Сердце, отданное детям (Страницы жизни и биографии Ураловой Маргариты Константиновны)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сердце, отданное детям (Страницы жизни и биографии Ураловой Маргариты Константиновны)

Гильманова Е.Р. 1
1МАОУ СОШ №1
Филиппова Е.М. 1Бирюкова Н.И. 1
1МАОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

О Маргарите Константиновне Ураловой я узнала совсем недавно, и меня очень заинтересовала ее жизнь и творчество.

Эта тема привлекла моё внимание тем, что в процессе изучения я смогу узнать много интересного о людях моего города, о Маргарите Константиновне, которая работала в нашей школе, писала и собирала материал об Арамили. Очень важно знать о своем родном крае, о его истории и, конечно же, о людях, внесших огромный вклад в развитие города.

Маргарита Константиновна писала: «Я считаю, что каждому человеку важно знать – свою родословную, тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебным и вкусным, дороже будет взрастившая нас земля, легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Ведь без прошлого ни понять, ни оценить настоящего невозможно.»

«Светлые люди оставляют о себе светлую память», именно таким светлым человеком была Маргарита Константиновна Уралова.

Цель проекта: понять, какой вклад внесла Уралова Маргарита Константиновна в историю нашего города.

Задачи:

1. Изучить биографию Маргариты Константиновны.

2. Выяснить этапы трудовой деятельности Ураловой М.К.

3. Понять, за какие заслуги перед городом она получила звание Почетный гражданин Арамильского городского округа.

4. Познакомиться с книгой «Арамиль — мать городов Уральских» и определить значимость ее написания.

5. Взять интервью у людей, знавших Маргариту Константиновну.

6. Подготовить и провести с учащимися школы классные часы об Ураловой М.К.

Гипотеза: если человек посвятил свою жизнь родному краю и родной школе, получил звание Почетного гражданина, то его вклад в жизнь города весом.

Предмет исследования: книги Ураловой М.К., архивные материалы, Интернет-ресурсы, воспоминания и фотографии.

Объект исследования: биография и трудовая деятельность Ураловой М.К.

Глава I. Начало биографии

Знакомиться с личностью Маргариты Константиновны мы начнём со слов, взятых из книги «Древо памяти», автором которой и является М.К. Уралова.

В книге она так рассказывала о себе: «Поздний ребёнок – это я. Десятая! Уралова - Александрова М.К. Мама родила меня на 45-ом году жизни, поэтому я и говорю, что я – поздний ребёнок» [10]. Маргарита повествует: «Я - последний подарок от Господа. Больше он моим родителям таких подарков не делал.» [10].

Рита родилась 1-го июня 1929 года в Свердловске, в многодетной семье Александровых Константина Павловича и Антонины Савельевны. Маргарита была младшей в семье, она являлась десятым и последним ребёнком.

В церкви при крещении Маргарите дали имя – Марина. Риту записали так: «И меня записали Мариной. Значит, у меня два имени: церковное – Марина, а гражданское – Маргарита. В педучилище меня звали Марго» [10].

Рита обладала бойким и целеустремлённым характером, жизнь преподнесла ей способность стойко преодолевать любые жизненные трудности и неприятности, всегда оставаться оптимистичной и жизнерадостной в любой жизненной ситуации. Она всегда была активной оптимистичной и старательной в учёбе. За хорошую учёбу, примерное поведение и активную общественную работу Рите была выписана на год «Пионерская правда.»

В своей очень увлекательной автобиографической книге «Древо жизни», которую мне посчастливилось прочитать, Маргарита Константиновна пишет: «Я начала помнить себя и свою семью где-то лет с пяти, когда мы жили на Динасе, где родители строили свой дом на берегу Чусовой, недалеко от железнодорожного моста через Чусовую» [10].

О своей семье Уралова Маргарита вспоминает: «Семья наша была большая, дружная, даже соседи, с кем я жила по улице Рабочей, всегда восхищались: «Какая большая и дружная родня у Маргариты Константиновны!». Смех и шутки – это признаки здоровых нормальных отношений. Так было у нас всегда. Вот в такой мужской семье я и росла очень бойкой».

Детство и юность Риты пришлись на тяжёлые тридцатые и сороковые годы. Пятерых братьев в годы войны сразу призвали в армию, домой вернулись лишь четверо. В годы войны жизнь выдалась непростой, о ней писательница вспоминает как о громе средь ясного неба: «Жить было очень трудно, холод, голод – постоянные спутники военного времени, всегда хотелось есть» - рассказывала Маргарита Константиновна. Но несмотря на все трудности и напряжённую обстановку военного времени, Рита благоразумно рассуждала: «Война – войной, а детство – детством. Веселиться детской душонке надо, чтоб не зачерствела она, чтоб не быть хмурой пессимисткой. Оптимизм – всегда великое подспорье во всех делах. Праздники нужны! И педагоги делали всё для нас. Отмечали встречи Нового года, 8 Марта, 1 Мая, Октябрьские праздники и, конечно, День Красной Армии и Воздушного флота».

В школу Рита пошла учиться в 1937 г. Была октябренком, пионеркой, комсомолкой, была даже членом учкома. В 1943 году прилежная ученица – Маргарита вступила в комсомол. Об этом событии Рита писала: «В военное время учительские комсомольские организации и ученические были объединены, меня как активную ученицу и не двоечницу решили принять в комсомол. В это время была прорвана блокада на Ленинградском фронте, и как же можно до сих пор быть пионеркой? Я училась в 7- ом классе. По уставу в комсомол принимали с 14 лет. Идёт февраль: мне ещё нет 14, я же появилась в июне, но меня приняли».

Итак, Бюро Ирбитского Горкома комсомола утвердило решение первичной организации школы №2, и Александрова Рита стала комсомолкой. С тех пор приводным ремнём партии, её резервом и помощником, а потом 40 лет её членом.

Окончив семилетнюю школу №2 города Ирбита, Маргарита начала свою трудовую деятельность в Ирбитском горкоме комсомола с июня 1944 г. В 1945 году поступила в ирбитское педагогическое училище, проучившись два года, перевелась на заочное отделение и окончила его.

Летом 1947-го Маргарита Константиновна вместе с мамой приехала в Арамиль, к брату Владимиру, тем самым крепко связав свою судьбу с этим городом. О волнительном переезде из Ирбита в Арамиль она поделилась со своими переживаниями: «Еду в новую взрослую жизнь, неведомую мне. Что там будет?» 2, тогда ещё она не знала, что будет Почётным гражданином Арамильского округа, а также принесёт много пользы для города и жителей, живущих в нём. Здесь Ураловой Маргарите нашлась работа в райкоме партии, заведующей библиотекой парткабинета.

Началом педагогического пути можно считать работу в Бородулинской начальной школе №17, там она проработала с 1948 по 1949г. учительницей начальных классов. Маргарита была секретарем комсомольской организации.

В январе 1949г. Маргарита вышла за муж за Дмитрия Клавдиевича Уралова. Переехала с мужем в Армению, где находилась его воинская часть. К сожалению, семейная жизнь не сложилась, Маргарита Константиновна вернулась в свою любимую школу, в свой любимый коллектив. На руках у нее был маленький сын Миша, который родился в 1950 г., (в скором времени, У Маргариты рождаются еще два сына - Боря и Саша.) И вновь Маргарита Константиновна – секретарь комсомольской организации, живущая интересами школы и колхоза. В клубе она читала лекции на различные темы. Молодёжь, полюбившая учительницу, избирает её (11 мая 1951 г.) вторым, а затем и первым (19 августа 1952 г.) секретарём Арамильского РК ВЛКСМ. Комсомольцы народ боевой, всегда в движении. Интересных дел было много, за что Уралова Маргарита получила почетную грамоту Обкома комсомола и была избрана членом пленума Райкома комсомола.

Как инициативный человек, с активной жизненной позицией, в 1952-1955 гг. Маргарита Константиновна была членом Пленума Обкома комсомола и в 1945-1955 гг. членом Пленума Арамильского Райкома партии.

Как активный и инициативный человек Маргарита Константиновна избрана и депутатом Арамильского Райисполкома. Затем была учёба в областной партийной школе.

На самом деле, книга «Древо жизни» помогла познакомить нас с личностью Маргариты Константиновны. После прочтения данной книги, я поняла, насколько важно знать своих пращуров. Могу сказать, что именно эта книга вдохновила меня на поиски своего родословного древа, потому что корни своего рода надо знать и знать, кому нужно быть благодарным за свою жизнь! Я очень рада, что прочитала эту интересную и познавательную книгу.

Изучив биографию Маргариты Константиновны, не ошибусь, если скажу, что М.К. Уралова прошла непростой жизненный путь, сталкиваясь и с горестями, и с радостями, но при этом осталась хорошим человеком и принесла много добра и пользы в этот мир!

Глава II. Учитель от Бога

Учитель – профессия или призвание?

Каким же учителем была Уралова Маргарита Константиновна? В этом мы и попробуем разобраться.

Маргарита Константиновна начала работать в Бородулинской начальной школе №17 учителем начальных классов и проработала там с 1948 по 1949 г. Об этом она пишет: «Это было началом моего педагогического пути. Коллектив встретил меня хорошо, я пришлась, как говорится, ко двору. Школка - чудо! Маленькая, деревянная, уютная, с большими светлыми окнами, с переворачивающимися досками и счетами. Мне дали 2-й класс, и на первом уроке я впервые назвала свое полное имя. Мы подружились: я полюбила своих первых учеников, а они отвечали мне взаимностью».

В эти годы она училась заочно в педагогическом институте. Выпустив четвёртый класс, Маргарита Константиновна вновь взяла себе первый класс и с ним же через три года перешла на преподавание русского языка и литературы в связи с тем, что на отдых уходил заслуженный педагог С.П. Горчаков. С этим классом она работала 8 лет. Класс был сплочённым и дружным, а также дисциплинированным и спортивным, благодаря хорошему воспитанию их классного руководителя.

О своей учительской деятельности Маргарита Константиновна Уралова повествует: «Я стала учительницей, и не жалею, что отдала школе 60 лет. Придя первый раз на первый урок, я увидела перед собой двадцать пар глаз: серых, карих, зелёных, голубых, с огромным вниманием смотревших на меня и ожидавших новых знаний, новых открытий в своей маленькой жизни. Я их любила: они стали моей частью, и, каждый раз при расставании с ними в выпускном классе они уносили с собой частицу моего сердца.»

«Лёгкая атлетика, футбол, хоккей – всё это было наше! Капитаном команды был Володя Воронков!» [1] - вспоминала М.К. Уралова. На уроках Маргарита Константиновна находила подход ко всем, умела

дойти до каждого из учеников, объясняла всегда понятно и просто, всегда умела решать любые вопросы и решала она их, не заискивая перед школьниками. Неугомонный характер, инициативность Ураловой Маргариты не давали ей сидеть на месте.

Вместе со своим классом она побывала в Герасимовке, на родине пионер - героя Павлика Морозова. Каждый год летом она ходила с ребятами в многодневные походы, проводила много интересных дел. Никогда она не повторялась, всегда изобретала что-то новое, всегда поражались люди её умению зажечь всех, расцветить любое дело искорками творчества и таланта! Заняв призовое место в игре по шахматам, её ребята получили значок отличия. Который они сразу же вручили своему классному руководителю, так как она всегда была рядом с ними. Своими звёздочками она считала каждого ребёнка

С марта по август 1955г., совсем недолго, работала заведующей и учителем малокомплектной школы №33. В школе было всего 27 учеников 22 национальностей в трех классах. Работать было сложно, но интересно.

В 1960-е годы летом она успевала работать старшей пионервожатой в лагере «Спутник» завода гидромашин г. Сысерть. За хорошую работу каждую смену получала грамоты и подарки. Затем Маргарита Константиновна была отправлена в Черемшанскую восьмилетнюю школу, где проработала учителем русского языка и литературы, была классным руководителем 8-го класса, вела часы в вечерней школе. Организовывая концерты, вечера, участвуя в уборке урожая, со своим классом Маргарита Константиновна быстро завоевала авторитет у сельчан и начальства совхоза. В партийной организации, узнав о том, что она была секретарем РК ВЛКСМ, ее привлекли к работе с комсомолом, направив на семинар в г. Тюмень.

И снова школа №1 Арамили. В 1969 году Маргарите Константиновне дали класс, состоящий из 42 учеников. Были они шумными и неугомонными, однако, они запомнились ей как очень старательные и трудолюбивые. За отличную работу по прополке в колхозе им. Свердлова эти ребята были награждены путёвкой в г. Одессу.

18 марта 1974 года Маргарита Константиновна была переведена заведующей Арамильским детским садом №16, но в 1987 году она снова вернулась работать в школу №1.

На тот момент в школе было много интересных начинаний, в которых активно принимала участие Уралова Маргарита Константиновна. Когда было решено заняться дифференцированным обучением, встал вопрос об открытии уникального по тем временам класса: из самых отчаянных и «трудных» мальчишек, с которыми справиться многим было не под силу. Классное руководство в этом классе взяла Маргарита Константиновна. Сколько усилий она приложила, убеждая учителей работать индивидуально, убеждая родителей, что надо верить в своих детей, убеждая ребят, что все у них получится! Все они закончили успешно школу, все достойно вышли в жизнь.

В эти годы в школе активная учительница была и секретарем партийной организации, и председателем профсоюза.

Маргарита Константиновна так вспоминает эти годы: «Работалось легко, дружно, откликались на все задумки нашего уважаемого директора Шмелёвой Веры Михайловны» [1].

Последний выпуск (1997г.) М. К. Уралова называет своей лебединой песней. Часто ездили в театры, цирк, музеи, проводили вечера, и каждый год вместе встречали новый год. Одна из любимых учеников Маргариты Константиновны – Савельева Наталья вспоминала: «Маргарита Константиновна приняла нас в свои объятья в 1960 году. Молодая, стройная, красивая, с пышными длинными кудрявыми волосами, перехваченными сзади в хвост, в красивом красном платье с белым воротником вошла она в класс. Распахнула нам свои руки и душу и стала нам второй мамой на восемь лет и всю жизнь. Она всегда радостна и оптимистична. Хотя и была мамой своих трёх сыновей, но нас не обделяла заботой, вела нас уверенно в наше будущее, обучая и воспитывая. Зимы нашего детства были очень уж холодные, вот Маргарита Константиновна и встречала нас, и провожала, уберегая от мороза. Когда в первом классе 12 апреля по школьному радио торжественно сообщили о полете первого космонавта. В школе воцарилась такая тишина, что слышно стало пение птиц за окном. А потом мы стали старательно выводить в тетрадях: «Юрий Гагарин - наш первый космонавт!». На уроках Маргарита Константиновна умела дойти до каждого из нас, объясняла всегда просто и понятно, а если надо было, то и после уроков позанимается. Как у неё на всё хватало времени? Какие интересные пионерские сборы. Концерты у шефов проводили мы! Даже танцы с нами она разучивала. У нашего пионерского отряда был девиз: «Орлята учатся летать!» Мы вышли в жизнь с добрыми пожеланиями Маргариты Константиновны, получили хорошие, твёрдые знания, которые пронесли через всю жизнь. Большое счастье, что у нас был и есть такой большой друг, наставник!» [1].

Плюскова Наталья Владимировна, поделилась своими воспоминаниями о своем учителе: «Маргарита Константиновна Уралова была моим классным руководителем с 4-го по 8-й класс, преподавала русский язык и литературу. Большая часть класса, в основном мальчишки, ее чуть-чуть боялись за ее строгость. Это был очень дисциплинированный человек. А из этого уже вытекает строгость, требовательность. Можно еще много подобрать синонимов к ее качествам характера. Но меня это не пугало никогда, она меня даже притягивала своей собранностью. Очень интересно, грамотно, доходчиво проводила свои уроки. Помню ее карточки, таблицы к правилам по русскому языку. Все очень аккуратно изготовлено. Люди с такими качествами порой кажутся отталкивающими, но нет, в этом есть их сила. И меня она покорила. Благодарна очень ей за все. Таких был людей побольше» [9].

Иртуганова Наталья Николаевна рассказывала: «Хотя она не преподавала в нашем классе, а только заменяла заболевших педагогов, она запомнилась мне как грамотный и очень ответственный педагог, четко знающий своё дело» [4].

Дубровина Наталья Ивановна писала: «Маргариту Константиновну я помню с весны. 2 класс, я принесла в класс ледяную пластину, М.К улыбнулась, похвалила, что я нашла красоту в ледяшке, а я влюбилась в нее. Помню, как нас фотографировали в 3 - 4 классе, а потом я из Арамили уехала» [3].

Её ученики 1960-х годов вспоминают добрыми и искренними словами свою учительницу: «Мы доверяли ей всё самое сокровенное, что было на душе. К сожалению, в ту пору с классным руководителем у нас не сложились отношения, но наша учительница литературы стала для нас другом, и наставником, и поверенной всех наших секретов. Ей мы несли свои тайны, ей читали первые робкие лирические стихи. Однажды кто - то решил, что надо нам поменять учителя литературы. Мы ничего не знали о той, другой учительнице, которую планировали к нам направить, да и знать не хотели! Класс требовал вернуть Маргариту Константиновну! Мы закрылись на стул в классе и не вышли оттуда, пока нам не вернули нашего кумира!» [1]. Ученики устроили «бунт», с целью вернуть любимого учителя, Маргарита Константиновна была для них незаменимой.

Аксёнова Алла Анатольевна вспоминает: «С Маргаритой Константиновной Ураловой я познакомилась еще в 1987 году, когда она вернулась работать в нашу школу учителем русского языка и литературы. Я – молодой специалист, она – человек опытный, за плечами которого большой жизненный путь. Сразу было понятно, что Маргарита Константиновна –педагог с характером, интересный, активный, инициативный. Ей нравилось работать как с мотивированными ребятами, так и с теми, кому учеба давалась с трудом. Помню, я присутствовала на одном из переводных экзаменов (в 1990-ые такие проводились). Поразило, как блестяще ее ученики справились с непростым диктантом» [2].

Отличительная черта Ураловой Маргариты Константиновны как педагога – это доброжелательность, поэтому основные качества, которые она воспитывала у своих учеников, доброта, порядочность, отзывчивость. Маргарита Константиновна не только обучала и преподавала, но и воспитывала своих учеников, уча их нравственности. Она была очень жизнерадостным и оптимистичным человеком, её позитивный настрой положительно влиял на учеников, заряжал их энергией. Её жизнерадостное настроение и эмоциональное состояние передавалось другим и оказывало значительное влияние на окружающих, именно поэтому она завоевала любовь и уважение детей к себе. В начале данной главы были поставлены волнующие нас вопросы, ответы на которые я пыталась выяснить: Учитель – профессия или призвание? Каким же учителем была Уралова Маргарита Константиновна? Мне бы хотелось ответить на поставленные вопросы. Итак, учителем Маргарита Константиновна, действительно, была от Бога, ведь начав преподавать, она понимала своё предназначение, талант, данный ей Свыше. Но мне кажется, что нельзя говорить только про дар преподавания, важно понимать, что к этой работе она приложила немало стараний и усилий. По моему мнению, Маргарита Констатиновна была таким превосходным учителем потому, что она любила свою работу и своих учеников как своих родных детей, окружала их заботой и любовью, для них она являлась не только учителем, который хорошо и доступно преподносит материал, но и верным другом, наставником, умным советчиком, а для некоторых даже второй мамой!

В подтверждение к моим словам, хочу привести слова самой М.К. Ураловой: «Люблю своих учеников, они мне отвечают взаимностью», а также слова Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаешь.»

Если честно, я бы очень хотела побывать хотя бы на одном ее уроке, думаю, побывав на одном из ее уроков, я захотела бы учиться у такого учителя. Исходя из этого, я могу смело сказать, что М.К. Уралова была очень хорошим, Золотым учителем, до сих пор ее ученики вспоминают ее добрыми и теплыми словами.

Глава III. Руководитель музея

Алла Анатольевна писала: «В 2003 году я, уже будучи директором школы, пригласила Маргариту Константиновну вновь вернуться для восстановления школьного музея «Боевой и трудовой славы» в качестве педагога дополнительного образования. Ответственная, неугомонная, хорошо знающая город, его историю, старожилов, сама часть истории… Кому, как не ей, возглавить школьный музей?! В короткие сроки Маргарита Константиновна систематизировала архив фотографий, документов, привела в порядок музейные экспонаты.

Встал вопрос о создании новой экспозиции музея. Маленькое помещение фондохранилища для этого не годилось: слишком мало. Свободных кабинетов не было. И тогда у меня родилась идея создать экспозиции музея прямо в рекреациях. Пусть дети каждый день видят стенды музея, фотографии своих родных и близких, находятся в воспитывающей среде» [2].

Добросовестный музейный работник - Маргарита Константиновна, рассказывает: «Я согласилась и проработала педагогом дополнительного образования до августа 2007г. Вот это работа! Я никогда не думала, что поиск меня так захватит. Я с огромным интересом искала и встречалась с выпускниками нашей школы, разыскивала документы в архивах нашего города и Екатеринбурга и как результат всей поисковой работы три экспозиции школьного музея. Моя работа была отмечена грамотами и благодарственными письмами» [10].

Ей предстояло систематизировать материал и восстановить экспозиции школьного музея, который был открыт в 1975 году, но в связи с открытием нового здания с 1998 года временно свернул свою работу. И с 2004 года на разных этажах школы в соответствии с Программой развития музея стали появляться новые экспозиции.

В 2004 году к юбилею школы усилиями администрации и педагогического коллектива школы была восстановлена первая экспозиция «В начале жизни школу помню я…» Задача экспозиции - наглядно рассказать об истории школы, ее руководителях и педагогах, о сегодняшнем дне и традициях. Два стенда были посвящены истории школьного музея.

К вечеру встречи выпускников в феврале 2004 года была открыта экспозиция, посвященная выпускникам разных лет, «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

В мае 2005 года к 60-летию Великой Победы была открыта вторая экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. В экспозиции два раздела. Первый повествует об истории Свердловского Аэроклуба, который до войны находился на территории Арамили, через него прошли 17 Героев Советского Союза (из них Г.А. Речкалов и М.П. Одинцов – дважды Герои), материалы о которых бережно собирали ученики 1970-1980 годов. Второй раздел представляет участие жителей города в войне, стенды содержат материалы о сотрудниках Арамильской суконной фабрики, женщинах-фронтовиках («Они защищали Родину», «У войны – женское лицо»).

Эта экспозиция заняла 1 место в городском смотре-конкурсе музеев и уголков боевой славы, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 2006 году к 330-летию города открылась еще одна экспозиция «На свете славных городов немало, но лучше тот, в котором ты живешь». Здесь представлены материалы по истории возникновения Арамильской слободы, развития просвещения и здравоохранения, ведущих предприятий города. Особый интерес вызывают стенды о руководителях города разных лет и почетных гражданах, три из которых – педагоги нашей школы.

Есть страница на сайте школы, посвященная работе музея.

Работа музея позволяет вести исследовательскую работу: реализованы три образовательных проекта «Школе – 70 лет» (учитель Татауров В.И.),

«Виртуальный школьный музей» (учитель Аксенова А.А.) и «Никто не забыт, ничто не забыто… (Мой город в годы войны)» (учитель Бирюкова Н.И.).

Большую помощь в развитии музейных экспозиций оказали директор школы А.А. Аксенова, заместитель директора по воспитательной работе О.Н. Пинигина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Н.И. Бирюкова, учителя изобразительного искусства Н.В. Злыгостева и С.В. Чулочникова, учитель трудового обучения А.А. Бирюков.

Помощь в проведении различных мероприятий оказывают педагоги С.П. Пешкова, Е.В. Ефимова, Н.И. Матвеева, Л.А. Кошкина.

О работе музея неоднократно рассказывалось на страницах городской газеты «Арамильские вести». Публикации подготавливали как сотрудники газеты, так и сама Маргарита Константиновна.

«Главная заслуга Маргариты Константиновны заключалась в том, что она смогла объединить вокруг себя команду единомышленников. Анатолий Алексеевич Бирюков в школьной мастерской изготавливал стенды и витрины, Светлана Витальевна Чулочникова разрабатывала дизайн, Наталья Игоревна Бирюкова, Оксана Насибуловна Пинигина и я помогали оформлять стенды. Разрабатывая новые экспозиции школьного музея, размещая материалы на стендах, готовя музей к открытию, мы могли все вместе до глубокой ночи оформлять, клеить, прибивать. Продумывали, где разместить цветы, где достать шторы или жалюзи. Приближалось празднование 70-летнего юбилея школы. Первая экспозиция «В начале жизни школу помню я» появилась в рекреации первого этажа. Она - дань памяти педагогам-ветеранам нашего образовательного учреждения. Маргарита Константиновна ездила в областной архив, после каждой поездки счастливая, сияющая обязательно заходила ко мне в кабинет и рассказывала про свои открытия. Именно она установила, что первоначально у нашей школы был № 33 и относилась она к Свердловску. Она же добыла фотографию первого директора. Встречи с выпускниками тоже заканчивались обычно маленькими сюрпризами: вот новая фотография, а вот, смотрите, аттестат одной из первых учениц.

В школьном музее был накоплен немалый материал по истории Свердловского аэроклуба, об участии горожан в Великой Отечественной войне. Поэтому следующая экспозиция в рекреации второго этажа появилась именно об этом. Два раздела экспозиции «Они сражались за Родину» и «Свердловский аэроклуб» вызывали неподдельный интерес. В витринах лежали ценные экспонаты: фронтовые письма, продуктовые карточки, были представлены и результаты работы поисковых отрядов: каска, обмундирование, гильзы.

Конечно, вместе с Маргаритой Константиновной исследовали ребята и историю города. Особенно интересовали Маргариту Константиновну образование и здравоохранение. Встречи со старожилами, ветеранами, поиск новых материалов. Арамильцы несли ей вещи и документы, фотографии из семейных архивов. Итог – третья экспозиция «История Арамили». Школьные активисты (Иван Пастухов, Дарья Понич, Александр Ефимов) проводили экскурсии по этому залу. Так под руководством Маргариты Константиновны музей возродился в третий раз. А ведь еще были публикации в газете о наиболее ярких событиях. Был создан Совет музея. Маргарита Константиновна использовала разнообразные формы воспитания патриотических чувств у молодежи, учила бережно относиться к прошлому, гордиться сегодняшним днем. А мы старались поддерживать ее во всем, отмечали ее труд грамотами и благодарственными письмами» [2].

Жители города Арамиля несли ей документы и вещи, фотографии из семейных архивов. Коваляк Татьяна Валерьевна вспоминает: «Она старательно и скрупулезно собирала, хранила печатные материалы (вырезки из газет с информацией о городе, о людях и предприятиях города, по разным направлениям нашей жизнедеятельности: управление городом, образование, комсомол, пионерия, здравоохранение), много работала в архивах Арамили и Екатеринбурга» [5].

Работа в музее полюбилась Маргарите Константиновне и приходилась ей по душе.

Я считаю, что именно такие энтузиасты и должны работать в школе. Проходя по школе, я вижу исторические стенды, сделанные с участием Маргариты Константиновны. Например, стенд, посвященный выпускникам, позволяющий нам узнать, о том, кто учился до нас.

Теперь я понимаю, сколько полезного Маргарита Константиновна сделала для нашей школы.

Глава IV. Книга «Арамиль - матерь городов уральских»

Воодушевившись краеведческой деятельностью, кропотливо собирая исторический материал, Уралова Маргарита Константиновна пришла к решению написать книгу об Арамили.

Аксёнова Алла Анатольевна отмечает: «Провожая Маргариту Константиновну на заслуженный отдых, я посоветовала ей продолжить работу над книгой по истории Арамили. Ей эта мысль показалась стоящей внимания. И… работа закипела снова. Архивы, встречи со старожилами, поиск фотографий и документов. В кратчайшие сроки Маргарита Константиновна освоила компьютер, чтоб набирать текст будущей книги. Весь собранный материал был разобран по папкам. Маргарита Константиновна решила отказаться от художественного переосмысления истории города. Она считала, что документальные свидетельства гораздо важней. Поэтому свою книгу она построила именно на архивных документах: воспоминаниях очевидцев, постановлениях, протоколах. Но даже за строчками этих сухих документов чувствуется душа автора, любовь его к родному городу.

Больше всего Маргарита Константиновна переживала, чтоб труд ее не пропал. Ведь самым сложным оказалось найти деньги для издания книги. Обращались к Главе города, к депутатам, общественности. Повезло, что появился единомышленник - Сергей Александрович Маслов. Благодаря ему, коллективу Арамильского авиационного ремонтного завода книга появилась. Детище Маргариты Константиновны, книга «Арамиль – матерь городов уральских», вышла в свет в 2019 году. На экземпляре, подаренном мне, трогательная надпись: «Крестной» сей книги, от всего сердца дарю в день рождения и желаю крепкого здоровья, успеха, понимания и любви!» Ярки воспоминания о презентации книги в малом зале Дома культуры. Собрались краеведы, коллеги, единомышленники. Маргарита Константиновна светилась от счастья, рассказывала о своей книге и благодарила всех за помощь» [2]. Работая в содружестве с Масловым Сергеем Александровичем, удалось создать увлекательный исторический сборник «Арамильская слобода -матерь городов уральских», который вызвал заинтересованность у гостей и жителей города.

Документальная повесть «Арамиль - матерь городов уральских» была презентована 20 июня 2019 года в городском Дворце культуры. Несколько экземпляров издания тогда передали в городские библиотеки. Вышла книга ограниченным тиражом, всего в количестве 300 штук. Причем планировалось, что вырученные от его продажи средства пойдут на издание продолжения.

Маргарита Константиновна писала: «В этом повествовании мне бы хотелось показать более чем 300 - летнюю историю развития Арамили и ее людей, творивших эту историю. В нем нет никакого вымысла: герои были и есть сейчас. Пишу о событиях и о близких мне людях, коллегах, друзьях, с которыми была связана по совместной работе узами дружбы, кто хотя бы чуть - чуть внес свои дела и свое сердце на благо нашего города. Эта работа, на которую я отважилась, доставляет мне грустную радость потому, что я вспоминаю близких мне людей, которых уже нет с нами, события тех лет, сохранившиеся в памяти моего сердца. Весь этот материал предоставлен мне самой жизнью. Я постаралась рассказать Вам все, дорогой мой читатель, что я нашла в архивах города Екатеринбурга, в нашем городском архиве, музее и по воспоминаниям старожилов Арамили» [12].

Маслов Сергей Александрович рассказывает: «Стремление показать историческую значимость дорого мне города Арамили не только в развитии горнозаводского, ткацкого дела и участия в революционных событиях на среднем Урале побудило меня стать соавтором в написании этой книги» [12].

Сергей Александрович говорит: «Мне выпала в жизни тяжёлая, но счастливая честь - 25 лет руководить Арамильским авиационным заводом (ААРЗ). Это достаточный срок, чтобы осмыслить всецело историю и значимость самого высокотехнологического предприятия, не только Арамильского городского округа, но и всего Сысертского района. При этом было досадно, что о нём мало кто знает, даже в самой Арамили. Поэтому, я решил написать книгу об истории этого легендарного предприятия - завода, родившегося в 1931 году (15 июля 2021г. исполнилось 90 лет), единственного, дожившего в нашем городе с 1930-х годов до настоящего времени и успешно развивающегося. Собирая материал для предстоящей книги, а это работа в архивах, музеях, беседа с очевидцами событий тех лет и т.д., я обратился к руководителю музея школы №1 Наталье Игоревне Бирюковой, благодаря которой в школе сохранен обширный материал о школе пилотов УРАЛОСОАВИАХИМ, от мастерских которой и ведёт своё начало ААРЗ. Наталья Игоревна оказала мне большую помощь в предоставлении интересного материала и, при этом, посоветовала обратиться к краеведу - Ураловой Маргарите Константиновне, что я и сделал.

На первой встрече она подарила мне свою книгу о своём роде: «Древо памяти». Оказалось, что и её, и мой род оба выходцы из «поморов» - жителей Русского Севера (Архангельск, Вага, Пинега, Сольвычегорск). Интересен и тот факт, что сын и внук Маргариты Константиновны ААРЗ, и для Маргариты Константиновны это было дополнительным стимулом сотрудничества со мной. Между нами установились очень добрые, доверительные отношения, продолжившиеся и после окончания совместной работы над книгой, которую удалось-таки издать в 2019 г. Под названием «Арамиль - матерь городов уральских». Маргарита Константиновна планировала издать, как минимум, двухтомник, потому что материала у неё, по её мнению, было достаточно, и хотела назвать его «Это было, было...». Мне стоило больших трудов переубедить её в обратном, обосновывая своё предложение, в том числе по однотомнику, маркетинговой, финансовой и временной составляющими. Маргарита Константиновна была внешне человеком очень мягким и приятным, но в вопросах, где она имела своё мнение, проявляла неожиданную настойчивость и упорство. На эти её качества мне постоянно пеняли издатели книги, которых она выбрала сама и в период корректировки, правки и дополнения материала я находился между двух огней, сглаживая противоречия сторон. Приходилось, ориентируясь на бюджет, убирать материал, не вписывающийся в принятую тематику, но это вызывало у Маргариты Константиновны явный или скрытый протест и её можно было понять: каждая страница её рукописного текста или напечатанного на пишущей машинке была ею выстрадана и до боли дорога. Мне пришлось раз 5 детально проработать дополненный и набранный в типографии материал с множеством правок. Нас не страшили трудности издания совместного труда, напротив - «в спорах рождается истина».

В итоге, было использовано (напечатано) около 50 % материала, который собрала Маргарита Константиновна как краевед. Но этой большой труд, который целесообразно переработать и издать, найдя спонсора. Данная книга представлена вырезками из публикаций, перепечатками целых глав книг, которые ей казались особо ценными, выписками и перепечатками материалов из архивов и т.д.

Иртуранова Наталья Николаевна, вспоминает: «Через много лет мы с ней встретились снова, как музейные работники и я узнала ее совсем с другой стороны. Я помогала ей в поиске материала для книги по истории Арамили. Она приходила в музей, и мы очень много и долго разговаривали, хотя говорила в основном она, а я только слушала. Очень жалею теперь, что не записывала ее на диктофон, потому что так рассказывать про историю

Арамили и жизнь арамильцев в советское время, могла только она. Она очень любила свой город, знала почти всех жителей через своих учеников, и детям на уроке прививала любовь к своей малой Родине. В 2019 году Маргарита Константиновна выпустила книгу «Арамиль - матерь городов уральских» и мне посчастливилось организовывать и проводить презентацию этой книги. Я видела, как она волновалась и переживала, примут ли ее труд арамильцы, оказалось, сто переживала она напрасно, книгу приняли на «Ура» и раскупили все экземпляры» [4].

Я считаю, что книга «Арамиль - матерь городов Уральских» очень уникальная документальная повесть, показывающая читателям исторический материал. В книге присутствуют исторические документы, материалы, а также фотографии.

Во время чтения, я поняла, что начинаешь погружаться в те времена и ярко начинаешь представлять события прошлых лет. Особенно интересно мне было узнать о легенде о происхождении названия Арамильской слободы, я с большим интересом узнавала что-то новое о своем родном городе.

Я думаю, что уже стало понятно, как любила свою малую Родину Маргарита Константиновна, написав данную книгу. Бесспорно, она являлась патриотом своей малой Родины.

Я согласна со словами Маргариты Константиновны, которые звучат так: «Историю своего города надо знать и помнить, что ее не переделывают».

Светлана Петровна Мезенова вспоминает: «Маргарита Константиновна мне сразу запомнилась своей открытостью и какой-то настойчивой любовью к городу. Она могла рассказывать и рассказывать о городе, о тех, кто строил город, про свою любимую первую школу, про свою семью. Она очень любила Арамиль и мне, кажется, каждого здесь живущего! И все, что успела сделать Маргарита Константиновна - останется в истории города навсегда и в моей памяти она навсегда останется жизнелюбящей и сильной женщиной, улыбающейся даже тогда, когда хочется плакать» [8].

Глава V. Разносторонняя личность

Маргарита Константиновна Уралова - человек с активной жизненной позицией и общественный деятель. На протяжении всей своей жизни Маргарита Константиновна по зову сердца вносила вклад во благо обществу, принимала участие во многих начинаниях и движениях.

Да, судьба побросала ее по разным дорогам, покачала на разных волнах, но она всегда оставалась нужным и важным человеком для многих людей.

С октября 1977 г. - воспитатель общежития ГПТУ №81. С 1979 по 1982г. - заместитель директора Арамильского ГПТУ №81 по учебно-воспитательной работе и контролю преподавания гуманитарных наук.

С 1982 по 1984г. Маргарита Константиновна работала директором Арамильского ГПТУ №81.

В 1984 г. награждена медалью «Ветеран труда», почетной грамотой областного управления профтехобразования за добросовестную работу в системе профтехобразования и в связи с 55-летием со дня рождения, и уходом на пенсию. Однако, после выхода на пенсию, Маргарита Константиновна даже не собиралась сидеть без дела.

С 1985 по 1987г. работала методистом в УКК (Учебно-курсовом комбинате).

А в 1987 г. снова была принята учителем русского языка и литературы в Арамильскую школу №1 и проработала еще 10 лет! С 1997г. по 2000г. Маргарита Константиновна была палочкой-выручалочкой, она работала там, где не хватало преподавателей: в ВОСШ (вечерней общеобразовательной средней школе) и в арамильской школе №4. С 2003г. до августа 2007г. - восстанавливала музей «Боевой и трудовой славы» в школе №1 (педагогом дополнительного образования). Была она и активным корреспондентом нашей газеты «Арамильские вести». Сама же Маргарита Константиновна Уралова о своей разносторонней и общественной деятельности писала: «Всю свою сознательную жизнь я принимала самое активное участие в жизни нашего города, который очень люблю. С 1996 г. я являлась членом Городского совета ветеранов войны и труда. В 2002 г. за участие в переписи населения была награждена Знаком Госкомстата России. Была агитатором, во всех трех компаниях, по 3-му избирательному участку Арамильского округа, награждена благодарственными письмами мэра города.» [11].

Каким же она была человеком?

Аксенова А. А поделилась своими воспоминаниями о Маргарите Константиновне: «Что запомнилось особенно ярко? Внешний облик педагога. Одета всегда была со вкусом, с иголочки, как говорят. Стройная, подтянутая, с гордой осанкой, которую сохранила до конца дней. Маргарита Константиновна была прекрасной мастерицей. До последних дней она не выпускала из рук спицы, вязала носки, варежки, шали, шарфы. Каждая вещь была уникальной, особенной. Создавая ее, Маргарита Константиновна думала о человеке, которому она предназначалась. У меня дома бережно хранятся шаль и шарф, связанные ею и подаренные в разные годы. Маргарита Константиновна ушла из жизни совсем недавно. Но мне так не хватает этого неугомонного, милого человека, которому благодарна за то, что она любила меня просто так» [2].

Иртуганова Наталья Николаевна пишет: «Мне посчастливилось в последние годы ее жизни много с ней общаться и работать, а это большой опыт, знания и мудрость. И когда сейчас я открываю ее автобиографическую книгу «Древо жизни», я понимаю с каким большим человеком в свое время свела меня судьба» [4].

Маслов Сергей Александрович вспоминает: «Маргарита Константиновна была внешне человеком очень мягким и приятным, но в вопросах, где она имела своё мнение, проявляла неожиданную настойчивость и упорство. Она, бесспорно, была большим патриотом своей, как малой, так и большой Родины! Маргарита Константиновна прожила долгую и, наверное, счастливую жизнь, оставив после себя, кроме близких по крови людей, -многочисленных учеников, благодарных читателей, поколения, которые будут помнить её как Почётного жителя города Арамили. Это был очень светлый, добрый и необходимый обществу человек. Молодому поколению надо помнить о таких людях и брать с них пример» [7]. Коваляк Татьяна Валерьевна считает, что: «Маргарита Константиновна всегда была человеком с активной жизненной позицией, человеком способным решать различные проблемные вопросы, целеустремленной. Маргарита Константиновна была доброжелательным и жизнерадостным человеком, в трудную минутку могла процитировать наизусть строки любимых авторов» [5].

Дубровина Наталья Ивановна пишет:«Маргарита Константиновна была рукодельницей: могла за один день связать носки для сына. Подошел новый 2020 год. Наряжали вместе квартиру, много смеялись, было много веселых минут. Про свои болячки не очень любила говорить, но на отрез отказалась от больничного лечения, что в итоге ее и подкосило. М.К очень хотела побывать на моем новоселье, мы с дочкой купили квартиру недалеко от ее дома. Мы обе радовались, что будем чаще встречаться, но к моему большому огорчению, я не смогла ее проводить в последний путь - я заболела и лежала в постели. В последние дни я ей звонила, маргарита Константиновна была веселая, что-то с сыном ремонтировали, просила меня скорее выздоравливать. А мне ее теперь очень не хватает, как мамы...» [3].

Таким светлым человеком ушла на 92-м году из жизни Уралова Маргарита Константиновна - человек с активной жизненной позицией, блестящий учитель, руководитель школьного музея, общественный деятель, Почетный гражданин Арамильского городского округа. Я полагаю, все проходят свой жизненный путь и каждый свой собственный. Следы можно оставить разные, это зависит от того, кто оставляет след, какой это человек. Таким образом, можно прийти к выводу, что Маргарита Константиновна прошла свой путь достойно и теперь является для многих, в том числе и для меня, примером для подражания.

Заключение

Целью моего проекта было понять, какой вклад внесла Уралова М.К. в историю нашего города, данной цели я добилась, изучив биографию и этапы трудовой деятельности, а также взяв интервью у людей, знавших Маргариту Константиновну, я поняла значимость ее деятельности, за какие заслуги перед городом она получила звание Почетный гражданин Арамильского городского округа.

Ознакомившись с воспоминаниями ее учеников и коллег, можно понять, что память о таком замечательном человеке, Ураловой Маргарите Константиновне, навсегда останется в сердцах её учеников, коллег и жителей города. Всю свою сознательную жизнь Маргарита Константиновна принимала активное участие в жизни нашего города, она всецело посвятила свою жизнь людям, отдала своё любящее сердце детям и принесла много пользы и добра, оставив о себе светлую память и хорошие воспоминания.

В заключении необходимо отметить, что Уралова Маргарита Константиновна - невероятно талантливый человек, внесший огромный вклад и оставивший заметный след в жизни города и школы, тем самым по праву получивший звание Почётного гражданина Арамильского городского округа - звание, полученное ею по праву! Если человек посвятил свою жизнь родному краю и родной школе, получил звание Почетного гражданина, то его вклад в жизнь города весом.

Я считаю, что нынешнее поколение должно брать пример с таких людей как Уралова Маргарита Константиновна, а именно стараться принести как можно больше пользы обществу и никогда не забывать о своей Родине.

Список использованных источников

1. «Учитель! Перед именем твоим...»: Очерки о педагогах-ветеранах Арамильской средней школы №1. Выпуск 1. - Арамиль: Школьный экспресс, 2010.

2. Аксенова А.А. Воспоминания об М.К. Ураловой, написаны 27.01.22//Фонды музея МАОУ СОШ №1.

3. Дубровина Н.И. Воспоминания о моей учительнице, написаны собственноручно 12.12.21. //Фонды музея МАОУ СОШ №1.

4. Иртуранова Н.И. Воспоминания об М.К. Ураловой, написаны 08.12.21//Фонды музея МАОУ СОШ №1.

5. Коваляк Т.В. Воспоминания о М.К. Ураловой, написаны 09.12.20//Фонды музея МАОУ СОШ № 1.

6. Маргарита Константиновна Уралова [Электронный ресурс]. // Сайт Аramil.city /URL: https://www.aramil.city/margarita-konstantinovna-uralo

7. Маслов С.А. Воспоминания о М.К. Ураловой, написаны 28.11.21//Фонды музея МАОУ СОШ №1.

8. Мезенова С.П. Воспоминания о М.К. Ураловой, написаны 09.12.20//Фонды музея МАОУ СОШ №1.

9. Плюскова Н.И. Воспоминания об М.К. Ураловой, написаны .07.12.21// Фонды музея МАОУ СОШ №1.

10. Уралова - Александрова М.К. Древо памяти.: Арамиль. 2016.

11. Уралова М.К. Автобиография. //Фонды музея МАОУ СОШ № 1.

12. Уралова М.К., Маслов С.А. Арамиль - матерь городов Уральских: документальная повесть. - Арамиль: [б.и], 2019. - 288 с.

13. Уралова Маргарита Константиновна. // Арамильские вести. 11.11.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.aramilgo.ru/f/av/pages/2020/2020-11-11_av_60_12.pdf

Приложение 1

Уралова Маргарита Константиновна, Почетный Гражданин Арамильского ГО

Лики времени

Секретарь Арамильского РК ВЛКСМ Воспитатель детского сада (1950-е гг.)

Любимый детьми учитель

Учитель

1958-1959 гг. 4-й класс школы №1

На экзамене. 1997 год.

 

Школьный музей

Экскурсия о Великой Отечественной войне

Открытие экспозиции по истории города

 

Автор книги

Книга «Арамильская слобода – матерь городов уральских» (документальная повесть) и ее соавторы Уралова М.К. и Маслов С.А.

Презентация книги городской общественности

Приложение 2

Просмотров работы: 15