Введение
В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, сложно представить жизнь без гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и т.д. Гаджеты в наши дни применяются во многих областях, включая образование, спорт, медицину и др. Проблема исследования обуславливается тем, что вместе с неоспоримой пользой, электронные помощники внесли в нашу жизнь и существенную проблему, а именно – зависимость от них. Когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности [2]. Особенно интернет-гаджет зависимость распространена среди подростков.
Актуальность темы обусловлена тем, что в России, в отличие от Западных стран, отсутствуют глубокие исследования в этой области в силу относительной новизны феномена «гаджет-зависимости» [6]. Психологи детально изучают данную проблему и выделяют психологические и физиологические симптомы гаджет-зависимости. Появилась тревожная статистика влияния гаджетов на молодое поколение. Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты опроса россиян по поводу использования смартфонов или планшетов в школе во время уроков. Выяснилось, что 83% наших соотечественников считают, что личные телефоны мешают детям учиться. И поэтому в данный момент очень важно преждевременно определить зависимое поведение данной формы и давать рекомендации по ее устранению
Цель исследования: определить роль гаджетов в жизни подростка и выявить факторы риска, влияющие на формирование интернет-зависимости.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «гаджет-зависимость», дать характеристику, выявить причины ее возникновения;
2. Провести анкетирование на выявление интернет – гаджет зависимости;
3. Провести опрос на определение отношения подростков к использованию гаджетов;
4. Вывить основные пункты отрицательного и положительного влияния гаджетов на подростка;
5. Составить рекомендации по решению проблемы «гаджет – зависимости».
Предмет исследования: проблема гаджет-зависимости среди подростков
Гипотеза: мы предполагаем, что современные подростки не могут обходиться без гаджетов, некоторые школьники подвержены гаджет-зависимости.
Методы исследования: анкетирование, опрос, эксперимент, анализ.
I.Роль современных электронных устройств в повседневной жизни человека и их влияние на здоровье человека в детском возрасте
Роль современных электронных устройств в жизни человека
На сегодняшний день слово гаджет встречается все чаще и чаще в лексиконе подростка. Гаджет переводится с английского как «приспособление». Это небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. [2, c. 105] Несомненно, современные электронные устройства играют большую положительную роль в жизни современного человека, став его незаменимым помощником во всех областях жизни.Но, действительно ли совершенствуется жизнь подростка в лучшую сторону, благодаря использованию гаджетов!?
Электроника – это огромная ниша, которая развивается с каждым днем. И если еще полвека назад все, что касается электроники, в большей степени относилось к промышленным разработкам, то уже сегодня существует огромная ниша персональной электроники. Множество гаджетов и девайсов плотно вошли в нашу жизнь, стали её неотъемлемой частью, и мы уже не представляем своего полноценного существования без них. Мобильные телефоны, фотоаппараты, плееры, ноутбуки, планшеты и многое другое стали нашими незаменимыми спутниками и помощниками в повседневной жизни. Если раньше прекрасно обходились без них, то, попробовав один раз, сами не замечаем, как все больше и больше втягиваемся в увлекательный процесс их использования. Персональная электроника развивается огромными темпами, новые разработки все больше и больше нацеливаются на удовлетворение потребностей обычных пользователей. Появились компактные электронные компоненты и новые виды связи. Носители информации стали миниатюрными. Современные электронные устройства прочно заняли место в современной жизни, заполнив все ниши, от часов с калькулятором до ноутбуков и планшетов. Через несколько лет эти гаджеты уступят свое место не просто многофункциональным, но и интеллектуальным устройствам.
Cовременные электронные устройства играют большую положительную роль в жизни современного человека, став его незаменимым помощником во всех областях жизни. Но, вместе с пользой гаджеты внесли и огромный вред в жизнь людей, особенно для подростков.
2.Последствия влияния гаджетов на здоровье подростка
Мы живем в современном мире, когда техническая сфера достигает своего прогресса и окутывает все стороны жизнедеятельности человека. Уже в начальной школе ученику необходимо знание компьютера, поэтому запрещать его знакомство с ним не предусмотрительно. Но, стоит учитывать и тот факт, что использование гаджетов в жизни подростка должно быть дозированно. На сегодняшний день многие подростки используют гаджеты как средства самоуспокоения, так как не могут справиться с эмоциями сами. Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах. Процет использования гаджетов растет с каждым днем. Так, если в 2000 году процент людей с доступом в интернет составлял по всему миру около 48%, то к 2010 он достиг 78%, не говоря уже о нынешнем времени. [1, c. 20].
По данным ЮНЕСКО 93% современных подростов проводят около 4 часов в день за гаджетами, что во многом превосходит живое общение. [4, c.126]
Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще до конца не исследован. Сталкиваются напрямую с этим врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители, у которых дети с нарушенным ритмом поведения.
Как же влияют электронные устройства на здоровье подростка? В первую очередь, ухудшается зрение, это связано с тем, что из-за концентрации внимания человек перед монитором реже моргает, в результате слезная пленка высыхает и утончается. Важно пользоваться компьютером, планшетом не более одного часа в день. Результатом постоянного общения с современными технологиями является малоподвижный образ жизни. Это провоцирует искривление позвоночника, возникают проблемы с осанкой. Эта проблема не только эстетическая, но и физиологическая, т.к. позвоночник играет очень большую роль для здоровья всех органов человека.[3, с.272]
Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.
Минусы, безусловно, и в нанесении ущерба психическому здоровью. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Стирается ощущение порога дозволенности. Самое важное наблюдается дефицит концентрации и общения.
Вывод: Гаджеты- это неотъемлемая часть нашей жизни, но их использование должно быть разумным.
Практическая часть
Диагностика
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы, нами было проведено анкетирование среди учащихся 7, 8, 9- ых классов, нашей школы количество участников 25 человек.
Анкета состояла из 5 вопросов. Результаты анкетирования были занесены в таблицу 1 (Приложение 1). Суммарный балл был подсчитан, исходя из предлагаемых ответов.
Полученные результаты представлены на диаграмме 1 (Приложение 1). Из которой наглядно видно, что большинство учащихся используют гаджеты, как игрушку. Меньше всего используют для чтения и образовательных целей. Так же видно, что у ребят есть проблемы со здоровьем и нарушен режим дня.
Вторая анкета состояла из 10 утверждений. Её задача - определить есть ли зависимость от телефона. Необходимо было честно выбрать утверждения, с которыми вы согласны и посчитать их. Если результат составил от 0 до 4 пунктов, то нет повода для беспокойства, зависимости нет. От 5 пунктов и более — это повод задуматься о зависимости. К врачу стоит обращаться, если 9 из 10 пунктов соответствуют вашей жизни.
Результаты анкетирования были занесены в таблицу 2 (Приложение 2) Суммарный балл был подсчитан, исходя из предлагаемых ответов. Полученные результаты представлены на диаграмме 2 (Приложение 2). Из которой наглядно видно, что 30% опрошенных имеют высокую степень зависимости, 65% имеют низкую степень зависимости , не имеют зависимости, то есть спокойны к использованию своих гаджетов, только 5 %.
Эксперимент
Далее мы решили доказать своим одноклассникам, что гаджеты нужно использовать разумно, не нужно забывать о преимуществах реальных игр и общения.
Предложили ученикам отказаться от использования гаджетов для игры, но дали им возможность использовать их в образовательных целях (подготовка сообщений по предметам)
Литературное чтение: биография Н. В. Гоголя
Окружающий мир: «Правила безопасного поведения около водоемов»
На переменах мы играли с ребятами в настольные и подвижные игры
Заключительная часть
Проведя исследование, мы пришли к выводу, что при бесконрольном и частом использовании гаджетов, у подростка может произойти ухудшение зрения, а также нарушения в системе опорно-двигательного аппарата, расстройство психики, а также появление зависимости. Но, результаты эксперимента и наблюдений показали, что разумное использование гаджетов не оказывает отрицательного влияния на успешность учения и поведение. Поэтому, важно научиться грамотному пользованию ими, только в этом случае гаджеты будут помогать правильному развитию подростков, а также значительно упростят учебу, делая ее намного интересней.
Список использованной литературы
1.Карпов А.М., Чудновский Е.В., Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей — фактор риска психических и личностных нарушений. Тезисы докладов III международного симпозиума «Феномены природы и экологии человека». — Казань, 1997. — С. 201-202.
2. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 272 с.
4. Кругляк Л. Свобода от зависимости. – Москва: Весь, 2015. – 126 c.
5. Сиберг Д. Цифровая диета: Как победить зависимость от гаджетов и технологий. – СПБ: Альпинина Диджитал, 2015. – 68 c.
6.Материалы сайта
https://school-science.ru/3/1/32591?ysclid=lbjiyq6ekt326381963
Таблица 1 Приложение 1
Вопрос |
Кол-во |
% |
1. Какие современные технические новинки у Вас есть? а) телефон, 2. Как Вы используйте телефон? а) для разговоров и СМС, 3. Как Вы используйте компьютер? а) для поиска учебной информации, в) для общения в соцсетях, 4.Сколько времени вы проводите на свежем воздухе? а) от 30мин.-1 ч., 5. Считаете ли свой режим дня правильным, способствующим сохранению здоровья? а) да, 6. Бывают ли у Вас: а) головные боли, 7. Влияет ли Ваша информационная загруженность на успеваемость в школе? а) да, |
20 12 2 14 - 12 12 15 14 6 12 10 8 11 4 6 2 5 7 6 6 6 2 10 9 7 8 7 14 3 1 5 15 |
100 60 10 70 - 60 60 80 70 30 60 50 40 55 20 30 10 25 35 30 30 30 10 50 45 35 40 35 70 15 5 25 75 |
Вывод: таким образом, мы четко увидели, что наши одноклассники используют гаджеты в основном для игры, просмотра ТВ и видео, прослушивания музыки и связи с друзьями.
Приложение 2
Таблица 2
«Как Вы используете телефон?»
Вопрос |
Кол-во |
% |
Играю в игры |
16 |
80 |
В образовательных целях |
9 |
45 |
Во время путешествий |
5 |
25 |
Просмотр ТВ, видео |
15 |
75 |
Для связи с друзьями, семьей |
13 |
65 |
Для чтения |
5 |
25 |
Слушаю музыку |
14 |
70 |
Диаграмма 1
«Как вы используете телефон?»
Приложение 3
Таблица 3
Степень зависимости от гаджетов
От 0- 4пунктов |
От 5- 8 пунктов |
От 9- 10 пунктов |
0 пунктов |
14 |
5 |
0 |
1 |
Низкая степень зависимости |
Высокая степень зависимости |
Гаджетомания |
Нет зависимости |
70% |
25% |
0% |
5% |
Диаграмма 2
Степень зависимости от гаджетов
Приложение 4
Повторная диагностика
Таблица 3
«Как Вы используете телефон?»
Вопрос |
Кол-во |
% |
Играю в игры |
8 |
40 |
В образовательных целях |
15 |
75 |
Во время путешествий |
5 |
25 |
Просмотр ТВ, видео |
9 |
45 |
Для связи с друзьями, семьей |
13 |
65 |
Для чтения |
16 |
80 |
Слушаю музыку |
10 |
50 |
Диаграмма 3
Как вы используете телефон
Сводная диаграмма
«Как вы используете телефон»