Введение
Наша школа МБОУ «СОШ № 15» расположена в третьем микрорайоне. Рядом находится детский сад. Многие родители привозят свих детей и в школу, и в сад на машинах, тем самым эта территория становится очень опасной. Чтобы добраться домой или в школу, нам приходиться не только переходить дорогу по неосвещенным пешеходным переходам, но и двигаться по проезжей части ,т.к. тротуар не всегда расчищен. Зимой, осенью, ранней весной, когда дети могут находиться на улице в темноте, проблема плохой видимости стоит особенно остро. Существует опасность пострадать от мчащихся на большой скорости машин. Да мы и сами часто становились свидетелями таких опасных ситуаций, когда пешеход внезапно появляется перед машиной. В общем риск для жизни у пешеходов в темное время суток многократно возрастает. И мы задумались, как же можно обезопасить себя при движении по дорогам.
Актуальность работы заключается в том, чтобы донести до детей необходимость ношения световозвращающих элементов.
Цель исследования: проанализировать эффективность использования фликеров для безопасного передвижения на дорогах в темное время суток.
Задачи исследования:
1. Изучить историю создания фликеров и их роль в обеспечении безопасности движения.
2. Разобраться в разновидности фликеров и правилах их ношения.
3. Экспериментальным путем установить эффективность использования фликеров при движении по дорогам в темное время суток.
4. Провести ряд практических мероприятий с целью пропаганды использования фликеров.
Гипотеза исследования: если в тёмное время суток использовать в одежде световозвращающие элементы, то водитель значительно раньше заметит пешехода на дороге.
Объект исследования: фликер, световозвращатели и их использование.
Предмет исследования: фликеры – световозвращающие элементы, помогающие пешеходам в темное время суток при переходе дороги.
Методы: анкетирование, интервью, эксперимент, пропаганда.
Сроки реализации : октябрь 2022 г. - декабрь 2023г.
I.Теоретическая часть
1.1 Что такое фликер
Фли́кер (катафот, световозвращатель) — это устройство (предмет) или элемент в одежде в виде вставок, наклеек, значков, браслетов и т.д., имеющий высокие световозвращающие свойства при попадании на него света. Предназначен для повышения безопасности пешеходов на дорогах в темное время суток и в условиях плохой видимости. [5]
1.2 История фликера
Эти блестящие брелочки придумал британский дорожный рабочий 70 лет назад. Проезжая ночью по неосвещенной дороге, он заметил, что глаза кота на обочине отражают свет фар. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.
В основе работы фликеров лежит – закон отражения света. Закон гласит: всякое тело частично отражает, пропускает или поглощает падающий на него свет. То есть принцип действия фликера основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. [2]
1.3 Закон и порядок
Несмотря на то, что пунктом 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации предписывается: «При переходе дороги и движения по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а при движении вне населенных пунктах пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств», пешеходы пренебрегают этим важным правилом, даже невзирая на предусмотренную частью 1 статьи 12.29 КоАП РФ ,административную ответственность за отсутствие световозвращающих элементов в предусмотренных Правилами дорожного движения случаях (предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей), а также официальную статистику и факты, свидетельствующие, что в большинстве случаев пострадавшие в темное время суток пешеходы были одеты в темную одежду без световозвращателей, что не позволяло водителю своевременно заметить человека на дороге и принять меры для избежания трагедии.
Дорога не прощает халатности ни водителям, ни пешеходам. Главное условие безопасности - строгое соблюдение единых для всех Правил дорожного движения. Бесспорно, пешеход менее защищен на дороге перед средством повышенной опасности - автомобилем. Поэтому каждый разумный человек обязан заботиться о своей безопасности и избегать риска для жизни.
1.4 Требования к светоотражающей одежде
Правильные (сертифицированные) фликеры:
Видимость - 400 метров
При скорости 90 км/ч фликер светиться 8 секунд
При скорости 60 км/ч - 24 секунды
Неправильный фликер:
Заметен на расстоянии 80 метров
При 90 км/ч видимость 6 секунд
При 60 км/ч - 3 секунды
При покупке:
спрашивайте у продавцов, есть ли сертификат на фликер;
отдавайте предпочтение белому и лимонному цветам;
форму выбирайте самую простую: полоска, круг.
Правила применения светоотражателей:
если вы носите светоотражатели на руке, то носить их нужно парой — на правой и на левой руках. Так вы будете заметны со всех сторон;
носить светоотражатели только на школьном рюкзаке неэффективно. В таком случае водители видят вас только сзади. Для лучшей видимости светоотражатели должны располагаться и спереди и с каждого бока;
чем выше расположен светоотражатель, тем он заметнее. Оптимальная высота расположения светоотражателя — 80–100 сантиметров над землёй;
если вы часто бываете за городом, то попросите родителей купить специальный жилет со световозвращающими полосками. Тогда водители точно заметят вас в любое время и в любую погоду.
Вывод по теоретической части: изучая литературу по данному вопросу, я узнал, что такое фликер, его роль, правила использования, а также что существует административная ответственность за отсутствие световозвращающих элементов на одежде.
II. Практическая часть
2.1 Анкетирование
Для того чтобы выяснить, знают ли ученики начальной школы, для чего нужны светоотражатели, мы составили авторскую анкету и провели в своем классе. (Приложение 1.) Анализ анкетирования приведен ниже
В анкете для учеников на первый вопрос «Кто чаще рассказывает тебе о правилах дорожного движения?»
- 66% (19 чел) ответили, что им рассказывают о правилах дорожного движения родители и учителя;
- 34% (10 чел) ответили, что только учителя;
На второй вопрос «Как ты обычно добираешься до школы (из школы)?»
- 55% (16 чел) ответили, что «Один, пешком»;
- 34% (10 чел) ответили, что «С родителями на машине»;
- 11% (3 чел) ответили, что «С родителями, пешком»;
На третий вопрос «Используешь ли ты и твои родители светоотражающие фликеры, когда выходишь на улицу в темное время суток и при плохих погодных условиях?»
- 66% (19чел) детей ответили, что да;
- 34% (10 чел) детей ответили, что нет;
На четвертый вопрос «Как ты думаешь, для чего нужен фликер?»
- 100% (29 чел) опрошенных детей ответили, что фликеры нужны для безопасности, чтобы стать заметнее в темноте на дороге;
На пятый вопрос «Как ты думаешь, где нужно носить фликер?»
- 100% (29 чел) опрошенных детей ответили, что фликер нужно носить на верхней одежде и рюкзаке на улице; (Приложение 2)
Вывод: результаты анкетирования показали, что все учащиеся знают, что такое фликеры и для чего они предназначены. Эти результаты меня не удивили, ведь в школе с первого класса нас учат безопасному движению.
2.2 Дорога в школу
Следующим этапом нашего исследования стал элементарный подсчет. А именно, в период с 7.30 до 7.50 мы наблюдали, сколько машин будут подъезжать к школе и детскому саду, сколько машин будут пропускать людей, проходящих по пешеходному переходу, сколько учеников имеют фликеры на одежде.
Результаты нас удивили. За назначенное время мы насчитали более 100 машин, на 116 машине сбились со счета. Однако, все они пропускали пешеходников. Намного плачевно обстояло дело со светоотражателями. Из всех учащихся, которые проходили мимо нас, фликеры на одежде или на портфелях имели 47 человек. 69 – не имели никаких светоотражательных элементов. (Приложение 3)
Вывод по наблюдению: большая часть школьников не используют фликеры на своей одежде или портфеле, хотя территория близлежащая к школе очень опасна и оживлена автомобильными транспортами.
2.3 Эксперимент со светоотражателями
Для того чтобы понять, насколько применение светоотражателей эффективно, проведём эксперимент по определению расстояния, на котором заметен пешеход, использующий светоотражатели и не использующий их.(Приложение 4)
Для эксперимента мы выбрали тёмную дорогу, на которой нет оживлённого движения. В начале участка дороги поставили автомобиль, а сами отошли на расстояние 500 м. (Приложение 5)
В эксперименте приняли участие мои друзья: Зиновьева Алина, Величко Артём, и наши родители: за рулем автомобиля – Величко Елена, а снимала видео и определяла расстояние моя мама – Зименс Наталья.
На мне был специальный жилет, у Артёма были фликеры-наклейки на куртке и фликер – ободок на руке, Алина принимала участие в эксперименте без использования светоотражающих элементов.
Машина начала двигаться, на расстоянии 320-300 м водитель заметил меня в жилете. Артёма увидели на расстоянии 80 м, а Алину – 40 м.
Из статьи, где брали интервью у инспектора по ПДД, я узнал, что если автомобиль едет со скоростью 40 км/час по снежной дороге, то для полной остановки автомобилю нужно 30 метров, на мокром асфальте — 22 метра, на сухой дороге с асфальтовым покрытием — 19 метров.
То есть зимой в городе избежать наезда на пешехода можно, если только водитель заметил его более чем за 30 метров. Значит, на предыдущей фотографии изображена ситуация, при которой избежать наезда на пешехода не удастся.
Вывод: В результате исследования я убедился, что использование световозвращающих элементов на одежде в тёмное время суток и при плохих погодных условиях очень эффективно, так как значительно повышает заметность пешехода на дороге.
2.4 Выступление агитбригады «ЮИД»
После наблюдения я решил проверить все ли мои одноклассники продолжают носить фликеры, хотя в сентябре фликеры были у всех ребят нашего класса, 11 февраля 10 человек оказались без них. Мне пришлось обратиться к старшим товарищам. Я с классным руководителем попросил Лозу Наталью Петровну, провести в нашем классе мероприятие по ППД.
В рамках акции «Обозначь себя!» было подготовлено выступление агитбригады «ЮИД» (Приложение 6) Ребята рассказали о том, как важно быть «заметным на дороге», как избежать несчастного случая.
Всем было интересно на этой встрече!
2.5 Мастер-класс «Фликер своими руками»
Я обратил внимание, что у многих моих одноклассников нет светоотражающих элементов на одежде. Поэтому я принёс с собой в класс светоотражающую плёнку и предложил ребятам самостоятельно изготовить фликеры и украсить ими одежду и школьные рюкзаки.
Получилось очень здорово! Теперь наш класс самый заметный в школе! (Приложение 7)
Вывод: благодаря совместной работе с агитбригадой «ЮИД» мы напомнили ребятам нашего класса о необходимости ношения фликеров, о их эффективности.
Заключение
Работая по данной теме я понял, что фликер – это, в первую очередь, - наша надежная безопасность на дороге. Но полагаться только лишь на них тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно – транспортного травматизма – о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить безопасность детей. Обозначьте себя и дайте увидеть вас на дорогах!
Цель исследования нами достигнута.
Выдвинутые задачи решены:
1. Изучили историю создания фликеров и их роль в обеспечении безопасности движения.
2. Разобрались в разновидности фликеров и правилах их ношения.
3. Экспериментальным путем установили эффективность использования фликеров при движении по дорогам в темное время суток.
4. Провели ряд практических мероприятий с целью пропаганды использования фликеров.
Наша гипотеза о том, что если в тёмное время суток использовать в одежде светоотражающие элементы, то водитель значительно раньше заметит пешехода на дороге, подтвердилась.
«Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!»
Список использованных источников и литературы
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя). ISBN5-94665-198-6.
А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей Букинистическое издание, 2001г
«Правила дорожного движения Российской Федерации по состоянию на 2015 г.» – М.: Издательство АСТ, 2015. – 100 с. илл.
Постановления Правительства РФ от ноября 2014 года № 1197.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, современная электронная универсальная,2008г.
Обзор детского дорожно – транспортного травматизма на территории Самарской области по итогам 2017 года. https://63.мвд.рф/news.
YouTube. ПДД для детей. People & Blogs. Путешествие с Мигал Мигалычем Светофоровым
Приложение 1
Текст авторской анкеты
Уважаемый респондент! Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов.
1.Кто чаще рассказывает тебе о правилах дорожного движения?___________
2. Как ты обычно добираешься до школы (из школы)?____________________
3. Используешь ли ты и твои родители светоотражающие фликеры, когда выходишь на улицу в темное время суток и при плохих погодных условиях?___________________________
4. Как ты думаешь, для чего нужен фликер?______________________________
Приложение 2
Результаты анкетирования
Приложение 4
Участники эксперимента
Приложение 5
Приложение 6
Выступление агитбригады «ЮИД»
Приложение 7
Выполнение фликеров своими руками
Демонстрация своей работы