Ремесло родного края. Производство дёгтя

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ремесло родного края. Производство дёгтя

Бедюх Владимир Владимирович 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №66 р.п.Бердяуш"
Бедюх Анна Алекссевна 1Лукьянова Татьяна Николаевна 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №66 р.п.Бердяуш"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы живём в уникальное время! Двадцать первый век – это не только век информационных технологий, но и столетие, которое запомнится всем жителям Земли пандемией, начавшейся в декабре 2019 года в Китае. Слово COVID – 19 известно всем, ведь оно связано с масочным режимом, различными ограничениями, дистанционным обучением, с самоизоляцией и соблюдением профилактических мер (антисептики, частое мытьё рук). Все мы старались соблюдать предлагаемые меры. И вот однажды я увидел у бабушки мыло… чёрного цвета. Я удивился, а бабушка объяснила мне, что это дегтярное мыло и делается оно из дёгтя. Оказывается, это мыло обладает антибактериальным свойством. В период пандемии, когда приходится часто мыть руки, это мыло просто находка для тех, кто не знал о его существовании.

В своей работе я решил изучить подробнее историю производства дегтя в нашей стране и конкретно в нашем регионе, в нашем посёлке. Ведь изучение истории родного края и его ремесел – дело интересное, познавательное и полезное.

Гипотеза: я предполагаю, что деготь можно произвести в домашних условиях и в окрестностях родного поселка производили деготь.

Цель работы: собрать сведения, доказывающие мою гипотезу.

Задачи:

Изучить опубликованную по данной теме литературу.

Провести опрос среди одноклассников.

Встретиться и поговорить с людьми, знающими о производстве дегтя в нашем поселке.

Провести опыт по производству дегтя в домашних условиях с соблюдением правил по технике безопасности.

3

Сформулировать выводы по результатам исследования, опыта и опроса.

Объект исследования: производство дегтя в родном поселке.

Предмет исследования: березовый деготь.

Методы исследования: историко-сравнительный и статистический метод. Анкетирование. Интервьюирование.

В ходе исследования учитывались требования научности, объективности, изучение научно-популярной литературы, поиск информации на сайтах сети Интернет.

Практическая значимость: материал можно использовать при проведении уроков истории, внеклассных мероприятиях, пополнить фонд школьного музея.

Глава 1. Что такое дёготь?

Деготь – продукт сухой перегонки различных пород деревьев и каменного угля, представляющий собой черную маслянистую жидкость со специфическим запахом. Различают сосновый, буковый, березовый, можжевеловый, липовый, каменноугольный дегти.

Производство берестового дегтя, называемое дегтекурением, возникло в России в XII веке и является одним из старейших лесохимических производств. Оно было распространено в лесных районах европейской части страны и Сибири. Наибольшее развитие получило в Нижегородской области.

Урал называют опорным краем державы, ведь он прославился не только сталью, танками и углем, но и лесом. А лес – это не только древесина в виде дров, столбов, теса, но и смола, дёготь, скипидар и древесный уголь. Их производством занимались ещё со времен основания первых заводов. Например, дёготь можно производить не только на заводах, но и на дегтярнях и «дегтярках» (так называют место производства дегтя в нашем посёлке). Дектярни заводили себе купцы, на которых могло работать до 230 крестьянских семей. В конце 19 века из России вывозилось ежегодно до 24000 тонн смолы и дегтя, пока развитие химии и переход к такому сырью как уголь и нефть, не привели к падению спроса на продукты русской лесохимии.

Разумеется, было велико и внутреннее потребление этих продуктов. В 1880-е годы в нашей стране производилось 96000 тонн дегтя, три четверти которых продавались на внутреннем рынке. Спрос на деготь был стабильным и значительным, потому что без него невозможно было основное транспортное сообщение того времени – конное, так как на содержание телег, карет и саней требовался именно дёготь для смазки колёс и пропитки дерева.

Берестовый деготь чаще всего применялся для жировки кож. Ведь его преимущество заключалось не только в том, что он делал кожу мягкой, но и в том, что он придавал ей водостойкость и прочность. Кожа, обработанная дегтем, называется юфть.

Деготь обладает дезинфицирующими свойствами, поэтому применяется в ветеринарии и фармацевтике для изготовления различных препаратов и лекарственных мазей, предназначенных для лечения кожных заболеваний и для бытовых нужд населения (мыло, шампунь).

Глава 2. Основные способы производства дегтя.

Сырьем для производства дегтя служит береста. Согласно «Правилам заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования» заготовка бересты осуществляется только:

- со срубленных деревьев на лесосеках главного и промежуточного пользования;

- с сухостойных и валежных деревьев в течение всего года;

- с растущих деревьев в перестойных и спелых древостоях, предназначенных для рубок главного и промежуточного пользования, не более чем за два года до их рубки, за исключением деревьев, предназначенных для заготовки фанерного сырья и спецсортиментов в весенне-летний и осенний периоды.

Береста должна была браться с растущих деревьев не более чем до половины общей высоты дерева без повреждения луба.

В зависимости от содержания луба береста делится на 3 сорта:

1 сорт – соковая – без примеси луба; она заготавливается с растущих и свежесрубленных деревьев, выход дёгтя составляет 30-33% от веса воздушно-сухой бересты.

2 сорт – примесь луба составляет не более 20%; такая береста заготавливается с валежника и сухостоя, выход дёгтя составляет 25-37%.

3 сорт – примесь луба более 50%; заготавливается путём ошкуривания лежалых дров, выход дёгтя составляет 13-20%.

Свежезаготовленная береста должна быть высушена перед переработкой естественным путем в лесу. Для этого береста укладывается в

штабеля в сухих проветриваемых местах на прокладки, которые делали из жердей. Влажность воздушно-сухой бересты колеблется в пределах 15-25%. Перед переработкой она должна быть спрессована в тюки по размерам аппарата, где будет осуществляться переработка.

Для производства берестового дегтя использовали ямный, корчажный и котловой способы. Все они различались между собой по качеству дегтя, по оборудованию и экономическим показателям. С 1815 года в Нижегородской губернии (ныне Горьковской области) стали применять чугунные или стальные котлы. В 1860 году в центральных губерниях ими пользовались для получения половинчатого дегтя (смеси дегтя и смолы). Ямный, котловой и корчажный способы в настоящее время имеют лишь историческое значение, так как не применяются для производства ввиду больших эксплуатационных расходов, тяжёлых условий и малой производительности.

Процесс дегтекурения (сухая перегонка бересты) сводится к нагреванию бересты до высокой температуры в закрытых аппаратах без доступа воздуха. Под действием температуры 200-300 С береста разлагается, при этом выделяются деготь, вода и газы. В аппарате остается углистое вещество – отгар.

Ямный способ производства дегтя (Приложение 1) заключался в улавливании и конденсировании поднимающихся паров из нижней ямы в верхней при минимальном содержании кислорода. Это самый простой способ.

Ямный способ (это очень долгий процесс): в яму укладывают плотными пластами бересту; поверх пластов кладут камни и засыпают песком, который сначала проваливается между промежутками бересты и камней, а затем заляжет толстым слоем в 3-4 вершка; на песке разводят костёр, который, сгорая, передаёт свой жар вниз; под действием высоких температур береста разрушается, и через сточную трубу в деревянную кадку сливается продукт её распада – дёготь и дегтярная вода, которую можно слить, когда она отстоится. 7

Ямный способ: в яму закладывают друг на друга две ёмкости; верхняя с отверстием в днище и с плотно закрывающейся крышкой; нижняя ёмкость может быть меньше верхней, т.к. она предназначена для сбора дёгтя; вокруг укладываются дрова и поджигаются; под действием высоких температур береста в верхней ёмкости термически разлагается, образуя маслянистую жидкость, которая начинает капать в нижнюю ёмкость. Этот способ можно использовать и сейчас, но с соблюдением правил по технике безопасности.

Котловой способ: котёл встраивается в печь, из него выходит труба для стока дёгтя; вокруг котла укладываются дрова и поджигаются; далее происходит то же самое, что и при ямном способе; котлы были чугунными или стальными, т.к. глиняные быстро разрушаются. (Приложение 2)

Корчажный способ: корчаги, а позже казаны, устанавливаются в печи, из них выходит труба; под действием высоких температур образуется дёготь и по трубе стекает в ёмкость для его сбора. Корчажный способ был самым распространенным по причине своей компактности и экономичности. Верхняя загрузочная корчага представляла собой керамический толстостенный сосуд цилиндрической формы объёмом 40 литров с узким горлышком и широким воротником. Нижняя, приемная корчага имела форму классической крынки с широкой горловиной, не превышающей диаметр воротника верхнего сосуда. (Приложение 3)

Примеры применения дёгтя:

- для смазки движущихся деталей, колёс;

- для пропитки шпал, дерева, обуви;

- для защиты деревьев от короедов и вредителей;

- для защиты от гнуса;

- для обработки копыт лошадей;

- для изготовления медицинских препаратов (мазь Вишневского);

- для изготовления косметических средств (мыло, шампунь) 8

Глава 3. Производство дёгтя в посёлке Бердяуш.

Изучив теоретический материал, я приступил к практической части. Из беседы с бабушкой я узнал, что недалеко от нашего посёлка, в лесах, была дегтярка (так её у нас называют), на которой трудился отец нашего соседа ,Мышлянов Иван Григорьевич (фотографии, к сожалению, нет). Считалось, что там жили староверы. На дегтярке в середине 20 века проживало несколько семей.

Дорога туда непростая: на обычной машине не проехать…

Итак, первое, что я сделал в своём исследовании: отправился на дегтярку, чтобы своими глазами увидеть место, связанное с производством дёгтя.

Водитель вездехода, на котором мы ехали, рассказал, что дегтярка в настоящее время интересна охотникам: там водятся кабаны.

Местность неровная: очень много оврагов. За одним из них находилось поселение, за другим – кладбище. Я увидел места, где были дома, и издалека кладбище. (Приложение 4,5)

Из беседы с водителем Пономарёвым Константином Михайловичем я узнал, что его предки, основатели хутора Ботево, тоже гнали дёготь. На Урал они бежали от раскулачивания в начале 20 века. С собой привезли котёл, который долгое время обеспечивал семью дёгтем. Только 6 лет назад этот котёл пропал с хутора. (Приложение 6) Вывод: в нашем районе была ещё одна дегтярня – на хуторе Ботево.

Второй этап исследования – встреча с Мышляновым Тимофеем Тимофеевичем, племянником Ивана Григорьевича. (Приложение 7) Он мне рассказал о том, что его дяди Иван и Василий гнали дёготь, используя котловой способ. Тимофей Тимофеевич на листе бумаги изобразил конструкцию, которая позволяла производить дёготь. Готовую продукцию сдавали государству, закупщикам. Дегтярня находилась ближе к кладбищу.

9

Он же рассказал о том, что в 19 веке на территории дегтярки была заимка углежогов, которые покинули эти места после 1888 года. Хозяин заимки остался и дальше здесь жить. Возможно, именно он первым стал гнать дёготь. На месте его дома растёт кедр. Правда, их было два, но второй исчез.

Третий этап исследования – анкетирование одноклассников, которое показало, что из 17 человек 16 не знают, что такое дёготь; 15 чел, не знают, из чего его производят; 6 чел знают продукцию из дёгтя, называя мыло и мазь; в семьях 6 учащихся пользуются продукцией из дёгтя; 4 человека знают, что у нас в посёлке производили деготь. (Приложение 8)

Данная анкета свидетельствует о том, что тема моего проекта актуальна: люди должны знать о ремёслах родного края. К тому же производство дёгтя возрождается в связи с тем, что медицина и косметология в нём нуждаются.

Четвёртый этап исследования – практический опыт по производству дегтя в домашних условиях. Я решил использовать для этого ямный способ, потому что он самый простой. С помощью взрослых с соблюдением правил безопасности я приступил к опыту. Сначала я приготовил две емкости: баночку из-под консервированной кукурузы для сбора дегтя и старую кастрюлю, в которой уже есть отверстие. Её я использовал для бересты. В земле я сделал ямку, в которую поставил баночку, а на неё – кастрюлю с берестой, закрыв её плотно крышкой. Обложил кастрюлю дровами и поджег. Через 3-4 часа дрова прогорели. Я подождал, пока кастрюля остыла, и убрал её. Достал баночку из ямки и обнаружил в ней черную жидкость. ДЕГОТЬ!

Таким образом, моя гипотеза подтверждена: в домашних условиях можно производить деготь, но лучше его покупать, т.к. дома его много не сделать.

10

Заключение

В ходе работы над проектом гипотеза нашла своё подтверждение: в нашем посёлке производили дёготь и его можно произвести в домашних условиях.

Работа над проектом была познавательной. Я узнал многое о родном посёлке, провел опыт по производству дегтя в домашних условиях, познакомился с интересными людьми. Пономарев Константин Михайлович рассказал о жизни своего прапрадеда и о дегтярне на хуторе Ботево, Мышлянов Тимофей Тимофеевич поведал мне историю «дегтярки» близ поселка Бердяуш. Я съездил на место, именуемое в нашем посёлке дегтяркой, своими глазами увидел то, что некогда было поселением староверов и местом производства дегтя. Значит, производство дегтя было налажено в нашем поселке.

Деготь – важный компонент в медицине, ветеринарии и косметологии. Он ценился в царской России, в советское время, в наши дни снова обратились к рецептам с использованием дегтя.

Тема моей работы актуальна и может быть использована на уроках истории, для проведения классных часов или для пополнения школьного музея.

11

Литература

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дёготь

2. https://truehunter.ru/418245a-degot-kak-delayut-dlya-chego-prednaznachen-sostav-svoystva-i-primenenie

3. http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/42337/1/0030895.pdf

12

Приложение 1

Приложение 2

13

Приложение 3

Приложение 4,5

14

Приложение 6

Приложение 7

15

Приложение 8

Вопрос

Ответ ДА

Ответ НЕТ

1. Знаешь ли ты, что такое деготь?

1

16

2. Знаешь ли ты, из чего производят деготь?

2

15

3. Известна ли тебе продукция из дегтя?

6

11

4. Пользуются ли в твоей семье данной продукцией?

6

11

5. Известно ли тебе, что в нашей посёлке производили деготь?

4

13

Просмотров работы: 254