Введение
Аллергия стала глобальной медицинской и социальной проблемой для многих семей. Одна из причин отказа родителей давать ребенку десерт – пищевая аллергия, аллергия на яйцо. Аллергия – коварная вещь, против которой до сих пор не существует «волшебных» методов и препаратов, которые однозначно бы устранили риск ее развития.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Однако каждый из нас может поставить на ее пути серьезный барьер при помощи здорового образа жизни, специальной диеты либо соблюдения основных рекомендаций врача. Основная тактика лечения аллергии – избегание аллергена.
При исследовании столкнулись с проблемами:
Заменить основной аллерген (яйцо) на другой низкоаллергенный продукт, чтобы приготовить десерт «безе».
Решить проблему приготовления десерта «безе» путем замены яичного белка на жидкость из-под консервированного горошка («аквафабу») либо самим приготовить отвар или купить готовый продукт в магазине.
Правильно подобрать ингредиенты в нужных пропорциях, используя рецепт приготовления десерта «Безе без яиц», не забывая соблюдать технику безопасности при работе с миксером и духовым шкафом на кухне.
Если у вас аллергия на яйцо - это еще не приговор. Питаться вкусно и полезно можно, заменив яйцо в кулинарном рецепте «безе».
Целью исследования стало приготовление десерта «Безе» без яиц» на практике, заменив основной аллерген (яйцо) на низкоаллергенный продукт «аквафабу» (жидкость из-под консервированного горошка).
Согласно цели мы выделили несколько задач:
1) на основе изучения литературы и Интернет - ресурсов определить, что такое аллергия и какие виды аллергий бывают у людей, проанализировать распространенность аллергии на Южном Урале.
2) по результатам опроса и анкетирования выявить распространённость аллергических реакций на яйцо среди участников летнего лагеря «Солнышко» на территории образовательной организации;
3) познакомиться с практическим методом приготовления десерта из консервированного горошка (аквафабы);
4) предоставить рецепт приготовления этого десерта в буклете;
5) сформулировать выводы на основе полученных результатов.
Гипотеза. В кулинарном рецепте «Безе», заменив яичные белки на аквафабу, можно приготовить десерт.
В ходе исследования нам нужно проверить гипотезу, и выполнить задачи проекта. Рецепт красочно представлен в буклете.
Методы: теоретический анализ литературы, анкетирование и опрос, классификация, практический метод приготовления десерта по рецепту без яиц.
Новизна: данный проект ранее не рассматривался. Приготовление, дегустация и анализ данных – это не только познавательно, но и вкусно.
Аллергия стала глобальной медицинской и социальной проблемой. Повсеместно регистрируется рост заболеваемости (до 40% больных), каждый пятый житель планеты страдает аллергией, которая напрямую влияет на здоровье человека. Всего 8 типов продуктов ответственны за 90% аллергических реакций, в том числе яйцо.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Почти все дети любят сладкое: печенье, торты и другие десерты. Однажды я смотрела телепередачу «Кондитер». В студию пришла мама с десертом «безе». У ее сына была аллергия на яйцо. На вопрос ведущего: «Из чего вы готовили данный десерт?», она ответила: «Из аквафабы: консервированного горошка». Гости передачи, сам кулинар Агзамов Р. Р. были удивлены. А я задумалась.
Что такое аллергия? Почему участница использовала консервированный горошек? Что такое «аквафаба»? Как приготовить безе из консервированного горошка без использования яиц? А возможно ли приготовить такое блюдо мне? А если я использую не консервированный горошек, а что-то другое?
Я заглянула в энциклопедию и открыла интернет-сайт, и первое что прочла, было такое:
1.Аллергия – это унаследованная сверхчувствительность к некоторым веществам, действующим на человека через его иммунную систему. У большинства людей те же самые вещества не вызывают нежелательных реакций.[2]
В зависимости от причины возникновения, аллергия бывает: пищевая, бытовая, пыльцевая, лекарственная (медикаменты), инсектная (укусы насекомых), респираторная, кожная, а также аллергия на яйцо. В зависимости от происхождения, аллергия бывает: респираторная, дерматоз, аллергический конъюнктивит, энтеропатия, смешанная аллергия, анафилактический шок.
2.Аквафаба – это название вязкой жидкости, полученной в результате отваривания плодов бобовых культур таких, как нут, фасоль, горох. Благодаря своей способности имитировать функциональные свойства яичного белка, она может быть использована в качестве прямой замены белков в некоторых кулинарных рецептах.
Aqua – это «вода», faba – «боб». Все вместе – страшно модный сегодня ингредиент, который не стоит ни копейки. Раньше ее просто, не задумываясь выливали в раковину, пока в 2014 году у мутной водички не обнаружились суперспособности: оказалось, что при определенных условиях она может взбиваться не хуже яичного белка и связывать тесто не хуже целого яйца. С тех пор аквафаба служит источником вдохновения для придумывания все новых рецептов, от безе до майонеза [3].
3. Безе – это французское пирожное из запечённых взбитых яичных белков и сахара. Словом безе также называют забытое печенье или кондитерский крем, приготавливаемый из тех же продуктов, что и пирожное [2].
Я нашла рецепт приготовления десерта «Безе без яиц: из аквафабы» и решила испечь их сама. Результаты своего исследования я описала в своей работе. Рецепт внесла в буклет [4]. Данным буклетом может воспользоваться любая хозяйка на кухне.
Практическая значимость проекта.
Используя жидкость из-под консервированного горошка ( либо консервированной фасоли), в качестве замены яичного белка в кулинарном рецепте «безе», мы можем сэкономить денежные средства от покупки яиц в масштабах одной семьи (дома), кафе-ресторана (города) и кондитерской фабрики (области) и сэкономить время, купив готовую «аквафабу».
Новизна данного проекта состоит в том, тему аллергии для исследования ранее не рассматривалась. Данных об аллергии Южного Урала мало изучены. Анализ данных, приготовление, дегустация – это может быть не только познавательно, но и вкусно.
Выпущенный информационный буклет по теме исследования наглядный и удобный в использовании. Он даст возможность ближе познакомиться с понятием аллергия, виды аллергий и их основных симптомов, чтобы заранее предотвратить течение этого заболевания.
Узнав о супер-способностях «аквафабы» из данного буклета, люди, у которых есть пищевая аллергия, аллергия на яйцо, смогут приготовить десерт «Безе» и много других разных полезных блюд без яиц.
Буклет представлен на рисунке 1, 2.
Рисунок 1 – Титульный лист буклета про аллергию
Рисунок 2 – Рецепт приготовления «Безе» без яиц: из аквафабы в буклете
Перспективы дальнейшего развития темы:
На уроках химии в старших классах, изучив формулы, выяснить причину, как из «аквафабы» (жидкости, отвара из бобовых культур) получается белковый крем. Или на уроках математики просчитать выгоду от использования «аквафабы» в масштабах семьи, кафе либо кондитерской фабрики, где готовят безе.
В исследовательской части для опроса пригласить большее количество участников, чтобы более точно подсчитать процент распространенности аллергии в классе, школе, городе Челябинске, Челябинской области.
Написать исследовательскую работу на теме «Суперспособности аквафабы».
Придумать и освоить приготовление других гипоаллергенных продуктов, в дальнейшем выпустить настоящий сборник рецептов для людей с аллергией.
Методы исследования
Используя теоретический анализ литературы, удалось:
Узнать историю возникновения аллергии как диагноза в Приложении I [1].
Сформулировать основные понятия темы проекта: аллергия, безе и аквафаба [2,3].
Классифицировать основные виды аллергии, ее симптомы и методы лечения аллергии, в том числе и на яйцо Основные группы симптомов аллергий внесены в таблицу 1 Приложения II [9].
Проанализировать информацию о росте аллергических заболеваний Челябинской области и предложить рекомендации аллергологов Южного Урала в памятке «На что следует обратить внимание пациента при аллергии на яйцо» в Приложение III. [8].
Также удалось описать интересные факты об аллергии в Приложении IV [6].
Среди участников было проведено анкетирование (Приложение V) и опрос (Приложение VI). Всего в опросе принимало участие 30 испытуемых из 4-х классов отряда № 6 детского оздоровительного лагеря «Солнышко» на территории МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» в возрасте 9-10 лет в период с 3 по 25 июня. Результаты анализа представлены в таблице № 2 в Приложении VII.
Используя практический метод, удалось по рецепту приготовить десерт «Безе без яиц: аквафаба». Основные этапы работы отображены в Приложении VIII [11].
На основании собранных данных был составлен список низкоаллергенных и высокоаллергенных продуктов, который представлен в таблице 3 Приложения IX.
Результаты опроса представлены в Приложении X и Приложение XI [10].
Чтобы результат нашего исследования был готов и не испортился, пришлось наблюдать за приготовлением десерта «Безе без яиц: аквафаба», соблюдая правила безопасности при работе с духовым шкафом и технику безопасности при работе с миксером (Приложение XII) [5].
Во второй части проекта мы провели два эксперимента:
Согласно рецепту приготовления в качестве «аквафабы» взяли разные готовые жидкости (из-под консервированного горошка, фасоли и кукурузы) и приготовили десерт «Безе».
В отряд № 6 детского лагеря «Солнышко» 20 июня 2022 г. принесли на дегустацию два экземпляра БЕЗЕ: безе из яиц (классическое) и «Безе без яиц: аквафаба». Всем участникам было предложено оценить два образца по 10-ти бальной шкале по трем характеристикам: цвет, запах и вкус.
При реализации данного проекта был выпущен информационный буклет, отображающий основные тезисы исследования аллергии.
Заключение
Ниже представлен анализ результатов опроса участников летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» на территории МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»:
Из всех опрошенных 25% имеют аллергию.
Диаграмма 1 – Распространенность аллергических заболеваний в группе
Симптомы аллергии, участники отметили у себя: насморк, заложенность носа – 15%; зуд, чувства жжения – 20%; сыпь, покраснения кожи – 40%; слезоточивость глаз – 10%, не было признаков аллергии – 15%.
Диаграмма 2 – Симптомы проявления аллергии
К врачу обращались 90 % из опрошенных. Это тенденция очень радует.
Диаграмма 3 – Обращения к врачу
Среди 30 участников – аллергии на яйцо ни у кого не оказалось, но это не подтверждает того, что других аллергенов нет;
Диаграмма 4 – Виды аллергии
Десерт «Безе» пробовали 90 % опрошенных, а 7% – не пробовали «безе», а 3% опрошенных не едят сладкого.
80% опрошенных «Безе без яиц» понравилось, 96,7 % хотели бы приготовить десерт сами дома.
Диаграмма 6 – Самостоятельное приготовление
80% участников опроса не заметили разницу во вкусе десерт «БЕЗЕ без ЯИЦ», им понравился по вкусу десерт без ЯИЦ.
Диаграмма 7 – Отличие двух экземпляров безе
Ниже представлен анализ результатов опроса и анкетирования участников летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» в период с 3 по 25 июня, в котором участвовало 30 учащихся 4-х классов МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска». Проанализировав результаты, я выяснила:
Из всех опрошенных 30% имеют аллергию. Симптомы аллергии, участники отметили у себя: насморк, заложенность носа – 15%; зуд, чувства жжения – 20%; сыпь, покраснения кожи – 40%; слезоточивость глаз – 10%, не было признаков аллергии – 15%.
Только 50% опрошенных – обращались к врачу. Эта тревожный знак.
Среди 30 участников – аллергии на яйцо ни у кого не оказалось. Но это не подтверждает того, что других аллергенов нет. А у 10% (3 человек из 30) участников прослеживается сезонная аллергия на пыльцу растений, особенно осенью и весной.
Десерт «Безе» пробовали 96,7% опрошенных, а 3,3% – не пробовали «безе». Оказывается, 3% знали, что «Безе: из аквафабы» можно приготовить без яиц.
80% опрошенных «Безе без яиц» понравилось. И 96,7 % хотели бы приготовить десерт сами дома.
80% участников опроса не заметили разницу во вкусе безе без яиц, им понравился по вкусу десерт без яиц. И только 20% (6 человек) почувствовали запах горошка в десерте. Также 30% (9 человек) смутил цвет безе. Он показался им не таким уж белым. Результаты опроса представлены в виде диаграмм в Приложении X.
На данном этапе исследовательского проекта пришли к следующим выводам:
Работая над проектом «Аллергия. Безе без яиц», на основе изученной литературы узнали много полезной информации:
Меры по здоровому образу жизни и рекомендации врачей-аллергологов помогают снизить проявление аллергии. Главное не заниматься самолечением и стараться избегать основного аллергена, который вызывает нежелательную реакцию.
В числе самых распространенных аллергий оказалась пищевая аллергия и сезонная аллергия на пыльцу растений.
«Аквафаба» из-под консервированного горшка – прекрасный заменитель яичных белков. И для хозяйки дома, и для шеф-поваров ресторанов, кафе, директора кондитерских фабрик – это замечательная экономия денежных средств и времени, без приобретения яиц. Банку консервированного горошка можно использовать в двух направлениях: горошек – в салат, а «аквафабу» – в десерт.
После проведения опроса и анкетирования среди участников детского оздоровительного лагеря «Солнышко», у учащихся 4-х классов МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска», вырос интерес к этой теме. Большинство ребят хотели бы сами приготовить «БЕЗЕ без ЯИЦ: из аквафабы», и данный десерт им понравился.
При работе на кухне с электроплитой и с миксером, не забывать технику безопасности. Открытия – это прекрасно, но здоровье и жизнь важнее.
В ходе практической работы наша гипотеза подтвердилась: заменив яичные белки на аквафабу, можно приготовить десерт "Безе" без яиц.
Поставленные задачи были решены.
Цель исследовательской работы достигнута.
Используя буклет в качестве наглядности, каждый может познакомиться с полезной информацией об аллергии, аллергии на яйцо. Ну и конечно, приготовить десерт «Безе без яиц: аквафаба» самостоятельно.
Список литературы
1. Каде А. Х. «Аллергия и аллергены» М.: Учебное пособие для подготовки к итоговому занятию №3. 2006.
2. Толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков – М.: «Дделант», 2014. -800с.
3. Статья «Что такое аквафаба. И почему ее называют вегетарианским яйцом?» в журнале «ЕДА» №78 (140) - Бобовые – [Электронный ресурс] https://eda.ru/media/produkt/chto-takoe-akvafaba (дата обращения 17.09.2022)
4. Статья «Вегетарианские десерты » Аквафаба (Aquafaba) и рецепт безе без яиц (с фото и видео)» – [Электронный ресурс] http://vegetarianrecept.ru/deserty/akvafaba-beze-bez-yaic.html (дата обращения 17.09.2022)
5.Статья в блоге «Духовые шкафы электрические» – [Электронный ресурс] https://club.dns-shop.ru/blog/t-381-duhovyie-shkafyi-elektricheskie/54879-tehnika-bezopasnosti-pri-spolzovanii-elektricheskogo-duhovogo-sh/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения 18.09.2022)
6. Статья «12 интересных фактов об аллергии» на сайте «Зодак от аллергии» – [Электронный ресурс] https://allergia.pro/articles/12-faktov-ob-allergii-kotorye-vas-udivyat/ (дата обращения 27.08.2022)
7. Статья «Аллергия» в СМ-Клиника – [Электронный ресурс] https://www.smclinic-spb.ru/doctor/allergolog-immunolog/zabolevania/88-allergy
8. Статья «В Челябинской области растет число аллергических заболеваний» от 08.07.2020 - автор Андрей Ваганов в газете «Вечерний Челябинск» – [Электронный ресурс] https://vecherka.su/articles/news/159009/ (дата обращения 20.08.2022)
8. Статья «Аллергия: причины, лечение, сезонные обострения» в Энциклопедии ЛДЦ « Кутузовский» – [Электронный ресурс] https://www.ldck.ru/about/encyclopedia/allergiya-prichiny-simptomy-lechenie (дата обращения 21.08.2022)
9. Статья «Высокоаллергенные продукты» в новостях «Семейная поликлиники № 3 г. Пушкино» – [Электронный ресурс] https://setpol.ru/novosti-i-stati/17512/ (дата обращения 21.08.2022)
10. Статья «Выпечка без яиц – 1707 домашних вкусных рецептов для приготовления» в каталоге «1000 меню» – [Электронный ресурс] https://1000.menu/catalog/vypechka-bez-yaic (дата обращения 14.11.2022)
11. Фотография фона: https://ru.freepik.com/premium-photo/white-and-pink-twisted-meringues-on-pink-background_6518078.htm
Приложение I
История возникновения аллергии как диагноза
Еще всемирно известный древнегреческий врач Гиппократ у некоторых своих пациентов – детей знатных и богатых людей Древней Греции – обнаружил странное заболевание, сопровождающееся отечностью лица, губ, горла, рук. При этом возникало покраснение кожных покровов и слизистых оболочек, а также появлялись зудящие волдыри, одновременно наблюдалось расстройство желудка. При выяснении причин такого необычного заболевания Гиппократ установил, что оно возникает в большинстве случаев после приема самых обычных пищевых продуктов.
Другой знаменитый врач, ученый и философ Востока Авиценна в своем «Трактате по гигиене» также описал необычное заболевание, часто наблюдавшееся у детей и подростков из семей феодальной знати Востока, вызываемое потреблением некоторых продуктов питания, таких как мед, арахисовая халва, хлопковое масло и др. В своем знаменитом трактате Авиценна написал, что заболевание, сопровождавшееся у детей и подростков отечностью, покраснением кожи, волдырями и зудом, вызывается неправильным кормлением детей и подростков, при котором смешиваются несовместимые продукты питания.
Гиппократ и Авиценна обратили внимание на то, что дети и подростки бедных людей – крестьян и ремесленников, питавшиеся весьма скромно, гораздо реже страдали этим заболеванием, потому что их рацион составляли в основном овощи, фрукты и хлеб грубого помола с отрубями. При такой пище, вполне естественно, запоры вообще практически не наблюдались.
В средневековой Руси подобное заболевание, возникавшее у детей и подростков из дворянских и помещичьих семей, было названо сенной лихорадкой. Такое название аллергия на Руси получила потому, что заболевание появлялось после того, как коровы поедали сено, в котором попадались в небольшом количестве ядовитые травы вроде живокости, вследствие чего молоко становилось причиной возникновения сенной лихорадки, или аллергии.
В 1906 году врач Клеменс фон Пирке и его венгерская коллега педиатр Белла Шик, проводя исследования «сывороточной болезни» и изучая эксперименты с актинием, отметили у некоторые детей, иммунизированных против инфекционных болезней, нестандартные реакции их организма на обычные вещества. Во время прививки детей от дифтерии был использован антитоксин. После первой инъекции несколько детей заболело, для некоторых это закончилось летальным исходом. Учитывая тот факт, что большая часть детей перенесла иммунизацию легко, было ясно, что причиной смерти являлась не ядовитая реакция, а другой вид реакции, не имевший еще названия.
Благодаря Пирке появился новый термин «аллергия», объединивший в себе два греческих слова «другой» и «действие». Термин «аллергия» который означал аномальная, реакция» быстро сделался общим диагнозом почти для всех аномальных реакций, касающихся носа, кожи, глаз, легких, ЖКТ.
В 1910 г. ученый Генри Дэйл сделал одно из важных открытий – выделил гистамин – нарушитель спокойствия иммунной системы, способный вызвать у человека насморк, слезливость, хриплое дыхание. Благодаря этому открытию ученые смогли вывести противоядия – антигистамины.
В 1967 году американские исследователи – супруги Ишизаки совершили величайшее открытие, обнаружив антитела аллергии: иммуноглобулин Е (IgE). У людей, подверженных аллергии, содержание в крови IgE в 10 раз больше, чем у остальных.
Приложение II
Таблица 1. Группы симптомов аллергии, в зависимости от ее происхождения
№ |
Название группы |
Симптомы |
1 |
Респираторная аллергия |
чихание, водянистые выделения из носа или насморк, заложенность в носу, кашель, осиплость голоса, свист в груди, чувство нехватки воздуха, шумное дыхание, затруднённый вдох и/или выдох, в некоторых случаях удушье. |
2 |
Дерматоз (кожная аллергия) |
зуд, покраснение и шелушение кожи, сухость, высыпание похожее на экзему, волдыри, отёки отдельных и обширных участков кожных покровов. |
3 |
Аллергический конъюнктивит (глазная аллергия) |
покраснение глаз, зуд (сильное жжение) в глазах, повышенная слезоточивость, припухлости кожи вокруг глаз. |
4 |
Энтеропатия (пищевая) |
тошнота, нарушение стула (диарея или запор), рвота, отёк губ либо языка (отёк Квинке), кишечные колики. |
5 |
Смешанная аллергия |
системные проявления и сочетает симптомы со стороны нескольких систем организма, например, кожные и респираторные, или респираторные и сердечно - сосудистые. |
6 |
Анафилактический шок (опасная, развиваются как правило, очень быстро, поэтому обязательна неотложная помощь врача. |
резкая одышка, судороги, потеря сознания (обморок), падение давления, спазм бронхов, появление сыпи по всему телу, непроизвольное мочеиспускание, дефекация, рвота, иногда – кома. |
Приложение III
Памятка
«На что следует обратить внимание пациента при аллергии на яйцо»
Перекрестные реакции и проблема скрытых ингредиентов. Так, яичные белки и скорлупа может использоваться в качестве осветлителей в бульонах. Также белок используется для придания характерного блеска хлебобулочным изделиям.
Чтение этикеток. В том случае, если продукт, не содержащий компонентов куриного яйца, производится на оборудовании или на предприятии, где такие компоненты могут иметься, об этом должно быть сообщено на этикетке.
Заменители яиц. Не все знают о существовании такого класса продуктов.
Неожиданные и непищевые источники, например, некоторые вакцины против гриппа или кори.
Один из вариантов уменьшения аллергенности яйца – термическая обработка. От 66% до 88 % людей с доказанной аллергией могут спокойно употреблять сваренные вкрутую, жареные в виде яичницы или омлета, а также запеченые яйца. Однако если реакции сохраняются и на такой продукт, тактика избегания должна быть невероятно жесткой.
Неотложная помощь при анафилаксии заключается во введении адреналина предзаряженным инъектором, при менее выраженных реакциях необходима консультация аллерголога-иммунолога для подбора купирующей терапии.
У большинства детей с возрастом развивается толерантность к аллергенам куриного яйца. Многоцентровое обсервационное когортное исследование показало, что почти 50 % детей с аллергией на яйца стали толерантными к яйцам в возрасте 6 лет. Однако другое исследование показало, что аллергия на яйца может быть и более стойкой: у детей аллергия на яйца пропадает в подростковом возрасте (68% к 16 годам).
Приложение IV
Интересные факты об аллергии
Всемирный день борьбы с аллергией, который впервые был проведен в 2005 году по решению Всемирной организации по аллергии (WAO) и Всемирной организации по иммунопатологии (WIPO) отмечается 8 июля.
Пыльца цветущих растений, вызывающих аллергию, может разлетаться на сотни километров вокруг, поднимаясь на высоту до двух километров.
Аллергия с человеком уже много тысяч лет. Так, например, первые случаи аллергической астмы описал в своих трудах еще Гиппократ, примерно в 540 году до н.э. Случаи аллергии на кошек встречаются в два раза чаще, чем на собак.
Кошачий аллерген под именем «Fel d 1» (сокр. от лат. felis domesticus) был опознан в 1991 году. Больше того, все кошачьи, с длинной шерстью или короткой, львы или тигры, все производят именно этот аллерген.
Считать, что аллергия проявляется чаще всего в детстве – не совсем верно, так как все зависит от вида аллергической реакции и конкретного заболевания. Аллергию на пыльцу долгие годы называли иначе – «розовой лихорадкой». Это было связано с тем, что врачи были убеждены – подобные аллергии могут возникать только у представителей богатого сословия, которые часто нюхают розы.
Аллергии взаимосвязаны. Например, если у вас аллергия на пыльцу, то схожий аллерген может попасть в ваш организм через продукты – абрикосы, черешню, нектарины и морковь. А вот при подтвержденной аллергии на траву следует избегать дыни, апельсины, арбузы, картошку и арахис. Однако, если все эти вкусняшки приготовить на огне - запечь, сварить, сделать джем или варенье, то аллерген не причинит вреда.
Пылевые клещи, которые живут в квартирах и могут вызывать разные аллергические реакции, не насекомые, а арахниды. То есть ближайшие родственники жуков, пауков, а также креветок и лобстеров.
Всего 8 типов продуктов ответственны за 90% аллергических реакций: яйца, молоко, арахис, орехи, креветки, соя, пшено и рыба. Будьте с ними предельно внимательными. Согласно исследованиям ВОЗ число тех, кто подвержен астме, вызванной аллергией, приближается к 235 миллионам.
Так что аллергия – это очень-очень серьезно.
Приложение V
Анкета «Есть ли у Вас аллергия?»
ФИО________________________________________________
ВОЗРАСТ (полных лет) ________________________________
Участвуя в опросе, Вы даете свое согласие на обработку данных для исследовательской работы?
Да 2) Нет
Присутствуют ли у Вас какие-либо аллергические заболевания? (Есть ли у вас аллергия на что-либо?)
Да 2) Нет 3) Не знаю
Какая именно у Вас аллергия?
Бытовая 2) Пищевая 3) Пыльцевая 4) Реакция на животных
На яйцо 6) Не знаю
В каком виде она проявляется?
Сыпь 2) Зуд 3) Насморк
Слезоточивость глаз 5) Не проявляется – без симптомов
В каком возрасте появились первые признаки аллергии?
С рождения 2) В школьном возрасте
Обращались ли Вы к врачу?
Да 2) Нет
Какое у Вас лечение?
Принимаете лекарства против аллергии
Стараетесь соблюдать специальную диету
Соблюдаете чистоту в доме
Данные отсутствует (не знаете)
Знаете ли Вы об аллергии на яйца?
Да 2) Нет
Знаете ли Вы, что яичный белок, вызывающий аллергию на яйца, можно заменить?
Да 2) Нет
Знаете ли Вы, что приготовить вкусные блюда можно и без яиц?
1) Да 2) Нет
Приложение VI
Опросник «Аллергия. Безе без яиц: аквафаба»
1. Любите ли Вы сладкое?
Да 2) Нет
2. Пробовали ли Вы когда-нибудь десерт «Безе»?
Да 2) Нет
3. Нравиться ли Вам десерт «Безе»?
Да 2) Нет
4. Знали ли Вы, что безе можно приготовить без яиц, используя вместо яичных белков жидкость из-под консервированного горошка?
Да 2) Нет
5. Хотели бы Вы попробовать приготовить БЕЗЕ без яиц?
Да 2) Нет
6. После дегустации безе №1 (из яиц), понравился ли Вам десерт?
1 Да 2) Нет
7. После дегустации безе №2 (из аквафабы), понравился ли Вам десерт?
Да 2) Нет
8. Оцените качество БЕЗЕ БЕЗ ЯИЦ по 10-ти бальной шкале, где:
– минимальная оценка
5 – средняя оценка (могло быть и лучше)
10 – максимальная оценка
Цвет 0______5_______10
Запах 0______5_______10
Вкус 0______5_______10
9. Хотели бы Вы сами приготовить БЕЗЕ без ЯИЦ?
Да 2) Нет
Спасибо за честные ответы! Благодарю за участие!
Приложение VII
Таблица №2. Сравнительный анализ экземпляров безе
Характеристики образцов |
Безе №1 Классическое безе из яиц |
Безе №2 Безе без яиц: аквафаба из-под консервированного горошка |
Цвет |
Ʃ 8 |
Ʃ 7,5 |
Запах |
Ʃ 8 |
Ʃ 6,6 |
Вкус |
Ʃ 8 |
Ʃ 9,2 |
где, Ʃ – среднее значение показателя, от 0 до 10 среди всех участников опроса.
Приложение VIII
Этапы приготовления «Безе без яиц: аквафаба»по рецепту
Берем банку консервированного горошка. Используем жидкость от консервированного горошка. Выливаем ее в чашу миксера, по желанию добавляем соль и на самой большой скорости начинаем взбивать.
1. 2. 3. 4.
Продолжая взбивать 7-10 минут (скорость миксера самая большая) небольшими частями вводим сахар. СОВЕТ: чем больше сахара Вы добавите, тем плотнее получится взбитая масса. В конце добавляем лимонную кислоту и ванилин. Еще раз хорошо взбить массу пару минут.
5. 6. 7. 8.
Не отличить от взбитых белков! Разве это не волшебство?
Выкладываем массу в кондитерский мешок или шприц и отсаживаем на застеленный бумагой противень безе. Духовку предварительно разогреваем до 100-130° С и сушим безе 1 ч 20 - 1 ч 30 мин. Отключаем духовку и оставляем наше безе в ней до полного остывания (с закрытой дверцей).
Обязательно соблюдайте меры безопасности при работе духовкой и миксером!!!
9. 10. 11. 12.
БЕЗЕ готово! Это простое и вкусное блюдо может приготовить каждый.
Приложение IX
Таблица № 3. Список высокоаллергенных и низкоаллергенных продуктов
Степень выраженности симптомов аллергии |
Список продуктов |
Высокоаллергенные |
многие сорта рыб, икра - черная и красная, морепродукты; коровье молоко, цельномолочные продукты, сыры; куриные (как, впрочем, и других птиц) яйца; копченые (особенно сырокопченые), полукопченые продукты: мясо, рыба, колбаса, сосиски, сардельки; маринованные и консервированные продукты, особенно промышленного производства: тушенка, рыбные консервы, маринованные огурчики (одним словом - все, что в банках); острые, соленые, пряные продукты, приправы, соусы и специи; некоторые овощи: красный перец, тыква, помидоры, свёкла, морковь, квашеная капуста, щавель, баклажаны, сельдерей; многие фрукты и ягоды, в первую очередь красного и оранжевого цвета: красные яблоки, клубника, малина, земляника, облепиха, ежевика, черника, виноград, хурма, гранаты, вишня, слива, дыня, ананасы; все цитрусовые; фруктовые и газированные воды, ароматизированные йогурты, жевательные резинки; сухофрукты: изюм, курага, инжир, финики; мед, все грибы, орехи; мармелад, карамель, шоколад и изделия из него; соки, компоты, кисели и другие напитки из перечисленных выше ягод, фруктов и овощей; кофе, какао; спиртные напитки; все продукты, содержащие пищевые добавки: красители, ароматизаторы, эмульгаторы, консерванты; все экзотические для местности вашего постоянного проживания продукты (авокадо, манго, ананасы). |
Средней активности |
некоторые злаки, чаще всего пшеница, реже рожь; кукуруза, гречка; свинина, особенно жирная, конина, баранина, мясо индейки, кролика; фрукты и ягоды: персики, абрикосы, красная смородина, черная смородина, клюква, бананы, брусника, арбузы; овощи: зеленый перец, картофель, горох, бобовые; отвары трав. |
Низкоаллергенные |
кисломолочные продукты (кефир, ряженка, натуральный йогурт без добавок, творог); нежирные сорта свинины и говядины в отварном или тушёном виде, курица; некоторые виды рыбы (треска, морской окунь и некоторые другие); субпродукты: печень, почки, язык; хлебцы, в первую очередь рисовые, гречневые, кукурузные; овощи и зелень: белокачанная капуста, цветная и брюссельская капуста, брокколи, шпинат, огурцы, петрушка, укроп, зеленый салат, кабачки, патиссоны, репа, брюква; крупы: овсяная, перловая, рисовая, манная; подсолнечное, оливковое масло; сливочное масло; зеленые яблоки, груши, крыжовник, белая смородина, белая черешня; сухофрукты: сушеные яблоки, груши, чернослив; компоты из яблок, груш, отвар шиповника; некрепкий чай; минеральные воды без газа. |
Приложение X
Результаты опроса и анкетирования среди участников исследования
Диаграмма 1. Диаграмма 2. Диаграмма 3.
Диаграмма 4. Диаграмма 5. Диаграмма 6.
Диаграмма 7. Диаграмма 8. Диаграмма 9.
Диаграмма 10. Диаграмма 11. Диаграмма 12.
Приложение XI
Техника безопасности при использовании электрического духового шкафа
Электрический духовой шкаф намного проще в использовании и безопаснее газового, но при эксплуатации все же нужно придерживаться определенных правил безопасности. Их соблюдение при обращении с такой техникой исключит многие неприятности и несчастные случаи из жизни пользователя. Электрический духовой шкаф является одним из самых мощных и в то же время опасных кухонных приборов. Ее неправильная установка, подключение или эксплуатация может привести к поражению жильца электрическим током или к возгоранию.
Техника безопасности с духовкой:
1. Ограничить доступ детей и животных к электроприбору. Если ребенок маленький, то его можно посадить в стульчик для кормления или манеж, с подростком необходимо провести профилактическую беседу.
2. В случае использования духового шкафа с ручным управлением можно купить защитные колпачки на ручки. Для сенсорных приборов предусмотрен режим защиты от детей. Чтобы включить девайс, необходимо нажать определенную последовательность кнопок, которая прописана в инструкции.
3. Электронная или механическая блокировка в некоторых моделях отключают технику по истечении максимально допустимого времени работы. Рекомендуется также использование блокиратора на дверцу аппарата.
4. Следить за тем, чтоб после приготовления духовой шкаф был выключен.
5. Не оставлять без присмотра на долгое время включенный духовой шкаф.
6. Включать вытяжку и проветривать помещение, чтобы избежать неприятного и вредного запаха сгорания.
7. Не использовать в качестве дополнительного отопления помещения.
Приложение XII
Техника безопасности при работе с миксером
1. Общие требования безопасности.
1.1. К работе с миксером допускаются учащиеся с 4-го класса под руководством взрослого (родителя, родных), прошедшие инструктаж по охране труда и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Обучающие должны соблюдать правила поведения, установленные режимы труда и отдыха. При работе с миксером и несоблюдение мер предосторожности может привести: к поражению электрическим током при поврежденном шнуре питания, к травмам при прикосновении к работающим частям.
1.3. При работе с миксером должны использоваться спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат или передник хлопчатобумажный, косынка.
1.4 Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.6. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно сообщить взрослому (преподавателю, мастеру).
1.7. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. С обучающимися, допустившими невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, проводиться внеплановый инструктаж.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, волосы заправить под косынку.
2.2. Проверить электрошнур на отсутствие нарушений изоляции и исправность вилки. Убедиться, что рабочее напряжение, указанное на заводской табличке прибора, соответствует напряжению в сети.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Включать миксер в сеть только сухими руками.
3.2. Перед работой проверить правильность установки насадок.
3.2. Запрещается прикасаться к движущим деталям прибора.
3.3. При работе миксера следить, чтобы пространство над вращающимися насадками прибора было свободным.
3.4. При любых операциях с прибором (сборка и разборка), по окончании использования, перед чисткой необходимо отключать прибор.
3.5. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть миксер.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправности в работе миксера, появления искрения, постороннего шума и т.д. немедленно отключить миксер от электросети и сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру).
4.2. При возникновении пожара немедленно отключить миксер от электросети и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.4. При поражении электрическим током немедленно отключить миксер от сети, оказать пострадавшему первую помощь.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Отключить миксер от сети, при отключении не дергать за электрический шнур, а только за вилку.
5.2. Привести в порядок рабочее место.
5.3. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.