Опыт создания экскурсионного маршрута на примере экскурсии по местам жизни Святой Варвары Уфимской

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Опыт создания экскурсионного маршрута на примере экскурсии по местам жизни Святой Варвары Уфимской

Новоселов А.Е. 1
1МАОУ Школа № 112 г.о. город Уфа Республики Башкортостан
Попков С.И. 1
1МАОУ Школа № 112 г.о. город Уфа РБ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Связь биографии любой великой личности с тем или иным регионом издавна привлекала внимание людей. Мы гордимся известными земляками, рассказываем с гордостью о них гостям нашей республики. Однако, по выражению А. С Пушкина, мы иногда «ленивы и не любопытны» к своей истории. Например, исследуя маршруты, которые предлагают в социальной сети «Вконтакте» туристические фирмы Уфы, мы не нашли ни одного, предлагающего ознакомиться с местами духовного подвига Святой Варвары Уфимской.

Исследователи с особой тщательностью разыскивают факты биографии, связанные с той или иной местностью, поэтому данный вопрос всегда был в центре внимания исследователей. Пребыванию А.С. Пушкина в Оренбургской губернии, например, посвящены работы Н. В. Измаилова [6], в Казани – В. Аристова [2]. Несмотря на то, что Варвара Уфимская прославлена в лике святых Патриархией Московской и всея Руси, её жизни издана единственная книга «Акафист и житие Святой Блаженной Варвары Скворчихинской (Уфимской)» [1].

В ходе экспедиции в Свято-Варваринский монастырь мы видели сотни паломников со всех концов России, однако представителями нашей республики были только мы. Всё это говорит о том, что необходимо знакомить наших земляков с жизнью Святой Варвары Уфимской, популярной в России, но мало знакомой у нас, в том числе в виде организации экскурсий.

Исходя из сказанного, объектом нашего исследования избрана биография Святой Блаженной Варвары Уфимской, предметом – материалы, которые могут послужить основой для составления экскурсии к местам жизни Святой Варвары Уфимской (Скворчихинской).

Цель работы: изучить факты биографии и духовного подвига Святой Варвары Уфимской, составить на их основе экскурсионный маршрут, выработать основные требования к составлению экскуссий.

Задачи исследования: собрать (в том числе в архивах) материалы по биографии Варвары Скворчихинской; в ходе экспедиции в Свято-Варваринский скит и опросов жителей села Скворчиха Ишимбайского района найти свидетельства о чудесах, приписываемых святой; проанализировать, какие факты биографии могут послужить материалами для составления экскурсии; исследовать осведомлённость жителей Башкортостана и России о Святой Варваре Уфимской; составить экскурсионный маршрут по местам жизни Святой Варвары Уфимской и выработать основные требования к созданию экскурсий.

Гипотеза исследования: важнейшим фактором составления экскурсий являются интересные факты биографии выдающихся личностей, предварительное информирование и методы поддержания интереса.

Для исследования выбраны следующие методы: изучение научной и краеведческой литературы и архивов, анализ материалов биографии и исторических фактов, социологические опросы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуются региональные святые, собраны факты биографии и свидетельства очевидцев. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы можно использовать для организации экскурсий, а также при организации краеведческой работы в образовательных учреждениях. Работа может представлять интерес для изучающих историю и культуру Башкортостана.

II. Основная часть

II.1 Факты биографии, которые могут использоваться в составлении экскурсии

Для биографии выдающегося человека характерна необычность, неординарность. Так что же в жизни Варвары Уфимской способствовало её прославлению в лике Святых?

Родилась Варвара Архангельская 20 ноября 1890 года в селе Карауловка Уфимского уезда в семье сельского священника. С самого начала жизни происходят события, которые выделяют девочку из обыденной жизни. В 2 года у неё умирает мать Екатерина Евлампиевна, в 7 лет - отец Василий Александрович. Родителей Варваре заменила чужая бабушка просфорница, трудившаяся в том же храме, где служил отец Василий. В 1902 г Варвара Архангельская поступила в Епархиальное женское училище, которое окончила 1909 г. с правом на звание домашней учительницы [8]. Здание училища располагается на ул. Г. Тукая, 48. В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан в списках выпускниц 1909 г. мы нашли запись о Варваре Васильевне Архангельской [8]. После получения аттестата Варвара Васильевна была отправлена в школу села Скворчиха.

Поведение молодой учительницы резко отличалась от жизни молодых людей села, она избегала увеселений, отказалась выйти замуж. Все время Варвара отдавала работе, чтению святых книг, посещению церковных богослужений. Поведение молодой учительницы снова выделяет её из привычной жизни.

В ходе экспедиции в село Скворчиха Ишимбайского района мы изучили Архивы Скворчихинского сельсовета и Скворчихинской средней школы, а так же материалы Музея при школе [3,4]. В архивных записях есть точные даты работы Архангельской Варвары Васильевны в школе с 12.08. 1914 по 19.04. 1923 г.г. По всей видимости, с 1909 по 1914 г. Варвара Васильевна работала в другом месте, где точно установить не удалось.

Событие, которое не только снова выделило Варвару из привычной жизни, но и перевернуло её жизнь, судя по архивным данным, произошло в районе 19 апреля 1923 года. Во всех источниках указывается 1928-29 годы, но это опровергается найденными материалами Архива села Скворчиха [3,5]. По рассказам настоятельницы Свято-Варваринского женского монастыря Матушки Веры, на педагогическом совете директор школы объявил, что с завтрашнего для учителя должны говорить детям, что Бога нет. На что Варвара Васильевна ответила: «Вчера Бог был, сегодня есть, а завтра его не будет?» После этого Варвару больше не видели в школе. Имя директора, а точнее заведующего школы, нам удалось установить по Архиву села. С 1917 по 1930 г. им являлся Евстафий Терентьевич Пестряев [5]. Старое здание школы не сохранилось. Однако нам мы установили, что ныне на его месте находится поле перед современным зданием школы.

До описанного переломного момента Варвара Васильевна одевалась очень изящно и получило от односельчан ласковое прозвище «Куколка». На другой день она шокировала всех своим внешним видом, Варвара оделась в фуфайку, простую юбку и кирзовые ботинки. Всем своим видом учительница показывала, что мир изменился до неузнаваемости. Так начался подвиг юродства, к которому позже присоединилось и затворничество (ограничение в общении с внешним миром). С 1923 года и так выделяющаяся на общем фоне учительница, резко противопоставила себя окружающей жизни. Она поселилась в чистом поле полусгнившем сарае около села, выкопала родничок, который почитается сегодня святым и целебным. 1953-1963годы блаженная усугубила свой подвиг. Она перестала топить печку. Подвиг затворничества длился около 36 лет. Ещё один подвиг Святой Варвары – темничество. Она живёт десятки лет в полной темноте, почти не выходя на свет. В тридцатые годы жителями окрестных селений замечен дар прозорливости. Блаженная Варвара с первых лет ухода в затвор принимала людей, просящих помощи и совета. Она ведала события прошлого и будущего, даже знала о снах, которые видели её просители. (Свидетельства чудес, собранные Свято-Варваринским монастырём и нами представлены в Приложении 2)

Важным фактором, выделяющим Святую в этот период жизни, является и её внешний вид блаженной юродивой. Носила Варвара старую фуфайку, платье простой ткани и чулки. Обувь - резиновые калоши, иногда летом в жару надевала валенки. Одежду была всегда одна и та же, никто её не стирал. Варвара Васильевна не мылась, не расчёсывалась. На голове носила косынку или тряпицу. Матушка Вера утверждает, что голос у Варвары был «чистый, ясный, как ангельский, приятный, звонкий, громкий, молодой; говор очень ясный, дикция чёткая, как и должно быть у учительницы».

По рассказам настоятельницы Свято-Варваринского монастыря, перед смертью в субботу вечером 26 февраля в сарае, где жила затворница, случился пожар. А за две недели до ее кончины, 13 февраля, Господь послал вестника Своего предупредить, чтобы готовилась к уходу в иной мир. Варвара Скворчихинская умерла утром в воскресенье 14/27 февраля.

Таким образом, основными чертами биографии, приведшими к возникновению известности, стало постоянное выделение Варвары Скворчихинской из повседневной реальности.

II.2. Широкое общественное признание личности – одна из основ успешности экскурсионного маршрута

Уже непосредственно после смерти к Варваре Скорчихинской приходит общественное признание как к Святой. По свидетельству жителей села Скворчиха, до кладбища гроб праведницы несли на полотенцах девочки, сменяя друг друга, на голове девочек были цветочки из ленточек. Ленточки также были поверх зимней одежды на рукавах. Жителям села похороны запомнились чудесным событием: неизвестно откуда появились голуби, которые летели за гробом до самого кладбища. Они кружили над могилой до тех пор, пока не установили крест [1].

При жизни Варвара Скворчихинская была известна всей округе, к ней приезжали за советом и с просьбами. Свидетельством прижизненного признания Святой стали многочисленные свидетельства чудес и предсказаний, совершённые ею. (Собранные нами свидетельства о чудесах представлены в Приложении 2)

Следующим важным условием общественного признания Святых является появление новых случаев свидетельств чудес уже после смерти, а свидетельств таких событий появилось много (См. Приложение 2). Могила Святой Варвары на Скворчихинском кладбище становится местом паломничества.

Таким образом, общественное признание, обязательно сопровождаемое «легендаризацией», особенно после смерти Святого, становится одним из факторов возможного интереса к экскурсии.

II.4. Роль официального признания в формировании популярности личности и экскурсионного маршрута

Официальное признание позволяет сформироваться большей предварительной информированности будущих экскурсантов.В 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей Варвары Скворчихинской. Это православный обряд, когда останки эксгумируются, очищаются, облачаются в одежды, если это возможно, и помещаются в специальный гроб (раку), которая выставляется в храме для поклонения.

После обретения мощи хранились в Богородице-Тихвинском женском монастыре посёлка Приютово Белебеевского района Республики Башкортостан. В 2001 году патриарх Алексий II установил статус Святой Варвары в лике местночтимых святых Уфимской епархии. Был совершён особый обряд, чин прославления, который совершил Уфимский и Стерлитамакский архиепископ Никон. В 2002 г. наместник Покровского Енатского монастыря игумен Симеон (Кувайцев) составил особый сборник молитв Святой, который называется Акафист. В то же время были написаны иконы Варвары Скворчихинской.

1 марта 2012 года в селе Скворчиха Ишимбайского района Республики Башкортостан началось строительство скита в честь Святой Варвары Скворчихинской

II.5 Методы поддержания интереса к экскурсии

Интересным и важным механизмом поддержания интереса к экскурсии являются различные памятные сувениры, в нашем случае ими являются святыни. Под святыней мы понимаем различные предметы, которые связаны с жизнью Святого, его мощами, и поэтому почитаемые верующими.

Сувениры позволяют почувствовать себя ближе к почитаемым Святым, хранить память о поездке, экскурсии, дают возможность рассказать более наглядно о поездке, что в свою очередь привлекает новых туристов.

Становление культа Варвары Скворчихинской находится на начальной стадии, поэтому святынь, связанных с ней мало. Это, прежде всего, песок с места захоронения, благовония, освящённые на мощах, вода из святого источника. Это и икона с пока единственным сюжетом и составляют сегодня возможности механизма поддержания культа. По примеру других святынь мы сформировали предполагаемые предметы, которые могут появиться в дальнейшем официальном распространении: земля с места моления Святой Варвары Скворчихинской, трава с места моления, камешек из источника, глина из источника, которая может быть прославлена в дальнейшем как целительная.

Таким образом, сувениры и святыни являются важным механизмом поддержания интереса к экскурсионным маршрутам.

II.6 Предварительная информированность об объекте экскурсии

Важным для формирования интереса к экскурсии является предварительная информированность конкурсантов. Для изучения её в различных группах социальной сети «Вконтакте»нашего региона и страны в целом была проведена серия опросов. (Подробные результаты приведены в Приложении 3)

Пользователи всероссийских православных групп свидетельствуют о высоком признании культа Святой Варвары Скворчихинской. Сведениями о ней располагают 67% респондентов. Другие уфимские святые не набрали в совокупности 10%. Следовательно, на более продвинутом этапе становления является как раз культ Святой Варвары Уфимской. Однако интересным фактом является то, что аналогичный опрос в Башкортостане показывает знакомство с Варварой Скворчихинской лишь 23% респондентов. Причём географически это количество возрастает с приближением к Ишимбайскому району, месту подвига Святой.

Это заставляет задуматься Башкортостанской метрополии, краеведам, туристическим агентствам и СМИ о необходимости более широкого информирования жителей республики о духовном подвиге Святой учительницы Варвары Уфимской (Скворчихинской).

II.7 Перечень точек экскурсионного маршрута и основные правила его составления

Используя найденные нами литературные и архивные факты о Святой Блаженной Варваре Уфимской (Скворчихинской) мы определили следующие точки маршрута из города Уфы до села Скворчиха Ишимбайского района Республики Башкортостан:

1. Кафедральный собор Рождества Богородицы. Уфа, ул. Кирова, 102.

Здесь лучше всего коротко рассказать об истории православия Башкортостане, о церквях города. 2. Собор Сергия Радонежского. Уфа, ул. Бехтерева, 2, корп. 1.Продолжением рассказа между точками станет история уфимского Святого Моисея, мощи которого хранятся в Сергиевской церкви.3. Уфимское Епархиальное училище (нынешний адрес: Уфа, ул. Г. Тукая, 48) Здесь Варавра Васильевна Архангельская училась с 1902 по 1909 годы.4. Школа села Скворчиха. Республика Башкортостан, Ишимбайский район, село Скворчиха, ул. Школьная, 6. Рассказ о назначении в село учительницей, о праведном поведении. 5. Поле напротив школы. Здесь находилось несохранившееся старое здание школы. 6. Кладбище села Скворчиха. Село Скворчиха, ул. Садовая.Недалеко от входа место первого захоронения Святой Варвары Уфимской. 7. Въезд в Свято - Варваринский монастырь. Село Скворчиха, ул. Центральная, 1А. Точка пред въездом позволяет увидеть большую часть строящегося монастыря издали. 8. Варваринская церковь. Здесь хранятся мощи Святой Варвары Скворчихинской. 9. Часовня на месте моления Блаженной Варвары Уфимской (Скворчихинской). В ночное время суток Святая Варвара Уфимская молилась на одном и том же месте, сейчас здесь скромная часовенка. 10. Домовая церковь. Возведена на месте сарая, где жила Святая, часть сарая сохранилась. 11. Святой источник и купель. Источник выкопала Святая Варвара собственноручно.

Используя все представленные в работе материалы, мы выработали важные, с нашей точки зрения, требования к составлению экскурсионного маршрута и поддержания интереса к нему: предварительное информирование об объекте экскурсии; популярность личности; отбор интересных фактов биографии; постепенное введение и подготовка к основным точкам маршрута предварительными точками; наличие сувенирной продукции.

III. Заключение

В ходе исследованиялитературы и архивовмы попытались составить точки экскурсионного маршрута на примере Варвары Уфимской (Скворчихинской), а также выработать основные требования к его составлению и методы поддержания интереса.

Работа в архивах позволила уточнить некоторые данные биографии Варвары Архангельской, а также установить места с ней связанные, найдены основные точки экскурсионного маршрута по местам жизни Святой Блаженной Варвары Уфимской (Скворчихинской).

Итак, нами установлено, что важнейшим фактором составления экскурсий являются интересные факты биографии выдающихся личностей, предварительное информирование и методы поддержания интереса. Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.

Литература и источники

1. Акафист и житие святой Блаженной Варвары Скворчихинской (Уфимской). Издание Салаватской епархии. 2010.

2. Аристов В. К нему не зарастет народная тропа. Сов. Татария. - 1977. - 30 янв.

3. Архив Скворчихинского сельского поселения (не имеет научного каталога). Док 324

4. Архив Школьного музея МБОУ СОШ с. Скворчиха (не имеет научного каталога).

5. Войнов В.Г. «Краткая история Скворчихи» (машинописный текст).

6. Измайлов Н. Пушкин в Оренбургском крае. Газета «Чкаловская правда» от 29 мая 1949 г. http://www.vecherniyorenburg.ru/cat753/show13391

7. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1993.

8. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Фонд: И-120, Опись: 1. Ед. хр: 15.

Приложение № 1. Архивные материалы и фотографии установленных биографических мест

Примечание: В связи с ограничением объёма приложений, они представлены в сокращении

Варваринская церковь Скита. Здесь хранятся мощи Святой.

Рака с мощами Святой Блаженной Варвары Уфимской (Скворчихинской)

Часовня на месте моления Блаженной Варвары Уфимской (Скворчихинской)

Домовая церковь, настроенная над сараем, в котором жила Св. Варвара

Источник, который собственноручно выкопала Святая Варвара

Место первичного захоронения Святой Варвары Уфимской

Место, где находилась школа, в которой преподавала Св. Варвара (установлено нами по архивным данным и свидетельствам жителей села)

Новое здание школы. Здесь в школьном музее сохранились материалы о жизни святой Варвары Уфимской

Первая страница списка учителей Скворчихинской школы из Архива села. Под номером 3 запись о Варваре Васильевне Архангельской (святой Варвары)

Первая страница машинописного текста «Краткой истории Скворчихи» бывшего директора школы В.Г. Войнова из Архива школьного музея села

Приложение № 2. Свидетельства чудес Варвары Скворчихинской

Примечание: в связи с ограничением объёма приложений, приводятся только первые две страницы сборника. Свидетельства приводятся дословно с сохранением стилистики и правописания авторов.

Письмо от 21.07.2016

Изучая места со святыми источниками, я, к своему удивлению, открыла для себя источник святой блаженной Варвары Скворчихинской.

Расстояние до него от моего дома составляет всего 209 км. В один из июльских дней я с мамой и бабушкой решили посетить церковь Табынской божьей матери в Красноусольске. На обратном пути по дороге домой мы решили посетить и источник Варвары Васильевны. Дорога показалась очень лёгкой. Проехав около 150 км от Красноусольска, мы увидели возвышающийся храм с золотыми куполами. В настоящее время ведётся активное строительство храма.. Паломники, при желании, могут внести свою лепту в строительство храма и заказать именной кирпичик.

Недалеко от храма мы увидели иконную лавку, а спустившись по ступеням вниз — сам источник!

Передать вкус воды невозможно!!! Её хочется пить, наслаждаться вкусом ещё и ещё.

В иконной лавке я приобрела сорочку и решила погрузиться в купель с целебной водой. Надо отметить, что для погружения необходима смелость. Вода довольно холодная, температура максимум 6 C’. Возле источника стоят ведра, которыми нужно черпать воду и ковшики, чтобы переливать воду в свою емкость. Зачерпнув ведро воды, я прошла в отведённое место. Нельзя этого отрицать — было страшно!! Это испытание, которое нужно пройти с достоинством. Конечно, желание испытать себя, меня пересилило. Незабываемое чувство: холод, сердце колотится как в мешочке, недостаток воздуха. Эти чувства испытываешь умом. Тело же чувствует тепло и благодать!

Испытав такие эмоции, мне захотелось приехать ещё раз.

14.07.2016

Ксения. Оренбург.

Верю в чудеса. Сила веры помогает исцелиться.

Сегодня вновь с мамой посетили чудесный источник Варвары Васильевны… Рассказывать о благодатном месте и о своих впечатлениях об их посещении этого слишком мало… Здесь нужно подышать воздухом, окунуться в купель..

На сей раз представилась возможность приложиться к мощам Варвары Васильевны. В храме тихо, спокойно, и такие же чувства возникают в душе. Все проблемы быта забываются и уходят на самый дальний план. Частичку тепла этого места я привезла домой — масло, освещённое от святых мощей Варвары Васильевны, Свечи, Шапочку, сухарики. и, конечно, водичку из источника.

Не забыли и окунуться в купели. Надо сказать, для меня это второе погружение. И ощущения были совсем другими. По мнению людей, приехавших к источнику, вода, по-прежнему, была холодной. Однако, для меня она была тёплой!!! Я очень рада, что Варвара Васильевна разрешила мне приходить в её владения и просить о помощи и исцелении. Это ведь именно она создала ощущение тепла!! Такие же чувства испытали и члены моей семьи, которые водичкой пользовались в домашних условиях!

О чудесах исцеления я сказала не случайно, в моей семье оно свершилось. Приехав домой, узнала, что заболела моя сестра. Увидев её болезненное состояние, отсутствие во взгляде «жизни», горячее и красное от жара лицо и тело, вялость, озноб, отрешённость, слезы, решила напоить водой из источника, и омыть ею. Самое интересное, что за 3 часа пути вода не согрелась нисколько (Температура воздуха была около 36 градусов)!! Правда, встретила её сопротивление и нежелание обливаться очень холодной водой. Меня это не остановило, моя вера в целительную силу воды была огромна!

Приложение № 3. Результаты опросов

Опрос №1. Проводился в сети Интернет на страницах нескольких Башкортостанских групп социальной сети «Вконтакте» В опросе приняло участие 79 человек

Вопрос 1: знаете ли вы о существовании Святой Блаженной Варвары Уфимской (Скворчихинской)?

Опрос №2. Проводился в сети Интернет на страницах нескольких Общероссийских православных групп социальной сети «Вконтакте» В опросе приняло участие 137 человек

Вопрос 1: знаете ли вы о существовании Святой Блаженной Варвары Уфимской (Скворчихинской)?

Вывод из проведённых опросов: проведённые опросы заставляют задуматься Башкортостанской метрополии, краеведам, туристическим агентствам и СМИ о необходимости более широкого информирования жителей республики о духовном подвиге Святой учительницы Варвары Уфимской (Скворчихинской).

Опросы обучающихся 5А класса до и после заочной экскурсии к местам, связанным с жизнью Святой Варвары Уфимской

Вопрос 1 : знали ли вы о существовании Святой Блаженной Варвары Уфимской (Скворчихинской)?

Вопрос 2 Хотели ли вы теперь посетить Свято-Варваринский монастырь?

Просмотров работы: 35