Питание школьников младшего возраста

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Питание школьников младшего возраста

Расторгуева А.Р. 1
1МАОУ "Гимназия № 4"
Расторгуева Галина Ароновна 1
1МАОУ "Гимназия №4"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Все родители хотят, чтобы их дети были здоровы. Одним из главных условий здоровья человека является правильное питание. Особенно это важно для учеников младшей школы. Режим ребенка меняется, нагрузки, с поступлением в школу увеличиваются. Не зря, некоторые специалисты, называют это время стрессом для организма (3). Дети половину дня находятся в школе, становятся более самостоятельным, и уже не находятся под постоянным присмотром взрослых, пищевой рацион меняется и именно то, что дети едят в этом возрасте, влияет на возникновение вкусовых привычек. Но именно – «правильное питание- залог здоровья ребенка, успеваемости и нормального развития» (4)

Цель нашего исследования:изучить питание младших учеников на примере школы № 29

Задачи: 1) рассмотреть меню школы и провести собственное наблюдение как питаются младшие ученики в школьной столовой

2) узнать мнения детей о питании в школьной столовой

3) узнать чем питаются дети дома, а так же вкусовые предпочтения

4) внести свои предложения по питанию младших школьников

(советы родителям и рекомендации для школьных столовых)

Объект работы–пищевой рацион учащихся младшей школы

Предмет работы– полезные и вредные продуктыв питании учащихся 1 и 4 классов школы, их вкусовые предпочтения.

Методы работы:изучение материала по теме, наблюдение, социологический опрос (опрос учащихся и их родителей), сравнения, анализ и обобщение информации.

Гипотеза: В будние дни дети, находясь в школе, выходят из под постоянного контроля взрослых, поэтому возникают нарушения в их питании, в выходные дни родители продолжают контролировать питание своих детей.

Новизна: работы состоит в том, что она построена на изучении реальной ситуации пищевого рациона младших учащихся конкретной школы.

Данная тема актуальна, и мы предполагаем, что будет интересна дл родителей учащихся младшей школы, так как здоровье человека формируется в раннем возрасте, а то, что мы едим в детстве может повлиять на наше здоровье в будущем. Поэтому мы представим результаты нашей работы на родительских собраниях младшей школы, а так же дадим ознакомиться с ними сотрудником столовой и администрации школы.

Глава 1.Главные правила здорового питания школьника.

Мы изучили материал о здоровом питании школьника, и на основе этого выделили основные правила питания наших учеников:

Питание должно быть разнообразным и сбалансированным: мясо, рыба, творог, кисломолочные продукты, бобовые, яйца (белок), масло и жиры растительного происхождения (жиры), хлеб (лучше цельнозерновой), различные каши, фрукты (углеводы) и овощи.

Белки - строительный материал

Углеводы - источник энергии

Жиры – транспортировка питательных веществ в организм (4,5)

При этом рекомендовано на обед разнообразить: если суп из крупы, то гарнир из овощей и наоборот(6).

Кисломолочные продукты (иойгурт, кефир, ряженка, простокваша…), овощи и фрукты (овощей больше), белок, растительные и животные жиры- должны присутствовать в рационе школьника каждый день., Более того, некоторые специалисты рекомендуют давать молочные и кисломолочные продукты 3 раза в день(4)

При этом мясо - не является обязательным продуктом для каждого дня.Более полезная альтернатива: рыба и бобовые, которые содержат больше белка и пищевые волокна. (5)

Субпродукты не чаще 1 раза в 10 дней, так как они содержат экстрактивные вещества, белка в них меньше, чем в мясе, а железо в них усваивается хуже (6)

Кроме полезных веществ, овощи (источник пищевых волокон) и кисломолочные продукты обладают свойствами, которые обеспечивают нормальную работу кишечника, профилактику некоторых заболеваний( сердечно-сосудистых, онкологических, ожирения и др.). Они выводят из организма некоторые вредные вещества, необходимы для роста полезных микроорганизмов.

Питание должно содержать разные витамины, но самыми главными витаминами для растущего организма являются: А, Д, Е, С, некоторые витамины группы В. Чемпионы по содержанию этих витаминов:

А и бета- каратин (для роста клеток, зрения, устойчивость к инфекциям) яйца, животные жир, морковь и другие оранжевые и желтые овощи, перец, шпинат и петрушка

Д (для развития костей и зубов) яйца, рыба и рыбий жир, печень, творог и др.жиры

Е(нормальной работы мышц и нервной системы) растительные жиры, семечки и орехи,красный перец(5)

Это жирорастворимые витамины, которые поступают к нам из жиров животного и растительного происхождения. Здесь же содержаться и содержаться жирные кислоты, которые необходимы для нервной системы и иммунитета (что особенно необходимо в наших условиях)(3)

С(необходим для здоровья десен,зубов, костей повышение сопротивляемости организма, предотвращение усталости, нормальной работы мозга ): яблоки, овощи,клубника и черная смородина, цитрусовые

Группы В: В1, В2, В4 В5, В6(прежде всего нормальное состояние нервной систем, предотвращение усталости и стресса, работы мозга и улучшения памяти): мясо, рыба, молочные продукты, гречневая и овсяные каши,бобовые(7)

Использовать макароны только из твердых сортов пшеницы.

Соблюдать режим питания: есть не менее 4 раз в день, тратить не менее 20 минут на прием пищи(5)

Не питаться фастфудами, колбасами и сосисками (содержат вредные вещества, по последним данным, колбасные изделия нарушают работу мозга) (5)

Меньше употреблять сахар (вреден для зубов, разрушает кровеносные сосуды, вызывает ожирения и другие заболевания) и соль (негативно влияет на работу всех органов) (3)

Глава 2. Питание в столовой школы.

В столовой школы ученики первых классов завтракают после 1 урока, четвертых – после 3 урока . Время перемены – 15минут. Это недостаточно для соблюдения времени на принятие пищи. Обедают первоклассники и четвероклассники в13.20, время перемены-15 минут, но оно не играет значение, так как уроки закончились, и учителя дают возможность детям докушать. Однако, перерыв в питании у детей четвертого класса между завтраком и обедом - небольшой, дети не успевают проголодаться. В то время как время завтрака - очень позднее, если дети не едят дома- они остаются голодными – длительное время.

Мы провели собственные наблюдения, что едят дети в столовой школы, выводы к которым мы пришли:

Есть дети, которые практически не едят завтраки (в среднем от 1 до 7 человек на группу, если представить, что они не едят дома, это значит, что долгое время они остаются голодными), примерно такая же ситуация и в обед.

Большинство детей не едят печень и субпродукты, отказываются от рыбы и рыбных котлет

Большинство детей хорошо кушают, если в столовой дают: творожные запеканки и каши, мясные блюда (плов, мясо, рагу, куриные котлеты), борщи и гороховые супы, гречка и картофельное пюре, блины (четвероклассники)

Многие дети не едят салаты (при этом морковные и капустные предпочитают другим)

Многие дети не едят фрукты, возможно: не хотят после завтрака, не любят. Но предпочитают яблоки апельсинам. Возможно: яблоки любят больше, не хотят возиться с апельсином - его не удобно есть, аллергия

Не всегда правильно составлено меню: молочные и фрукты (не сочетаются), картофельные гарниры и запеканки с салатами из картофеля и винегретами ( не сбалансированное ), гороховый суп и гарнир с капустой (тяжелая пища)

Мы провели опрос детей (34 – первоклассника, 37 -четвероклассников) по поводу школьного питания (вопросы анкеты в приложении), обобщили информацию:

Большинство учащихся обращают внимание на то, что еда в столовой часто холодная

Многие дети отмечают, что еда бывает пересоленная (мы считаем, что еда должна быть недосоленная, так как пересоленная еда не только не приятна, но и вредна, формирует вредную привычку на многие годы)

Любят в школьной столовой кушать(наиболее частые ответы): борщи, гороховые супы, мясо, котлеты, особенно куриные, каши(что соответствует нашим наблюдениям), макароны - что не вполне соответствует нашим наблюдениям (в процессе наблюдения – мы задавали вопрос, почему не едят макароны их любители- ответы: «Эти – невкусные», «холодные» ).

Не любят в школьной столовой кушать(наиболее частые ответы): печень, рыбу, что соответствует нашим наблюдениям.

Предлагают ввести в меню школьной столовой (наиболее частые ответы): разнообразные фрукты и ягоды (виноград, мандарины, арбузы, клубнику,.), сосиски и сосиски в тесте, сырники, чипсы, гамбургеры, какао, соки, конфеты и шоколад. Если не брать во внимание вредную пищу, то школьники дают и полезные советы

Глава 3. Родители о питании детей.

Мы провели опрос родителей(обобщенные данные представлены в таблице):

Класс (возраст детей)

1класс (7-8 лет)

(38 человек)

4 класс (10-11 лет)

(44 человека)

Что едят перед школой:

Ничего:

Кашу

Хлопья

Бутерброды, булочки, печенье

25

7

2

4

26

5

4

9

Овощи употребляют:

Каждый день

3-4 раза в неделю

1-2 раза в неделю

Реже

10

15

9

4

10

9

18

7

Кисломолочные продукты употребляют:

Каждый день

3-4 раза в неделю

1-2 раза в неделю

Реже

13

16

3

4

16

14

7

7

Фастфуды употребляют

Более 2 раза в неделю

1 раз в неделю

1 – 3 раза в месяц

Реже

2

6

21

8, 1 -не ест

2

9

27

6

Сосиски, колбасы употребляют:

Более 2 раза в неделю

1 раз в неделю

1 – 3 раза в месяц

Реже

13

18

5

1, 1- не ест

19

15

8

2

Знают, что дают каждый день на завтраки и обеды в школе.

8

3

Родители испытывают трудности в том, чтобы накормить ребенка (наличие аппетита)

17

28

Режим питания (выходные)

4 раза в день

3 раза в день

другое

29

8

5 раз - 1

19

25

-

Предпочтение в еде, что любят и что дают им дома чаще всего (1-ые классы):

Каши, сырники- 19

Блины, оладьи, пиццы, пироги – 13

Жареный картофель- 12

Картофельное пюре - 19

Мясные продукты (в основном - курица) -21

Фрукты- 9, овощи- 8

Предпочтение в еде, что любят и что дают им дома чаще всего (4-ые классы):

Каши, сырники-13

Хлопья -9

Блины, оладьи, пиццы, пироги – 11

Жареный картофель- 19

Картофельное пюре - 16

Мясные продукты ( в основном - курица) -29

Фрукты- 11, овощи- 12

Выводы:

Большинство детей младшего школьного возраста не едят перед школой, а в связи с тем, что питание четвероклассников осуществляется поздно, они длительное время остаются голодными.

Количество детей, которые едят нездоровую пищу перед школой больше в четвертом классе (4 и 9), чем в первом (2 и 4), а в 4 классе больше, чем здоровую пищу (13 против 5)

Овощи каждый день едят только 20 детей из 82 опрошенных

Кисломолочные продукты каждый день едят только 31 ребенок из 82, примерно равное количество в обеих группах

Большинство детей младших классов не употребляют фастфуды чаще 1- 3 раз в месяц, что хорошо. Однако есть несколько человек, которые употребляют эту нездоровую пищу 1 и более 2 раз в неделю (19 человек). И только один ребенок не употребляет их вообще

Очень много детей, которые едят сосиски и колбасы более двух раз в неделю -32 человека, а вместе с теми, кто ест раз в неделю -33 человека, они составляют большинство опрошенных

Мало детей, которые любят и едят дома овощи, никто не написал –рыбу.

В основном родители соблюдают режим питания, однако много четвероклассников, которые едят только 3 раза в день, что недостаточно.

Многие родители испытывают трудности при кормлении детей (отсутствие аппетита)

Мало кто интересуется, что ест их ребенок в школьной столовой каждый день (11 из 82 человек)

Глава 4. Наши предложения

Советы для родителей:

Воспитывать культуру питания с помощью правильного примера:

совместные приемы здоровой пищи, что наглядно для ребенка и создает комфортную атмосферу, где на завтрак употреблять каши, а не бутерброды и хлопья, а на обед или (и) ужин - обязательны овощные салаты, включать в рацион рыбу,

тщательное пережевывание пищи,

отказ родителей от фасфудов, хотя бы в присутствии ребенка.

Увеличить количество овощей и фруктов в рационе. При этом овощи в рационе должны быть в больших количествах и не менее 2 раз в день. В наших северных условиях очень хороши и замороженные ягоды (клубника и черная смородина)

Не забывать, что кисломолочные продукты должны быть в рационе каждый день.

Включать в ежедневный рацион и увеличить те продукты, которые содержат витамины: А, С,Е, Д, группы В (смотрите в разделе1)

Отказаться от еженедельного использования колбас и сосисок.

Для того, чтобы ребенок кушал с удовольствием: привлечь его к составлению меню (выбор из предложенного полезного), к совместному приготовлению пищи, разнообразить прием пищи (пища должна быть не только полезной, но и «нескучной»- повторяющейся), увеличить время прогулок, а так же ребенок должен активно занимался спортом, а не сидеть за компьютером или в «телефоне».

Сбалансировать питание в будние дни, для чего интересоваться, чем кормят ребенка в школьных столовых

Соблюдать режим питания(не менее 4 раз в день, один из которых – кисломолочные продукты, а фрукты давать в перерывах еды)

Рекомендации по изменению ситуации в школьных столовых:

Увеличить перемены, когда завтракают дети, а время завтрака четвероклассников перенести.

Накрывать непосредственно перед приемом пищи, чтобы пища была теплой

Уменьшить содержание соли в блюдах.

Добавить в рацион сырники, яйца и омлеты.

На завтраки отказаться от мясных продуктов, а чередовать каши с блюдами из творога (как это было в детских садах, таким образом сохранить преемственность и полезность)

Отказаться от субпродуктов (т.к. большинство детей не едят, а значит остаются голодными, а сами субпродукты содержат вредные вещества, полезным веществам в этих продуктах можно найти замену). Запеканки из субпродуктов можно заменить на запеканки их куриного фарша (дети это любят)

Отказаться от рыбных котлет из одного минтая (несмотря на пользу, дети их не едят, а добавлять в рыбный фарш – другую рыбу, например, горбушу…), а рыбный рацион разнообразить различными видами(например, селедка, которая очень полезна, ее дают в детских садах, она недорогая,…)

Заменить макароны из мягких сортов пшеницы на макароны из твердых сортов.

Более тщательно учитывать совместимость продуктов и разнообразие продуктов на обед (капуста и бобовые – тяжелая пища, их не рекомендуют сочетать, давать супы и на овощном бульоне, ввести некоторые альтернативные продукты, например, чечевицу.) Разнообразить фрукты, то есть, чтобы кроме яблок и апельсин давали: бананы, груши, айву, виноград…

Перенести прием фруктов на другую перемену, так как, во-первых, после завтраков дети их не едят, во – вторых, фрукты не рекомендуют сочетать со многими видами продуктов (вызывают брожении, не усваиваются с молочными продуктами) (3)

Заключение.

Таким образом, на основе нашего исследования, мы делаем выводы:

Основные правила здорового питания: пища должна быть разнообразной и сбалансированной. Витамины, которые, прежде всего, необходимы для растущего организма: А, В.Д,С, часть группы В. Кисломолочные продукты, овощи и фрукты белок, растительные и животные жиры- должны присутствовать в рационе школьника каждый день. Необходимо отказаться от вредной пищи или свести ее потребление к минимуму, сократить потребление соли. Соблюдать режим питания.

В школе бывают дни, когда часть детей не ест завтраки или (и) обеды, остаются голодными полдня (так как дома многие дети не завтракает), бывают дни, когда съедают практически все. Основная причина - вкусовые пристрастия детей. Печень (в любом варианте), рыба – продукты, которые идут на выброс. Поэтому мы предлагаем удалить субпродукты из меню школьного питания, а рыбные блюда – разнообразить (при этом использовать и другую рыбу). Вводить альтернативные варианты некоторых продуктов (чечевица, айва, ..) и блюд (овощные салаты, сырники, омлеты…..), что разнообразить рацион школьника, на завтраки давать только молочные и яичные продукты(они полезны, дети к ним привычны и их любят). Уменьшить содержание соли. Меню некоторых дней - рассмотреть на порядок сочетания продуктов.

Увеличить перемены на завтраки в младшей школе на 5 минут, перенести питание четвероклассников на более раннее время, соблюдать тепловой режим питания, изменить порядок выдачи фруктов.

Основные недостатки в питании детей, когда они находятся дома, под контролем родителей: неполезный завтрак (несмотря на то, что многие дети любят каши), частое использование в питании детей колбасных изделий, отсутствие в рационе в достаточном количестве кисломолочных продуктов, рыбы, овощей, большая вероятность отсутствия разнообразия и сбалансированности питания (в школе и дома дают примерно одинаковые продукты и блюда), может, поэтому многие родители отметили плохой аппетит детей.

Поэтому, мы предлагаем родителям более ответственно относиться к организации питания младших школьников: воспитывать культуру питания с помощью правильного примера, организовывать совместные трапезы, привлекать ребенка к подготовке меню и блюд, вводить больше полезных продуктов, сбалансировать рацион питания, обратить внимание на то, что некоторые продукты должны быть в рационе школьника каждый день

А это значит, что гипотеза подтвердилась частично: в школе действительно возникают некоторые нарушения в питании детей, однако и дома, находясь под контролем родителей, дети едят нездоровую пищу, испытывают большой недостаток в некоторых полезных продуктах.

Источники и литература.

1) Меню столовой МБОУ «СШ 29» (Общество с ограниченной ответственностью «ПроСервис Таймыр»).

2) Социологический опрос родителей и детей- учащихся 1-ых и 4-ых классов школы.

3) Интервью: Осипова Т.Г. –учитель биологии

4) Правильное питание школьника: детская городская поликлиника32dgp.ru

5) Правильное питание школьника: нормы ВОЗ. Домашняя школа «Фоксфорда». externat. foxford.ru)

6) Пырьева Е.А, Гмошинская М.В и др.Здоровое питание школьника.М.2021

7) Попанопуло А. Витамины: классификация, источники unclinic.ru

Просмотров работы: 24