Двадцатый век стал веком зарождения экзистенциальной философии, именно тогда стали стремительно развиваться идеи абсурдности мира и свободы выбора.
Конечно, люди с античных времен задаются вечными философскими вопросами, а именно вопрос о смысле жизни, возможности познания мира, а конец 19 века можно отнести к раннему экзистенциализму, но мысль об отстраненности человека от мира волновала философов именно 20 века. Что же такое экзистенциализм?
Экзистенциализм направление в философии, появившиеся в 20 век. Философы-экзистенциалисты задавались вопросами смысла всего сущего (экзистенция — сущее) абсурдности мира и затрагивали свободу выбора.
Подобные темы волновали и философа-публициста Альбера Камю. Несмотря на то, что Камю не относил себя к экзистенциалистам, его идеи очень перекликаются с основными положениями этого философского течения, а так же он был близок с "настоящим" экзистенциалистом Жан-Полем Сартром.
В своем эссе я хочу проанализировать и высказать свое мнение о повести Альбера Камю «Посторонний».
Повесть была написана в 1940 году, в ней отражены основные идеи философии Камю. Посторонний — не художественное произведение, а философский текст, из-за чего порой может казаться, что герои поступают нелогично, но любое действие (логичное или нет), происходящее в тексте, нужно для понимания позиции автора.
Произведение начинается со слов - «сегодня умерла мама. А может быть вчера -не знаю. Я получил из богадельни телеграмму: «Мать скончалась. Похороны завтра. Искренне соболезнуем». Это ничего не говорит — может быть, вчера умерла»
Афоризм «Сегодня умерла мама. А может быть вчера...» ушел в народ и стал очень популярен. И правда, уже по первому абзацу у нас начинает складываться образ главного героя.
Смерть матери Мерсо (центрального персонажа) — основное событие книги, именно вокруг него вертятся все остальные события.
Мерсо — мужчина средних лет. Он получает телеграмму с известием о том, что у него умерла мать. Здесь и начинается завязка произведения. Мерсо отправляется на похороны и ведет себя там максимально равнодушно, вызывая недовольство окружающих. Вначале очень хочется понять и почувствовать, что же за человек Мерсо, но по его отношению к похоронам и его поведению на них, мы понимаем, что Мерсо абсолютно лишен чувств. Далее герой возвращается в город и, встретив коллегу с работы — Мари, отправляется с ней на пляж. Там у них завязывается роман.
Кульминацией повести является убийство, которое совершает Мерсо. Даже на суде герой не чувствует вины за совершенное им преступление. И как бы соседи и девушка не заступались за него, судья остается непреклонным.
Мерсо оправдывает свой поступок палящим солнцем, которое подействовало на него, а про пули, вонзившиеся в обездвиженное тело, он говорил следущее - «Я как будто постучал в дверь несчастья четырьмя короткими ударами». Причина убийства непонятна.
Мерсо осознает гнусность своего поступка, но из-за бесчувственности и «отстраненности» от мира не понимает интереса к своей особе. Он говорит - «С некоторым трудом мне удалось понять, что вся эта суматоха из-за меня». Мерсо не ощущает абсолютно никакой агрессии к жертве и считает дело легким.
Вторая часть повести очень отличается от первой. Нам представляется картина суда и, что странно, Мерсо судя не за совершенное им преступление, а за проявленное равнодушие к матери. «Суд разбирает сейчас гнусную драму самого низкого пошиба, осложненную тем фактом, что виновник ее — чудовище в моральном отношении».
Героя обвиняют в убийстве, но прокурор делает акцент на его бесчувственности. И тогда Мерсо открывается нам с новой стороны - «Впервые за много лет у меня возникло желание заплакать, потому что я почувствовал, как меня ненавидят все эти люди.» - думал он,- «Я почувствовал, как это возмутило всех присутствующих, и в первый раз понял тогда, что я виноват.» Мерсо обречен на смертную казнь.
Кто же такой Мерсо? Что он за человек?
По моему мнению, Мерсо — человек, приблизившийся к счастью, лишивший себя страданий. «Я был счастлив, я счастлив и сейчас. Чтобы все завершилось, чтобы не было мне так одиноко, остается только пожелать, чтобы в день моей казни собралось побольше зрителей — и пусть они встречают меня криками ненависти.» Камю считал, что мир абсурден, жизнь глупа, а любое наше чувство, так или иначе, приводит к страданию. Философ показывает нам свое понимание подлинно счастливого человека. Мерсо — человек, нашедший гармонию по отношению к бытию и жизни, а судят его как раз за абсолютное простое счастье.
Повесть демонстрирует нам, что такого рода «счастье» не одобряется обществом, героя осуждают за нарушение формальной этики.
Мерсо наслаждается природой, отрекается от рефлексий и никогда не врет.
Название повести как нельзя хорошо отображает содержание ее тему — тему постороннего человека в мире. Мерсо действительно «чужой» ,он отличается от других своим особенным мировоззрением. В произведении раскрываются основные положения экзистенциализма, идеи о том, что человек отстранен от мира, что нет ничего кроме внутреннего бытия.
В «Постороннем» Камю показывает нам «настоящее» счастье, но не говорит о том, что это то, к чему мы должны стремиться Он не учит нас тому, что хорошо, а что плохо, автор дает свободу мысли. Для философа было важно дать читателю возможность поразмышлять, ему была приятна любая интерпретация его текста.
В заключении хочу сказать, что у каждого человека свой путь и свое счастье. Каждый сам выбирает для себя установки и принципы. Проблема свободы выбора — одна из основных проблем философии экзистенциализма и он говорит о том, что человек свободен в своем выборе, что каждый сам конструирует свою жизнь.