Введение
Современный ритм жизни диктует свои правила. Канули в лету времена, когда почту доставляли почтовые кареты, запряженные орловскими рысаками, когда в музыкальных салонах дворцовых гостиных или на селе слушали только живую музыку. В моду вошли компьютеры, электронная почта, плееры, музыкальные центры, электронные книги и наушники. Наушники становятся незаменимым атрибутом повседневной жизни молодых людей и не только. А ведь и впрямь, как удобно – небольшие, компактные, всегда при себе. В спортзале, школе, институте, в автобусе, метро – в ушах играют любимые композиции. Многие уверены: у них со слухом все в порядке, вред наушников их не коснется!
Я выбрала эту тему не случайно, так как очень люблю слушать музыку. Музыку я слушаю через наушники, которыми пользуюсь ежедневно. Но меня стал интересовать вопрос, а не вредно ли так часто использовать наушники? Насколько серьезно это может отразиться на слуховом аппарате? Я решила изучить историю создания, классификацию, технические свойства и функции этого атрибута повседневной жизни. А также узнать для себя, как и насколько серьёзно наушники влияют на моё здоровье и здоровье людей не мыслящих жизнь без этого чуда цивилизации.
Актуальность темы: Люди в силу своих профессиональных обязанностей пользуются наушниками не одно десятилетие: это и радисты, и звукорежиссеры, и диспетчеры. Однако, несмотря на то, что они проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не так радикально, как у поклонников плееров.
Модное увлечение слушать музыку через наушники в скором будущем может обернуться тотальной тугоухостью и глухотой, в частности, современной молодежи – основных потребителей «вторых ушей».
Я поставила перед собой цель: доказать, что наушники крайне негативно влияют на здоровье человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Задачи: 1)Собрать необходимую информацию о наушниках; 2)Выяснить как наушники влияют на здоровье человека;3) Провести опрос учащихся о том, как они используют наушники; 4) Проанализировать информацию о снижении слуха у детей нашего города за последние 5 лет; 5) На основании полученных данных сделать вывод.
В работе были использованы следующие методы:
Методы: 1)Сбор информации; 2) Анализ статистических источников; 3) Метод опроса; 4) Метод обработки и получения данных; 5) Метод расчётов.
ГЛАВА I. Общая характеристика воздействия шума на орган слуха
I.1. Шум и его основные характеристики
Шум – случайное сочетание звуков различной интенсивности и частоты.
С физиологической точки зрения это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук. Таким образом, говоря о шуме, мы будем рассматривать характеристики звука, так как шум и есть звук. Что же собой представляет звук?
Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей – инфразвуком.
Человек способен воспринимать звуковые колебания от 16 Гц до 21000 Гц. С возрастом эти показатели снижаются в два-три раза – до 5000 Гц у пожилых людей. Некоторые животные способны воспринимать колебания до 20 тыс.–30 тыс. Гц. Например, летучие мыши до 210 000 Гц, дельфины – до 280 000 Гц.
При помощи слуха человек осознает, что происходит вокруг него. Несмотря на то, что мы слышим множество звуков, улавливаем мы лишь некоторые из них. Наш мозг различает и воспринимает определенные звуки, поэтому мы обращаем внимание только на часть из них, например, на голоса, а многие другие не замечаем. Одновременно человек получает информацию о силе звука. Сила звука измеряется в децибелах. Белл в переводе с английского означает «колокольчик», а «Деци» значит десять. В честь ученого Белла названа единица измерения силы звука. Если принять абсолютную тишину за 0, то шелест падающих листьев вызывает 10 дБ, шепот – 20, обычная беседа – 60, движущийся автомобиль от 60 до 90, интенсивное дорожное движение – 100–110, рок-музыка в исполнении оркестра – 110–120, а работающий двигатель реактивного самолета – 140.
Шум – это неприятный или нежелательный звук либо совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее действие на организм человека, снижающих его работоспособность.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20–30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.
Громкость звука зависит от интенсивности звука, т.е. определяется амплитудой колебаний в звуковой волне. Наибольшей чувствительностью органы слуха обладают к звукам с частотами от 700 до 6000 Гц. Порогом слышимости называется наименьшая интенсивность звуковой волны, которая может быть воспринята органами слуха. Стандартный порог слышимости принимается равным частоте V0=1кГц. Порогом осязания (порогом болевого ощущения) называется наибольшая интенсивность звуковой волны, при которой восприятие звука не вызывает болевого ощущения. Порог осязания зависит от частоты звука.
Звуковые волны с частотами от 16 до 104 Гц воздействую на органы слуха человека, вызывают слуховые ощущения и называются слышимыми звуками. Звуковые волны с частотами менее 16 Гц называются инфразвуками, а с частотами более 104 Гц – ультразвуками.
Первый участок, прилегающий к границе инфразвука, называется низкими частотами (НЧ). Третий участок, прилегающий к границе ультразвука, называется высокой частотой (ВЧ). Второй участок, лежащий между НЧ и ВЧ, называется средними звуковыми частотами (СЧ). Восприятие звука органами слуха зависти от того, какие частоты входят в состав звуковой волны. Шумами называют звуки, образующие набор частот, непрерывно заполняющий некоторый интервал (сплошной спектр частот).
I.2. Восприятие шума человеком
Человек обладает довольно сложным аппаратом для восприятия звуков. Звуковые колебания собираются ушной раковиной и через слуховой канал воздействуют на барабанную перепонку. Колебания последней через систему маленьких косточек (молоточек, наковальню и стремечко) передаются второй упругой мембране, так называемому овальному окну, закрывающему небольшую полость улитки, заполненной жидкостью (лимфой). Внутри улитки расположено большое число специальных волокон, имеющих различную длину и натяжение, а, следовательно, различные собственные частоты колебаний. При действии сложного звука каждое из этих волокон резонирует на тот составляющий тон, частота которого совпадает с собственной частотой волокна, и раздражает соответствующие окончания слухового нерва. В улитке механические колебания преобразуются в нервные импульс, который с огромной скоростью по слуховому нерву направляются в височную зону коры больших полушарий, где происходит анализ звукового раздражения.
I.3. Болезни уха, связанные с воздействием шума
Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные волосковые клетки, которые после гибели не восстанавливаются, так же, как и любые другие нервные клетки. Мощный звуковой импульс у самого уха, например, выстрел из игрушечного пистолета или взрыв новогодней хлопушки могут навсегда повредить слух. Еще коварнее длительный шум, которому люди подвергаются, например, длительное время слушая музыку. Если не пользоваться средствами защиты слуха, то через некоторое время, медленно и совершенно незаметно, у человека разовьется тугоухость. Болезнь развивается постепенно, поэтому особенно важно заранее принять соответствующие меры защиты от шума. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума понижение слуховой чувствительности наступает уже через 1-2 года, при средних уровнях она обнаруживается гораздо позднее, через 5-10 лет. Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо изучена. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами или, как это имеет место в промышленности, годами, восстановление не происходит, и временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный.
Сначала повреждение нервов сказывается на восприятии высокочастотного диапазона звуковых колебаний (4 тыс. герц или выше), постепенно распространяясь на более низкие частоты. Высокие звуки “ф” и “с” становятся неслышными.
Нервные клетки внутреннего уха оказываются настолько повреждёнными, что атрофируются, гибнут, не восстанавливаются.
При длительном прослушивании очень громкой музыки может возникнуть травма структур среднего уха, помимо этого возможно и кровоизлияние в слуховой аппарат. При регулярном воздействии громких звуков у человека угнетаются слуховой анализатор и центральная нервная система. Это приводит к усталости и повышенной раздраженности на окружающие факторы. Группа специалистов обследовала молодёжь, часто слушающую модную современную музыку. У 20 процентов юношей и девушек слух оказался притуплённым в такой степени, как и 85-летних стариков.
Громкий звук влияет на весь слуховой аппарат, в том числе на внутреушные волоски, которые служат для перехватывания звуков и помощи в их обработке. Они обычно отмирают в пожилом возрасте, но постоянное воздействие чрезмерно громкого звука может ускорить этот процесс. По выводам ученых, это важно помнить, т.к. отмирание волосков может сделать процесс преждевременного ухудшения слуха необратимым.
Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является субъективный тиннитус - звон или назойливый шум в ушах, который слышит только сам пациент. Медики отмечают, что большая часть пациентов с этим заболеванием - люди 30-40 лет, множество которых были одними из первых пользователей плееров Walkman. Тиннитус - это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха.
ГЛАВА II. Характеристика и классификация наушников.
II.1. История создания наушников
История умалчивает, кто первым соединил последовательно два звуковых излучателя и укрепил их на оголовье. А вот использовать в наушниках электродинамические громкоговорители (DT48, выпускались с 1937 года) первым догадался знаменитый немецкий электроакустик Байер, создатель компании Beyerdynamic. В 1953 году была основана Компания Koss Джоном Коссом (John C. Koss).
Начав с бизнеса по прокату телевизионных приемников в больницах, уже в 1958 году Джон Косс совместно с Мартином Лангом (Martin Lange) представили новую модель фонографа на Hi-Fi шоу в Миллуоки (США). Но, неожиданно, настоящим хитом стали авиационные наушники, с помощью которых демонстрировались возможности фонографа.
И Джон Косс, выпустив на рынок свою первую модель стереонаушников SP-3, фактически стал основателем мировой индустрии персонального аудио.
В 60-е годы компания Koss уже была законодателем мод в музыкальной индустрии.
Однако компания никогда не забывала о своих корнях. И к концу 60-х годов оставалась в числе крупнейших поставщиков наушников для американских ВВС.
За 70 лет, прошедших с момента появления первых динамических наушников, принципиальных конструктивных изменений не произошло. Составные части остались теми же — это оголовье, чашки с излучателями (диафрагмой, катушкой и магнитной цепью) внутри и амбушюры. Однако сегодняшние требования к рабочим параметрам и дизайну наушников гораздо выше. В связи с этим производителям пришлось радикально пересмотреть технологию и материалы, применяемые для производства всех компонентов наушников.
Когда мир был завоеван стереофонией, произошло еще одно важное событие — появились наушники открытого типа (Sennheiser HD 414, 1968 год) с открытыми сзади, т. е. акустически прозрачными чашками.
II.2 Устройство наушников. Наушники или головные телефоны — устройство для персонального прослушивания музыки, речи или иных звуковых сигналов. Внутри корпуса расположен электродинамический громкоговоритель диффузор. В целях предотвращения возникновения резонансных колебаний объем под диффузором заполняется демпфирующим материалом. Диффузор защищен акустически прозрачной решеткой. К краю корпуса и одновременно к ушной раковине примыкает мягкий амбушюр.
II.3. Классификация наушников
Наушники принято классифицировать по нескольким основным критериям, к которым относятся тип акустического преобразователя, стиль ношения и область применения.
По способу передачи электрического сигнала
ПРОВОДНЫЕ — соединены с источником проводом, поэтому могут обеспечить максимальное качество звука (соответственно, имеющие профессиональную направленность наушники относятся исключительно к этому типу);
БЕСПРОВОДНЫЕ — соединены с источником посредством беспроводного канала, того или иного типа — радио, инфракрасным, Bluetooth. Мобильны, но имеют привязанность к базе (излучателю) и ограниченный радиус действия, определяемый мощностью излучателя. Обладают более низким качеством звука по сравнению с проводными, в силу процесса модуляции при кодировании-декодировании, необходимых при передаче сигнала от излучателя к приёмнику в наушниках.
По количеству каналов
Стереофонические — сигналы на каждый громкоговоритель передаются по отдельным каналам (наиболее распространенный тип);
2. Монофонические — имеют два громкоговорителя с общим сигналом, в редких случаях - один громкоговоритель, звук от которого передается как в стетофонендоскопе;
3. С дополнительными каналами - имеют более одного громкоговорителя для каждого уха, что позволяет имитировать объемное звучание или разделять каналы по частотным характеристикам.
По типу конструкции (виду)
Вставные (обиходное название — «вкладыши») — вставляются в ушную раковину;
Внутриканальные (обиходное название — «затычки») — вставляются в ушной канал;
Накладные — накладываются на ухо;
Полноразмерные или мониторные — полностью обхватывают ухо.
По типу крепления:
1. Оголовье – наушники с вертикальной дужкой, которая соединяет две чашечки наушников;
2. Затылочная дужка - соединяет две части наушников, но располагается на затылке. Основная механическая нагрузка направлена на уши;
3. Крепления на ушах — обычно наушники такого типа закрепляются на ушах с помощью заушины или клипс;
4. Без креплений — они держатся только за счет амбушюров, которые находятся в ушном проходе.
II.4. Технические характеристики
Основными техническими характеристиками являются: частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении.
Частотная характеристика. Эта характеристика влияет на качество звука наушников. Наушники с большим диаметром мембраны имеют повышенное качество звучания. Среднее значение частотной характеристики 18 Гц — 20 000 Гц.
Чувствительность. Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Обычно наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 дБ, при меньшей чувствительности звук может быть слишком тихим (особенно при использовании наушников с плеером или подобными устройствами). На чувствительность влияет материал магнитного сердечника, применяемого в наушниках (например, неодимовые магнитные сердечники). Наушники-«вкладыши» с малым диаметром мембраны обладают маломощным магнитом.
Сопротивление (импеданс). Здесь важно соответствие значения модуля полного электрического сопротивления наушников и выходного сопротивления источника звука.
Максимальная мощность. Максимальная (паспортная) входная мощность обуславливает громкость звучания.
Уровень искажений Уровень искажений в наушниках измеряется в процентах. Чем меньше этот процент, тем лучше качество звучания. Привносимые наушниками искажения менее 1 % в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10 %.
Глава III. Ход исследования
III.1. Опрос учащихся, анализ анкетирования
Я провёла анкетирование среди учащихся 5-11 классов, с помощью которого хотела выяснить условия прослушивания музыки в наушниках и их использование современной молодежью. (Приложение 1).
Были получены следующие результаты: 1)пользуются наушниками - 95%; 2) в основном, наушники используются для поднятия настроения - 37%, для расслабления - 32%, для изоляции от внешнего мира - 19% и чтобы не мешать окружающим - 12% (приложение 2); 3) знают марку своих наушников- 100 %; 4) знают мощность своих наушников - 9 %; 5) при прослушивании музыки учащиеся используют громкость: слабую - 8%, среднюю-51%, сильную - 41% (приложение 2); 6) опрашиваемые слушают музыку в наушниках каждый день - 56%, несколько раз в неделю - 34%, редко - 10% (приложение 2); 7) на то, что речь окружающих слышится недостаточно четко после прослушивания музыки в наушниках обращали внимание - 17%, не обращали внимание - 83%; 8) испытывали ощущения после прослушивания музыки: гул в ушах – 17%, притупление слуха – 8% и никаких ощущений – 75% (приложение 2); 9) к врачу с жалобами об ухудшении слуха обращались - 2%, не обращались – 98% (приложение 2).
Так же я ознакомилась со статистикой детской городской поликлиники города (приложение 3). Как видим число детей с понижением слуха из года в год увеличивается. С 2018 года до 2022 года показатели возросли в 2 раза. За последние два года увеличились показатели понижения слуха именно у школьников. Нельзя сказать точно, что это произошло именно из-за пользования детьми наушниками. Но однозначно можно утверждать, что технический прогресс влияет на состояние здоровья детей, потому что в городе нет данных с рождением детей глухих от рождения.
Так же мною была проведена лабораторная работа (приложение 4).
III.2. Оценка наушников
Базовыми критериями при оценке наушников являются качество звучания и удобство. Как известно, ощущение 3-мерности звукового пространства появляется у нас за счет взаимодействия звуковой волны с головой, плечами и ушными раковинами. В зависимости от направления распространения звук по-разному взаимодействует с ними и изменяет свои фазовые, частотные и амплитудные характеристики. На основе анализа этих изменений наш мозг делает выводы о месторасположении звукового источника.
При прослушивании музыки через наушники практически все естественные механизмы человека по локализации звука в пространстве оказываются незадействованными. Наушники одеваются прямо на ушные раковины, поэтому ни голова, ни туловище человека не оказывают влияния на характеристики слышимого звука. Накладные наушники достаточно плотно прижимаются к ушной раковине, в свою очередь, прижимая ее к голове. Такое положение является неестественным для внешнего уха, и ушная раковина, представляющая собой, по сути, пространственное частотное декодирующее устройство, не может определить расположение звукового источника. Если рассмотреть наушники-вкладыши, или, тем более, затычки, то с ними ситуация еще сложнее, поскольку они работают непосредственно в слуховом канале и сложнейшая геометрия ушной раковины вообще не участвует в формировании звукового образа. Все эти обстоятельства приводят к тому, что звуковое поле, передаваемое головными телефонами, как бы заключается «внутрь головы слушателя», а не локализуется в пространстве перед ним, как должно быть в идеале.
Универсальные критерии выбора наушников — качество звучания и эргономические свойства наушников.
О качестве звучания говорят следующие признаки:
чистый звук, без искажений и помех ; глубокие, чёткие басы.
Удобство наушников заключается в следующих фактах:
- комфорт — любой дискомфорт будет только усиливаться при длительном ношении. Если это наушники-вкладыши — убедитесь, что они не выпадают из ушей и не доставляют неприятных ощущений. В этом аспекте одним из ключевых элементов конструкции наушников является оголовье. Из какого материала оно выполнено — не принципиально; сегодняшний пластик по прочности не уступает металлу. Важно другое. Оголовье и частично амбушюры определяют величину контактного давления наушников — параметр, измеряемый в ньютонах и появившийся в спецификациях сравнительно недавно. Пара оголовье - амбушюры обеспечивает равномерное распределение нагрузки на различные части головы пользователя. Если велико давление на «темечко» или на уши — очень скоро наступит утомление. Если же, наоборот, оголовье слишком свободно, то даже очень плотно прилегающие амбушюры не смогут обеспечить должный комфорт.
- настраиваемость — насколько легко оголовье и чашки наушников могут подстраиваться под форму головы пользователя.
Заметим, что наушники закрытого типа оказывают наибольшее давление на среднее ухо, чем наушники открытого типа. В наушниках закрытого типа баса больше чем в самой записи. А в наушниках открытого типа, несмотря на то, что нет звукоизоляции, нет превалирующего баса, “резонансных” призвуков, звучание более объёмное и в них можно услышать детали, которые не будут слышны в наушниках закрытого типа.
Также уровень громкости зависит от полного сопротивления наушников, от суммы активного и реактивного сопротивления (активное - сопротивление провода, реактивное - сопротивление катушки излучателя). Более безопасные для слуха это высокоумные наушники, т.к. такие наушники не выдадут ни искажений, ни достаточной громкости.
Заключение
На основе проведённого мной исследования, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего, я узнала много нового с целью развития моего кругозора. Я изучила все аспекты вредного влияния наушников на слух человека. Самая главная причина, почему наушники вредят нашему слуху, это их устройство – звук идёт концентрированно и целенаправленно в барабанную перепонку, причём, обычно на протяжении долгого времени. Разные наушники имеют разную степень воздействия. Я считаю, что моё время не было потрачено зря. Для меня стало понятно, что необходимо пересмотреть своё отношение к современным техническим средствам и пользоваться ими не в ущерб своему здоровью. Я обязательно расскажу своим одноклассникам и друзьям о своих исследованиях, чтобы убедить их бережно относится к своему здоровью.
Литература
1) Михайлов А.А. Справочник фельдшера/ А.А. Михайлов, А.Л. Исаева, М.Х. Турьянова и др./ под ред. А.А. Михайлова. – М.: Медицина, 1990. – В 2 томах. Т.1. – 496 с.
2) Орлов Л., журнал "Звукорежиссер" статья«От головных телефонов к наушникам: история развития», дата публикации 08.02.2008.
3) Тэйлор Р. «Шум.» перевод с англ. Д. И. Арнольда. под ред. М. А. Исааковича. –
М.: «Мир», 1978.
4) Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: Человек и его здоровье: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. В.Н. Загорской и др. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.
Электронные ресурсы:
5) http://vmestesnami.com/author/admin - децибелом по ушам.
6) http://bigbord.net/stati/meditsina/2583.html – как наушники влияют на слух.
7) http://article.techlabs.by/print/49_1020.html мощность основные понятия
8) http://ru.wikipedia.org/wiki материал о наушниках.
9) http://www.stereohead.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=29 – наушники и человеческий слух.
Приложения
Приложение 1. Анкета
Пользуетесь ли вы наушниками?
А) да
Б) нет
С какой целью ты слушаешь музыку в наушниках?
А) для расслабления
Б) для поднятия настроения
В) для изоляции внешнего мира
Г) чтобы не мешать окружающим
Знаете ли вы марку своих наушников? Если знаете то, какая?
А) да___________
Б) нет
Знаете ли вы мощность своих наушников?
А) да ___________
Б) нет
Какую громкость звука ты предпочитаешь?
А) Слабую
Б) Среднюю
В) Сильную
Как часто ты слушаешь музыку в наушниках?
А) Каждый день
Б) Несколько раз в неделю
В) редко
Обращал ли ты внимание, что после прослушивания музыки в наушниках, ты слышишь речь окружающих не достаточно чётко?
А) да
Б) нет
Какие у тебя ощущения после прослушивания музыки в наушниках?
А) Гул в ушах
Б) Звон в ушах
В) Свой вариант ответа_____________________
Обращались ли вы к врачу с жалобами на ухудшение слуха или болями в ушах?
А) да
Б) нет
Приложение 2. Результаты анкетирования.
Приложение 3. Результаты медицинской статистики по г. Мирный.
год |
Процент от общего числа детей до 17 лет с понижением слуха |
2018 |
0,12% (7 человек) |
2019 |
0, 16% (9 человек) |
2020 |
0, 17% (10 человек) |
2021 |
0,24% (14 человек) |
2022 |
0,25% (15 человек) |
Приложение 4. Лабораторная работа «Определение влияния громкой музыки на слух»
Оборудование:
Телефон с наушниками;
Будильник;
Линейка;
Два ученика
Ход работы:
1. Проверим слух до прослушивания громкой музыки, для чего один ученик подносит к уху второго ученика будильник на расстояние хорошей слышимости тиканья часов.
С помощью линейки замеряем расстояние от будильника до уха.
Одеваем на испытываемого ученика наушники и включаем на телефоне музыку на уровень громкости выше среднего.
Испытуемый ученик слушает музыку в течение 5 минут.
Снимаем наушники и повторяем операцию с будильником и линейкой.
Результат работы:
До прослушивания музыки измеренное расстояние было 80 см после 20 см.
Вывод: после прослушивания громкой музыки, происходит кратковременная потеря слуха.
Приложение 5. Рекомендации по использованию наушников.
Обязательно прочтите все предостережения и инструкции, прежде чем использовать наушники. Чтобы избежать ухудшения слуха, рекомендуем вам:
Лучше выбирать наушники открытого типа чем закрытого.
Необходимо соблюдать правило «60-60» что значит нужно слушать музыку при громкости, не превышающей 60% от максимально возможной, и сократить время использования наушников до 1 часа в день (или менее).
Всегда приглушайте звук вашего аудиоустройства, прежде чем вставить наушники в уши.
Вставив наушники, постепенно прибавляйте звук, пока он не достигнет приемлемого для вас уровня.
Использование наушников с превышением нормальной для человеческого организма громкости (более 85dB) или в течение продолжительного времени может ухудшить ваш слух.
Давайте своим ушам отдыхать; послушайте тишину
Звон в ушах и другие ощущения дискомфорта могут послужить сигналом того, что вам следует убавить звук.
Вред, наносимый вашему слуху, может проявляться как постепенно, так и совокупно. Во многих случаях вы можете долгое время не наблюдать причин для беспокойства. Проверка слуха и медицинские анализы являются единственным способом диагностики надвигающихся проблем со слухом. Тем не менее, настоятельно рекомендуем вам обратиться к врачу, если вы обнаружите у себя следующие симптомы:
-Звон или жужжание в ушах
- Трудности при распознавании чужой речи
- “Глушение” звуков