Здоровый образ жизни подростка - отказ от вредных привычек

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровый образ жизни подростка - отказ от вредных привычек

Студеникина А.В. 1
1МБОУ «Большереченская СОШ»
Гуселетова Ю.М. 1
1МБОУ «Большереченская СОШ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье – важная составляющая жизни каждого. Чтобы человек добивался своих целей, реализовывал свои идеи и планы в жизнь, ему нужны энергия, силы и крепкое здоровье. Крепкое здоровье можно поддерживать отказом от вредных привычек, здоровым и полноценным сном, умеренной физической нагрузкой и продуктивной работой.

В современных реалиях, очень велико общественное мнение: особенно ему подвержены подростки. Во время переходного возраста ребёнок часто хочет выделиться и казаться взрослым. Обращая внимание на старшее поколение, чаще всего дети, берут пример людей, которые далеко ведут не здоровый образ жизни.

Цель:

Популяризация здорового образа жизни у подростков с отказом от вредных привычек.

Для достижения этой цели были поставлены следующие

Задачи:

1.Изучить основы здорового образа жизни, описать их главные моменты.

2. Изучить вредные привычки подростков и описать самые распространенные из них.

3. Определить факторы, благодаря, которым у подростка не будут развиваться вредные привычки.

4. Провести анкетирование среди школьников по темам «Основы здорового образа жизни « и « Вредные привычки» » и проанализировать анкеты .

5. Создать телеграмм – канал для популяризации здорового образа жизни.

6. Оформить презентацию по результатам проекта.

Практическая значимость:исследования в данной области необходимы для чёткого формирования восприятия здоровой жизни у подростков.

Теоретическая часть

1.Здоровый образ жизни и его основы

1.1.Что такое здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни - это не диеты и занятия спором, а стиль жизни человека. Это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие и активное долголетие. Цель здорового образа жизни: профилактика болезней, укрепление иммунитета. Здоровье человека бесценно и его поддержание – залог счастливого будущего и долгой жизни.

1.2Основы здорового образа жизни

Поддержание здорового образа жизни человек должен осуществлять, соблюдая некоторые факторы. Самыми основными являются:

Занятия спортом. Ни для кого не является тайной, что движение это жизнь. Физическая активность способствует выработке коллагена и эластина - основополагающие белки кожи, а значит, спорт помогает сохранить молодость и привлекательность.

Правильное питание. Питание должно быть: полноценным – человек должен потреблять белки, жиры и углеводы; разнообразным - необходимо получать все витамины и микроэлементы.

Полноценный сон. Во время сна: укрепляется иммунная система, благодаря меланину; выделяется гормон роста; информация переходит из кратковременной в долговременную.

Соблюдение правил личной гигиены. Личная гигиена - поведение человека, направленное на гигиеническое содержание тела, одежды и обуви, жилища.

1.3. Преимущества здорового образа жизни

Здоровье человека зависит от наследственности, окружающей среды, уровня экологии, уровня жизни человека и, конечно же, от образа жизни. Учёные уже давно доказали, что образ жизни человека это 50% здоровья человека. Здоровый образ жизни создаёт для личности такую социальную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой, учебной и общественной активности, психологического комфорта. Здоровый образ жизни полезен:

Укреплением иммунитета, лёгкой и быстрой переносимостью болезней

Спортивным и подтянутым телом

Снижением риска развития хронических болезней

Ощущением, что всё достижимо

Позитивным восприятием жизни

Хорошими взаимоотношениями в семье

Самореализаций и активной жизненной позицией

Искоренением плохого настроения, стресса

Препятствием прокрастинации

Постоянным ощущением, что ты полон сил и бодр

Благоприятной и активной старостью

2. Появление вредных привычек в подростковом возрасте

2.1. Особенности подросткового возраста

Что такое подростковый возраст? Подростковый возраст - период в жизни каждого человека, переходный этап между детством и взрослостью. Всемирная Организация Здравоохранения установила, что это возраст с 10 до 19 лет. Каждый человек уникален, поэтому рамки настолько обширны. Особенности подросткового возраста:

Подростки крайне критичны к себе. Любое замечание или выражение чужого мнения в сторону ребёнка воспринимается крайне остро.

Частые перепады настроения и высокая болезненная ранимость. Окружающие подростка должны быть более тактичны к нему.

В период взросления снижается концентрация. Информация хуже усваивается и успеваемость снижается.

В возрасте с 10 до 19 лет, человек занимается поиском себя, пробует реализовывать себя в различных направлениях. Ставит первые цели, начинает решать проблемы, сталкивается с неудачами.

Неустойчивость к стрессам, низкая самооценка, проблемы в семье, тревожность, недостаток внимания, нехватка долгого дофамина (гормон счастья, получаемый при чтении книг, прогулках на улице, потреблении в пищу продуктов с большим количеством белка и природных долгих углеводов) приводят подростка к вредным привычкам. Часто вредные привычки подростка появляются из-за стремления показать себя взрослым, сделать запрещённые ранее вещи. И, как известно, плохой опыт схватывается быстрее, чем хороший. Поэтому дети перенимают негативный опыт окружающих, забывая о здоровом образе жизни и даже самые примитивные правила забываются, наступает образ жизни противоположный здоровому.

2.2. Вредные привычки подростков

2.2.1. Курение

В современном мире подростки очень легко верят рекламе и решают проверить всё на себе. Помимо всем известного курения табака, сейчас появились электронные сигареты. Они привлекают современную молодежь яркими упаковками с красивыми картинками, а так же возможностью эффектно выдохнуть сладкий и «вкусный» дым.

Все средства курения делят на 4 группы:

Приспособления, где табак горит (сигареты, самокрутки)

Приспособления, где табак не сгорает, а только нагревается (IQOS (айкос) и ему подобные)

Средства не содержащие табак, но содержащие жидкость (в более распространённых случаях никотиновую) (электронные сигареты, вэйпы, HQD (ашкъюди )).

Кальяны (прибор, где дым перед тем, как дойти до рта курильщика, проходит через ёмкость с водой, а потом по трубке).

Разрекламированность в СМИ, употребление известными личностями среди подростков, создаёт мнимую безопасность электронных сигарет. Яркие надписи большими буквами «БЕЗ НИКОТИНА», тоже внушают безобидность такого способа получить быструю дозу дофамина, так ещё и каким способом! А на самом ли деле всё так безобидно?

Очень часто в без никотиновых жидкостях и смесях находится никотин. Никотин - нейротропный яд, содержится в табаке и вызывает привыкание. Смеси для парения содержат в большинстве солевой никотин. Он всасывается быстрее и человек получает большую дозу никотина за меньшее время. Человек, который курит обычные сигареты, может выкурить за раз не больше 2 штук, в это время у вейперов устройство может использоваться почти непрерывно. Такое употребление приводит к передозировке. Острая интоксикация - заключительный этап воздействия никотина на центральную и периферическую и нервную систему, проходящий в два этапа: возбуждение, а затем резкое торможение. Есть три вида интоксикации никотином. Лёгкое отравление - тошнота, рвота, головокружение, отдышка, холодный проливной пот. Тяжёлая интоксикация – делириозный синдром (дезориентация со слуховыми и зрительными галлюцинациями), потеря сознания, кома, смерть от паралича дыхательного и сосудодвигательного центров. Хроническая интоксикация – формируется длительно, на протяжении нескольких недель или месяцев. Симптомы такого отравления - утяжеление протекания хронических воспалительных процессов, соматорфные расстройства (отсутствие диагностического подтверждения при множестве жалоб), дистрофические изменения органов и тканей. После любого вида интоксикации возможно осложнения в виде: аллергической реакции; ухудшения зрения, почечной недостаточности, поражения периферической нервной системы. У подростков все виды отравления происходят намного быстрее, чем у взрослых из-за меньшего веса и меньшего периода курения. Таким образом на первый взгляд безопасная привычка, становится опасной зависимостью.

2.2.2. Алкоголизм

Подростковый алкоголизм - проблема не менее обширная, чем курение. Только за последнее десятилетие количество зависимых от алкоголя детей увеличилось на 10%; теперь чаще всего алкоголизм распространен среди 12-15 летних детей, раньше же этот возраст был 16-18. Из-за того, что у подростка неустойчивая психика, то при употреблении алкоголя быстро развивается физическая зависимость. Тело подростка просит добавки, начинается « ломка». Если у взрослых алкоголь перерабатывается благодаря ферментам желудка и печени, то у детей спирт расщепляется медленнее, потому что эти органы еще не начали полноценно функционировать. Чаще всего детский алкоголизм зарождается в компании сверстников. Подростки считают, что распитие спиртных напитков в компании стоит наряду с прогулками на улице, чтением книг, просмотром фильмов. Еще одной особенностью является тот факт, что чаще всего подросток хочет выпить только в окружении группы лиц, с которыми они всегда это делают. В обычной жизни такой потребности у него нет. Этот этап, рассматривается, как период формирования детской групповой психической зависимости, которая является одним из этапов формирования детского алкоголизма. У детей гораздо реже возникает отрицание алкоголизма, чем у взрослых. После формирования физической зависимости у ребёнка появляется брадикардия, снижение артериального давления, бледность кожи, отсутствие потливости, затем появляются дистрофия, истерические реакции, депрессивные расстройства. Так же очень распространены заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язва, колит кишечника, гепатит; происходят сбои в мочевыделительной нервной и эндокринной системах. Очень большая проблема состоит в том, что подростковый алкоголизм развивается практически бессимптомно.

2.2.3.Наркомания

Подростковая наркомания - медицинская и социальная проблема. По данным Всемирной Организации Здоровья, около 5-10% детей в возрасте от 10 до 17 лет употребляют психостимулирующие препарата. Одна из основных причин, по которой подросток пробует наркотики – любопытство. Есть четыре стадии подростковой наркомании:

Первая стадия – первый приём наркотика. В это время исчезает психологический запрет на употребление наркотика. Многие дети думают, что употребление лёгкого наркотика не приведёт к серьёзным последствиям, но они глубоко ошибаются. В первую очередь разрушается головной мозг, уменьшается концентрированность, случаются провалы в памяти.

Вторая стадия - появление эйфории. Во время интоксикации ребёнок быстро получает удовольствие.

Третья стадия - развитие психической зависимости. При долгом отсутствии наркотика ребёнок становится раздражительным, тревожным.

Четвёртая стадия - возникновение физической зависимости. В большинстве случаев после первого приёма психостимулирующего препарата ребёнок повторно вернётся к его употреблению. Таким образом, наркотик включается в процесс обмена веществ в организме. Организм стремится нейтрализовать наркотик и при каждом последующем приёме требуется большая доза, чтобы удовлетворить потребность. Когда появляется физическая зависимость от наркотика, то у ребёнка начинается « ломка», она характеризуется тошнотой, рвотой, болью в мышцах, низким артериальным давлением.

При дальнейшем приёме наркотиков снижается иммунитет, замедляется рост и развитие организма, центральная нервная система выходит из строя. Очень много подростков умирают за-за передозировки. Но бывают и другие случаи. Иногда из-за «ломки»

бывают и другие случаи..

2.2.4. Компьютерная зависимость

Без компьютеров. Телефонов и интернета сложно представить нашу жизнь. Сейчас мы все общаемся в мессенджерах, смотрим публикации в социальных сетях, узнаём новости в интернете. Если раньше детство ассоциировалась с играми во дворе, то сейчас большие обороты набирает компьютерная зависимость. Есть три вида зависимости от гаджетов:

Игровая зависимость. Многие считают, что с помощью игр можно снять стресс, отвлечься от рутины. Нередко зависимость от компьютерных игр начинается с одобрения самих родителей. В детстве они сами вручают ребёнку планшет, потому что есть мнение, что познавательные игры помогут развить у ребёнка наблюдательность и внимательность. Но реалистичные игры часто заменяют реальное общение ребёнка. Во многих играх есть ежедневные задания и системы поощрений, которые удерживают игроков, развивая зависимость.

Зависимость от социальных сетей. При таком поведенческом отклонении человек не может контролировать, сколько время он проводит в мессенджерах. Часто дети в социальных сетях могут создать себе идеальный образ и преодолеть неуверенность в жизни. При отсутствии доступа к телефону у подростка возникает тревожность.

Зависимость от сетевого серфинга. Интернет это очень полезная платформа, если использовать её с умом. Но часто подросток просто становится зависимым от простого блуждания по сети не получая ни какой пользы.

Часто зависимость от гаджетов появляется от дефицита ярких эмоций – ребёнку в реальном мире нужно проявлять какую-либо деятельность, а виртуальном мире совсем легко зайти в интернет и сбежать от реальности. Так же зависимость может развиться из-за застенчивости или проблем с общением, ведь в реальной жизни очень трудно найти знакомство, а в интернете достаточно прокомментировать фото и вы уже знакомые.

2.3. Как предупредить первые вредные привычки

Подростковый возраст считается самым сложным периодом в жизни человека с психологической и эмоциональной точек зрения. Самым главным способом предупреждения вредных привычек считаются доверительные отношения. Это позволит ребёнку при необходимости обратиться к родителям за помощью. Родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего подроста среди сверстников. Они обязаны поддерживать и помогать решать проблемы своему ребёнку. Нужно помочь ребенку найти занятие (спорт, туризм, творчество) и развивать его. У окружения ребёнка должна быть установка на здоровый образ жизни. Подросток должен видеть вокруг себя положительные примеры людей.

3. Практическое исследование

С целью реализации практического этапа моего исследования и для получения информации о том, как осведомлены подростки о здоровом образе жизни и о вредных привычках, которые есть у ребёнка, было проведено анкетирование, среди обучающихся школы МБОУ «Большереченской СОШ». Всего в анкетировании приняли участие 100 человек с 5 по 9 класс включительно (5.4 ,6.5 ,7,5 8.5,9.5). Перейдём к анализу полученных результатов. Сначала рассмотрим анкету на тему: «Общая информация о ЗОЖ» (Приложение 1):

Вопрос №1 анкеты касался знания аббревиатуры «ЗОЖ» и осведомлённости на данную тему. 94 (94%) ребёнка ответили на данный вопрос положительно , 3 (3%) ответили отрицательно и 3 (3%) затруднялась ответить на данный вопрос.

Далее следовали вопросы из разных областей здорового образа жизни. Давайте рассмотрим каждый из них по-отдельности.

На вопрос №2 «Возможно ли добиться своей цели без жизненной энергии?» 60 (60%) ребят ответили, нет, что является правильным ответом. Еще 24 (24%) подростка ответили, да и 16(16%) затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос №3 « Здоровый образ жизни - это диеты и вечные занятия спортом?» 64 (64%) подростка ответили, нет , 28 (28%) были уверены, что да и 8 (8%) затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос №4 «Физическая активность помогает сохранять молодость?» 74 (74%) ребёнка ответили положительно , 14(14%) , что нет и 12(12%) затруднились ответить.

На вопрос №5 «Человеку нужно питаться полноценно, чтобы быть здоровым?» 88 (88%) подростка ответили да , 8(8%), что нет и 4 (4%) затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос №6 « Во время сна укрепляется иммунная система?» 66(66%) детей ответили положительно , 6(6%) ответили отрицательно и 28 (28%) затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос №7 « Полоскать рот поле каждого приёма пищи или чистить зубы, обязательно?» 57 (57%) ребят ответили да, что является правильным ответом , 31(31%) нет и 12 (12%) затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос №8 « Нужно ли принимать душ или ванну каждый день?» 62(62%) ребёнка ответили да, 22 (22%) нет и 16(16%) затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос№9 « Можно носить чужую одежду или обувь?» 13(13%) подростков ответили положительно, 56(56%) отрицательно и 31(31%) затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос №10 « Здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни?» 85(85%) детей ответили да , 5 (5%) нет и 10 (10%) затруднялись ответить на этот вопрос.

Исходя из ответов анкет на тему «Общая информация о ЗОЖ» можно сделать вывод, что половина ребят затрудняется или не знает точных сведений о здоровом образе жизни, что говорит о недостаточной осведомлённости в данной теме.

Проанализировав второй вид анкет (Приложение 2), получились такие результаты:

На вопрос №1 « Есть ли у тебя вредные привычки?» 54 (54%) ребёнка ответили, да и 46(46%) нет.

На вопрос №2 « Ты пробовал курить/парить?» 43 (43%) подростка ответили да, а 57 (57%) ребят ответили, нет.

На вопрос №3 « Куришь ли ты на постоянной основе?» 1(1%) ребёнок ответил, да и 99(99%) , что нет.

На вопрос №4 «Пробовал ли ты алкоголь или энергетики?» 37 (37%) подростков ответили положительно и 63 (63%) отрицательно.

На вопрос №5 « Употреблял ли ты наркотические вещества?» 1(1%) ребёнок ответил, да и 99(99%) , что нет.

На вопрос №6 « У тебя есть знакомые, которые курят?»63 (63%) ребёнка ответили, да и 37 (37%) , что нет.

На вопрос №7 «У тебя есть знакомые, которые употребляют алкоголь?» 51(51%) ответили, да и 49 (49%), что нет.

На вопрос №8 « У тебя есть знакомые, которые употребляют наркотические вещества?» 6 (6%) ответили, да и 94 (94%) , что нет.

На вопрос №9 « Можешь ли ты назвать себя зависимым от игр/гаджетов/социальных сетей?» 47 (47%) ответили, да и 53(53%) , что нет.

На вопрос №10 «Борешься ли ты со своими вредными привычками?» 54 (54%) ребёнка ответили, да и 46(46%) нет.

Исходя из ответов на анкету по теме «Вредные привычки у подростка» можно сделать вывод, что дети пытаются бороться с вредными привычками, но у них большой процент знакомых, которые ведут не здоровый образ жизни, а это отрицательно влияет на подростка. Поэтому мы можем видеть, что некоторые ребята подвергались их влиянию и впускали в свою жизнь плохое отношение к своему здоровью.

Заключение

Человек всегда является зеркалом своего окружения. И если подросток будет занят интересным делом, вести активный и здоровый образ жизни, общаться с единомышленниками по своему хобби, то даже мыслей для появления вредных привычек не будет.

Для достижения цели исследовательской работы я решила все поставленные мной задачи, чтобы разобраться в данной теме. Благодаря полученным знаниям я буду развивать свой продукт работы с более профессиональной точки зрения.

Список использованных источников и литературы

Адам Джексон. «Десять секретов здоровья. Современная притча о мудрости и здоровье»// ООО Книжное издательство «София», 2016

Запорожченко В.Г. «Образ жизни и вредные привычки»//-М.: Медицина ,2005

Кулинич, Г. Г. //«Вредные привычки. Профилактика зависимостей. 5-7 классы //. - М.: ВАКО,2009

Википедия. http://www.wikipedia.org/ .

Приложение

Приложение 1

Вопрос

Число людей, выбравших данный вариант ответа

 

да

нет

Затрудняюсь ответить

1.Ты знаешь, что такое ЗОЖ?

94

3

3

2. Возможно, ли добиться своей цели без жизненной энергии?

24

60

16

3. Здоровый образ жизни - это диеты и вечные занятия спортом?

28

64

8

4. Физическая активность помогает сохранять молодость?

74

14

12

5.Человеку нужно питаться полноценно, чтобы быть здоровым?

88

8

4

6. Во время сна укрепляется иммунная система?

66

6

28

7. Полоскать рот поле каждого приёма пищи или чистить зубы, обязательно?

57

31

12

8. Нужно ли принимать душ или ванну каждый день?

62

22

16

9. Можно носить чужую одежду или обувь?

13

56

31

10.Здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни?

85

5

10

Приложение 2

Вопрос

Число людей, выбравших данный вариант ответа

 

да

нет

1. Есть ли у тебя вредные привычки?

54

46

2. Ты пробовал курить/парить?

43

57

3. Куришь ли ты на постоянной основе?

1

99

4. Пробовал ли ты алкоголь или энергетики?

37

63

5. Употреблял ли ты наркотические вещества?

1

99

6. У тебя есть знакомые, которые курят?

63

37

7. У тебя есть знакомые, которые употребляют алкоголь?

51

49

8. У тебя есть знакомые, которые употребляют наркотические вещества?

6

94

9. Можешь ли ты назвать себя зависимым от игр/гаджетов/социальных сетей?

47

53

10. Борешься ли ты со своими вредными привычками?»

54

46

Просмотров работы: 3393