Портал в мир культурных ценностей

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Портал в мир культурных ценностей

Гребенникова П.В. 1
1МБОУ "Бехтеевская СОШ Корочанского района Белгородской области"
Остапенко Т.И. 1Корзунова Р.И. 2
1МБОУ "Бехтеевская СОШ Корочанского района Белгородской области"
2МБОУ «Бехтеевская СОШ Корочанского района Белгородской области»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Красивой, ухоженной, архитектурно цельной выглядит в настоящее время территория нашей малой родины. Территории г. Короча и сельских поселений Корочанского района благоустроены. Достигается это с помощью использования целого комплекса мероприятий: освещение, озеленение, оснащение малыми архитектурными формами, размещение спортивных сооружений, детских игровых площадок, зон семейного отдыха. Летом мы обратили внимание, что торцовую стену многоквартирного дома по улице Дорошенко обрабатывают грунтовкой, добавляя цветную фасадную краску. Оказывается, с 15-метровой японской вышкой и люлькой 2,5 м на 5 м работа команда художников. Они приехали в 9 часов утра, а потом началась жара. Местные жители набирали бутылки с водой, которой ребята обливали свою одежду. Откладывать работу они даже не подумали и уложились в 8 часов по – настоящему жаркого процесса. Мы смотрели на расписанный трёхэтажный дом и не верили, что это сделали всего три человека: Егор и Даша Коноваленко вместе с Максимом Кобзевым. Накануне дня воплощения рисунка команда приезжала делать набросок — размечать контур. Для этого понадобилась темнота, «маленький и старенький» мультимедийный проектор, подключение к электричеству — это организовала управляющая компания совместно с жителями дома, баллоны с чёрной краской и всего полтора часа. В Бехтеевке появилась юная, скрывающаяся за листвой «Бехтеяночка», собирающая яблоки. Картина идеально гармонирует с пейзажем улицы Дорошенко среди растущих у дома деревьев вишни и берёз. Художники уверили, что мурал продержится без повреждений и выгорания минимум 7 лет.

Актуальность. В прошлом, когда не стоял вопрос об эстетической ценности зданий, строили серые однотипные дома, главное было, чтобы людям было где жить. Позднее урбанисты и архитекторы оглянулись на подобные постройки и признали, что жить в такой среде весьма угнетающе и стали думать, как это исправить. Проще всего — снести все и построить новые красивые и уютные здания, но это не вариант, потому что невыгодно и не очень корректно с точки зрения истории. Со слишком большой этажностью домов ничего уже не сделать, но можно попытаться исправить их однотипность и монотонность. И в этом отлично помогают муралы. Это более достойный вариант, чем попытка покрасить здания в розовые и голубые цвета. Если рисунки качественные, то они служат украшением фасада, делают каждое здание более уникальным, дома перестают быть похожими друг на друга.

В современном мире создание муралов становится предметом усилий художников различных специализаций, но чаще всего привлекаются мастера уличного искусства. Картины на домах должны быть по-настоящему красивыми и выразительными.

Цель работы: изучить использование муралов как красочного и выразительного вида уличного искусства.

Основные задачи исследовательской работы:

Собрать материал по теме «Портал в мир культурных ценностей»

из различных источников информации.

Обобщить и систематизировать собранные материалы.

Сделать выводы и оформить результаты исследования.

Гипотеза: муралы – важный объект архитектуры, дизайна и эстетического украшения окружающего пространства.

Объект исследования: муралы как разновидность монументальной живописи на габаритных зданиях.

Предмет исследования: образцы муралов, созданные для формирования комфортного пространства для людей.

В процессе выполнения работы использовались теоретические, эмпирические и практические методы исследования.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Муралы – разновидность монументальной живописи на габаритных зданиях.

1.1.Исторические сведения о муралах.

Мурал (от испанского muro — «стена») — это разновидность монументальной живописи на габаритных зданиях и других архитектурных сооружениях. История мурала как самостоятельного вида монументального искусства насчитывает около 100 лет, хотя художественной росписью вертикальных стен грандиозными сценами на тематику охоты и жертвоприношений люди увлекались еще в доисторическую эпоху. До наших дней сохранились многочисленные образцы такого творчества в пещерах разных уголков Земли. В настоящее время мурал определяется как произведение искусства, нарисованное или нанесённое непосредственно на стену, потолок или другие большие постоянные поверхности, плоские, вогнутые или выпуклые. Красивые картины эффектно смотрятся на фоне однообразной застройки.

Говоря о развитии  стрит - арта (англ. Street art — уличное искусство) в России, вспомним декрет № 1 российских футуристов, написанный Маяковским, Бурлюком и Каменским в 1918 году. «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз прохожего» – говорится в тексте манифеста. Современные возможности проектов уличного искусства позволяют красками подчеркнуть индивидуальность и особенность городской или сельской территорий, сохраняя при этом уважение к местным традициям и местной истории. Муралы считаются важным аспектом вовлечения искусства в общество и играют важную роль в отношениях между искусством и политикой. В наши дни власти мегаполисов, городов…. охотно предоставляют художникам габаритные вертикальные площадки глухих стен жилых домов для росписи. Для бизнеса и больших компаний открытие мурала может быть инструментом для рекламной кампании, социальной деятельности, а также поводом для PR. Работу над созданием мурала можно разделить на 2 этапа: творческая часть и организационная.

1.2.Классификация муралов и отличие от других форм уличного искусства

Созданные искусными художниками габаритные произведения искусства могут различаться по таким параметрам: тематике, технике исполнения, типу красок, жанру, стилю. Среди множества разнообразных муральных тематик наибольшей популярностью в большинстве стран мира пользуются:

социальная - затрагивает острые проблемы современного общества, вызывает у людей сочувствие и желание помочь героям произведения;

патриотическая - является частью официальной пропаганды государства, используется властями для возвеличивания страны и выдающихся исторических деятелей;

философская - служит средством выражения индивидуальных творческих идей художника, вызывает сильные эмоции у зрителя;

эстетическая - идеально подходит для улучшения визуального восприятия городского пространства, имеет нейтральную эмоциональную окраску;

религиозная - прославляет величие Бога и заставляет человека задуматься о вечных духовных ценностях. Примером использования таланта уличного художника в создании муралов на темы темы, близкие к религиозным, является роспись стены церкви Сан-Антонио в Италии американским художником Китом Харингом.

От граффити мурал отличает масштабность, продуманная композиция и сюжет.

1.3.Техника исполнения муралов.

Поверхности художники определяют сначала по карте (видны явные акценты на улицах), потом визуально (с учетом того как раскрываются эти места с разных точек и расстояний). Затем выявляются принципы формирования цветового решения улицы. Чем ответственнее место, тем выше должен быть уровень художника. При создании настенного рисунка могут использоваться разные техники. Одни авторы применяют мощные проекторы, при помощи которых создается разметка, после чего наносится рисунок. Есть и другой вариант – сетка со значками, которая сначала делается на глаз. Далее художник в графическом редакторе накладывает свой эскиз на разметку. Распечатывает его и, отталкиваясь от значков, рисует. Основные инструменты: аэрозольные баллончики с краской, валики, кисти, заранее подготовленные трафареты. Изображение должно быть выразительным по композиции, технике, цвету, учитывать анатомические особенности изображаемых объектов, быть к месту — продолжать его дух, историю, взаимодействовать с окружающей средой, фасадами зданий и благоустройством территории. В сюжет работы включается не только исторический и тематический подтексты, но и композиционное расположение объекта. Например, сдвоенные поверхности (диптих) или, если объекты расположены напротив друг друга, то они должны взаимодействовать. Срок эстетической годности росписи 7 -8 лет.

1.4. Процессуальное согласование с заказчиком муралов, инвестором и творцами.

Инициатива по созданию монументального произведения искусства происходит обычно сверху. Во-первых, нужно отыскать огромную стену, на которой можно было бы потренироваться. Во-вторых, не все могут достать специальное снаряжение и арендовать технику, ведь работать придётся на высоте. Если заказ будет официальным, то потребуются соответствующие допуски, поэтому здоровье художника должно быть не хуже, чем у монтажников-высотников. Нужен бюджет на краску, кэпы (насадки – распылители) для баллонов, валики и вышка с люлькой. Утверждением и согласованием проекта занимаются организаторы. Эскиз необходимо согласовать с управляющей компанией и жильцами, так как людям каждый день видеть эти работы, и надо постараться учесть мнение каждого, чтобы никому не навредить. Соответственно, в многоквартирном доме проводится общее собрание. Но эскиз иногда показывается, иногда нет, все зависит от того, в рамках чего происходит та или иная работа. Здание попадает в поле зрения, потому что находится вблизи каких-либо инфраструктурных объектов, и мурал важен в связи с каким-то контекстом, смыслом. Организатор должен учитывать культурное обоснование проекта, исторический контекст, мнение жителей.

Современное уличное искусство в мире и в России.

Неординарные муралы в мире

Из материалов виртуальной экскурсии мы выбрали для публикации в нашей работе несколько примечательных работ. Захватывающая дух фреска расположена в Йоханнесбурге (Южная Африка), написанная южноафриканским монументалистом, является ярким произведением уличного искусства. Реалистичное изображение африканской дикой природы посреди пригородной жизни является одновременно прекрасным портретом и мощным месседжем противостояния человека и природы (Приложение № 1). Красивая роспись хорватского креативщика Лонаку - портрет человека, который рассматривает модель корабля (Приложение № 2). Сова – символ мудрости и богини нарисована на двух стенах в Афинах (Приложение № 3).

Крупный женский портрет, выполненный канадским художником Янг Ярусом в сотрудничестве с художником Руджером в Торонто, настолько реалистичный, что при взгляде издали он выглядит просто как фотография (Приложение № 4). Работа коллектива художников Innerfields была выполнена в рамках выставки IFA 2018 для Samsung. Корейский производитель объединил уличное искусство с цифровым миром. Пять художников разрисовали стены Берлина в проекте re:imagine Street ARt. Чтобы увидеть дополненную реальность, посетителям нужно было навести камеру на рисунок через специальное приложение на смартфоне (Приложение № 5). В основе мурала «Молись за нас» - знаменитый рисунок немецкого художника Альбрехта Дюрера, созданный им в 1508 году. Греческие мастера стрит-арта переосмыслили его и представили свой вариант в 2011 году. «Мы намеренно решили перевернуть руки, — признается Манолис Анастасакос в интервью радио Athens Voice. — Кажется, что это руки Бога, который молится за всех нас. Он не возводит их к небу, но опускает к земле. В утренние часы тон неба иногда совпадает с цветом здания, и руки будто бы становятся его продолжением» (Приложение № 6).

2.2. Городские морфогены в России

Впервые 12 торцов пятиэтажек были расписаны молодыми российскими и зарубежными художниками в Москве в 2007 году в районе станции метро «Бабушкинская» (Приложение № 7). В 2019 году в Одинцово (Подмосковье) появился настоящий музей современного искусства под открытым небом. «Дитя грядущего» — большая роспись Дмитрия Aske из Москвы. Её высота – 54 м, а площадь – 756 кв.м. Работа ставит перед зрителем вопрос: к чему будут стремиться дети, которые придут нам на смену. Женщина, смотрящая вверх, символизирует стремление к свету (Приложение № 8). Мурал под названием «City size» Сергей Акрамов из Екатеринбурга рисовал в течение 16 дней. Размер изображения составляет 14,5 метров на 62 метра. Символ комнатного растения в городской среде показывает связь между человеком и природой в современном урбанизированном пространстве. Цифры «31» на рисунке — это номер дома, написан по просьбе жителей для ориентировки (Приложение №9). Итальянец Йорит Агоч  сам выбрал тему работы – портрет Гагарина, а нарисовал его так, что получил приглашение в качестве почетного гостя в Центр подготовки космонавтов в Звездном городке (Приложение № 10).  Летом 2020 года яркие изображения появились на стенах многоквартирных домовБелгородской области - в Шебекино, Губкине, Старом Осколе, Белгороде и Корочанском районе.Их можно увидеть благодаря проекту «Городской пейзаж».Немного необычный мурал «Первобытный человек» на улице Князя Трубецкого (г. Белгород). Таким образом власти решили избавиться от отпечатков рук на стенах (Приложение № 11). И. Бродский призывает самоизолироваться (Приложение № 12). Арт на улице Маяковского (Приложение № 13). Мурал «Шурик и Лида» появился у здания университета НИУ БелГУ (Приложение № 14). Историю любви изобразили на стене дома по улице Железнякова,дом 23. Парень играет на гитаре, а девушка слушает его с балкона. Окна настоящего дома стали окнами для нарисованного. Получилось гармонично, интересно и ярко (Приложение №15). На фасаде дома ул. Дорошенко, 23/1 (г. Короча Белгородской области) художники изобразили исторический город-крепость как одну из главных достопримечательностей района (Приложение № 16). Мурал «Бехтеяночка» в с. Бехтеевка Корочанского района (Приложение № 17).

Мурал - красочный и выразительный вид уличного искусства.

3.1. Муралы и формирование комфортного пространства для людей.

Раньше человек жил в природной среде, в окружении красок, или если взять архитектуру хотя бы столетней давности, в окружении разнообразных форм зданий. Сейчас же мы зачастую живем в типовых застройках. Муралы способны исправить однотонность и монотонность окружающего пространства. Если рисунки качественные, то они служат украшением фасада, делают каждое здание более уникальным, дома перестают быть похожими друг на друга. А еще, гулять по микрорайону намного приятнее, чем в случае, если дома одинаковы как братья-близнецы, ведь на каждом доме своя картина — это как гулять по большому музею под открытым небом. В 2012 году социальный проект компании Kraft (теперь Mondelez) и креативного агентства Crispin Porter & Bogusky для Mac&Cheese использовали мурал как часть большой кампании против голода. Из детской традиции делать аппликации из макарон под слоганом “Dinner, Not Art” создали игру, заменяющую реальный продукт, который можно пожертвовать голодающим.

В 2012 г. в Японии был создан первый на тот момент «движущийся» мурал - карта для Токио. Создатели проекта Sea Walls: Artists for Oceans — фонд PangeaSeed — стремятся  к повышению осведомленности общественности о критических экологических проблемах в океанах с помощью искусства. Работа Дэвида Хафтона (Австралия) привлекает внимание людей к постепенному исчезновению коралловых рифов и напоминает о том, что кораллы являются важной частью морской экосистемы, и их сохранение — одна из серьезных экологических задач (Приложение №18). Мурал Бруно Смоки (Торонто, Канада) - эпическое изображение красоты и разнообразия жизни в озере Онтарио, которое является 14-м по величине озером мира. Но из-за попадания в воду лекарственных веществ местная рыба стала непригодной для еды, а некоторые ее виды оказались на грани вымирания. В результате игнорирования важнейших экологических стандартов невероятное разнообразие рыб, птиц, рептилий, амфибий и растений находятся под угрозой (Приложение № 19). Светящиеся в темноте муралы, нанесенные специальными видами красок, интерактивные муралы, которые способны оживать на экране смартфона при помощи технологии дополненной реальности, муралы дополняющие архитектуру зданий или наоборот скрывающие временные дефекты – всё это становится не только украшением города, но и инструментом донесения до целевой аудитории ключевого сообщения бренда или актуализацией социальной проблемы, PR-поводом в соцсетях и обсуждением среди ценителей данного вида искусства.

3.2. Возможности муралов по сохранению исторической памяти.

В 2018 году в России Ассоциацией региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов при поддержке Минстроя была запущена акция "Портрет памяти". В рамках этой акции создаются муралы на фасадах домов с изображением выдающихся людей и их подвигов. Финансовая поддержка проекта осуществляется за счет спонсорских средств, взносы на капремонт для этих целей не используются. Мурал с изображением легендарного физика Игоря Васильевича Курчатова который родился в городе Сим Челябинской области (Приложение № 20). Фонд капитального ремонта Липецкой области создаёт граффити с изображением советского летчика и участника спасения экипажа парохода "Челюскин" Михаила Водопьянова, в Сургуте - изображение пилотов авиакомпании "Уральские авиалинии" Дамира Юсупова и Георгия Мурзина, совершивших посадку самолета А321, в Туле - портрет русского писателя Льва Толстого. Ксения Катаджанова из Белгорода сама разработала идею и эскиз мурала, связывающего жителей города Губкин (Белгородская область) с именем учёного Ивана Губкина. Художница читала, смотрела фильмы о нём, знакомилась с его деятельностью. Мурал получился простым, но символичным: портрет, фамилия с именем и отчеством, герб города и карьер Лебединского ГОКа. Всё это на небесно-голубом фоне. На фасадную картину ушло около 80 литров краски (Приложение № 21). Портрет мецената Дмитрия Кромского, открывшего в 1903 году женскую гимназию в г. Короча (Белгородская область), и школа вписаны в геометрическую форму покраски дома, всё вокруг взаимодействует с рисунком (Приложение № 22).

В Казани на стене здания по ул. Кулахметова, 21 появился рисунок в благодарность врачам (Приложение № 23).В год памяти и славы по всей России появились муралы, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне - в Питере (Приложение № 24), Краматорске (Приложение № 25), Калуге (Приложение № 26), Сочи (Приложение № 27). Фонд капитального ремонта Самарской области нарисовал граффити с изображением трех героев войны: народного артиста СССР Михаила Пуговкина, летчицы Ольги Санфировой, передовика советского авиастроения Дмитрия Ворфоломеева, героя Великой Отечественной войны летчика Александра Мамкина. Фонд содействия реформированию ЖКХ Белгородской области реализует три проекта: мурал, посвященный герою Великой Отечественной войны Николаю Ватутину, мурал с изображением танкиста Андрея Попова и танковой бригады, участвовавшей в освобождении Белгорода от первой фашистской оккупации, а также мурал с изображением летчика Александра Горовца. Ко дню Победы были созданы муралы на здании медицинского колледжа «Медсестра» (Приложение № 28), на стене дома на проспекте Славы «Танцующая пара» (Приложение № 29),

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Социологический опрос учащихся 10-11 классов Бехтеевской школы

Согласно данным опроса, большинство обучающихся (10 «А» класс - 13 учащихся, 11 «А» класс - 13 учащихся) положительно относятся к современному уличному искусству. Предпочтение среди множества муральных тематик обучающиеся отдали: социальным 37 %, патриотическими 35 % и эстетическим 28 %.

Поиск материалов по теме «Выдающиеся люди моей малой родины» в школьной библиотеке, в районном историко - краеведческом музее, в Корочанской школе – интернате.

В школьной библиотеке в журнале «Корочанский край» за 2015 год мы познакомились с биографией нашего земляка - хирурга, организатора медицинской науки, педагога, общественного деятеля, профессора, действительного члена АМН СССР - Сергея Романовича Миротворцева. В районном историко - краеведческом музее достойное место занимает экспозиция с архивными материалами, посвящёнными этому знаменитому человеку.Сергей Миротворцев в своё время училсявКорочанской мужской гимназии (в настоящее время это Корочанская школа – интернат для детей с нарушением речи). Здесь же получил образование Арнольд Ильич Гессен – писатель, журналист, исследователь творчества А.С.Пушкина. В целях увековечения памяти выдающихся жителей Корочанского района на областные средства сооружён бюст из меди А. И. Гессену. Местом установки бюста стал двор речевой школы – интерната. На здании этого учебного заведения установлены мемориальные (памятные) доски с барельефами её воспитанников и соответствующими надписями. В сети Интернет мы нашли материал о нашем знаменитом земляке - лауреате Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, заслуженном конструкторе Российской Федерации, удостоенном многих других государственных наград - Анатолии Николаевиче Пашкове. Он родился в 1937 году в селе Бехтеевка Корочанского района. Окончил Корочанскую среднюю школу и Харьковский авиационный институт. Прошел путь от молодого специалиста машиностроительное конструкторское бюро до главного конструктора. Государственную премию РФ получил в составе группы из трёх специалистов за разработку и освоение крылатой ракеты воздушного базирования , которая является основным оружием стратегических самолётов – ракетоносцев Ту – 95МС и Ту – 160.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможности использования муралов для обустройства и благоустройства городских и сельских территорий необъятны, горизонты — безграничны, а конструктивные формы творческих, красочных объектов — обширны.

Художники - муралисты своими изображениями:

разбавляют стандартные классические формы монументальной живописи;

отражают в своих творениях уникальные особенности страны и времени, в котором живут;

через широкую тематику картин объединяют граждан не только своей малой родины, но и всего мира, базовыми ценностями, спецификой культуры, так как созданную работу можно понять без всякого перевода, заметив в ней что – то своё.

Архитектурное пространство нашей малой родины приобретает свой неповторимый облик через удачно вписанные, красочные, выразительные объекты – социальные и патриотические муралы.

ВЫВОДЫ

Архитектура XXI века выходит на новый технологический и масштабный уровень и тема муралов здесь поистине неисчерпаема. Росписи на габаритных вертикальных площадках это новый вид обустройства окружающего людей пространства. Мы всмотрелись в окружающий нас мир глазами художников – муралистов через их творческие работы, ощутили свои корни, осознали себя звеном в цепи поколений. Материалы нашего исследования полностью подтверждают выдвинутую гипотезу: муралы – важный объект архитектуры, дизайна и эстетического украшения окружающего пространства.

Направленность, возможности применения исследовательской работы.

Представляемая работа является универсальной по адресату применения. Адресаты:

учитель ИЗО,

классный руководитель,

руководитель кружка дополнительного образования эстетического направления.

Список источников информации

Интернет - ресурсы

Березина Е. В подмосковном Одинцове появился самый большой в мире «звёздный» мурал [Электронный ресурс]/Е. Березина// - Режим доступа:https://www.mk.ru/mosobl/2019/08/20/v-podmoskovnom-odincove-poyavilsya-samyy-bolshoy-v-mire-zvezdnyy-mural.html/ (25.11.2020)

Искусство граффити: 15 самых интересных муралов Европы [Электронный ресурс] - Режим доступа https://zen.yandex.ru/media/salon.ru/iskusstvo-graffiti-15-samyh-interesnyh-muralov-evropy-5d100583ecd5cf00afaf3b8f (11.01.2021)

Муралы – новые возможности для рекламы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://adpage.com.ua/муралы-новые-возможности-для-реклам/ (20.01.2021)

Тематические муралы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pikabu.ru/story/tematicheskie_muralyi_6692164 /(8.12.2020)

Что такое «муралы» и как они могут изменить вид домов [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/gdenamzit/chto-takoe-muraly-i-kak-oni-mogut-izmenit-vid-domov-i-raionov-5fd3c2715a2c8e1f2ceab112/ (21.10.2020)

Чудо в Подмосковье. Фестиваль Urban Morphogenesis [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://moscowwalks.ru/2019/09/16/urban-morphogenesis-part 1/ (17.12.2020)

Что такое мурал – арт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://crossarea.ru/street-art/mural/ (16.11.2020)

Фотографии из личного архива.

Просмотров работы: 36