Введение
В прошлом году я изучала элементы орнамента в одежде коми-пермяков на примере варежек. Мне стало интересно есть ли отличия в одежде коми-пермяков, живущих в разных районах края, каким образом наносились узоры на ткань.
Цель работы: изучение одежды коми-пермяков, проживающих в разных регионах края и способов нанесения узоров на коми-пермяцкую национальную одежду.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
изучить литературу по теме;
проанализировать сходство и различие одежды различных этнических групп коми-пермяков;
изучить виды декорирования ткани;
применить методы нанесения орнамента на ткань.
Методы работы: поиск, анализ и синтез информации, эксперимент (декорирование ткани).
В проекте были использованы материалы DVD диска «Коми-пермяцкая народная одежда», информация XII межмуниципального фестиваля обрядовой культуры «Гаврилов день», материалы композиции Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П.И. Субботина-Пермяка в г. Кудымкар, материала сети интернет.
Также очень широко коми-пермяцкий национальный костюм и его декорирование освящено в работах Мальцевой Н.А., книгах Грибовой Л.С., Чагина Г.Н. и сборнике очерков по истории и этнографии коми-пермяков.
Информации о верховой набойке наглядно представлена в альбоме-каталоге Субботина-Пермяка П.И., который содержит 150 рисунков набойки и 4 рукописных альбома «Набойка Пермского края», созданных Субботиным-Пермяком Н.И. в 1922г [8].
Глава 1. Основные этнографические группы коми-пермяков
Существует несколько групп коми-пермяков, которые различаются по диалекту, уровню развития хозяйства и культуры [7, С.13]. Это связано, в главную очередь, с физико-географической средой проживания.
Этническое развитие коми-пермяков завершилось объединением их в четыре группы. Две основные группы – северная и южная составили ядро национального округа при его образовании в 1925 г. Две другие группы, остались за пределами округа.
Ниже представлены группы коми-пермяков с указанием условных границ их проживания [11]:
1. северные (косинско-камские) коми-пермяки, проживают на территории Кочевского, Косинского, Гайнского и Юрлинского районов;
2. южные (кудымкарско-иньвенские) коми-пермяки − на территории Кудымкарского, Юсьвенского районов;
3. верхнекамские (зюздинские) коми-пермяки − на территории Афонасьевского района Кировской области;
4. язьвинские коми-пермяки − на территории Красновишерского района и отделяют себя в языковом и историческом отношении от северных и южных коми-пермяков[2].
Особенности истории коми-пермяков, сказок и преданий, верований, контактов с другими народами способствовали развитию своеобразия их одежды. Рассмотрим некоторые её виды и определим характерные черты и особенности.
Глава 2. Сходство и различия в народных костюмах коми-пермяков
1.1. Национальная одежда коми-пермяков
Одежда коми-пермяков была в значительной степени однотипна с одеждой русского населения Северного Прикамья. Но в конце XIX - начале XX в. костюм русских подвергся существенной трансформации, а костюм коми-пермяков во многом остался неизменным. Поэтому вполне правильно считать, что коми-пермяки были хранителями традиционных национальных форм одежды как собственно своей, так и русской.
Главной составляющей традиционного женского костюма были рубаха и сарафан. В дальнейшем им на смену пришли юбка и кофта[7, С.35].
Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней и состояла из двух частей разного материала: верх — из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ — из грубого холста. Рукава делались широкими, с манжетами. Характерно, что в украшениях рубах коми-пермяки проявили большое своеобразие, что в целом отличает коми-пермяцкий костюм от русского.
Вторая важная деталь женского костюма – сарафан. Для повседневного ношения шили сарафаны из сатина, а праздничные — из набивного
холста и покупного шелка.
Женский костюм дополнялся ношением передника (фартука), пояса и головного убора.
Мужской национальный костюм составлял из рубахи-косоворотки и штанов, которые кроили из прямых полотнищ. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом.
1.2. Особенности женской одежды северных и южных коми-пермяков
При посещении Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П.И. Субботина-Пермяка в г. Кудымкар, я узнала, что одежда коми-пермяков, проживающих в разных местах округа в целом похожа, но имеет определенные различия (Приложение 1).
В июле 2022г мы семьей ездили на XIII межмуниципальный фестиваль обрядовой культуры «Гаврилов день», который проходил в деревне Бачманово Косинского района.
Там я увидела настоящие коми-пермяцкие национальные костюмы, которые шили бабушки сегодняшних хозяек. Они действительно имеют определенные различия.
Костюмы северных коми-пермяков (Приложение 2) отличаются яркими красками, повторяя разноцветие и великолепие окружающей природы севера края: красные рубахи с вышивкой, сарафаны, передники.
Костюм южных коми-пермяков (Приложение 3) более спокойны, состоят из белой рубахи, синего сарафана и белого передника. Эти расцветки напоминают ширь и мощь главной реки края – Камы.
Одежду коми-пермяки шили в основном из тканей собственного производства. Льняную одноцветную ткань называли холстом, а цветную – пестрядью. Основным материалом для изготовления тканей был лен, выращенный в личном хозяйстве. Основу костюма составляют рубаха, сарафан, передник, пояс и головной убор.
Я более подробно остановилась на изучении женских костюмов северных и южных коми-пермяков.
На севере края характерно преобладание таежного ландшафта, поэтому среди северных коми-пермяков сильно развито охотничье-промысловое хозяйство. На юге округа много плодородных почв, естественных пастбищ, полноводных рек, поэтому южные коми-пермяки в большей мере занимались земледелием, скотоводством и рыболовством. У тех и других коми-пермяки было широко распространено собирательство ягод, грибов, растений, орехов [7, С.13]. Эти факторы, несомненно, наложили свой отпечаток на одежду коми-пермяков каждой этнической группы.
Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка, в отличие от южных [6]. Так у южных коми-пермяков наиболее популярной в праздничном костюме считалась белая рубаха, а у северных – цветная, пестрядинная или из покупного красного сатина [5]. При этом даже среди одной этнической группы северных коми-пермяков бытовали разные варианты рубах: гайнские женщины шили рукава рубахи из полотна, окрашенного в синий цвет, а кочевские – из красного и желтого сатина [7, С.35].
Для северных коми-пермяков наиболее характерен традиционный браный узор красного цвета с геометрическим орнамент несложной композиции. Браное ткачество называется так потому что мастерица «брала» или «выбирала» нити, когда создавала из них узор.
У южных коми-пермяков большее распространение получил растительный орнамент, составленный из цветков-розеток, мелких цветочков и листочков на ветках, стебельков с бутонами [3, С.72].
Наибольшее распространение в XIX в. получили рубахи с плечевыми вставками – поликами, у таких рубах богато орнаментировались браным ткачеством рукава. Позднее рубаха с поликами сменяется у южных коми-пермяков рубахой на кокетке. У северных коми-пермяков рубаха на кокетке не получила широкого распространения.
Женские сарафаны чаще шились из набивного холста и были широко распространены у коми-пермяков повсеместно. На сарафанах нанесены двух-трехцветные узоры. Для сарафанов применялся окрашенный однотонный холст преимущественно синего и черного цветов. Далее методом набойки мастера – синильщики, с помощью набойных досок наносили узор. Набойный холст на праздничный сарафан определялся тонкостью холста и количеством досок, используемых для нанесения узора. Как правило, каждой доской наносили разные краски.
Головные уборы женщин - чепцы. На юге это самшура, с твердым дном, обшитая кумачом, украшенная вышивкой и позументом, в северных районах - кокошник, имеющий твердое полуовальное очелье, вышитый мелкими пуговицами, блёстками и бисером [10].
Глава 3. Виды декорирования коми-пермяцкой национальной одежды
Декорированием одежды жители Прикамья занимались уже в первые века нашей эры [1, С.6].
Для декорирования одежды коми-пермяки использовали разные методы:
оттискивание орнаментированного узора на ткани с помощью растительных красителей;
узорное ткачество;
узорное вязание;
вышивка;
аппликация;
верховая набойка [4, С.3].
Для оттискивания орнаментированного узора, на белую ткань накладывался лист березы или осины. Лист и ткань вместе сгибались по диагонали вдвое, втрое, вчетверо. Полученный треугольник с силой оттискивался поперек, вдоль или наискосок один, два или три раза. Ткань разворачивалась, на ней оставались узоры. В результате получался орнамент желтый от березовых листьев, коричневый от осиновых. Узор ничем не закреплялся и быстро выгорал.
Узорное ткачество – очень древний способ декорирования одежды коми-пермяков. Мастерицы ткали из крашеного льна:
ткани в мелкую и крупную клетку (использовалась в изготовлении мужских или женских рубашек, фартуков, юбок, скатертей);
ткань в полоску (шла на пошив мужских штанов),
холст их чистого льна (использовали для пошива полотенец и праздничных рубах).
Пожалуй, самый распространенный вид декорирования одежды коми-пермяков на сегодня – это узорное вязание. Женщины вяжут шапки, шарфы, жилетки, свитера, кофты, носки, перчатки, варежки, обувь для малышей, домашние тапочки и др. Вязаные вещи, как и тканые, были частью приданого невесты, поэтому коми-пермячку с детства учили вязать. Об этом я рассказывала в своей предыдущей работе.
Вышивка, как считают исследователи, в сравнении с узорным ткачеством и вязанием менее характерна для декорирования одежды коми-пермяков.
Одним из сложнейших методов декорирования одежды является верховая набойка. Технология коми-пермяцкой набойки очень сложна [3, С.71]. Холст окрашивался, сушился, проглаживался. Затем с помощью специальных набойных досок, покрытых масляными красками, наносился рисунок белого или желтого цветов. Иногда рисунок был трех- или четырехцветный (Приложение 4).
Первым, кто начал заниматься изучением синильного промысла в Пермяцком крае, был уроженец села Кудымкарского, выпускник Московского художественно-промышленного училища, а затем преподаватель — Пётр Иванович Субботин-Пермяк. Приезжая на родину он все свободное время посвящал сбору материала, связанного с орнаментами Пермского края [8]. Первые сто досок он сдал в музей в 1920г. Сейчас Коми-Пермяцкий краеведческий музей располагает интересной коллекцией набойных досок, в которой насчитывается около 200 единиц хранения. Набойная доска представляет собой деревянную доску из березы (реже липы или ели), круглой, треугольной, валикообразной формы. Толщина досок от 4 до 9 см. Размеры 15х15см, 15х20см. На доске вырезался или набивался трафарет (штамп) с вырезанными или вбитыми в доску деревянными шпильками, втулками, иногда металлическими гвоздями и пластинками, которые располагались в форме рисунка (Приложение 5). Мастера, занимавшиеся нанесением узора на ткань, имели в своем арсенале 500-800 досок с различными рисунками.
Аппликация использовалась чаще всего в декорировании фартуков, рукавов, стоек воротника, планки нагрудника [4, С.11]. Кусочки ткани при этом были самыми разнообразными. Художественный узор создавался посредством нашивания на ткань фартука кусочков разноцветной ткани.
Глава 4. Практическая часть
На XIII межмуниципальном фестивале обрядовой культуры «Гаврилов день» в деревне Бачманово Косинского района я приняла участие в декорировании ткани методом верховой набойки (Приложение 6).
Более подробно расскажу о своем опыте данного декорирования.
Мне дали белый материал. Затем я сама выбрала набойки, из которых составила свой неповторимый узор. Набойки были небольшие, легко помещались у меня в руке. После этого специальными спонжами я нанесла небольшое количество акриловой краски для ткани на набойку, промазывая все участки и плотно прижала набойку к ткани. Это я проделала со всеми выбранными мною набойками. После этого я дала краскам высохнуть.
Выполнить такое декорирование в домашних условиях очень затратно, т.к. цена одной набойки начинается от 2500р.
В домашних условиях я выполнила декорирование ткани методом аппликации (Приложение 7). Для этого мы с мамой придумали узоры для макетов праздничных рубах северных и южных коми-пермяков, похожие на декор каждой группы. Вырезали из цветной ткани узоры и с помощью клеевой «паутинки» утюгом «приклеили» кусочки ткани к макетам.
Заключение
В процессе данной работы мы пришли к выводам:
Коми-пермяцкие костюмы различных этнических групп коми-пермяков имеют сходства и различия. Общим являются элементы одежды: рубаха, сарафан (синего или черного цветов), передник, головной убор у женщин, рубаха, штаны и пояс у мужчин. Существенно различаются костюмы женщин. Праздничные рубахи северных пермяков более яркие (красных, желтых, синих тонов), в то время как праздничные рубахи южных коми-пермяков белого цвета. Также различаются узоры, наносимые на рубахи и сарафаны: у северных коми-пермяков, преобладают простые геометрические формы, в то время как у южных коми-пермяков большее распространение получил растительный орнамент. Также различаются головные уборы женщин: на юге это шамшура, в северных районах – кокошник.
Существует несколько техник декорирования ткани: оттискивание орнаментированного узора на ткани с помощью растительных красителей, узорное ткачество, узорное вязание, вышивка, аппликация, верховая набойка.
В национальной одежде продолжает жить стремление коми- пермяцкого народа к красоте.
Мы познакомили одноклассников с итогами нашей работы.
Ученики нашего класса узнали много интересного и нового о культуре коми-пермяков, а, значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов коми-пермяков.
Если у кого из вас дома хранится коми – пермяцкая одежда, относитесь к ней бережно, аккуратно. Никогда нельзя забывать искусство наших бабушек и дедушек.
Надеемся, что данная работа окажет неоценимую помощь для организации работы со школьниками на уроках ИЗО и технологии.
Список использованных источников и литературы
1. Грибова Л.С. Народное искусство коми. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973. – 48 с.
2. Коми-язьвенские коми-пермяки [Электронный ресурс]. – Режим доступа; URL: http://uralistica.com/m/group/discussion?id=2161342%3ATopic%3A140528 (дата обращения 10.09.2022г)
3. Мальцева Н.А. Тайны коми-пермяцкой набойки. – Кудымкар: ГКБУК «Коми-пермяцкий этнокультурный центр», 2015. 32с.
4. Мальцева Н.А. Традиционное декорирование одежды коми-пермяками: вчера и сегодня // Вестник Пермского научного центра. -2015. - № 4. – 105с.
5. Народный костюм коми-пермяков [Электронный курс] – Режим доступа; http://uralistica.com/group/komipermians/forum/topics/2161342:Topic:154600?commentId=2161342%3AComment%3A250169&groupId=2161342%3AGroup%3A6624 (дата обращения 18.09.2022г).
6. Национальная одежда коми-пермяков пермяки [Электронный курс] – Режим доступа; URL: https://vk.com/@bibl9ekb-nacionalnaya-odezhda-komi-permyakov (дата обращения 10.09.2022г).
7. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков. - Кудымкар: Коми Пермяцкий этнокультурный центр, 2013. - 152 с.
8. Субботин-Пермяк П.И. Набойка Пермского края (Из собрания Коми-пермяцкого краеведческого музея им. П.И. Субботина-Пермяка). - «Коми-пермяцкий этнокультурный центр». – Кудымкар. – 2021. – 156с.
9. Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. Коми-пермяцкий национальный костюм. - Коми-Перм. кн. изд., 2006; Пермь: Пермское кн. изд., 2006. – 88 с.
10. Шеломова Т. Коми-пермяки [Электронный курс] – Режим доступа; URL: http://www.etnosy.ru/node/242 (дата обращения 14.09.2022г).
11. Этнографические группы коми-пермяков [Электронный ресурс]. – Режим доступа; URL: https://komipermian.livejournal.com/73892.html (дата обращения 10.09.2022г).
Приложение №1. Национальная одежда коми-пермяков разных этнических групп.
Приложение №2. Костюмы северных коми-пермяков
Приложение №3 Костюмы южных коми-пермяков
Приложение №4.Ткань, украшенная методом верховой набойки.
Приложение №5. Набойные доски (набойки).