Введение
В современном мире повседневное общение вышло на новый уровень, а именно в виртуальный мир. Вместе со знакомствами, общением с друзьями и просто играми ребята сталкиваются с виртуальными конфликтами. И не последнее место в этих конфликтах занимает агрессия в сети, так называемый кибербуллинг - электронная травля, жестокость онлайн. Какие причины кроются в проявлении агрессии в интернет пространстве и как с этим бороться?
Цель:
Изучить что такое кибербуллинг и как с ним бороться
Задачи:
узнать что такое кибербуллинг, познакомиться с видами и формами, причинами и последствиями кибербуллинга, изучить различия между кибербуллингом и «реальным» буллингом;
разработать анкету для опроса учащихся моей школы, провести опрос и проанализировать полученные данные;
разработать рекомендации по борьбе с кибербуллингом;
Гипотеза:
школьник сталкивается с кибербуллингом, но не знает, как с ним бороться
Объект исследования:
кибербуллинг, распространенное явление на просторах интернета
Предмет исследования:
методы борьбы с кибербуллингом
Теоретическая часть
Что такое кибербуллинг
Впервые сам термин «кибербуллинг» был введен канадским педагогом Биллом Белсеем, который определил его как использование информационных или коммуникационных технологий для преднамеренного, повторяющегося и враждебного поведения, намеревающегося нанести вред другим [4].
В России определение данного понятия даёт Минобрнауки, которое определяет кибербуллинг как преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов [6].
Иными словами кибербуллинг (cyberbullying) - это травля, происходящая в интернет пространстве. Это могут быть оскорбления и злые шутки в сообщениях или в комментариях, публикация личной информации (например, вашего адреса, номера телефона, фотографий), посты с угрозами.
В настоящее время феномен кибербуллинга развит во многих развитых странах, таких как Соединённые Штаты Америки, Канады, странах Европы, Австралии и др., где государственные органы вынуждены все больше внимания уделять данной проблеме.
В связи с чем организация ЮНЕСКО провозгласила 5 ноября Международным днем борьбы против насилия и травли в школе и кибербуллинга.
В России феномен кибербуллинга начали целенаправленно изучать относительно недавно, несмотря на то, что данная проблема является крайне актуальной и острой. Среди отечественных исследователей эту проблему изучали С. И. Анохин, С. Е. Ковалева, Д. Е. Щипанова, Л. А. Найденова, И. С. Осипов, У. У. Парфентьев и др., которые исследуют влияние кибербуллинга на современное общество и разрабатывают способы защиты от него.
Также интернет компании, в том числе Mail.ru Group, Skillbox.ru и многие другие очень много внимания уделяют проблеме кибербуллинга.
Благодаря инициативе Mail.ru Group с 2019 года в России появился день борьбы с кибербуллингом – 11 ноября.
1.2. Виды и формы кибербуллинга
У кибербуллинга огромное количество издевательств, вот самые распространенные из них:
1. Перепалки (flaming) – обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. При определённых условиях может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданная реплика может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.
2. Холивар (holywar) – затяжной конфликт, горячие споры в Сети. В этих спорах не рождается истина и заведомо не может быть победителя, так как каждая сторона всё равно останется при своём мнении. Классический пример: вечный холивар любителей iPhone с пользователями смартфонов на Android.
3. Нападки (harassment) – повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву. Например, поток сообщений в чатах, постоянные звонки. В онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы (grieffers) – группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.
4. Клевета (denigration) – распространение оскорбительной и лживой информации.
5. Самозванство (impersonation) – способ травли, при котором преследователь прикидывается жертвой, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, чатах. Также преследователь может создать свой аккаунт с аналогичным никнеймом и отправлять друзьям жертвы провокационные письма.
6. Надувательство (outing & trickery) – получение персональной информации и ее публикация в Интернете и/или передача информации тем, кому она не предназначается.
7. Отчуждение (isolation) – игнорирование жертвы в соцсетях или обрывание связи с ней, исключение из чатов.
8. Киберпреследование (cyber stalking) – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения офлайн.
9. Хеппислепинг (happy slapping) – название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.
Кибербуллинг может быть прямым и косвенным.
Прямой кибербуллинг — это непосредственные атаки на ребенка через письма или сообщения.
При косвенном в процесс травли жертвы вовлекаются другие люди (как дети, так и взрослые), не всегда с их согласия; агрессор может взломать аккаунт жертвы и, прикидываясь хозяином, рассылать с этого аккаунта сообщения знакомым жертвы, разрушая дружеские связи жертвы и порождая сомнение в его моральных качествах.
1.3. Участники кибербуллинга
В кибербуллинге выделяют три группы участников:
Агрессоры – это инициаторы травли. Это может быть как один человек, так и целые сообщества, члены которых (помощники агрессоров) занимаются кибербуллингом для развлечения.
Зачастую это импульсивные и агрессивные ребята, не умеющие сострадать и не боящиеся ответственности за последствия своего агрессивного поведения. А также ребята, которые сами подвергались травле.
Жертвы – это ребята подвергающиеся травле. Жертвы обычно «тихие» и незаметные в коллективе, малообщительные, с низкой самооценкой.
Но одной из отличительных черт кибербуллинга является то, что жертвой может стать абсолютно любой человек, не зависимо от статуса и положения. Часто ими становятся знаменитости и блогеры, которым оставляют тонны негативных комментариев.
Наблюдатели:
- Свидетели - участники кибербуллинга, на чьих глазах он происходит. Равнодушные и острожные участники конфликта, которые не вмешиваются, а только наблюдают со стороны за происходящим.
- Защитники - участники кибербуллинга, которые стараются устранить напряжение между «агрессором» и «жертвой». Обладая сочувствием и милосердием, они вмешиваются в конфликт, чтобы его разрешит.
- Хамелеоны - участники кибербуллинга, которые выступают как в роли «агрессора», так и «жертвы». Нередко те, кто травят других онлайн, сами становятся жертвами травли или – наоборот. [13]
1.4. В чем отличия кибербуллинга от «реального» буллинга
Как явление травля существовала практически всегда, представляя собой различные угрозы, оскорбления или распространение любых данных, которые могут скомпрометировать человека, ввести его в неловкое положение и даже вызвать опасность для жизни и здоровья.
С развитием технологий общение ребят стремительно переносится в онлайн-пространство, где и сталкиваются с новой формой агрессии. В настоящее время травля офлайн часто переходит в кибербуллинг.
Кибербуллинг отличается от традиционного буллинга особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью обмана, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.
Для киберагрессора не обязательно иметь физическую силу, авторитет и влияние на сверстников, чтобы чувствовать свое превосходство, точно также и жертвой кибербуллинга может стать каждый, не зависимо от статуса и положения.
Одно из важных преимуществ травли в интернете для агрессора - это чувство безнаказанности. Вживую жертва может привлечь взрослых людей или дать физический отпор, а анонимная травля в недосягаемом пространстве развязывает агрессору руки.
Кроме того, в интернете агрессор не видит эмоций жертвы. Можно только догадываться по ответам жертвы, что она чувствует. Да и сам агрессор до конца не знает, не играют ли с ним, ведь можно притвориться жертвой и троллить в ответ.
В отличие от «традиционной» травли кибербуллинг может быть круглосуточным, у него неограниченное количество свидетелей, его материалы доступны для повторного просмотра, для копирования и передачи другим лицам. Достаточно лишь единожды запустить травлю и она становится систематической.
Согласно исследованию РАЕК, проведенному в 2017 году подростки предпочитают вести себя агрессивно чаще онлайн, чем офлайн, поскольку в онлайн-пространстве их привлекает безнаказанность (46 %), анонимность (33 %), простота и скорость (39 %). [12]
1.5. Причины и последствия кибербуллинга
Дети часто травят других, когда хотят завоевать признание в виртуальном сообществе, показать власть и силу, потому что не могут показать её в реальной жизни или просто спасаются от скуки. Кибербуллинг в адрес конкретного ребенка может быть из-за конфликта на почве национальных и культурных различий. Дети травят друг друга из мести, злобы или зависти, не имея смелости высказать претензии в лицо.
Как ни парадоксально, причина кибербуллинга – сам кибербуллинг или страх перед ним. Жертвы интернет-травли становятся агрессорами из-за желания отомстить обидчикам или защититься от чужих нападок.
Когда случается массовая травля, инстинкт подсказывает примкнуть к большинству и вести себя так же, чтобы не оказаться на стороне слабого.
Последствия кибербуллинга могут быть очень серьезными.
Жертвы кибербуллинга могут страдать от бессонницы, головной боли и депрессии. Могут появиться и психосоматические заболевания.
Дети, пострадавшие от негатива часто замыкаются в себе, получают низкую самооценку и проблемы с самовыражением, определением своей идентичности. Ребенок находится в постоянном стрессе, испытывает отрицательные эмоции (стыд, страх, тревогу), а иногда слишком вживается в образ жертвы.
Самое пугающее последствие кибербуллинга – самоубийство. Когда ребенок живёт с ощущением безысходности и беспомощности, у него появляются мысли о самоубийстве. В прессе периодически появляются печальные истории детских самоубийств в результате длительной травли онлайн [6].
Практическая часть
2.1 Опрос и его результаты
Одной из целей моей работы является разработка анкеты для опроса учащихся моей школы, а также проведение опроса и анализ полученных данных.
Я разработал анкету (Приложение 1), она состоит из восьми вопросов, направленных на выявление уровня информированности учеников моей школы о кибербуллинге, причинах его возникновения и методах его предупреждения.
В анкетировании приняло участие 47 учащихся 4-5 классов моей школы.
Результаты опроса представлены ниже в виде диаграмм.
Вопрос № 1. Знаете ли Вы что такое кибербуллинг?
Рис.1
Вопрос № 2. Пользуетесь ли Вы социальными сетями, чатами, играете ли в онлайн-игры?
Рис.2
Вопрос № 3. Подвергались ли Вы когда-либо оскорблениям в интернете?
Рис.3
Вопрос № 4. Оскорбляли ли Вы кого-то в сети?
Рис.4
Вопрос № 5. Как Вы считаете, почему ваши сверстники занимаются оскорблениями в сети?
Рис.5
Вопрос № 6. За что чаще травят в сети?
Рис.6
Вопрос № 7. Как Вы думаете, травля в сети опасно и ее нужно предотвращать?
Рис.7
Вопрос № 8. Какие варианты защиты от агрессии в Интернете Вы знаете?
Рис.8
Опрос помог мне понять, что 94% опрошенных учеников моей школы зарегистрированы в соц.сетях, пользуются чатами и играют в игры онлайн, но о значении слова «кибербуллинг» знают только около 54%. При этом 45% опрошенных подвергались буллингу в сети и 36% сами являлись агрессорами.
Отвечая на вопрос № 5 «Почему Ваши сверстники занимаются оскорблениями в сети?» (Рис.5), более 30% опрошенных считают, что главными причинами, которые подталкивает ребят заниматься буллингом в сети являютя желание самоутвердиться и развлечься, а также 13% опрошенных считают что этому способствует чувство безнаказанности.
В ответе на вопрос № 6 «За что чаще травят в сети?» (Рис.6), около 40% опрошенных сказали о том, что сталкивались с буллингом в сети по поводу внешности, а 36% - из-за национальности. От 2 до 6% опрошенных говорят о том, что сталкивались с оскорблениями по половому признаку, за умственные способности, из-за мести, зависти и по любому другому поводу.
Более 80% опрошенных считают, что кибербуллинг опасен и его нужно предотвращать, но как это делать? (Рис.7)
Чуть более 40% опрошенных считают, что агрессоров нужно игнорировать и выйти из сети, 24% считают, что агрессоров нужно блокировать. И только 3% опрошенных готовы обратиться за помощью к взрослым и 1% - жаловаться модераторам (Рис. 8).
Около 18% опрошенных считают, что не нужно отвечать агрессией, нужно уметь сдерживаться, а 2% опрошенных, наоборот, считают, что нужно проявить агрессию в ответ.
Не менее 11% вообще не знают, как себя вести и что делать в таких ситуациях.
Поэтому результатом моего проекта станет памятка, в которой я расскажу что же такое кибирбуллинг и как с ним бороться (Приложение 2).
2.2 Как бороться с кибербуллингом
Я сам столкнулся с кибербуллингом при игре онлайн. Мне было безумно обидно, когда мешали играть или отбирали заработанные трофеи, обзывали и оскорбляли. Я злился и нервничал. Но, проанализировав множество статей в интернете, я научился довольно таки спокойно играть и общаться в интернете и поэтому хочу дать некоторые советы всем группам участников кибербуллинга.
Предостережение киберагрессору:
Унижать и, тем более, травить другого человека — это не только подло и аморально, но и уголовно наказуемо.
1. Статьи 110, 117, 119, 128.1, 163 Уголовного Кодекс Российской Федерации предупреждают: доведение до самоубийства, истязание, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, вымогательство, шантаж наказываются штрафом, исправительными работами или лишением свободы.
3. Статья 152.1 Гражданского кодекс Российской Федерации предупреждает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
4. Статья 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждает, что оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа.
Административная и уголовная ответственность наступает в 16 лет, материальная – в 14 лет. До это возраста ответственность несут родители.
Рекомендации жертве:
Всегда помни, что ты не можешь контролировать действия тех, кто тебя травит, но ты можешь контролировать свою реакцию. Если они смогут вывести тебя из себя – значит, они победили.
1. Пользуйся методами приватности в сети:
закрой свой профиль от посторонних, не публикуй личные данные в открытом доступе, запрети людям отмечать тебя на фотографиях и в записях, запрети сообщения и комментарии от незнакомых людей.
2. Блокируй обидчиков, заноси их в черный список.
3. Храни подтверждение фактов агрессии - не удаляй переписку, сохраняй скриншоты, аудио- и видео-записи, они понадобятся для обращения в полицию, прокуратуру.
4. Жалуйся модераторам, администрации сайта.
5. Если агрессия единична – игнорируй, сохраняй спокойствие, не поддавайся на провокации, выходи из чата, соцсети. Помни, что любые оскорбления в интернете - это про неуверенность обидчика, а не про твои недостатки. Агрессор в первую очередь пытается вывести жертву на эмоции.
6. Если агрессия систематическая - обращайся за помощью к взрослым (родителям, учителям), обращайся в полицию. Зачастую агрессорам кажется, что в интернет пространстве можно остаться безнаказанными, но это не так: полицейские обязаны принять ваше заявление, даже если единственное, что вы знаете об обидчике, — это его никнейм.
Если ты боишься обратиться к взрослым, ты можешь обратиться:
- на горячую линию Травли.NET по телефону 8 (800) 500-44-14;
- детский телефон доверия «Перемена» 8 (800) 3000-122;
- линия помощи «Дети онлайн» 8 800 250-00-15.
7. Повышай свою самооценку, занимайся спортом и поменьше «зависай» в сети.
Пожелание наблюдателям кибербуллинга:
1. Выступи против агрессора, дай ему понять, что его действия оцениваются негативно.
2. Поддержи жертву.
3. Сообщи взрослым о некорректном поведении в интернет-пространстве.
Совет взрослым:
Не обесценивайте переживания детей, не отмахивайтесь от них. То, что вам кажется глупостью, для ребенка может быть катастрофой. В настоящее время не достаточно просто забрать гаджет или отключить интернет. Это не поможет. Травля от этого не исчезнет, с ней нужно бороться. Ребенок один не справится.
Уделите особое внимание воспитанию у детей морально-этических норм поведения в обществе и безопасному поведению в Интернете.
Заключение
Кибербуллинг представляет собой новый феномен интернет-коммуникации, который в настоящее время активно развивается и характеризуется как вид психологического буллинга, совершающийся посредством информационных технологий, с помощью которых осуществляется преднамеренное агрессивное действие, направленное против жертвы.
Мне удалось достичь поставленной цели – изучить, что такое кибербуллинг и как с ним бороться.
Работая над своим проектом, я выполнил все поставленные перед собой задачи - разобрался с понятием и видами кибербуллинга, с причинами его возникновения и последствиями, с его отличиями от «реального» буллинга и пришел к следующим выводам:
Кибербуллинг не менее опасен, чем реальные издевательства. Если травля может закончиться, когда жертва вернется домой или пожалуется старшим, то кибербуллинг продолжается все время и от него невозможно спрятаться.
Ребенок, подвергшийся кибербуллингу, может получить психологическую травму из-за пережитого и впасть в депрессию или покончить жизнь самоубийством.
Но кибербуллинг можно предотвратить, следуя нехитрым правилам поведения в интернете.
Также я разработал анкету и провел опрос учащихся 4-5 классов моей школы.
После проведенного исследования моя гипотеза подтвердилась: школьник действительно сталкивается с кибербуллингом, но не знает, как с ним бороться.
Практической значимостью моего проекта является создание памятки в которой я рассказываю что такое «кибербуллинг» и как с ним бороться.
Список использованных источников и литературы
1. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: Травля в пространстве современных технологий // Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – № 3. – С. 177–191.
2. Волкова И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского университета. – 2016. – №3. – С. 26
3. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Голубовская А.С. Обзор зарубежных исследований по проблеме кибербуллинга среди подростков и молодежи // Теоретическая и экспериментальная психология.- 2019. – Т.12- №2. – С.71-81.
4. Путинцева А.В. Развитие феномена «кибербуллинг»: анализ подходов к определению // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2020. - №3. – С. 51-57.
5. Мишина М.М., Воробьева К.А. Психологические особенности личности участнико кибербуллинга в популярных социальных сетях //Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. - №3. – С. 29-43.
6. Муханова Е.Д. — Новые формы кибербуллинга в социальных сетях (на примере «сообществ смерти») // Современное образование. – 2020. – № 2. – С. 43 – 58
7. https://травлинет.рф
8. https://kiberbulling.net/
9. https://serial.kiberbulling.net/#/
10.https://skillbox.ru/media/growth/chto-takoe-kiberbulling-i-kak-ot-nego-zashchititsya/
11. https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5faab6719a7947858256b569
12. https://raec.ru/activity/analytics/9880/
13.https://ru.wikipedia.org/wiki/Ролевая_структура_кибербуллинга#История
14.https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii
Приложение 1
Анкета
Класс______________Возраст__________
1. Знаете ли Вы что такое кибербуллинг? Да/Нет
2. Пользуетесь ли Вы социальными сетями, чатами, онлайн-играми?Да/Нет
3. Подвергались ли Вы когда-либо оскорблениям в интернете? Да/Нет
4. Оскорбляли ли Вы кого-то в сети? Да/Нет
5. Как Вы считаете, почему ваши сверстники занимаются оскорблениями в сети?
- Это кажется им забавным.
- Это кажется им крутым.
- Они это делают, чтобы отомстить.
- Это безопасный способ выразить свои чувства и выяснить отношения, чтобы об этом не знали взрослые.
- Того кого оскорбляют в сети этого заслуживают.
- Другая причина____________________________________________
6. За что чаще травят в сети:
- Внешность
- Национальность
- Другая причина ____________________________________________
7. Как Вы думаете, травля в сети опасна и ее нужно предотвращать? Да/Нет
8. Какие варианты защиты от агрессии в Интернете Вы знаете?__________________________________________________________
Приложение №2