Влияние гаджетов на жизнь современного подростка

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние гаджетов на жизнь современного подростка

Бузуртанов М.Ш. 1
1ГБОУ "Гимназия Назрановского района" с.п. Али-юрт
Парова М.А. 1
1ГБОУ "Гимназия Назрановского района" с.п. Али-юрт
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, сложно представить жизнь без гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и т.д.  Гаджеты в наши дни применяются во многих областях, включая образование, спорт, медицину и др. Проблема исследования обуславливается тем, что вместе с неоспоримой пользой, электронные помощники внесли в нашу жизнь и существенную проблему, а именно – зависимость от них. Когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности [2]. Особенно интернет-гаджет зависимость распространена среди подростков.

Актуальность темы обусловлена тем, что в России, в отличие от Западных стран, отсутствуют глубокие исследования в этой области в силу относительной новизны феномена «гаджет-зависимости» [6]. Психологи детально изучают данную проблему и выделяют психологические и физиологические симптомы гаджет-зависимости. Появилась тревожная статистика влияния гаджетов на молодое поколение. Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты опроса россиян по поводу использования смартфонов или планшетов в школе во время уроков. Выяснилось, что 83% наших соотечественников считают, что личные телефоны мешают детям учиться. И поэтому в данный момент очень важно преждевременно определить зависимое поведение данной формы и давать рекомендации по ее устранению

Цель исследования: определить роль гаджетов в жизни подростка и выявить факторы риска, влияющие на формирование интернет-зависимости.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «гаджет-зависимость», дать характеристику, выявить причины ее возникновения;

2. Провести анкетирование на выявление  интернет – гаджет зависимости;

3. Провести опрос на определение отношения подростков к использованию гаджетов;

4. Вывить основные пункты отрицательного и положительного влияния гаджетов на подростка;

5. Составить рекомендации по решению проблемы «гаджет – зависимости».

Предмет исследования:  проблема гаджет-зависимости среди подростков

Гипотеза: мы предполагаем, что современные подростки не могут обходиться без гаджетов, некоторые школьники подвержены гаджет-зависимости.

Методы исследования: анкетирование, опрос, эксперимент, анализ.

I.Роль современных электронных устройств в повседневной жизни человека и их влияние на здоровье человека в детском возрасте

Роль современных электронных устройств в жизни человека

На сегодняшний день слово гаджет встречается все чаще и чаще в лексиконе подростка. Гаджет переводится с английского как «приспособление». Это небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. [2, c. 105] Несомненно, современные электронные устройства играют большую положительную роль в жизни современного человека, став его незаменимым помощником во всех областях жизни.Но, действительно ли совершенствуется жизнь подростка в лучшую сторону, благодаря использованию гаджетов!?

Электроника – это огромная ниша, которая развивается с каждым днем. И если еще полвека назад все, что касается электроники, в большей степени относилось к промышленным разработкам, то уже сегодня существует огромная ниша персональной электроники. Множество гаджетов и девайсов плотно вошли в нашу жизнь, стали её неотъемлемой частью, и мы уже не представляем своего полноценного существования без них. Мобильные телефоны, фотоаппараты, плееры, ноутбуки, планшеты и многое другое стали нашими незаменимыми спутниками и помощниками в повседневной жизни. Если раньше прекрасно обходились без них, то, попробовав один раз, сами не замечаем, как все больше и больше втягиваемся в увлекательный процесс их использования. Персональная электроника развивается огромными темпами, новые разработки все больше и больше нацеливаются на удовлетворение потребностей обычных пользователей. Появились компактные электронные компоненты и новые виды связи. Носители информации стали миниатюрными. Современные электронные устройства прочно заняли место в современной жизни, заполнив все ниши, от часов с калькулятором до ноутбуков и планшетов. Через несколько лет эти гаджеты уступят свое место не просто многофункциональным, но и интеллектуальным устройствам.

Cовременные электронные устройства играют большую положительную роль в жизни современного человека, став его незаменимым помощником во всех областях жизни. Но, вместе с пользой гаджеты внесли и огромный вред в жизнь людей, особенно для подростков.

2.Последствия влияния гаджетов на здоровье подростка

Мы живем в современном мире, когда техническая сфера достигает своего прогресса и окутывает все стороны жизнедеятельности человека. Уже в начальной школе ученику необходимо знание компьютера, поэтому запрещать его знакомство с ним не предусмотрительно. Но, стоит учитывать и тот факт, что использование гаджетов в жизни подростка должно быть дозированно. На сегодняшний день многие подростки используют гаджеты как средства самоуспокоения, так как не могут справиться с эмоциями сами. Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах. Процет использования гаджетов растет с каждым днем. Так, если в 2000 году процент людей с доступом в интернет составлял по всему миру около 48%, то к 2010 он достиг 78%, не говоря уже о нынешнем времени. [1, c. 20].

По данным ЮНЕСКО 93% современных подростов проводят около 4 часов в день за гаджетами, что во многом превосходит живое общение. [4, c.126]

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще до конца не исследован. Сталкиваются напрямую с этим врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители, у которых дети с нарушенным ритмом поведения.

Как же влияют электронные устройства на здоровье подростка? В первую очередь, ухудшается зрение, это связано с тем, что из-за концентрации внимания человек перед монитором реже моргает, в результате слезная пленка высыхает и утончается. Важно пользоваться компьютером, планшетом не более одного часа в день. Результатом постоянного общения с современными технологиями является малоподвижный образ жизни. Это провоцирует искривление позвоночника, возникают проблемы с осанкой. Эта проблема не только эстетическая, но и физиологическая, т.к. позвоночник играет очень большую роль для здоровья всех органов человека.[3, с.272]

Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.

Минусы, безусловно, и в нанесении ущерба психическому здоровью. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Стирается ощущение порога дозволенности. Самое важное наблюдается дефицит концентрации и общения.

Вывод: Гаджеты- это неотъемлемая часть нашей жизни, но их использование должно быть разумным.

Практическая часть

Диагностика

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы, нами было проведено анкетирование среди учащихся 7, 8, 9- ых классов, нашей школы количество участников 25 человек.

Анкета состояла из 5 вопросов. Результаты анкетирования были занесены в таблицу 1 (Приложение 1). Суммарный балл был подсчитан, исходя из предлагаемых ответов.

Полученные результаты представлены на диаграмме 1 (Приложение 1). Из которой наглядно видно, что большинство учащихся используют гаджеты, как игрушку. Меньше всего используют для чтения и образовательных целей. Так же видно, что у ребят есть проблемы со здоровьем и нарушен режим дня.

Вторая анкета состояла из 10 утверждений. Её задача - определить есть ли зависимость от телефона. Необходимо было честно выбрать утверждения, с которыми вы согласны и посчитать их. Если результат составил от 0 до 4 пунктов, то нет повода для беспокойства, зависимости нет. От 5 пунктов и более — это повод задуматься о зависимости. К врачу стоит обращаться, если 9 из 10 пунктов соответствуют вашей жизни.

Результаты анкетирования были занесены в таблицу 2 (Приложение 2) Суммарный балл был подсчитан, исходя из предлагаемых ответов. Полученные результаты представлены на диаграмме 2 (Приложение 2). Из которой наглядно видно, что 30% опрошенных имеют высокую степень зависимости, 65% имеют низкую степень зависимости , не имеют зависимости, то есть спокойны к использованию своих гаджетов, только 5 %.

Эксперимент

Далее мы решили доказать своим одноклассникам, что гаджеты нужно использовать разумно, не нужно забывать о преимуществах реальных игр и общения.

Предложили ученикам отказаться от использования гаджетов для игры, но дали им возможность использовать их в образовательных целях (подготовка сообщений по предметам)

Литературное чтение: биография Н. В. Гоголя

Окружающий мир: «Правила безопасного поведения около водоемов»

На переменах мы играли с ребятами в настольные и подвижные игры

Заключительная часть

Проведя исследование, мы пришли к выводу, что при бесконрольном и частом использовании гаджетов, у подростка может произойти ухудшение зрения, а также нарушения в системе опорно-двигательного аппарата, расстройство психики, а также появление зависимости. Но, результаты эксперимента и наблюдений показали, что разумное использование гаджетов не оказывает отрицательного влияния на успешность учения и поведение. Поэтому, важно научиться грамотному пользованию ими, только в этом случае гаджеты будут помогать правильному развитию подростков, а также значительно упростят учебу, делая ее намного интересней.

Список использованной литературы

1.Карпов А.М., Чудновский Е.В., Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей — фактор риска психических и личностных нарушений. Тезисы докладов III международного симпозиума «Феномены природы и экологии человека». — Казань, 1997. — С. 201-202.

2. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 272 с.

4. Кругляк Л. Свобода от зависимости. – Москва: Весь, 2015. – 126 c.

5. Сиберг Д. Цифровая диета: Как победить зависимость от гаджетов и технологий. – СПБ: Альпинина Диджитал, 2015. – 68 c.

6.Материалы сайта

https://school-science.ru/3/1/32591?ysclid=lbjiyq6ekt326381963

Таблица 1 Приложение 1

Вопрос

Кол-во

%

1. Какие современные технические новинки у Вас есть?

а) телефон,
б) компьютер (ноутбук),
в) планшет,
г) телевизор,
д) ваш вариант ответа

2. Как Вы используйте телефон?

а) для разговоров и СМС,
б) для игр,
в) для общения в соцсетях,
г) ваш вариант ответа,
д) для селфи

3. Как Вы используйте компьютер?

а) для поиска учебной информации,
б) для игр,

в) для общения в соцсетях,
г) ваш вариант ответа,
д) для просмотра фильмов,
е)для чтения книг

4.Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

а) от 30мин.-1 ч.,
б) от 1ч.-2ч.,
в) от 2ч. – 3ч.,
г) свыше 3 ч.

5. Считаете ли свой режим дня правильным, способствующим сохранению здоровья?

а) да,
б) нет,
в) не задумывался,
г) ваш вариант ответа

6. Бывают ли у Вас:

а) головные боли,
б) сонливость, усталость,
в)беспричинная тревога,
г) апатия,
д) внезапная агрессивность,
е) нежелание идти в школу,
ж) нежелание общаться с друзьями, родителями,
з) ваш вариант ответа

7. Влияет ли Ваша информационная загруженность на успеваемость в школе?

а) да,
б) нет,
в) ваш вариант ответа

20

12

2

14

-

12

12

15

14

6

12

10

8

11

4

6

2

5

7

6

6

6

2

10

9

7

8

7

14

3

1

5

15

100

60

10

70

-

60

60

80

70

30

60

50

40

55

20

30

10

25

35

30

30

30

10

50

45

35

40

35

70

15

5

25

75

Вывод: таким образом, мы четко увидели, что наши одноклассники используют гаджеты в основном для игры, просмотра ТВ и видео, прослушивания музыки и связи с друзьями.

Приложение 2

Таблица 2

«Как Вы используете телефон?»

Вопрос

Кол-во

%

Играю в игры

16

80

В образовательных целях

9

45

Во время путешествий

5

25

Просмотр ТВ, видео

15

75

Для связи с друзьями, семьей

13

65

Для чтения

5

25

Слушаю музыку

14

70

Диаграмма 1

«Как вы используете телефон?»

Приложение 3

Таблица 3

Степень зависимости от гаджетов

От 0- 4пунктов

От 5- 8 пунктов

От 9- 10 пунктов

0 пунктов

14

5

0

1

Низкая степень зависимости

Высокая степень зависимости

Гаджетомания

Нет зависимости

70%

25%

0%

5%

Диаграмма 2

Степень зависимости от гаджетов

Приложение 4

Повторная диагностика

Таблица 3

«Как Вы используете телефон?»

Вопрос

Кол-во

%

Играю в игры

8

40

В образовательных целях

15

75

Во время путешествий

5

25

Просмотр ТВ, видео

9

45

Для связи с друзьями, семьей

13

65

Для чтения

16

80

Слушаю музыку

10

50

Диаграмма 3

Как вы используете телефон

Сводная диаграмма

«Как вы используете телефон»

Просмотров работы: 4399