Влияние плоскостопия на качество жизни детей младшего школьного возраста

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние плоскостопия на качество жизни детей младшего школьного возраста

Чеснокова А.В. 1
1БОУ г. Омска "Гимназия №19"
Филиппова О.В. 1
1БОУ г. Омска "Гимназия №19"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования.

Я учусь в третьем классе. От родителей я часто слышу слова: «Правильно ставь ноги при ходьбе, а то у тебя сформируется плоскостопие!». Я задумалась, почему они говорят одно и то же?! Мне стало интересно, что же это такое плоскостопие и почему взрослые боятся этого заболевания?! Я знаю, что здоровье  стоп – это  здоровье всего  организма. Здоровые стопы –  это правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. У человека стопы играют важную роль в обеспечении прямохождения. Мне мама объяснила, что важной проблемой детского периода является нарушения связочного аппарата свода стопы и формирование плоскостопия. Некоторые школьники ходят «шаркающей» походкой, отказываются играть в подвижные игры, пропускают уроки физкультуры, объясняя это тем, что испытывают боль в области стоп. Я хотела бы помочь тем ребятам, у которых эта деформация стопы выявлена на начальной стадии. Я захотела подробнее узнать о плоскостопии, потому что считаю важным и нужным предостеречь своих одноклассников и всех школьников нашей гимназии от проявлений данного заболевания. По данной проблеме я стала читать специальную литературу.

Плоскостопие у детей является актуальной проблемой гармоничного физического развития. По данным Всемирной организации здравоохранения к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам – у 32%, к шести годам – у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие [1]. Плоскостопие - очень серьезная и коварная патология, которая ускоряет износ практически всего опорно-двигательного аппарата. По данным Вавиловой Е.Н., плоскостопием страдает от 40 до 80% населения всего земного шара [2]. Однако, люди недостаточно уделяют внимания на состояние ног и забывают о том, что здоровье стоп – это здоровье всего организма, и обращаются за медицинской помощью с осложнениями плоскостопия. Ещё в древние времена люди определили, что в области стоп находится множество биологически активных точек, которые взаимосвязаны с функционированием внутренних органов. Здоровые стопы обеспечивают человеку комфортные условия жизни и долголетие.

Всё вышесказанное позволяет считать тему научно-исследовательской работы актуальной.

Объект научно-исследовательской работы: учащиеся 3 класса.

Предмет исследования: выявление причин формирования плоскостопия у учащихся 3 класса.

Цель научно-исследовательской работы:

-выявить проблемы, связанные с формированием плоскостопия и создать условия для их устранения.

Задачи научно-исследовательской работы:

1. Изучить научную литературу по вопросу плоскостопия у детей младшего школьного возраста;

2. Провести анкетирование детей с целью выявления уровня информированности о плоскостопии и проанализировать результаты эксперимента;

3. Провести исследование стопы у учащихся 3 класса для получения сведений о распространенности заболевания и актуальности мер, направленных на устранение.

4. Сформулировать выводы и создать комплекс мероприятий по профилактике плоскостопия.

Гипотеза: предполагаю, что причина распространенности плоскостопия кроется в малой информированности сверстников и в малоподвижном образе жизни.

В работе над исследованием я применяла такие методы, как описание, анализ и синтез, наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование.

Были задействованы следующие источники: материалы книг Ежова Ю.И. [6], Гафарова Х.З. [4], Моргуновой О.М. [10], Вавиловой Е.Н. [2] и других авторов.

Теоретические вопросы первой главы мной были изучены по статьям и книгам о плоскостопии, его проявлениях, диагностике, лечении, профилактике таких авторов, как А.С. Красикова [8], Л.С. Гимберг [5], Е.Н. Вавилова [2], А.В. Васильева [3], С.В. Матвеев [9], М.И. Фонарёв [11], А.Г. Беленький [1], Г.П. Котельников [7].

Хронологические рамки исследования охватывают 2022 год.

Территориальные рамки ограничены территорией г. Омска.

Практическая ценность научно-исследовательской работы: определяется возможностью её использования на уроках физкультуры, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, а рекомендации позволят избежать тяжелых последствий заболевания.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, списка сокращений, приложений.

Глава I. Что такое плоскостопие?

Общее представление о плоскостопии.

В учебно-методическом пособии «Патология стоп» под редакцией Ю.И. Ежова дано следующее определение термина «плоскостопие»: «Плоскостопие» - это деформация формы стопы, выражающаяся в уплощении её сводов [6]. Автор Беленький А. Г. считает, что к моменту достижения возраста 7 лет каждый второй ребёнок страдает от нарушения связочного аппарата свода стопы, в той или иной степени [1]. Чаще наблюдается уплощение продольного свода (продольное плоскостопие), реже поперечного свода (поперечное плоскостопие). Возможно их сочетание. При такой деформации стопы полностью теряют свои рессорные и амортизирующие способности. В нормальном состоянии стопа человека имеет два свода – продольный (вдоль стопы по внутреннему её краю) и поперечный (расположен под основаниями пальцев). Оба свода стопы выполняют очень важную функцию - удержание равновесия и амортизация тряски, возникающей при ходьбе. Но если мышцы и связки стоп перестают работать и становятся слабыми, то происходит нарушение нормальной формы стопы - она оседает и становится совершенно плоской, утрачивая свою главную функцию – рессорную [1]. В этом случае всю нагрузку, которую до этого брали на себя стопы, вынуждены компенсировать суставы ног (тазобедренный, коленный, голеностопный) и позвоночник. А так как по своей природе суставы и позвоночник не предназначены для этого, то справляются они с этой функцией довольно плохо и очень быстро выходят из строя. Именно поэтому многие чувствуют боли в спине и ногах, но не все понимают, что первопричина всему этому - плоскостопие. Плоскостопие - заболевание, следствием которого является быстрое утомление при ходьбе, боли в стопах, коленях, бедрах и пояснице [2]. Боли начинают проявляться тогда, когда у организма уже не хватает сил обеспечивать нормальное и безопасное передвижение. Вследствие деформации стоп страдают голеностопный, коленный и тазобедренный суставы, а также развивается патологическая осанка. Что в конечном итоге, в результате нарушения опорной системы, может привести к артрозу и сколиозу [4]. Также с плоскостопием связано развитие варикозного расширения вен [3]. Поэтому очень важно чтобы мышцы и связки стоп были сильными и поддерживали стопу в приподнятом состоянии, убирая нагрузку с суставов ног и позвоночника.

Этиология плоскостопия.

• наследственная предрасположенность: генетические отклонения в развитии связок, мышц и костей стопы и врожденная слабость мышечно-связочного аппарата;

• травмы: травмы стоп, перелом лодыжки и пяточной кости, ушибы и трещины хрящей, разрывы связок, повреждение мышц и связок, укрепляющих свод стопы;

• заболевания: рахит и как следствие ослабленность и мягкость костей, которые очень легко деформируются, осложнения после полиомиелита - паралич мышц подошвы и голени;

• чрезмерная гибкость суставов;

• ношение неправильной обуви (узкая обувь с острыми носами, высокие каблуки и платформы, обувь без супинатора или обувь без каблука);

• недостаточная физическая нагрузка, и как следствие слабость мышц и связок - "сидячая" работа;

• избыточная физическая нагрузка - "стоячая" работа, увлечение беговыми и прыжковыми видами спорта

• беременность и увеличение массы тела, как мышечной, так и вследствие ожирения.

Последствия плоскостопия:

• артроз;

• нарушение осанки (сколиоз);

• заболевания внутренних органов;

• хромота и косолапость;

• варикозное расширение сосудов нижних конечностей;

• остеохондроз.

1.3. Клинические симптомы плоскостопия.

Основными симптомами плоскостопия являются:

• быстрая утомляемость нижних конечностей при ходьбе и стоячей работе;

• боль в стопе после больших физических нагрузок;

• усталость и боль в ногах в конце дня, чувство тяжести в стопах, отечность стоп, возможны даже судороги;

• отечность в области лодыжек;

• стопа как будто увеличилась в размере, как по ширине, так и по длине, поэтому приходится покупать обувь на размер больше;

• ходить на каблуках очень тяжело;

• стоптанность и изношенность обуви с внутренней стороны;

• на последней стадии заболевания появляются боли в поясничном отделе позвоночника, хождение в обуви становится мучением, а боли в ногах могут сочетаться с головными болями.

Деформация стоп постепенно приводит к сутулости, боковым искривлениям позвоночника и сколиозу [5].

1.4. Особенности классификации плоскостопия.

Разновидности плоскостопия.

В настоящее время выделяют следующую классификацию плоскостопия [7]:

Видплоскостопия

Характеристика

1.Продольноеипопереч- ное плоскостопие

продольное плоскостопие (уплощение продольного свода стопы) и поперечное

плоскостопие (уплощение поперечного свода). Стопа может увеличиваться как в длину, так и в ширину.

Если учеловека наблюдается уплощение продольного и поперечного свода одновременно, то говорят о комбинированном плоскостопии (продольнопоперечноеплоскостопие).Приэтомобатипавстречаютсяочень часто, но преобладает из двух обычно поперечноеплоскостопие [рис.4].

2.Врождённое

Врожденное плоскостопие встречается очень редко и является следствием порока развитиятканейплода. Плоскостопиенесчитается самостоятельным наследственным заболеванием.Частовстречаетсявсемьяхиможетбыть вариантом целого спектра дисплазий соединительной ткани, например, синдрома Марфана, когда соединительная ткань не такая прочная, как должна быть, и связки не в состоянии полноценнофиксироватьположениестопы.

3.Приобретённое

Приобретенноеплоскостопиевстречается влюбомвозрастеибываетнескольких видов:

травматическое;

паралитическое;

рахитическое;

статическое.

Травматическое плоскостопие является следствием переломов костей стопы и голеностопногосустава,атакжеповреждениямягкихмышечных тканей и связок, которые укрепляют свод стопы.

Вследствие перенесенного полиомиелита, а также в результате паралича мышц стопы и большеберцовыхмышц,можетвозникнуть-паралитическое плоскостопие.

Рахитическоеплоскостопиеявляется следствием

перенесенного рахита.

Рахит нарушает правильное формирование костей стопы. Кости стопыстановятсяболеехрупкимииподвоздействиемнагрузокстопадеформируетсяиобразуетсяплоскостопие.

4.Статическое

Это вид приобретённого плоскостопия. Самаяраспространённая форма (80% всех случаев), причинами которого могут быть:

наследственнаяпредрасположенностьк слабым мышцам и связкам стопы;

избыточныйвес;

слабые связки и мышцы стопы и голени, какследствиемалойфизическойактивности и отсутствия физических тренировок, особенно у людей "сидячих" профессий;

неудобнаяи узкаяобувь;

продолжительныенагрузкинаногиистопы (высокий каблук, беременность, люди "стоячих" профессий).

Приобретенное плоскостопие станет предметом моего исследования.

2. Анкетирование

Я провела специальное анкетирование учащихся 3 класса (30 человек) для получения данных по исследуемому вопросу, то есть получила сведения об учащихся, которые могут попасть в группу риска по формированию плоскостопия. Результаты анкетирования указаны в приложении на 26-27 страницах.

Информированность учащихся 3 класса (30 человек) о плоскостопии

На представленной диаграмме показано, что 25 учащихся 3 класса не знают о плоскостопии, 5 учащихся обладают знаниями по этой теме.

Информированность учащихся 3 класса (30 человек) о причинах плоскостопия

На диаграмме показано, что 26 человек не знают о причинах формирования плоскостопия, а 4 человека обладают знаниями по этому вопросу.

Образ жизни учащихся 3 класса (30 человек)

На диаграмме показано, что активный образ жизни ведут 15 человек, занимаются спортом 10 человек, а пассивный образ жизни ведут 5 человек.

Ношение ортопедической обуви учащимися 3 класса (30 человек)

На диаграмме показано, что 8 человек носят ортопедическую обувь, 18 человек носят обувь на плоской подошве, 4 человека носят обувь на платформе.

Информированность учащихся 3 класса (30 человек) об упражнениях для профилактики плоскостопия и их выполнение

На диаграмме показано, что 6 учащихся 3 класса знает об упражнениях для профилактики плоскостопия, 24 учащихся не знают об упражнениях, 5 учащихся выполняет упражнения для профилактики плоскостопия, а 25 человек не выполняет.

2.1. Методикапроведенияисследования

Определениеплоскостопияпоотпечаткустопы

 

Для диагностики плоскостопия я провела плантографию. Данная методика основывается на анализе отпечатка стопы при нагрузке. Отпечаток стопы называется плантограммой [8]. Чемраньшеобнаруженоплоскостопиеи начато лечение, тем лучше будет конечный результат.

Методика: возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Стопы нужно намазать любым жирным кремом и встать на чистые листы бумаги, расположенные на ровном полу. На каждом листе остался четкий отпечаток стопы.

Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия AK. Найдите среднюю точку M. Затем восстановите перпендикуляры ABи MD отточек Aи M.Найдите точкупересеченияMDсоследомиобозначьтееебуквой C.ЗатемCDразделитенаAB.Еслиполучитсячисло больше 0.33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок CD равен нулю, это в пределах нормы [рис. 5,6].

Количество учащихся 3 класса (30 человек), имеющих плоскостопие

Диаграмма

Диаграмма показывает, что 10 учащихся 3 класса страдает плоскостопием, у 5 учащихся стопа уплощенная, а у 15 учащихся стопа нормальная.

2.2. Рекомендации по профилактике развития деформации стоп и плоскостопия

Я приготовила сообщение «Рекомендации по профилактике развития деформации стоп и плоскостопия» и выступила перед классом. Для уроков физической культуры я подобрала комплекс упражнений для профилактики развития деформации стоп и плоскостопия. В течение года с разрешения учителя провожу этот комплекс на уроках физкультуры.

1.Рациональная организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.).

2. Правильная и точная коррекция обуви: специальная ортопедическая обувь способствует правильному формированию стопы. Необходимо бороться со стремлением девочек рано носить обувь с высоким каблуком и с очень узким носком.

3. Систематические занятия (ходьба, гимнастика, игры) на специальных массажных (ортопедическим) ковриках, которые улучшают микроциркуляцию стоп, дозируют нагрузку и создают необходимый рельеф.

4. Проведение лечебного массажа стоп не реже 1 раза в 1,5 месяца в течение года.

5. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом.

6. Проведение контрастных ножных ванночек, улучшающих кровоснабжение в области стоп, а также питание мышц и костей, и способствуют их правильному формированию.

7.Стимуляция защитных сил организма и иммунного статуса детей. В рационе должно быть достаточное количество молочных продуктов, рыба, мясо, фрукты и овощи.

8. Регулярное выполнение комплекса лечебно-профилактических упражнений для предупреждения плоскостопия.

2.3. Правила гигиены стопы:

уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);

ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю; линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);

правильный подбор носков и обуви.

Носки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить носки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.

2.4. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

Наибольший эффект оказывают специальные корригирующие упражнения, для развития и укрепления мышц голени, стопы и пальцев, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания – специальной обуви и ортопедических стелек [9,10]. Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

Ходьба по палке.

Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Упражнения для профилактики плоскостопия

И. п.: стоя, зажав мячик между ногами, медленно идти, стараясь не уронить его;

И. п.: сидя на полу, упереться руками в пол и стараться как можно выше, поднять ногами мяч;

И. п.: стоя, положить на пол палку и пройти по ней боком, заложив руки зa голову;

И. п.: стоя поднять пальцами ног с пола носовой платок;

И. п.: стоя вращать на полу мяч ногой;

И. п.: сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные по полу карандаши;

И. п.: стоя, подскоки на одной ноге, на цыпочках; в пальцах другой ноги зажат платок;

И. п.: стоя, ходьба попеременно на носках и пятках;

Заключение

В данной работе я рассмотрела влияние плоскостопия на качество жизни у детей младшего школьного возраста. Моя цель заключалась в выявлении проблем, связанных с формированием плоскостопия и создании условий для их устранения. Я предположила, что деформация стопы и формирование плоскостопия является важной проблемой у детей младшего школьного возраста.

Для того чтобы выяснить причинные факторы, способствующие формированию деформации стопы, я изучила научную литературу по вопросу патологии стоп у детей младшего школьного возраста; провела анкетирование детей с целью выявления уровня информированности о плоскостопии и проанализировала результаты эксперимента; а также провела исследование – плантографию по выявлению плоскостопия у учащихся 3 класса.

Источниками в работе послужили статьи и книги о патологии стоп, диагностике, лечении и лечебной физкультуре при плоскостопии таких авторов, как А.Г. Беленького [1], Е.Н. Вавиловой [2], А. Васильевой [3], Х.З. Гафарова [4], Л.С. Гимберга [5], Ю.И. Ежова [6], Г.П. Котельникова [7], А.С. Красиковой [8], С.В. Матвеева [9], О.М. Моргуновой [10], М.И. Фонарёва [11].

По итогам проведения исследования я пришла к следующим выводам:

1.Учащиеся 3 класса по результатам анкетирования вошли в группу риска развития деформации стоп и формирования плоскостопия.

2.Основными причинными факторами, способствующими патологии стоп являются: малоподвижный образ жизни, отсутствие необходимых физических нагрузок и комплекса лечебно-профилактических упражнений.

3.Большинство детей не знакомы с признаками формирования деформации стоп.

4. Создание комплекса мероприятий по профилактике патологии стоп позволят снизить процент заболеваемости плоскостопием.

Следовательно, я увидела, что моя гипотеза, которая заключалась в том, что причина распространенности плоскостопия кроется в малой информированности сверстников и в малоподвижном образе жизни подтвердилась.

Соблюдение всех этих несложных рекомендаций способствует гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной походки, длительному сохранению работоспособности. Состояние стоп является одним из показателей здоровья и отражает физическое и психическое самочувствие человека. Правильно организованная профилактика плоскостопия помогает предотвратить аномалии развития деформации стоп или значительно замедлить прогрессирование уже сформированной патологии.

Список использованной литературы

Беленький А.Г. Плоскостопие: проявления и диагностика / А.Г. Беленький // Consilium medicum. Т.7. 2005. - № 8. – С.618-622.

Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей / Е.Н. Вавилова. – Москва, 1995г.

Васильева А. В. Самые эффективные методы лечения плоскостопия / А. В. Васильева. – Крылов, 2019. – 178с.

Гафаров Х.З. Лечение детей и подростков с ортопедическими заболеваниями нижних конечностей / Х. З. Гафаров. – Казань: Татарское книжное издательство, 1995. – 384с.

Гимберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием / Л. С. Гимберг. – М.: СМОЛГИЗ, 1998.

Ежов Ю.И. Патология стоп: учебно-методическое пособие / Ю. И. Ежов, А. В. Мельгунов. – Нижний Новгород, 1998. – 68с.

Котельников Г.П. Ортопедия: учебник / Г. П. Котельников, С. П. Миронов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 832с.

Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия / А. С. Красикова. –Москва, 2002.

Матвеев С.В. Здоровый ребёнок. Физическое воспитание и врачебный контроль / С. В. Матвеев. – СПб: Сотис, 1999.

Моргунова О.М. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей / О. М. Моргунова. – Москва, 2005.

Фонарёв М.И. Справочник по детской и лечебной физкультуре / М. И. Фонарёв. – Л.: Медицина, 1983.

Приложение

Анкетирование учащихся 3 класса

1.Знаете ли Вы, что такое плоскостопие? Да / нет

Ответ «да» у 5 детей.

Ответ «нет» у 25 детей.

2.Страдает ли в Вашей семье кто-нибудь плоскостопием? Да/ нет /не знаю

Ответ «да» у 6 детей.

Ответ «нет» у 2 детей.

Ответ «не знаю» у 22 детей.

3.Знаете ли Вы причины плоскостопия? Да/ нет

Ответ «да» у 4 детей.

Ответ «нет» у 26 детей.

4.Какой образ жизни Вы ведёте? Посещение спортивных секций/Малоподвижный образ жизни/Активный

Спортивные секции посещают 10 детей.

Малоподвижный образ жизни ведут 5 детей.

Активный образ жизни ведут 15 детей.

5.Знаете ли Вы комплекс упражнений для профилактики плоскостопия? Да/нет

Ответ «да» у 6 детей.

Ответ «нет» у 24 детей.

6. Регулярно ли Вы выполняете комплекс упражнений для профилактики плоскостопия? Да / нет

Ответ «да» у 5 детей.

Ответ «нет» у 25 детей.

7. Беспокоят ли Вас болезненные ощущения в области стоп и быстрая утомляемость при ходьбе? Да / нет

Ответ «да» у 9 детей.

Ответ «нет» у 21 ребенка.

8. Какую обувь Вы предпочитаете носить? Ортопедическая обувь/ Обувь на платформе/Обувь на высоком каблуке/ Обувь на плоской подошве

Ортопедическую обувь предпочитают носить 8 детей.

Обувь на платформе предпочитает носить 4 детей.

Обувь на высоком каблуке дети не носят.

Обувь на плоской подошве носят 18 детей.

Рис. 1-2. Отпечатки стоп в норме и при плоскостопии.

Рис. 3. Правильный выбор обуви.

Рис. 4. Массажные коврики для стоп.

Просмотров работы: 82