Музыкальная культура родного края

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музыкальная культура родного края

Чадалина П.А. 1
1МБОУ «СОШ№46» г. Калуги
Чадалина Надежда Николаевна 1
1МБОУ "Гимназия №13"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

У каждого человека есть своя малая родина. Это, то место, где человек родился, вырос или провел много времени. Это может быть село, посёлок, маленький городок или огромный мегаполис. Это любимое и дорогое сердцу место, так как с ним связано много приятных впечатлений и воспоминаний.

У каждого любовь к родному краю проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город  или село и увековечивая память о них на многие годы.

Актуальность темы

Одной из самых широко охватываемых тем в музыке, безусловно, является тема Родины. Многие композиторы при помощи характерных мелодий и средств музыкальной выразительности изображают в своих произведениях родной край, находясь даже в другой стране. Как правило, такие произведения полны патриотизма и любви к своей стране.

Можно сказать, что большинство жителей, к сожалению, поверхностно знакомо с музыкальной культурой своего родного края. Взрослея, мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем то богатство, которое нам досталось от наших предков. Познакомиться с особенностями музыкальной культуры своего края, музыкальными традициями, с творчеством музыкальных коллективов и исполнителей долг каждого калужанина.

Цель работы: познакомиться с особенностями музыкальной культурой родного края.

Задачи:

- выяснить: что такое музыкальная культура;

- определить составляющие музыкальной культуры;

- познакомиться с биографией известных композиторов и музыкантов Калужского края прошлого века;

- выяснить, в чём заключается музыкально-образовательная деятельность;

- ознакомиться с творчеством современных музыкальных коллективов Калуги.

Объект исследования: музыкальная культура.

Предмет исследования: составляющие музыкальной культуры родного края.

Гипотеза: поскольку мы живём в России, то должны знать музыкальную культуру и своего края.

Глава 1. Что такое музыкальная культура

Музыка играет особую роль в жизни человека, с древних времен звуки завораживали людей, помогали выразить эмоции и развить воображение. Мудрые люди называют музыку зеркалом души, она есть форма эмоционального познания окружающего мира. Поэтому музыкальная культура начинает формироваться еще на заре становления человечества.

Сегодня под термином «музыкальная культура» понимают совокупность музыкальных ценностей, систему их функционирования в социуме и способы их воспроизводства. В речи этот термин используется наравне с такими синонимами, как музыка или музыкальное искусство.

Она формирует вкус человека, его внутреннюю, индивидуальную культуру. Познание этого вида искусства оказывает преобразующее действие на личность человека. Поэтому так важно осваивать музыку с детства, учиться ее понимать и воспринимать.

Музыкальная культура является средством формирования личности, она воспитывает в человеке эстетическое восприятие мира, помогает познавать мир через эмоции и ассоциации со звуками. Считается, что музыка развивает слух и абстрактное мышление

«Музыкальная культура общества - есть единство музыки и её социального функционирования. Это сложная система, в которую входят:

а) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

б) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

в) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими её успех,

г) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность»[1].

А. Н. Сохор

В более узком понимании композитора Д. Кабалевского музыкальная культура синонимизируется с термином "музыкальная грамотность". Она проявляется, по мнению музыканта, в умении воспринимать музыкальные образы, декодировать ее содержание, отличать хорошие мелодии от плохих.

Глава 2. Структура музыкальной культуры

[5]

Глава 3. Функции музыки

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Такое сложное и важное явление искусства, как музыка, чрезвычайно необходимо как отдельному человеку, так и обществу в целом. Это искусство выполняет целый ряд социальных и психологических функций.

1. Формирующую. Музыка участвует в становлении человеческой личности.

2. Познавательную. Через звуки люди передают ощущения, образы, эмоции. Музыка является своеобразным отражением окружающего мира.

3. Воспитательную. Музыка способна формировать у людей определенные, чисто человеческие качества.

4. Мобилизующую и призывную. Музыка способно стимулировать человека к действию.

5. Эстетическую. Все-таки самая главная функция искусства – это способность доставлять человеку удовольствие. Музыка дарит эмоции, наполняет жизнь людей духовным содержанием и приносит чистую радость [4].

Глава 4. Результаты исследования

Любить свою малую родину – значит знать её историю, известных людей, которые родились на этой земле. Калужская земля славится известными людьми, которые прославили свой родной край. Это учёные, деятели искусства. У истоков музыкальной культуры калужского края стояли известные композиторы и музыканты.

Воспитание в себе музыкальной культуры нужно начать со знакомства с известными композиторами и музыкантами своей малой родины.

Калужская земля стала родиной выдающихся  композиторов имузыкантов.  

4.1. Известные музыканты и композиторы земли калужской

Одним из известнейших композиторов Калужской области является Иван Иванович Билибин (рис.1).

Иван Иванович родился 27 июня (15 июня по старому стилю) 1818 года. Свои первые годы известный скрипач и композитор провел в Калуге. Отцом Билибина был калужский купец, который владел парусной фабрикой. Мать композитора – сестра известного московского купца, литератора и мецената В.П. Боткина сама была образованной женщиной и очень хорошо позаботилась о воспитании и обучении своего сына.

Когда умирает его отец, юный Билибин с матерью перебираются в Москву. Там он учится игре на скрипке и фортепиано у Леопольда и Эдуарда Лангеров, и звестных московских музыкантов. В 1841 по 1845 годах он играет на скрипке в оркестре Петербургской оперы (фото №3). Позже, в период с 1845 по 1852 гг. в оркестре московского Большого театра.

С середины 1850-х годов Билибин жил в Тифлисе, работал скрипачом в оркестре русской труппы городского оперного театра.

Рис.1. Иван Иванович Билибин

В Тифлисе Иван Билибин продолжает работать как композитор. Он известен как автор романсов, струнных квартетов и инструментальных фантазий. В своих произведениях он нередко использует традиционный русскийфольклор. Наиболее известными произведениями композитора являются романсы на слова Лермонтова, Пушкина, Гейне и некоторых других известных литераторов [4].

Еще одним известным калужским композитором является Николай Павлович Будашкин (рис.2). Он родился 6 августа 1910 года по новому стилю. Родиной Николая Павловича является деревня Любаховка Мосальского уезда. Еще в детстве он хорошо изучил нотную грамоту и народные инструменты. В этом немалую роль сыграл его отец, испытывающий любовь к народной музыке и заразивший этим увлечением сына.

С 1917 года Будашкин и вся его семья переезжает в Читу. В то время начинающий композитор работал в кузнице, а в свободное время играл на русских народных инструментах в самодеятельном оркестре.

В 1929 году Николай Павлович Будашкин поступает в Московскую консерваторию, которую заканчивает в 1937 году и сразу же поступает в аспирантуру. Одновременно он работает ассистентом по кафедре инструментовки.

Рис.2. Николай Павлович Будашкин

Когда начинается Великая Отечественная война, он переходит на работу в Политическое управление Балтийского флота. В этот период появляются его известные песни «Бескозырка», «Краснофлотская улыбка», «За дальней околицей».

Николай Будашкин никогда не забывал своих земляков и любил устраивать встречи с ними. Он нередко приезжал выступать как в Калугу, так и в родную Любаховку. Его вклад в развитие музыки для русских народных инструментов трудно переоценить. В 1972 году он получил звание Народный артист[4].

М узыкант, композитор, педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР Николай Петрович Раков очень многим был обязан своей малой родине – Калуге (рис.3).

Родился будущий композитор в семье одного из богатейших калужских купцов Петра Степановича Ракова. Игре на рояле шестилетний Коля обучался у лучшего педагога -  М. Превышквинте.

Любимым инструментом для него стала скрипка, игру на которой ему преподавала Н. Пульхерова.

Рис.3.Николай Петрович Раков

В 13 лет юный музыкант уже выступал в составе любительского трио: скрипка - Н.Раков; виолончель - Иосифова: фортепиано - Т.Достоевская (внучатая племянница писателя и преподаватель калужского музыкального техникума).

Здесь же, в Калуге, произошло первое знакомство Ракова с русским фольклором, который затем станет одним из главных источников творческого вдохновения композитора. Мелодии, записанные во время этнографической экспедиции, легли в основу многих произведений композитора, например «Русской увертюры», «Восьми фортепианных пьес».

Став известным музыкантом, преподавателем московской консерватории, Раков никогда не забывал свою малую родину. Его постоянно тянуло в Калугу. В 1983 году в концертном зале филармонии состоялись торжественные концерты, посвященные 75-летию Николая Петровича. Композитор счел необходимым лично выступить перед земляками. И это был его последний визит на родину[4].

А лексей Павлович Копосов родился 27 февраля (12 марта) 1902 г. в г. Жиздре в семье музыканта (отец его был хормейстер - педагог) (рис.4).

С раннего возраста Алексей пел в хоре, пробовал сочинять музыку. В 1920г. А. Копосов ушёл добровольцем в Красную Армию, где руководил солдатскими хорами, создавал военные песни.

В 1925 году поступил Московскую консерваторию и в 1931 закончил её.

Рис.4. Алексей Павлович Копосов

В последующие годы руководил самодеятельными, а затем профессиональными русскими  народными хорами и ансамблями. Композитор много работал над созданием репертуара народных коллективов, он автор большого количества обработок народных песен и хоров, музыкальных комедий [4].

Серафим Сергеевич Туликов - еще один известный калужский музыкант (рис.5). Он родился 7 июля 1914 года по новому стилю в Калуге в музыкальной семье. Отчим Серафима Сергеевича играл на гармонике и руководил хором, в том же хоре пела его мать, которая была ещё хорошей пианисткой. Именно благодаря ей, он еще в детстве узнал о классической и фортепианной музыке. С 8 лет Серафим Туликов учится играть на пианино и уже в 12 лет выступает на концерте.

В 1930 году Серафим Сергеевич Туликов заканчивает Калужское музыкальное училище и в 1935 году поступает в музыкальное училище при Московской консерватории по классу фортепиано у Е. Ф. Колобковой. В том же году он поступает в Московскую консерваторию.

Наиболее известные произведения композитора – это посвященные Родине патриотические песни. В 1951 году за свои произведения «Песня о Волге», «Мы за мир», «Лес богатырь» он удостаивается Государственной премии СССР. Кроме того, в его активе 1-я премия на III «Международном фестивале молодёжи в Берлине» за песню «Марш советской молодёжи».

Рис.5. Серафим Сергеевич Туликов

В 1971 году он написал сюиту «Приокские рассветы», которая посвящена 600-летию Калуги, а его произведение «Город юности моей» звучит в позывных Калужского радио[4].Серафим Сергеевич Туликов - Народный  артист  СССР, лауреат  Ленинской  и  Сталинской  государственных  премий, почётный   гражданин   г. Калуги   и   Калужской   области.

4.2. Музыкально-образовательная деятельность

Приобщение  к музыкальному искусству, музыкальной культуре должно начинаться с раннего детства. Это происходит через восприятие музыки; исполнительство (вокальное, инструментальное): игра на  музыкальных инструментах; творчество:  музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах.

Знакомство с лучшими мировыми музыкальными произведениями, с различными направлениями и стилями в музыке, развитие умения слушать и по- нимать музыку происходит через посещение концертов, музыкальных фестивалей и конкурсов. В этом плане центральное место отводится Калужской областной филармонии, Дому Музыки.

4.3.Калужская областная филармония

И стория Калужской областной филармонии берёт своё начало 28 августа 1944 года, когда было создано Калужское областное концертно-эстрадное бюро (рис.6). В 1957 году оно было переименовано в Калужскую областную филармонию – концертную организацию, ставящую своей основной целью пропаганду высокохудожественных музыкальных произведений и исполнительского мастерства.

Рис. 6. Калужская областная филармония

Концертный зал Калужской областной филармонии - это центральная концертная площадка нашего города. Уютный зал на 881 место оборудован удобными креслами и системой кондиционирования воздуха, что создает дополнительный комфорт для зрителей. Концертная площадка оснащена профессиональной высококачественной аппаратурой. На сцене работали прославленные коллективы и исполнители со всего мира.

28 апреля 2016 состоялось открытие концертной площадки на 3000 зрительских мест в Гостином дворе г. Калуги. Гостиный двор вошел в культурную жизнь Калуги и области как храм искусства, стал центром культурного развития человека[2].

4.4. Творческие коллективы Калужской областной филармонии

В настоящее время в Калужской областной филармонии работают творческие коллективы различного музыкального направления [3].

Симфонический оркестр имени С. Т. Рихтера

Калужский молодёжный симфонический оркестр - коллектив молодых талантливых музыкантов, студентов и выпускников ведущих музыкальных вузов ЦФО РФ - был создан при поддержке Правительства Калужской области в 2014 году. В 2017 году коллектив получил имя великого пианиста, органиста и композитора Святослава Теофиловича Рихтера. В репертуаре коллектива - классические и современные симфонические произведения русских и зарубежных композиторов.

Оркестр русских народных инструментов

Оркестр русских народных инструментов Калужской областной филармонии основан в 1985 г. Первым руководителем оркестра был заслуженный деятель искусств РФ Евгений Михайлович Тришин. За время существования оркестра с ним сотрудничали выдающиеся исполнители: народные артисты РФ Владимир Маторин, Василий Овсянников, Игорь Морозов, Александр Цыганков, Валерий Зажигин, Евгений Князев, заслуженные артисты РФ Лидия Музалёва, Нина Шацкая и Павел Любимцев.

Духовой оркестр Калужской областной филармонии

Духовой оркестр Калужской областной филармонии был образован в 2001 году с целью возрождения и продолжения традиций русской духовой музыки. В состав оркестра входят талантливые музыканты. Инициатором создания оркестра, его художественным руководителем и дирижёром был замечательный калужский музыкант Юрий Владимирович Соколов.

Первый сольный концерт оркестра состоялся в ноябре 2001 года и был приурочен к празднованию 225-летия Калужской губернии. В этом же году оркестр принял участие в праздновании Дней славянской письменности и культуры, за что был награждён Благодарственным письмом Губернатора Калужской области. 4 июня 2012 года оркестру был присвоен статус «Губернский духовой оркестр Калужской областной филармонии».

Академический хор Калужской областной филармонии

1 октября 2017 года в Калужской областной филармонии создан новый коллектив – академический хор под руководством лауреата Всероссийских и Международных конкурсов, заслуженного артиста РФ Вадима Игоревича Прикладовского.

В репертуаре коллектива - самая широкая палитра хоровой музыки: от древних церковных распевов до сочинений композиторов нашего времени. Академический хор принимает активное участие в совместных проектах с другими филармоническими коллективами и солистами.

Инструментальный ансамбль «Палладио»

Новый инструментальный проект - ансамбль «Палладио», являющий собой отличный пример универсального коллектива, способного решать разнообразные музыкальные задачи, выступать как самостоятельная творческая единица, так и аккомпанирующий состав для солистов любого жанра.  Репертуар ансамбля включает любые стили и эпохи – от барочной музыки до современных авторов. В состав ансамбля входят лучшие инструменталисты города.

Русский инструментальный ансамбль «Каприс»

Русский инструментальный ансамбль «Каприс» был создан в конце 2000 г. при Калужской областной филармонии. В репертуаре ансамбля популярная музыка, джазовые композиции, аранжировки классики и, конечно, обработки русской народной музыки. Исполнительский уровень ансамбля характеризует мастерство и виртуозность, вследствие чего коллектив и получил свое название.

Коллектив неоднократно становился лауреатом многих международных фестивалей и конкурсов.

Мужской хор Калужской областной филармонии

Мужской хор Калужской областной филармонии – один из старейших мужских хоров в России. Он был создан в 1966 году Евгением Семёновичем Деревяшкиным, тогда ещё директором Калужского музыкального училища.

За долгие годы активной творческой деятельности хор принял участие во многих фестивалях и конкурсах, неизменно завоёвывая почётные призы и звания. К примеру, в 1972 году хор завоевал звание лауреата Международного хорового конкурса в Таллине. Также хор является победителем таких конкурсов и фестивалей как «Поющая Россия», «Салют Победы», «Поющее мужское братство».

Мужской хор Калужской областной филармонии всегда радует зрителей своим профессиональным творчеством и высоко-духовным патриотическим репертуаром.

Струнный квартет

Струнный квартет - камерно-инструментальный ансамбль. Музыканты струнного квартета являются лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов.

Репертуар коллектива не ограничивается только классическими концертами. Фолк, джаз, рок, популярная музыка... Все эти стили стали настоящей визитной карточкой квартета, и на их концертах каждый музыкальный гурман останется доволен, ведь в любой программе, даже самой строгой, всегда найдётся место чему-то новому, и музыканты с радостью разнообразят выступление «смелыми» композициями.

Группа «Орион»

В 1971 году на базе Калужской областной филармонии и эстрадного ансамбля «Калужанка» был создан концептуально новый коллектив, работающий в стиле Jazz-Rock, который впоследствии был назван группой «Орион». Основателем группы и художественным руководителем бессменно является заслуженный артист России Лев Абрамович Поливода.

За годы работы «Орион» объездил с гастролями весь бывший Советский Союз и некоторые зарубежные страны. Все артисты коллектива являются лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей.

Музыкальный лекторий

Одним из ярких творческих коллективов филармонии является музыкально-литературный лекторий, который на протяжении многих лет несёт музыкально-эстетическое воспитание подрастающему поколению. 

Коллективом музыкального лектория подготовлено много интересных и увлекательных музыкально-театрализованных представлений для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Путешествие в страну Светофорию», «Сказки дедушки Корнея», «Карлсон возвращается» и других.

Яркие, красочные костюмы и красивые декорации, а также высокое качество исполнения и профессионализм артистов обеспечивают коллективу популярность и любовь детской аудитории. 

Сценарии и музыку к спектаклям пишут профессиональные сценаристы и композиторы, среди которых заслуженный деятель искусств России Игорь Баранов.

Хоровая капелла мальчиков

        Хоровая капелла мальчиков Калужской областной филармонии создана в 1995г. заслуженным работником культуры России Т. В. Тришиной. 

Дважды - в 1999 и 2003 годах коллектив становился лауреатом Международного конкурса «Поющее мужское братство» (г. Калуга). В 2000 году хоровая капелла мальчиков приняла участие в Международном фестивале-конкурсе «Роза ветров», проходившем в Чехии. Выступал коллектив в Кремлевском дворце, в зале им. П. И. Чайковского, в администрации президента России. 

В настоящее время хоровая капелла мальчиков и юношей активно участвует в творческой жизни Калужской областной филармонии.

4.5. Дом музыки

В  2006 году традиционный праздник Дня города Калуги ознаменовался уникальным событием - был открыт Дом музыки (рис.7). Теперь калужане получили возможность наслаждаться классической и джазовой музыкой в специально оборудованном для этого помещении, которое полностью соответствует европейским меркам.

Необычное архитектурное решение в стиле «Русский модерн», изысканные интерьеры, не имеющая аналогов акустическая система - всё это создает праздничное настроение у посетителей. 

Рис. 7 Дом музыки

Специально приобретенные музыкальные инструменты позволяют приглашать музыкантов с мировыми именами.

В объединении творческих коллективов Дома музыки работают: Калужский муниципальный камерный оркестр (руководитель и дирижер — А. Левин), муниципальный камерный хор (руководитель и дирижер — М. Кулаева).

На первом этаже здания разместилась Картинная галерея. Эмоциональное восприятие музыки усиливается благодаря высоким образцам живописи, графики и скульптуры, с которыми посетители концертов могут познакомиться как перед выступлением музыкантов, так и в антрактах.

Концертная площадка Дома музыки – место, где выступали многие известные музыканты России и зарубежья. Здесь звучит только хорошая музыка, воспитывающая вкус калужан и открывающая многообразие стилей и жанров.

Глава 5. Музыкальное воспитание и образование учащихся

Знакомство с музыкой, развитие музыкальной грамотности начинается в дошкольных учреждениях, продолжается на уроках музыки в школе, в учреждениях дополнительного образования. Научиться игре на различных инструментах, вокальному и хоровому пению, познакомиться с различными музыкальными направлениями, в том числе и своего родного края, можно, посещая детские музыкальные школы, школы искусств. Они существуют во всех районах Калужской области, в самой Калуге их несколько.

5.1. Детские школы искусств

Истоки создания «Детской школы искусств №1 имени Н.П. Ракова» уходят в далекий 1881 год, когда при «Обществе любителей музыкального и драматического искусств» в Калуге были открыты музыкальные классы. В настоящее время в школе ведется обучение на шести отделениях [8].

Детская  музыкальная  школа  № 2  радушно  распахнула  свои  двери  перед  юными  талантами  в  1953  году.   Школа  совместно  с  Международным  хоровым  союзом, управлением  культуры  г. Калуги  является  учредителем  конкурсов  и  фестивалей:  «Калужская хоровая осень», «Юный пианист», «Межрегиональный фестиваль  современной музыки для детей и юношества», «Межрегиональный  джазовый  фестиваль», «Фестиваль  русской  музыки  им. П.И.Чайковского», «Фестиваль   исполнителей  на  русских народных  инструментах  им. Н.П. Будашкина». Совместно  с  Калужской  епархией  проводятся  фестивали «Рождественская звезда»  и  пасхальный  «Благовест».

За  достижения  в  музыкально-эстетическом  воспитании  детей  ДШИ

№ 2  в  2000  году  было  присвоено  имя  С.С. Туликова[10].

В 2021 году я окончила детскую школу искусств №8 и хочу несколько слов сказать о ней.

«Детская школа искусств № 8» была открыта в 1991 году. Основателем и первым её директором была Заслуженный работник культуры Калужской области Наталья Терентьевна Грудинина, которая стояла во главе учреждения до 2020 года.

Школа осуществляет образовательную деятельность по семи направлениям/

Гордостью школы являются творческие коллективы. Они постоянно участвуют в конкурах и фестивалях различного уровня и становятся лауреатами, а также получают звания Гран-при.

Преподаватели и учащиеся школы вошли в 8 том Энциклопедии «Одаренные дети – будущее России».

МБОУДО «ДШИ №8» г. Калуги вошла в группу лидирующих школ области и получила звание "ЛУЧШАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 2020"[9].

Я продолжаю заниматься в школе по классу фортепиано.

5.2. Калужский областной музыкальный колледж им. С.И. Танеева

Профессиональное музыкальное образование можно получить в колледже.

Музыкальный колледж (музыкальное училище) имени С.Н. Танеева располагается в здании бывшей архиерейской церкви. Подобно большинству церковных зданий архиерейская церковь обладает великолепной акустикой, и музыкальное училище не случайно решили разместить именно здесь в 1958 году. В этих стенах родились известные музыкальные коллективы: мужской академический хор и симфонический оркестр местной филармонии и, конечно же, гордость Калуги и всей России - инструментальный ансамбль «Калинка».

Но музыкальный колледж - это не только учебное здание, но и великолепный концертный зал. В собственном концертном зале училища проходит ежегодный международный конкурс камерных ансамблей, также носящий имя Танеева. В этом конкурсе в последние годы принимали участие молодые музыканты из многих стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из США, Великобритании, Японии, и учащиеся лучших российских консерваторий[6].

Выводы

Поставленные в работе цель и задачи считаю выполненными.

- подобрана и изучена литература по теме работы;

- изучен и систематизирован материал по истории развития музыкальной культуры родного края;

- используя литературные источники, посещая концерты, познакомилась с творчеством некоторых музыкальных коллективов г. Калуги .

Предлагаем провести анкету среди учащихся «Музыкальные интересы учащихся» (приложение 1).

Заключение

 Музыка занимает в нашей жизни большое место. Ни один праздник, ни одно важное торжественное событие не обходится без нее. Серьезная  музыка заставляет задуматься, приносит утешение, воодушевляет на преодоление трудностей в жизни, умножает силы. Веселая музыка доставляет нам удовольствие, развлекает, положительно влияет на  трудоспособность.

      Наша Родина многонациональна. У каждого народа есть свои песни, свои музыкальные традициям. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своего края, приобщаться к музыкальной культуре своей малой родины. Молодой человек должен интересоваться классической музыкой, разбираться в жанрах и стилях современной музыки, знать музыкальные коллективы своего города, посещать концерты, фестивали, музыкальные лектории.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Д. Шостакович

Используемые источники

https://infourok.ru/teoreticheskie-osnovi-fundamentalnie-opredeleniya-processa-formirovaniya-muzikalnoy-kulturi-lichnosti-1697649.html

2. http://filarmonika.ru/events/vse-zvezdy-k-nam

3. filarmonika.rucollectives/palladio

4. Kaluga24.tvmuzykalnaya-istoriya-kalugi-horoshee…

5. SmileKaluga.rumuzey-istorii…muzyikalnogo…v…krae/

музей

6. wikimapia.org›дом муз.

7. taneev40.ruistorija-kolledzha/

8. dshi-rakova.nubex.ru

9. dshi8.kaluga.muzkult.ru

10. tuldshi.kaluga.muzkult.ru

Приложение 1

Анкета «Музыкальные интересы учащихся»

1. Нужна ли в жизни человека муза?_________________________________

2. Какую роль играет музыка в твоей жизни?_­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________

3. Как часто вы слушаете музыку?

Часто________

Иногда_______

Никогда_______

4.Какое направление в музыке вы предпочитаете?

• Классическая музыка_____

• Народная музыка______

• Джаз______

• Электронная музыка________

• Рок____

• Хип-хоп_______

• поп-музыка________

5. Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека? Да_______Нет______

6. Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой? Да_______Нет_______

7. Кто прививает вам любовь к музыке? _____________________________

8. Знаете ли Вы композиторов Вашего города? Да________Нет_________

9. Знаете ли Вы музыкантов Вашего города? Да________Нет_________

10. Знаете ли Вы гимн своего города? Да________Нет_________

11. Посещаете ли Вы концертные площадки?

Часто________

Иногда_______

Никогда_______

12.Твои любимые композиторы? ____________________________________

13.Твой любимый музыкальный инструмент?_________________________

14.Твои любимые музыкальные коллективы та исполнители?____________

Просмотров работы: 7781