Шашки – это игра или серьезное занятие?

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шашки – это игра или серьезное занятие?

Черепанов М.Д. 1
1МОБУСОШ № 9 им. М.П. Бабыча станицы Советской
Окунева Н.Ф. 1
1МОБУСОШ № 9 им. М.П. Бабыча станицы Советской
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Я очень люблю играть в шашки и достиг хороших результатов. Неоднократно я принимал участие в соревнованиях по русским шашкам в г. Армавир, г. Сочи, г. Краснодар. Занимал 1 место не только среди своего возраста, но и обыграл многих взрослых. Однажды учитель физкультуры С.В. Тришин пригласил меня на турнир в нашей школе в качестве судьи. Мне было очень приятно видеть, с каким уважением малыши смотрели на меня. Мне удалось заинтересовать своих одноклассников этой игрой. Сначала я узнал историю возникновения шашек и рассказал о ней своим друзьям.

Цель исследовательской работы:

определение зависимости между игрой в шашки и развитием логического мышления, памяти, внимания.

Задачи:

Узнать историю появления шашек.

Выяснить, умеют ли играть в шашки мои одноклассники.

Определить, действительно ли игра в шашки влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления.

Объект исследования: игра в шашки.

Предмет исследования: одноклассники, члены кружка шашистов.

Гипотеза:

Если человек играет в шашки, то это способствует развитию логического мышления, памяти, внимания.

Избранные методы исследования:

- сбор информации.

- опрос.

- анализ собранной информации.

- тестирование.

Основная часть.

А) История возникновения шашек.

Современное название игры «шашки» (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску — «checkered» — что в переводе означает «клетчатый». История возникновения шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность.

Р одина игры, подобной шашкам (Алькерк) — Древний Египет, и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э.

У Платона встречается миф о том, как бог Гермес, придумавший эту игру, предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год. По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле.  Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина — охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.

Невооружённым глазом видно сходство игры в шахматы и шашки — об это говорят и клетчатые доски, и разделение на «белые» и «чёрные» фигуры, и поочерёдность ходов, и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны — игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в XIX  веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.

Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Именно этот факт, в своё время, был причиной того, что шашки в некоторых частях Англии до сих пор называют «draughts» — словом, обозначающим ход королевы в шахматах.

На Руси происхождение истории шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей. Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. На учрежденных им «ассамблеях» тот петербургский сановник, которому подошел черед устраивать у себя «ассамблею», должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для шахмат и шашек.

Harold James Ruthven Murray, занимавшийся изучением истории шахмат и шашек, пришёл к выводу, что шашки распространялись по миру очень медленно — гораздо медленнее других настольных игр. Об этой игре он нашёл всего несколько упоминаний в период XII – XVI  веков. Всё говорит о том, что игра в этот период была распространена только на территории Англии, Франции и, возможно, Испании (есть упоминания о труде первого пособия о шашкам А.Торквемада, вышедшего именно в Испании в 1547 году, но не сохранившегося до наших дней).

Не найдено было и информации о запретах игры в шашки со стороны церкви. Хотя в это время церковь запрещала многие старые и новые игры, включая азартные (карточные, кости) и шахматы.
Исследования Гарольда Мюррэя говорят о том, что в XVI  веке игра в шахматы начала приобретать популярность и распространяться по Европе.

Первый Чемпионат Мира по шашкам был проведён в 1847 году и выигран представителем Шотландии, Andrew Anderson. Игра проходила в стиле «ходи как нравится». Далее турниры проходили постоянно и победителями становились представители уже не только Шотландии, но и других стран — Англии, США и т.д.

Игра в шашки в стиле «ходи как нравится», в большинстве случаев используется новичками и приводит к ничейным результатам. Чтобы уменьшить количество партий, сыгранных в шашки в ничью, в 1890 году в правила игры внесли двухходовый запрет — первые 2 хода выбирались случайно. Позднее, в 1934м году ввели и правило трёхходового запрета, в котором первые 3 хода выбирались случайно, но уже из списка допустимых комбинаций.

Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала в Грецию. Потом в Древний Рим.

В средние века каждый рыцарь в Европе должен был уметь играть в шашки. Это было частью его воспитания. Считалось, что шашечная игра прививает этические понятия ведения боя.

Игры, похожие на современные шашки были известны восточным славянам уже в 4 в. В шашки играли и в Киевской Руси. Фигуры делались из глины, стекла, кости.

Сам Пётр I был большим поклонником шашек. Так, во дворце, по его распоряжению, была выделена особая комната для игры в шашки и шахматы. На Руси простой народ очень любил эту игру.

Шашками увлекались многие известные российские политики, учёные, деятели искусства. Упоминания об этой игре можно найти в произведениях Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

Популярность шашек росла, и в 1948г. прошел первый в истории официальный чемпионат мира по шашкам (международным), победителем которого стал П.Роозенбург (Нидерланды).

Б) Шашки в литературе.

Я очень люблю читать, и во многих литературных произведениях можно встретить упоминание о шашках. Это говорит о том, что эта игра широко известна.

Александр Пушкин "Арап Петра Великого" (отрывок)
На столах расставлены были бутылки пива и вина, кожаные мешки с табаком, стаканы с пуншем и шахматные доски. За одним из сих столов Пётр играл в шашки с одним широкоплечим английским шкипером. Они усердно салютовали друг друга залпами табачного дыма, и государь так был озадачен нечаянным ходом своего противника, что не заметил Корсакова, как он около их ни вертелся.
В это время толстый господин, с толстым букетом на груди, суетливо вошёл, объявил громогласно, что танцы начались, – и тотчас ушёл; за ним последовало множество гостей, в том числе и Корсаков.

Николай Глазков

Шашкам не хочу давать поблажки:
Шахматы мне более близки.
Если иногда играю в шашки,
То предпочитаю поддавки!
В поддавках есть чёткость светофора,
И весёлость шашки проходной,
И изящество обратной форы:
Все двенадцать супротив одной!

Пётр Вяземский"Доведь"
Басня написана против придворных-временщиков периода Аракчеева.
Согласно словарю В. Даля, ДОВЕДЬ – в шашечной игре, дамка, шашка, прошедшая до последнего ряда клеток противника; она ходит во всю доску. "Пройти в доведи", получить начальничье место, звание, высшую должность. "Хорошо тому, кто в доведи прошел". "Хорошо в доведях быть"

Попавшись в доведи на шашечной доске,
Зазналась шашка пред другими,
Забыв, что из одной она и кости с ними,
И на одном сработана станке.
Игрок по прихоти сменил ее другою
И продолжал игру, не думая о ней.
При счастье чванство впрок бывает у людей;
Но что, скажите, в нем, как счастье к нам спиною?
О доведи-временщики
На шахматном паркете!
Не забывайте, что на свете
Игрушки царской вы руки.

Агния Барто "Херувим"
Сказали нам, что он раним,
Но что талант он – настоящий,
Что он поет, как херувим,
И обращаться нужно с ним
Не как со всеми, а щадяще.
И, как могли, старались мы:
Сережа дал ему взаймы
Четырнадцать копеек,
Потом еще два пятака.
Не отдаёт он их пока
И говорит – отдать успеет.
Мы понимаем — он раним,
И мы играем в шашки с ним
Не как со всеми, а щадяще,
Чтоб он выигрывал почаще.

Б) Анкетирование

Потом я провел опрос одноклассников и членов шашечного клуба г. Армавир, в котором я занимаюсь, и выяснил, что из 18 учеников моего класса, только 8 человек умеют играть в шашки, остальные - нет.

Анкета №1

Сколько вам лет?

11 лет - 3 чел. 12 лет - 1 чел. 14 лет - 1 чел. 9 лет- 4 чел. 8 лет- 1чел.

В каком классе вы учитесь?

5 кл. - 3 чел. 7 кл. -1чел. 8кл.-1чел. 4кл. -3чел. 3 кл. - 2чел.

Сколько лет вы занимаетесь шашками?

3г.-4чел. 2г.-3чел. 1г.-2чел. 8лет - 1чел.

Хорошо ли вы понимаете математику в школе?

да-7, не очень-2, нет-1

Какие оценки по математике вы чаще всего получаете?

5-4чел. 4-5чел. 3-1чел.

Быстро ли вы решаете логические задачи:

7-да, 2-не очень, 1-нет

 

(Приложение 1)

Анкета №2

 

1. Умеете ли вы играть в шашки? Да-3чел. Нет-7чел.

2. Нравится ли вам? 7-не знаю 3-да

3. Играют ли в шашки члены вашей семьи? Да-4 нет-6

4. Как вы считаете, нужно ли играть в шашки в наше время, если есть компьютерные игры?

Да - 9   Нет - 1

5. При игре в шашки надо:

А - ходить как можно быстрее

Б - не торопиться и думать

В - анализировать, к чему приведёт следующий ход

Г - не тратить время на обдумывание следующего хода противника

А - 0    Б - 5   Г - 5   Г – 0

Тестирование.

Я предложил одноклассникам выполнить задания, чтобы сравнить память, логическое мышление и внимание.

Развивай зрительную память (Приложение 2)

Вывод 1: из 9 вопросов, анализирующих состояние памяти, шашисты ответили правильно на 5-6 вопросов. А дети, которые не умеют, только на 1-2 вопроса.

(Приложение 3)

2)Развивай логическое мышление (Приложение 4)

Вывод 2: с заданиями на проверку логического мышления, лучше справились дети, умеющие играть в шашки. Они сумели правильно составить 3-4 слова. Дети, не умеющие играть, не поняли закономерность и составили по 1 слову или даже совсем не справились с заданием. Это говорит о том, что шашки позволяют развивать умение составлять всевозможные варианты из предложенных цифр или букв.

(Приложение 5)

3)Тренируй внимание (Приложение 6)

Вывод 3:задания на внимания показали, что оно одинаково у двух групп.

(Приложение 7)

Таким образом, я пришёл к выводу, что игра в шашки развивает внимание, логическое мышление и память.

3.Вывод.

В результате моей исследовательской деятельности я пришёл к выводу, что, действительно, игра в шашки влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления.

- За что же мы любим шашки? - К сожалению, их любят не все. Больше того, многие вообще к ним относятся пренебрежительно, серьёзно не воспринимают, хотя шашки - это увлекательная и глубокая по содержанию игра.

Это происходит по многим причинам. Назову две главные. Во-первых, сами шашисты плохо пропагандируют свою игру, не содействуют раскрытию прелести шашечного творчества. А делать это необходимо, ибо несмотря на то, что игра в шашки существует много веков, свои тайны она спрятала за семью камнями. Чтобы узнать их, вникнуть в них, овладеть шашечным мышлением, нужен по истине титанический труд. К тому же мнимая простота игры не настраивает на серьёзный лад, на поиски и изыскания. В этом я вижу вторую, главную причину. Шашки содержат элементы спорта, науки и искусства. Игра в шашки развивает ассоциативную фантазию. У играющих мастерски возникают даже художественные образы. Без этого нет настоящих шашистов, так как они превращаются в ремесленников. Красота шашечных комбинаций способна поразить человеческое мышление.

"Шашки - это искусство, которое не сможет заменить ни филармония,; ни кино. Шашки - это спорт, и, пожалуй, не легче, чем штанга или игра в хоккей. Шашки - это наука, хоть и не математика. Шашки - это всё вместе и, наконец шашки - это шашки с их удивительно простыми правилами, глубокой стратегией и фантастической тактикой,"- так считает талантливый учёный и страстный приверженец шашек из старинного русского города Перми Юрий Фоминых. Возможно, здесь значимость шашек немного преувеличена, так как автор; этих слов - фанатик шашечной игры, но, поверьте мне, эти мысли недалеки от истины. Понять глубину шашек сможет тот, кто по-настоящему захочет в эту игру окунуться, постичь её законы и научиться разгадывать её загадки. Шашки - это прежде всего спортивная игра, так как в ней присутствует дух спортивной борьбы, но борьбы и соревнования не мускулов, а интеллектов. Сила ума, фантазия, смекалка - вот, что здесь необходимо.

А вот мнение академика, физика И. Халатникова: "Шашки в жизни дали мне не мало. Прежде всего, они научили меня чрезвычайно важному для всех людей, а для учёных в особенности, умению принимать решения... Шашечная композиция может доставить огромное эстетическое удовлетворение. Шашки в какой-то мере научили меня понимать красоту". Доктор технических наук, профессор Г. Лавров отмечал: "Сочетание; научной деятельности с занятиями шашками представляется мне оправданным, поскольку одно непременно способствует другому, там и здесь необходимы усидчивость, трудолюбие, способность анализировать, оценивать и принимать решения..."; Лучший в мире тренер по шашкам, А.Я. Вирный, считает, что, овладев законами игры в шашки, вы сделаете свою жизнь более интересной и наполненной. А если игра западёт вам в душу, и вы проникнитесь к шашкам уважением и наберётесь терпения, вы обретёте верного друга. Этот безмолвный, но надёжный друг никогда вас не предаст.

Но, к сожалению, у этой игры есть свой недостаток: человек много времени проводит сидя за шашечной доской, не меняя позы, что вредит здоровью. Поэтому параллельно с игрой в шашки, очень важно уделять внимание занятиям подвижными видами спорта.

Я с удовольствием занимаюсь в футбольной секции. Но и здесь мне помогает моя любимая игра в шашки. Она воспитала во мне твёрдость характера, уверенность в себе, я могу на поле просчитать ходы моего соперника. Мой совет: любите и играйте в шашки!

4. Список литературы:

1. https://ckachat-check.ru/istoriya-shashek.html

2. Вирный А.Я. «Немного о шашках, но по существу» - М. ФАИР-ПРЕСС, 2004 г.

3. Ю. Барский, Б. Герцензон «Приключения на шашечной доске» - Лениздат, 1969 год

Приложение 1

Развивай зрительную память

Рассмотри внимательно в течение 10 с рисунки, запомни их расположение, форму, детали. Затем закрой рисунки и только после этого прочитай вопросы и постарайся на них ответить (напиши ответы). Проверь себя!

Ответь на вопросы

На какой странице открыта книга?

В какую сторону смотрит собака?

С какой стороны дома растёт ёлка?

Сколько точек на чашке?

Есть ли ручка у портфеля?

Есть ли в чашке вода?

Сколько карандашей на рисунке?

Сколько окошек в доме?

С какой стороны у чашки ручка?

«Запомни точно».

а) Приготовьте лист бумаги с 15—20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т.п.). Попросите запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т.п. Затем найти их на другом бланке.

б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху — вниз, справа — налево) фигурками, цифрами или буквами. Попросите
запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем — найти и/или нарисовать их.

Время запоминания — 15—20 сек. Количество запоминаемых элементов — от 5 до 10.

Приложение 2

Развивай логическое мышление

Подумай и реши задачу (правильный ответ подчеркни).

а) В слове «ворс» переставили буквы, и получилось слово «рсво». Такая же перестановка была сделана в слове «заря». Что получилось?

ряза, ряаз, раяз, разя, рзая, зрая

б) В слове «град» переставили буквы, и получилось слово «рдаг». Такая же перестановка была сделана в слове «река». Что получилось?

еарк, еакр, ерка, аерк, каер, креа

в) В слове «вред» переставил буквы, и получилось слово «двре». Такая же перестановка была сделана в слове «заяц». Что получилось?

цаяз, цзяа, цзая, цяаз, зцая, зяац

г) В слове «юнга» переставили буквы, и получилось слово «аюгн». Такая же перестановка была сделана в слове «шило». Что получилось?

ошил, юагн, нюаг, ошли, илшо, олиш

Приложение 3

Интересные моменты на шашечных турнирах,

подборку сделал мастер спорта по шашкам

Сергей Владимирович Козаченко

(г. Новокубанск)

Просмотров работы: 401