По следам путешествий учителя географии

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По следам путешествий учителя географии

Семенова А.А. 1
1МОБУ Краснохолмская СОШ №2
Семенова Н.В. 1
1МОБУ Краснохолмская СОШ № 2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Учителей в нашем селе Краснохолмский немало, ведь тут целых 3 школы. И тех, кто пользуется особым уважением и признанием среди коллег и тех, кто по- настоящему любим своими учениками. Но есть среди них особенный учитель, тот, кто занимает в сердцах детей особое место. Римма Инсафовна Ибрагимова на протяжении многих лет будоражит умы своих учеников желанием изведать неизведанное, увидеть и изучить новое, покорить непокоренное, оставить свой след в самых разнообразных точках родной республики, страны и даже зарубежья. И, однажды побывав с ней в походе или путешествии, ни один ребенок не сможет уже свернуть с пути юного исследователя, неутомимого путешественника и туриста. Так тяга к путешествиям навсегда поглощает учеников и последователей настоящего географа.

В 2023 году Римме Инсафовне исполнится 73 года. Когда я узнала об этом, то сильно удивилась. Ведь путешествовать и вести за собой ребят она и не думает переставать. Именно поэтому я решила собрать как можно больше информации об этом удивительном человеке, ее путешествиях и поделиться с вами.

Меня зовут Семенова Александра. Мне 9 лет. Я ученица 4 класса Краснохолмской школы № 2. Я тоже люблю путешествия.

Актуальность работы: 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Все мероприятия в этом году направлены на повышение престижа профессии учителя, также, как и моя работа.

Проблема заключается в том, что не все школьники знают историю становления настоящего учителя географии, его путешествия и заслуги.

Цель исследовательской работы - изучение путешествий Р. И. Ибрагимовой, создание карты покоренных ею мест.

Задачи:

1. Изучить информацию о жизненном пути и педагогической деятельности Р.И. Ибрагимовой.

2. Собрать информацию о путешествиях географа.

3. Встретиться с Риммой Инсафовной Ибрагимовой и взять у нее интервью.

4. Отметить на карте все места, посещенные учителем вместе с учениками.

5. Познакомить одноклассников с результатами выполненного исследования.

6. Привлечь внимание к деятельности Р.И. Ибрагимовой, к ее вкладу во всестороннее развитие учеников.

7. Составить памятку «Советы опытного туриста».

Гипотеза: деятельность Р.И. Ибрагимовой способствует разносторон-

нему развитию детей.

Объект исследования: Путешествия Р. И. Ибрагимовой.

Предмет исследования: Объекты путешествий Р.И. Ибрагимовой, деятельность учителя географии.

Методы исследования:

изучение источников по теме исследования;

интервьюирование;

опрос;

анализ;

составление карты путешествий.

Новизна нашего исследования заключается в том, что предметом исследования выбрана малоизученная тема.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранный материал может быть полезен жителям села Краснохолмский и тем, кто хочет узнать историю путешествий Р. И. Ибрагимовой.

Биография земляка-географа Р. И. Ибрагимовой

Свое исследование мы начали с изучения архивов районной газеты «Калтасинская заря», программ районного телевидения, а также сайтов и социальных групп МОБУ Краснохолмская СОШ № 2. Вот, что мы узнали.

Римма Инсафовна Ибрагимова родилась 6 сентября 1950 года в городе Октябрьский. В 1973 году окончила географический факультет Башкирского государственного университета. Сразу после окончания ВУЗа по распределению приехала в Краснохолмскую школу №2 и навсегда связала свою судьбу с этой школой. Кроме интереснейших уроков, экскурсий, туристических походов ее ученики посещали танцевальный кружок, совершали путешествия, изучая историю одного края и огромной территории России и зарубежья. Р.И. Ибрагимова - заслуженный учитель РБ, учитель-методист, Кавалер ордена Трудовой Славы, победитель конкурса «Учитель года - 1990» Калтасинского района, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2006 года. (Приложение 1,11).

Стаж педагогической деятельности- 47 лет. [4; С. 40]

Выводы: История жизненного пути Р. И. Ибрагимовой доказывает, что учителя с большой буквы существуют и не важно, сколько такому учителю лет. Он, как магнит, притягивает к себе талантливых и жаждущих познать новое и неизведанное людей: педагогов, детей, родителей. Такой учитель несет людям радость открытий, возможность общения с прекрасным, учит преодолевать препятствия.

2. Интервью с Р. И. Ибрагимовой
Для того, чтобы узнать как можно больше о знаменитом географе нашего района, мы решили встретиться с Риммой Инсафовной Ибрагимовой лично и взять у нее интервью.

Римма Инсафовна – удивительный человек, посвятивший всю свою жизнь школе. Но просто давать детям теоретические знания о явлениях природы, о географических особенностях тех или иных стран, работать с картами – это не про Римму Инсафовну. Не рассказать, а показать, не прочитать описание, а увидеть все своими глазами, пощупать своими руками, прошагать собственными ногами. Спуститься вглубь пещеры, подняться на вершину горы, поставить палатку, разжечь костер, суметь приготовить вкуснейший суп в туристическом котелке - вот это про Римму Инсафовну и ее учеников. (Приложение 2).

1) - Калтасинский район не является местом, где Вы родились и выросли. Расскажите, как Вы попали в наш район?

-Я родилась и выросла в городе Октябрьский. А в 1973 году после окончания БГУ по распределению попала в село Краснохолмский. Первое, что я сделала в школе - организовала географический кружок. Детей занималось очень много. Около 40- 50 учеников, в основном мальчики. Мы вместе читали книги о путешественниках: о Миклухе-Маклае, о Пржевальском. Ходили в походы. Все выходные проводили на речке.

2) - Расскажите о своем первом путешествие или походе?

-Самыми первыми походами были однодневные вылазки на наши местные Шиханы с целью измерения высоты. Высота Шихана – 93 м. А также мы нашли исток реки Киебак и установили на нем табличку «Здесь начинается река Киебак - приток 4 порядка великой русской реки Волга». А находился этот небольшой родничок около деревни Уял, недалеко от Тюльдей.

3) - Какое путешествие было самым сложным для Вас? Почему?

- Ни одно путешествие не могу назвать для себя сложным. Организация каждого из них была мне по силам, вдохновляла и учила новому. Даже небольшие сложности с оформлением загранпаспортов, виз и других документов решались легко, потому что все делалось в удовольствие.

4) - Вам интереснее было побывать в европейских странах или посетить природные памятники?

-Мне, как географу, интересно все! Интересно знакомить подрастающее поколение с традициями и достопримечательностями разных стран, но не менее интересно подниматься с ними на вершины гор, спускаться в пещеры, слушать звуки падающей воды из водопадов нашей республики.

5) - Есть ли последователи Вашего дела среди Ваших учеников?

-Последователи, конечно, есть. Это Наталья Байтимирова, учитель географии в г. Мелеуз, Эльвира Закирьянова, работающая гидом в Турции, Галина Фассахова, Яна Исмагилова, Григорий Яманаев. В данный момент на географическом факультете учится Ксения Акушева. Это все мои ученики, полюбившие географию в школьные годы. Считаю, что и моя заслуга в выборе специальности этих географов есть.

6) - Сейчас Вам 73 года, продолжаете ли Вы путешествовать, ходить в походы?

-Да, я продолжаю путешествовать. Например, в 2022 году у меня запланированы 2 путешествия. В апреле месяце я везу 20 школьников нашего села в Кунгурскую пещеру, в июне отправимся в Санкт-Петербург.

7) -Можете поделиться с нами советами от бывалого путешественника и туриста?

- Ничего не бояться! Идти вперед навстречу новому.

8) - Ваше педагогическое кредо?

-Быть плохим географом нельзя!

И еще одну философскую мысль я повторяю всегда: «Человек счастлив еще и потому, что может путешествовать».

- Спасибо Вам большое за интервью. Желаем Вам крепкого здоровья и много энергии для реализации всех Ваших планов.

Выводы: Римма Инсафовна - путешественник не только по своей специальности, но и по призванию. Желание не только самой увидеть много нового и интересного, а показать это своим ученикам, заразить их стремлением к путешествиям, к познанию нового, неизведанного - вот цель деятельности настоящего учителя географии.

3. Туризм

В Толковом словаре Ожегова дается следующее определение этого понятия:

Туризм, а, м.

Вид спорта, групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. Горный т. Водный т. Заниматься туризмом.

Вид путешествий, совершаемых для отдыха и самообразования. Международный т. [5, c.98]

Туризм доступен и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Еще он всесезонен. Следовательно, туризм является эффективным средством воспитания здорового и закаленного человека, расширения кругозора, познания красоты природы.

Существует официальная классификация туризма. По числу участников путешествия туризм бывает индивидуальный, групповой, семейный. По региону отдыха туризм делится на международный и национальный. По способу организации – неорганизованный и организованный. По возрасту участников - детский, молодежный, среднего возраста, третьего возраста. По способу передвижения - автомобильный, водный, железо-дорожный, авиационный, вело, верховой. По характеру поездки - дальний и ближний. По продолжительности путешествия делятся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. По интенсивности туристских потоков – сезонный и круглогодичный.

Почему ребенку школьного возраста полезно заниматься туризмом. На это есть много причин:

-Познание окружающего мира. Именно на занятиях туризмом ребенок может легко понять причину и суть окружающих его явлений;

-Умение правильно ориентироваться в пространстве и во времени;

- Приобретение настоящих друзей. В совместных приключениях при преодолении препятствий и трудностей, при завоевании победы приобретаются общие интересы и увлечения.

4. Путешествия

4.1 Калтасинский район

Самыми первыми походами по просторам Калтасинского района были однодневные вылазки на наши местные шиханы с целью измерения высоты. Высота шихана – 93 м. Эти походы проводились каждый год во всех классах, впервые столкнувшиеся с изучением географии. А также мы нашли исток реки Киебак и установили на нем табличку «Здесь начинается река Киебак - приток 4 порядка великой русской реки Волга». А находился этот небольшой родничок около деревни Уял, недалеко от деревни Тюльди.

Так же ежегодно проводились туристические слеты в рамках школы и в рамках района. Здесь учащиеся школ соревновались в спортивном ориентировании, в скоростной установке палаток, разведения костра, приготовления походных блюд, в завязывании самых различных узлов, в знании фауны своего края, в преодолении полосы препятствий. (Приложение 3)

4.2 Республика Башкортостан и соседние территории

Вслед за освоением Калтасинского района учащиеся села Краснохолмский под руководством Риммы Инсафовны двинулись на просторы Республики Башкортостан и соседних территорий. Покорение второй по высоте вершины Южного Урала- горы Иремель стало незабываемым приключением для всех, кто там побывал. Это юго-запад Челябинской области. Этот туристический поход занял 4 дня.

Посещение музея - заповедника «Аркаим» было многократным. Не менее 7 раз учащиеся Краснохолмской школы № 2 побывали в одном из самых культовых мест на Урале. Оно было открыто только в 1987 году в степях на юге Челябинской области и представляет собой одно из поселений «Страны городов», осколок древнейших цивилизаций. Место силы навсегда осталось в памяти всех путешественников.

Водопад «Гадельша», озеро Талкас, пещера Шульган – таш, Нугушское водохранилище, Голубое озеро – вот неполный список знаменательных мест, которые многократно были посещены Р. И. Ибрагимовой и ее учениками.

А вот посещение Кунгурской ледяной пещеры на долгие годы стало визитной карточкой знаменитого географа. Ежегодно весной Римма Инсафовна везет группу учащихся из 20 человек в город Кунгур. Это одна из самых популярных достопримечательностей Урала, историко – природный комплекс в Пермском крае, находящийся на окраине города Кунгур. Дети любуются ледяной пещерой, высотой грот, восхищаются сталактитами и сталагмитами. (Приложение 4).

4.3 По просторам страны

Свои путешествия по просторам страны Римма Инсафовна начинала, когда еще существовал Советский союз. Первый тур был направлен на посещение Белоруссии. Старшеклассники нашей школы посетили города Минск, Могилев, Орша, Борисов, Жодино, а также Мемориальный комплекс «Хатынь». Это святыня национальной памяти. Место, которое увековечивает память о149 жителях деревни, которых 22 марта 1943 года заживо сожгли карательные отряды немецкой армии. По воспоминаниям Риммы Инсафовны в Хатыни дети настолько проникались трагической историей, что их было очень сложно успокоить. Многие переживали и плакали. (Приложение 11)

Следующее путешествие - это туристический поезд по маршруту Ульяновск – Казань – Волгоград. (Приложение 3)

Третий тур - поездка по Золотому кольцу состоялась 2 раза. 64 ученика школы побывали в этом туре. Школьники побывали в следующих городах: Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, Гусь-Хрустальный, Переславль – Залесский и др. (Приложение 6)

Следующий тур-путешествие в Санкт-Петербург и его пригороды. Посещали и Петергоф, и Царское село. Это путешествие так полюбилось и ребятам, и организатору, что стало практически ежегодным.

(Приложение 5)

4.4 Весь мир перед тобой

Первый заграничный тур, который организовала Римма Инсафовна, был автобусный тур в Европу. Из Москвы через Белоруссию добрались в Польшу. Здесь посетили центральную площадь Варшавы, музеи столицы. В Чехии побывали на Карловом мосту, увидели знаменитую башню с часами. Затем отправились в сердце Франции-в Париж. Посетили Дисней - лэнд, фабрику духов. Затем отправились в Германию. Побывали на Берлинской стене, увидели своими глазами Рейхстаг, памятник воину – освободителю

Следующим туром была поездка в Италию. В ней приняло участие 38 человек. Поездка началась через Белоруссию в Чехию. Затем в Италию. Здесь посетили Венецию, Пизу, Рим, Ватикан, Неаполь, побывали на развалинах Помпеи, увидели Флоренцию. Далее отправились в столицу Австрии – Вену. Затем польские города - Краков и Варшава. Через Белоруссию вернулись в Москву.(Приложение 1,8)

Вывод: деятельность учителя географии с 40-летним стажем преподавания многогранна и направлена на всестороннее развитие личности ребенка. Она развивает в своих учениках и последователях стремление к познанию нового и неизведанного, открывает мир, новые горизонты не через картинки в интернете, а при соприкосновении с природой вживую. Это помогает детям оторваться от всевозможных гаджетов и технологий, увидеть всю многогранность мира своими глазами.

Памятка «Советы настоящего туриста»

Опираясь на опыт опытного туриста и организатора путешествий Р. И. Ибрагимовой, мы составили памятку для начинающих путешественников

1. Соблюдайте спокойствие в любой ситуации. Не переживайте из-за тех вещей, которые не можете контролировать. Жизнь так хороша, чтобы тратить ее на обиды и раздражение. 2. Просыпайтесь пораньше. Вставая с рассветом, вы сможете избежать столпотворения и очередей при осмотре достопримечательностей. Кроме того, благодаря мягкому рассеянному свету в это время суток получаются волшебные снимки. 3. Знакомьтесь с местными жителями. Иногда бывает полезно ограничить общение с другими путешественниками и начать контактировать с местными жителями. С помощью базового английского вы сможете объясниться в любой стране мира, особенно если будете правильно использовать жесты и язык тела. Учитесь у тех, кто живет в той местности, в которой вы находитесь. Общение с людьми обогащает путешествия значительно больше, чем осмотр достопримечательностей. 4. Фотографируйте как можно больше. Возможно, вы видите эти места и этих людей в первый и последний раз в своей жизни. Большое количество фотографий поможет вам сохранить все это в памяти навсегда. После того, как вы сделали удачный снимок, не забудьте отложить фотоаппарат, чтобы просто насладиться прекрасным видом.

5. Выход найдется всегда. В этом мире нет ничего невозможного. Если у вас не получается что-то сделать или куда-то отправиться - не сдавайтесь. Вы просто пока не нашли лучшего способа решения проблемы.

6. Ведите путевой дневник. Такие детали как имена людей, разговоры, запахи, ощущения, которые испытываешь, попадая в новое место, могут очень пригодиться вам в будущем, когда вы захотите подробно описать свое путешествие.

Прекрасный, необъятный и захватывающий мир ждет вас! Начните открывать его сейчас!

6. Опрос учащихся

Мы провели опрос учащихся 9-11 классов, чтобы выяснить, знакомы ли они с учителем географии Р. И. Ибрагимовой, ее деятельностью и участвовали ли они в походах и путешествиях, организованных учителем географии. Результаты отразили в следующей диаграмме (Приложение 15).

Результаты анкетирования показали, что большинство школьников среднего и старшего звена нашей школы не знакомы с учителем и ее деятельностью: 35 школьников из 68 ответили: «Да». А у 25 учеников нашей школы Римма Инсафовна вела уроки географии. И все они участвовали в походах и путешествиях под руководством знаменитого географа.

7. Практическая работа

Собрав всю информацию про путешествия учителя географии, про анализировав все интервью с Риммой Инсафовной и ее учениками, просмотрев все фотографии походов и путешествий, мы отметили на картах географические пункты, связанные с пребыванием в них учащихся нашей школы. Это карты Калтасинского района, Республики Башкортостан и соседних территорий, СССР, Российской Федерации, Европы.

Заключение

Римма Инсафовна Ибрагимова является учителем с большой буквы. Изучая историю ее жизни и трудового пути, а также следуя по следам ее путешествий, мы познакомились с замечательным и талантливым учителем, который отдает своему делу всю душу.

В начале работы мы выдвинули гипотезу, что деятельность Р.И. Ибрагимовой способствует разностороннему развитию детей и приобщению их к миру туризма. Подводя итоги своей работы, можно сказать, что цель исследования достигнута. Я изучила историю жизненного пути Р.И. Ибрагимовой, прошла по следам ее путешествий и познакомила одноклассников с результатами выполненной работы. Анализ деятельности позволяет сделать выводы:

- история путешествий Р.И. Ибрагимовой - это желание, потребность школьников района познавать новое, путешествовать, изучать явления природы;

- деятельность знаменитого географа нашего района очень разнообразна: изучение азов туризма, исследование особенностей окрестности села, района, знакомство с традициями и достопримечательностями республики, страны, мира.

-каждое направление туризма несет детям массу положительных навыков и умений, придает им уверенность в своих силах и учит стремиться к познанию нового.

Подводя итоги исследования, считаю, что выдвинутая мной гипотеза подтверждена.

Деятельность Р.И. Ибрагимовой в области туризма дарит детям нашего села прекрасную возможность для всестороннего развития и приобщения к путешествиям самого разного уровня.

Список литературы и источников:

Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка/С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-4-е изд.,доп.-Москва:Азбуковник,2000.-940с.

50 лет Краснохолмской средней школе №2. О времени, о школе, о себе…-2019год. -стр.167-169

https://krholmschool2.ru/

https://vk.com/club178564099

https://kaltasin.bashkortostan.ru/

Приложение №1

Р. И. Ибрагимова на Елисейских полях

Приложение №2

Интервью с Р. И. Ибрагимовой

Приложение №3

Походы и путешествия по Калтасинскому району

Приложение №4

Поездка в Кунгурскую ледяную пещеру

Приложение №5

По просторам родной страны

Приложение №6

Поездка по Золотому кольцу Россия

Приложение №7

По просторам родной страны

Приложение №8

И весь мир перед тобой

Приложение №9

Поездка в Москву

Приложение №11

Поездка в Белоруссию

Приложение №12

Из архива районной газеты «Калтасинская заря»

Приложение №13

Приложение №14

Приложение 15

Опрос учащихся

В опросе участвовало 68 человек. Были заданы следующие вопросы:

1) Знакомы ли вы с учителем географии Р. И. Ибрагимовой и ее деятельностью?

2)Участвовали ли вы в походах и путешествиях, организованных Р. И. Ибрагимовой?

3)Считаете ли деятельность Р. И. Ибрагимовой по организации походов и туристических поездок важной для школьников?

На первый вопрос «Да»– ответили 35 человека, «Нет»- ответили 33 человек;

На второй вопрос «Да»- ответили 25 человек, «Нет» -ответили 43 ученика.

На третий вопрос «Да» ответили 68 человек.

Результаты анкетирования показали, что большинство школьников среднего и старшего звена нашей школы не знакомы с учителем и ее деятельностью, т.к. Р. И. Ибрагимова не вела уроки географии у этих ребят. А у 25 учеников нашей школы Римма Инсафовна вела уроки географии. И все они участвовали в походах и путешествиях под руководством знаменитого географа. Но при этом все 68 учащихся считают деятельность учителя географии очень важной для школьников района.

Просмотров работы: 133