, тарелок, чашек, блюдец, сервизов. Дефицит посуды в 60-е годы ХХ века в Советском Союзе был острый, существующие фарфоровые заводы не справлялись со спросом: объём производства составлял две тарелки на одного человека. Южноуральский фарфоровый завод быстро стал лучшим заводом в регионе. К 1975 году объём производства составил 27 миллионов единиц продукции ежегодно. За все годы существования завод выпустил 600 миллионов изделий: пиал, сервизов, скульптур.

У завода сформировался свой собственный стиль, который невозможно перепутать ни с одним фарфоровым заводом. Помимо традиционного декора, завод выпускал композиции, расписанные по сюжетам сказок уральского писателя Павла Бажова. В каждой такой работе был заложен неповторимый авторский стиль – прежде всего, тщательно подобранные сочетания цветов, детально вытроенная композиция. Коллекции по мотивам сказок выпускались ограниченной серией.

Завод четыре раза менял клеймо. Ни одни из фарфоровых заводов так часто не менял своё клеймо. Первые годы работы завода продукцию украшала лилия; следующим фирменным изображением стал березовый лист; в третий раз товарным знаком стала белка; в четвертый и он же последний – косуля. В годы существования завода в Челябинске и за его пределами неоднократно проходили выставки, на которых экспонировались чайные и кофейные сервизы, фарфоровые картины, тарелки, фигурки и другие изделия, созданные мастерами Южно-Уральского фарфорового завода [1, 2, 3, 8]; (приложение В рис. 1; фото 1, 2, 3).

Художники-керамисты Южноуральского фарфорового завода

Главным художником Южноуральского фарфорового завода долгое время была Елена Александровна Щетинкина – скульптор, живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, член Союза художников СССР. Елена Александровна рано начала рисовать. В возрасте 12 лет по примеру старшей сестры, ставшей профессиональным художником, поступила в Казанскую художественную школу. В 1969 году окончила Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина. В 1979 – окончила Московское Строгановское высшее художественно-промышленное училище по специальности «художник-керамист» и до 1987 года работала главным художником на Южноуральском фарфоровом заводе. Её фарфоровые сервизы –многопредметные, украшены лепкой, в них присутствует функциональность и образность одновременно. В творчестве Елены Александровны сосуществуют строгая классическая изобразительность и яркая декоративность. В начале 1980-х гг. Елена Щетинкина создала серию фарфоровых композиций по впечатлениям от творческих поездок в Грузию, Туркмению, Узбекистан, на Байкал. Это скульптурные композиции из фарфора «Тридцать» и «Озарение» (1988). В 1980-е гг. выполнены скульптуры «Художник и завод», «Зеленый змий», «Война и мир», в которых соединились философские размышления и «наивный фольклор» как представление художницы о мире. В 1990-е гг. художница постоянно возвращается к одним и тем же темам (Пушкиниана, евангельские сюжеты). Работы этого направления составили основу персональной выставки, посвященной 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Кроме Елены Щетинкиной, на заводе работали другие художники: А.Л. Панова, Т.В. Бланк, Н.В. Костромитина, В.В. Орлов [4, 5, 7, 8, 10]; (приложение В фото 1-9).

Закрытие Южноуральского фарфорового завода: что дальше?

Южноуральский фарфор получил широкую известность, как в бывшем СССР, так и в зарубежных странах: Монголия, Афганистан, Йемен, Израиль, Австралия. Часто южноуральский фарфор украшался росписями по мотивам уральского сказочного края. Завод выпускал широкий ассортимент столовых, чайных, кофейных сервизов и изделий различного подарочного ассортимента. Коллектив Южноуральского фарфорового завода старался сохранить свой стиль, неповторимое «лицо» выпускаемой продукции, и в то же время сделать ее модной и современной. Большим спросом у покупателей пользовался кофейный набор «Тет-а-тет», кофейный сервиз на 15 предметов, суповые наборы, чайные и кофейные чашки «Встреча», сувениры и другая продукция. Коллектив завода стремился чаще обновлять ассортимент, больше работать по заказам потребителей. Хотелось бы, чтобы и дальше изделия предприятия вызывали у людей добрые чувства, радовали глаз, создавали хорошее настроение. Все это способна сделать красота фарфора, в который вкладывали свою душу люди, рождающие это чудо.

Южноуральский фарфоровый завод просуществовал 45 лет. За это время завод выпустил более 550 млн изделий хозяйственного фарфора. Не выдержав конкуренции с китайским «пластификатом» и «ширпотребом», в 2008 году завод был признан банкротом и как фарфоровый завод прекратил своё существование. Его перепрофилировали в арматурно-изоляторный завод. В настоящее время он принадлежит частному лицу.

Доступ к архивам с образцами продукции завода закрыт. Сохранился музей завода, он передан в муниципальную собственность г. Южноуральска. Но, к сожалению, до него нет никому дела, туда не возят экскурсий. Потихоньку экспонаты «уходят» в неизвестность, хотя среди них есть по-настоящему уникальные вещи. Например, поразительный экспонат «Хозяйка медной горы» в единственном экземпляре, высотой около полутора метров, она так и не была выпущена в производство. Среди экспонатов музея есть и Олимпийский Мишка 1980 года. Жаль, что музей закрыт, и самобытная коллекция завода остается в безвестности.

История фарфора г. Сысерти (Свердловская область) – выход есть!

В живописном месте на берегу Сысертского пруда, в местечке, которое раньше называлось «Белая глина», несмотря на трудности последних лет, работает завод «Сысертский фарфор». Это уникальное предприятие со своей высокохудожественной ручной росписью и фирменным клеймом «Белочка» известно далеко за пределами Урала и даже России. В Сысерти с XIX века существовало производство домашней керамики. Глина добывалась на берегу реки Сысерти и по берегам Сысертского заводского пруда. Гончарная мастерская «Гончарка» до революции обеспечивала все окрестные сёла керамической утварью. Глину мяли ногами в деревянных чанах, изделия обжигали в кирпичных печах на дровах, глазуровали гончарной глазурью. Выпускали посуду, скульптуру, игрушки и кукольные головки. В конце 1940-х годов появляется интерес к местному месторождению цветных и белых глин. С этого времени начинается выпуск фарфоровых изделий методом сливного литья в гипсовые формы. В 1977 году завод переименован в «Сысертский завод художественного фарфора». С этого времени на заводе выпускаются изделия сложной формы и различного художественного оформления: вазы, столовые, чайные, кофейные сервизы; комплекты и наборы предметов, салатники, приборы для специй, статуэтки и разнообразные сувениры. В 1994 году продукция завода отнесена областным художественно-экспертным советом к изделиям народного художественного промысла. В настоящее время предприятие традиционного народного русского художественного промысла ООО «Фарфор Сысерти» широко известно в России, растёт и развивается вопреки сложным экономическим условиям.

Редкий гость покидает Сысерть без фарфорового сувенира! Истории основания ныне единственного на Урале фарфорового завода, хорошо известного всей России, посвящён отдельный зал музея. Фирменные статуэтки 1960-1970-х годов выполнены по сказам П.П. Бажова: Данила–мастер, Хозяйка Медной горы, Огневушка-Поскакушка, Серебряное копытце. Основная продукция XXI века – скульптура, чайные, кофейные, суповые сервизы. Сысертский завод единственный в мире выпускает фаянсовые иконостасы для храмов в разных уголках России и мира. Фрагменты первого из таких заказов – иконостаса, отлитого и расписанного сысертскими мастерами для главного храма Свято-Николаевского монастыря в Верхотурье, а также православные киоты, лампадки, ангелочки, подсвечники из фарфора – тоже можно увидеть в музее. На сегодня мастера выполнили уже более 10 эксклюзивных заказов для храмов Невьянска, Челябинска, Храма-на-Крови в Екатеринбурге.

Вершиной мастерства по праву считается чайно-кофейный сервиз в стиле XIX века, разработанный на основе сервиза, принадлежавшего императору Николаю II. Труд на фабрике – на 80% ручной: нет двух одинаковых изделий, и каждое из них особенное. Этим и славится Сысертский фарфор, продукция которого выгодно отличается от изделий промышленных фарфоровых предприятий и обладает авторской эксклюзивностью. Предприятие охотно проводит экскурсии, в ходе которых можно и увидеть на деле весь производственный процесс, и испытать себя на одном из его этапов. Гостям сначала кратко расскажут об истории фабрики, затем проведут через все цеха: литейный, живописный, печи для обжига. Наконец, во время мастер-класса по росписи каждый сможет почувствовать себя «фарфоровых дел мастером» – нанести переводной рисунок (деколь) на кружку и вместе с художником расписать блюдце скипидарными красками. Готовые изделия можно забрать с собой.

В настоящее время завод терпит большие убытки и стоит на грани банкротства. Оборудование, здания и цеха – всё в запущенном состоянии. Есть перебои с поставками глины и красок – сейчас завод переходит на компоненты отечественного производства. Уникальный завод спасают областные власти. В ближайшем будущем производство получит новое развитие. Сысертский фарфор станет известным уральским брендом. Местная власть понимает, что фарфор Сысерти – это поддержание лучших уральских традиций в ручной росписи фарфоровых изделий. Вся продукция относится к народно-художественным промыслам России. В неё вкладывается тепло рук живописцев и частичка их души. Каждое изделие наполнено легким и воздушным настроением, эмоциями и чувствами [1, 2, 3, 5, 7]; (приложение В рис. 1; фото 1, 2, 3).

ГЛАВА. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Анкетирование

Изучая литературу по истории южноуральского фарфора, мы выяснили, что над его созданием трудились талантливые художники, а лучшие изделия экспонировались на региональных и всероссийских выставках. Но мы также решили выяснить, насколько популярными в быту были изделия Южноуральского фарфорового завода среди жителей Челябинска, какую ценность он представляет для современного поколения и востребован ли южноуральских фарфор в наши дни.

Для этого мы выбрали метод социологического исследования – анкетирование. Оно состояло из 10 вопросов, проводилось в сети интернет среди жителей города Челябинска в сентябре – октябре 2022 года (в google-формах через социальную сеть В Контакте).

Анализ демографических характеристик респондентов, принявших участие в анкетировании, показал, что тема южно-уральского фарфора наиболее интересна женщинам (95,2% респондентов) среднего возраста (69,2% респондентов возрастом 35–50 лет). Также активно в опросе участвовали девочки и девушки до 18 лет.

Результаты анкетирования показали, что респонденты довольно хорошо осведомлены о деятельности Южно-Уральского фарфорового завода: знают о его работе 69,8% участников. При этом респонденты старше 50 лет информированы лучше всего. Они же являются наиболее частыми владельцами продукции завода, активно пользуются посудой, хранят дома чайные сервизы, тарелки. Участники анкетирования младшего и среднего возраста (до 18 лет и 35-50 лет) меньше информированы о деятельности завода, чаще сомневаются в том, есть ли у них дома изделия южно-уральского фарфора. Меньше всего осведомлены о деятельности завода респонденты возрастной категории 18-35 лет.

Абсолютное большинство респондентов отметили, что им нравится продукция Южно-уральского фарфорового завода: 87,3% ответивших. Участники анкетирования ценят южно-уральский фарфор за удобство в повседневном использовании (41,3%), красивый дизайн (34,9%), прочность (28,6%) яркие цвета (19%), использование природных мотивов в декоре (19%), изящную форму (15,9%). Самым же популярным вариантов ответа стал «Нравится, что она местного производства» - так ответили 58,7% респондентов. Примечательно, что этот вариант выбирали даже те, кто не был осведомлен о существовании южноуральского фарфора. Это говорит о том, что жители Челябинска высоко ценят продукцию локального производства, позитивно относятся к ней.

Наиболее распространенная продукция – тарелки, чайники, чайные чашки и блюдца, сахарницы. Несколько человек оказались обладателями декоративных фигурок. Встречались необычные редкие предметы: солонка-рыбка, кувшин, люстра.

Люди ценят местное происхождение фарфоровых изделий и выступают за то, чтобы возродить на Южном Урале фарфоровое производство. Даже сейчас, когда потребителям доступны более современные и дешевые виды посуды (например, пластиковая посуда, китайское стекло, типовая посуда IKEA) южно-уральский фарфор не теряет своих позиций. В вопросе «Какая посуда Вам нравится» с возможностью выбора двух ответов 59% респондентов отметили южно-уральский фарфор, 42,6% – фарфор других производителей, 32,8% – глиняную посуду, 31,1% – посуду из IKEA, 19,7% – китайское стекло.

В ходе анкетирования одна из респондентов поделилась информацией о том, что родственница ее мужа работала на Южно-Уральском фарфоровом заводе на росписи изделий. Еще одна участница опроса отметила, что южно-уральский фарфор дорог ей как память. Подобные ответы позволяют сделать вывод, что южно-уральский фарфор прочно вошел в жизнь многих челябинских семей, получил не только утилитарную ценность, но и дополнительные смыслы, стал ассоциироваться с такими ценностями, как семейные связи, память поколений, гордость за малую родину (приложение Д рис. 1-5).

Экскурсия на фарфоровую фабрику в г. Сысерти

В ходе экскурсии на фарфоровое производство в г. Сысерти мы убедились, что традиции производства и декорирования уральского фарфора до сих пор живы и имеют свое продолжение. Судя по количеству туристов на заводе, его продукция высоко востребована жителями Свердловской, Челябинской областей и других регионов России.

На нас произвело большое впечатление, с какой тщательностью декорируется фарфор, какой точности и таланта требует ручная роспись изделий. В музее завода и фирменном магазине при предприятии мы убедились, что главной темой в декоре являются узнаваемые мотивы уральской природы и сказов Бажова. На мастер-классе по росписи кружки и блюдца мы познакомились с техниками деколи и мазковой росписи.

Конечно, производит впечатление контраст между условиями на производстве и конечным результатом. Производственные помещения в довольно изношенном состоянии, требуют ремонта, замены оборудования на более современное. На даже в таких неприглядных условиях создаются настоящие шедевры фарфорового промысла, изящные и прочные вещи. С сотрудницей завода мы провели эксперимент и встали на перевернутую вверх дном кофейную чашечку: чашка выдержала вес в 26 кг и даже не треснула!

Безусловно, подобные уникальные производства необходимо поддерживать, развивать, а их продукцию делать более доступной для жителей нашего региона и страны.

Создание презентации «Очарование уральского фарфора – от истоков до наших дней»

В ходе работы с литературой и посещением экскурсии, была создана презентация на данную тему. Презентацию продемонстрировали во всех группах студии «Жар-птица» и поместили на странице студии в социальной сети ВКонтакте.

Обсуждение презентации со сверстниками показало, что фарфоровый промысел интересен современному поколению. Наши ровесники высоко оценили художественную роспись фарфора и готовы пользоваться подобными изделиями в повседневной жизни.

2.4 Оценка выполненной работы

Выполнена работа по сбору информации о производстве фарфора в Уральском регионе. Мы познакомились с производством фарфора из литературы и на экскурсии. Познакомились с творчеством удивительного человека, жительницы Челябинска, Елены Александровны Щетинкиной. Очаровательные изделия обеих фабрик нашего региона не оставляют равнодушными людей разного поколения уже второй век. В каждом доме до сих пор найдётся несколько предметов из кухонной посуды, созданных на наших уральских фабриках. Мы подняли вопрос о закрытии Южно-Уральской фарфоровой фабрики с надеждой на дальнейшее её возрождение.

Заключение

Целью творческо-реферативной работы было познакомиться с истоками зарождения и историей развития уральского художественного промысла – фарфора, установить факт закрытия завода и обратить внимание общественности на данное событие. Цель выполнена. Для достижения цели были решены все планируемые задачи и сделаны определённые выводы:

история создания и деятельности завода была тесно связана с удовлетворением потребности жителей страны в качественной и красивой бытовой посуде, которая во многом формировала домашний быт множества семей и задавала определенную эстетическую планку повседневной жизни;

изменения в экономической жизни страны привели к закрытию фарфорового производства в Челябинской области;

анкетирование выявило хорошую осведомленность старшего поколения и низкую информированность молодого поколения о работе Южноуральского фарфорового завода, и одновременно с тем было выявлено позитивное отношение респондентов к возможности возрождения фарфорового производства в регионе;

демонстрация презентации о южноуральском фарфоре также подтвердила высокий интерес к теме у наших сверстников;

пример Сысертского фарфорового завода говорит о том, что деятельность фарфорового производства возможна и в современных экономических условиях, а данная продукция востребована жителями страны;

выявлен определенный дефицит научной источниковой базы по теме южноуральского фарфора, недоступность неписьменных источников – музейных экспонатов.

Гипотеза о том, что южноуральский фарфор имеет высокую художественную и утилитарную ценность, является популярным, узнаваемым брендом и высоко востребован в современных условиях, подтвердилась.

Список литературы

Павловский, Б., Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала / Б. Павловский. — М.: «ИСКУССТВО», 1975. — 131 с.

Насонова, И., «Марки советского фарфора, фаянса и майолики» / И. Насонова, С. Насонов, И. Гольский, Г. Дворкин, // 1917-1991», 2-й том — М.: «СРЕДИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ», 2009. — 320 с.

Федосеева, О. Уральский фарфор / О. Федосеева, Ю. Шеломов // — У.: «УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ», 2013. — 256 с.

Шабалина, Н. Фарфоровое производство на южном Урале второй половины XX века. / Н. Шабалина // Вестник ЮУрГУ №8 (184) 2010https://cyberleninka.ru/article/n/farforovoe-proizvodstvo-na-yuzhnom-urale-vtoroy-poloviny-xxveka/viewer

Челябинское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Щетинкина Елена Александровна. http://shrchel.ru/shhetinkina-elena-aleksandrovna/

Фарфор Сысерти Ассоциация «художественные промыслы России» https://nkhp.ru/assotsiatsiya/turisticheskie-vozmozhnosti-predpriyatiy-nhp/farfor-syiserti/

Фарфор СССР Южноуральский фарфоровый завод https://dzen.ru/media/id/5ca0dc1d5c7f3a00b45ceac7/farfor-sssr-iujnouralskii-farforovyi-zavod-6001dff00cf4a170b9b4248e

Фарфор СССР воплощение сказок П. Бажова https://dzen.ru/media/id/5ca0dc1d5c7f3a00b45ceac7/farfor-sssr-voploscenie-skazok-pbajova-5f63ab56bdfa745d408797a0

Производство фарфора. https://www.kefa.ru/article/kefa/profar/

«Пространство фарфора» Елены Щетинкиной. https://art16.ru/reportage/2021/10/31/prostranstvo-farfora-eleny-aleksandrovny-shchetinkinoy.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Фото 1,2 Производство уральского фарфора

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Фото 1. Въезд в город Южноуральск

Рис. 1 Четыре клейма Южно-Уральского фарфорового завода

Фото 2-8 Продукция Южно-Уральского фарфорового завода

Фото 9-16 Сувенирная продукция Южно-Уральского фарфорового завода СССР

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Фото 1. Щетинкина Елена –

Фото 2 Авторская экскурсия по выставке Щетинкиной Е.А.

Фото 3, 4, 5 Фарфор Елены Щетинкиной

6, 7, 8, 9 Фарфор Елены Щетинкиной

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Фото 1, 2, 3 Продукция фарфорового завода г. Сысерти

Фото 4 Иконостас производства фарфорового завода г Сысерти

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Рис. 1-5 Анкетирование

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Фото 1 – 7 Экскурсия на фарфоровую фабрику г. Сысерти

Фото 8, 9, 10 Уральский фарфор у нас дома

Просмотров работы: 226