Военное детство Прониной Валентины Терентьевны

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Военное детство Прониной Валентины Терентьевны

Злобина Д.Е. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Данкова. Данковского района Липецкой области.
Исаева Е.С. 1
1МБОУ СОШ №1 г. Данкова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Данкова Данковского района Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Введение

Проблема исследования:

Сравнивая нашу жизнь с жизнью детей и подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

Актуальность

Вторая мировая война оставила неизгладимый след в истории всего человечества. Линия фронта в годы войны проходила не только по полям сражений, она продолжалась в цехах и на мирных полях, где выращивали хлеб для фронта, в каждом доме, где любили и ждали.

Эта линия фронта прошла по судьбам людей всех возрастов, а особенно затронула детские души. Дети и война - такие несовместимые понятия.

Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым.

Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих, об их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию.

Цель работы:

- рассказать на основе воспоминаний очевидцев, живших на оккупированных фашистами территориях реальную ситуацию, которая складывалась во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Провести опрос очевидцев.

2.Рассказать о жизни детей в оккупационный период.

3. Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.

Объект исследования:воспоминания о военном детстве моей односельчанки Прониной Валентины Терентьевны.

- результат опроса обучающихся школы.

Методика исследования.

-изучение теории вопроса на основе литературных источников.

-опрос.

-описательный метод.

3.Результаты исследования

Воспоминания Прониной Валентины Терентьевны

Родилась Пронина Валентина Терентьевна 27 сентября 1936 года в селе Гремячье, Воронежской области. Вceгo в семье было 5 человек, жили не бедно, родители работали в колхозе, до войны колхоз был богатым хозяйством, так как в селе росли большие вишнёвые сады. В этом селе жили её тётя со своей семьёй и дядя со своей, его на фронт не взяли, потому что был инвалид.

Когда началась эта страшная и кровопролитная война, Валентине Терентьевне было 5 лет, несмотря на то, что она была ещё маленькая, она хорошо запомнила начало войны.

На одной из центральных улиц, в селе такие улицы называют «большаком», висело радио, и вот диктор скорбным и твёрдым голосом произнёс речь, в которой сообщил: «Война!».

Люди сначала даже не понимали, что произошло, как будто всех охватил паралич, казалось, что ничего не предвещало беды. Через несколько дней Гремячье провожало первую партию призванных на защиту Родины, в ней был отец Валентины Терентьевны. А потом следовал один набор за другим

— и море слёз. Не только матери понимали, что будет нелегко, но и дети, вот в одночасье закончилась мирная жизнь и беззаботное детство. На плечи детей свалились совсем недетские заботы и испытания: голод, холод, вши, бесконечные очереди и давка за хлебом, непосильный труд на колхозных полях и постоянная тревога за родных, ушедших на фронт.

Но детство брало своё. Дети приспособились к суровым условиям военной жизни, не жаловались, не хныкали и не унывали.

В семье Валентины Терентьевны осталась мама, бабушка и маленький брат Витя, которому было всего 2 года. Мама уходила на работу в колхоз, а маленькая Валя оставалась в доме за главную, присматривала за братом, выполняла посильную для своего возраста работу по дому. Валентина Терентьевна вспоминает то, что было очень голодно, постоянно хотелось кушать, брат часто плакал от голода, иногда в доме совсем ничего не было.

Чтобы не умереть с голода, ходили на поля, собирали старую картошку, почти весь урожай картофеля забирали сборщики для фронта. Ещё подбирали сахарную свёклу, весной и летом питались чуть лучше, рвали конёвник, лебеду ели с солью, на огороде сеяли просо, выращивали овощи, тыкву. С одеждой тоже было плохо, что было до войны, то и берегли и носили. Во время войны у детей не только не было игрушек, но не было и кусочка ткани, чтобы сшить куклу. Из игрушек были только стекляшки от paзбитыx тарелок и чашек, которые находили на улице. И если на стекляшке был рисунок, то это было огромной радостью. Валентина Терентьевна помнит, что у неё была тряпичная кукла, которую ей сшила бабушка.

В 1942 году семья получила похоронку, погиб отец Валентины Терентьевны. Она помнит, что мама и бабушка очень плакали, прижимали к себе и гладили по голове то её, то брата. Это было большое гope для семьи, мама Валентины Терентьевны понимала, что нужно пережить потерю мужа и во что бы то ни стало уберечь от смерти и поставить на ноги детей.

В 1942 году немцы заняли Воронеж, город горел, кругом все взрывалось и рушилось. Валентина Терентьевна вспоминает то, что даже в селе, которое находилось за несколько десятков километров, были видны отблески красного, огненного зарева.

Настало время и в село Гремячье пришли немцы, все жители, а это старики, женщины и дети, оказались на оккупированной территории.

Валентина Терентьевна вспоминает, что фашисты половину села сожгли, село было по протяженности около семи километров вдоль реки. По оставшимся домам немцы ходили и подбирали места для поселения.

Вcex жителей села, немцы выгоняли из домов, люди рыли в садах землянки, в которых жили.

У кого была домашняя скотина, гнали её в ближайший лес, там рыли землянки и прятали. Очень берегли своих коровёнок, без них вряд ли

выжили. А когда становилось особенно страшно и холодно, люди прятались в землянках вместе с ними.

Этобылнастоящийужас,фашистынаглограбилижителей,забираливсе,что только можно было забрать, громили, рушили, избивали. Валентина Терентьевна хорошо запомнила плач брата, ему было холодно, в памяти сестрыэтоживётисейчас,несмотрянато,чтопрошлоужемноголет.

Ещё Валентина Терентьевна припоминает, что иногда у них в землянкебылаедаилучшекартофельныхочистокизерна.Еёдвоюродного братанемцывзялинакухнюработать,емубыло12-13лет,иониногда,если получалось, воровал на кухне caxap, хлеб, так иперебивались.

Вcex взрослых, кто остался в селе, женщин и стариков немцы угоняли на оборонные работы (рыть окопы). Этот рабский труд коснулся и мамы Валентины Терентьевны, она и многие другие сопротивлялись и не хотели идти, но это было не возможно, иначе был расстрел. Местность, на которой велись работы, была обтянута колючей проволокой, работали и днём и ночью, на отдых немцы давали несколько минут.

Несмотря на страшные условия труда, мама Валентины Терентьевны убежала и пришла к детям в родное село Гремячье на оккупированную территорию.

Валентина Терентьевна вспоминает, что она с братом так была рада, что мама вернулась к ним живая, но ей приходилось прятаться, укрываться, чтобы немцы её не обнаружили.

«Вавгусте1942годабылибойиэвакуация»,-вспоминает,Валентина Терентьевна.ВcexжителейэвакуироваливселоМатрёнки.

Всвоёмродном селе всё бросили, хотя практически мало что у кого было, и до Матрёнок добирались, кто, как мог, беспомощных везли наповозках.

В 1943 году освободили село Гремячье, и жители возвращались в родное село. Семья и родственники Валентины Терентьевны тоже вернулись в родной дом. Она вспоминает, что после эвакуации всем родственникам пришлось жить вместе в их доме, так как он уцелел. В маленьком домишке разместились 16 человек.

После эвакуации было очень трудно, нужно все было начинать с нуля. Валентина Терентьевна вспоминает, что в их семье все трудились и старались, как могли укрепить благосостояние семьи.

Землю пахали плугом, в который впрягались всей семьёй. Также и боронили.

Было трудно, но детей старались накормить, уложить спать.

В чьём доме находишься, там и накормят, и спать уложат, отдельных кроватей не было, спали на полу, на печке, на полатях. Жили дружно, помогали друг другу. За счёт взаимовыручки и выжили.

Валентина Терентьевна вспоминает, что в день, когда кончилась война, всё было как обычно. Вдруг по окнам стук палками, все перепугались, вскочили, выбежали на улицу. А там кричат: «Война кончилась». Люди обрадовались, начали прыгать от радости, обнимали друг друга, поздравляли, плакали — это были слёзы Победы. Потом было всенародное гулянье.

После войны в 1946 году был страшный голод. В семье Валентины Терентьевны и в других семьях были козы, благодаря которым пережили и спаслись от голода.

Валентина Терентьевна также после войны пошла в школу и закончила семилетку. Затем поступила учиться в город Усмань в сельскохозяйственный техникум. После учёбы по распределению приехала работать в село Воскресенское — агрономом в совхоз, вышла замуж, родила двух сыновей.

Мама Валентины Терентьевны дожила в добром здравии до 90 лет, несмотря на тяжелые испытания судьбы, а сама Валентина Терентьевна сейчас пенсионерка и находится на заслуженном отдыхе. Очень часто мы приглашаем Валентину Терентьевну на школьные мероприятия, концерты, она всегда с удовольствием приходит к нам в школу и делится своими воспоминаниями. Ежегодно мы поздравляем нашу односельчанку с Днем Великой Победы.

Опрос учащихся школы.

На мой вопрос « Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Как жили дети на оккупированной территории?» мои сверстники отвечали по-разному.

Виталий К. 8д класс : «О Великой Отечественной войне знаю из рассказов художественных фильмов. Что были великие сражения: битва за Москву и Сталинградская битва. Как жили мои сверстники на оккупированной территории? Им пришлось испытать на себе голод и холод , а самое главное- чувство страха: быть убитыми, или угнанными в концлагерь, потерять своих родных и близких.»

Олеся Д. 8д класс:

«О войне я знаю в основном из фильмов. Мой папа очень любит военное кино. Я часто смотрю с ним фильмы о войне. Меня захватывает атмосфера военной эпохи».

Сергей К. 10д класс: «Война-это самая большая трагедия. Принесшая людям боль, горе, слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. Их нужно беречь. И это главное»

Кроме того, были опрошены ребята из 5-7 х классов. Большинство знают, когда началась и закончилась война, с кем воевали. На диаграмме это показано синим и красным цветом. Меньше всего детей этого не знают, на диаграмме это показано желтым цветом. Зелёным цветом на диаграмме обозначена часть ребят, чьи дедушки и бабушки пережили фашистскую оккупацию.

Ребята говорят, что представляют, что было во время войны, на оккупированной территории. Но ведь это только слова. Они думают что понимают, но на самом деле ни один человек по-настоящему, никогда не сможет понять, что испытали те, кто воевал, защищая Родину, и кто пережил военное лихолетье. Дети военной поры.

4.Выводы.

Исходя из данных опроса, можно сделать вывод, что подростки владеют лишь фактической информацией но, мало знают о чувствах, эмоциях тех детей, которые пережили эту страшную пору. Судьбы детей военного времени разные, но во многом схожие. Детство у них была трудное, страшное и жестокое. 

Я думаю, нам необходимо сохранить память о тех далёких годах, чтобы связь поколений не прерывалась, чтобы мы, внуки и правнуки, помнили, какой ценой получена Победа в мае 45-го года.

5. Заключение.

Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя.

С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям сороковых годов прошлого столетия. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым.

Я считаю, что мне удалось провести параллель между детством, опаленным войной и сегодняшним детством, детством моих сверстников.

А так же восстановить связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности; возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений. Мою работу можно применять в работе с детьми на занятиях по патриотическому воспитанию.

В перспективе планирую дальше собирать материалы и воспоминания очевидцев по теме : «Дети и война». Мы не имеем права забывать о войне. Война зло. Воспоминания - доказательство тому, что война не нужна ни взрослым, ни детям.

6. Список использованных источников и литературы.

Акаткин В.,Таганов Л. Была война.М., «Детская литература»,1984г.

Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985г.

Данишевский И.М. Война.Народ.Победа.М.,1976г.

Касаткина Н.А. «Пособие по военно –патриотическому воспитанию в школе».Издательство «Учитель» Волгоград,2006 год

Фотографии из личного архива Прониной В.Т.

Фотографии из архива школы.

Приложение № 1

Чеботарёва Валя(Пронина В.Т) вместе с отцом Чеботарёвым Терентием Павловичем 1940 ( единственное фото с отцом).

Приложение №2

Валентина Терентьевна –уважаемый и почётный гость на школьных мероприятиях.

Приложения №3

Поздравление Прониной В.Т. с Великой Победой.

Приложение № 4

Просмотров работы: 19